Jump to content

Hryhorii Сковорода

Hryhorii Сковорода
Родное имя
Григорий Сковорода
Рожденный 3 декабря 1722 г.
Chernukhi, Lubny Regiment , Cossack Hetmanate , Russian Empire
(now Chornukhy , Poltava Oblast , Ukraine )
Умер 9 ноября 1794 г. (71 год)
Пань-Ивановка, Харьковская губерния , Российская империя.
(Нов Сковородыневка , Харьков Область , Украина )
Занятие Писатель, композитор, педагог
Язык Латынь , греческий , церковнославянский , украинский , русский [1] [2]

Hryhorii Savych Skovoroda [а] ( укр . Григорій Савич Сковорода ; 3 декабря 1722 — 9 ноября 1794) — философ украинского казачьего происхождения, живший и работавший в Российской империи . Он был поэтом , педагогом и композитором литургической музыки. Его значительное влияние на современников и последующие поколения, а также его образ жизни повсеместно считались сократическими , и его часто называли «Сократом». [3] [4] Работы Сковороды внесли свой вклад в культурное наследие как современной Украины, так и России, причем обе страны считают его своим родным сыном. [5] [6] [7] [8]

Сковорода писал свои тексты на смеси трех языков: церковнославянского , украинского и русского , с большим количеством западноевропейизмов и цитат на латыни и греческом языке . [9] Большинство его сохранившихся писем были написаны на латыни или греческом языке, но небольшая часть использовала разновидность русского языка образованного класса Слободской Украины , что является результатом длительной русификации , но со многими все еще очевидными украинизмами. [9]

Образование получил в Киево-Могилянской академии в Киеве . Преследуемый мирскими и духовными силами, философ вел жизнь странствующего мыслителя-нищего. В его трактатах и ​​диалогах библейские проблемы пересекаются с теми, которые ранее рассматривались Платоном и стоиками . Первая книга Сковороды вышла после его смерти в 1798 году в Санкт-Петербурге . Полное собрание сочинений Сковороды было впервые опубликовано в Санкт-Петербурге в 1861 году. До этого издания многие его произведения существовали только в рукописном виде.

Портрет Григора ( украинский : Г̀rig̀or ) Σ с его подписью

Сковорода родился в мелкоземельной украинской реестровой казачьей семье в селе Чернухи Лубенского полка ( Казачьего Гетманщины в 1708 году территория Казачьего Гетманщины была включена в состав Киевской губернии , хотя казачье Гетманщина не была ликвидирована), [10] Российская империя (современная Полтавская область , Украина), 1722 год. Его мать, Пелагея Степановна Шанг-Гирай, была прямой родственницей Шахин-Гирея. [11] и имел частичное крымскотатарское происхождение. [12] Он был студентом Киево-Могилянской академии (1734–1741, 1744–1745, 1751–1753), но не окончил ее. В 1741 году, в возрасте 19 лет, благодаря дяде Игнатию Полтавцеву был вывезен из Киева для пения в императорском хоре в Москве и Петербурге , в 1744 году вернулся в Киев. Период с 1745 по 1750 годы провёл на царстве. из Венгрии и, как полагают, в этот период путешествовал и по другим странам Европы. В 1750 году он вернулся в Киев. С 1750 по 1751 год преподавал поэтику в Переяславе . Большую часть периода с 1753 по 1759 год Сковорода был воспитателем в семье помещика в Коврае. С 1759 по 1769 год, с перерывами, преподавал такие предметы, как поэзия, синтаксис , греческий язык , этика в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом). После нападок на его курс этики в 1769 году он решил отказаться от преподавания.

Сковорода известен как автор богослужебной музыки , а также ряда песен на собственные тексты. Из последних некоторые перешли в область украинской народной музыки . Многие его философские песни, известные как «Сковородские псалмы», часто встречались в репертуаре слепых странствующих народных музыкантов, известных как кобзари . Его описывали как искусного игрока на флейте , торбане и кобзе .

В последней четверти своей жизни он путешествовал пешком по Слободской Украине, останавливаясь у разных друзей, как богатых, так и бедных, предпочитая не оставаться надолго на одном месте. В это время он посвятил себя индивидуальной отшельнической монашеской жизни и учебе.

