Саунг
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | Струнный инструмент ( щипковый ) |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322
|
Связанные инструменты | |
|
Саунг бирманский ( , MLCTS : ស្រ្រ caung; также известный как -гаук ) саунг : IPA: [sáʊɰ̃ɡaʊʔ] , бирманская арфа , бирманская арфа или мьянманская арфа ) — арфа, используемая в традиционной бирманской музыке . Саунг . считается национальным музыкальным инструментом Бирмы [ 3 ] Саунг уникален тем , что это очень древняя арфа и считается единственной сохранившейся арфой в Азии. [ 4 ] [ 5 ]
Этимология и терминология
[ редактировать ]Саунг ( စောင်း ) — бирманское слово, означающее «арфа», этимологически оно происходит от персидского слова chang , которое означает персидскую арку. [ 6 ] точнее саунг гаук. Бирманская арочная арфа называется IPA: [sáʊɰ̃ɡaʊʔ] ; горит. « арочная арфа » ), а другая местная называется . саунг или бят саунгбя ( букв лира « арфа плоская » ) . [ 7 ]
Бирманское слово saung было заимствовано в несколько региональных языков, включая понедельник : စံၚ် ( [cɔŋ] ), [ 6 ] и китайский ( упрощенный китайский : 总稿机 ; традиционный китайский : 總稿機 ; пиньинь : zǒnggǎojī ), вероятно, от бирманского saunggaukgyi ( большая арфа ).
Описание
[ редактировать ]Бирманская арфа классифицируется как арочная горизонтальная арфа, поскольку корпус резонатора более горизонтален, в отличие от западной арфы , у которой резонатор вертикальный . Основными частями арфы являются корпус, длинный изогнутый гриф, вырезанный из корня дерева, и струнная планка, идущая по центру верхней части корпуса. Верхняя часть корпуса резонатора покрыта плотно натянутой оленьей шкурой, густо покрытой красным лаком, с четырьмя небольшими круглыми звуковыми отверстиями. [ 8 ] Стандартные размеры саунга — 80 на 16 на 16 сантиметров (31,5 на 6,3 на 6,3 дюйма). [ 8 ] Арка возвышается примерно на 60 сантиметров (24 дюйма) от тела. Арфы меньшего размера были созданы для меньших исполнителей.
Шея заканчивается богато украшенным изображением листа дерева бо . Весь корпус арфы украшен кусочками слюды («мандалайский жемчуг»), стекла, позолоты, красного и черного лака . Стенд оформлен аналогично. Концы струн арфы украшены кистями из красного хлопка. саунга . Струны изготавливаются из шелка или нейлона [ 8 ]
Тринадцать-шестнадцать струн арфы направлены вверх от струнной перекладины к креплениям струн в нижней части изогнутой дуги грифа. Традиционно настройка осуществлялась путем подкручивания и регулировки креплений струн. Недавно построенные арфы имеют механические колки или колки для облегчения настройки. Традиционные шелковые струны также были вытеснены нейлоновыми, но арфы с шелковыми струнами все еще можно увидеть.
На арфе играют сидя на полу, тело на коленях, арка слева. [ 8 ] Струны перебираются пальцами правой руки с внешней стороны. Левая рука используется для демпфирования струн, чтобы добиться ясности и воспроизвести стаккато. Остановленные звуки создаются путем нажатия ногтем левой руки на струну изнутри, чтобы увеличить ее натяжение.
История
[ редактировать ]Бирманская арфа – очень древний инструмент. [ 9 ] Исследователи музыки предполагают, что арочная арфа пришла в Бирму из Месопотамии через Индию. [ 10 ] В Месопотамии находятся одни из старейших изображений арочных арф, в том числе пиктограммы примерно 3000 г. до н.э. [ 11 ]
Судя по археологическим данным, саунг , возможно, был завезен еще в 500 году нашей эры из юго-восточной Индии, а именно в виде бирманских храмовых рельефов, на которых изображена арфа с длинной шеей, очень похожая на изображения, найденные в Бенгалии. [ 12 ]
Самые ранние археологические свидетельства существования арфы находятся в пагоде Бавбауги царства Шри Кшетра народа Пью , недалеко от современного Пьяй (Пром). На этом месте находится скульптурный рельеф середины 600-х годов, изображающий арочную арфу примерно с пятью струнами, появляющуюся в сцене, где изображены музыканты и танцор. [ 13 ] В современных китайских хрониках того же периода упоминаются музыканты Пю, игравшие на арочной арфе. Посольство Пю в Китае в 801–802 годах задокументировало оркестр с арочной арфой с двумя колками. [ 13 ]
С тех пор арфа постоянно сохранилась и упоминается во многих летописях и текстах. » , обозначающее арфу Нынешнее бирманское слово « саунг , встречается в храмах Багана , а также в графических изображениях. Бирманские хроники описывают присутствие арф в церемониальных ансамблях средневекового Пагана и женщин-арфисток, выступавших перед членами королевской семьи. Они также изображены на сохранившихся храмовых рельефах и фресках, в том числе в храмах Нагайон и Локахтейкпан. [ 13 ]
Самые ранние тексты песен и стихов на бирманском языке датируются началом 14 века, хотя музыка не сохранилась. Предполагается, что эта песня-поэма была написана на арфе, поскольку в тексте говорится об осаде Мьинзаинга, а «Мьинзаинг» - одна из классических строев и музыкальных форм, используемых сегодня.
