Культура Восточной Германии


Культура Восточной Германии менялась на протяжении многих лет в зависимости от политических и исторических событий, произошедших в 20 веке, особенно в результате нацизма и коммунизма . Размышления об истории искусства и культуры Восточной Германии раскрывают сложные отношения между художниками и государством, между оппозиционным и конформистским искусством. За четыре десятилетия Восточная Германия развила особую культуру и создала произведения литературы, кино, изобразительного искусства , музыки и театра, получившие международное признание. Особенности популярной культуры включали, среди прочего, высокую популярность нудизма в Восточной Германии. [ 1 ]
Цензура в Восточной Германии контролировала любой аспект культуры.

Социалистический Реализм
[ редактировать ]В 1950-е годы официально поощряемая форма искусства была известна как « социалистический реализм ». Это было призвано изобразить повседневную жизнь при социализме таким образом, чтобы показать преимущества жизни и работы в Восточной Германии.
Литература
[ редактировать ]Любой текст, опубликованный в ГДР, контролировался правительством. [ нужна ссылка ]
Эрих Хонеккер ввел термин Leseland DDR (Читающая нация ГДР) в 1981 году. [ 2 ]
Нажимать
[ редактировать ]Главной газетой была Neues Deutschland , официальная газета Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Официальной газетой Свободной немецкой молодежи была Junge Welt .
Das Magazin пережил объединение Германии. [ 3 ]
Советский журнал «Спутник» на немецком языке в 1988 году считался слишком либеральным для ГДР. [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]Поп и рок
[ редактировать ]Влияние Запада было слышно повсюду, поскольку телевидение и радио, исходившие от Klassenfeind (врага рабочего класса), можно было принимать и во многих частях востока (исключением является район вокруг Дрездена с его географически невыгодным положением в долину Эльбы , дав ей прозвище « Долина невежественных », несмотря на наличие некоторых западных радиостанций). По мере того, как рок-музыка становилась все более популярной во всем мире после стремительного взлета таких групп, как «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других, по всей Восточной Германии начали формироваться новые группы. Однако опасаясь, что «выродившиеся западные ценности [развращают] молодых людей, которые слушают [рок]» [ 5 ] Помимо склонности рок-музыки критиковать учреждения и правительства, чиновники ГДР намеревались регулировать большую часть новой музыки. Шаги, предпринятые для контроля над музыкой, включали требование к рок-группам петь полностью на немецком языке и создавать песни образовательного значения, пропагандирующие социалистические идеи. [ 6 ] Еще одной проблемой для властей была необходимость тщательно проверять тексты песен на антигосударственную направленность. Группа Renft , например, подверглась нападкам властей, что в конечном итоге привело к ее запрету и расформированию. [ 7 ]
Санкционированные государством группы, такие как Puhdys, получали «Auftrittserlaubnis» (разрешение на выступление), которое позволяло им выступать в восточногерманских (а иногда и западногерманских) клубах, на фестивалях и т. д. Невозможность получить эту карту до выступления могла привести к принудительное отделение банды или даже тюремное заключение. [ 8 ] The Puhdys , Stern-Combo Meißen и Karat были популярными мейнстрим-группами, которым удавалось намекать на критические мысли в своих текстах, но при этом не быть явными. Как и другие популярные исполнители, они появлялись в молодежных журналах, таких как Neues Leben и Das Magazin . Санкционированные государством записи рок-музыки и другой популярной музыки производились и распространялись государственным предприятием Amiga Records .
Несмотря на жесткую цензуру, регулирование и репрессии, наложенные руководством ГДР на восточногерманское рок-сообщество, правительство в определенной степени способствовало развитию новой музыки. Это включало разрешение на ввоз нелегальных инструментов группам, которые отчаянно нуждались в иностранном оборудовании. [ 9 ] а также значительное эфирное время, предоставленное художницам. Последнее позволило то, что историки считают ростом выражения женской идентичности и сексуальности. [ 10 ] Государство также согласилось на создание более «подпольных» группировок с решительно ориентированным на Запад звучанием. В частности, ряд панк-групп и групп новой волны, таких как Sandow и Feeling B, могли выпускать пластинки с официальной компанией AMIGA.
Несколько восточногерманских рок-звезд покинули ГДР. Нина Хаген , опубликовавшая свой первый хит « Du hast den Farbfilm vergessen» в 1974 году, эмигрировала в 1976 году. Вероника Фишер эмигрировала в 1981 году.
