Jump to content

Культура Восточной Германии

Восточногерманские реконструкторы на встрече индейцев в Шверине , 1982 год. Популярный образ коренных американцев сделал живую историю коренных американцев довольно популярной в Восточной Германии.
Общественная нудистская зона на Мюггельзее , Восточный Берлин (1989)

Культура Восточной Германии менялась на протяжении многих лет в зависимости от политических и исторических событий, произошедших в 20 веке, особенно в результате нацизма и коммунизма . Размышления об истории искусства и культуры Восточной Германии раскрывают сложные отношения между художниками и государством, между оппозиционным и конформистским искусством. За четыре десятилетия Восточная Германия развила особую культуру и создала произведения литературы, кино, изобразительного искусства , музыки и театра, получившие международное признание. Особенности популярной культуры включали, среди прочего, высокую популярность нудизма в Восточной Германии. [ 1 ]

Цензура в Восточной Германии контролировала любой аспект культуры.

Мозаика Вальтера Вомакки в Айзенхюттенштадте

Социалистический Реализм

[ редактировать ]

В 1950-е годы официально поощряемая форма искусства была известна как « социалистический реализм ». Это было призвано изобразить повседневную жизнь при социализме таким образом, чтобы показать преимущества жизни и работы в Восточной Германии.

Литература

[ редактировать ]

Любой текст, опубликованный в ГДР, контролировался правительством. [ нужна ссылка ]

Эрих Хонеккер ввел термин Leseland DDR (Читающая нация ГДР) в 1981 году. [ 2 ]

Нажимать

[ редактировать ]

Главной газетой была Neues Deutschland , официальная газета Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Официальной газетой Свободной немецкой молодежи была Junge Welt .

Das Magazin пережил объединение Германии. [ 3 ]

Советский журнал «Спутник» на немецком языке в 1988 году считался слишком либеральным для ГДР. [ 4 ]

Поп и рок

[ редактировать ]

Влияние Запада было слышно повсюду, поскольку телевидение и радио, исходившие от Klassenfeind (врага рабочего класса), можно было принимать и во многих частях востока (исключением является район вокруг Дрездена с его географически невыгодным положением в долину Эльбы , дав ей прозвище « Долина невежественных », несмотря на наличие некоторых западных радиостанций). По мере того, как рок-музыка становилась все более популярной во всем мире после стремительного взлета таких групп, как «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других, по всей Восточной Германии начали формироваться новые группы. Однако опасаясь, что «выродившиеся западные ценности [развращают] молодых людей, которые слушают [рок]» [ 5 ] Помимо склонности рок-музыки критиковать учреждения и правительства, чиновники ГДР намеревались регулировать большую часть новой музыки. Шаги, предпринятые для контроля над музыкой, включали требование к рок-группам петь полностью на немецком языке и создавать песни образовательного значения, пропагандирующие социалистические идеи. [ 6 ] Еще одной проблемой для властей была необходимость тщательно проверять тексты песен на антигосударственную направленность. Группа Renft , например, подверглась нападкам властей, что в конечном итоге привело к ее запрету и расформированию. [ 7 ]

Санкционированные государством группы, такие как Puhdys, получали «Auftrittserlaubnis» (разрешение на выступление), которое позволяло им выступать в восточногерманских (а иногда и западногерманских) клубах, на фестивалях и т. д. Невозможность получить эту карту до выступления могла привести к принудительное отделение банды или даже тюремное заключение. [ 8 ] The Puhdys , Stern-Combo Meißen и Karat были популярными мейнстрим-группами, которым удавалось намекать на критические мысли в своих текстах, но при этом не быть явными. Как и другие популярные исполнители, они появлялись в молодежных журналах, таких как Neues Leben и Das Magazin . Санкционированные государством записи рок-музыки и другой популярной музыки производились и распространялись государственным предприятием Amiga Records .

Несмотря на жесткую цензуру, регулирование и репрессии, наложенные руководством ГДР на восточногерманское рок-сообщество, правительство в определенной степени способствовало развитию новой музыки. Это включало разрешение на ввоз нелегальных инструментов группам, которые отчаянно нуждались в иностранном оборудовании. [ 9 ] а также значительное эфирное время, предоставленное художницам. Последнее позволило то, что историки считают ростом выражения женской идентичности и сексуальности. [ 10 ] Государство также согласилось на создание более «подпольных» группировок с решительно ориентированным на Запад звучанием. В частности, ряд панк-групп и групп новой волны, таких как Sandow и Feeling B, могли выпускать пластинки с официальной компанией AMIGA.