При династии Ава арфа приняла форму изогнутой арки с 11 струнами. [ 13 ] Арфа извлекла выгоду из культурного возрождения эпохи Конбаунг (1752–1885). Когда бирманский король Синбюшин разграбил Аютайю , он привел с собой множество сиамских придворных. Захваченные в плен сиамские актеры и музыканты послужили толчком к новым формам и экспериментам в арфовой музыке. Самым значительным новатором был талантливый придворный Мьявадди Мингьи У Са (1766–1853), который адаптировал репертуар сиамской музыки на бирманский язык, адаптировал сиамские сказки Панджи на бирманский язык Энаунг-зат , сочинил для нее музыку для арфы и разработал совершенно новый жанр. арфовой музыки под названием «Йодая» (бирманское слово Аюттхая ), которая систематизирована в Махагита корпусе бирманской классической музыки . У Са отвечал за увеличение количества струн арфы с семи до тринадцати, чтобы ноты охватывали две с половиной октавы, от C3 до F5, а также за установление технических характеристик, включая повышение прочности арфы на растяжение за счет использования изогнутого основания дерево ша. [ 8 ] [ 13 ] Последний придворный арфист Конбаунга Маунг Маунг Ги добавил 14-ю струну. [ 8 ] Ба Тан, арфист после обретения независимости, создал 16-струнный саунг . [ 8 ] После периода упадка перед Второй мировой войной, в 1947 году Хмат Чжи, происходивший из королевских резчиков по дереву, создал 7 арф для Государственных школ изящных искусств. [ 13 ]
В 18 веке этот инструмент был завезен в Китай при династии Цин и стал известен как цзунгаодзи (总稿机, транслитерация слова « саунг-гаук »). На инструменте играли на праздниках китайского императорского двора, начиная с 1788 года, как дань уважения. [ 14 ]
-
Минье Аунгдин Нат традиционно изображается играющей на саунге .
-
Саунг - музыкант в 1900 году.
-
Скульптура XII века нашей эры из храма Ананды в Багане. Женщины поют и играют принцу . Слева направо: арфа, флейта, певица, хлопушка .
-
Рельеф с арфисткой, играющей на вине, Амаравати ок. 200 г. н.э. Восточное побережье Индии.
-
Бирманская акварель XIX века с изображением саунга . музыканта-
-
Фотография начала 20 века, изображающая бирманскую девушку с саунгом.
Музыка и музыканты
[ редактировать ]До 1800-х годов бирманская арфа и ее музыка использовались исключительно для камерной музыки при королевском дворе, где она имела статус самого ценного из придворных инструментов. [ 8 ] С тех пор она стала популярной среди широких слоев населения, но в нее до сих пор играют только в более интимной камерной обстановке. Инструмент был построен под патронажем Королевства Бирма . [ 10 ] После Второй мировой войны Государственная школа изящных искусств получила новые арфы, изготовленные бирманскими мастерами. [ 10 ]
Арфу обычно аккомпанирует певец, или, точнее, певцу аккомпанирует арфа, причем арфа адаптируется к певцу, который контролирует время с помощью колокольчика и хлопушки, чтобы указать темп музыки.
Основные техники игры в Мандалае включают лет-кат, кав, зон-све-гьин и тат. [ 13 ]
Строение бирманской классической музыки настроено иначе, чем западное, и, как говорят, происходит от нисходящего цикла квинт. Оригинальный метод настройки, сохранившийся с 1885 года, называется хньин-лон, при этом музыканты также используют методы настройки аук-пьян, пале и мьин-заинг. [ 13 ] Это верно лишь приблизительно, и традиционно арфа настраивается по-разному для четырех основных ладов бирманской классической музыки. В последнее время из-за преобладающего влияния западной музыки многие арфисты настраиваются на западную диатоническую гамму, поскольку все меньше и меньше певцов чувствуют себя полностью комфортно с традиционными строями.