летучая мышь
[ редактировать ]Шлагер , легкая популярная музыка с корнями в девятнадцатом и начале двадцатого века, которая была очень популярна на западе, также рано закрепилась в Восточной Германии, и многочисленные музыканты, такие как Герд Кристиан [ из ] , Уве Йенсен [ из ] и Хартмут Шульце-Герлах [ из ] приобрел всенародную известность. Франк Шёбель добился большого успеха. проводился международный фестиваль шлягеров С 1962 по 1976 год в Ростоке , ежегодно собиравший участников из 18–22 стран. [ 11 ] Город Дрезден проводил аналогичный международный фестиваль музыкантов-шлягеров с 1971 года и незадолго до воссоединения. [ 12 ] С 1966 по 1971 год в Магдебурге ежегодно проводился национальный конкурс шлягеров. [ 13 ]
Классический
[ редактировать ]Несколько престижных ансамблей возникли еще в довоенный период. Лейпцигским оркестром Gewandhaus руководил Курт Мазур с 1970 года . Дрезденской государственной капеллой руководил Герберт Бломстедт с 1975 года . В 1969 году Жан Курт Форест основал Камерный оркестр имени Карла Филиппа Эммануэля Баха , а Хартмут Хенхен ансамблем руководил .
Другие ансамбли, расположенные в Восточной Германии, включали Akademie für Alte Musik Berlin , Берлинскую государственную оперу , Komische Oper Berlin , Симфонический оркестр Берлинского радио , Staatskapelle Berlin , Konzerthausorchester Berlin (Берлинский симфонический оркестр) и Staatskapelle Halle .
Записи классической музыки были записаны на лейбле Eterna Record, подразделении государственной музыкальной компании VEB Deutsche Schallplatten . Многие записи были выпущены в XXI веке на лейбле Berlin Classics .
Иоганн Себастьян Бах
[ редактировать ]На более традиционном уровне правительство Восточной Германии отмечало тот факт, что Иоганн Себастьян Бах родился на территории Восточной Германии, и потратило много денег на превращение своего дома в Айзенахе в музей его жизни, который, среди прочего, включал в себя более 300 инструментов из жизни Баха. В 1980 году этот музей посетило более 70 000 человек.
В Лейпциге был собран огромный архив с записями всей музыки Баха, а также множество исторических документов и писем как к нему, так и от него. Вернер Нойман основал Лейпцигский архив Баха в 1950 году.
Каждый второй год школьники со всей Восточной Германии собирались на конкурс Баха, проходивший в Восточном Берлине . международный конкурс Баха по игре на клавишных и струнных инструментах Каждые четыре года проводился .
Томанерхор записал ряд произведений Баха.
Джаз
[ редактировать ]Немецкий джаз был разделен после Второй мировой войны, когда режим Восточной Германии имел двойственное отношение к джазу, которому он первоначально сопротивлялся как американскому влиянию на культуру. [ 14 ] но позже был принят как форма «народной музыки». [ 15 ]
Клаус Ленц руководил несколькими группами. [ 16 ] Манфред Круг пел джаз до своей эмиграции в 1977 году.
Звукозаписывающие заведения
[ редактировать ]Были государственные звукозаписывающие компании. В 1947 году Эрнст Буш основал Eterna Records для классической, народной, джазовой и церковной музыки. Для популярной музыки существовала Amiga Records. В 1953 году эти операции стали контролироваться государством. [ 17 ] [ 18 ]
Визуальное искусство
[ редактировать ]Художники были членами коммунистического «Объединения художников-изобразителей ГДР». [ 19 ] [ 20 ]
Визуальная пропаганда
[ редактировать ]
Политическая пропаганда сформировала ГДР – памятники коммунистическим лидерам, в том числе Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу , транспаранты с политическими лозунгами.
Феминистское искусство
[ редактировать ]Критическими художницами-феминистками были Габриэле Штетцер , Тина Бара , Корнелия Шиммеле , Дорис Циглер , Мита Шамаль , Карла Войсница , Кристина Шлегель , Эльза Габриэль , Яна Милев , Анджела Хампель , Гундула Шульце Эльдови , Джанет Грау . [ 21 ] [ 22 ]
Политические манифестации и светские церемонии
[ редактировать ]Международный день трудящихся был обязательным для миллионов. Tag der Republik (День Республики) 7 октября стал годовщиной создания ГДР.
Jugendweihe , была светской церемонией совершеннолетия заменившей лютеранское конфирмацию .
