Jump to content

Д. Джаджакусума

Д. Джаджакусума
Фотография Д. Джаджакусумы в брошюре.
Джаджакусума, гр. 1950-е годы
Рожденный
Джадоег Джаджакусума

( 1918-08-01 ) 1 августа 1918 г.
Умер 28 октября 1987 г. ) ( 1987-10-28 ) ( 69 лет
Место отдыха Karet Bivak Cemetery
Альма-матер
Род занятий Режиссер, продюсер, культурный критик
Годы активности 1952–87

Джадоег Джаджакусума [ а ] ( [dʒaˈdʊʔ dʒajakuˈsuma] ; 1 августа 1918 — 28 октября 1987) — индонезийский кинорежиссер и пропагандист традиционных форм искусства. Джаджакусума родился в семье дворянина и его жены в Теманггунге , Центральная Ява . Он заинтересовался искусством в молодом возрасте, решив продолжить карьеру в театре. Во время японской оккупации с 1943 по 1945 год он был переводчиком и актером, а во время последовавшей за этим четырехлетней национальной революции работал в военном образовательном отделе, в нескольких информационных агентствах и в драматургии.

В 1951 году Джаджакусума присоединился к Национальной кинокорпорации (Перфини) по приглашению Усмара Исмаила . После своего режиссерского дебюта с «Эмбуном » Джаджакусума выпустил еще одиннадцать фильмов с труппой, прежде чем уйти в 1964 году. Затем он вернулся в традиционный индонезийский театр, включая ваянг . Хотя он продолжал снимать фильмы независимо от Перфини, большая часть его энергии была направлена ​​на продвижение традиционных форм искусства и преподавание кинематографии. После более чем десяти лет плохого здоровья и высокого кровяного давления Джаджакусума потерял сознание во время церемонии и умер. Похоронен на кладбище Карет Бивак .

На преданного, но легко злящегося Джаджакусума повлияли реалистические взгляды Усмара Исмаила, хотя он больше сосредоточился на традиционных аспектах жизни. Его театральные постановки пытались модернизировать традиционные формы, чтобы их можно было лучше воспринимать в современном мире. Ему приписывают возрождение Бетави театра в Ленонге , и он получил множество наград за свое кинопроизводство, в том числе награду за выдающиеся достижения на Индонезийском кинофестивале .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джаджакусума родился 1 августа 1918 года в Паракане, Темангунг , Центральная Ява , Голландская Ост-Индия . [ 1 ] отцу -прияи Радену Мас Арио Джоджокоэсомо и его жене Касиме. Джаджакусума был пятым ребенком из шести, рожденных в семье, которая комфортно жила на зарплату Джоджокоэсомо как государственного чиновника. [ 2 ] В молодости он любил смотреть сценические представления, такие как кукольный театр ваянг и традиционный танец тайюбан ; [ 3 ] временами он украдкой покидал дом после сна, чтобы посмотреть спектакли. Вместе со своими друзьями он разыгрывал сказки на ночь, которые рассказывала ему мать. [ 4 ] импортные голливудские Когда начали показывать фильмы, он был заядлым зрителем, смотрел вестерны и произведения с Чарли Чаплином в главной роли . [ 5 ]

Благодаря своему положению сына дворянина Джаджакусума смог получить образование. Он закончил обучение в Семаранге , Центральная Ява, [ 6 ] окончил там программу естественных наук в старшей средней школе в 1941 году. [ 5 ] Хотя его семья надеялась, что он станет государственным служащим, как и его отец, Джаджакусума решил заняться исполнительским искусством . [ 4 ] Он ненадолго вернулся в свой родной город, прежде чем понял, что в Паракане у него будет мало возможностей. Соответственно, в начале 1943 года – почти через год после того, как Индия была оккупирована Японской империей Джаджакусума переехал в политический центр колонии, Джакарту , в поисках работы. [ 7 ]

Джаджакусума устроился на работу в Культурный центр. [ б ] как переводчик и актер под руководством Армейна Пэйна . [ 8 ] Среди переведенных им произведений было несколько пьес шведского драматурга Августа Стриндберга и норвежского драматурга Генрика Ибсена , [ с ] [ 9 ] а также история Японии и несколько кабуки . постановок [ 7 ] Находясь в центре, Джаджакусума написал несколько собственных пьес. [ 10 ] В свободное время Джаджакусума помог основать любительскую театральную труппу «Майя» вместе с такими артистами, как Х. Б. Яссин , Розихан Анвар и Усмар Исмаил . Труппа, созданная в ответ на стремление к большей творческой свободе, исполняла переводы европейских произведений и оригинальные произведения Исмаила и Эль Хакима. [ д ] Чтобы способствовать развитию чувства индонезийского национализма, сохраняя при этом соответствие правилам японского цензурного бюро, некоторые пьесы Майи явно продвигали не Японию, а скорее Сферу совместного процветания Большой Восточной Азии . Тем временем в работах оставалась неявной тематика поддержки индонезийского националистического движения. Вместе с Майей Джаджакусума путешествовал из деревни в деревню, устраивая представления. [ 11 ]

Индонезийская национальная революция

[ редактировать ]

