Свиноподобные люди
Свадабш | |
---|---|
![]() Доктор Джо, [ 1 ] врач-свином, ок. 1907 год | |
Общая численность населения | |
ок. 1439 [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Остров Фидальго , округ Скагит | |
Языки | |
Английский , исторически Lushootseed | |
Религия | |
Коренная народная религия, христианство , в т.ч. синкретические формы | |
Родственные этнические группы | |
другие народы, говорящие на Lushootseed , особенно. Сквинамиш народы , Нижний и Кикиаллус Скагит |
Свиномский mish народ ( / ˈ s w ɪ ə n m ɪ ʃ / SWIN -ə- ; [ 3 ] Lushootseed : swədəbš [ 4 ] ) — , говорящие на языке лушутсид коренные жители западного штата Вашингтон .
Племя обитает в юго-восточной части острова Фидальго на севере Пьюджет-Саунда , недалеко от островов Сан-Хуан , в округе Скагит, штат Вашингтон . Округ Скагит расположен примерно в 70 милях (110 км) к северу от Сиэтла.
Люди-свиноми зачислены в признанное на федеральном уровне индейское племенное сообщество свиномиш , также известное как племя свиномиш, штаб-квартира которого находится в деревне Свиномиш, через канал Свиномиш от Ла-Коннера . [ 5 ]
Классификация
[ редактировать ]Свиномиши — народ салишей южного побережья. Салиш южного побережья включает в себя множество народов, говорящих на языке лушутсид, а также твана . [ 6 ]
Свиноми тесно связаны со своими историческими соседями, включая свинамишей . [ 7 ] Нижние скагиты и кикиаллусы . В ранний колониальный период белые считали, что свиноми были частью Нижнего Скагита, однако это были отдельные и самостоятельные народы. [ 8 ]
История
[ редактировать ]По словам историка-свиноми 20-го века Мартина Дж. Сэмпсона, люди-свиномы происходят от группы кикиаллусов, которые покинули свою деревню на территории нынешнего Утсалади и поселились в заливе Шелтер. После своего создания они процветали и в конечном итоге стали отдельной группой. [ 9 ] Альтернативно, другая история происхождения утверждает, что свиноми произошли от сына дворянина, который обрел мощную духовную силу , и он и его жена стали предками всех народов. [ 8 ]
Примерно в 1830–1835 годах крупная эпидемия оспы охватила деревни Скагитского округа, включая Свиномиш. [ 10 ] По некоторым оценкам, эпидемии сократили популяцию свиномов до 80%. Примерно в 1855 году правительство США зафиксировало, что численность свиномов составляла около 150-200 человек. [ 7 ]
В 1855 году свиноми были участниками Договора в Пойнт-Эллиотте . По договору была создана свиномская резервация , и свиномишы должны были переселиться в нее. [ 7 ] [ 11 ] Договор подписали три свиномиша: Белоле, Стодумкан и Келькахльцут. [ 12 ] Правительство США надеялось, что свиноми займутся сельским хозяйством, как только будет создана резервация. К 1884 году около трёх четвертей свиномиш занимались лесозаготовками, сельским хозяйством и фрезерованием. [ 13 ]
На протяжении 1860-х годов многие свиноми покинули свою родину, рассеявшись по Пьюджет-Саунду в поисках работы. В резервации произошли столкновения между поселенцами и свиномишами по поводу границ их земель. [ 13 ]
Территория и земельная база
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что свиноми контролировали большую часть острова Фидальго. Их территория включала всю восточную половину острова Фидальго вплоть до перевала Десепшн , весь остров Уидби выше северной половины залива Дугуалла , а также часть залива Падилья и материк к северу от реки Скагит, простирающийся примерно на полпути к тому, что сейчас находится Маунт-Вернон. [ 9 ]
После договора 1855 года свиномиш были заключены в резервацию свиномиш вместе с другими группами индейского племенного сообщества свиномиш . Они продолжают осуществлять свой суверенитет как нация, зависимая внутри Соединенных Штатов. [ 14 ]
Деревни
[ редактировать ]Как и другие народы прибрежных салишей, свиноми традиционно строили постоянные деревни вдоль водных путей, особенно вблизи источников пресной воды, таких как реки и ручьи. [ 15 ] Деревни были независимы друг от друга, но номинально связаны с другими свиномскими деревнями родственными узами, общими обычаями и языком. [ 7 ]
Одна из главных деревень Свиномиш была расположена недалеко от истоков Салливанского Слау, недалеко от сегодняшнего Ла Коннера . Эта деревня была укреплена глубокими рвами, заполненными острыми кольями из железного дерева, окружающими деревню. Его стратегическое значение еще более усиливалось его расположением: добраться до него можно было только на больших военных каноэ во время прилива. Эта деревня была уничтожена оспой, и в живых осталась только одна семья. Многие из современных свиномов произошли от этой семьи. [ 16 ]
Имя | Англицизация(и) | Расположение | Примечания |
---|---|---|---|
Калакут | возле Уитни [ 17 ] | ||