Бирманская музыка не записывается с помощью нотаций, записывается только текст песен, а исполнение музыки передается из поколения в поколение от учителя к ученику. Последним и самым известным придворным арфистом был У Маунг Маунг Ги (1855–1933), которому в юном возрасте тринадцати лет дали должность при дворе короля Миндона и дали титул «Дева-Эинда» («Дева-Эинда» («Дева-Эинда»). Небесный Музыкант;' деваинда ), который теперь идентифицирует его. Он обучил многих музыкантов, которые сами по себе стали опытными музыкантами. Родословную современных арфистов можно проследить непосредственно до Дева-Эинды и других музыкантов при дворе Мандалая.
После британской аннексии и падения двора Мандалая бирманская придворная культура и традиции какое-то время все еще сохранялись при дворе Саофаса из Ссипау , Шанского государства, наиболее близкого к Мандалаю в культурном и географическом отношении. Известные арфисты У Хпу Гьяунг и Сан Мья Ай Чжи были родом из Сипау.
-
Бирманский музыкант, играющий на саунге.
-
Две женщины-музыканты играют на саунге на представлении в Мандалае.
-
Бирманский певец Уайн Лэй играет на саунге во время выступления
-
Саунг Карен в стиле . , называемый т'на или на ден
-
Еще один инструмент, используется саунг в названии которого , музейная экспозиция бят саунг или бьяут каунг , бирманской лиры.
В фильме
[ редактировать ]В 1956 году японский кинорежиссер Кон Итикава снял номинированный на «Оскар» антивоенный фильм под названием «Бирманская арфа» (Biruma no tategoto), действие которого происходит в Бирме во время Второй мировой войны . Главным героем стал японский солдат, который из-за ужасов войны стал буддийским монахом. Он играет на саунге . Однако звук саунга удален из саундтрека и заменен наложением западной классической педальной арфы . [ нужна ссылка ] Итикава также снял ремейк фильма в 1985 году, который также имел большой коммерческий успех и успех у критиков.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Тна». Словарь музыкальных инструментов New Grove. Том. 3. Макмиллан. п. 601
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Нет логова». Словарь музыкальных инструментов New Grove. Том. 2. Макмиллан. п. 736
- ^ «Мьянма — Бирманская арфа (саунг-гаук)» . Королевский фонд коллекций . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Миллер, Терри Э. и Шон Уильямс . Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж, 2008. ISBN 0-415-96075-4
- ^ Однако на сайте Harp History упоминается, что на аналогичном инструменте, называемом (согласно сайту) пин-нам тао , изображение которого показано на сайте, сегодня играют в Таиланде, главное отличие (согласно сайту) в том, что У бирманской арфы 13 струн , а у тайской арфы 15 струн . (На самом деле на изображении, предположительно изображенном на бирманской арочной арфе, изображен инструмент с 16 струнами , а на предполагаемой тайской арочной арфе - инструмент с 14 струнами .)
- ^ Перейти обратно: а б Шорто, HL (1962). Словарь современной разговорной пн . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993. ISBN 1-881265-47-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямсон, Роберт М. (2010). Томас Д. Россинг (ред.). Наука о струнных инструментах . Спрингер. стр. 167–170 . ISBN 9781441971104 .
- ^ Шрирама Гояла (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 237. ИСБН 978-81-85179-78-0 . - ...яж похож на эту старую вину... однако это бирманская арфа, которая, судя по всему, с древнейших времен передавалась из поколения в поколение практически в неизменном виде.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон, Мюриэл К. «Санг-гаук». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 305.
- ^ Ричард Дж. Дамбрил. Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . стр. 185, 194.
Редкий пример пиктограммы Урука, для которой еще нет приравнивающего фонетического значения. Вероятно, это одно из самых ранних графических изображений арфы.
- ^ Беккер, Джудит (1967). «Миграция арочной арфы из Индии в Бирму». Журнал Общества Галпина . 20 :17–23. дои : 10.2307/841500 . JSTOR 841500 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямсон, Мюриэл К. (2001), «Саунг-гаук» , Oxford Music Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.45701 , ISBN 978-1-56159-263-0 , получено 18 августа 2022 г.
- ^ Сифань Ли, изд. (3 октября 2022 г.). Всеобщая история китайского искусства: династия Цин . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 148. ИСБН 9783110790931 .
Бирма начала отдавать дань уважения двору императора Цяньлуна в 1788 году... она была включена в праздничный музыкальный репертуар... прекрасная бирманская музыка состояла из семи инструментов... арфы зонгаодзи ...
Ссылки
[ редактировать ]- Мюриэл К. Уильямсон (2000). Бирманская арфа: ее классическая музыка, строй и лады . Центр исследований Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]- The Burmese Saung Sample - Образец песенного клипа бирманского саунга.
Общий
[ редактировать ]- Бирманский Саунг Гаук - включает изображение, информацию и образец песни.
- Краткая история Саунга - История Саунга от Myanmar-Image
- истории арфы Сайт
- Бирманская арфа после 1960-х годов - сангаук в Художественном музее Мичиганского университета.