Президент Сукарно провозгласил независимость Индонезии 17 августа 1945 года, через несколько дней после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки . Ожидая возвращения голландского колониального правительства, Джаджакусума и Исмаил помогли создать «Независимых художников» (Сениман Мердека) как форму сопротивления. Группа путешествовала по городу, распространяя новости о провозглашении независимости Индонезии, выступая из грузовика под открытым небом. После прибытия Гражданской администрации Нидерландов-Индии группа иногда пыталась шпионить за европейцами или скрыть информацию, которая могла бы быть сочтена полезной для возвращающихся голландских войск. Из-за этой опасной работы Джаджакусума начал носить с собой пистолет и отправился в Бантен, чтобы попросить кьяи сделать его неуязвимым для пуль. [ 12 ]

В начале 1946 года, когда голландские колониальные силы контролировали Джакарту, Джаджакусума бежал в новую столицу страны Джокьякарту . [ 13 ] Там он пообщался с национальным информационным агентством «Антара». [ 14 ] прежде чем поступить в военную образовательную часть, дослужившись до звания капитана. [ 15 ] Для военных Джаджакусума редактировал еженедельник «Тентара» ; он также публиковал статьи в культурном журнале Исмаила «Арена» . [ 16 ] Несмотря на участие в прессе, он не забросил театр; вместе с Сурджо Суманто он создал труппу, которая выступала для солдат и поднимала боевой дух, иногда отправляясь на передовую. [ 17 ]

Джаджакусума был нанят Министерством информации в 1947 году для преподавания в школе исполнительских искусств Mataram Entertainment Foundation ( Stichting Hiburan Mataram ). [ 18 ] Через Матарама он и Исмаил познакомились с режиссерами Анджаром Асмэрой , Хюунгом и Сутарто; эти двое учились у этих более авторитетных людей. Тем временем Джаджакусума был назначен ответственным за цензуру радиопередач в районах, контролируемых республиканцами, и эту обязанность он выполнял до тех пор, пока голландцы не захватили Джокьякарту 19 декабря 1948 года. Джаджакусума бежал из города, затем встретился с республиканскими силами. Используя старое радио и велосипедный генератор, Джаджакусума слушал международные передачи новостей и записывал их; [ 19 ] информация из этих передач затем печаталась в подпольных газетах. [ 20 ]

Усмар Исмаил , который привлек Джаджакусуму к Перфини в 1951 году.

После того, как индонезийская национальная революция закончилась признанием Голландией независимости Индонезии в 1949 году, Джаджакусума продолжал работать журналистом в журнале «Патриот» (ребрендинг « Тентара» ) и журнале «Кебудаджаан Нусантара» ; [ 6 ] Матарам был вновь открыт, и Джаджакусума снова начал преподавать там, одновременно управляя кинотеатром «Собохарсоно» и написав несколько пьес. [ 21 ] Тем временем Исмаил вернулся в Джакарту и основал Национальную кинокорпорацию ( Perusahaan Film Nasional , или Perfini); [ 22 ] его первая постановка, «Дара дан Доа» ( «Великий поход »), в которой представлена ​​художественная версия похода дивизии Силиванги из Джокьякарты на Западную Яву в 1948 году, была поставлена ​​Исмаилом и выпущена в 1950 году. [ 23 ]

Карьера в Перфини

[ редактировать ]

Готовясь к своему второму фильму «Энам Джам ди Джогья» ( «Шесть часов в Джокьякарте» ), Исмаил отозвал Джаджакусуму в Джакарту. Для фильма Джаджакусума помог Исмаилу адаптировать «Всеобщее нападение 1 марта 1949 года» для экрана . Производство было завершено с ограниченным бюджетом; Позже Джаджакусума вспоминал, что их камера питалась от автомобильного аккумулятора. [ 24 ] Несмотря на эту и другие трудности, Джаджакусума остался после завершения фильма, завершив еще одну работу для Перфини, «Доса Так Берампун» ( «Непростительный грех »), позже в том же году. Исмаил выступил режиссером этого фильма о человеке, который бросает свою семью после того, как его заворожила улыбка официантки. [ 25 ]

В то время как Исмаил, который оставался главой Perfini, уехал за границу, чтобы изучать кинематографию в Школе театра, кино и телевидения , Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джаджакусума начал играть более важную роль в Perfini. Его режиссерский дебют состоялся в 1952 году в фильме «Эмбун» ( «Росинка» ), в котором показаны психологические проблемы, с которыми сталкиваются солдаты, возвращающиеся в свою деревню после революции. [ 26 ] Фильм был снят в Воносари , в разгар засухи, чтобы создать визуальную метафору бесплодных душ воинов. [ 27 ] Из-за изображения традиционных суеверий у фильма возникли проблемы как с цензурой, так и с критиками; суеверия считались несовместимыми с потребностью новой республики в модернизации. [ 28 ] Выпуск «Эмбуна» сделал Джаджакусума одним из четырех режиссеров, работавших на Perfini; другими были Исмаил, Нья Абас Акуп и Вахью Сихомбинг. [ 29 ]

