Д. Джаджакусума
Д. Джаджакусума | |
---|---|
Джаджакусума, гр. 1950-е годы | |
Рожденный | Джадоег Джаджакусума 1 августа 1918 г. |
Умер | 28 октября 1987 г. | ( 69 лет
Место отдыха | Karet Bivak Cemetery |
Альма-матер | |
Род занятий | Режиссер, продюсер, культурный критик |
Годы активности | 1952–87 |
Джадоег Джаджакусума [ а ] ( [dʒaˈdʊʔ dʒajakuˈsuma] ; 1 августа 1918 — 28 октября 1987) — индонезийский кинорежиссер и пропагандист традиционных форм искусства. Джаджакусума родился в семье дворянина и его жены в Теманггунге , Центральная Ява . Он заинтересовался искусством в молодом возрасте, решив продолжить карьеру в театре. Во время японской оккупации с 1943 по 1945 год он был переводчиком и актером, а во время последовавшей за этим четырехлетней национальной революции работал в военном образовательном отделе, в нескольких информационных агентствах и в драматургии.
В 1951 году Джаджакусума присоединился к Национальной кинокорпорации (Перфини) по приглашению Усмара Исмаила . После своего режиссерского дебюта с «Эмбуном » Джаджакусума выпустил еще одиннадцать фильмов с труппой, прежде чем уйти в 1964 году. Затем он вернулся в традиционный индонезийский театр, включая ваянг . Хотя он продолжал снимать фильмы независимо от Перфини, большая часть его энергии была направлена на продвижение традиционных форм искусства и преподавание кинематографии. После более чем десяти лет плохого здоровья и высокого кровяного давления Джаджакусума потерял сознание во время церемонии и умер. Похоронен на кладбище Карет Бивак .
На преданного, но легко злящегося Джаджакусума повлияли реалистические взгляды Усмара Исмаила, хотя он больше сосредоточился на традиционных аспектах жизни. Его театральные постановки пытались модернизировать традиционные формы, чтобы их можно было лучше воспринимать в современном мире. Ему приписывают возрождение Бетави театра в Ленонге , и он получил множество наград за свое кинопроизводство, в том числе награду за выдающиеся достижения на Индонезийском кинофестивале .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Джаджакусума родился 1 августа 1918 года в Паракане, Темангунг , Центральная Ява , Голландская Ост-Индия . [ 1 ] отцу -прияи Радену Мас Арио Джоджокоэсомо и его жене Касиме. Джаджакусума был пятым ребенком из шести, рожденных в семье, которая комфортно жила на зарплату Джоджокоэсомо как государственного чиновника. [ 2 ] В молодости он любил смотреть сценические представления, такие как кукольный театр ваянг и традиционный танец тайюбан ; [ 3 ] временами он украдкой покидал дом после сна, чтобы посмотреть спектакли. Вместе со своими друзьями он разыгрывал сказки на ночь, которые рассказывала ему мать. [ 4 ] импортные голливудские Когда начали показывать фильмы, он был заядлым зрителем, смотрел вестерны и произведения с Чарли Чаплином в главной роли . [ 5 ]
Благодаря своему положению сына дворянина Джаджакусума смог получить образование. Он закончил обучение в Семаранге , Центральная Ява, [ 6 ] окончил там программу естественных наук в старшей средней школе в 1941 году. [ 5 ] Хотя его семья надеялась, что он станет государственным служащим, как и его отец, Джаджакусума решил заняться исполнительским искусством . [ 4 ] Он ненадолго вернулся в свой родной город, прежде чем понял, что в Паракане у него будет мало возможностей. Соответственно, в начале 1943 года – почти через год после того, как Индия была оккупирована – Японской империей Джаджакусума переехал в политический центр колонии, Джакарту , в поисках работы. [ 7 ]
Джаджакусума устроился на работу в Культурный центр. [ б ] как переводчик и актер под руководством Армейна Пэйна . [ 8 ] Среди переведенных им произведений было несколько пьес шведского драматурга Августа Стриндберга и норвежского драматурга Генрика Ибсена , [ с ] [ 9 ] а также история Японии и несколько кабуки . постановок [ 7 ] Находясь в центре, Джаджакусума написал несколько собственных пьес. [ 10 ] В свободное время Джаджакусума помог основать любительскую театральную труппу «Майя» вместе с такими артистами, как Х. Б. Яссин , Розихан Анвар и Усмар Исмаил . Труппа, созданная в ответ на стремление к большей творческой свободе, исполняла переводы европейских произведений и оригинальные произведения Исмаила и Эль Хакима. [ д ] Чтобы способствовать развитию чувства индонезийского национализма, сохраняя при этом соответствие правилам японского цензурного бюро, некоторые пьесы Майи явно продвигали не Японию, а скорее Сферу совместного процветания Большой Восточной Азии . Тем временем в работах оставалась неявной тематика поддержки индонезийского националистического движения. Вместе с Майей Джаджакусума путешествовал из деревни в деревню, устраивая представления. [ 11 ]
