Статья 153 Конституции Малайзии
Статья 153 Конституции Малайзии предоставляет Ян Ди-Пертуань Агонг ( король Малайзии ) ответственность за «защиту [инвентаризации] особого положения« малайцев » (См. Примечание) и уроженцы любого из штатов Сабаха и Саравака и законных интересов других сообществ и продолжают указывать способы сделать это, такие как создание квот для вступления в государственную службу , публичные стипендии и государственное образование .
Статья 153 является одной из самых спорных статей в конституции Малайзии . Критики рассматривают статью 153 как создание ненужного различия между малазийцами различных этнических слоев, потому что оно привело к этноцентрической реализации политики позитивных действий , которые приносят пользу только Бумипутре , которая составляла большую часть населения. Критики также считают преференциальное лечение как против меритократии , так и против эгалитаризма . Технически, обсуждение отмены статьи 153 незаконно [ 1 ] - Даже в парламенте , хотя он был первоначально составлен как временное положение Конституции. Несмотря на этот запрет на обсуждение (чтобы якобы управлять расовыми отношениями похоже, разрядили и избегают этнической ненависти , этнических конфликтов и этнического насилия ), эта статья горячо обсуждается, как в частном, так и в публичном , тем самым , из статьи, хотя якобы поддержание поддержки специальных привилегий, основанных на гонках. Тем не менее, эта статья рассматривается как чувствительная вопрос многими, с политиками, которые выступают за или против того, чтобы ее часто называют расистскими и участвующими в социальной изоляции .
Статья в первую очередь рассматривается как продолжение предыдущих законов, принятых англичанами для защиты коренных народов от перегруженности иммиграцией китайских и индийских рабочих в Малайю . В годы после обретения независимости в 1957 году китайцы, в частности, обычно собрались в городских районах ( города и города, возникающие в результате торговли и добычи полезных ископаемых ) и обладали относительно большими доходами и богатством , в то время как Бумипутра в основном жили в сельских районах с скудными доходами и небольшими. Богатство, поскольку они обычно занимались натуральным сельским хозяйством и кустарной рыбалкой .
Первый пункт статьи предусматривает, что правительство должно действовать «в соответствии с положениями настоящей статьи».
Происхождение
[ редактировать ]Конституция была составлена на основе отчета Комиссии Рейда . Комиссия, которая была сформирована для того, чтобы заложить основу для конституции в преддверии ожидаемой независимости Малайзии, опубликовала отчет в 1957 году в качестве доклада Федерации Конституционной комиссии Малайи 1957 года или доклада Комиссии Рейда. [ 2 ] В отчете Комиссия Рейда заявила, что « в Конституции должно быть сделано« обеспечение «обеспечения особой должности малайцев и законных интересов других общин». Однако Комиссия « сочла трудно [.. .. .] Согласовать Условия ссылки, если защита специальной должности малайцев означала предоставление особых привилегий, только одному сообществу, а не для других . [ 3 ]
Комиссия Рейда сообщила, что Тунку Абдул Рахман и малайские правители попросили, чтобы « в независимой Малайи всем гражданам были предоставлены равные права, привилегии и возможности, и не должна быть дискриминация на основаниях расы и вероисповедания ». В то время Тунку Абдул Рахман был лидером Национальной организации Юнайтед Малайс (UMNO), которая возглавляла партии Альянса коалицию . В конце концов Альянс станет Барисаном Насильским , а Тунку Абдул Рахман позже стал первым премьер -министром Малайзии . Приступая к президентству UMNO, Тунку выразил сомнения относительно лояльности не-малай в Малайе, и в результате настаивал на том, чтобы это было урегулировано до того, как им будет предоставлено гражданство. Тем не менее, он также заявил, что « для тех, кто любит и чувствует, что они обязаны неразделенной лояльностью этой стране, мы будем приветствовать их как малайцы. Они должны быть малайцами, и у них будут те же права и привилегии, что и у малайцев » . [ 4 ]
Комиссия обнаружила, что существующие привилегии, предоставленные малайцам, включали в себя распределение обширных резерваций на малайской земле. Кроме того, Комиссия обнаружила квоты для поступления в общественные службы с общим правилом, что « не более чем на четверть новых участников [в конкретную службу] должно быть не-малай » . Разрешения или лицензии на работу определенных предприятий, « в основном связанных с дорожными перевозками и пассажирскими транспортными средствами для найма ». Кроме того, были « стипендии , стипендии и другие формы помощи для образовательных целей», где предпочтение отдавалось малайцам. [ Цитация необходима ]
Хотя Комиссия сообщила, что не обнаружила противодействия продолжению существующих привилегий в течение определенного времени, в некоторых кругах было заявлено, что « в некоторых кругах была большая оппозиция с каким -либо увеличением нынешних предпочтений и их продолжение в течение любого длительного периода . . прекратить это полностью ". [ Цитация необходима ]
Первоначально не было никаких ссылок на другие коренные народы Малайзии (тогда Малайя), такие как Оранг Асли , но с союзом Малайи с Сингапуром , Сабахом и Сараваком в 1963 году в Конституции были внесены поправки, чтобы предоставить аналогичные привилегии для коренных народов. Восточная Малайзия (Сабах и Саравак), группируя их с малайцами как Бумипутра .
