Феноменология (архитектура)
Архитектурная феноменология — это дискурсивная и реалистическая попытка понять и воплотить философские идеи феноменологии в дисциплине архитектуры . Феноменология архитектуры — это философское исследование архитектуры с использованием методов феноменологии. Дэвид Симон определяет это как «дескриптивное и интерпретативное объяснение архитектурного опыта, ситуаций и значений, состоящих из качеств и особенностей как искусственной среды, так и человеческой жизни». [1]
Архитектурная феноменология подчеркивает человеческий опыт, происхождение, намерение и историческое отражение, интерпретацию, а также поэтические и этические соображения в отличие от антиисторизма послевоенного модернизма и подделки постмодернизма . Как и сама феноменология, архитектурную феноменологию лучше понимать как ориентацию на мышление и творчество, а не на конкретную эстетику или движение. Интерес к феноменологии в архитектурных кругах начался в 1950-х годах, достиг широкой аудитории в конце 1970-х и 1980-х годах и продолжается сегодня.
Историческое развитие
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Эдмунду Гуссерлю приписывают основание феноменологии как философского подхода к пониманию опыта в начале 20 века. Возникновение феноменологии произошло в период обширной трансформации, известной как модернизм . В это время западное общество переживало стремительный технологический прогресс и социальные изменения. Одновременно, когда теория и практика архитектуры адаптировались к этим изменениям, современная архитектура возникла . В соответствии с широким контекстом модернизма, который характеризовался отказом от традиций, систематизацией и стандартизацией; и феноменология, и современная архитектура были сосредоточены на том, как люди воспринимают окружающую среду. В то время как феноменология была сосредоточена на том, как люди могут познавать вещи и пространства, современная архитектура была озабочена тем, как создать места человеческого опыта, соответствующие модернистскому духу того времени. [2]
Первые подходы к вписыванию архитектуры в феноменологические рамки начались в 1940-х годах. [3]
Гуссерля Метод эйдетической редукции позволяет разуму абстрагировать необработанные и преходящие сенсорные данные — цвета и формы в случае архитектуры — в «сущности», вневременные архитектурные формы . Это предложение плавного синтеза прошлого опыта, нынешних чувств и предчувствий очень хорошо подходило школе романтической архитектуры , предоставляя абсолютные суждения о добре и зле без рационализации и перехода к науке. [4]
Ранние архитектурные исследования (1950-1960-е годы)
[ редактировать ]Архитекторы впервые начали серьезно изучать феноменологию в Принстонском университете в 1950-х годах под влиянием Жана Лабатю . В 1950-х годах архитектор Чарльз В. Мур провел некоторые из первых феноменологических исследований архитектуры во время своей докторской диссертации под руководством Лабатута, в значительной степени опираясь на философа Гастона Башляра , которые были опубликованы в 1958 году под названием « Вода и архитектура» . [5] В Европе миланский архитектор Эрнесто Натан Роджерс продвигал архитектурную феноменологию в 1950-х и начале 1960-х годов благодаря своей влиятельной редакционной работе в итальянском журнале дизайна Casabella Continuità . [6] Он сотрудничал с философом Энцо Пачи и оказал влияние на поколение молодых архитекторов, включая Витторио Греготти и Альдо Росси . [7]
Средо-поведенческие исследования (1970-е - начало 1980-х годов)
[ редактировать ]Междисциплинарная область исследований поведения окружающей среды (EBS) была введена в многочисленные американские, канадские и британские архитектурные программы в 1970-х годах. Эта дисциплина, также называемая « архитектурной психологией », « поведенческой географией », «психологией окружающей среды» или «человеческим фактором в дизайне», связана с Кристофером Александром , Кевином А. Линчем и Оскаром Ньюманом . Хотя большая часть исследований EBS была позитивистской , лежащая в их основе мысль оказала влияние на феноменологически склонных «географов-гуманистов» ( Эдвард Релф , И-Фу Туан ). [8]
Школа Эссекса (1970-1980-е годы)
[ редактировать ]В 1970-х годах Школа сравнительных исследований в Университете Эссекса под руководством Далибора Весели и Джозефа Рикверта стала питательной средой для поколения архитектурных феноменологов, в том числе Дэвида Лезербарроу , Альберто Переса-Гомеса и Даниэля Либескинда . В 1980-х годах Веселый и его коллега Питер Карл продолжали развивать архитектурную феноменологию в своих исследованиях и преподавании на факультете архитектуры Кембриджского университета . По мере того, как архитектурная феноменология утвердилась в академических кругах, профессора расширили ее взгляды посредством теоретических семинаров, выходящих за рамки Гастона Башляра. [9] и Мартин Хайдеггер , в том числе Эдмунд Гуссерль , Морис Мерло-Понти , [10] Ханс-Георг Гадамер , Ханна Арендт и теоретики, чей образ мышления граничил с феноменологией, в том числе Жиль Делез , Анри Бергсон , Поль Вирилио , Чарльз Тейлор , Юбер Дрейфус и Эдвард С. Кейси . Джордж Бэрд назвал Эссексскую школу «самым значительным недавним видом феноменологии в современной теории архитектуры» и отдает должное Весели за историческую опору архитектурной феноменологии на Хайдеггера, а не на Мерло-Понти, которого защищали Рикверт, Мур и Лабатут. [11] В 1980-е годы Кеннет Фрэмптон оказал влияние на архитектурную феноменологию. [11]