Несколько восточногерманских рок-звезд покинули ГДР. Нина Хаген , опубликовавшая свой первый хит « Du hast den Farbfilm vergessen» в 1974 году, эмигрировала в 1976 году. Вероника Фишер эмигрировала в 1981 году.

летучая мышь

[ редактировать ]

Шлагер , легкая популярная музыка с корнями в девятнадцатом и начале двадцатого века, которая была очень популярна на западе, также рано закрепилась в Восточной Германии, и многочисленные музыканты, такие как Герд Кристиан [ из ] , Уве Йенсен [ из ] и Хартмут Шульце-Герлах [ из ] приобрел всенародную известность. Франк Шёбель добился большого успеха. проводился международный фестиваль шлягеров С 1962 по 1976 год в Ростоке , ежегодно собиравший участников из 18–22 стран. [ 11 ] Город Дрезден проводил аналогичный международный фестиваль музыкантов-шлягеров с 1971 года и незадолго до воссоединения. [ 12 ] С 1966 по 1971 год в Магдебурге ежегодно проводился национальный конкурс шлягеров. [ 13 ]

Классический

[ редактировать ]

Несколько престижных ансамблей возникли еще в довоенный период. Лейпцигским оркестром Gewandhaus руководил Курт Мазур с 1970 года . Дрезденской государственной капеллой руководил Герберт Бломстедт с 1975 года . В 1969 году Жан Курт Форест основал Камерный оркестр имени Карла Филиппа Эммануэля Баха , а Хартмут Хенхен ансамблем руководил .

Другие ансамбли, расположенные в Восточной Германии, включали Akademie für Alte Musik Berlin , Берлинскую государственную оперу , Komische Oper Berlin , Симфонический оркестр Берлинского радио , Staatskapelle Berlin , Konzerthausorchester Berlin (Берлинский симфонический оркестр) и Staatskapelle Halle .

Записи классической музыки были записаны на лейбле Eterna Record, подразделении государственной музыкальной компании VEB Deutsche Schallplatten . Многие записи были выпущены в XXI веке на лейбле Berlin Classics .

Иоганн Себастьян Бах

[ редактировать ]

На более традиционном уровне правительство Восточной Германии отмечало тот факт, что Иоганн Себастьян Бах родился на территории Восточной Германии, и потратило много денег на превращение своего дома в Айзенахе в музей его жизни, который, среди прочего, включал в себя более 300 инструментов из жизни Баха. В 1980 году этот музей посетило более 70 000 человек.

В Лейпциге был собран огромный архив с записями всей музыки Баха, а также множество исторических документов и писем как к нему, так и от него. Вернер Нойман основал Лейпцигский архив Баха в 1950 году.

Каждый второй год школьники со всей Восточной Германии собирались на конкурс Баха, проходивший в Восточном Берлине . международный конкурс Баха по игре на клавишных и струнных инструментах Каждые четыре года проводился .

Томанерхор записал ряд произведений Баха.

Немецкий джаз был разделен после Второй мировой войны, когда режим Восточной Германии имел двойственное отношение к джазу, которому он первоначально сопротивлялся как американскому влиянию на культуру. [ 14 ] но позже был принят как форма «народной музыки». [ 15 ]

Клаус Ленц руководил несколькими группами. [ 16 ] Манфред Круг пел джаз до своей эмиграции в 1977 году.

Звукозаписывающие заведения

[ редактировать ]

Были государственные звукозаписывающие компании. В 1947 году Эрнст Буш основал Eterna Records для классической, народной, джазовой и церковной музыки. Для популярной музыки существовала Amiga Records. В 1953 году эти операции стали контролироваться государством. [ 17 ] [ 18 ]

Визуальное искусство

[ редактировать ]

Художники были членами коммунистического «Объединения художников-изобразителей ГДР». [ 19 ] [ 20 ]

Визуальная пропаганда

[ редактировать ]
Статуи Карла Маркса и Фридриха Энгельса на Маркс-Энгельс-форуме в Берлине

Политическая пропаганда сформировала ГДР – памятники коммунистическим лидерам, в том числе Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу , транспаранты с политическими лозунгами.

Феминистское искусство

[ редактировать ]

Критическими художницами-феминистками были Габриэле Штетцер , Тина Бара , Корнелия Шиммеле , Дорис Циглер , Мита Шамаль , Карла Войсница , Кристина Шлегель , Эльза Габриэль , Яна Милев , Анджела Хампель , Гундула Шульце Эльдови , Джанет Грау . [ 21 ] [ 22 ]

Политические манифестации и светские церемонии

[ редактировать ]

Международный день трудящихся был обязательным для миллионов. Tag der Republik (День Республики) 7 октября стал годовщиной создания ГДР.

