История евреев в Омахе, Небраска
История евреев в Омахе, штат Небраска , восходит к середине 1850-х годов.
Еврейская . община в Омахе, штат Небраска , внесла значительный культурный, экономический и социальный вклад в развитие города [ 1 ] Первые еврейские поселенцы прибыли в город вскоре после его основания в 1856 году. Наиболее многочисленные еврейские иммигранты были из Восточной Европы и Российской империи. Они прибыли в США четырьмя волнами иммиграции в конце 19 - начале 20 веков. Иммигранты принимали активное участие в рабочей и социалистической политике, особенно в 1920-е и 1930-е годы. Другие зарекомендовали себя как купцы и бизнесмены в городе. Еврейская община поддерживала филантропию и создавала важные культурные и благотворительные учреждения. , родившаяся в семье социалистов в Омахе, Известная еврейская писательница-феминистка Тилли Олсен в молодости работала на мясокомбинате и помогала организовывать профсоюзы. [ 2 ] Еврейская молодежная организация «Алеф Задик Алеф» была основана иммигрантами в Омахе. [ 3 ]
Сегодня в Омахе проживает множество еврейских семей на протяжении четырех поколений. Эти семьи последовали за расширением города на запад: центр их жилых районов и синагог переместился из центра Омахи и ближнего северного района в пригороды Западной Омахи . Новые еврейские иммигранты приехали в город из России и Восточной Европы с 1980-х годов. Исторически Омаха служила местом миграции американских евреев, которые переезжали в другие города. Сегодня люди со всей страны могут вспомнить Омаху в своих семейных историях. [ 4 ]
История
[ редактировать ]До 1900 г.
[ редактировать ]В 1856 году в Омаху прибыли первые еврейские поселенцы, в основном купцы и бизнесмены. С самого начала лидеры ортодоксального иудаизма и реформистского иудаизма работали над созданием сильных общин. [ 5 ] В январе 1871 года был основан Храм Исраэль как первая еврейская община в Небраске. Сразу после этого община сформировала похоронное общество и основала кладбище Плезант-Хилл, чтобы оказывать ритуальные услуги еврейской общине города. Первое служение конфирмации было проведено в 1872 году, а в 1873 году община вошла в состав города Омаха.
В 1884 году община освятила первую синагогу в Омахе на 23-й улице и Харни-стрит. [ 6 ] Позже в том же веке в город иммигрировали восточноевропейские евреи. [ 7 ] В 1886 году против киевских евреев был издан Указ о высылке , что побудило многих мигрировать из Украины в Соединенные Штаты. Омаха стала домом для сотен человек, поскольку они поселились в старых районах города. [ 8 ]
К 1890 году федеральная перепись зафиксировала 1035 евреев в Омахе. [ 5 ] В 1892 году Храм Израиля пригласил недавно рукоположенного раввина Лео М. Франклина , недавнего выпускника Еврейского Юнион-Колледжа , стать их раввином. [ 9 ] Франклин немедленно приступил к стимулированию изменений, направленных на укрепление реформистского иудаизма в общине, таких как принятие Союзного молитвенника и ритуала, недавно одобренного Центральной конференцией американских раввинов . [ 10 ] Франклин также настаивал на увеличении строительного фонда, предназначенного для строительства нового, более крупного Храма для Конгрегации. Со временем Франклин приобрел репутацию красноречивого и идеалистического проповедника. Он также завоевал выдающихся поклонников среди христианской общины Омахи, таких как Уильям Дженнингс Брайан . [ 11 ]
Франклин активно работал за пределами собрания в Омахе. Он основал реформистскую общину Бней Йешурун в Линкольне, штат Небраска ; помог основать первую нормальную школу в Небраске для подготовки религиозных учителей; работал редактором издания Гуманного общества Омахи и читал лекции в других городах (особенно в Су-Сити, штат Айова ). [ 12 ] В 1896 году община избрала Франклина раввином еще на пятилетний срок. Известность Франклина привела к приглашению выступить с речью в Детройте , штат Мичиган , в 1898 году. Ему сразу же предложили должность раввината в городском храме Бет-Эль . [ 12 ] Франклин принял предложение Бет-Эля и покинул Омаху в январе 1899 года. После своего отъезда Франклин продолжал поддерживать контакты со своей бывшей общиной в Омахе и активно участвовал в планировании и строительстве нового Храма Израиля, завершенного в 1908 году. [ 13 ]
1900-2000