В 1979 году норвежского архитектора, теоретика и историка Кристиана Норберга-Шульца книга «Гений места: на пути к феноменологии архитектуры» стала важным справочником для тех, кто интересовался этой темой в 1980-х годах. [12] за доступные объяснения того, как такой подход может быть воплощен в дизайне. Книга написана под заметным влиянием Мартина Хайдеггера . герменевтической онтологии [13] [14] [15] Норберг-Шульц породил множество последователей, в том числе своего преемника в Школе архитектуры Осло Томаса Тииса-Эвенсена . [16]
Современная архитектурная феноменология (2010-настоящее время)
[ редактировать ]Недавняя научная деятельность в области архитектурной феноменологии опирается на современную феноменологию и философию разума авторов Галлахера и Захави. [17] Некоторые примеры включают выпуск журнала Log за 2018 год на тему «Дезориентирующая феноменология», а также « Хорхе Отеро-Пайлоса » Исторический поворот архитектуры Сары Ахмед , , «Квир-феноменология» Дилана Тригга «Нечто» , «Habeas Viscus» Александра Вехели и диссертацию Джозефа Бедфорда « Тень творчества». : Дабилор Веселый, Феноменология и архитектурное образование (1968 - 1989) . С распространением виртуальной реальности как архитектурного опыта к феноменологии стало уделяться новое внимание. Книга Хизер Рене Баркер « Проектирование поствиртуальной архитектуры, злой тактики и построения мира» рассматривает феноменологический метод и жизненный мир в этом контексте. [18] Современная наука стала более скептически относиться к влиянию Хайдеггера. [11] Феноменология постепенно вытесняется в теории архитектуры другими «передовыми» идеями начиная с 1980 года, но остаётся связанной с работами Альвара Аалто , Тадао Андо , Стивена Холла , Луиса Кана , Альдо ван Эйка , [ нужна проверка ] и Питер Цумтор . [19]
Темы
[ редактировать ]Жилье
[ редактировать ]Когда в центре внимания оказалась феноменологическая перспектива существования в обществе и проживания в социальном мире, возросший интерес к городскому и социальному опыту стал центральным в мышлении таких социальных философов, как Альфред Шютц . [20] Феномен жилища, объясненный в эссе Хайдеггера «Строительство жилищного мышления» (первоначально опубликованном в 1954 году как «Bauen Wohnen Denken»), стал важной темой архитектурной феноменологии. Хайдеггер связывает пребывание с «собиранием четырех частей», а именно с областями бытия, вызванными феноменами «спасения земли, получения неба (небес), посвящения смертных в их смерть и ожидания/воспоминания о божества». Сущность жилища не является архитектурной как таковой , точно так же, как для него сущность технологии не является технологической как таковая. [21] [22]
Экологическое воплощение
[ редактировать ]Экологическое воплощение — это перцептивное осознание человека (« живого тела ») в его взаимодействии с жизненным миром (например, человек «видит пружинистость стали» или «слышит твердость и неровность булыжников в скрежете булыжников»). По мнению Юхани Палласмаа , здания XXI века слишком тяжелы для визуального восприятия и нуждаются в большей «многоплановой чувственности». Томас Тиис-Эвенсен предлагает подчеркнуть связь между внутренним и внешним пространством, устанавливаемую полом, стенами и крышей. через «экзистенциальные выражения» движения, веса и субстанции «Движение» соответствует восприятию динамики, визуальной инерции (кажется ли элемент расширяющимся? стабильным ли элемент, выглядящий тяжелым (или легким); ); «вещество» — это внешний вид материала (поверхность выглядит так, будто она холодная на ощупь? мягкая?). [23]
Рутина тела — это набор жестов, поведения и действий, используемых для достижения определенной задачи. Феноменологи полагают, что правильный архитектурный дизайн может объединить телесные процессы нескольких тел в конвергентный «балет места», когда межличностный обмен происходит в офисном зале или торговом центре. Теория пространственного синтаксиса утверждает, что определенное пространственное расположение дорожек (например, коридоров или тротуаров) может привести либо к встречам, либо к ощущению изоляции. [24]
Тела и места взаимозависимы (они «оживляют» друг друга). Это видно, например, в концепции магазина/дома, предложенной Говардом Дэвисом , типа здания, которое в различных исторических формах содержит как жилое помещение, так и место ведения бизнеса. [25]
Известные архитекторы
[ редактировать ]Известные архитекторы и ученые-архитекторы, связанные с архитектурной феноменологией, включают:
- Джордж Бэрд
- Надер Эль-Бизри
- Кеннет Фрэмптон
- Марко Фраскари
- Витторио Греготти
- Стивен Холл
- Дэвид Лезербарроу
- Даниэль Либескинд
- Чарльз В. Мур
- Кристиан Норберг-Шульц
- Мохсен Мостафави
- Юхани Палласмаа
- Альберто Перес-Гомес
- Стин Эйлер Расмуссен
- Эрнесто Натан Роджерс
- Джозеф Рикверт
- Dalibor Vesely
- Питер Цумтор
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симон 2018 , стр. 286.
