Таймыр (ледокол 1987 г.)
![]() Таймыр ломает лед в Обской губе в марте 2015 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | TaymyrТаймыр |
Тезка | Taymyr Peninsula |
Владелец | Российская Федерация |
Оператор | ФГУП «Атомфлот» |
Порт приписки |
|
Строитель | |
Номер двора | 474 |
Заложен | Январь 1985 г. [ 2 ] |
Запущен | 10 апреля 1987 г. (без реактора) [ 3 ] |
Завершенный | 7 апреля 1988 г. [ 1 ] [ 2 ] |
Введен в эксплуатацию | 30 июня 1989 г. [ 2 ] |
Идентификация |
|
Статус | На действительной службе |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Таймыр» класса Ледокол |
Тоннаж | |
Смещение | 21 000 тонн [ 4 ] |
Длина | 151,8 м (498 футов) [ 4 ] |
Луч | 29,2 м (96 футов) [ 4 ] |
Черновик | 7,5–9,0 м (24,6–29,5 футов) [ 1 ] |
Глубина | 15,68 м (51,4 фута) |
Ледовый класс | РМРС ЛЛ2 |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) (максимум) [ 4 ] |
Выносливость | 7,5 месяцев [ 4 ] |
Экипаж | 100+ |
Самолет перевезен | 1 × Ка-32 вертолет |
Авиационные объекты | Вертолетная площадка и ангар на один вертолет |
Таймыр (русский: Таймыр , IPA: [tɐjˈmɨr] ) — мелкосидящий атомный ледокол и первый из двух подобных судов. Построен в 1989 году для Советского Союза в Финляндии , на верфи Хельсинки на верфи Wärtsilä Marine по заказу Мурманского пароходства . Ее родственный корабль — «Вайгач» .
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]
Хотя «Таймыр» немного меньше «Арктика» атомных ледоколов класса , имея общую длину почти 150 метров (490 футов) и ширину 28 метров (92 фута), он по-прежнему входит в число крупнейших полярных ледоколов, когда-либо построенных. При максимальной осадке 9 метров (30 футов) «Таймыр» имеет водоизмещение 21 000 тонн. [ 4 ] Однако она также может работать при уменьшенной осадке всего 7,5 метров (25 футов). [ 1 ] [ 5 ]
«Таймыр» имеет традиционный ледокольный корпус с сильно наклоненным форштевнем и наклонными бортами, что позволяет снизить ледовые нагрузки в сжимающих ледяных полях и улучшить маневренность. Специальная морозостойкая сталь, использованная в корпусе, была поставлена Советским Союзом. Хотя большая надстройка « Таймыра » рассчитана на экипаж численностью немногим более 100 человек, она содержит жилые помещения и помещения для 138 человек личного состава. Помимо столовых и других социальных помещений, на борту имеется большой зрительный зал, выполняющий функции комнаты отдыха, и зимний сад , который можно использовать для обеспечения экипажа свежими овощами во время полярной ночи . В кормовой части расположены вертолетная площадка и ангар для одноместного вертолета Ка-32 . Являясь эскортным ледоколом, «Таймыр» оснащен штатной буксирной лебедкой и кормовой выемкой для близкой буксировки в сложных условиях. [ 1 ]
«Таймыр» отнесен Российским морским регистром судоходства к российскому ледовому классу LL2, что означает, что он предназначен для ледокольных работ на арктических прибрежных маршрутах в ровном льду толщиной до 2 метров (6,6 футов) зимой и весной. [ 6 ] Небольшая осадка ледокола позволяет ему работать на реках, лиманах и в других местах, где глубина воды недостаточна для более крупных ледоколов класса «Арктика» , а ледовая обстановка настолько сурова, что дозаправка дизельных ледоколов будет затруднена или даже невозможна. . [ 1 ]
При проектировании ледоколов типа «Таймыр» значительные усилия были приложены к повышению безопасности этих атомоходов. Суда были спроектированы для работы в районах, где под килем может быть всего 80 сантиметров (31 дюйм) воды, что меньше толщины льдин, которые ледокольный нос подталкивает под корабль. Сценарии, использованные для расчета конструктивных размеров реакторного отсека и защиты, включали столкновение арктического грузового судна типа SA-15 водоизмещением 25 000 тонн с ледоколом в миделе корабля на скорости 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час). Кроме того, все критически важные системы дублируются, чтобы повысить надежность и позволить кораблю сохранить большую часть своей работоспособности после столкновения. [ 1 ]
Мощность и тяга