Jugendweihe , была светской церемонией совершеннолетия заменившей лютеранское конфирмацию .

Театр на Шиффбауэрдамме, со стороны реки Шпрее.

В первые годы своего существования в восточногерманском театре сильно доминировал Бертольт Брехт , который вернул артистов из антифашистского сопротивления и вновь открыл Театр на Шиффбауэрдамме со своим берлинским ансамблем . С другой стороны, некоторые потоки пытались создать «Театр чистых рабочих», в котором играли рабочие и ставили пьесы о рабочих.

) возникло множество конфликтов После смерти Брехта между художниками и семьей (вокруг Хелен Вайгель по поводу наследия Брехта. Хайнц Калау , Слатан Дудов , Эрвин Гешоннек , Эрвин Стриттматтер , Питер Хакс , Бенно Бессон , Петер Палич и Эккехард Шалль причисляются к ученым и последователям Брехта. В 1950-х годах швейцарец Бенно Бессон имел успех с «Драконом» Евгения Шварца . В результате он путешествовал с Немецким театром по Европе и Азии (а также по Японии). Он стал интендантом в Фольксбюне в 1960-х годах и часто работал с Хайнером Мюллером .

Из-за цензуры многие художники покинули ГДР начиная с 1975 года. Параллельно с этим некоторые артисты переехали в небольшие городские театры, чтобы создать театр за пределами Берлина . Например, Питер Соданн основал Новый театр в Галле/Заале , а Франк Касторф работал в театре в Анкламе . Театр и кабаре имели очень важный статус для жителей ГДР и представляли собой очень активную и динамичную сцену. Это стало причиной некоторых разногласий с государством. Бенно Бессон сказал об отношениях между кабаре и государством: «По крайней мере, они восприняли нас серьезно».

Фридрихштадт -Паласт в Берлине — последнее крупное здание, построенное ГДР. Здесь продолжает жить великая берлинская традиция ревю , представляя сегодня зрителям самые современные шоу. [ 23 ]

В Восточной Германии киноиндустрия была очень активной. Помимо народных фильмов, киноиндустрия Восточной Германии стала известна во всем мире своими постановками, особенно детскими фильмами ( «Das kalte Herz» и кинематографическими версиями сказок братьев Гримм, а также современными постановками, такими как «Das Schulgespenst »).

Фильмы о преследовании евреев в Третьем рейхе, такие как «Обнаженные среди волков» , «Якоб-лжец» , и о сопротивлении фашизму, такие как «Fünf Patronenhülsen » (оба режиссера Франка Бейера ), стали всемирно известными. фильмы о проблемах повседневной жизни, такие как «Легенда о Пауле и Пауле» (режиссер Хайнер Кароу ) или «Соло Санни» (режиссеры Конрад Вольф и Вольфганг Кольхазе Большой популярностью также пользовались ).

Также были сняты красные вестерны (Indianerfilme), в которых американские индейцы часто выступали в роли вынужденных переселенцев. Гойко Митич - самый известный актер в этой роли; он часто играл праведного, добросердечного и обаятельного Вождя ( «Сыновья Большой Медведицы» в постановке Йозефа Маха ). Он стал почетным вождем нации сиу , когда посетил Соединенные Штаты Америки в 1990-х годах, и сопровождающая его телевизионная группа показала сиу один из его фильмов.

Из-за цензуры ряд фильмов в это время был запрещен и показан только после воссоединения Германии в 1990 году. Примерами являются «След камней» (режиссер Фрэнк Бейер ) и «Разделенные небеса» (режиссер Конрад Вольф ).

В кинотеатрах Восточной Германии транслировались отечественные, чешские, польские и другие восточноевропейские фильмы, а также некоторые голливудские фильмы, хотя количество последних было ограничено из-за стоимости приобретения лицензий. Фильмы, которые представляли или прославляли капиталистическую идеологию, не показывались. Например, «Смазку» не показали, а «Пролетая над гнездом кукушки» показали. Популярностью пользовались комедии, такие как «Датская банда Олсена» или фильмы с французским комиком Луи де Фюнесом .

Одним из самых известных кинокритиков Восточной Германии была Ренате Холланд-Мориц [ де ] , также известная как «Кино-Эуле» («Кино-Сова»), писавшая для сатирического журнала Eulenspiegel . [ 24 ]

Телевидение

[ редактировать ]
Логотип Черного канала
Проникновение приема западногерманского телевидения (серый) в Восточную Германию для канала ARD . Районы без приема (черные) в шутку назывались «Долиной невежественных» ( Tal der Ahnungslosen ), а ARD , как говорили, означало «Außer (кроме) Рюген и Дрезден».