Соглашение с 20 пунктами , или меморандум о 20 пунктов, представляет собой список из 20 баллов, составленных Северным Борнео , предлагая условия для его включения в новую федерацию в качестве штата Сабах, во время переговоров до формирования Малайзии. В законопроекте Малайзии о соглашении Малайзии некоторые из двадцати очков были включены в различную степень в то, что стало Конституцией Малайзии; Другие были просто приняты в устной форме, таким образом, не получив юридический статус. Точка 12: Особая позиция коренных рас.
Объем статьи 153 ограничен статьей 136, которая требует, чтобы государственные служащие обращались без беспристрастного независимо от расы.
Спор
[ редактировать ]Хотя Бумипутра всегда была самой большой частью населения Малайзии (около 65%), их экономическое положение также, как правило, было ненадежным. Еще в 1970 году, через 13 лет после составления конституции, они контролировали только 4% экономики, причем большая часть остальных принадлежит китайским и иностранным интересам. В результате Комиссия Рейда рекомендовала составление статьи 153 для решения этого экономического дисбаланса.
Но продолжалось существовать существенную политическую оппозицию экономическим реформам, призванным помочь малайцам. Некоторый [ ВОЗ? ] утверждал, что статья 153, по -видимому, неоправданно привилегирует Бумипутру как более высокий класс гражданина Малайзии. Многие китайцы и индейцы также чувствовали себя несправедливо обращающимися, поскольку некоторые из них были там на протяжении поколений-с середины 19-го века-и все же до конца 1950-х годов они до сих пор не получали гражданство Малайзии. Однако большинство малайцев [ Цитация необходима ] За это время полагали, что китайцы и индейцы приехали в Малайю только в экономических целях, работая на плантациях и шахтах.
В 1970 -х годах были приняты существенные экономические реформы ( новая экономическая политика Малайзии ) для решения экономического дисбаланса. В 1980 -х и 1990 -х годах также были реализованы более позитивные действия для создания малайского класса предпринимателей. Общественная оппозиция такой политики, по -видимому, увядала после инцидента 13 мая , когда стороны работали на платформе по сокращению привилегий Бумипутры, проигравших на парламентских выборах. Однако в первом десятилетии 21 -го века дебаты были возрождены, когда несколько правительственных политиков сделали спорные заявления о природе малайских привилегий, изложенных в статье 153.
Ранние дебаты
[ редактировать ]Статья была источником противоречий с первых дней Малайзии. В частности, было не совсем ясно, была ли статья 153 основана на экономическом статусе Малайса в то время, или она должна была признать Бумипутру специальным классом граждан. Некоторые приняли последнюю точку зрения, как сингапурский политик Ли Куан Ю из Народной партии действий (PAP), который публично поставил под сомнение необходимость статьи 153 в парламенте и призвал к « Малайзийской Малайзии ». В речи Ли сказал:
«Согласно истории, малайцы начали мигрировать в Малайзию в заметном количестве всего около 700 лет назад. Из 39% малайцев в Малайзии сегодня около трети являются сравнительно новыми иммигрантами, такими как Генеральный секретарь UMNO, Dato ' Syed Ja' Afar Albar , который приехал в Малайю из Индонезии незадолго до войны в возрасте более тридцати. только через их пользу ". [ 5 ]
Ли также раскритиковал политику правительства, заявив, что «эй, малайский, имеет право как граждане Малайзии на уровень обучения и образования, которые создали более конкурентоспособные общества, не малай Что должно быть сделано, не так ли? [ 6 ] Он также посетовал: «Малайзия - кому это принадлежит? Малазийцы. Но кто такие малазийцы? Надеюсь, я, г -н спикер, сэр. Но иногда, сидя в этой комнате, я сомневаюсь, что мне разрешено быть малазийцем». [ Цитация необходима ]