[ редактировать ]Таймыр оснащен одним КЛТ-40М ядерным реактором деления , расположенным в миделе корабля, тепловой мощностью 171 МВт. [ 4 ] Атомная электростанция на борту ледокола производит перегретый пар , который используется для выработки электроэнергии для главных двигателей и других судовых потребителей, а также тепла для поддержания работоспособности при температуре -50 °C (-58 °F). На Таймыре советского производства, есть два главных турбогенератора в кормовой части реакторного отсека, состоящие из паровых турбин соединенных с генераторами Siemens , каждый из которых производит 18 400 кВт электроэнергии при 3 000 об/мин для маршевых двигателей. Кроме того, на корабле имеются два вспомогательных турбогенератора советского производства, которые вырабатывают 2000 кВт электроэнергии для корабельных потребителей. [ 1 ]
«Таймыр» имеет ядерно-турбоэлектрическую силовую установку, в которой пар, вырабатываемый ядерным реактором, сначала преобразуется в электричество, которое, в свою очередь, вращает маршевые двигатели, соединенные с воздушными винтами. Судно имеет три вала с двигателями переменного тока Strömberg мощностью 12 000 кВт (16 000 л.с.), управляемыми циклоконвертерами . Маршевые двигатели соединены непосредственно с четырехлопастными винтами фиксированного шага, вращающимися со скоростью 180 об/мин. Корабль может поддерживать скорость 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) на открытой воде. [ 4 ] и 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) на ровном льду толщиной 2,2 метра (7 футов). [ 5 ]
Если атомная энергия не может быть использована, электроэнергию также можно производить с помощью трех 16-цилиндровых среднеоборотных дизельных двигателей Wärtsilä 16V22, соединенных с генераторами переменного тока Strömberg мощностью 3200 кВА. Два из трех генераторных агрегатов, расположенных перед реакторным отсеком под надстройкой, могут использоваться для обеспечения мощности примерно 4 МВт для маршевых двигателей, а третий отвечает за вспомогательную нагрузку. На случай ЧП «Вайгач» также имеет два аварийных дизель-генератора советского производства по 200 кВт. [ 1 ]
«Таймыр» и его однотипный корабль — одни из последних ледоколов, оснащенных системой барботирования воздуха Wärtsilä (WABS). Когда сжатый воздух выходит из сопел, расположенных ниже ватерлинии, он смазывает корпус и за счет уменьшения трения между сталью и льдом улучшает способность корабля работать в сложных ледовых условиях, таких как торосы, и снижает риск застревания во льдах. [ 7 ]
Выброс радиоактивности
[ редактировать ]Весной 2011 года в системе вентиляции реактора корабля был обнаружен незначительный выброс радиоактивности. [ 8 ] – вторая подобная утечка на борту судна за столько же лет. «Таймыр» вернулся в Мурманск на дизеле для ремонта. К тому времени из ядерного реактора вытекло 6000 литров теплоносителя. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с "Таймыр" . fleetphoto.ru . Retrieved 10 October 2017 .
- ^ " "ТАЙМЫР" атомный ледокол" . lexicon.dobrohot.org . Retrieved 10 October 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Технические данные атомных ледоколов» . rosatomflot.ru . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Arctic Passion News (PDF) , FI : Aker Arctic, 2013 , получено 14 июня 2013 г.
- ^ «2.2», Обозначения классов корабля. Правила классификации и постройки морских судов . 1, Российский морской регистр судоходства, 2008 г.
- ^ Вилкман, Йоран (2011), Опыт использования системы барботирования воздуха в ледовой навигации и будущие возможности , Конференция по морским технологиям
- ^ Русский флот .
- ^ Диггес, Чарльз; Киреева, Анна (12 мая 2011 г.), Российский атомный ледокол «Таймыр» заходит в порт для ремонта негерметичной системы теплоносителя реактора , Осло: Фонд «Беллона», заархивировано из оригинала 3 декабря 2012 г. , получено 19 августа 2011 г.
- «Разработка атомного ледокола нового поколения начнется в следующем году» . Беллона. 16 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2007 г. Проверено 29 октября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]