Jump to content

Саунг

(Перенаправлено с Саунг-гаука )

Саунг
Саунг-Гаук , 19 век.
Струнный инструмент
Классификация Струнный инструмент ( щипковый )
Классификация Хорнбостеля – Сакса 322
  • 322.1 Открытые арфы. У арфы нет опоры.
    • 322.11 Арочные арфы .
      (Плоскость струн лежит перпендикулярно поверхности резонатора, шейка изгибается в сторону от резонатора.)
Связанные инструменты

Саунг бирманский ( , MLCTS : ស្រ្រ caung; также известный как -гаук ) саунг : IPA: [sáʊɰ̃ɡaʊʔ] , бирманская арфа , бирманская арфа или мьянманская арфа ) — арфа, используемая в традиционной бирманской музыке . Саунг . считается национальным музыкальным инструментом Бирмы [ 3 ] Саунг уникален тем , что это очень древняя арфа и считается единственной сохранившейся арфой в Азии. [ 4 ] [ 5 ]

Этимология и терминология

[ редактировать ]

Саунг ( စောင်း ) — бирманское слово, означающее «арфа», этимологически оно происходит от персидского слова chang , которое означает персидскую арку. [ 6 ] точнее саунг гаук. Бирманская арочная арфа называется IPA: [sáʊɰ̃ɡaʊʔ] ; горит. « арочная арфа » ), а другая местная называется . саунг или бят саунгбя ( букв лира « арфа плоская » ) . [ 7 ]

Бирманское слово saung было заимствовано в несколько региональных языков, включая понедельник : စံၚ် ( [cɔŋ] ), [ 6 ] и китайский ( упрощенный китайский : 总稿机 ; традиционный китайский : 總稿機 ; пиньинь : zǒnggǎojī ), вероятно, от бирманского saunggaukgyi ( большая арфа ).

Описание

[ редактировать ]

Бирманская арфа классифицируется как арочная горизонтальная арфа, поскольку корпус резонатора более горизонтален, в отличие от западной арфы , у которой резонатор вертикальный . Основными частями арфы являются корпус, длинный изогнутый гриф, вырезанный из корня дерева, и струнная планка, идущая по центру верхней части корпуса. Верхняя часть корпуса резонатора покрыта плотно натянутой оленьей шкурой, густо покрытой красным лаком, с четырьмя небольшими круглыми звуковыми отверстиями. [ 8 ] Стандартные размеры саунга 80 на 16 на 16 сантиметров (31,5 на 6,3 на 6,3 дюйма). [ 8 ] Арка возвышается примерно на 60 сантиметров (24 дюйма) от тела. Арфы меньшего размера были созданы для меньших исполнителей.

Шея заканчивается богато украшенным изображением листа дерева бо . Весь корпус арфы украшен кусочками слюды («мандалайский жемчуг»), стекла, позолоты, красного и черного лака . Стенд оформлен аналогично. Концы струн арфы украшены кистями из красного хлопка. саунга . Струны изготавливаются из шелка или нейлона [ 8 ]

Тринадцать-шестнадцать струн арфы направлены вверх от струнной перекладины к креплениям струн в нижней части изогнутой дуги грифа. Традиционно настройка осуществлялась путем подкручивания и регулировки креплений струн. Недавно построенные арфы имеют механические колки или колки для облегчения настройки. Традиционные шелковые струны также были вытеснены нейлоновыми, но арфы с шелковыми струнами все еще можно увидеть.

На арфе играют сидя на полу, тело на коленях, арка слева. [ 8 ] Струны перебираются пальцами правой руки с внешней стороны. Левая рука используется для демпфирования струн, чтобы добиться ясности и воспроизвести стаккато. Остановленные звуки создаются путем нажатия ногтем левой руки на струну изнутри, чтобы увеличить ее натяжение.

Бирманская арфа – очень древний инструмент. [ 9 ] Исследователи музыки предполагают, что арочная арфа пришла в Бирму из Месопотамии через Индию. [ 10 ] В Месопотамии находятся одни из старейших изображений арочных арф, в том числе пиктограммы примерно 3000 г. до н.э. [ 11 ]

Судя по археологическим данным, саунг , возможно, был завезен еще в 500 году нашей эры из юго-восточной Индии, а именно в виде бирманских храмовых рельефов, на которых изображена арфа с длинной шеей, очень похожая на изображения, найденные в Бенгалии. [ 12 ]