В трех милях от Ла Коннера, на Свиномиш-Слау. [ 17 ] | |||
sdiʔus [ 18 ] [ 19 ] | Сни Оош | Сни Уш , недалеко от мыса Лоун-Три. [ 17 ] | |
Шелтер Бэй | Самая старая и главная деревня [ 12 ] | ||
Салливан Слау [ 17 ] | Хорошо укрепленная деревня, многие свиномы сегодня произошли от ее жителей. [ 16 ] | ||
Дугуалла | Дугуалла Бэй | Деревня низкого класса [ 12 ] |
Культура
[ редактировать ]Образ жизни
[ редактировать ]Образ жизни свиномишей, как и других коренных народов Северо-Западного побережья , во многом зависит от использования морских ресурсов, таких как ловля лосося и сбор моллюсков . Они сохранили за собой право ловить рыбу и собирать урожай в своих обычных и привычных районах в Договоре Пойнт-Эллиот 1855 года. [ 11 ] Свиноми сильно зависят от своих морских ресурсов. В доколониальные времена до 70% пищи они получали из морских ресурсов. [ 7 ] Традиционные методы ловли свиномишей включали использование ловушек, которые выводили рыбу из глубокой воды на мелководье, где ее можно было легко поймать. Этот вид ловушки использовался свиномишами в заливах Дугуалла, Тернер, вдоль северного рукава реки Скагит и на всем протяжении пролива Свиномиш. [ 12 ]
Сегодня свиномиши продолжают активно заниматься рыбной промышленностью. Хотя некоторые традиционные методы рыболовства продолжают использоваться, большая часть рыболовства носит коммерческий характер. Через племя свиномиш они были вовлечены в конфликты с федеральным правительством по поводу прав на рыбную ловлю. Большинство свиномов получают доход от рыболовства, сельскохозяйственного труда или лесозаготовок. Другие зарабатывают на жизнь ремесленниками, продавая предметы искусства и ремесла коренных народов. [ 20 ]
Свиноми традиционно использовали сады моллюсков для выращивания моллюсков. В 2022 году племя свиномиш построило первый за 200 лет сад моллюсков в США. [ 21 ]
Свиноми также традиционно собирали ягоды и коренья, а после появления картофеля они стали частью рациона свиномов. [ 7 ]
В доколониальные времена свиноми были полумигрирующими. Летом свиномы отправлялись на рыбалку и в места сбора недалеко от своих деревень. [ 7 ]
К 1883 году большая часть населения свиномишской резервации занялась лесозаготовками, фрезерованием и сельским хозяйством. Около трех четвертей перешли на этот вариант, а остальные по-прежнему живут традиционными моделями существования. [ 13 ]
Основным водным судном на протяжении большей части истории свиноми было каноэ. Хотя современные моторные плавсредства в настоящее время являются в основном используемым транспортным средством, каноэ по-прежнему имеют большое культурное значение и используются на культурных мероприятиях. [ нужна ссылка ] Свиномские каноэ похожи на каноэ других народов побережья Салиш. Каноэ с морской водой традиционно украшены на носу и могут достигать пятидесяти футов в длину. [ 22 ]
Религия
[ редактировать ]После колонизации многие свиномы обратились в христианство . Одной из известных конфессий свиномиш исторически была Индийская церковь шейкеров . Церковь Шейкер была построена в резервации Свиномиш в 1939 году, но с 1910 года люди практиковали в частном порядке в своих домах. Протестантизм появился среди Свиномиш в 1894 году после основания Свиномишской дневной школы, школы-интерната, находящейся в ведении федерального правительства. [ 23 ]
Сегодня большинство членов племени свиномиш являются католиками . [ 20 ]
Язык
[ редактировать ]Язык свиномов — лушутосид. [ 7 ] Исторически этот язык также был известен как «Скагит». Согласно их традиции, их язык произошел от кикиаллусов, откуда мигрировали свиномиш и другие скагитоязычные народы. [ 15 ]
В исторические времена многие также говорили на чинукском жаргоне — торговом языке, который использовался для общения между поселенцами и коренными народами в 19 веке. [ 15 ]
Свиномишцы говорят на субдиалекте северного диалекта языка Лушутосид . [ 24 ]
Общество
[ редактировать ]Доколониальное общество
[ редактировать ]Традиционное свиномское общество было организовано на уровне деревни и семьи. Каждая деревня состояла из нескольких семей и их лидеров, имевших определенное положение среди жителей деревни благодаря своему материальному достатку и социальному престижу. Однако ни один из этих важных членов деревни не имел полного контроля над остальной частью деревни. [ 7 ]
Известный свиномат
[ редактировать ]- Брайан Кладусби , бывший председатель племени свиномиш и 21-й президент Национального конгресса американских индейцев . [ 25 ]
- Матика Уилбур , жительница Тулалипа, педагог и фотограф [ 26 ]
-
Конек из ловушки Свиномиш, Индийское агентство Тулалип, Вашингтон, 1938 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэмпсон 1972 , с. 11.