[ редактировать ]В начале 20-го века Анше Шолом была венгерской общиной, расположенной в районе Ближнего Норт-Сайда , вместе с Бнай Якобом, консервативной общиной. [ 1 ] По мере того, как поколения прихожан покидали этот район или покидали его, обе общины закрылись. Их кладбища находятся рядом с кладбищем Храма Израиля на Плезант-Хилле . [ 14 ]
В 1911 году обращение в Омаху вызвало споры в еврейском мире. Раввин Цви Хирш Гродзенский, ортодоксальный раввин Омахи, опубликовал в журнале Ха-Массаф, что один мясник, живший в его городе, обратил девушку замуж за еврея, уверяя ее, что после обращения ей вообще не придется соблюдать никаких заповедей. Раввин Гродзенский постановил, что обращение не имеет юридической силы. Раввин Йечезкель Бенат согласился с тем, что такие обращения вообще не следует совершать, но заявил, что обращение действительно в любой ситуации. [ 15 ]
Здание магазина JL Brandeis and Sons было открыто Брандейсом, известным членом еврейской общины Омахи, в 1906 году. Мемориальная больница Уайза, названная в честь раввина Джозефа М. Уайза, располагалась по адресу 406 South 24th Street на участке, подаренном Брандейсом. жена. Построенная в 1912 году за 125 000 долларов, в период с 1912 по 1917 год больница приняла более 1000 пациентов. В 1930 году заведение закрылось. [ 16 ] [ 17 ] Семья Луиса Эпштейна открыла первый кинодом между Чикаго и Денвером в 1911 году.
Еврейская пресса начала выходить в 1920 году; он до сих пор издается, и Омаха отличается тем, что является самой маленькой общиной в Соединенных Штатах, способной выпускать еженедельные еврейские публикации. [ 18 ] В 1924 году еврейская община Омахи отпраздновала открытие своего собственного эксклюзивного загородного клуба Highland Country Club в ответ на политику существующих загородных клубов, исключающую евреев. В то время как в городе менялись социальные обычаи как среди американцев-христиан, так и среди евреев, Уоррен Баффет был одним из немногих членов-неевреев в Хайленде. Он присоединился к клубу в 1968 году. [ 19 ] содействовать борьбе с дискриминацией. [ 20 ] Загородный клуб Хайленд на Пасифик и 132-й улицах был переименован в Айрон Вуд в 2000 году. В нем больше не предусмотрено членство только для евреев, так же как большинство других загородных клубов больше не исключают американских евреев или другие меньшинства. [ 21 ] был Еврейский общинный центр Омахи основан через два года после загородного клуба, в 1926 году. В 1973 году JCC переехал на свое нынешнее место по адресу 333 South 132nd Street. Первоначальный JCC был местом важной организации профсоюзов в городе и продолжает служить важным центром финансовой поддержки еврейской общины Омахи на протяжении всей ее истории. [ 22 ]
Перепись населения США 1930 года показала, что в Омахе проживало 2084 русских еврея , многие из которых были иммигрантами в первом поколении, бежавшими от религиозных преследований в Российской империи (включая Украину). [ 23 ] В 1929 году консервативная община начала проводить службы в Еврейском общинном центре на 20-й улице и Додж-стрит. Бет-Эль купил землю для своего кладбища в 1927 году. [ 14 ] В 1935 году группа назвала себя Конгрегацией Бет Эль. Во время Хануки в 1941 году они освятили новую синагогу, выходящую на 49-ю авеню на Фарнам-стрит. После пятидесяти лет почти непрерывного роста, Бет Эль открыла новую синагогу в 1991 году по адресу 14506 Калифорния-стрит в Западной Омахе , более пригородном месте, куда большинство их прихожан мигрировали на протяжении многих лет, чтобы получить новое жилье. [ 24 ]
Кладбище Бет Хамедрош Хагадол находится в округе Сарпи , рядом с кладбищами Грабик и Кладбищами Бнай Авраам. Сегодня все три называются кладбищем Фишер-Фарм . Первоначально они были основаны в 1883 году ныне несуществующей общиной Беннеа Исраэль. [ 14 ]
Еврейские бизнесмены создали большую часть коммерческой застройки в районе Ближнего Севера, особенно важный коридор на Северной 24-й улице. Помогая добиться известности этого района перед Первой мировой войной, многие еврейские купцы сохранили свой бизнес даже после того, как в 1920-х годах в районе была проведена красная черта . Жилищная дискриминация вынуждала афроамериканцев оставаться в обществе, но особенно после Второй мировой войны многие потомки других национальностей переехали из этого района в западные пригороды Омахи, чтобы жить в новом жилье. Такое развитие пригородов было типично для растущих городов в послевоенные годы.