Заявления Ли расстроены многими, особенно политиками из альянса. Министр финансов Тан Сью Син назвал Ли «величайшей, разрушительной силой во всей истории Малайзии и Малайи». [ 7 ] Тунку Абдул Рахман считал Ли слишком экстремистским в своих взглядах, в то время как другие политики Умно думали, что Ли просто воспользовался ситуацией, чтобы потворствовать китайским малазийцам . [ 8 ] Отношения пап-омно были охлаждены, когда чиновники UMNO публично поддержали противоположную Сингапурскую партию альянса на всеобщих выборах в Сингапуре в 1963 году , и PAP реагировали, выставив несколько кандидатов на федеральных выборах в Малайзии в 1964 году. Эти действия рассматривали каждую партию как проблемы Организация других в соответствующих областях и нарушение предыдущих соглашений, заключенных PAP и Umno, не оспаривать выборы друг друга, пока Малайзия не созрела достаточно. [ 9 ] Напряжение привело к расовым беспорядкам 1964 года в Сингапуре, в которых погибли 36 человек. В конце концов, Тунку Абдул Рахман решил попросить Сингапура через Ли и некоторых из его ближайших доверенных лиц, чтобы отделиться от Малайзии. [ Цитация необходима ] В конце концов, Ли (неохотно) согласился сделать это, [ Цитация необходима ] и Сингапур стал независимой нацией в 1965 году, а Ли - его первым премьер -министром . [ Цитация необходима ] Конституция Сингапура содержит статью, статью 152, которая называет малайцев как «коренных народов» Сингапура и требующая особой защиты их прав и привилегий. Тем не менее, в статье не указывается политика для такой защиты.
Расовые беспорядки
[ редактировать ]13 мая 1969 года, через несколько дней после всеобщих выборов 10 мая, гоночный бунт разразился . На предыдущих выборах такие партии, как Демократическая партия действий (DAP, ранее малазийская филиал PAP) и Парти Геракан Ракьят Малайзия , которая выступала против специальных привилегий Бумипутры, добились значительных успехов, приближая Полем В основном китайская оппозиционная партия Демократических действий и Геракан позже получили полицейское разрешение на парад победы по фиксированному маршруту в Куала -Лумпуре , столице Малайзии. Тем не менее, шумная процессия отклонилась от своего маршрута и направилась через Малайский район Кампунг -Бару , издеваясь у жителей. В то время как партия Геракана на следующий день принесла извинения, Умно объявила о контрпроцессии, начиная с менеджера Бесара Селангора , Харуна Идриса дома на Джалан Раджа Муда. По сообщениям, толпа собравшихся была проинформирована, что малайцы по пути к процессии подверглись нападению со стороны китайцев в Сетапаке, в нескольких милях к северу. Злые протестующие быстро отомстили, убив двух проходящих китайских мотоциклистов, и начался бунт. Официальное число погибших составило приблизительно 200, хотя некоторые впоследствии оценили бы его до 2000. Позднее бунт был связан с недовольством малайцев из -за бедности. [ 10 ]
Умно парламентский бэкбенчер Махатхир Мохамад вскоре стал лицом движения против Тунку Абдула Рахмана, утверждая, что он был слишком приспособлен к не-малайсу. В письме премьер -министру, требующему его отставки, Махатхир утверждал, что Тунку дал китайцу «слишком много лица» и что ответственность за смерть людей в бунте прямо остановилась на плечах Тунку Абдул Рахман. Махатхир был исключен из Умно вскоре после этого, и министр внутренних дел Исмаил Абдул Рахман предупредил, что «ультрас в дикой и фантастической теории абсолютного доминирования одной расой над другими общинами, независимо от конституции» . [ 11 ]
Правительство приостановило парламент и исполнительную власть, управляемую самостоятельно через Национальный совет по операциям (НОК) до 1971 года. [ 12 ] [ 13 ] NOC предложил поправки к Закону о мятеже , которые сделали допрос статьи 153, среди прочего, незаконными. Эти поправки были приняты парламентом как закон, когда он переведен в 1971 году. [ 14 ]
В течение периода управления NOC была реализована новая экономическая политика Малайзии (NEP). NEP стремился искоренить бедность, независимо от расы, расширяя экономический пирог, чтобы доля китайцев в экономике была не уменьшена в абсолютном выражении, а только относительно. Цель состояла в том, чтобы малайцы имели 30% доли акций в экономике, в отличие от 4%, которые они держали в 1970 году. Иностранцы и китайцы держали большую часть остальных. [ 15 ] NEP, по -видимому, был получен из статьи 153 и может рассматриваться как соответствующий его формулировке. Несмотря на то, что статья 153 была бы рассмотрена в 1972 году, через пятнадцать лет после независимости Малайзии в 1957 году, из -за инцидента 13 мая он оставался без учета. Новая срок годности 1991 года для NEP была установлена через двадцать лет после его реализации. [ 16 ]
Дополнительные позитивные действия
[ редактировать ]