Этот последний период был временем его великих философских трудов. В этот период он также продолжал писать в области своих величайших ранних достижений — стихи и письма на церковнославянском языке , греческом и латыни . Он также перевел ряд произведений с латыни на русский язык.

Изображение концепции Сковорады «Неравное всем равенство»

Существует много споров относительно языка, который использовал Сковорода в своих произведениях. Сковорода использовал форму письменного украинского языка, несколько отличавшуюся от разговорного украинского языка. Как ученый, обучавшийся в религиозном учреждении, которое в значительной степени опиралось на различные формы церковнославянского языка, хотя основой его письменности был украинский. [9]

Известно, что помимо письменного украинского языка Сковорода говорил и писал на греческом, латыни, немецком и иврите . [13] Его поэзия анализировалась на наличие иностранных неукраинских элементов. В статье о языке и стиле Сковороды славянский лингвист Георгий Шевелов смог сделать вывод, что, помимо украинского, он содержал 7,8% русской, 7,7% неславянской и 27,6% церковнославянской лексики и что использованный им вариант церковнославянского языка был разновидность, использованная в Синодальной Библии 1751 года. [9] [ не удалось пройти проверку ] Однако в прозе Сковороды было более высокое содержание неукраинской лексики: 36,7% церковнославянской, 4,7% других неславянских европейских языков и 9,7% русской. [9] [ не удалось пройти проверку ]

Георгий Юрьевич Шевелов написал обзор, призванный развеять необоснованные обобщения и заложить основу для серьезного изучения языка и стиля Сковороды. Относительно распространенного мифа о Сковороде как о «народном философе» или идеологе крестьянства Шевелов говорил, что он принадлежал и находился в зависимости от кругов образованного класса Слободской Украины. Он отмечал, что «язык Сковороды, за вычетом его Многие библейские и церковные, политические и личные черты в своей основе лежат в Слобожанщинской разновидности стандартного русского языка, используемой образованными людьми», о чем свидетельствует небольшое количество дошедших до нас личных писем, написанных не на латыни или греческом языке. [9]

Дэн Чопик характеризует письменные языковые особенности басен Сковороды как смешанные: «Его басни, написанные на смешанном русско-украинско-церковнославянском языке, были, по мнению Горького и Толстого, очень действенными и, судя по числу дошедших до нас экземпляров, одинаково любили дворянство и простолюдины». [14]

За три дня до смерти он пришел в дом к одному из своих ближайших друзей и сказал ему, что приехал погостить. Каждый день он выходил из дома с лопатой, и оказалось, что три дня копал себе могилу. На третий день он пообедал, встал и сказал: «Моё время пришло». Он пошел в соседнюю комнату, лег и умер. Он попросил разместить на его надгробии следующую эпитафию: [15]

Мир пытался поймать меня, но безуспешно.

Он состоялся на 9 ноября 1794 в village называется Pan-Ivanovka (теперь известен как Skovorodinovka , Боходукив Район , Kharkiv Oblast ). [15]

Дань уважения

[ редактировать ]
Советская марка с портретом Н. Сковороды (1972 г.).
Skovoroda on the ₴500 banknote.

15 сентября 2006 года портрет Сковороды был помещен на вторую по величине банкноту, находящуюся в обращении в Украине, номиналом 500 гривен. [16]

Институт философии имени Григория Сковороды , основанный в 1946 году, действует под эгидой Национальной академии наук Украины (до 1991 года – Академии наук УССР). [17]

В селе Сковородиновка Харьковской области Украины располагался музей Сковороды. Музей действовал в здании XVIII века, в имении, где был похоронен Сковорода. В ночь с 6 на 7 мая 2022 года здание было разрушено прямым ракетным ударом России в результате российского вторжения на Украину . Снаряд пролетел под крышу здания, и возник пожар. Огонь охватил все помещения музея. В результате Национальный музей Сковороды был разрушен вместе с историческим зданием. [18] Коллекция музея не пострадала, поскольку была перевезена в качестве меры предосторожности на случай нападения Российской Федерации. Интересно, что статуя Сковороды в здании осталась стоять в окружении обломков разрушенного здания. [19]

2 декабря 2022 года, к 300-летию со дня рождения Сковороды, в Вашингтоне возле Дома Украины был установлен памятник ему. [20] Он был создан в 1992 году американским скульптором Марком Роудсом, вдохновленным идеями Сковороды. [21]

Памятник Сковороде в Вашингтоне, округ Колумбия, возле Украинского дома. Скульптор Марк Роудс.