Еврейские предприятия покинули Северную Омаху только в конце 1960-х годов, после того как их предприятия подверглись нападению и были уничтожены в ходе городских беспорядков. Большинство еврейских жителей уже постепенно перебрались в Западную Омаху и другие районы. [ 1 ] В 1968 году в Омахе проживало 7000 евреев. Ко второму десятилетию XXI века еврейское население составляло около 6000 человек. [ 25 ]
Известные еврейские омахцы
[ редактировать ]Аарон Кан был видным еврейским членом общины Омахи, работавшим в первом Законодательном собрании штата Небраска . Его семья была среди первых еврейских поселенцев в Омахе. [ 26 ]
В начале 1900-х годов Эдвард Роузуотер , богемный еврей из Венгрии, основал « Омаха Би» и был ее редактором. Его твердая позиция иногда вызывала споры. Известный раввин Лео М. Франклин служил Храму Израиля с 1892 по 1898 год. Артур Дж. Леливельд , лидер организации «Гилель» и президент Сионистской организации Америки , в течение нескольких лет был раввином в Омахе.
родилась в Северной Омахе. Тилли Олсен В 1930-х годах она была рабочей и организатором труда в мясоперерабатывающей промышленности, помогая организовать Объединение рабочих упаковочных предприятий Америки на и упаковочных цехах Южной Омахи скотных дворах . На нее большое влияние оказала еврейская социалистическая община ее родителей в Северной Омахе, и она всю свою жизнь была активисткой. Позже Олсен начала публиковать свои произведения (после переезда в Калифорнию). Она стала влиятельной писательницей-феминисткой и работала постоянным писателем в нескольких университетах. [ 27 ]
К середине 20-го века евреи получили формальную выборную должность в Омахе. Эдвард Зорински был избран мэром Омахи и занимал эту должность с 1973 по 1976 год. После этого он был избран сенатором США с 1976 по 1987 год.
Генри Монски был лидером Бнай Брит из Омахи. [ 7 ] Алеф Задик Алеф , мужской Орден Молодежной организации Бнай Брит , возник в Омахе в 1923 году как студенческое братство . [ 3 ]
Еще известные американские евреи из Омахи:
- Дина Абрахамсон (1954–2013) - автор/политик
- Макс Баер (1909–1959) - чемпион мира по боксу.
- Роуз Блюмкин (1893–1998) - основательница мебельного рынка Небраски.
- Юлиус Чернисс - прадед Гарольда Ф. Чернисса (1904–1987), ученого-платона из Принстона.
- Марти Эпштейн (1959) - музыкант/композитор
- Брайан Гринберг (1978) - актер
- Беннетт Гринспен (1952) - соучредитель FamilyTreeDNA
- Цви Хирш Гродзинский (1857–?) - раввин
- Майкл Айвинс (1963) - басист
- Арлин Класки (1949) - аниматор, соучредитель Класки Чупо
- Лоуренс Кляйн (1920) - экономист
- Дороти К. Крипке (1912–2000) - автор
- Майер С. Крипке (1914–2014) - раввин
- Саул Крипке (1940) - философ и логик
- Ханна Логаса (1879–1967) - библиотекарь и писатель.
- Клара Рут Моззор (1892 – после 1937) - юрист, член клуба
- Джул М. Ньюман (1893–1991) - основатель сети продуктовых магазинов Hinky Dinky.