Махатхир, который был сильным сторонником позитивных действий для малайцев с конца 1960 -х годов, изложил свои взгляды в своей книге «Малайская дилемма», находясь в политическом изгнании. Книга утверждала, что для улучшения экономического положения малайцев необходимы более сильные меры. [ 17 ] Он также утверждал, что малайцы были «четкими» людьми и, следовательно, «законными владельцами» Малайзии, которые также оценивали их на их привилегии, но он также критиковал малайцев за то, что он «легко забыл». [ 18 ] Махатхир был реабилитирован под руководством второго премьер -министра Тун Абдул Разак , который стал премьер -министром в 1981 году. [ 19 ]
Во время пребывания Махатхира в качестве премьер -министра, НЭП после истечения срока действия была заменена национальной политикой развития (НДП), которая стремилась создать малайский класс предпринимателей и деловых магнатов. [ 16 ] [ 20 ] Тем не менее, обвинения в коррупции и кумовстве преследовали администрацию Махатхира, и цель Махатхира по созданию нового класса малайских магнатов была подвергнута критике за игнорирование сельских малайцев, которые включали в себя большинство малайского населения. [ 21 ] При Махатхире были приведены квоты для вступления в государственные университеты , а некоторые университеты, такие как Университет Тенологии Мара (UITM), признали только Бумипутры . студентов [ 22 ] [ 23 ] В 1998 году тогдашний министр образования Наджиб Тун Разак (сын Тун Абдул Разак, который реализовал НЭП), заявил, что без квот только 5% студентов в государственных университетах были бы малайцами. Наджиб утверждал, что это оправдало необходимость продолжения квот. [ 24 ]
Эти политики также обязывают, что публично перечисленные компании должны отложить 30% капитала для Бумипутры; Скидки должны быть предоставлены для покупок автомобилей и недвижимости; Сумма должна быть отменена для Bumiputra в жилищных проектах; Компании, представляющие заявки на государственные проекты, должны быть принадлежат Бумипутру и что утвержденные разрешения (APS) на импорт автомобилей будут преимущественно предоставлены Bumiputra. [ 25 ] Соблюдение в общедоступных компаниях выплачивается министерством торговли и продается выбранной Бумипутре с существенными скидками. Тем не менее, получатели часто сразу же продают свою долю в компаниях. [ 26 ] Политика продолжала преимущество Бумипутры в высшем образовании. На практике, однако, большинство из этих привилегий пошли на малайцы, и не малайские бумипутру, такие как оранг асли или аборигенные народы, не получили большого значения из статьи 153 или политики, таких как NEP. [ 27 ]
Меритократия
[ редактировать ]В 2003 году Махатхир начал подчеркивать, что малайцы должны отказаться от своих «костылей», и внедрил политику « меритократии ». Тем не менее, эта политика по большим потокам Bumiputra в то, что называется поступимостью , в качестве прелюдии к вступлению в университет, в результате чего студенты проходят курс, а затем проходят для тестирования инструктора. Не бумипутра обычно сидит за стандартизированный экзамен Sijil Tinggi Pelajaran Malaysia (STPM) для поступления в университет. Хотя небумипутра может вступить в пост в поступление, и бумипутра, которые предпочитают принимать STPM, могут сделать это, на практике не бумипутра трудно получить вступление в поток поступора. [ 28 ]
Сама политика меритократии была подвергнута критике с обеих сторон политического разрыва, когда некоторые части Умно назвали ее «дискриминацией», что привело к «неравномерному игровому полю», и попросил восстановление системы квот, которая установила соотношение Бумипутры к Студенты не бумипутрой в государственных учреждениях со скоростью от 55 до 45. [ 29 ] Другие, однако, маркировали меритократию как фиктивную из -за своего подразделения студентов на два разных потока. [ 30 ]
В 2003 году Махатир сменил Абдуллу Ахмад Бадави , который, как и его предшественник, предупредил малайцев от чрезмерного поправки на их привилегии. «Продолжающаяся зависимость от костылей будет еще больше повлиять на [страну], и мы можем в конечном итоге оказаться в инвалидных колясках». [ 31 ] Однако внутри Умно некоторые, такие как министр образования Хишамуддин бин Хуссейн - сын Хусейна Онна и заместитель постоянного председателя Умно Бадруддин Амирулдин , казалось, не согласны и, в свою очередь, спорили о защите малайских привилегий.
