Hryhorii Сковорода
Hryhorii Сковорода | |
---|---|
Родное имя | Григорий Сковорода |
Рожденный | 3 декабря 1722 г. Chernukhi, Lubny Regiment , Cossack Hetmanate , Russian Empire (now Chornukhy , Poltava Oblast , Ukraine ) |
Умер | 9 ноября 1794 г. (71 год) Пань-Ивановка, Харьковская губерния , Российская империя. (Нов Сковородыневка , Харьков Область , Украина ) |
Занятие | Писатель, композитор, педагог |
Язык | Латынь , греческий , церковнославянский , украинский , русский [1] [2] |
Hryhorii Savych Skovoroda [а] ( укр . Григорій Савич Сковорода ; 3 декабря 1722 — 9 ноября 1794) — философ украинского казачьего происхождения, живший и работавший в Российской империи . Он был поэтом , педагогом и композитором литургической музыки. Его значительное влияние на современников и последующие поколения, а также его образ жизни повсеместно считались сократическими , и его часто называли «Сократом». [3] [4] Работы Сковороды внесли свой вклад в культурное наследие как современной Украины, так и России, причем обе страны считают его своим родным сыном. [5] [6] [7] [8]
Сковорода писал свои тексты на смеси трех языков: церковнославянского , украинского и русского , с большим количеством западноевропейизмов и цитат на латыни и греческом языке . [9] Большинство его сохранившихся писем были написаны на латыни или греческом языке, но небольшая часть использовала разновидность русского языка образованного класса Слободской Украины , что является результатом длительной русификации , но со многими все еще очевидными украинизмами. [9]
Образование получил в Киево-Могилянской академии в Киеве . Преследуемый мирскими и духовными силами, философ вел жизнь странствующего мыслителя-нищего. В его трактатах и диалогах библейские проблемы пересекаются с теми, которые ранее рассматривались Платоном и стоиками . Первая книга Сковороды вышла после его смерти в 1798 году в Санкт-Петербурге . Полное собрание сочинений Сковороды было впервые опубликовано в Санкт-Петербурге в 1861 году. До этого издания многие его произведения существовали только в рукописном виде.
Жизнь
[ редактировать ]Сковорода родился в мелкоземельной украинской реестровой казачьей семье в селе Чернухи Лубенского полка ( Казачьего Гетманщины в 1708 году территория Казачьего Гетманщины была включена в состав Киевской губернии , хотя казачье Гетманщина не была ликвидирована), [10] Российская империя (современная Полтавская область , Украина), 1722 год. Его мать, Пелагея Степановна Шанг-Гирай, была прямой родственницей Шахин-Гирея. [11] и имел частичное крымскотатарское происхождение. [12] Он был студентом Киево-Могилянской академии (1734–1741, 1744–1745, 1751–1753), но не окончил ее. В 1741 году, в возрасте 19 лет, благодаря дяде Игнатию Полтавцеву был вывезен из Киева для пения в императорском хоре в Москве и Петербурге , в 1744 году вернулся в Киев. Период с 1745 по 1750 годы провёл на царстве. из Венгрии и, как полагают, в этот период путешествовал и по другим странам Европы. В 1750 году он вернулся в Киев. С 1750 по 1751 год преподавал поэтику в Переяславе . Большую часть периода с 1753 по 1759 год Сковорода был воспитателем в семье помещика в Коврае. С 1759 по 1769 год, с перерывами, преподавал такие предметы, как поэзия, синтаксис , греческий язык , этика в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом). После нападок на его курс этики в 1769 году он решил отказаться от преподавания.
Сковорода известен как автор богослужебной музыки , а также ряда песен на собственные тексты. Из последних некоторые перешли в область украинской народной музыки . Многие его философские песни, известные как «Сковородские псалмы», часто встречались в репертуаре слепых странствующих народных музыкантов, известных как кобзари . Его описывали как искусного игрока на флейте , торбане и кобзе .