- ^ Гуссерль, Эдмунд (1991). Вещи и пространство: Лекции 1907 года . ФеликсМейнер Верлаг ГмбХ. ISBN 3-7873-1013-4 .
- ^ Симон 2018 , стр. 288.
- ^ Гелернтер 1995 , с. 224.
- ^ Отеро-Пайлос, Хорхе (2010). Исторический поворот архитектуры: феноменология и возникновение постмодерна . Университет Миннесоты Пресс. п. 102. ИСБН 9780816666041 .
- ^ Хорхе Отеро-Пайлос, Теоретизирование антиавангарда: вызовы феноменологии в архитектурном дискурсе, 1945–1989, (докторская диссертация: Массачусетский технологический институт, 2001)
- ^ Витторио Греготти и Хорхе Отеро-Пайлос, «Интервью с Витторио Греготти: роль феноменологии в формировании итальянского неоавангарда», в «Порогах», н. 21 (осень 2000 г.), 40–46
- ^ Моряк 2018 , с. 289.
- ^ Гастон Башляр Поэтика космоса (1958)
- ^ Мориса Мерло-Понти Феноменология восприятия (английская версия, 1962 г.)
- ^ Jump up to: а б с Бэрд, Джордж (2018). «Феноменология вверх тормашками: ответ на журнал 42» . Журнал (44): 15–25. ISSN 1547-4690 . JSTOR 26588500 .
- ↑ Норвежец, он окончил Eidgenossische Technische Hochschule ( ETH ) в Цюрихе в 1949 году и в конечном итоге стал деканом Архитектурной школы Осло.
- ^ Марк Ярзомбек - Психологизация современности (Cambridge University Press, 2000).
- ↑ Он также написал «Намерения в архитектуре» (1963).
- ^ Например, эссе Мартина Хайдеггера «Строительство жилищного мышления», 1951 г.
- ^ см. Томаса Тииса-Эвенсена, Архетипы в архитектуре (Оксфорд: Oxford University Press, 1987).
- ^ Галлахер, Шон; Дэн Захави (2012). Феноменологический разум (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-61036-0 . ОСЛК 770694204 .
- ^ Баркер, Хизер Рене (2020). Проектирование поствиртуальной архитектуры: злая тактика и построение мира . Нью-Йорк. ISBN 978-1-315-63694-8 . OCLC 1110679283 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Симон 2018 , стр. 290.
- ^ Шютц, Альфред (1972). Феноменология социального мира . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-0390-7 . ОСЛК 35359357 .
- ^ «Строительство, проживание, мышление» в переводе Хофштадтера, опубликовано в «Поэзия, язык, мысль», Harper Colophon Books, 1971. Впервые опубликовано на немецком языке в 1954 году.
- ^ * Надер Эль-Бизри , «Быть дома среди вещей: размышления Хайдеггера о жилище», « Окружающая среда, пространство, место» , том. 3 (2011)с. 47–71; и Надер Эль-Бизри , «О жилище: хайдеггеровские аллюзии на архитектурную феноменологию», Studia UBB Philosophia 60 (2015), стр. 5–30; также: Надер Эль-Бизри , «Феноменология места и пространства в нашу эпоху: мышление по хайдеггеровским путям», в « Феноменологии реальных и виртуальных мест» , под ред. Э. Чемпион (Лондон: Routledge, 2018), стр. 123–143.
- ^ Симон 2018 , стр. 291.
- ^ Симон 2018 , стр. 292.
- ^ Симон 2018 , стр. 293.
Библиография
[ редактировать ]Основные работы
- Гастон Башляр, 1969 [1957]. Поэтика космоса , пер. Мария Йолас. Бостон: Beacon Press.
- Кент Блумер и Чарльз Мур, 1977. Тело, память и архитектура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Кеннет Фрэмптон, 1974. «О чтении Хайдеггера». Оппозиции 4 (октябрь 1974 г.), без страниц.