В 2005 году несколько малайцев во главе с Хишамуддином на ежегодном общем собрании UMNO (AGM) утверждали, что 30 -процентная цель акционерного капитала NEP еще предстоит встретить, и призвал правительство восстановить NEP как новую национальную повестку дня (NNA) Полем [ 32 ] На AGM 2004 года Бадруддин предупредил, что допрос статьи 153 и «малайские права» будут сродни разжиганию гнезда Хорнета , и заявил: «Пусть никто из других рас никогда не ставит под сомнение права малайцев на этой земле. " Год ранее руководитель UMNO молодежной информации Азми Дайм сказал: «В Малайзии все знают, что малайцы являются мастерами этой земли. Мы правят этой страной, как это предусмотрено в федеральной конституции. Любой, кто затрагивает малайские дела или критикует малайцы [оскорбляет] нашу чувствительность ". [ 33 ]
На AGM 2005 года Хишамуддин размахивал Крисом (традиционным малайским кинжалом), предупреждая не Бумипутру не нападать на малайские права и « Кетуанан Мелаю » (по-разному переводится как малайское превосходство или доминирование). [ 34 ] Его действие аплодировало делегатами UMNO. Затем министр высшего образования Шафи Салле также заявил, что он обеспечит количество новых студентов-малайских студентов, которые всегда превышают старый набор квот, и что UITM останется учреждением All-Bumiputra. [ 23 ]
Настоящая оппозиция
[ редактировать ]
В настоящее время привилегии Бумипутры, закрепленные в статье 153, и, как указано другими законами, остаются в силе. Многие оппозиционные партии, в том числе DAP и Народная партия справедливости (PKR), пообещали себя отменить NEP. DAP утверждал, что он не имеет ничего против особой позиции Бумипутры, изложенной в статье 153, но стремится отменить политику правительства, такую как NEP, которая, по их мнению, несправедливо дискриминирует не Бумипутру. [ 35 ] PKR, который был основан для борьбы за освобождение бывшего заместителя премьер -министра Анвара Ибрагима , который был задержан за обвинения в коррупции и содомии после того, как он публично выступил против политики Махатхира, также подверг критике NEP. После освобождения Анвара в 2004 году он раскритиковал NEP как провал малайцев и заявил, что будет искать ее замену более справедливой политикой. [ 36 ] [ 37 ]
NEP и другие привилегии, предоставленные Bumiputra в соответствии с статьей 153 количество малайцев. [ 38 ] Тем не менее, NEP также был защищен как в значительной степени успешный в создании малайского среднего класса и улучшении малазийских стандартов жизни , не ставя под угрозу долю не Бумипутрой в экономике; Действительно, статистика указывает на то, что китайские и индийские средние классы также выросли под NEP, хотя и не так сильно, как у малайцев. Также утверждалось, что NEP обезвреднил расовую напряженность, искоренив восприятие китайцев как коммерческого класса и восприятия малайцев как фермеров. [ 39 ]
Статья 10 (4) Конституции позволяет парламенту сделать незаконным вопросом, среди прочего, статьи 153 Конституции. В соответствии с Законом о мятеже, допрос статьи 153 является незаконным - даже для членов парламента, которые обычно имеют свободу обсуждать что -либо, не опасаясь внешнего осуждения. [ 1 ] Правительство также может произвольно задержать любого, чего он желает теоретически в течение шестидесяти дней, но в действительности на неопределенный промежуток времени, в соответствии с Законом о внутренней безопасности (ISA). В 1987 году при операции «Лаланг» (буквально «Операция по сорению») несколько лидеров DAP, в том числе Лим Кит Сян и Карпал Сингх , были проведены под ISA. Широко считается, что это было связано с их призывом к рассмотрению NEP и других малайских привилегий. [ 40 ] Другие подвергли сомнению конституционность NEP. [ 41 ]
В 2005 году вопрос Конституции и ее положения также был поднят несколькими политиками в самом правительстве. Лим Кенг Яик из Гераканской присоединилась к Насильского правящей коалиции настоящему времени Барисана . партии, которая к Язык ) может быть достигнут. [ 42 ] Социальный договор - это положения Конституции в отношении привилегий различных рас - те, кто защищает его, и статья 153 часто определяет общественный договор как предоставление индейцам и китайцам с гражданством в обмен на особые права Малайса или Кетуанан Мелаю .