В последней четверти своей жизни он путешествовал пешком по Слободской Украине, останавливаясь у разных друзей, как богатых, так и бедных, предпочитая не оставаться надолго на одном месте. В это время он посвятил себя индивидуальной отшельнической монашеской жизни и учебе.
Этот последний период был временем его великих философских трудов. В этот период он также продолжал писать в области своих величайших ранних достижений — стихи и письма на церковнославянском языке , греческом и латыни . Он также перевел ряд произведений с латыни на русский язык.
Язык
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2014 г. ) |
Существует много споров относительно языка, который использовал Сковорода в своих произведениях. Сковорода использовал форму письменного украинского языка, несколько отличавшуюся от разговорного украинского языка. Как ученый, обучавшийся в религиозном учреждении, которое в значительной степени опиралось на различные формы церковнославянского языка, хотя основой его письменности был украинский. [9]
Известно, что помимо письменного украинского языка Сковорода говорил и писал на греческом, латыни, немецком и иврите . [13] Его поэзия анализировалась на наличие иностранных неукраинских элементов. В статье о языке и стиле Сковороды славянский лингвист Георгий Шевелов смог сделать вывод, что, помимо украинского, он содержал 7,8% русской, 7,7% неславянской и 27,6% церковнославянской лексики и что использованный им вариант церковнославянского языка был разновидность, использованная в Синодальной Библии 1751 года. [9] [ не удалось пройти проверку ] Однако в прозе Сковороды было более высокое содержание неукраинской лексики: 36,7% церковнославянской, 4,7% других неславянских европейских языков и 9,7% русской. [9] [ не удалось пройти проверку ]
Георгий Юрьевич Шевелов написал обзор, призванный развеять необоснованные обобщения и заложить основу для серьезного изучения языка и стиля Сковороды. Относительно распространенного мифа о Сковороде как о «народном философе» или идеологе крестьянства Шевелов говорил, что он принадлежал и находился в зависимости от кругов образованного класса Слободской Украины. Он отмечал, что «язык Сковороды, за вычетом его Многие библейские и церковные, политические и личные черты в своей основе лежат в Слобожанщинской разновидности стандартного русского языка, используемой образованными людьми», о чем свидетельствует небольшое количество дошедших до нас личных писем, написанных не на латыни или греческом языке. [9]
Дэн Чопик характеризует письменные языковые особенности басен Сковороды как смешанные: «Его басни, написанные на смешанном русско-украинско-церковнославянском языке, были, по мнению Горького и Толстого, очень действенными и, судя по числу дошедших до нас экземпляров, одинаково любили дворянство и простолюдины». [14]
Смерть
[ редактировать ]За три дня до смерти он пришел в дом к одному из своих ближайших друзей и сказал ему, что приехал погостить. Каждый день он выходил из дома с лопатой, и оказалось, что три дня копал себе могилу. На третий день он пообедал, встал и сказал: «Моё время пришло». Он пошел в соседнюю комнату, лег и умер. Он попросил разместить на его надгробии следующую эпитафию: [15]
Мир пытался поймать меня, но безуспешно.