Существовали две общенациональные государственные телестанции: DFF1 и DFF2. [ 25 ] После падения железного занавеса они постепенно были объединены в структуры системы общественного вещания Федеративной Республики , за ними последовали базирующиеся в землях региональные станции, такие как MDR ( Mitteldeutscher Rundfunk , для трех южных новых федеральных земель ) и RBB ( Rundfunk Берлин-Бранденбург ).

Поскольку расположение антенн на крышах часто выявляло зрителей, которые смотрели западногерманское телевидение, они могли быть подвержены осуждению со стороны патриотически настроенных соседей или членов FDJ , особенно в 1950-х и 1960-х годах. Однако к 1980-м годам власти в значительной степени смирились с присутствием западного вещания и даже терпели существование общественных антенн и кабельных систем, передающих как DFF, так и западные каналы.

DEFA . была одной из крупнейших телекомпаний в немецкоязычных странах и производила произведения, которые иногда осмеливались содержать скрытую критику истеблишмента [ 26 ]

Материальная культура

[ редактировать ]

Материальная культура ГДР находится в центре внимания Ostalgie (сочетания слов «Ост» (Восток) и «Ностальжи» (ностальгия)).

Потребительство

[ редактировать ]

Потребительство – это социальный и экономический порядок, который поощряет приобретение товаров и услуг во все возрастающих количествах. Экономика ГДР производила целый ряд потребительских товаров и связанных с ними потребительских практик, отличающихся как от культур Западной Германии, так и от культур советского блока. Потребительская культура развивалась с (в отличие от Запада относительно четко выраженным) распределением престижа в соответствии с потребительской практикой. [ 27 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Штраусбергер Плац в Восточном Берлине
Прагерштрассе в Дрездене в 1972 году.

На заре ГДР преобладал модернистский дизайн. После разрушений войны существовало несколько планов переосмысления городов с использованием Баухауза и других авангардных проектов. Среди них был план, разработанный Гансом Шаруном: коллективный план нового разделения и децентрализации тогда еще неразделенного города Берлина, который должен был быть принят под эгидой Контрольного совета союзников. В представлении Шаруна были жилые клетки, пересекаемые открытыми зелеными бульварами. Однако к началу 1950-х годов проект реконструкции Баухауса потерял популярность среди политической элиты, а проекты в модернистском стиле застопорились или были заброшены. Одним из немногих сохранившихся построек, спроектированных в этом ключе, является многоквартирный дом Баухаус, спроектированный самим Шаруном, в районе Фридрихсхайн в Берлине, на открытом бульваре, ранее известном как Сталиналлее.

Утрата популярности модернистов во многом объясняется возникновением социалистического классицизма или сталинской архитектуры ( нем . Zuckerbäckerstil ), эклектичного стиля, который сочетал в себе элементы национального культурного наследия и традиционалистского орнамента с комфортом современной архитектуры. То, как могут выглядеть эти элементы, зависело от местоположения и значительно различалось в зависимости от проектов, завершенных в различных регионах Восточного блока. В ГДР эти национальные элементы обычно были отголосками классицизма, но допускали региональные вариации, такие как Дрезденский Альтмаркт, который заимствует стиль барокко, или Лангештрассе, вдохновленная кирпичной готикой, в северном портовом городе Росток. Реагируя на изменение политических и экономических потребностей того времени, к концу 1950-х годов количество новых проектов в сталинском стиле постепенно сократилось. Во многом это произошло из-за нехватки материалов; порой щедрое украшение в национальном стиле встречало все большее неодобрение, поскольку миллионы людей все еще жили в перенаселенных или ветхих зданиях. Наступление десталинизации еще больше подавило спрос на новые социалистические классические проекты.

Таким образом, архитектурные предпочтения 1960-х и 1970-х годов во многом определялись экономической необходимостью. Потребность в дешевом массовом жилье привела к «индустриализации архитектуры», при которой в новых проектах подчеркивался функционализм и низкие затраты на строительство. Проекты этого типа в основном представляли собой огромные бетонные жилые блоки, которые позже включали сборные элементы. Хотя новый функционализм был ответом на нехватку материалов, с эстетической точки зрения это движение означало возврат к принципам модернизма. Освободившись от национальных идеологических рамок социалистического классицизма, архитекторы возродили «новостройки» Баухауза 1920-х годов. Восточногерманские образцы зданий, такие как WBS 70 , P2 и высотное здание WHH GT 18/21, иллюстрируют эстетический сдвиг в сторону модернизма, но прежде всего ценились за сборные части, которые позволяли быстро и экономично строить.