Лим подвергся серьезной критике со многими малайскими политиками, в том числе Хайри Джамалуддина , зятя премьер-министра и заместителем председателя молодежного крыла Умно, а также Ахмад Шабери Чик , известный малайский член парламента из государства Теренгуну . Малайская пресса, большая часть которой принадлежит Умно, также запускала статьи, осуждающие допрос общественного договора. [ 43 ] Лим был непреклонен, спрашивая в интервью изливать свои сердца и души в страну, и однажды умрет за это, если вы продолжаете жесткими ? , что не-малайны будут : «Как вы ожидаете Национальный гимн) - это ритуалы, в то время как настоящая любовь к нации лежит в сердце ». [ 42 ]
Годом ранее Абдулла выступил с речью, в которой он упомянул наиболее «значительный аспект» общественного договора как «соглашение коренных народов о предоставлении гражданства иммигрантским китайцам и индейцам». Хотя Абдулла продолжил заявить, что характер нации изменился на «тот, который китайские и индийские граждане также могли бы назвать своими». [ 44 ] Речь стала в основном не зарегистрированной.
В конце концов, Лим заявил, что малайская пресса выбила свои комментарии из пропорции и неправильно его цитировала. Проблема закончилась тем, что молодежный руководитель Umno Хишамуддин Хусейн предупреждал людей, чтобы они не «снова поднимали этот вопрос, так как он был согласован, ценится, понимается и одобрено Конституцией». [ 45 ]
Статья 153 на диаграммах
[ редактировать ]Две диаграммы ниже суммируют положения статьи 153. Первая показывает, как статья 153 имеет дело со специальной позицией малайцев и уроженцев Сабаха и Саравака (в совокупности, «Бумипутре»), а второе показывает, как она имеет дело с законными интересами другие сообщества.
Диаграмма 1: специальная позиция бумипутра
Диаграмма 2: законные интересы других сообществ
Полный текст статьи 153
[ редактировать ]
- Ян Ди-Пертуань Агонг должен быть обязанностью защитить особую позицию малайцев и уроженцев любого из штатов Сабаха и Саравака и законных интересов других сообществ в соответствии с положениями настоящей статьи.
- Несмотря на что-либо в этой конституции, но в соответствии с положениями статьи 40 и настоящей статьи Ян Ди-Пертуань Агонг осуществляет свои функции в соответствии с настоящей Конституцией и федеральным законом таким образом, что может быть необходимо для защиты специального положения малайцев и уроженцы любого из штатов Сабах и Саравака и для обеспечения резервации для малайцев и местных жителей любого из штатов Сабаха и Саравака такой доли, которая может считаться разумными на должности на государственной службе (кроме государственной службы штат) и стипендий, выставок и других подобных образовательных или учебных привилегий или специальных учреждений, предоставленных или предоставленных федеральным правительством, и, когда какое -либо разрешение или лицензия на работу какого -либо торговли или бизнеса требуется в соответствии с федеральным законодательство положения этого закона и этой статьи таких разрешений и лицензий.
- Ян Ди-Пертуань Агонг может гарантировать, что в соответствии с пунктом (2) резервирование малайцам и местным жителям любого из штатов Сабах и Саравака должностей на государственной службе и стипендии, выставки и других образовательных или учебных привилегий или привилегий или привилегий обучения или привилегий обучения или привилегий или обучения Специальные средства, дайте такие общие направления, которые могут потребоваться для этой цели любой комиссии, к которой применяется часть X или к любому органу, обвиняемому в ответственности за предоставление таких стипендий, выставок или других образовательных или учебных привилегий или специальных объектов; и Комиссия или полномочия должны должным образом соблюдать указания.
- При выполнении своих функций в соответствии с настоящей Конституцией и федеральным законодательством в соответствии с пунктами (1) до (3) Ян-Ди-Пертуань Агонг не должен лишать какого-либо лица какого-либо государственного должности, занимаемого им или продолжения какой-либо стипендии, выставки или другого Образовательные или тренировочные привилегии или специальные объекты пользуются им.
- Эта статья не оторвется от положений статьи 136.
- Если в соответствии с существующим федеральным законом разрешение или лицензия требуются для работы любой торговли или бизнеса, ян Ди-Пертуан Агонг может осуществлять свои функции в соответствии с этим законом таким образом или дать такие общие направления любому органу, обвиняемому в соответствии с этим законом с Предоставление таких разрешений или лицензий, которые могут потребоваться для обеспечения резервации такой доли таких разрешений или лицензий для малайцев и уроженцев любого из штатов Сабаха и Саравака, таких как Ян Ди-Пертуань Агонг может сочтеться разумным и властью должно должным образом соблюдать указания.
- Ничто в этой статье не должно действовать для лишения или разрешения лишения любого лица какого -либо права, привилегий, разрешения или лицензии, начисленной или использования или удержания им, или разрешить отказ продлить любое лицо или лицензию или лицензию или отказ Предоставить наследникам, преемникам или назначению лица любого разрешения или лицензии, когда продление или грант может быть разумно ожидать в ходе обычных событий.