Индонезийская национальная революция
[ редактировать ]Президент Сукарно провозгласил независимость Индонезии 17 августа 1945 года, через несколько дней после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки . Ожидая возвращения голландского колониального правительства, Джаджакусума и Исмаил помогли создать «Независимых художников» (Сениман Мердека) как форму сопротивления. Группа путешествовала по городу, распространяя новости о провозглашении независимости Индонезии, выступая из грузовика под открытым небом. После прибытия Гражданской администрации Нидерландов-Индии группа иногда пыталась шпионить за европейцами или скрыть информацию, которая могла бы быть сочтена полезной для возвращающихся голландских войск. Из-за этой опасной работы Джаджакусума начал носить с собой пистолет и отправился в Бантен, чтобы попросить кьяи сделать его неуязвимым для пуль. [ 12 ]
В начале 1946 года, когда голландские колониальные силы контролировали Джакарту, Джаджакусума бежал в новую столицу страны Джокьякарту . [ 13 ] Там он пообщался с национальным информационным агентством «Антара». [ 14 ] прежде чем поступить в военную образовательную часть, дослужившись до звания капитана. [ 15 ] Для военных Джаджакусума редактировал еженедельник «Тентара» ; он также публиковал статьи в культурном журнале Исмаила «Арена» . [ 16 ] Несмотря на участие в прессе, он не забросил театр; вместе с Сурджо Суманто он создал труппу, которая выступала для солдат и поднимала боевой дух, иногда отправляясь на передовую. [ 17 ]
Джаджакусума был нанят Министерством информации в 1947 году для преподавания в школе исполнительских искусств Mataram Entertainment Foundation ( Stichting Hiburan Mataram ). [ 18 ] Через Матарама он и Исмаил познакомились с режиссерами Анджаром Асмэрой , Хюунгом и Сутарто; эти двое учились у этих более авторитетных людей. Тем временем Джаджакусума был назначен ответственным за цензуру радиопередач в районах, контролируемых республиканцами, и эту обязанность он выполнял до тех пор, пока голландцы не захватили Джокьякарту 19 декабря 1948 года. Джаджакусума бежал из города, затем встретился с республиканскими силами. Используя старое радио и велосипедный генератор, Джаджакусума слушал международные передачи новостей и записывал их; [ 19 ] информация из этих передач затем печаталась в подпольных газетах. [ 20 ]

После того, как индонезийская национальная революция закончилась признанием Голландией независимости Индонезии в 1949 году, Джаджакусума продолжал работать журналистом в журнале «Патриот» (ребрендинг « Тентара» ) и журнале «Кебудаджаан Нусантара» ; [ 6 ] Матарам был вновь открыт, и Джаджакусума снова начал преподавать там, одновременно управляя кинотеатром «Собохарсоно» и написав несколько пьес. [ 21 ] Тем временем Исмаил вернулся в Джакарту и основал Национальную кинокорпорацию ( Perusahaan Film Nasional , или Perfini); [ 22 ] его первая постановка, «Дара дан Доа» ( «Великий поход »), в которой представлена художественная версия похода дивизии Силиванги из Джокьякарты на Западную Яву в 1948 году, была поставлена Исмаилом и выпущена в 1950 году. [ 23 ]
Карьера в Перфини
[ редактировать ]Готовясь к своему второму фильму «Энам Джам ди Джогья» ( «Шесть часов в Джокьякарте» ), Исмаил отозвал Джаджакусуму в Джакарту. Для фильма Джаджакусума помог Исмаилу адаптировать «Всеобщее нападение 1 марта 1949 года» для экрана . Производство было завершено с ограниченным бюджетом; Позже Джаджакусума вспоминал, что их камера питалась от автомобильного аккумулятора. [ 24 ] Несмотря на эту и другие трудности, Джаджакусума остался после завершения фильма, завершив еще одну работу для Перфини, «Доса Так Берампун» ( «Непростительный грех »), позже в том же году. Исмаил выступил режиссером этого фильма о человеке, который бросает свою семью после того, как его заворожила улыбка официантки. [ 25 ]
В то время как Исмаил, который оставался главой Perfini, уехал за границу, чтобы изучать кинематографию в Школе театра, кино и телевидения , Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джаджакусума начал играть более важную роль в Perfini. Его режиссерский дебют состоялся в 1952 году в фильме «Эмбун» ( «Росинка» ), в котором показаны психологические проблемы, с которыми сталкиваются солдаты, возвращающиеся в свою деревню после революции. [ 26 ] Фильм был снят в Воносари , в разгар засухи, чтобы создать визуальную метафору бесплодных душ воинов. [ 27 ] Из-за изображения традиционных суеверий у фильма возникли проблемы как с цензурой, так и с критиками; суеверия считались несовместимыми с потребностью новой республики в модернизации. [ 28 ] Выпуск «Эмбуна» сделал Джаджакусума одним из четырех режиссеров, работавших на Perfini; другими были Исмаил, Нья Абас Акуп и Вахью Сихомбинг. [ 29 ]