Он состоялся на 9 ноября 1794 в village называется Pan-Ivanovka (теперь известен как Skovorodinovka , Боходукив Район , Kharkiv Oblast ). [15]
Дань уважения
[ редактировать ]15 сентября 2006 года портрет Сковороды был помещен на вторую по величине банкноту, находящуюся в обращении в Украине, номиналом 500 гривен. [16]
Институт философии имени Григория Сковороды , основанный в 1946 году, действует под эгидой Национальной академии наук Украины (до 1991 года – Академии наук УССР). [17]
В селе Сковородиновка Харьковской области Украины располагался музей Сковороды. Музей действовал в здании XVIII века, в имении, где был похоронен Сковорода. В ночь с 6 на 7 мая 2022 года здание было разрушено прямым ракетным ударом России в результате российского вторжения на Украину . Снаряд пролетел под крышу здания, и возник пожар. Огонь охватил все помещения музея. В результате Национальный музей Сковороды был разрушен вместе с историческим зданием. [18] Коллекция музея не пострадала, поскольку была перевезена в качестве меры предосторожности на случай нападения Российской Федерации. Интересно, что статуя Сковороды в здании осталась стоять в окружении обломков разрушенного здания. [19]
2 декабря 2022 года, к 300-летию со дня рождения Сковороды, в Вашингтоне возле Дома Украины был установлен памятник ему. [20] Он был создан в 1992 году американским скульптором Марком Роудсом, вдохновленным идеями Сковороды. [21]
Работает
[ редактировать ]Произведения Сковороды при его жизни не печатались из-за цензуры со стороны церковных чиновников. Григорий Сковорода был высокообразованным и владел разными языками, в частности латынью, греческим, немецким. Он мог читать религиозную литературу на немецком языке и находился под влиянием немецкого пиетизма . Воспитанный в духе философско-религиоведения, он стал противником церковной схоластики и духовного засилья Православной Церкви . «Царство наше внутри нас, — писал он, — и чтобы познать Бога, надо познать самого себя… Люди должны знать Бога, как и самих себя, настолько, чтобы видеть Его в мире… Вера в Бога не означает веры в Его существование». а потому поддаться ему и жить по Его закону... Святость жизни заключается в том, чтобы делать добро людям».
Сковорода учил, что «всякий труд благословлен Богом», а раздачу богатства вне круга Божия называл непростительным грехом. Сковорода учил, что единственная задача философии — искать истину и добиваться ее. Но с точки зрения человеческой жизни эта цель недостижима, и счастье человека состоит в том, что все должно найти истину. Эта цель может идти в разных направлениях, и нетерпимость к тем, кто думает иначе, не имеет оправдания. Так же и религиозная нетерпимость не находит оправдания вечной истине, открывающейся миру в разных формах. По отношению к себе он был совершенно бескомпромиссен и в результате добился полной гармонии между своим учением и своей жизнью. Он был очень мягок и наблюдателен по отношению к другим.Лишь в 1798 году его «Нарсис, или Познай самого себя» был опубликован в Российской империи, но без включения его имени. В 1806 году журнал «Сион Вестник» под редакцией Александра Лабзина напечатал еще несколько его произведений. Затем в Москве в 1837–1839 годах под его именем были изданы несколько его произведений, и только в 1861 году вышло первое почти полное собрание его сочинений. К 100-летию со дня смерти философа в Харьков (Харьков), издание знаменитого седьмого тома «Трудов Харьковского историко-филологического общества» (1894 г.) под редакцией Дмитрия Багалея (после 1918 г. также известного как Дмитрий Багалий), содержало основную часть творчества Сковороды. [22] Здесь были опубликованы 16 его произведений, 9 из которых появились впервые. Здесь также опубликована его биография и некоторые из его стихов. Полный академический сборник всех известных произведений Сковороды был издан в 2011 году Леонидом Ушкаловым.
Список работ
[ редактировать ]- Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы . Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика (Нью-Йорк: Питер Ланг, 1990). Обзор: Владимир Т. Зила, Украинское ежеквартальное издание , 50 (1994): 303–304.
- Сковорода, Хригории (Грегори), Пизнай в себе человека . Перевод на M. Kashuba with introduction by Vasyl' Voitovych (L'viv: S$vit, 1995) Selected works (original: Ukrainian language).
- Сковорода, Хригории (Грегори), Сочинения: В двух томах , за словом О. Миханьевых, chief editor Omelian Pritsak (Киев: Oberehy, 1994).
- Сковорода, Григорий (Григорий), «Разговор пяти путешественников об истинном счастье жизни» (перевод на английский язык Джорджа Л. Клайна).
- Сковорода, Григорий (Григорий), «Разговор о древнем мире».
- Сковорода, Григории (Грегори), Ed. by Leonid Ушкалов. "Григорий Сковорода: полный академический сборник произведений" ("Grigory Skovoroda: a full academic collections of works"), (2011).
