Мора (лингвистика)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2012 г. ) |
Мора фонологии (множественное число morae или moras ; часто обозначается как μ ) — базовая измерения времени в единица некоторых разговорных языков, равная слогу или короче его . Например, краткий слог, такой как он, состоит из одной моры ( мономорный ), а долгий слог, такой как хи, состоит из двух ( биморный ); сверхдлинные слоги с тремя морами ( триморами ) встречаются относительно редко. Такие показатели также называются весом слога .
Этот термин происходит от латинского слова «задержка, задержка», которое также использовалось для перевода греческого слова χρόνος : chronos («время») в его метрическом смысле.
Формирование
[ редактировать ]Общие принципы отнесения мор к сегментам заключаются в следующем (см. Hayes 1989) . [1] и Хайман 1985 г. [2] для подробного обсуждения):
- ( Начало слога первая согласная или согласные слога) не представляет никакой моры.
- Ядро слога представляет собой одну мору в случае короткой гласной и две моры в случае долгой гласной или дифтонга . Согласные, служащие ядрами слогов, также представляют собой одну мору, если она короткая, и две, если она длинная. Словацкий является примером языка, в котором есть как длинные, так и короткие согласные ядра.
- В некоторых языках (например, латинском и японском ) кода обозначает одну мору, а в других (например, ирландском ) — нет.
- В некоторых языках слог с долгой гласной или дифтонгом в ядре и одной или несколькими согласными в коде называется тримораическим (слоги с плутием на санскрите).
Вообще мономорные слоги называются «легкими слогами», биморные слоги называются «тяжелыми слогами», а триморные слоги (в языках, в которых они есть) называются «сверхтяжелыми слогами». В некоторых языках, таких как древнеанглийский и современный английский, слоги могут содержать до четырех мор. [3]
система Говорят , что просодическая ударений, в которой мораически тяжелым слогам присваивается ударение, обладает свойством количественной чувствительности. [4]
Языки
[ редактировать ]Древнегреческий
[ редактировать ]Для определения ударения в древнегреческом языке краткие гласные имеют одну мору, а долгие гласные и дифтонги — две моры. Таким образом, долгую ē ( эта : η ) можно понимать как последовательность двух коротких гласных: ee . [5]
Древнегреческое тональное ударение ставится только на одну мору в слове. Акут ή ( έ , ) обозначает высокий тон единственной моры короткой гласной или последней моры долгой гласной ( é , eé ). Циркумфлекс ῆ ( ) ) обозначает высокий тон первой моры долгой гласной ( ee .
Гилбертезе
[ редактировать ]Гилбертский язык , австронезийский язык, на котором говорят в основном в Кирибати , является триморейским языком. [6] Типичная ступня гильбертского языка содержит три моры. Эти триморные составляющие являются единицами ударения в гильбертском языке. Эти «тройные метрические составляющие, подобные тем, которые встречаются в гильбертском языке, довольно редки в межлингвистическом отношении, и, насколько нам известно, гильбертский язык - единственный язык в мире, о котором сообщается, что он имеет троичное ограничение на просодический размер слова».
гавайский
[ редактировать ]В гавайском языке важны как слоги, так и мораэ. Ударение падает на предпоследнюю мору, хотя в словах, достаточно длинных, чтобы иметь два ударения, предсказуемо только последнее ударение. Однако, хотя дифтонг , такой как oi, состоит из двух мор, ударение может падать только на первую, ограничение не встречается в других последовательностях гласных, таких как io. То есть существует различие между oi, биморным слогом, и io, состоящим из двух слогов.
японский
[ редактировать ]В большинстве диалектов японского языка , включая стандартный, используются мораэ, известные по-японски как хаку ( 拍 ) или мора ( モーラ в качестве основы звуковой системы ), а не слоги. Написание японского языка каной ( хирагана и катакана ) демонстрирует моральную систему письма. Например, в двухсложном слове mōra — ō долгая гласная и считается за две моры. Слово пишется тремя символами, モーラ , соответствующими здесь mo-o-ra , каждый из которых содержит одну мору. Таким образом, структура хайку в современном японском языке 5/7/5 состоит из мораэ, а не из слогов.
Японское слово n в конце слога также является морайским, как и первая часть близнецового согласного . Например, японское название 日本 Японии имеет два разных варианта произношения: одно с тремя мораэ ( Нихон ), а другое с четырьмя ( Ниппон ). В написании хираганы три мора слова Ни-хо-н представлены тремя символами ( にほん ), а четыре мора слова Ни-п-по-н нужно записать четырьмя символами как にっぽん . Последний также можно проанализировать как Ni-Q-po-n , где Q представляет полную мору молчания. В этом анализе っ ( сокуон ) указывает на период молчания продолжительностью одна мора.
Аналогичным образом, имена Токиоо ( То-у-кё-у , とうきょう ), Осака ( Оо-са-ка , おおさか ) и Нагасаки ( На-га-са-ки , ながさき ) имеют по четыре мораэ, хотя на В этом анализе они имеют два, три и четыре слога соответственно. Количество мор в слове не всегда равно количеству графем при написании кана; например, несмотря на четыре мораэ, японское название Токио ( とうきょう ) пишется пятью графемами, потому что одна из этих графем ( ょ ) представляет собой ён , особенность японской системы письма, которая указывает на то, что предшествующая согласная палатализованный .
«Сокращенный звук» ( 拗音 ) представлен тремя маленькими канами: йа ( ゃ ), ю ( ゅ ), йо ( ょ ). Сами по себе они не представляют собой мору и не прикрепляются к другой кане; все остальные графемы представляют мору сами по себе .
Большинство диалектов японского языка являются языками с высшим акцентом , и эти высшие акценты также основаны на мораэ.