Театр
[ редактировать ]
В первые годы своего существования в восточногерманском театре сильно доминировал Бертольт Брехт , который вернул артистов из антифашистского сопротивления и вновь открыл Театр на Шиффбауэрдамме со своим берлинским ансамблем . С другой стороны, некоторые потоки пытались создать «Театр чистых рабочих», в котором играли рабочие и ставили пьесы о рабочих.
) возникло множество конфликтов После смерти Брехта между художниками и семьей (вокруг Хелен Вайгель по поводу наследия Брехта. Хайнц Калау , Слатан Дудов , Эрвин Гешоннек , Эрвин Стриттматтер , Питер Хакс , Бенно Бессон , Петер Палич и Эккехард Шалль причисляются к ученым и последователям Брехта. В 1950-х годах швейцарец Бенно Бессон имел успех с «Драконом» Евгения Шварца . В результате он путешествовал с Немецким театром по Европе и Азии (а также по Японии). Он стал интендантом в Фольксбюне в 1960-х годах и часто работал с Хайнером Мюллером .
Из-за цензуры многие художники покинули ГДР начиная с 1975 года. Параллельно с этим некоторые артисты переехали в небольшие городские театры, чтобы создать театр за пределами Берлина . Например, Питер Соданн основал Новый театр в Галле/Заале , а Франк Касторф работал в театре в Анкламе . Театр и кабаре имели очень важный статус для жителей ГДР и представляли собой очень активную и динамичную сцену. Это стало причиной некоторых разногласий с государством. Бенно Бессон сказал об отношениях между кабаре и государством: «По крайней мере, они восприняли нас серьезно».
Фридрихштадт -Паласт в Берлине — последнее крупное здание, построенное ГДР. Здесь продолжает жить великая берлинская традиция ревю , представляя сегодня зрителям самые современные шоу. [ 23 ]
Кино
[ редактировать ]В Восточной Германии киноиндустрия была очень активной. Помимо народных фильмов, киноиндустрия Восточной Германии стала известна во всем мире своими постановками, особенно детскими фильмами ( «Das kalte Herz» и кинематографическими версиями сказок братьев Гримм, а также современными постановками, такими как «Das Schulgespenst »).
Фильмы о преследовании евреев в Третьем рейхе, такие как «Обнаженные среди волков» , «Якоб-лжец» , и о сопротивлении фашизму, такие как «Fünf Patronenhülsen » (оба режиссера Франка Бейера ), стали всемирно известными. фильмы о проблемах повседневной жизни, такие как «Легенда о Пауле и Пауле» (режиссер Хайнер Кароу ) или «Соло Санни» (режиссеры Конрад Вольф и Вольфганг Кольхазе Большой популярностью также пользовались ).
Также были сняты красные вестерны (Indianerfilme), в которых американские индейцы часто выступали в роли вынужденных переселенцев. Гойко Митич - самый известный актер в этой роли; он часто играл праведного, добросердечного и обаятельного Вождя ( «Сыновья Большой Медведицы» в постановке Йозефа Маха ). Он стал почетным вождем нации сиу , когда посетил Соединенные Штаты Америки в 1990-х годах, и сопровождающая его телевизионная группа показала сиу один из его фильмов.
Из-за цензуры ряд фильмов в это время был запрещен и показан только после воссоединения Германии в 1990 году. Примерами являются «След камней» (режиссер Фрэнк Бейер ) и «Разделенные небеса» (режиссер Конрад Вольф ).
В кинотеатрах Восточной Германии транслировались отечественные, чешские, польские и другие восточноевропейские фильмы, а также некоторые голливудские фильмы, хотя количество последних было ограничено из-за стоимости приобретения лицензий. Фильмы, которые представляли или прославляли капиталистическую идеологию, не показывались. Например, «Смазку» не показали, а «Пролетая над гнездом кукушки» показали. Популярностью пользовались комедии, такие как «Датская банда Олсена» или фильмы с французским комиком Луи де Фюнесом .
Одним из самых известных кинокритиков Восточной Германии была Ренате Холланд-Мориц , также известная как «Кино-Эуле» («Кино-Сова»), писавшая для сатирического журнала Eulenspiegel . [ 24 ]
Телевидение
[ редактировать ]

Существовали две общенациональные государственные телестанции: DFF1 и DFF2. [ 25 ] После падения железного занавеса они постепенно были объединены в структуры системы общественного вещания Федеративной Республики , за ними последовали базирующиеся в землях региональные станции, такие как MDR ( Mitteldeutscher Rundfunk , для трех южных новых федеральных земель ) и RBB ( Rundfunk Берлин-Бранденбург ).