Следующая постановка Джаджакусумы, Terimalah Laguku Возьми мою песню» ; 1952), представляла собой мюзикл о старом, обедневшем музыканте, который продает свой саксофон, чтобы помочь карьере своего бывшего ученика. [ 30 ] Хотя техническое качество фильма было плохим, когда он вернулся в Индонезию в 1953 году, Исмаил остался доволен работой, заявив, что монтаж был сделан хорошо. В течение следующего года Исмаил передавал информацию, которую он узнал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, сотрудникам Perfini; Джаджакусума внимательно следил за этими уроками. [ 31 ] За этим последовал Харимау Тьямпа ( «Тигр из Тьямпы ») в 1953 году, фильм о человеке, который пытается отомстить за смерть своего отца. Отель расположен в окружении культуры Минанг . [ 32 ] в фильме впервые показана обнаженная натура в отечественном производстве. [ 33 ] и имел значительный успех у критиков. [ 31 ]

Джаджакусума садится на корабль, чтобы отправиться на Суматру для съемок фильма «Арни» , ок. 1955 год

В 1954 году Джаджакусума поставил две комедии: « Путри дари Медан» ( «Дочь Медана» ) и «Мертуа Синтинг» ( «Безумные родители в законе» ). В первом речь шла о трех молодых людях, которые решили никогда не жениться, но их силы пошатнулись после встречи с женщинами из Медана . [ 34 ] в то время как второй следовал за мужчиной, который отвергает выбор своего сына в качестве супруги из-за отсутствия у нее благородного происхождения, а затем неосознанно выбирает ту же женщину в жены своему сыну. [ 35 ] В следующем году Джаджакусума помог основать Гильдию индонезийских киноактеров ( Persatuan Artist Film Indonesia ; PARFI). [ 4 ] Его единственный фильм в этом году, драма «Арни» , рассказывал о мужчине, который женился на другой женщине, в то время как его больная жена отправилась на лечение в Паданг , Суматра . [ 36 ]

Джаджакусума изучал кинематографию в США, сначала в Вашингтонском университете в Сиэтле , затем в Южной Калифорнии Университета Школе кинематографических искусств , с 1956 по 1957 год. [ 4 ] Когда он вернулся в Индонезию, он работал с Исмаилом и коллегой по Perfini Асрулом Сани над созданием Национальной театральной академии Индонезии ( Akademi Teater Nasional Indonesia ), которая пропагандировала реализм; индонезийский драматург Путу Виджая описал реализм, пропагандируемый академией, как более индонезийский, чем западный, [ 37 ] в то время как Джаджакусума считается вдохновленным итальянским неореалистическим движением. [ 38 ] Джаджакусума оставался преподавателем в академии до 1970 года, и его студенты считали его юмористическим и простым в общении. [ 39 ]

По возвращении в Индонезию Джаджакусума начал работу над «Тджамбук Апи» ( «Огненные кнуты» ; 1958), критикой широко распространенной коррупции в Индонезии ; эта тема привела к тому, что фильм находился в цензурном бюро почти год. [ 32 ] За этим режиссер последовал драмой «Пак Правиро» ( «Мистер Правиро» ), спонсором которой выступил Почтовый сберегательный банк ( Bank Tabungan Pos ) и призванной передать важность наличия сбережений . [ 40 ] В этот период он изучал традиционный театр Индии, путешествуя по Калькутте , Мадрасу и Нью-Дели ; он надеялся, что этот непосредственный опыт вдохновит его на съемку традиционных индонезийских историй. [ 41 ]

В 1960 году Джаджакусума выпустил свой первый фильм, основанный на традиционных ваянгов историях , «Лахирнья Гатоткатья» ; [ 42 ] Традиционный кукольный театр очаровал его в детстве, и ему очень нравился персонаж Гатоткачи . [ 43 ] В фильме, снятом в Джокьякарте, в ролях второго плана приняли участие звезды Джакарты и местные таланты. [ 44 ] Однако это вызвало споры: Дхаланг и другие, разбирающиеся в ваянге, утверждали, что режиссер проигнорировал слишком многие традиционные аспекты кукольного театра. [ 45 ] В том же году Джаджакусума также работал менеджером по производству в фильме Исмаила «Педджуанг» ( «Воины за свободу» ). [ 45 ] и поставил «Мак Тьомбланг» ( «Госпожа Чомбланг» ), комедию по мотивам драмы Николая Гоголя 1842 года «Женитьба» . [ 46 ]

В 1963 году Джаджакусума выпустил еще одну комедию « Маса Топан дан Бадай» ( «Время циклонов и бурь »). В центре внимания фильма семейная динамика отца-консерватора, матери-либерала и их двух дочерей-подростков, переживающих муки подросткового возраста. [ 47 ] В следующем году Джаджакусума снял свой последний фильм с Перфини, «Римба Бергема» ( «Эхо джунглей» промышленность страны ), который был призван продвигать каучуковую . [ 48 ] работников кино и телевидения В том же году он помог создать Профсоюз . [ 4 ] ответ Лиге индонезийского кино, спонсируемой Lekra . [ 49 ] Как и Исмаил и большинство сотрудников Perfini, Джаджакусума был категорически против связанной с коммунистами Лекры; культурная группа также была враждебно настроена по отношению к тем, кто был связан с Перфини. [ 50 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Представление ваянг-оранг
Длинное выступление
Джаджакусума продвигал модернизацию ваянг оранга (вверху) и возрождение ленонга .