Следующая постановка Джаджакусумы, Terimalah Laguku (« Возьми мою песню» ; 1952), представляла собой мюзикл о старом, обедневшем музыканте, который продает свой саксофон, чтобы помочь карьере своего бывшего ученика. [ 30 ] Хотя техническое качество фильма было плохим, когда он вернулся в Индонезию в 1953 году, Исмаил остался доволен работой, заявив, что монтаж был сделан хорошо. В течение следующего года Исмаил передавал информацию, которую он узнал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, сотрудникам Perfini; Джаджакусума внимательно следил за этими уроками. [ 31 ] За этим последовал Харимау Тьямпа ( «Тигр из Тьямпы ») в 1953 году, фильм о человеке, который пытается отомстить за смерть своего отца. Отель расположен в окружении культуры Минанг . [ 32 ] в фильме впервые показана обнаженная натура в отечественном производстве. [ 33 ] и имел значительный успех у критиков. [ 31 ]
В 1954 году Джаджакусума поставил две комедии: « Путри дари Медан» ( «Дочь Медана» ) и «Мертуа Синтинг» ( «Безумные родители в законе» ). В первом речь шла о трех молодых людях, которые решили никогда не жениться, но их силы пошатнулись после встречи с женщинами из Медана . [ 34 ] в то время как второй следовал за мужчиной, который отвергает выбор своего сына в качестве супруги из-за отсутствия у нее благородного происхождения, а затем неосознанно выбирает ту же женщину в жены своему сыну. [ 35 ] В следующем году Джаджакусума помог основать Гильдию индонезийских киноактеров ( Persatuan Artist Film Indonesia ; PARFI). [ 4 ] Его единственный фильм в этом году, драма «Арни» , рассказывал о мужчине, который женился на другой женщине, в то время как его больная жена отправилась на лечение в Паданг , Суматра . [ 36 ]
Джаджакусума изучал кинематографию в США, сначала в Вашингтонском университете в Сиэтле , затем в Южной Калифорнии Университета Школе кинематографических искусств , с 1956 по 1957 год. [ 4 ] Когда он вернулся в Индонезию, он работал с Исмаилом и коллегой по Perfini Асрулом Сани над созданием Национальной театральной академии Индонезии ( Akademi Teater Nasional Indonesia ), которая пропагандировала реализм; индонезийский драматург Путу Виджая описал реализм, пропагандируемый академией, как более индонезийский, чем западный, [ 37 ] в то время как Джаджакусума считается вдохновленным итальянским неореалистическим движением. [ 38 ] Джаджакусума оставался преподавателем в академии до 1970 года, и его студенты считали его юмористическим и простым в общении. [ 39 ]
По возвращении в Индонезию Джаджакусума начал работу над «Тджамбук Апи» ( «Огненные кнуты» ; 1958), критикой широко распространенной коррупции в Индонезии ; эта тема привела к тому, что фильм находился в цензурном бюро почти год. [ 32 ] За этим режиссер последовал драмой «Пак Правиро» ( «Мистер Правиро» ), спонсором которой выступил Почтовый сберегательный банк ( Bank Tabungan Pos ) и призванной передать важность наличия сбережений . [ 40 ] В этот период он изучал традиционный театр Индии, путешествуя по Калькутте , Мадрасу и Нью-Дели ; он надеялся, что этот непосредственный опыт вдохновит его на съемку традиционных индонезийских историй. [ 41 ]
В 1960 году Джаджакусума выпустил свой первый фильм, основанный на традиционных ваянгов историях , «Лахирнья Гатоткатья» ; [ 42 ] Традиционный кукольный театр очаровал его в детстве, и ему очень нравился персонаж Гатоткачи . [ 43 ] В фильме, снятом в Джокьякарте, в ролях второго плана приняли участие звезды Джакарты и местные таланты. [ 44 ] Однако это вызвало споры: Дхаланг и другие, разбирающиеся в ваянге, утверждали, что режиссер проигнорировал слишком многие традиционные аспекты кукольного театра. [ 45 ] В том же году Джаджакусума также работал менеджером по производству в фильме Исмаила «Педджуанг» ( «Воины за свободу» ). [ 45 ] и поставил «Мак Тьомбланг» ( «Госпожа Чомбланг» ), комедию по мотивам драмы Николая Гоголя 1842 года «Женитьба» . [ 46 ]