Работает

[ редактировать ]

Произведения Сковороды при его жизни не печатались из-за цензуры со стороны церковных чиновников. Григорий Сковорода был высокообразованным и владел разными языками, в частности латынью, греческим, немецким. Он мог читать религиозную литературу на немецком языке и находился под влиянием немецкого пиетизма . Воспитанный в духе философско-религиоведения, он стал противником церковной схоластики и духовного засилья Православной Церкви . «Царство наше внутри нас, — писал он, — и чтобы познать Бога, надо познать самого себя… Люди должны знать Бога, как и самих себя, настолько, чтобы видеть Его в мире… Вера в Бога не означает веры в Его существование». а потому поддаться ему и жить по Его закону... Святость жизни заключается в том, чтобы делать добро людям».

Сковорода учил, что «всякий труд благословлен Богом», а раздачу богатства вне круга Божия называл непростительным грехом. Сковорода учил, что единственная задача философии — искать истину и добиваться ее. Но с точки зрения человеческой жизни эта цель недостижима, и счастье человека состоит в том, что все должно найти истину. Эта цель может идти в разных направлениях, и нетерпимость к тем, кто думает иначе, не имеет оправдания. Так же и религиозная нетерпимость не находит оправдания вечной истине, открывающейся миру в разных формах. По отношению к себе он был совершенно бескомпромиссен и в результате добился полной гармонии между своим учением и своей жизнью. Он был очень мягок и наблюдателен по отношению к другим.Лишь в 1798 году его «Нарсис, или Познай самого себя» был опубликован в Российской империи, но без включения его имени. В 1806 году журнал «Сион Вестник» под редакцией Александра Лабзина напечатал еще несколько его произведений. Затем в Москве в 1837–1839 годах под его именем были изданы несколько его произведений, и только в 1861 году вышло первое почти полное собрание его сочинений. К 100-летию со дня смерти философа в Харьков (Харьков), издание знаменитого седьмого тома «Трудов Харьковского историко-филологического общества» (1894 г.) под редакцией Дмитрия Багалея (после 1918 г. также известного как Дмитрий Багалий), содержало основную часть творчества Сковороды. [22] Здесь были опубликованы 16 его произведений, 9 из которых появились впервые. Здесь также опубликована его биография и некоторые из его стихов. Полный академический сборник всех известных произведений Сковороды был издан в 2011 году Леонидом Ушкаловым.

Список работ

[ редактировать ]
  • Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы . Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика (Нью-Йорк: Питер Ланг, 1990). Обзор: Владимир Т. Зила, Украинское ежеквартальное издание , 50 (1994): 303–304.
  • Сковорода, Хригории (Грегори), Пизнай в себе человека . Перевод на M. Kashuba with introduction by Vasyl' Voitovych (L'viv: S$vit, 1995) Selected works (original: Ukrainian language).
  • Сковорода, Хригории (Грегори), Сочинения: В двух томах , за словом О. Миханьевых, chief editor Omelian Pritsak (Киев: Oberehy, 1994).
  • Сковорода, Григорий (Григорий), «Разговор пяти путешественников об истинном счастье жизни» (перевод на английский язык Джорджа Л. Клайна).
  • Сковорода, Григорий (Григорий), «Разговор о древнем мире».
  • Сковорода, Григории (Грегори), Ed. by Leonid Ушкалов. "Григорий Сковорода: полный академический сборник произведений" ("Grigory Skovoroda: a full academic collections of works"), (2011).