К концу своего пребывания в Перфини Джаджакусума снова занялся традиционным искусством. Он посвятил значительное время продвижению ваянга . В 1967 году он организовал Национальный фестиваль Ваянг. [ 14 ] который вскоре рухнул из-за нехватки средств. [ 51 ] В 1967 году он снял ваянгом , вдохновленный фильм «Бимо Крода» , для Pantja Murti Film. [ 52 ] в котором уничтожение Пандавов братьев из индуистского эпоса Махабхарата – использовалось для изображения похищений и последующих убийств пяти армейских генералов во время Движения 30 сентября 1965 года. [ 32 ] Участие Джаджакусумы ваянге продолжалось до начала 1970-х годов; он организовал две недели ваянга в 1970 и 1974 годах, а также национальный фестиваль ваянга в 1977 году. [ 14 ] Кроме того, он основал две труппы ваянг-орангов , «Джая Будая» (1971) и «Бхарата» (1973), надеясь спасти больного медиума путем его модернизации. [ 53 ]

помогал продвигать такие формы искусства, как бетави ленонг и яванский лудрук . Тем временем Джаджакусума в течение нескольких лет [ 54 ] Он особенно известен своим восстанавливающим действием Ленонг . [ и ] Начиная с 1968 года, Джаджакусума появлялся на телевидении как сторонник ленонга , который тогда ограничивался сельскими деревнями и находился на грани вымирания. Он увеличил популярность этой формы, выступая за надлежащее вознаграждение исполнителей. [ 55 ] В 1970-е годы ленонг исполнялся в зале Исмаила Марзуки , собирая значительную аудиторию. [ 56 ] и несколько исполнителей ленонга получили широкое признание в киноиндустрии. [ 57 ]

Джаджакусума также продвигал нетрадиционные культурные мероприятия, как современные, так и зарубежные. В 1968 году он стал главой Художественного совета Джакарты и занимал эту должность до 1977 года. [ 4 ] а в 1970 году он провел музыкальный фестиваль в Кронконге . [ 58 ] Начиная с основания школы в 1970 году, он стал преподавателем в Джакартском институте художественного образования ( Lembaga Pendidikan Kesenian Jakarta , позже Джакартский институт искусств [ Institut Kesenian Jakarta , или IKJ]), преподавая кинематографию. Чтобы лучше понять мировой театр, в 1977 году он отправился в Японию и Китай, чтобы изучить их традиции. [ 59 ] Позже он руководил студентами в различных сценических постановках, включая адаптации японского но и китайской оперы ; [ 60 ] несколько из этих выступлений прошли в зале Исмаила Марзуки. [ 6 ] В 1970-е годы Джаджакусума занимал различные должности в киноорганизациях, в том числе член Совета по кинематографии (1974–76), член попечительского совета радио- и телевещания (1976) и член Бюро по киноиндустрии. Развитие национального кино (1977–78). [ 61 ]

Однако продуктивность Джаджакусумы в киноиндустрии снизилась. В 1971 году он снял свои последние фильмы: «Апи ди Букит Меноре» ( «Огонь на горе Меноре ») и «Малин Кунданг» («Анак Дурхака») ( «Малин Кунданг [Неверное дитя]» ). Первый, выпущенный для киностудии Penas и основанный на романе Синггиха Хади Минтарджи, рассказывает о солдатах Королевства Паджанг , пытающихся подчинить себе солдат конкурирующего королевства Джипанг. [ 62 ] Второй фильм представлял собой экранизацию малайской сказки . одноименной [ 4 ] В главных ролях Рано Карно и Путу Виджая в главных ролях. В фильме рассказывается о маленьком мальчике, который забывает свои корни, проведя большую часть своего детства в море. [ 63 ] Его последняя роль в качестве кинорежиссера была в 1977 году, когда он помогал продюсировать комедию Фрица Г. Шадта « Банг Коджак» ( «Брат Коджак» ; 1977). [ 45 ]

Последние годы и смерть

[ редактировать ]

В 1977 году Джаджакусума входил в состав жюри Индонезийского кинофестиваля ( Festival Film Indonesia , или FFI). [ ж ] Читая решение, он потерял сознание и был доставлен в больницу, а Розихан Анвар завершил чтение. [ 64 ] Сосед и частый соратник Джаджакусумы Тауфик Исмаил рассказал репортерам, что это не первый случай падения Джаджакусумы. [ 65 ] Джаджакусума продолжал страдать от приступов внезапной слабости всю оставшуюся жизнь. [ 66 ] вызванное высоким кровяным давлением. [ 14 ]

Несмотря на быстро ухудшающееся здоровье, Джаджакусума продолжал активно заниматься искусством. В 1980 году он сделал свое последнее появление в кино и свою единственную роль на большом экране, сыграв в фильме Исмаила Соэбарджо «Перемпуан далам Пасунган» ( «Женщина в запасах »). [ 67 ] Он и София В.Д. изображали родителей, которые регулярно заковывают свою дочь в колодки, чтобы наказать ее за непослушание; [ 68 ] В интервью Суаре Карье Собарджо вспомнил, что с того момента, как он написал это, он рассматривал на эту роль только Джаджакусуму. [ 69 ] Женщины в Пасунгане выиграли премию Citra за лучший фильм на индонезийском кинофестивале 1981 года. [ 39 ] и Джаджакусума выразили заинтересованность в создании еще нескольких фильмов; однако это так и не было реализовано. [ 51 ] В 1983 году Джаджакусума занимал должность декана факультета искусств IKJ. [ 70 ] а в 1984 году он поехал на фестиваль «Три континента» в Нанте , Франция, где два его фильма были показаны и получили признание критиков. [ 32 ]