В 1963 году Джаджакусума выпустил еще одну комедию « Маса Топан дан Бадай» ( «Время циклонов и бурь »). В центре внимания фильма семейная динамика отца-консерватора, матери-либерала и их двух дочерей-подростков, переживающих муки подросткового возраста. [ 47 ] В следующем году Джаджакусума снял свой последний фильм с Перфини, «Римба Бергема» ( «Эхо джунглей» промышленность страны ), который был призван продвигать каучуковую . [ 48 ] работников кино и телевидения В том же году он помог создать Профсоюз . [ 4 ] ответ Лиге индонезийского кино, спонсируемой Lekra . [ 49 ] Как и Исмаил и большинство сотрудников Perfini, Джаджакусума был категорически против связанной с коммунистами Лекры; культурная группа также была враждебно настроена по отношению к тем, кто был связан с Перфини. [ 50 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]К концу своего пребывания в Перфини Джаджакусума снова занялся традиционным искусством. Он посвятил значительное время продвижению ваянга . В 1967 году он организовал Национальный фестиваль Ваянг. [ 14 ] который вскоре рухнул из-за нехватки средств. [ 51 ] В 1967 году он снял ваянгом , вдохновленный фильм «Бимо Крода» , для Pantja Murti Film. [ 52 ] в котором уничтожение Пандавов – братьев из индуистского эпоса Махабхарата – использовалось для изображения похищений и последующих убийств пяти армейских генералов во время Движения 30 сентября 1965 года. [ 32 ] Участие Джаджакусумы ваянге продолжалось до начала 1970-х годов; он организовал две недели ваянга в 1970 и 1974 годах, а также национальный фестиваль ваянга в 1977 году. [ 14 ] Кроме того, он основал две труппы ваянг-орангов , «Джая Будая» (1971) и «Бхарата» (1973), надеясь спасти больного медиума путем его модернизации. [ 53 ]
помогал продвигать такие формы искусства, как бетави ленонг и яванский лудрук . Тем временем Джаджакусума в течение нескольких лет [ 54 ] Он особенно известен своим восстанавливающим действием Ленонг . [ и ] Начиная с 1968 года, Джаджакусума появлялся на телевидении как сторонник ленонга , который тогда ограничивался сельскими деревнями и находился на грани вымирания. Он увеличил популярность этой формы, выступая за надлежащее вознаграждение исполнителей. [ 55 ] В 1970-е годы ленонг исполнялся в зале Исмаила Марзуки , собирая значительную аудиторию. [ 56 ] и несколько исполнителей ленонга получили широкое признание в киноиндустрии. [ 57 ]
Джаджакусума также продвигал нетрадиционные культурные мероприятия, как современные, так и зарубежные. В 1968 году он стал главой Художественного совета Джакарты и занимал эту должность до 1977 года. [ 4 ] а в 1970 году он провел музыкальный фестиваль в Кронконге . [ 58 ] Начиная с основания школы в 1970 году, он стал преподавателем в Джакартском институте художественного образования ( Lembaga Pendidikan Kesenian Jakarta , позже Джакартский институт искусств [ Institut Kesenian Jakarta , или IKJ]), преподавая кинематографию. Чтобы лучше понять мировой театр, в 1977 году он отправился в Японию и Китай, чтобы изучить их традиции. [ 59 ] Позже он руководил студентами в различных сценических постановках, включая адаптации японского но и китайской оперы ; [ 60 ] несколько из этих выступлений прошли в зале Исмаила Марзуки. [ 6 ] В 1970-е годы Джаджакусума занимал различные должности в киноорганизациях, в том числе член Совета по кинематографии (1974–76), член попечительского совета радио- и телевещания (1976) и член Бюро по киноиндустрии. Развитие национального кино (1977–78). [ 61 ]
Однако продуктивность Джаджакусумы в киноиндустрии снизилась. В 1971 году он снял свои последние фильмы: «Апи ди Букит Меноре» ( «Огонь на горе Меноре ») и «Малин Кунданг» («Анак Дурхака») ( «Малин Кунданг [Неверное дитя]» ). Первый, выпущенный для киностудии Penas и основанный на романе Синггиха Хади Минтарджи, рассказывает о солдатах Королевства Паджанг , пытающихся подчинить себе солдат конкурирующего королевства Джипанг. [ 62 ] Второй фильм представлял собой экранизацию малайской сказки . одноименной [ 4 ] В главных ролях Рано Карно и Путу Виджая в главных ролях. В фильме рассказывается о маленьком мальчике, который забывает свои корни, проведя большую часть своего детства в море. [ 63 ] Его последняя роль в качестве кинорежиссера была в 1977 году, когда он помогал продюсировать комедию Фрица Г. Шадта « Банг Коджак» ( «Брат Коджак» ; 1977). [ 45 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В 1977 году Джаджакусума входил в состав жюри Индонезийского кинофестиваля ( Festival Film Indonesia , или FFI). [ ж ] Читая решение, он потерял сознание и был доставлен в больницу, а Розихан Анвар завершил чтение. [ 64 ] Сосед и частый соратник Джаджакусумы Тауфик Исмаил рассказал репортерам, что это не первый случай падения Джаджакусумы. [ 65 ] Джаджакусума продолжал страдать от приступов внезапной слабости всю оставшуюся жизнь. [ 66 ] вызванное высоким кровяным давлением. [ 14 ]