Самые ранние археологические свидетельства существования арфы находятся в пагоде Бавбауги царства Шри Кшетра народа Пью , недалеко от современного Пьяй (Пром). На этом месте находится скульптурный рельеф середины 600-х годов, изображающий арочную арфу примерно с пятью струнами, появляющуюся в сцене, где изображены музыканты и танцор. [ 13 ] В современных китайских хрониках того же периода упоминаются музыканты Пю, игравшие на арочной арфе. Посольство Пю в Китае в 801–802 годах задокументировало оркестр с арочной арфой с двумя колками. [ 13 ]

С тех пор арфа постоянно сохранилась и упоминается во многих летописях и текстах. » , обозначающее арфу Нынешнее бирманское слово « саунг , встречается в храмах Багана , а также в графических изображениях. Бирманские хроники описывают присутствие арф в церемониальных ансамблях средневекового Пагана и женщин-арфисток, выступавших перед членами королевской семьи. Они также изображены на сохранившихся храмовых рельефах и фресках, в том числе в храмах Нагайон и Локахтейкпан. [ 13 ]

Самые ранние тексты песен и стихов на бирманском языке датируются началом 14 века, хотя музыка не сохранилась. Предполагается, что эта песня-поэма была написана на арфе, поскольку в тексте говорится об осаде Мьинзаинга, а «Мьинзаинг» - одна из классических строев и музыкальных форм, используемых сегодня.

При династии Ава арфа приняла форму изогнутой арки с 11 струнами. [ 13 ] Арфа извлекла выгоду из культурного возрождения эпохи Конбаунг (1752–1885). Когда бирманский король Синбюшин разграбил Аютайю , он привел с собой множество сиамских придворных. Захваченные в плен сиамские актеры и музыканты послужили толчком к новым формам и экспериментам в арфовой музыке. Самым значительным новатором был талантливый придворный Мьявадди Мингьи У Са (1766–1853), который адаптировал репертуар сиамской музыки на бирманский язык, адаптировал сиамские сказки Панджи на бирманский язык Энаунг-зат , сочинил для нее музыку для арфы и разработал совершенно новый жанр. арфовой музыки под названием «Йодая» (бирманское слово Аюттхая ), которая систематизирована в Махагита корпусе бирманской классической музыки . У Са отвечал за увеличение количества струн арфы с семи до тринадцати, чтобы ноты охватывали две с половиной октавы, от C3 до F5, а также за установление технических характеристик, включая повышение прочности арфы на растяжение за счет использования изогнутого основания дерево ша. [ 8 ] [ 13 ] Последний придворный арфист Конбаунга Маунг Маунг Ги добавил 14-ю струну. [ 8 ] Ба Тан, арфист после обретения независимости, создал 16-струнный саунг . [ 8 ] После периода упадка перед Второй мировой войной, в 1947 году Хмат Чжи, происходивший из королевских резчиков по дереву, создал 7 арф для Государственных школ изящных искусств. [ 13 ]

В 18 веке этот инструмент был завезен в Китай при династии Цин и стал известен как цзунгаодзи (总稿机, транслитерация слова « саунг-гаук »). На инструменте играли на праздниках китайского императорского двора, начиная с 1788 года, как дань уважения. [ 14 ]

Музыка и музыканты

[ редактировать ]

До 1800-х годов бирманская арфа и ее музыка использовались исключительно для камерной музыки при королевском дворе, где она имела статус самого ценного из придворных инструментов. [ 8 ] С тех пор она стала популярной среди широких слоев населения, но в нее до сих пор играют только в более интимной камерной обстановке. Инструмент был построен под патронажем Королевства Бирма . [ 10 ] После Второй мировой войны Государственная школа изящных искусств получила новые арфы, изготовленные бирманскими мастерами. [ 10 ]

Арфу обычно аккомпанирует певец, или, точнее, певцу аккомпанирует арфа, причем арфа адаптируется к певцу, который контролирует время с помощью колокольчика и хлопушки, чтобы указать темп музыки.

Основные техники игры в Мандалае включают лет-кат, кав, зон-све-гьин и тат. [ 13 ]

Строение бирманской классической музыки настроено иначе, чем западное, и, как говорят, происходит от нисходящего цикла квинт. Оригинальный метод настройки, сохранившийся с 1885 года, называется хньин-лон, при этом музыканты также используют методы настройки аук-пьян, пале и мьин-заинг. [ 13 ] Это верно лишь приблизительно, и традиционно арфа настраивается по-разному для четырех основных ладов бирманской классической музыки. В последнее время из-за преобладающего влияния западной музыки многие арфисты настраиваются на западную диатоническую гамму, поскольку все меньше и меньше певцов чувствуют себя полностью комфортно с традиционными строями.