Яркими примерами архитектуры ГДР являются:

Восточногерманская листовка, выпущенная через внутреннюю границу Германии.

ГДР анекдоты

[ редактировать ]

В условиях широко распространенной цензуры литературы (Восточная Германия ) , массовой информации и искусства средств политические шутки были одним из основных средств критики Германской Демократической Республики . После воссоединения они стали известны как ГДР-Витце (шутка о ГДР). Политические шутки этой формы почти исчезли после воссоединения, поскольку они больше не играют той же подрывной роли, уступая место открытым демократическим дебатам, политическим карикатурам и сатире .

Граждане ГДР называли некоторые наиболее критические шутки шутками на пять лет (т.е. три года тюрьмы для того, кто их рассказывает, и два года для всех, кто слушает и смеется). Существует также морфологическая отсылка к «пятилетке» - в каком-то смысле разговор о пятилетке был «мета-шуткой».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гроте, Сольвейг (10 июня 2008 г.). «ФКК в ГДР – Восстание обнаженных» . www.spiegel.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 24 ноября 2019 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  2. ^ https://www.telegraphindia.com/cultural/disney-was-immoral-what-east-germans-were-allowed-to-read/cid/1896915
  3. ^ «ЖУРНАЛ » Культура. Общество. Жизнь. С 1924 года» . www.dasmagazin.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2000 года.
  4. ^ «Неделя, когда железный занавес начал разрываться» . Независимый . 25 октября 2009 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  5. ^ Джулиана Брауэр, «Столкновения эмоций: панк-музыка, молодежная субкультура и власть в ГДР», Социальная справедливость, 38 (2012), 54.
  6. ^ Георг Маас и Хартмут Резель, «Что бы ни случилось…: упадок и ренессанс рока в бывшей ГДР», Popular Music, 17 (1998), 267–9.
  7. ^ Клаус Ренфт – «Плохой мальчик восточногерманского рок-н-ролла», 13–10 – 2006 г.
  8. ^ Георг Маас и Хартмут Резель, «Что бы ни случилось…: упадок и ренессанс рока в бывшей ГДР», Popular Music, 17 (1998), 269.
  9. ^ Эдвард Ларки, «ГДР-рок идет на запад: обретение голоса на западногерманском рынке», German Politics and Society, 23 (2005), 59.
  10. ^ Ута Пойгер, «Рок-н-ролл, женская сексуальность и битва в холодной войне за немецкую идентичность», Журнал современной истории, (68) 1996, 577–616.
  11. ^ «Шлягеры Балтийского моря» . www1.wdr.de (на немецком языке). 22 июля 2007 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  12. ^ Гётц Хинтце: Рок-лексикон ГДР . 2-е издание. Шварцкопф и Шварцкопф, Берлин, 2000 г., ISBN   3-89602-303-9 , запись на Дрезденский международный фестиваль шлагеров.
  13. Informationen zu Chris Doerk , получено 23 декабря 2010 г. Архивировано 28 апреля 2016 г. на Wayback Machine.
  14. Рут Хоманн: первая леди восточногерманского джаза снова поет , The Guardian , 2 декабря 2011 г.
  15. ^ Народная музыка: джаз в Восточной Германии, 1945–1990.
  16. ^ Клаус Ленц и его популярные биг-бэнды
  17. ^ Статья в немецкой Википедии для Eterna Records de:Eterna (Plattenlabel) [ циклическая ссылка ]
  18. ^ «Дойче Шальплаттен Берлин» . Дискогс . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  19. ^ Статья в немецкой Википедии : Ассоциация художников-визуалистов ГДР. [ циклическая ссылка ]
  20. ^ «Ассоциация визуальных художников ГДР» . archive.adk.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2016 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  21. ^ «- Латентная феминистка» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
  22. ^ «Женщины-художницы в ГДР Кунстхалле Мангейм» . www.freitag.de (на немецком языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
  23. ^ «Дворец Фридрихштадт» .
  24. ^ «Кинокритик Рената Холланд-Мориц» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке). 27 марта 2015 года . Проверено 1 августа 2024 г.
  25. ^ «Новая политика Германии: партии и проблемы 1990-х годов», стр. 62, 1995 г.
  26. ^ Вагнер, Бригитта Б. ДЕФА после Восточной Германии. Камден Хаус, 2014.
  27. ^ Мензель, Ребекка (2004). Джинсы в ГДР: более глубокий смысл брюк для отдыха (на немецком языке). Издательство Ч. Линкс. ISBN  978-3-86153-335-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e1f20a2e120f32b90cba0dc32087eb1__1722584880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/b1/1e1f20a2e120f32b90cba0dc32087eb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of East Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)