Несмотря на быстро ухудшающееся здоровье, Джаджакусума продолжал активно заниматься искусством. В 1980 году он сделал свое последнее появление в кино и свою единственную роль на большом экране, сыграв в фильме Исмаила Соэбарджо «Перемпуан далам Пасунган» ( «Женщина в запасах »). [ 67 ] Он и София В.Д. изображали родителей, которые регулярно заковывают свою дочь в колодки, чтобы наказать ее за непослушание; [ 68 ] В интервью Суаре Карье Собарджо вспомнил, что с того момента, как он написал это, он рассматривал на эту роль только Джаджакусуму. [ 69 ] Женщины в Пасунгане выиграли премию Citra за лучший фильм на индонезийском кинофестивале 1981 года. [ 39 ] и Джаджакусума выразили заинтересованность в создании еще нескольких фильмов; однако это так и не было реализовано. [ 51 ] В 1983 году Джаджакусума занимал должность декана факультета искусств IKJ. [ 70 ] а в 1984 году он поехал на фестиваль «Три континента» в Нанте , Франция, где два его фильма были показаны и получили признание критиков. [ 32 ]
В начале 1987 года врач Джаджакусумы диагностировал у него болезнь сердца , что заставило Джаджакусума сесть на диету и бросить курить. [ 14 ] Он по-прежнему пользовался большим уважением в индонезийских кинокругах, но был недоволен состоянием киноиндустрии страны, которую, по его мнению, находился на грани краха. В этом он винил американский культурный империализм , а это означало, что большинство кинотеатров предпочитали показывать иностранные фильмы, особенно голливудские, и что индонезийская молодежь больше не создавала уникальную индонезийскую идентичность. [ 71 ]
Джаджакусума потерял сознание 28 октября 1987 года во время выступления в честь Молодежной клятвы в IKJ, ударившись головой о каменную ступеньку. После того, как его срочно доставили в больницу общего профиля Чикини, он был объявлен мертвым в 10:05 по местному времени (UTC+7). Он был похоронен на кладбище Карет Бивак в тот же вечер после церемоний в IKJ под руководством писателя Сутана Такдира Алишахбаны и молитв в мечети Амира Хамзы в зале Исмаил Марзуки под руководством поэта Тауфика Исмаила. [ 72 ] Среди скорбящих были бывший министр информации Боэдьярджо , министр образования и культуры Фуад Хасан и заместитель губернатора Джакарты Анвар Умар. [ 66 ]
Джаджакусума никогда не был женат, но оставил после себя несколько племянниц и племянников, которых он воспитал как своих детей. [ 73 ] После его смерти газеты по всей Джакарте опубликовали некрологи таких деятелей культуры и кино, как Алишахбана, продюсера Мисбаха Юса Биран и оператора Перфини Соэмардджоно. В этих некрологах подчеркивалась роль Джаджакусумы в развитии индонезийской киноиндустрии и сохранении традиционной культуры. На церемонии, посвященной пятой годовщине смерти Джаджакусумы, все его документы и книги были переданы в дар библиотеке IKJ. [ 74 ]
Стиль
[ редактировать ]
Как и Усмар Исмаил, Джаджакусума находился под влиянием реализма. Однако, в то время как Исмаил предпочитал сосредотачиваться на темах национального уровня, Джаджакусума больше привлекал простые, актуальные для местной ситуации сюжетные линии с образовательными посланиями. [ 32 ] Этот реализм перешел в работы Джаджакусумы в ваянге . Традиционно нарисованные декорации были созданы в виде трехмерных наборов , включая изображения деревьев, камней и воды. [ 75 ] По словам Соэмаджоно, который часто монтировал фильмы Джаджакусумы, режиссеру нравилось экспериментировать с новыми приемами, чтобы лучше передать свои намерения. [ 32 ]
Джаджакусума часто включал в свои фильмы традиционное искусство. [ 22 ] и двое из них ( Лахирня Гатоткатья и Бимо Крода ) были основаны на традиционных историях ваянга и использовали костюмы и темпы, вдохновленные ваянгом . [ 76 ] Этот акцент на аспектах традиционной культуры выпал из мейнстрима после 1965 года, его заменили фильмы о городской жизни. [ 77 ] Театральные постановки Джаджакусумы экспериментировали с новыми техниками повествования, адаптируя традиционные стили к современному миру. [ 75 ] Будучи преподавателем сценарного мастерства и истории театра, Джаджакусума сосредоточил свое внимание на индонезийском искусстве. Он утверждал, что индонезийцам следует полагаться на местную культуру, а не постоянно смотреть на Запад. [ 14 ] В других областях он был в основном аполитичен. [ 78 ]
Индонезийский социолог Умар Каям , который работал в Художественном совете Джакарты вместе с Джаджакусумой, охарактеризовал режиссера как очень дисциплинированного человека. Биран описал его как человека с вспыльчивым характером, который мог вспыхнуть внезапно, но быстро успокаивался, когда спусковой крючок был снят; это мнение поддержали несколько человек, работавших с Джаджакусумой. [ 66 ] В киножурнале Djaja он описывался как трудолюбивый и преданный своему делу человек, вплоть до отказа от романтических отношений. [ 79 ]
Прием
[ редактировать ]