- Несмотря на что -либо в этой конституции, где по каким -либо федеральным законам любое разрешение или лицензию требуется для работы любого торговли или бизнеса, этот закон может предусматривать резервирование доли таких разрешений или лицензий для малайцев и местных жителей любого из штатов Сабаха и Саравака; но ни один такой закон не должен с целью обеспечения такой резервирования-
- (а) лишить или разрешить лишение любого лица любого права, привилегий, разрешений или лицензии, начисленной или пользоваемой им;
- (b) уполномочить отказ от продления любого лица любого такого разрешения или лицензии или отказ от предоставления наследникам, преемникам или назначению любого лица любого разрешения или лицензии, когда продление или грант может в соответствии с другими положениями закона Разумно ожидать в ходе обычных мероприятий или не допустить, чтобы любое лицо не перешло вместе с его бизнесом, любая передаваемая лицензия на ведение этого бизнеса; или
- (c) Если разрешение или лицензию ранее не требовалось для работы с торговлей или бизнесом, уполномочите отказ предоставить разрешение или лицензию любому лицу на работу любого торговли или бизнеса, которая непосредственно перед вступлением в силу закона Он был добросовестным, продолжая или разрешал отказ впоследствии возобновить любое такое лицо или лицензию, или отказ от предоставления наследникам, преемникам или назначению любого такого лица любого такого разрешения или лицензии, когда продление или грант может в соответствии с другими положениями этого закона, разумно ожидать в ходе обычных событий.
- (8A) Несмотря на что -либо в этой конституции, где в любом университете, колледже и других учебных заведениях предоставляют образование после получения сертификата образования Малайзии или его эквивалента, количество мест, предлагаемых органом, ответственным за управление университетом, колледжем или таком образованием Учреждение кандидатам на любой курс обучения меньше, чем число кандидатов, квалифицированных на такие места, он должен быть законным для Ян-Ди-Пертуань Агонг в силу этой статьи, чтобы дать такие указания полномочиям, которые могут потребоваться для обеспечения Бронирование такой доли таких мест для малайцев и местных жителей любого из штатов Сабах и Саравака, как Ян Ди-Пертуань Агонг может сочтеться разумным, и власть должно должным образом соблюдать указания.
- Ничто в этой статье не может дать возможность парламенту ограничить бизнес или торговлю исключительно для оговорки для малайцев и уроженцев любого из штатов Сабах и Саравака.
- (9a) В этой статье выражение «коренные жители» в отношении государства Сабах или Саравака имеют значение, присвоенное ему в статье 161a.
- Конституция состояния любого правителя может сделать положения (с необходимыми модификациями) положениям настоящей статьи.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]^ Условия, используемые в статье 153 для классификации людей («малайцы», «коренные жители»), определены в статьях 160 ( английский · малайский ) и 161a ( английский · малайский ). Возможно, непреднамеренно, только «человек, который исповедует религию ислама,« может быть «малайским» ( орангом мелаю ) в смысле Конституции (для других контекстов см. Статью в Малайсе (этническая группа) ). Это ограничение, если не те, что касается «соответствия [малайскому обычаю» и «обычно говорят на малайском языке», похоже, повлияет на многие оранг asli , группа, определенная в статье 160, но не упоминается в статье 153. Термин Bumiputera не используется и не определяется в Конституции.
- ^ Jump up to: а беременный Означает, с. 14, 15.
- ^ Адам, Рамла Бинти, Самури, Абдул Хаким Бин и Фадзил, Муслимин Бин (2004). История формы 3 . Язык и библиотечный совет. ISBN 983-62-8285-8 .
- ^ Комиссия, Федерация малайской конституции. Отчет Федерации Конституционной комиссии Малайи, 1957 год .
- ^ Путра, Тунку Абдул Рахман (1986). Политическое пробуждение , с. 31 ISBN 967-978-136-4 .
- ^ Ye, Lin-Sheng (2003). Китайская дилемма , с. 143. Ист -Уэст издательство. ISBN 0-9751646-1-9 .
- ^ Ли, Куан Ю (2000). Сингапурская история (сокращенное издание), с. 327–328. Федеральные публикации.
- ^ «« Невозможно сотрудничать с Сингапуром, пока Ли является премьер-министром », архивировал 10 марта 2005 года на машине Wayback . (2 июня 1965 г.). Пролива времена .
- ^ Khaw, Ambrose (1998). слишком много шума» «Этот человек издает 22 мая 2006 года на машине Wayback . Получено 11 ноября 2005 года.