Обучение

[ редактировать ]
"Wandering Ukrainian philosopher Grigoriy Skovoroda" by Professor N.Stelletsky ( Kharkiv University ) in 1894

Одной из миссий Сковороды было преподавание. Формально он преподавал поэтику в Переяславском коллегиуме (в 1750–1751 гг.), а также поэтику, синтаксис, греческий язык и катехизис в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом и на латыни: Collegium Charkoviensis или Zacharpolis Collegium). [23] ) (в течение 1759–1760, 1761–1764, 1768–1769). [24] [25]

В 1751 году у него возник спор с председательствующим епископом Переяславской коллегии, который считал новые способы преподавания Сковороды странными и несовместимыми с прежним традиционным курсом поэтики. Молодой Сковорода, уверенный в своем владении предметом, в точности, ясности и полноте своих правил просодии, отказался подчиниться приказу архиерея, обратившись к третейскому суду и указав ему, что «alia res sceptrum, alia plectrum». [пасторский скипетр — это одно, а флейта — другое]. Епископ посчитал позицию Сковороды высокомерной и за это был отстранен от должности. [26] [27]

Первый год преподавания в Харьковском коллегиуме прошел для Сковороды блестяще. Он не только восхищал студентов своими лекциями, но и своим творческим педагогическим подходом привлекал внимание коллег и даже начальства. [28]

Сковорода также был частным наставником Василия Томары (1740–1813) (в 1753–1754, 1755–1758), наставником и другом Михаила Ковалинского (или Коваленского, 1745–1807) (1761–1769). , его биограф. Вероятно, он был также частным наставником Гавриила Вишневского (1716–1752) (в 1745–1749 гг.), сына Федора Вишневского (1682–1749). Благодаря Федору Вишневскому Сковорода посетил Центральную Европу, особенно Венгрию и Австрию.

В своем обучении Сковорода стремился выявить склонности и способности ученика и планировал беседы и чтения, которые могли бы развить их в полной мере. [29] Этот подход описал биограф Сковороды Ковалинский:«Сковорода начал [учить юного] Василия Томару с того, что больше работал над сердцем своего юного ученика и, наблюдая за его природными наклонностями, старался помочь только самой природе в его развитии увлекательным, светлым и нежным руководством, которое мальчик мог даже не заметил, ибо Сковорода уделял особое внимание тому, чтобы не переутомить юный ум [тяжелым] обучением. Таким образом мальчик привязался к Сковороде любовью [и доверием к] ему». [27] [29]

Его преподавание не ограничивалось академическими кругами или частными друзьями, и в последние годы своей жизни в качестве «странника» он публично учил многих, кто к нему тянулся. Архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский, 1795–1868) , первый известный историк русской философии, [30] блестяще описал сократические качества Сковороды в педагогической деятельности:«И Сократ, и Сковорода почувствовали свыше призвание быть наставниками народа и, приняв это призвание, стали общественными учителями в личном и возвышенном смысле этого слова. … Сковорода, также как и Сократ, не будучи ограничен ни временем, ни место, учащееся на перекрестках, на рынках, у кладбища, под церковными портиками, во время праздников, когда его острое слово выражало опьяненную волю, - и в тяжелые дни жатвы, когда на землю лился бездождьный пот». [31]

Сковорода учил, что свое истинное призвание человек находит в самоисследовании. «Познай самого себя», — советует Сковорода, используя известное изречение греческого философа Сократа. Он выдвинул вполне обоснованную идею о том, что человеку, занимающемуся врожденным, естественным трудом, обеспечена поистине сытная и счастливая жизнь. [32]

Воспитание молодежи занимало внимание Сковороды до самой старости. В 1787 году, за семь лет до смерти, Сковорода написал два очерка, «Благородный аист» (в оригинале: Благодарный Еродій , Благородный Еродий ) и «Бедный жаворонок» (в оригинале: Убогій Жаворонокъ , Убогий Жаворонок ), посвященные теме воспитания, где он излагал свои идеи. [33]

Широкое влияние Сковороды отражают известные писатели, ценившие его учение: Владимир Соловьев , Лев Толстой , Максим Горький , Андрей Белый , Тарас Шевченко и Иван Франко . [24]

[ редактировать ]

На стихи Сковороды написаны следующие эстрадные песни:

On 26 January 2024 harkiv city country renamed Khrakiv's Pushkinska street to Hryhorii Skovoroda street. [36] Это было сделано в ответ на 23 января 2024 года российскую бомбардировку Харькова , в результате которой пострадали 9 человек, в том числе 4-летний ребенок. [37] Вечером, в частности, обстрелу подверглась центральная улица Пушкинская. [38]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ also Gregory Skovoroda or Grigory Savvich Skovoroda ( Russian : Григо́рий Са́ввич Сковорода́ ; Latin : Gregorius Scovoroda )
  1. ^ "Это был своеобразный русский, выросший на украинском субстрате". Шевелёв Г.: «Язык и стиль Сковороды» // Григорий Савич Сковорода. Антология критических статей . Эдмонтон — Торонто 1994. С. 129.
  2. ^ «Вкратце, язык Сковороды, за вычетом его многочисленных библейских и церковных, политических и личных особенностей, по своей сути представляет собой слобожанскую разновидность стандартного русского языка, используемого образованными людьми». Шевелёв Г.: «Язык и стиль Сковороды» // Григорий Савич Сковорода. Антология критических статей . Эдмонтон — Торонто 1994. С. 131.
  3. ^ "Ukrainskii Sokrat" (The Ukrainian Socrates). Obrazovanie . Vol. 9, 1897: 129–34.
  4. ^ Раефф, Марк. «Джозеф Т. Фурманн и др. Очерки русской интеллектуальной истории. Предисловие Джеймса П. Харта. Введение Сидни Монаса. Под редакцией Леона Бордена Блэра. (Лекции памяти Уолтера Прескотта Уэбба, номер 5.) Остин: University of Texas Press для Техасского университета в Арлингтоне, 1971. Стр. Американский исторический обзор 78.2 (1973): 464–465.
  5. ^ Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры (на русском языке). Гумер.инфо . Проверено 2 мая 2011 г.
  6. ^ (на русском языке) Статья в интернет-энциклопедии Кругосвет.
  7. ^ СКОВОРОДА, ГРИГОРИЙ САВВИЧ / (1722–1794), русский и украинский философ, поэт, педагог. (на русском языке). Diclib.com . Проверено 2 мая 2011 г.
  8. ^ Ушкалов, Леонид. 2 век Сковородяне ( Two centuries of Skovorodiana). "Acta" publishers, 2002.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Шевелов, Георгий Юрьевич (1994). «Пролегомены к изучению языка и стиля Сковороды» . У Ричарда Х. Маршалла; Томас Э. Берд (ред.). Григорий Савич Сковорода: Антология критических статей . Торонто: Канадский институт украинских исследований Press. стр. 93–132. ISBN  978-1-895571-03-5 . Проверено 13 января 2014 г.
  10. ^ "Указ об учреждении губерний 1708 г." www.hist.msu.ru . Retrieved 13 November 2022 .
  11. ^ "Стефан Шан-Гирей — Родовод" . ru.rodovid.org . Retrieved 13 November 2022 .
  12. ^ Казарин В. Новикова М. Украинский контекст творчества М. Ю. Лермонтова // Султанiвськi читання. Issue IV. 2015. C. 101.
  13. ^ "Не чуждаемся своего! На каком языке на самом деле писал Григорий Сковорода" . umoloda.kyiv.ua (in Russian) . Retrieved 13 ноября 2022 .