Обучение
[ редактировать ]Одной из миссий Сковороды было преподавание. Формально он преподавал поэтику в Переяславском коллегиуме (в 1750–1751 гг.), а также поэтику, синтаксис, греческий язык и катехизис в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом и на латыни: Collegium Charkoviensis или Zacharpolis Collegium). [23] ) (в течение 1759–1760, 1761–1764, 1768–1769). [24] [25]
В 1751 году у него возник спор с председательствующим епископом Переяславской коллегии, который считал новые способы преподавания Сковороды странными и несовместимыми с прежним традиционным курсом поэтики. Молодой Сковорода, уверенный в своем владении предметом, в точности, ясности и полноте своих правил просодии, отказался подчиниться приказу архиерея, обратившись к третейскому суду и указав ему, что «alia res sceptrum, alia plectrum». [пасторский скипетр — это одно, а флейта — другое]. Епископ посчитал позицию Сковороды высокомерной и за это был отстранен от должности. [26] [27]
Первый год преподавания в Харьковском коллегиуме прошел для Сковороды блестяще. Он не только восхищал студентов своими лекциями, но и своим творческим педагогическим подходом привлекал внимание коллег и даже начальства. [28]
Сковорода также был частным наставником Василия Томары (1740–1813) (в 1753–1754, 1755–1758), наставником и другом Михаила Ковалинского (или Коваленского, 1745–1807) (1761–1769). , его биограф. Вероятно, он был также частным наставником Гавриила Вишневского (1716–1752) (в 1745–1749 гг.), сына Федора Вишневского (1682–1749). Благодаря Федору Вишневскому Сковорода посетил Центральную Европу, особенно Венгрию и Австрию.
В своем обучении Сковорода стремился выявить склонности и способности ученика и планировал беседы и чтения, которые могли бы развить их в полной мере. [29] Этот подход описал биограф Сковороды Ковалинский:«Сковорода начал [учить юного] Василия Томару с того, что больше работал над сердцем своего юного ученика и, наблюдая за его природными наклонностями, старался помочь только самой природе в его развитии увлекательным, светлым и нежным руководством, которое мальчик мог даже не заметил, ибо Сковорода уделял особое внимание тому, чтобы не переутомить юный ум [тяжелым] обучением. Таким образом мальчик привязался к Сковороде любовью [и доверием к] ему». [27] [29]
Его преподавание не ограничивалось академическими кругами или частными друзьями, и в последние годы своей жизни в качестве «странника» он публично учил многих, кто к нему тянулся. Архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский, 1795–1868) , первый известный историк русской философии, [30] блестяще описал сократические качества Сковороды в педагогической деятельности:«И Сократ, и Сковорода почувствовали свыше призвание быть наставниками народа и, приняв это призвание, стали общественными учителями в личном и возвышенном смысле этого слова. … Сковорода, также как и Сократ, не будучи ограничен ни временем, ни место, учащееся на перекрестках, на рынках, у кладбища, под церковными портиками, во время праздников, когда его острое слово выражало опьяненную волю, - и в тяжелые дни жатвы, когда на землю лился бездождьный пот». [31]
Сковорода учил, что свое истинное призвание человек находит в самоисследовании. «Познай самого себя», — советует Сковорода, используя известное изречение греческого философа Сократа. Он выдвинул вполне обоснованную идею о том, что человеку, занимающемуся врожденным, естественным трудом, обеспечена поистине сытная и счастливая жизнь. [32]
Воспитание молодежи занимало внимание Сковороды до самой старости. В 1787 году, за семь лет до смерти, Сковорода написал два очерка, «Благородный аист» (в оригинале: Благодарный Еродій , Благородный Еродий ) и «Бедный жаворонок» (в оригинале: Убогій Жаворонокъ , Убогий Жаворонок ), посвященные теме воспитания, где он излагал свои идеи. [33]
Широкое влияние Сковороды отражают известные писатели, ценившие его учение: Владимир Соловьев , Лев Толстой , Максим Горький , Андрей Белый , Тарас Шевченко и Иван Франко . [24]
В популярной культуре
[ редактировать ]На стихи Сковороды написаны следующие эстрадные песни:
- "Ptashko" by Sonyachna Mashyna (2019) [34]
- «Курс Валют» Курса Валюта (2020) [35]
On 26 January 2024 harkiv city country renamed Khrakiv's Pushkinska street to Hryhorii Skovoroda street. [36] Это было сделано в ответ на 23 января 2024 года российскую бомбардировку Харькова , в результате которой пострадали 9 человек, в том числе 4-летний ребенок. [37] Вечером, в частности, обстрелу подверглась центральная улица Пушкинская. [38]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Это был своеобразный русский, выросший на украинском субстрате". Шевелёв Г.: «Язык и стиль Сковороды» // Григорий Савич Сковорода. Антология критических статей . Эдмонтон — Торонто 1994. С. 129.