Поскольку расположение антенн на крышах часто выявляло зрителей, которые смотрели западногерманское телевидение, они могли быть подвержены осуждению со стороны патриотически настроенных соседей или членов FDJ , особенно в 1950-х и 1960-х годах. Однако к 1980-м годам власти в значительной степени смирились с присутствием западного вещания и даже терпели существование общественных антенн и кабельных систем, передающих как DFF, так и западные каналы.
DEFA . была одной из крупнейших телекомпаний в немецкоязычных странах и производила произведения, которые иногда осмеливались содержать скрытую критику истеблишмента [ 26 ]
Материальная культура
[ редактировать ]Материальная культура ГДР находится в центре внимания Ostalgie (сочетания слов «Ост» (Восток) и «Ностальжи» (ностальгия)).
Потребительство
[ редактировать ]Потребительство – это социальный и экономический порядок, который поощряет приобретение товаров и услуг во все возрастающих количествах. Экономика ГДР производила целый ряд потребительских товаров и связанных с ними потребительских практик, отличающихся как от культур Западной Германии, так и от культур советского блока. Потребительская культура развивалась с (в отличие от Запада относительно четко выраженным) распределением престижа в соответствии с потребительской практикой. [ 27 ]
Архитектура
[ редактировать ]

На заре ГДР преобладал модернистский дизайн. После разрушений войны существовало несколько планов переосмысления городов с использованием Баухауза и других авангардных проектов. Среди них был план, разработанный Гансом Шаруном: коллективный план нового разделения и децентрализации тогда еще неразделенного города Берлина, который должен был быть принят под эгидой Контрольного совета союзников. В представлении Шаруна были жилые клетки, пересекаемые открытыми зелеными бульварами. Однако к началу 1950-х годов проект реконструкции Баухауса потерял популярность среди политической элиты, а проекты в модернистском стиле застопорились или были заброшены. Одним из немногих сохранившихся построек, спроектированных в этом ключе, является многоквартирный дом Баухаус, спроектированный самим Шаруном, в районе Фридрихсхайн в Берлине, на открытом бульваре, ранее известном как Сталиналлее.
Утрата популярности модернистов во многом объясняется возникновением социалистического классицизма или сталинской архитектуры ( нем . Zuckerbäckerstil ), эклектичного стиля, который сочетал в себе элементы национального культурного наследия и традиционалистского орнамента с комфортом современной архитектуры. То, как могут выглядеть эти элементы, зависело от местоположения и значительно различалось в зависимости от проектов, завершенных в различных регионах Восточного блока. В ГДР эти национальные элементы обычно были отголосками классицизма, но допускали региональные вариации, такие как Дрезденский Альтмаркт, который заимствует стиль барокко, или Лангештрассе, вдохновленная кирпичной готикой, в северном портовом городе Росток. Реагируя на изменение политических и экономических потребностей того времени, к концу 1950-х годов количество новых проектов в сталинском стиле постепенно сократилось. Во многом это произошло из-за нехватки материалов; порой щедрое украшение в национальном стиле встречало все большее неодобрение, поскольку миллионы людей все еще жили в перенаселенных или ветхих зданиях. Наступление десталинизации еще больше подавило спрос на новые социалистические классические проекты.
Таким образом, архитектурные предпочтения 1960-х и 1970-х годов во многом определялись экономической необходимостью. Потребность в дешевом массовом жилье привела к «индустриализации архитектуры», при которой в новых проектах подчеркивался функционализм и низкие затраты на строительство. Проекты этого типа в основном представляли собой огромные бетонные жилые блоки, которые позже включали сборные элементы. Хотя новый функционализм был ответом на нехватку материалов, с эстетической точки зрения это движение означало возврат к принципам модернизма. Освободившись от национальных идеологических рамок социалистического классицизма, архитекторы возродили «новостройки» Баухауза 1920-х годов. Восточногерманские образцы зданий, такие как WBS 70 , P2 и высотное здание WHH GT 18/21, иллюстрируют эстетический сдвиг в сторону модернизма, но прежде всего ценились за сборные части, которые позволяли быстро и экономично строить.