В начале 1987 года врач Джаджакусумы диагностировал у него болезнь сердца , что заставило Джаджакусума сесть на диету и бросить курить. [ 14 ] Он по-прежнему пользовался большим уважением в индонезийских кинокругах, но был недоволен состоянием киноиндустрии страны, которую, по его мнению, находился на грани краха. В этом он винил американский культурный империализм , а это означало, что большинство кинотеатров предпочитали показывать иностранные фильмы, особенно голливудские, и что индонезийская молодежь больше не создавала уникальную индонезийскую идентичность. [ 71 ]

Джаджакусума потерял сознание 28 октября 1987 года во время выступления в честь Молодежной клятвы в IKJ, ударившись головой о каменную ступеньку. После того, как его срочно доставили в больницу общего профиля Чикини, он был объявлен мертвым в 10:05 по местному времени (UTC+7). Он был похоронен на кладбище Карет Бивак в тот же вечер после церемоний в IKJ под руководством писателя Сутана Такдира Алишахбаны и молитв в мечети Амира Хамзы в зале Исмаил Марзуки под руководством поэта Тауфика Исмаила. [ 72 ] Среди скорбящих были бывший министр информации Боэдьярджо , министр образования и культуры Фуад Хасан и заместитель губернатора Джакарты Анвар Умар. [ 66 ]

Джаджакусума никогда не был женат, но оставил после себя несколько племянниц и племянников, которых он воспитал как своих детей. [ 73 ] После его смерти газеты по всей Джакарте опубликовали некрологи таких деятелей культуры и кино, как Алишахбана, продюсера Мисбаха Юса Биран и оператора Перфини Соэмардджоно. В этих некрологах подчеркивалась роль Джаджакусумы в развитии индонезийской киноиндустрии и сохранении традиционной культуры. На церемонии, посвященной пятой годовщине смерти Джаджакусумы, все его документы и книги были переданы в дар библиотеке IKJ. [ 74 ]

На съемках фильма Джаджакусумы 1960 года Lahirnja Gatotkatja ; этот фильм был одним из двух, которые он снял, на которые сильно повлияли истории ваянгов .

Как и Усмар Исмаил, Джаджакусума находился под влиянием реализма. Однако, в то время как Исмаил предпочитал сосредотачиваться на темах национального уровня, Джаджакусума больше привлекал простые, актуальные для местной ситуации сюжетные линии с образовательными посланиями. [ 32 ] Этот реализм перешел в работы Джаджакусумы в ваянге . Традиционно нарисованные декорации были созданы в виде трехмерных наборов , включая изображения деревьев, камней и воды. [ 75 ] По словам Соэмаджоно, который часто монтировал фильмы Джаджакусумы, режиссеру нравилось экспериментировать с новыми приемами, чтобы лучше передать свои намерения. [ 32 ]

Джаджакусума часто включал в свои фильмы традиционное искусство. [ 22 ] и двое из них ( Лахирня Гатоткатья и Бимо Крода ) были основаны на традиционных историях ваянга и использовали костюмы и темпы, вдохновленные ваянгом . [ 76 ] Этот акцент на аспектах традиционной культуры выпал из мейнстрима после 1965 года, его заменили фильмы о городской жизни. [ 77 ] Театральные постановки Джаджакусумы экспериментировали с новыми техниками повествования, адаптируя традиционные стили к современному миру. [ 75 ] Будучи преподавателем сценарного мастерства и истории театра, Джаджакусума сосредоточил свое внимание на индонезийском искусстве. Он утверждал, что индонезийцам следует полагаться на местную культуру, а не постоянно смотреть на Запад. [ 14 ] В других областях он был в основном аполитичен. [ 78 ]

Индонезийский социолог Умар Каям , который работал в Художественном совете Джакарты вместе с Джаджакусумой, охарактеризовал режиссера как очень дисциплинированного человека. Биран описал его как человека с вспыльчивым характером, который мог вспыхнуть внезапно, но быстро успокаивался, когда спусковой крючок был снят; это мнение поддержали несколько человек, работавших с Джаджакусумой. [ 66 ] В киножурнале Djaja он описывался как трудолюбивый и преданный своему делу человек, вплоть до отказа от романтических отношений. [ 79 ]

Джаджакусума (слева) пожимает руку министру образования Машури Салеху после получения награды за свои фильмы.

Фильм Джаджакусумы «Харимау Тьямпа» принес ему награду за лучший сценарий на Азиатском кинофестивале 1954 года. [ 66 ] Его более поздний фильм «Бимо Крода» был отмечен Министерством информации Индонезии за продвижение традиционной культуры. [ 80 ] В 1970 году он получил художественную премию от правительства Индонезии за «за заслуги перед государством в качестве главного пропагандиста развития современной драмы». [ г ] [ 66 ] На индонезийском кинофестивале 1987 года он получил специальную награду за вклад в киноиндустрию. [ 51 ] а в ноябре 2003 года он был посмертно награжден премией Будая Парама Дхарма от президента Мегавати Сукарнопутри за вклад в развитие индонезийской культуры. [ ч ] [ 81 ]