- ^ Го, Ченг Тейк (1994). Малайзия: Помимо коммунальной политики , с. 36-37. Публикации публикации. ISBN 967-978-475-4 .
- ^ Mence, Гордон П. (1991). Малайзийская политика: второе поколение , с. 7, издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-588988-6 .
- ^ Означает, страницы 9, 10.
- ^ Goh p. 19
- ^ Ye p. 183.
- ^ Означает, страницы 14, 15.
- ^ Ye p. 20.
- ^ Jump up to: а беременный Ye p. 95.
- ^ Ye p. 16–17.
- ^ Муса, М. Бакри (1999). Малайская дилемма повторно , с. 3. Wander Publishers. ISBN 1-58348-367-5 .
- ^ Означает, с. 23, 82.
- ^ Ye p. 156.
- ^ Ye p. 23, 174, 175.
- ^ Муса р. 181.
- ^ Jump up to: а беременный Кьюк, Ким (4 декабря 2004 г.). «Раскрытие правды малайских« особых прав »» Аархивировано 23 ноября 2005 года на машине Wayback . Малайзия сегодня .
- ^ Муса р. 182.
- ^ Шари, Майкл (29 июля 2002 г.). «Изменение сердца Махатхира?» Архивировало 31 декабря 2005 года на машине Wayback . Деловая неделя .
- ^ Муса р. 187, 188.
- ^ «История Юго -Восточной Азии» архивировала 29 июля 2003 года в Archive.Today . Получено 13 декабря 2005 года.
- ^ Yeoh, oon (4 июня 2004 г.). «Меритократия: правда должна быть хорошо рассказана» Архивирована 16 марта 2005 года на машине Wayback . Солнце .
- ^ «Джохор Умно говорит меритократию формой дискриминации» . (9 июля 2005 г.). Бернама .
- ^ Lim, Guan Eng (2004). «Будут ли в жертву квалифицированных студентов, не являющихся бумими, за счет его поражения в Умно?» Архивировано 7 сентября 2005 года на машине Wayback . Получено 11 ноября 2005 года.
- ^ Бадави, Абдулла Ахмад (2004). «Движение вперед - к совершенству», архивировав 12 сентября 2007 года на машине Wayback . Получено 11 ноября 2005 года.
- ^ Ooi, Джефф (2005). «30% решения» архивировало 30 октября 2005 года на машине Wayback . Получено 12 ноября 2005 года.
- ^ Gatsiounis, ioannis (2 октября 2004 г.). «Абдулла разжигает гнездо Хорнетса», архивировав 4 августа 2011 года на машине Wayback . Азия времена .
- ^ Джаллех, Мартин (9 января 2005 г.). "Умно: зрелость или мутация?" Архивировано 24 ноября 2005 года на машине Wayback . Малайзия сегодня .
- ^ Лю, Ронни Тянь Хиз (10 декабря 2004 г.). «Умно должен перестать требовать Кетуанана Мелаю», архивировав 29 сентября 2005 года на машине Wayback . Малайзия сегодня .
- ^ "Anwa: Пора приостановить NEP " (28 октября 2005 г.). Малайзисак
- ^ «Расы Малайзии живут мирно - но отдельно» заархивировали 12 января 2006 года на машине Wayback . (28 августа 2005 г.). АФП
- ^ Беннет, Абанг (2005). «Умно: угроза национальному процветанию», архивировав 4 января 2006 года на машине Wayback . Получено 11 ноября 2005 года.
- ^ Ye pp. 85, 92, 94, 156.
- ^ Lim, Kit Siang (2005). "Хишам - извиняюсь за эпизоды Umno Youth Keris?" Полем Получено 11 ноября 2005 года.
- Север , Раджа Приход (26 сентября 2005 г.). 28 декабря Wayback Machine2005 г. Малайзия сегодня .
- ^ Jump up to: а беременный Ooi, Jeff (2005). «Новый спор: общественный контракт и Бангса Малайзия» архивировали 30 октября 2005 года на машине Wayback . Получено 12 ноября 2005 года.
- ^ Yusoff, Marzuki & Samah, Nazeri Nong (14 августа 2005 г.). «Социальный договор: заявление Кенга Яика противоречит федеральной конституции», архивировал 18 ноября 2005 года на машине Wayback . Посланник Малайзии .
- ^ Бадави, Абдулла Ахмад (2004). «Проблемы многорелигиозных, многонациональных и многокультурных обществ» архивировали 25 февраля 2006 года на машине Wayback . Получено 12 ноября 2005 года.
- ^ «Не поднимайте вопрос об общественном контракте, предупреждает молодежь Umno молодежь» . (15 августа 2005 г.). Бернама .