Яркими примерами архитектуры ГДР являются:
- Аллея Карла Маркса , первоначально Сталинская аллея, со Штраусбергской площадью в Восточном Берлине
- Прагерштрассе в Дрездене
- Дворец Республики
- Александерплац . , где многие здания ГДР до сих пор формируют это место
- здания Лейпцигского университета Карла Маркса в центре города (ныне частично разобранные и частично замененные постмодернистским зданием), в том числе City-Hochhaus Leipzig

ГДР анекдоты
[ редактировать ]В условиях широко распространенной цензуры литературы (Восточная Германия ) , массовой информации и искусства средств политические шутки были одним из основных средств критики Германской Демократической Республики . После воссоединения они стали известны как ГДР-Витце (шутка о ГДР). Политические шутки этой формы почти исчезли после воссоединения, поскольку они больше не играют той же подрывной роли, уступая место открытым демократическим дебатам, политическим карикатурам и сатире .
Граждане ГДР называли некоторые наиболее критические шутки шутками на пять лет (т.е. три года тюрьмы для того, кто их рассказывает, и два года для всех, кто слушает и смеется). Существует также морфологическая отсылка к «пятилетке» - в каком-то смысле разговор о пятилетке был «мета-шуткой».
См. также
[ редактировать ]- Литература ГДР
- Немецкий телеведущий , государственный телевещатель
- Радиовещание ГДР , государственная радиовещательная компания
- РАЗ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гроте, Сольвейг (10 июня 2008 г.). «ФКК в ГДР – Восстание обнаженных» . www.spiegel.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 24 ноября 2019 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ https://www.telegraphindia.com/cultural/disney-was-immoral-what-east-germans-were-allowed-to-read/cid/1896915
- ^ «ЖУРНАЛ » Культура. Общество. Жизнь. С 1924 года» . www.dasmagazin.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2000 года.
- ^ «Неделя, когда железный занавес начал разрываться» . Независимый . 25 октября 2009 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Джулиана Брауэр, «Столкновения эмоций: панк-музыка, молодежная субкультура и власть в ГДР», Социальная справедливость, 38 (2012), 54.
- ^ Георг Маас и Хартмут Резель, «Что бы ни случилось…: упадок и ренессанс рока в бывшей ГДР», Popular Music, 17 (1998), 267–9.
- ^ Клаус Ренфт – «Плохой мальчик восточногерманского рок-н-ролла», 13–10 – 2006 г.
- ^ Георг Маас и Хартмут Резель, «Что бы ни случилось…: упадок и ренессанс рока в бывшей ГДР», Popular Music, 17 (1998), 269.
- ^ Эдвард Ларки, «ГДР-рок идет на запад: обретение голоса на западногерманском рынке», German Politics and Society, 23 (2005), 59.
- ^ Ута Пойгер, «Рок-н-ролл, женская сексуальность и битва в холодной войне за немецкую идентичность», Журнал современной истории, (68) 1996, 577–616.
- ^ «Шлягеры Балтийского моря» . www1.wdr.de (на немецком языке). 22 июля 2007 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Гётц Хинтце: Рок-лексикон ГДР . 2-е издание. Шварцкопф и Шварцкопф, Берлин, 2000 г., ISBN 3-89602-303-9 , запись на Дрезденский международный фестиваль шлагеров.
- ↑ Informationen zu Chris Doerk , получено 23 декабря 2010 г. Архивировано 28 апреля 2016 г. на Wayback Machine.
- ↑ Рут Хоманн: первая леди восточногерманского джаза снова поет , The Guardian , 2 декабря 2011 г.
- ^ Народная музыка: джаз в Восточной Германии, 1945–1990.
- ^ Клаус Ленц и его популярные биг-бэнды
- ^ Статья в немецкой Википедии для Eterna Records de:Eterna (Plattenlabel) [ циклическая ссылка ]
- ^ «Дойче Шальплаттен Берлин» . Дискогс . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Статья в немецкой Википедии : Ассоциация художников-визуалистов ГДР. [ циклическая ссылка ]
- ^ «Ассоциация визуальных художников ГДР» . archive.adk.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2016 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «- Латентная феминистка» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Женщины-художницы в ГДР Кунстхалле Мангейм» . www.freitag.de (на немецком языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Дворец Фридрихштадт» .
- ^ «Кинокритик Рената Холланд-Мориц» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке). 27 марта 2015 года . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Новая политика Германии: партии и проблемы 1990-х годов», стр. 62, 1995 г.
- ^ Вагнер, Бригитта Б. ДЕФА после Восточной Германии. Камден Хаус, 2014.
- ^ Мензель, Ребекка (2004). Джинсы в ГДР: более глубокий смысл брюк для отдыха (на немецком языке). Издательство Ч. Линкс. ISBN 978-3-86153-335-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]