Критики восприняли его положительно. Отмеченный наградами режиссер Тегу Карья назвал работы Джаджакусумы, Усмара Исмаила и Асрула Сани «легендарными» и одними из тех, которые оказали на него наибольшее влияние. [ 82 ] Сообщается, что хореограф Багонг Куссудиарджо настолько уважал Джаджакусуму, что назвал своего сына Джадоэга в честь режиссера. [ 83 ] Согласно мемуару в газете «Компас» , Джаджакусума также был назван «живой легендой» во время его визита в Нант. [ 32 ] В более поздней статье Компаса упоминаются самые запоминающиеся работы Джаджакусумы — Харимау Тьямпа и Тьямбук Апи . Эти две работы демонстрируются чаще всего, поскольку готовые к использованию копии хранятся в Sinematek Indonesia ; другие его сохранившиеся фильмы хранятся как негативы . [ 20 ]

Фильмография

[ редактировать ]
  • Женщины в стоках ( Девушка в стоках ; 1980) — в роли Мистера. Правиро
  • Энам Джам в Джокье ( Шесть часов в Джокье ; 1951) – как сценарист
  • Эмбун ( Росинка ; 1951) — как режиссёр и сценарист
  • Доса Так Берампун ( Непростительный грех ; 1951) – как сценарист
  • Accept My Song ( Возьми мою песню ; 1952) — как режиссёр
  • Харимау Тьямпа ( Тигр из Тьямпы ; 1953) – как режиссер и сценарист
  • Путри дари Медан ( Девушка из Медана ; 1954) – режиссер
  • Мертуа Синтинг ( Безумные родители-свекрови ; 1954) – как режиссёр
  • Арни (1955) – как режиссёр
  • Тьямбук Апи ( Огненные кнуты ; 1958) – как режиссёр
  • Пак Правиро ( Мистер Правиро ; 1958) — как режиссёр и сценарист
  • Педжуанг ( Воины за свободу ; 1960) — как руководитель производства
  • Мак Тьомбланг ( Миссис Тьомбланг ; 1960) — как режиссёр и сценарист
  • 1960 ( Рождение Гатоткати ) — как режиссёр и сценарист.
  • Время ( циклонов и штормов 1963) – как режиссёр
  • Римба Бергема ( Эхо джунглей ; 1964) – как режиссер
  • Бимо Крода (1967) - как режиссер
  • Малин Кунданг (Непослушный ребенок) ( Malin Kundang [Faithless Child] ; 1971) — как режиссёр
  • Апи на горе Меноре (Смерть Тохпати) ( Огонь на горе Меноре [Смерть Тохпати] ; 1971) — как режиссёр
  • Банг Коджак ( Брат Коджак ; 1977) – как продюсер