- Карстен Харрис, 1980. «Мечта о законченном здании». Перспекта: Йельский журнал архитектуры 17: 36-43.
- Карстен Харрис, 1982. «Строительство и ужас времени». Перспекта: Йельский журнал архитектуры 19: 59-69.
- Карстен Харрис, 1997. Этическая функция архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Мартин Хайдеггер, 1971 [1927]. Поэзия, язык, мысль , пер. Альберт Хофштадтер. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Мартин Хайдеггер, 1973. «Искусство и пространство», пер. Чарльз Сиберт. Человек и мир, 1973, осень 6: 3–8.
- Стивен Холл, Юхани Палласмаа и Альберто Перес-Гомес, 1994. Вопросы восприятия: феноменология архитектуры. Специальный выпуск A&U, июль 1994 г.
- Кристиан Норберг-Шульц, 1971. Существование, пространство и архитектура. Нью-Йорк: Прегер.
- Кристиан Норберг-Шульц, 1976. «Феномен космоса». Архитектурное объединение Ежеквартально 8, вып. 4:3-10.
- Кристиан Норберг-Шульц , 1980. Гений места: к феноменологии архитектуры. Нью-Йорк: Риццоли.
- Кристиан Норберг-Шульц, 1983. «Мысли Хайдеггера об архитектуре». Перспекта: Йельский архитектурный журнал 20: 61-68.
- Кристиан Норберг-Шульц, 1985 [1984]. Концепция жилища: на пути к фигуративной архитектуре. Нью-Йорк: Электа/Риццоли.
- Юхани Палласмаа, 1986. «Геометрия чувства: взгляд на феноменологию архитектуры». Скала: Северный журнал архитектуры и искусства 4: 22-25.
- Юхани Палласмаа , 1996. Глаза кожи: архитектура и чувства. Нью-Йорк: Уайли.
- Стин Эйлер Расмуссен , 1959 [1957]. Опыт архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Фред Раш, 2009. Об архитектуре. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- М. Реза Ширази, 2014. На пути к четко сформулированной феноменологической интерпретации архитектуры: феноменальная феноменология. Лондон: Рутледж.
- Томас Тиис-Эвенсен , 1987. Архетипы в архитектуре. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Далибор Веселый , 1988. «Об актуальности феноменологии». Пратт Журнал архитектуры 2: 59-62.
- Пьер фон Мейсс, 1990 [1986]. Элементы архитектуры: от формы к месту. Лондон, E & FN Spon.
Дальнейшее чтение
- Деннис Пол, 2018, «Архитекторы Хайдеггера», в: Экологическая и архитектурная феноменология, Том. 29, № 1:19–20.
- Надер Эль-Бизри, 2011. «Быть дома среди вещей: размышления Хайдеггера о жилище». Окружающая среда, Пространство, Место, Том. 3:47–71.
- Надер Эль-Бизри , 2015. «О жилище: хайдеггеровские аллюзии на архитектурную феноменологию». Студия UBB Philosophia 60: 5–30.
- Бенуа Жаке и Винсент Жиро, ред., 2012. Из самих вещей: архитектура и феноменология . Киото и Париж: Издательство Киотского университета и Французская школа Экстремального Востока. ISBN 978-4-8769-8235-6
- Морис Мерло-Понти, 1962 [1945]. Феноменология восприятия, пер. Колин Смит. Нью-Йорк: Гуманитарная пресса.
- Мохсен Мостафави и Дэвид Лезербарроу , 1993. О выветривании: жизнь зданий во времени. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Кейт Несбитт, редактор, 1996. Теоретизирование новой программы архитектуры: антология архитектурной теории 1965-1995. Нью-Йорк: Princeton Architectural Press.
- Кристиан Норберг-Шульц, 1965. Намерения в архитектуре. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Кристиан Норберг-Шульц, 1988. Архитектура: смысл и место. Нью-Йорк: Риццоли.
- Альберто Перес-Гомес , 1983. Архитектура и кризис современной науки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Стин Эйлер Расмуссен, 1959. Опыт архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Редакторы Дэвида Симона и Роберта Мугерауэра, 1985. Жилище, место и окружающая среда: к феноменологии человека и мира . Дордрехт, Нидерланды: Мартинус Нийхофф.
- Адам Шарр, 2007. Хайдеггер для архитекторов. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Далибор Веселый , 2004. Архитектура в эпоху разделенного представительства: вопрос творчества в тени производства. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Источники
[ редактировать ]- Гелернтер, Марк (1995). Источники архитектурной формы: критическая история западной теории дизайна . Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0-7190-4129-7 . Проверено 12 февраля 2024 г.
- Симон, Дэвид (2018). «Архитектура и феноменология». Ин Лу, Дуангланг (ред.). Routledge Companion по современной истории архитектуры . Рутледж. стр. 286–297. ISBN 978-1317379256 .