Фильм Джаджакусумы «Харимау Тьямпа» принес ему награду за лучший сценарий на Азиатском кинофестивале 1954 года. [ 66 ] Его более поздний фильм «Бимо Крода» был отмечен Министерством информации Индонезии за продвижение традиционной культуры. [ 80 ] В 1970 году он получил художественную премию от правительства Индонезии за «за заслуги перед государством в качестве главного пропагандиста развития современной драмы». [ г ] [ 66 ] На индонезийском кинофестивале 1987 года он получил специальную награду за вклад в киноиндустрию. [ 51 ] а в ноябре 2003 года он был посмертно награжден премией Будая Парама Дхарма от президента Мегавати Сукарнопутри за вклад в развитие индонезийской культуры. [ ч ] [ 81 ]
Критики восприняли его положительно. Отмеченный наградами режиссер Тегу Карья назвал работы Джаджакусумы, Усмара Исмаила и Асрула Сани «легендарными» и одними из тех, которые оказали на него наибольшее влияние. [ 82 ] Сообщается, что хореограф Багонг Куссудиарджо настолько уважал Джаджакусуму, что назвал своего сына Джадоэга в честь режиссера. [ 83 ] Согласно мемуару в газете «Компас» , Джаджакусума также был назван «живой легендой» во время его визита в Нант. [ 32 ] В более поздней статье Компаса упоминаются самые запоминающиеся работы Джаджакусумы — Харимау Тьямпа и Тьямбук Апи . Эти две работы демонстрируются чаще всего, поскольку готовые к использованию копии хранятся в Sinematek Indonesia ; другие его сохранившиеся фильмы хранятся как негативы . [ 20 ]
Фильмография
[ редактировать ]Бросать
[ редактировать ]- Женщины в стоках ( Девушка в стоках ; 1980) — в роли Мистера. Правиро
Экипаж
[ редактировать ]- Энам Джам в Джокье ( Шесть часов в Джокье ; 1951) – как сценарист
- Эмбун ( Росинка ; 1951) — как режиссёр и сценарист
- Доса Так Берампун ( Непростительный грех ; 1951) – как сценарист
- Accept My Song ( Возьми мою песню ; 1952) — как режиссёр
- Харимау Тьямпа ( Тигр из Тьямпы ; 1953) – как режиссер и сценарист
- Путри дари Медан ( Девушка из Медана ; 1954) – режиссер
- Мертуа Синтинг ( Безумные родители-свекрови ; 1954) – как режиссёр
- Арни (1955) – как режиссёр
- Тьямбук Апи ( Огненные кнуты ; 1958) – как режиссёр
- Пак Правиро ( Мистер Правиро ; 1958) — как режиссёр и сценарист
- Педжуанг ( Воины за свободу ; 1960) — как руководитель производства
- Мак Тьомбланг ( Миссис Тьомбланг ; 1960) — как режиссёр и сценарист
- 1960 ( Рождение Гатоткати ) — как режиссёр и сценарист.
- Время ( циклонов и штормов 1963) – как режиссёр
- Римба Бергема ( Эхо джунглей ; 1964) – как режиссер
- Бимо Крода (1967) - как режиссер
- Малин Кунданг (Непослушный ребенок) ( Malin Kundang [Faithless Child] ; 1971) — как режиссёр
- Апи на горе Меноре (Смерть Тохпати) ( Огонь на горе Меноре [Смерть Тохпати] ; 1971) — как режиссёр
- Банг Коджак ( Брат Коджак ; 1977) – как продюсер
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Другие варианты написания его имени включают Джадуг, Джадук и Джадук, а его фамилия также может писаться Джаджакоэсома.
- ^ Культурный центр был известен как под индонезийскими, так и под японскими названиями. Индонезийское имя было Поэсат Кебоэдаджаан , тогда как японское имя было Кеймин Бунка Шидошо ( 啓民文化指導所 ) . Культурный центр способствовал развитию различных форм искусства, включая кино и драму, с конечной целью пропаганды политической позиции Японии ( Hoerip 1995 , стр. 8).
- ↑ Ни Норвегия, ни Швеция в то время не находились в состоянии войны с Японией, а это означает, что начальство Джаджакусумы считало такие переводы приемлемыми ( Hoerip 1995 , стр. 9).
- ^ Эль Хаким был псевдонимом Абу Ханифы ( Hoerip 1995 , стр. 9–10).
- ^ Индонезийский ученый-культуролог С.М. Ардан считает Джаджакусуму движущей силой возрождения ленонга ( Ardan 1987, Djaduk Djajakusuma ), а биограф Сатьяграха Хоэрип посвящает несколько страниц участию Джаджакусумы в ленонге , уровень детализации которого соответствует только его обсуждению ленонга. Роль Джаджакусумы в модернизации ваянг-оранга . Как и в случае с Арданом, он приписывает оживление Джаджакусуме; в отличие от Ардана, он отмечает, что два других деятеля культуры (Соемантри Састро Сувондхо и Ардан) также помогли сохранить драматическую форму ( Hoerip 1995 , стр. 69–73).
- ^ Джаджакусума впоследствии несколько раз входил в состав жюри ( Панембахан 1987, Барангкали, 40% человек ).
- ^ Оригинал: « Службы нации как главный создатель современной драмы ».
- ↑ Среди других лауреатов были комик Бинг Сламет и актриса Фифи Янг ( Unidjaja 2003, награды Megawati ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сетиаван 2009, Национальный месяц кино ; Ардан 1987, Джадук Джаджакусума
- ^ Хоерип 1995 , с. 104.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дармави 1982, Джадоег Джаджакусума .
- ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с JCG, Джадук Джаджакусума .
- ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 8.
- ^ JCG, Джадук Джаджакусума ; Компас 1987, Культуролог Д. Джаякусума
- ^ Биран 2009 , с. 331.
- ^ Хоерип 1995 , с. 10.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 9–10.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 17–19.
- ^ Биран 2009 , с. 354.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума .
- ^ Саид 1982 , с. 139.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 20–21.
- ^ Хоерип 1995 , с. 22.
- ^ Биран 2009 , с. 356.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 22–24.
- ^ Перейти обратно: а б Компас 1993, Неделя кино Джаджакусума .
- ^ Хоерип 1995 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Сетиаван 2009, Национальный месяц кино .
- ^ Саид 1982 , с. 51.
- ^ Хоерип 1995 , с. 27.
- ^ Хоерип 1995 , с. 36; Саид 1982 , с. 54; Filmindonesia.or.id, Фильмография
- ^ JCG, Джадук Джаджакусума ; Саид 1982 , с. 55
- ^ Хоерип 1995 , с. 28.
- ^ Саид 1982 , с. 55.
- ^ Анвар 2004 , с. 84.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марселли 1987, Вспоминая Д. Джаджакусума .
- ^ Иманджая 2006 , стр. 107–108.
- ^ Filmindonesia.or.id, Принцесса из Медана .
- ^ Filmindonesia.or.id, Синтинг Мертуа .
- ^ Filmindonesia.or.id, Арни .
- ^ Национальная библиотека Индонезии, Взгляды фигур: Путу Виджая .
- ^ Биран 2009 , с. 334.
- ^ Перейти обратно: а б Хёрип 1995 , с. 31.
- ^ Filmindonesia.or.id, Пак Правиро .
- ^ Buana News 1975, Джадук Джаджакусума знакомится с Ваянгом ; Хёрип 1995 , с. 106
- ^ Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума ; Filmindonesia.or.id, Фильмография
- ^ Buana News 1975, Джадук Джаджакусума знакомится с Ваянгом .
- ^ Национальный 1960, (Без названия) .
- ^ Перейти обратно: а б с Хёрип 1995 , с. 30.
- ^ Filmindonesia.or.id, Мак Чомбланг .
- ^ Filmindonesia.or.id, Период тайфунов и штормов .
- ^ Filmindonesia.or.id, Эхо джунглей .
- ^ Хоерип 1995 , с. 58.
- ^ Саид 1982 , стр. 65–68.
- ^ Перейти обратно: а б с Панембахан 1987, возможно, 40% человека .
- ^ Хоерип 1995 , с. 47.
- ^ Хоэрип 1995 , стр. 32, 106.
- ^ Компас 1987, Гуманист Д. Джаджакусума ; Кадарджоно 1970 , с. 25
- ^ Hoerip 1995 , стр. 69–71.
- ^ Ардан 1987, Джадук Джаджакусума ; Хёрип 1995 , с. 71
- ^ Закон 2008 г. , стр. 78–79.
- ^ Дхарионо 1987, Прощай, Джадуг Джаджакоэсома .
- ^ Хоерип 1995 , с. 69.
- ^ Хоерип 1995 , с. 32.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 106–107.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 49–50.
- ^ Hoerip 1995 , стр. 52–53.
- ^ Ардан 1987, Джадук Джаджакусума .
- ^ Национальная библиотека Индонезии, Просмотры персонажей: Тауфик Исмаил .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Компас 1987, Культуролог Д. Джаякусума .
- ^ Filmindonesia.or.id, Фильмография ; Filmindonesia.or.id, Женщины в запасах
- ^ Хоерип 1995 , с. 55.
- ^ Искандар 1983, Большая часть его жизни .
- ^ Дармави 1982, Джадоег Джаджакусума ; Компас 1987, Культуролог Д. Джаякусума
- ^ Панембахан 1987, Возможно, 40% людей ; Хёрип 1995 , с. 59
- ^ Компас 1987, Гуманист Д. Джаджакусума ; Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума
- ^ Компас 1987, Гуманист Д. Джаджакусума ; Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума
- ^ Hoerip 1995 , стр. 80–84.
- ^ Перейти обратно: а б Buana News 1975, создатель Джадук Джаджакусума .
- ^ Суара Карья 1987, Д. Джаджакусума ; Buana News 1975, Джадук Джаджакусума знакомится с Ваянгом
- ^ Сен и Хилл 2000 , стр. 156.
- ^ Сен и Хилл 2000 , стр. 163.
- ^ Кадарджоно 1970 , с. 25.
- ^ Биран 1979 , с. 123.
- ^ Unidjaja 2003, награды Мегавати .
- ^ Национальная библиотека Индонезии, Взгляды фигур: Тегу Карья .
- ^ Хоерип 1995 , с. 83.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анвар, Росихан (2004). Маленькая история (Petite Histoire) Индонезии [ Краткая история Индонезии ] (на индонезийском языке). Том. 2. Джакарта: Компас. ISBN 978-979-709-428-7 .