Существует уникальный набор мора , известный как «особая мора» ( 特殊拍 ), который не может быть произнесен сам по себе, но все равно считается одной морой, когда бы он ни присутствовал. Они состоят из «носового звука» ( 撥音 ), представленного каной для н ( ん ), «близнецового согласного» ( 促音 ), представленного маленькой цу ( っ ), «длинного звука» ( 長音 ), представленного долгой гласной. символ ( ー ) или одиночную гласную, которая расширяет звук предыдущей мура ( びょ「う」いん ) и «дифтонга» ( 二重母音 ), представленного второй гласной из двух последовательных гласных ( ばあ「い」 ). [7]
У этого набора также есть особенность: понижение высоты звука слова (так называемое «понижение») не может произойти после любого из этих «особых мора» ни при каких условиях (за исключением лишь пары крайних примеров, а именно コーン茶 и チェーン店). [8] ), что особенно полезно изучающим язык, пытающимся выучить акцент в словах. [9]
Луганда
[ редактировать ]В Луганде краткая гласная составляет одну мору, а долгая гласная — две моры. У простого согласного нет моры, а у удвоенного или преназализованного согласного она есть. Ни один слог не может содержать более трех мор. Система тонов Луганды основана на морах. См. Тоны Луганды и грамматику Луганды .
Старый английский
[ редактировать ]В древнеанглийском языке короткие дифтонги и монофтонги были мономорными, длинные дифтонги и монофтонги были биморными, согласные, оканчивающие слог, были каждая одной морой, а близнецовые согласные добавляли мору к предыдущему слогу. Если вообще современный английский анализировать с точки зрения мор, что является спорным, правила будут аналогичны, за исключением того, что все дифтонги будут считаться биморальными. Вероятно, в древнеанглийском языке, как и в современном английском, слоги не могли иметь более четырех мор, при этом потеря звуков происходила, если в противном случае слог имел бы больше четырех. В древнеанглийском периоде все содержательные слова (а также ударные односложные слова) должны были иметь длину не менее двух мор. [10]
санскрит
[ редактировать ]На санскрите мора выражается как матра . [11] [12] [13] Например, краткому гласному a (произносится как шва ) присваивается значение одной матры , долгому гласному ā присваивается значение двух матр , а составному гласному (дифтонгу) ai (который имеет либо две простые короткие гласные, , a + i , или одной длинной и одной короткой гласной, ā + i ) присваивается значение двух матр . [ нужна ссылка ] Кроме того, есть плута (триморай) и диргха плута («длинная плута » = квадримора).
Санскритская просодия и метрика имеют глубокую историю учета мораического веса, а не прямых слогов, разделенных на лагху ( लघु , «легкий») и диргха / гуру ( दीर्घ / गुरु , «тяжелый») стопы, основанные на сколько мор можно выделить в каждом слове. [ нужна ссылка ] Так, например, слово картри ( कर्तृ ), означающее «деятель» или «деятель», не содержит просто две слоговые единицы, а скорее содержит, по порядку, дирга / гуру стопу и стопу лагху . Причина в том, что слитые согласные rt делают обычно легкий ka слог тяжелым.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хейс, Брюс (1989). «Компенсаторное удлинение в моренной фонологии». Лингвистический запрос . 20 (2): 253–306 – через JSTOR.
- ^ Хайман, Ларри (31 декабря 1985 г.). Теория фонологического веса . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110854794 . ISBN 978-3-11-085479-4 .
- ^ Хогг 1992 , с. 96.
- ^ Кристал, Дэвид (2008). Словарь лингвистики и фонетики 6-е изд . Издательство Блэквелл. дои : 10.1002/9781444302776 . ISBN 978-1-4051-5296-9 .
- ^ Флексивный акцент в индоевропейском языке . Павел Кипарски. Язык . Том. 49, № 4 (декабрь 1973 г.), стр. 794–849. Лингвистическое общество Америки .
- ^ Джульетта Блевинс и Шелдон П. Харрисон. «Триморские ноги на гильбертском языке». Океаническая лингвистика , вып. 38, № 2, декабрь 1999 г.
- ^ «Языковой модуль Университета Тогай | Японский | Произношение | Практическое издание | 1 Это все, что вам нужно для выживания . 1.10.1 Основы чувства ритма» www.coelang.tufs.ac.jp Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Новый словарь японского произношения NHK с акцентом
- ^ «Языковой модуль Университета Тогай | Японский | Произношение | Практическое издание | 3 Чтобы приобрести произношение, подобное родному 3.1.1 Ритм и акцент» www.coelang.tufs.ac.jp Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Хогг 1992 , стр. 95–98.
- ^ Гораций Хейман Уилсон 1841 , с. 427.
- ^ Хопкинс 1901 , с. 193.
- ^ Эндрю Оллетт (2013). Нина Мирниг; Питер-Даниэль Санто; Майкл Уильямс (ред.). Пуспика: Древняя Индия через тексты и традиции . Книги Оксбоу. стр. 331–358. ISBN 978-1-84217-385-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Джон; Коллин Яллоп; Джанет Флетчер (2007). Введение в фонетику и фонологию (3-е изд.). Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-1-4051-3083-7 .
- Гораций Хейман Уилсон (1841). Введение в грамматику санскрита . Мэдден.
- Хогг, Ричард (1992). «3 Фонология и морфология». В Хогг, Ричард (ред.). Кембриджская история английского языка . Том. 1. Издательство Университета, Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 67–167. дои : 10.1017/CHOL9780521264747.004 . ISBN 978-0-521-26474-7 .
- Хопкинс, EW (1901). «Эпическое стихосложение». Великий эпос Индии . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. LCCN
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение моры в Викисловаре