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Другие варианты написания его имени включают Джадуг, Джадук и Джадук, а его фамилия также может писаться Джаджакоэсома.
  2. ^ Культурный центр был известен как под индонезийскими, так и под японскими названиями. Индонезийское имя было Поэсат Кебоэдаджаан , тогда как японское имя было Кеймин Бунка Шидошо ( 啓民文化指導所 ) . Культурный центр способствовал развитию различных форм искусства, включая кино и драму, с конечной целью пропаганды политической позиции Японии ( Hoerip 1995 , стр. 8).
  3. Ни Норвегия, ни Швеция в то время не находились в состоянии войны с Японией, а это означает, что начальство Джаджакусумы считало такие переводы приемлемыми ( Hoerip 1995 , стр. 9).
  4. ^ Эль Хаким был псевдонимом Абу Ханифы ( Hoerip 1995 , стр. 9–10).
  5. ^ Индонезийский ученый-культуролог С.М. Ардан считает Джаджакусуму движущей силой возрождения ленонга ( Ardan 1987, Djaduk Djajakusuma ), а биограф Сатьяграха Хоэрип посвящает несколько страниц участию Джаджакусумы в ленонге , уровень детализации которого соответствует только его обсуждению ленонга. Роль Джаджакусумы в модернизации ваянг-оранга . Как и в случае с Арданом, он приписывает оживление Джаджакусуме; в отличие от Ардана, он отмечает, что два других деятеля культуры (Соемантри Састро Сувондхо и Ардан) также помогли сохранить драматическую форму ( Hoerip 1995 , стр. 69–73).
  6. ^ Джаджакусума впоследствии несколько раз входил в состав жюри ( Панембахан 1987, Барангкали, 40% человек ).
  7. ^ Оригинал: « Службы нации как главный создатель современной драмы ».
  8. Среди других лауреатов были комик Бинг Сламет и актриса Фифи Янг ( Unidjaja 2003, награды Megawati ).
  1. ^ Сетиаван 2009, Национальный месяц кино ; Ардан 1987, Джадук Джаджакусума
  2. ^ Хоерип 1995 , с. 104.
  3. ^ Hoerip 1995 , стр. 2–3.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дармави 1982, Джадоег Джаджакусума .
  5. ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 4.
  6. ^ Перейти обратно: а б с JCG, Джадук Джаджакусума .
  7. ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 8.
  8. ^ JCG, Джадук Джаджакусума ; Компас 1987, Культуролог Д. Джаякусума
  9. ^ Биран 2009 , с. 331.
  10. ^ Хоерип 1995 , с. 10.
  11. ^ Hoerip 1995 , стр. 9–10.
  12. ^ Hoerip 1995 , стр. 17–19.
  13. ^ Биран 2009 , с. 354.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума .
  15. ^ Саид 1982 , с. 139.
  16. ^ Hoerip 1995 , стр. 20–21.
  17. ^ Хоерип 1995 , с. 22.
  18. ^ Биран 2009 , с. 356.
  19. ^ Hoerip 1995 , стр. 22–24.
  20. ^ Перейти обратно: а б Компас 1993, Неделя кино Джаджакусума .
  21. ^ Хоерип 1995 , с. 24.
  22. ^ Перейти обратно: а б Сетиаван 2009, Национальный месяц кино .
  23. ^ Саид 1982 , с. 51.
  24. ^ Хоерип 1995 , с. 27.
  25. ^ Хоерип 1995 , с. 36; Саид 1982 , с. 54; Filmindonesia.or.id, Фильмография
  26. ^ JCG, Джадук Джаджакусума ; Саид 1982 , с. 55
  27. ^ Хоерип 1995 , с. 28.
  28. ^ Саид 1982 , с. 55.
  29. ^ Анвар 2004 , с. 84.
  30. ^ Hoerip 1995 , стр. 39–40.
  31. ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 29.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марселли 1987, Вспоминая Д. Джаджакусума .
  33. ^ Иманджая 2006 , стр. 107–108.
  34. ^ Filmindonesia.or.id, Принцесса из Медана .
  35. ^ Filmindonesia.or.id, Синтинг Мертуа .
  36. ^ Filmindonesia.or.id, Арни .
  37. ^ Национальная библиотека Индонезии, Взгляды фигур: Путу Виджая .
  38. ^ Биран 2009 , с. 334.
  39. ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 31.
  40. ^ Filmindonesia.or.id, Пак Правиро .
  41. ^ Buana News 1975, Джадук Джаджакусума знакомится с Ваянгом ; Хёрип 1995 , с. 106
  42. ^ Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума ; Filmindonesia.or.id, Фильмография
  43. ^ Buana News 1975, Джадук Джаджакусума знакомится с Ваянгом .
  44. ^ Национальный 1960, (Без названия) .
  45. ^ Перейти обратно: а б с Хёрип 1995 , с. 30.
  46. ^ Filmindonesia.or.id, Мак Чомбланг .
  47. ^ Filmindonesia.or.id, Период тайфунов и штормов .
  48. ^ Filmindonesia.or.id, Эхо джунглей .
  49. ^ Хоерип 1995 , с. 58.
  50. ^ Саид 1982 , стр. 65–68.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Панембахан 1987, возможно, 40% человека .
  52. ^ Хоерип 1995 , с. 47.
  53. ^ Хоэрип 1995 , стр. 32, 106.
  54. ^ Компас 1987, Гуманист Д. Джаджакусума ; Кадарджоно 1970 , с. 25
  55. ^ Hoerip 1995 , стр. 69–71.
  56. ^ Ардан 1987, Джадук Джаджакусума ; Хёрип 1995 , с. 71
  57. ^ Закон 2008 г. , стр. 78–79.
  58. ^ Дхарионо 1987, Прощай, Джадуг Джаджакоэсома .
  59. ^ Хоерип 1995 , с. 69.
  60. ^ Хоерип 1995 , с. 32.
  61. ^ Hoerip 1995 , стр. 106–107.
  62. ^ Hoerip 1995 , стр. 49–50.
  63. ^ Hoerip 1995 , стр. 52–53.
  64. ^ Ардан 1987, Джадук Джаджакусума .
  65. ^ Национальная библиотека Индонезии, Просмотры персонажей: Тауфик Исмаил .
  66. ^ Перейти обратно: а б с д и Компас 1987, Культуролог Д. Джаякусума .
  67. ^ Filmindonesia.or.id, Фильмография ; Filmindonesia.or.id, Женщины в запасах
  68. ^ Хоерип 1995 , с. 55.
  69. ^ Искандар 1983, Большая часть его жизни .
  70. ^ Дармави 1982, Джадоег Джаджакусума ; Компас 1987, Культуролог Д. Джаякусума
  71. ^ Панембахан 1987, Возможно, 40% людей ; Хёрип 1995 , с. 59
  72. ^ Компас 1987, Гуманист Д. Джаджакусума ; Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума
  73. ^ Компас 1987, Гуманист Д. Джаджакусума ; Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума
  74. ^ Hoerip 1995 , стр. 80–84.
  75. ^ Перейти обратно: а б Buana News 1975, создатель Джадук Джаджакусума .
  76. ^ Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума ; Buana News 1975, Джадук Джаджакусума знакомится с Ваянгом
  77. ^ Сен и Хилл 2000 , стр. 156.
  78. ^ Сен и Хилл 2000 , стр. 163.
  79. ^ Кадарджоно 1970 , с. 25.