Бирманская музыка не записывается с помощью нотаций, записывается только текст песен, а исполнение музыки передается из поколения в поколение от учителя к ученику. Последним и самым известным придворным арфистом был У Маунг Маунг Ги (1855–1933), которому в юном возрасте тринадцати лет дали должность при дворе короля Миндона и дали титул «Дева-Эинда» («Дева-Эинда» («Дева-Эинда»). Небесный Музыкант;' деваинда ), который теперь идентифицирует его. Он обучил многих музыкантов, которые сами по себе стали опытными музыкантами. Родословную современных арфистов можно проследить непосредственно до Дева-Эинды и других музыкантов при дворе Мандалая.

После британской аннексии и падения двора Мандалая бирманская придворная культура и традиции какое-то время все еще сохранялись при дворе Саофаса из Ссипау , Шанского государства, наиболее близкого к Мандалаю в культурном и географическом отношении. Известные арфисты У Хпу Гьяунг и Сан Мья Ай Чжи были родом из Сипау.

В фильме

[ редактировать ]

В 1956 году японский кинорежиссер Кон Итикава снял номинированный на «Оскар» антивоенный фильм под названием «Бирманская арфа» (Biruma no tategoto), действие которого происходит в Бирме во время Второй мировой войны . Главным героем стал японский солдат, который из-за ужасов войны стал буддийским монахом. Он играет на саунге . Однако звук саунга удален из саундтрека и заменен наложением западной классической педальной арфы . [ нужна ссылка ] Итикава также снял ремейк фильма в 1985 году, который также имел большой коммерческий успех и успех у критиков.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Тна». Словарь музыкальных инструментов New Grove. Том. 3. Макмиллан. п. 601
  2. ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Нет логова». Словарь музыкальных инструментов New Grove. Том. 2. Макмиллан. п. 736
  3. ^ «Мьянма — Бирманская арфа (саунг-гаук)» . Королевский фонд коллекций . Проверено 8 марта 2023 г.
  4. ^ Миллер, Терри Э. и Шон Уильямс . Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж, 2008. ISBN   0-415-96075-4
  5. ^ Однако на сайте Harp History упоминается, что на аналогичном инструменте, называемом (согласно сайту) пин-нам тао , изображение которого показано на сайте, сегодня играют в Таиланде, главное отличие (согласно сайту) в том, что У бирманской арфы 13 струн , а у тайской арфы 15 струн . (На самом деле на изображении, предположительно изображенном на бирманской арочной арфе, изображен инструмент с 16 струнами , а на предполагаемой тайской арочной арфе - инструмент с 14 струнами .)
  6. ^ Перейти обратно: а б Шорто, HL (1962). Словарь современной разговорной пн . Издательство Оксфордского университета.
  7. ^ Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993. ISBN  1-881265-47-1 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямсон, Роберт М. (2010). Томас Д. Россинг (ред.). Наука о струнных инструментах . Спрингер. стр. 167–170 . ISBN  9781441971104 .
  9. ^ Шрирама Гояла (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 237. ИСБН  978-81-85179-78-0 . - ...яж похож на эту старую вину... однако это бирманская арфа, которая, судя по всему, с древнейших времен передавалась из поколения в поколение практически в неизменном виде.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон, Мюриэл К. «Санг-гаук». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 305.
  11. ^ Ричард Дж. Дамбрил. Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . стр. 185, 194. Редкий пример пиктограммы Урука, для которой еще нет приравнивающего фонетического значения. Вероятно, это одно из самых ранних графических изображений арфы.
  12. ^ Беккер, Джудит (1967). «Миграция арочной арфы из Индии в Бирму». Журнал Общества Галпина . 20 :17–23. дои : 10.2307/841500 . JSTOR   841500 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямсон, Мюриэл К. (2001), «Саунг-гаук» , Oxford Music Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.45701 , ISBN  978-1-56159-263-0 , получено 18 августа 2022 г.
  14. ^ Сифань Ли, изд. (3 октября 2022 г.). Всеобщая история китайского искусства: династия Цин . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 148. ИСБН  9783110790931 . Бирма начала отдавать дань уважения двору императора Цяньлуна в 1788 году... она была включена в праздничный музыкальный репертуар... прекрасная бирманская музыка состояла из семи инструментов... арфы зонгаодзи ...
  • Мюриэл К. Уильямсон (2000). Бирманская арфа: ее классическая музыка, строй и лады . Центр исследований Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса.
[ редактировать ]
  • The Burmese Saung Sample - Образец песенного клипа бирманского саунга.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d618b11eaf98f07d5bbb4f92a2bab72__1708695600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/72/1d618b11eaf98f07d5bbb4f92a2bab72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saung - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)