- Ардан, С.М. (1 ноября 1987 г.). «Джадук Джаджакусума был не только преданностью искусству» [Джадук Джаджакусума увлекался не только искусством]. Суара Пембару (на индонезийском языке). п. 11.
- «Арни» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- Биран, Мисбах Юса, изд. (1979). Кто такие индонезийские кинодеятели 1926–1978 гг. [ Что и кто: кинодеятели Индонезии, 1926–1978 гг. ]. Индонезийский кинематограф. OCLC 6655859 .
- Биран, Мисбах Юса (2009). История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве [ История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве ] (на индонезийском языке). Джакарта: Сообщество Bamboo работает с Художественным советом Джакарты. ISBN 978-979-3731-58-2 .
- «Деятель культуры Д. Джаджакусума ушел» [Деятель культуры Д. Джаджакусума ушел]. Компас (на индонезийском языке). 29 октября 1987 г. с. 1.
- «Д.Джаджакусума умирает» [Д.Дджаджакусума завершает передачу]. Суара Карья (на индонезийском языке). 29 октября 1987 г. стр. 1, 9.
- Дармави, Сусланна (28 февраля 1982 г.). «Джадоэг Джаджакусума». Суара Карья (на индонезийском языке). п. 1.
- Дхарионо (7 ноября 1987 г.). «Прощай, Джадуг Джаджакоэсома: директор и первый изобретатель современного ваянга» [Прощай, Джадуг Джаджакоэсома: директор и первый изобретатель современного ваянга]. Buana News (на индонезийском языке). п. 5.
- «Джадук Джаджакусума» . Энциклопедия Джакарты (на индонезийском языке). Городское правительство Джакарты. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Джадук Джаджакусума знал ваянг и театр с начальной школы» [Джадук Джаджакусума знал ваянг и театр с начальной школы]. Buana News (на индонезийском языке). 13 ноября 1975 г. с. 4.
- «Джадук Джаджакусума, создатель «нового стиля ваянг» » [Джадук Джаджакусума, первопроходец «нового стиля ваянга»]. Buana News (на индонезийском языке). 14 ноября 1975 г. с. 4.
- "Фильмография" [Фильмография]. Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- Херип, Сатьяграха (1995). Два мира в Джадоэге Джаджакоэсоме [ Два мира в Джадоэге Джаджакоэсоме ] (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство культуры Джакарты сотрудничает с Джакартским институтом искусств. ISBN 978-979-8699-00-9 .
- Иманджая, Экки (2006). От А до Я об индонезийских фильмах (на индонезийском языке). Бандунг: Мизан. ISBN 978-979-752-367-1 .
- Искандар, Эдди Д. (17 июля 1983 г.). «Большая часть его жизни посвящена искусству». Суара Карья Минггу (на индонезийском языке). стр. 1, 11.
- Кадарджоно, БЗ. (1970). «Профиль художника: Д. Джаджакусума» [Профиль художника: Д. Джаджакусума]. Джаджа (на индонезийском языке) (452): 25.
- Ловен, Кларин (2008). Цель просмотра Si : телевидение, язык и культурная идентичность в современной Индонезии . Лейден: KITLV Press. ISBN 978-90-6718-279-9 .
- «Мак Тьомбланг» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- Марселли (6 ноября 1987 г.). «Вспоминая Д. Джаджакусума в индонезийском кино» [Вспоминая Д. Джаджакусума в индонезийском кино]. Компас (на индонезийском языке). п. 6.
- «Маса Топан дан Бадай» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Мертуа Синтинг» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Пак Правиро» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Вид персонажей: Путу Виджая» [Вид: Путу Виджая]. Деятели индонезийского кино (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Вид персонажа: Тауфик Исмаил» [Вид: Тауфик Исмаил]. Деятели индонезийского кино (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Взгляды персонажа: Тегу Карья» [Взгляды: Тегу Карья]. Деятели индонезийского кино (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- Панембахан, Харианто Геде (6 сентября 1987 г.). «Возможно, 40 процентов людей в мире являются результатом интрижки». Утренний грех (на индонезийском языке). п. 4.
- «Неделя кино Джаджакусума: Вспоминая «Живую легенду» индонезийского кино [Неделя кино Джаджакусума: Вспоминая «Живую легенду» индонезийского кино]. Компас (на индонезийском языке). 22 января 1993 г. с. 16.
- «Женщины в браке» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Доверенное лицо Фонда. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Путри дари Медан» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «Римба Бергема» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфидан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- Саид, Салим (1982). Профиль мира индонезийского кино [ Профиль индонезийского кино ] (на индонезийском языке). Джакарта: Граффити Пресс. OCLC 9507803 .
- Сен, Кришна; Хилл, Дэвид Т. (2000). СМИ, культура и политика в Индонезии . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-553703-1 .
- Сетиаван, Иван (1 марта 2009 г.). «Национальный месяц кино: Искажение времени, кто-нибудь?» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- Униджаджа, Фабиола Дези (8 ноября 2003 г.). «Мегавати посмертно присуждает звание Героя фигуре Горонтало» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- «(Без названия)». Национальный (на индонезийском языке). 26 сентября 1960 г. с. 3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]