  14. ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика (Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990), стр. 36
  15. ^ Jump up to: а б Ниженец, Анастасия. GS Skovoroda: Memorable Places в Харькове , Prapor. Kharkiv, 1969. pp. 51–55
  16. ^ Касьянов, Георгий (11 February 2019). Украина и соседи. Историческая политика 1980–2010-х (in Russian). Новое Литературное Обозрение. ISBN  978-5-4448-1068-2 .
  17. ^ (на украинском языке) «Об институте». Институт философии имени Григория Сковороды НАНУ. URL-адрес открыт 19 октября 2006 г.
  18. ^ "Kharkiv region: Russians destroy Skovoroda Museum with missile strike, one injured" . Ukrayinska Pravda . Retrieved 19 May 2022 .
  19. ^ Тимоцко, Роман (9 декабря 2022 г.). "Украинцы отмечают 300-летие со дня рождения знаменитого философа Сковороды" . ukrweekly.com . Украинский еженедельник . Проверено 29 декабря 2022 г.
  20. ^ "Памятник Григорию Сковороде открыли в Вашингтоне" . 6 December 2022 . Retrieved 29 December 2022 .
  21. ^ «Памятник Сковороде открыт в Вашингтоне» . цензор.нет . 4 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
  22. ^ Ушкалов, Леонид. Два столетия Сковородианы. Издательство "Акта", 2002 г.
  23. Григорий Саввич Сковорода, Полное собрание сочинений, (Сад божественных песен), т. 2, в журнале «Учение мысли», Киев, 1973.
  24. ^ Jump up to: а б Сковорода Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990.
  25. ^ Дэниел Х. Шубин; Григорий Сковорода (1 августа 2012 г.). Сковорода: Мир пытался меня поймать, но не смог. Лулу.com. п. 1. ISBN   978-0-9662757-3-5 . Проверено 24 ноября 2015 г.
  26. ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 37–38.
  27. ^ Jump up to: а б Григорий Сковорода, Полное собрание сочинений, (М. Ковалинский, 'Жизнь Григория Сковородьи'), т. 2 В-во Научная Мысль, Киев 1973
  28. ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 41.
  29. ^ Jump up to: а б Сковорода Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 42.
  30. ^ Ванчугов В. В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. – М.: Мир философии, 2015.
  31. ^ Archimandrite Gavriil, Istoria filosofii (History of Philosophy), Kazan', 1837. Vol. VI, pp. 60-61
  32. ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 57.
  33. ^ Сковорода, Григорий С. Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990, стр. 43.
  34. ^ Песня на YouTube
  35. ^ Песня на YouTube
  36. ^ "Пушкинская в Харьковской области Hryhoriy Skovoroda Street" . Украинская Pravda (в Украину). 26 января 2024 . Retrieved 26 января 2024 года .
  37. ^ «После российского обстрела мэр Харькова впервые предложил переименовать улицу Пушкинскую» . Украинская правда (на украинском языке). 24 января 2024 г. Проверено 26 января 2024 г.
  38. ^ «После российского обстрела мэр Харькова впервые предложил переименовать улицу Пушкинскую» . Украинская правда (на украинском языке). 24 января 2024 г. Проверено 26 января 2024 г.