- Джон Р. Розенблатт (1907–1979) - мэр Омахи (1954–1961)
- Брайан Тичер (1954) - теннисист
- Луи Вирт (1897–1952) - социолог
- Эдвард Зоринский (1928-1987) - сенатор США от Небраски, мэр Омахи.
Синагоги
[ редактировать ]Синагоги в Омахе [ 28 ] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | Принадлежность | Адрес | Связь | ||
Синагога Бнай Исраэль (независимая) | 618 Минстер-стрит, Каунсил-Блафс | ссылка. Архивировано 17 мая 2013 г. на Wayback Machine. | |||
Синагога Бет Эль | Консервативный | 14506 Калифорния-стрит | связь | ||
Синагога Бет Исраэль | православный | 12604 Пасифик-стрит | связь | ||
Часовня Кейпхарт | База ВВС Оффатт | связь | |||
Дом Хабада | Хабад-Любавич | 1866 Южная 120-я улица | связь | ||
Семейная часовня Саймонов, Еврейский дом Роуз Блюмкин | 323 Южная 132-я улица | ||||
Синагога Храма Израиля | Реформа | 13111 Стерлинг Ридж Драйв | связь |
Бывшие синагоги в Омахе [ 28 ] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | Открыто | Закрыто | Адрес | Примечания | |
Это был Израиль | 1872 | Открыть | Парк-авеню и Джонсон-стрит | Расположен по адресу 1502 N. 52nd Street в 1952 году. Бнай Исраэль основал кладбище Плезант-Хилл на 6412 North 42nd Street в 1872 году. В 1889 году Бнай Исраэль стал Храмом Израиля. | |
Бет Исраэль | 1885 | ? | 18-я улица и Чикаго | ||
Чевра Бнай Исраэль Адас Россия | 1886 | ? |
12-я улица и Капитолий | Русский; также известный как «Кипплер Шул»; переехал в 18-й округ и Чикаго в 1910 году. | ||
Был построен Бет Хамедрош Хагадол, он же. | 1883 | АКА «Литвще Шул» | |||
Союз православных общин Омахи | 1883 | Бней Исраэль и Бет Хамедрош Хагадол объединились и образовали УПЦ. | |||
Бет Хамедраш Хагодол | 1890 | ||||
Бней Джейкоб Анше Шолом | 1909 | Венгерская синагога, первоначально располагавшаяся по адресу: 1111 N. 24th St., 25th and Seward, затем 6412 N. 42nd St. | |||
Бней Джейкоб – Адас Йешурон | 1906 | Также известный как «The Kapulier Shul», зарегистрированный по адресу 19-я улица и Бист-стрит, затем 24-я улица и Николас, а затем 3028 Каминг-стрит. | |||
Бет Хамедрош Адас Йешуран | 1922 | 25-я и Сьюард | |||
Шаарей-Цион | 1926 | АКА «Рикес Шул» | |||
1929 – Синагога Бет Эль. | 1929 | Открыть | Расположен по адресу 1821 North 20th Street, затем 1552 N. 19th Street в 1939 году. | Службы прошли в Еврейском общинном центре на 20-й улице и Додж, расположенном на 49-й улице и Фарнаме, в 1952 году. | |
Бней Джейкоб Адас Йешурун | 1952 | ||||
Бней Джейкоб Анше Шолем, закрыт навсегда | 1985 |
Кладбища
[ редактировать ]Еврейские кладбища в Омахе [ 29 ] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | Адрес | Учредил | Примечания | ||
Кладбище синагоги Бет Эль | 4700 Южная 84-я улица | Земля для этого кладбища была куплена в 1927 году. | |||
Кладбище Бет Хамедрош Хагодол | 8600 Южная 42-стрит, Бельвю | 1901 | Сокращенно BHH | ||
Кладбище Золотая горка | 5025 Северная 42-я улица | 1888 | |||
Кладбище Грабик | 8600 Южная 42-стрит, Бельвю | ||||
Кладбище горы Синай | 8600 Южная 42-стрит, Бельвю | ||||
Кладбище Оук-Хиллз | Каунсил-Блафс | ||||
Кладбище Плезант-Хилл | 6412 Северная 42-я улица | 1871 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Улица мечты», Общественные СМИ Небраски. Дата выхода в эфир: 01.08.1994. Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Олсен, Т. (1995) Расскажи мне загадку. Издательство Университета Рутгерса. стр 117.