- ^ «Вкратце, язык Сковороды, за вычетом его многочисленных библейских и церковных, политических и личных особенностей, по своей сути представляет собой слобожанскую разновидность стандартного русского языка, используемого образованными людьми». Шевелёв Г.: «Язык и стиль Сковороды» // Григорий Савич Сковорода. Антология критических статей . Эдмонтон — Торонто 1994. С. 131.
- ^ "Ukrainskii Sokrat" (The Ukrainian Socrates). Obrazovanie . Vol. 9, 1897: 129–34.
- ^ Раефф, Марк. «Джозеф Т. Фурманн и др. Очерки русской интеллектуальной истории. Предисловие Джеймса П. Харта. Введение Сидни Монаса. Под редакцией Леона Бордена Блэра. (Лекции памяти Уолтера Прескотта Уэбба, номер 5.) Остин: University of Texas Press для Техасского университета в Арлингтоне, 1971. Стр. Американский исторический обзор 78.2 (1973): 464–465.
- ^ Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры (на русском языке). Гумер.инфо . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ (на русском языке) Статья в интернет-энциклопедии Кругосвет.
- ^ СКОВОРОДА, ГРИГОРИЙ САВВИЧ / (1722–1794), русский и украинский философ, поэт, педагог. (на русском языке). Diclib.com . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ Ушкалов, Леонид. 2 век Сковородяне ( Two centuries of Skovorodiana). "Acta" publishers, 2002.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шевелов, Георгий Юрьевич (1994). «Пролегомены к изучению языка и стиля Сковороды» . У Ричарда Х. Маршалла; Томас Э. Берд (ред.). Григорий Савич Сковорода: Антология критических статей . Торонто: Канадский институт украинских исследований Press. стр. 93–132. ISBN 978-1-895571-03-5 . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ "Указ об учреждении губерний 1708 г." www.hist.msu.ru . Retrieved 13 November 2022 .
- ^ "Стефан Шан-Гирей — Родовод" . ru.rodovid.org . Retrieved 13 November 2022 .
- ^ Казарин В. Новикова М. Украинский контекст творчества М. Ю. Лермонтова // Султанiвськi читання. Issue IV. 2015. C. 101.
- ^ "Не чуждаемся своего! На каком языке на самом деле писал Григорий Сковорода" . umoloda.kyiv.ua (in Russian) . Retrieved 13 ноября 2022 .
- ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика (Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990), стр. 36
- ^ Jump up to: а б Ниженец, Анастасия. GS Skovoroda: Memorable Places в Харькове , Prapor. Kharkiv, 1969. pp. 51–55
- ^ Касьянов, Георгий (11 February 2019). Украина и соседи. Историческая политика 1980–2010-х (in Russian). Новое Литературное Обозрение. ISBN 978-5-4448-1068-2 .
- ^ (на украинском языке) «Об институте». Институт философии имени Григория Сковороды НАНУ. URL-адрес открыт 19 октября 2006 г.
- ^ "Kharkiv region: Russians destroy Skovoroda Museum with missile strike, one injured" . Ukrayinska Pravda . Retrieved 19 May 2022 .
- ^ Тимоцко, Роман (9 декабря 2022 г.). "Украинцы отмечают 300-летие со дня рождения знаменитого философа Сковороды" . ukrweekly.com . Украинский еженедельник . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ "Памятник Григорию Сковороде открыли в Вашингтоне" . 6 December 2022 . Retrieved 29 December 2022 .