- ^ "Сообщество" . Свиномская индейская племенная община . Свиномская индейская племенная община . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Университет Оклахомы Пресс. п. 468. ИСБН 978-0-8061-3598-4 .
- ^ Бейтс, Хесс и Гильберт 1994 , стр. 246.
- ^ Свиномское индейское племенное сообщество. (получено 28 июля 2009 г.)
- ^ Саттлс и Лейн 1990 , с. 487.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Руби, Браун и Коллинз 1990 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б Руби, Браун и Коллинз 1990 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмпсон 1972 , с. 27.
- ^ Сэмпсон 1972 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Мейпс, Линда В. (19 апреля 2007 г.). «Свиномишам велят ограничить употребление моллюсков» . Сиэтл Таймс . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сэмпсон 1972 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с Руби, Браун и Коллинз 2010 , с. 333.
- ^ Руби, Браун и Коллинз 1990 , с. 332-333.
- ^ Перейти обратно: а б с Сэмпсон 1972 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмпсон 1972 , с. 27-28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит, Мэриан В. (1941). «Прибрежный Салиш Пьюджет-Саунда» . Американский антрополог . 43 (2): 208 – через JSTOR.
- ^ Гильберт, Миллер и Захир 2001 , с. 348.
- ^ Саттлс и Лейн 1990 , с. 486.
- ^ Перейти обратно: а б Руби, Браун и Коллинз 2010 , с. 335.
- ^ Райан, Джон (3 сентября 2022 г.). «Племя свиномиш строит современный сад моллюсков, возрождая практику» . АП Новости . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Сэмпсон 1972 , с. 2.
- ^ Сэмпсон 1972 , с. 16-18.
- ^ Язык Lushootseed (Whulshootseed, Пьюджет-Саунд-Салиш). Родные языки Америки. (получено 28 июля 2009 г.)
- ^ «Лидерство NCAI | NCAI» .
- ^ «Матика Уилбур (Свиномиш и Тулалип)» . Фестиваль «Фотовилль» . Фотовилль . Проверено 22 июля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейтс, Дон; Хесс, Том; Гильберт, Ви (1994). Словарь Лушутосида . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-97323-4 . OCLC 29877333 .
- Гильберт, Ви ; Миллер, Джей; Захир, Залмай (2001). sdaʔdaʔ gʷəɬ dibəɬ ləšucid ʔacaciɬtalbixʷ — География Пьюджет-Саунда . Оригинальная рукопись Т.Т. Уотермана . Лушотсид Пресс. ISBN 979-8750945764 .
- Сэмпсон, Мартин Дж. (1972). Индейцы округа Скагит (3-е изд.). Маунт-Вернон: Историческое общество округа Скагит.
- Саттлс, Уэйн ; Лейн, Барбара (1990). Южный берег Салиша . Справочник североамериканских индейцев. Том. 7. Смитсоновский институт. стр. 485–502. ISBN 0-16-020390-2 .
- Руби, Роберт Х.; Браун, Джон А.; Коллинз, Кэри К. (2010). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Цивилизация американских индейцев. Том. 173 (3-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 9780806124797 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
СМИ, связанные со свиномами, на Викискладе?
- Официальный сайт
- Марч-Пойнт (2008) , фильм о свиномишской резервации.
- March Point Страница с сайта Independent Lens.
- «Свиномское индейское племя» , краткая история на сайте us-history.com.
48 ° 24'05 "с.ш. 122 ° 31'37" з.д. / 48,4014 ° с.ш. 122,5270 ° з.д.