Источники

[ редактировать ]

Фурман И. Т. Поиски первого русского философа Царства Божия // Очерки русской интеллектуальной истории / Под ред. Л.Б. Блэр. – Остин: Техасский университет Press , 1971. – С. 33–72.
Шульце Б. Григорий Саввич Сковорода // Шульце Б. Русские мыслители: их позиция о Христе, церкви и папстве. – Вена: Thomas-Moraus-Presse, опубликовано Гердером, 1950. – стр. 15–27.}
Буш В. Григорий Сковорода // Буш В. Гораций в России. Исследования и материалы. – Мюнхен: Eidos Verlag, 1964. – стр. 66–70.}
Юбервег, Фридрих. Философия зарубежья. Берлин, 1928. стр. 336 и сл.}
Арсеньев Н. (фон) Образы русской интеллектуальной жизни. I. Мистическая философия Сковороды // Кириос. Ежеквартальный журнал церковной и интеллектуальной истории Восточной Европы / Под редакцией Х. Коха. – Кенигсберг; Берлин: Ost-Europa-Verlag, 1936. – Том I. – № 1. – С. 3–28.}
Яковенко Б. Русские философы: очерк истории русской философии. – Флоренция: La Voce, 1925. – XI, 242 р.}
(in Russian) Сковорода Григорий Саввич // Энциклопедия Кругосвет }
(in Russian) Сковорода Григорий Саввич // Энциклопедия Кольера . – М.: Открытое общество , 2000.
Марченко О. В. Сковорода Григорий Саввич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 469–474.}
Зеньковский В.В. Г.С. Сковорода // Зеньковский В.В. История русской философии / Пер. Джордж Л. Клайн. - Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1953; Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1953. – Том. 1. – С. 53–69.}
Гердт, Вильгельм. Русская философия: подходы и перспективы. - Фрайбург: Verlag Karl Arber, 1984). Также см.: Исследования советской мысли 30 (1985) 73.}
Геник-Березовская З. Наследие Сковорода (Григорий Сковорода и русская литература) // Вестник русского языка и литературы. – 1993. – С. 111–123.}
Пиовезана Г.К. Г.С. Сковорода (1722–1794) первый украинско-русский философ // Orientalia Christiana Periodica. – Рим, 1989. – Том Л.В. – Фаск. 1. – С. 169–196.
Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. – Москва: Издательство Московского университета , 1986. – 120 с.}
Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. – М.: Республика , 1994. – 368 с. – (Б-ка этической мысли). ISBN  5-250-02379-7 ( С. 155 )}
(in Russian) Лосев А. Ф. Г. С. Сковорода в истории русской культуры // Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции ..., Ростов-на-Дону, 2003, с. 3–8.}
Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. – Paris: YMCA Press , 1937. – VI, 574 с.}
Ло Гатто Э. Русская философско-религиозная идея от Сковороды до Соловьева // Биличнис: Журнал религиоведения. – 1927. – Т. ХХХ. – Р. 77–90.}
Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. – Петроград: Колос, 1922. – Ч. 1. – C. 68–83.}
Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. – Москва: Путь, 1912. – 343 с.}
Эрн В. Ф. Русский Сократ // Северное сияние. 1908. No. 1. С. 59–69.}
Шмид, Ульрих. Русская религиозная философия ХХ века. Фрайбург, Базель, Вена: Гердер, 2003. С. 9–10, 220, 234.}
Онаш, Конрад. (на чешском языке) Основы истории русской церкви в Google Books (чешский) // Геттинген: Hubert & Co, 1967). том. 3. — С. 110.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дитыняк Мария Украинские композиторы – Биобиблиографический справочник – Отчет об исследовании № 14, 1896 г., Канадский институт украинских исследований, Университет Альберты, Канада.
  • Ern, Vladimir F. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение (Moscow: Путь, 1912)
  • Густавсон, Ричард Ф. «Сковорода Толстого». Журнал украиноведения 22, вып. 1/2 (1997): 87.
  • Маршалл, Ричард Х. младший и Бёрд, Томас Э. (ред.) Григорий Сковорода: антология критических статей (Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований, 1994).
  • Перри, Джузеппе. «Пролог к ​​«Нарциссу» Григория Сковороды как философское завещание». (2015).
  • Пилипюк, Наталья. «Первая дверь: на пороге теологии и поэтики Сковороды», Гарвардские украинские исследования , 14 (3–4), 1990, стр. 551–583.
  • Закидальский, Тарас, "Теория человека в философии Сковороды" (1965)
  • Найдан, Майкл М. (ed.) 'Специал инсуэ на Грегории Сковорода', Journal of Ukrainian Studies , 22 (1–2), 1997
  • Шерер, Стивен. «Структура, символ и стиль в «Потопе Зминь» Григория Сковороды». Восточноевропейский ежеквартальный журнал 32, вып. 3 (1998): 409–429.
  • Shreyer-Tkachenko O. Hryhoriy Skovoroda – muzykant., Киев, 1971
  • «Мир пытался его поймать, но не удалось — Григорий Сковорода, украинский философ XVIII века» , Добро пожаловать в Украину , 2003, 1
  • Сад божественных песен и собрание стихов Григория Сковороды . Григорий Сковорода, перевод на английский Майкла М. Найдана. (Глагославские публикации, 2016) ISBN   9781911414032
  • Полная переписка Григория Сковороды — философа и поэта . На английском языке (Глагославские публикации, 2016) ISBN   9781784379902
  • Шубин, Даниил Григорьевич Сковорода: Мир пытался меня поймать, но не смог , ISBN   978-0966275735 Биография с оригинальными переводами его философских сочинений.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e38cdad641eb1fae1b12d06b9534a1a__1717162740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/1a/2e38cdad641eb1fae1b12d06b9534a1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hryhorii Skovoroda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)