- ^ «Памятник Сковороде открыт в Вашингтоне» . цензор.нет . 4 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Ушкалов, Леонид. Два столетия Сковородианы. Издательство "Акта", 2002 г.
- ↑ Григорий Саввич Сковорода, Полное собрание сочинений, (Сад божественных песен), т. 2, в журнале «Учение мысли», Киев, 1973.
- ^ Jump up to: а б Сковорода Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990.
- ^ Дэниел Х. Шубин; Григорий Сковорода (1 августа 2012 г.). Сковорода: Мир пытался меня поймать, но не смог. Лулу.com. п. 1. ISBN 978-0-9662757-3-5 . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Григорий Сковорода, Полное собрание сочинений, (М. Ковалинский, 'Жизнь Григория Сковородьи'), т. 2 В-во Научная Мысль, Киев 1973
- ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 41.
- ^ Jump up to: а б Сковорода Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 42.
- ^ Ванчугов В. В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. – М.: Мир философии, 2015.
- ^ Archimandrite Gavriil, Istoria filosofii (History of Philosophy), Kazan', 1837. Vol. VI, pp. 60-61
- ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 57.
- ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 43.
- ^ Песня на YouTube
- ^ Песня на YouTube
- ^ "Пушкинская в Харьковской области Hryhoriy Skovoroda Street" . Украинская Pravda (в Украину). 26 января 2024 . Retrieved 26 января 2024 года .
- ^ «После российского обстрела мэр Харькова впервые предложил переименовать улицу Пушкинскую» . Украинская правда (на украинском языке). 24 января 2024 г. Проверено 26 января 2024 г.
- ^ «После российского обстрела мэр Харькова впервые предложил переименовать улицу Пушкинскую» . Украинская правда (на украинском языке). 24 января 2024 г. Проверено 26 января 2024 г.
Источники
[ редактировать ]Фурман И. Т. Поиски первого русского философа Царства Божия // Очерки русской интеллектуальной истории / Под ред. Л.Б. Блэр. – Остин: Техасский университет Press , 1971. – С. 33–72.
Шульце Б. Григорий Саввич Сковорода // Шульце Б. Русские мыслители: их позиция о Христе, церкви и папстве. – Вена: Thomas-Moraus-Presse, опубликовано Гердером, 1950. – стр. 15–27.}
Буш В. Григорий Сковорода // Буш В. Гораций в России. Исследования и материалы. – Мюнхен: Eidos Verlag, 1964. – стр. 66–70.}
Юбервег, Фридрих. Философия зарубежья. Берлин, 1928. стр. 336 и сл.}
Арсеньев Н. (фон) Образы русской интеллектуальной жизни. I. Мистическая философия Сковороды // Кириос. Ежеквартальный журнал церковной и интеллектуальной истории Восточной Европы / Под редакцией Х. Коха. – Кенигсберг; Берлин: Ost-Europa-Verlag, 1936. – Том I. – № 1. – С. 3–28.}
Яковенко Б. Русские философы: очерк истории русской философии. – Флоренция: La Voce, 1925. – XI, 242 р.}
(in Russian) Сковорода Григорий Саввич // Энциклопедия Кругосвет }
(in Russian) Сковорода Григорий Саввич // Энциклопедия Кольера . – М.: Открытое общество , 2000.
Марченко О. В. Сковорода Григорий Саввич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 469–474.}
Зеньковский В.В. Г.С. Сковорода // Зеньковский В.В. История русской философии / Пер. Джордж Л. Клайн. - Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1953; Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1953. – Том. 1. – С. 53–69.}
Гердт, Вильгельм. Русская философия: подходы и перспективы. - Фрайбург: Verlag Karl Arber, 1984). Также см.: Исследования советской мысли 30 (1985) 73.}
Геник-Березовская З. Наследие Сковорода (Григорий Сковорода и русская литература) // Вестник русского языка и литературы. – 1993. – С. 111–123.}
Пиовезана Г.К. Г.С. Сковорода (1722–1794) первый украинско-русский философ // Orientalia Christiana Periodica. – Рим, 1989. – Том Л.В. – Фаск. 1. – С. 169–196.
Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. – Москва: Издательство Московского университета , 1986. – 120 с.}
Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. – М.: Республика , 1994. – 368 с. – (Б-ка этической мысли). ISBN 5-250-02379-7 ( С. 155 )}
(in Russian) Лосев А. Ф. Г. С. Сковорода в истории русской культуры // Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции ..., Ростов-на-Дону, 2003, с. 3–8.}
Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. – Paris: YMCA Press , 1937. – VI, 574 с.}
Ло Гатто Э. Русская философско-религиозная идея от Сковороды до Соловьева // Биличнис: Журнал религиоведения. – 1927. – Т. ХХХ. – Р. 77–90.}
Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. – Петроград: Колос, 1922. – Ч. 1. – C. 68–83.}
Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. – Москва: Путь, 1912. – 343 с.}
Эрн В. Ф. Русский Сократ // Северное сияние. 1908. No. 1. С. 59–69.}
Шмид, Ульрих. Русская религиозная философия ХХ века. Фрайбург, Базель, Вена: Гердер, 2003. С. 9–10, 220, 234.}
Онаш, Конрад. (на чешском языке) Основы истории русской церкви в Google Books (чешский) // Геттинген: Hubert & Co, 1967). том. 3. — С. 110.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дитыняк Мария Украинские композиторы – Биобиблиографический справочник – Отчет об исследовании № 14, 1896 г., Канадский институт украинских исследований, Университет Альберты, Канада.
- Ern, Vladimir F. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение (Moscow: Путь, 1912)
- Густавсон, Ричард Ф. «Сковорода Толстого». Журнал украиноведения 22, вып. 1/2 (1997): 87.
- Маршалл, Ричард Х. младший и Бёрд, Томас Э. (ред.) Григорий Сковорода: антология критических статей (Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований, 1994).
- Перри, Джузеппе. «Пролог к «Нарциссу» Григория Сковороды как философское завещание». (2015).
- Пилипюк, Наталья. «Первая дверь: на пороге теологии и поэтики Сковороды», Гарвардские украинские исследования , 14 (3–4), 1990, стр. 551–583.
- Закидальский, Тарас, "Теория человека в философии Сковороды" (1965)
- Найдан, Майкл М. (ed.) 'Специал инсуэ на Грегории Сковорода', Journal of Ukrainian Studies , 22 (1–2), 1997
- Шерер, Стивен. «Структура, символ и стиль в «Потопе Зминь» Григория Сковороды». Восточноевропейский ежеквартальный журнал 32, вып. 3 (1998): 409–429.
- Shreyer-Tkachenko O. Hryhoriy Skovoroda – muzykant., Киев, 1971
- «Мир пытался его поймать, но не удалось — Григорий Сковорода, украинский философ XVIII века» , Добро пожаловать в Украину , 2003, 1
- Сад божественных песен и собрание стихов Григория Сковороды . Григорий Сковорода, перевод на английский Майкла М. Найдана. (Глагославские публикации, 2016) ISBN 9781911414032
- Полная переписка Григория Сковороды — философа и поэта . На английском языке (Глагославские публикации, 2016) ISBN 9781784379902
- Шубин, Даниил Григорьевич Сковорода: Мир пытался меня поймать, но не смог , ISBN 978-0966275735 Биография с оригинальными переводами его философских сочинений.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1722 рождения
- 1794 смерти
- Люди из Полтавской области.
- Выходцы из Киевской губернии (1708–1764).
- Люди из казачьего Гетманщины
- Восточно-православные мистики
- Философы Просвещения
- Украинские композиторы
- Украинские философы
- Русские композиторы-мужчины
- Философы XVIII века из Российской империи
- Восточно-православные философы
- Украинские писатели-мужчины
- Русские писатели-мужчины
- Композиторы XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Христианские мистики XVIII века
- Украинский народ крымскотатарского происхождения
- Украинские композиторы-классики