- ^ Перейти обратно: а б «История и развитие Алеф Задик Алеф» [ постоянная мертвая ссылка ] Молодежная организация Бнай Брит. Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ Поллак, О.Б. (2001) Образы Америки: еврейская жизнь в Омахе и Линкольне; Фотоистория. Издательство Аркадия. п 9.
- ^ Перейти обратно: а б Ларсон и Коттрелл. (1997) Город ворот: история Омахи . Издательство Университета Небраски. стр 115.
- ^ «История» , Храм Израиля. Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шрайбер, М. (2003) Еврейская энциклопедия Шенгольда. Издательство Шрайбер. стр 192.
- ^ Ларсон и Коттрелл. (1997) стр. 161.
- ^ Эдгар, Ирвин И. (1976) «Раввин Лео М. Франклин: Годы Омахи (1892-1899)», Архивировано 3 июля 2008 г. в Wayback Machine Michigan Jewish History , Еврейское историческое общество Мичигана, июль 1976 г., стр. . 10 – 21 (с. 11).
- ^ Эдгар (1976) с. 11.
- ^ Болдуин, Нил. (2001) Генри Форд и евреи: массовое производство ненависти , связи с общественностью, ISBN 1-891620-52-5 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Эдгар (1976) с. 14.
- ^ Эдгар (1976) с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с «Небраска — еврейская община». Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine Международной ассоциации еврейских генеалогических обществ — проект кладбища. Проверено 6 сентября 2007 г.
- ^ Хамасеф том. 16 главы 20,57,72 и 73
- ^ Национальная конференция еврейской социальной службы. (1955) Ежеквартальный журнал еврейской социальной службы. п. 20.
- ^ «Мемориальная больница Мудрого» , веб-сайт Nebraska Memories. Проверено 18 января 2008 г.
- ^ «О! Что за еврейская община». Архивировано 5 декабря 2009 г. в Wayback Machine , Еврейская федерация Омахи, 10 декабря 2007 г.
- ^ Шредер, Алиса Снежок, ISBN книги Bantam 978-0-553-80509-3 - сентябрь 2008 г., стр. 310
- ^ Тигай, К. «Задолго до сделки с Израилем Баффет оставил свой след в еврейской общине». Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine , Еврейская федерация Омахи. Проверено 20.07.08.
- ^ Поллак, О.Б. (2001), стр. 125.
- ^ Тененбаум, С. (1993) Кредит их сообществу: еврейские кредитные общества в Соединенных Штатах. Издательство Государственного университета Уэйна. стр 149.
- ^ Ларсон и Коттрелл. (1997) стр. 158.
- ^ «История Бет-Эля». Архивировано 11 июля 2007 г. в Wayback Machine . Бет Эл. Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ «Еврейская история Омахи, Небраска» . Проект открытых баз данных Бейт-Хатфуцот, Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
- ^ «Небраска и Средний Запад». Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ Информационные службы ABC-Clio. (1983) Еврейский опыт в Америке. стр 201.
- ^ Перейти обратно: а б Каталог сообщества [ постоянная мертвая ссылка ] . Еврейская федерация Омахи. Проверено 15 сентября 2007 г.
- ↑ Каталог сообщества . Архивировано 29 ноября 2004 г. на Wayback Machine . Еврейская федерация Омахи. Проверено 15 сентября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская академия Фриделя
- Еврейская федерация Омахи
- Еврейская община Омахи , Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- «История еврейской общины в Северной Омахе» Адама Флетчера Сассе для NorthOmahaHistory.com
- «История антисемитизма в Омахе», Адам Флетчер Сасс для NorthOmahaHistory.com
Библиография
[ редактировать ]- Поллак, О.Б. (2001) Еврейская жизнь в Омахе и Линкольне: фотографическая история. Издательство Аркадия.
- Флетчер Сасс, Адам (2021) « История антисемитизма в Омахе », NorthOmahaHistory.com.