  80. ^ Биран 1979 , с. 123.
  81. ^ Unidjaja 2003, награды Мегавати .
  82. ^ Национальная библиотека Индонезии, Взгляды фигур: Тегу Карья .
  83. ^ Хоерип 1995 , с. 83.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Анвар, Росихан (2004). Маленькая история (Petite Histoire) Индонезии [ Краткая история Индонезии ] (на индонезийском языке). Том. 2. Джакарта: Компас. ISBN  978-979-709-428-7 .
  • Ардан, С.М. (1 ноября 1987 г.). «Джадук Джаджакусума был не только преданностью искусству» [Джадук Джаджакусума увлекался не только искусством]. Суара Пембару (на индонезийском языке). п. 11.
  • «Арни» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • Биран, Мисбах Юса, изд. (1979). Кто такие индонезийские кинодеятели 1926–1978 гг. [ Что и кто: кинодеятели Индонезии, 1926–1978 гг. ]. Индонезийский кинематограф. OCLC   6655859 .
  • Биран, Мисбах Юса (2009). История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве [ История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве ] (на индонезийском языке). Джакарта: Сообщество Bamboo работает с Художественным советом Джакарты. ISBN  978-979-3731-58-2 .
  • «Деятель культуры Д. Джаджакусума ушел» [Деятель культуры Д. Джаджакусума ушел]. Компас (на индонезийском языке). 29 октября 1987 г. с. 1.
  • «Д.Джаджакусума умирает» [Д.Дджаджакусума завершает передачу]. Суара Карья (на индонезийском языке). 29 октября 1987 г. стр. 1, 9.
  • Дармави, Сусланна (28 февраля 1982 г.). «Джадоэг Джаджакусума». Суара Карья (на индонезийском языке). п. 1.
  • Дхарионо (7 ноября 1987 г.). «Прощай, Джадуг Джаджакоэсома: директор и первый изобретатель современного ваянга» [Прощай, Джадуг Джаджакоэсома: директор и первый изобретатель современного ваянга]. Buana News (на индонезийском языке). п. 5.
  • «Джадук Джаджакусума» . Энциклопедия Джакарты (на индонезийском языке). Городское правительство Джакарты. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Джадук Джаджакусума знал ваянг и театр с начальной школы» [Джадук Джаджакусума знал ваянг и театр с начальной школы]. Buana News (на индонезийском языке). 13 ноября 1975 г. с. 4.
  • «Джадук Джаджакусума, создатель «нового стиля ваянг» » [Джадук Джаджакусума, первопроходец «нового стиля ваянга»]. Buana News (на индонезийском языке). 14 ноября 1975 г. с. 4.
  • "Фильмография" [Фильмография]. Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • Херип, Сатьяграха (1995). Два мира в Джадоэге Джаджакоэсоме [ Два мира в Джадоэге Джаджакоэсоме ] (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство культуры Джакарты сотрудничает с Джакартским институтом искусств. ISBN  978-979-8699-00-9 .
  • Иманджая, Экки (2006). От А до Я об индонезийских фильмах (на индонезийском языке). Бандунг: Мизан. ISBN  978-979-752-367-1 .
  • Искандар, Эдди Д. (17 июля 1983 г.). «Большая часть его жизни посвящена искусству». Суара Карья Минггу (на индонезийском языке). стр. 1, 11.
  • Кадарджоно, БЗ. (1970). «Профиль художника: Д. Джаджакусума» [Профиль художника: Д. Джаджакусума]. Джаджа (на индонезийском языке) (452): 25.
  • Ловен, Кларин (2008). Цель просмотра Si : телевидение, язык и культурная идентичность в современной Индонезии . Лейден: KITLV Press. ISBN  978-90-6718-279-9 .
  • «Мак Тьомбланг» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • Марселли (6 ноября 1987 г.). «Вспоминая Д. Джаджакусума в индонезийском кино» [Вспоминая Д. Джаджакусума в индонезийском кино]. Компас (на индонезийском языке). п. 6.
  • «Маса Топан дан Бадай» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Мертуа Синтинг» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Пак Правиро» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Вид персонажей: Путу Виджая» [Вид: Путу Виджая]. Деятели индонезийского кино (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Вид персонажа: Тауфик Исмаил» [Вид: Тауфик Исмаил]. Деятели индонезийского кино (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Взгляды персонажа: Тегу Карья» [Взгляды: Тегу Карья]. Деятели индонезийского кино (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • Панембахан, Харианто Геде (6 сентября 1987 г.). «Возможно, 40 процентов людей в мире являются результатом интрижки». Утренний грех (на индонезийском языке). п. 4.
  • «Неделя кино Джаджакусума: Вспоминая «Живую легенду» индонезийского кино [Неделя кино Джаджакусума: Вспоминая «Живую легенду» индонезийского кино]. Компас (на индонезийском языке). 22 января 1993 г. с. 16.
  • «Женщины в браке» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Доверенное лицо Фонда. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Путри дари Медан» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «Римба Бергема» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • Саид, Салим (1982). Профиль мира индонезийского кино [ Профиль индонезийского кино ] (на индонезийском языке). Джакарта: Граффити Пресс. OCLC   9507803 .
  • Сен, Кришна; Хилл, Дэвид Т. (2000). СМИ, культура и политика в Индонезии . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-553703-1 .
  • Сетиаван, Иван (1 марта 2009 г.). «Национальный месяц кино: Искажение времени, кто-нибудь?» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • Униджаджа, Фабиола Дези (8 ноября 2003 г.). «Мегавати посмертно присуждает звание Героя фигуре Горонтало» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  • «(Без названия)». Национальный (на индонезийском языке). 26 сентября 1960 г. с. 3.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c275ae8a01e7c2f028e43928c6a67c4__1723652940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/c4/2c275ae8a01e7c2f028e43928c6a67c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
D. Djajakusuma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)