Jump to content

Гатару

(Перенаправлено с Гашру )
Гатару
Член Гаарамы/Гатарумы
Другие имена Гашру
Главный культовый центр Угарит , Опись

Гатару ( угаритский : gr [ 1 ] ) или Гашру ( аккадский : д гаш-ру , [ 2 ] д га-ме-ру [ 3 ] ) был богом, которому поклонялись в Угарите , Эмаре и Мари в современной Сирии , а также в Описе в исторической Вавилонии в Ираке . Хотя о нем относительно мало свидетельств, известно, что в Угарите он был связан с подземным миром , тогда как в Месопотамии его считали похожим по характеру на Лугалирру или Эрру .

Имя и его родственники также могли использоваться как эпитет других божеств, что означает «сильный» или «могущественный». Угаритские тексты также свидетельствуют о существовании двойственных и множественных форм, Гаарамы и Гатарумы , используемых для обозначения самого Гатару в сочетании с другими божествами, такими как бог луны Ярих и богиня солнца Шапаш .

В Угарите

[ редактировать ]

Имя бога Гатару ( gṯr ) — обычное угаритское прилагательное, означающее «могучий», родственное аккадскому gašru , «сильный». [ 1 ] Никаких других родственников из других семитских языков не известно . [ 4 ]

Гатару, скорее всего, был связан с преступным миром. [ 5 ] Грегорио дель Олмо Лете утверждает, что его следует идентифицировать как умершего королевского предка, но, по словам Денниса Парди, этот перевод основывался на уже опровергнутом предположении, что фраза gṯr w yqr относится к легендарному основателю угаритского правящего дома. [ 6 ] Ему также предлагались связи с войной и растительностью. [ 7 ]

В одном из списков угаритских божеств Гатару, скорее всего, помещен между Ишхарой ​​и Аштартом , хотя табличка повреждена и его присутствие лишь предполагается. [ 8 ] Он появляется между теми же двумя богинями в одном из списков приношений, где говорится, что он получил барана . [ 9 ] Кроме того, семь человек с теофорными именами, взывающими к нему. в известных текстах упоминаются [ 10 ]

Трехъязычное шумеро - хурро - угаритское издание списка богов Вейднера из Угарита приравнивает Гаарау к хурритскому Милкунни , а также к трем месопотамским богам : Тишпаку (строка 27), Нингирсу (строка 43) и Месагуну (строка 45). [ 11 ] В том же тексте присутствуют и другие примеры одних и тех же угаритских и хурритских божеств , соответствующих множеству месопотамских божеств, и предполагается, что эта практика была результатом того, что угаритский и хурритский пантеоны были меньшими, чем месопотамский, зафиксированный в научных списках богов. [ 12 ] Было поставлено под сомнение, точно ли его результаты отражают угаритское или хурритское богословие. [ 13 ]

Как термин двойственного или множественного числа

[ редактировать ]

Также засвидетельствован термин, относящийся к группе божеств, Гатараме или Гатаруме. [ 7 ] Деннис Парди отмечает, что известные тексты, похоже, не совпадают по количеству: в некоторых случаях этот термин явно грамматически двойственный и как таковой относится только к паре, но в других случаях количество подразумеваемых божеств больше. , [ 14 ] причем две реставрации отражают первый и второй вариант соответственно. [ 7 ] В одном из упоминающих о них текстов говорится, что во время одного из угаритских праздников им пришлось войти в царский дворец, где впоследствии сам Гатару получил подношения в виде серебра. [ 15 ]

Основываясь на перечислении отдельных подношений в ритуалах, в которых используется термин во множественном числе, Парди утверждает, что в различных контекстах этот термин может относиться к Яриху ( богу луны ) и Шапашу ( богине солнца ), Яриху и Гашару (по крайней мере, в одном случае, этот термин обозначает два божества, оба из которых, по-видимому, были мужчинами) или все три божества одновременно. [ 16 ]

В качестве эпитета

[ редактировать ]

Слово gṯr засвидетельствовано в эпитете бога Милку , 'il gṯr w yqr , «могущественный и величественный бог». [ 17 ] Не считается правдоподобным, что в этом контексте речь идет о Гатару. [ 18 ]

В одном тексте КТУ 2 1.108, богиня войны Анат также описывается как гр в отрывке, в котором перечисляются ее различные эпитеты. [ 19 ] Айша Рахмуни отмечает, что форма gṯr, скорее всего, является ошибкой переписчика, и в соответствии с грамматическим родом в угаритском языке предлагает исправить gṯr до женской формы gṯrt . [ 1 ] Альтернативой было бы предположить, что в данном случае это слово рассматривается как абстрактное существительное «власть», а не как прилагательное, и это решение, предпочитаемое Деннисом Парди, но в настоящее время не известно никаких других подтверждений, подтверждающих такой перевод. [ 20 ]

Во внутренней Сирии

[ редактировать ]

За пределами Угарита Гатару также засвидетельствован в Эмаре , [ 2 ] где его имя было написано слоговой аккадской клинописью как д га-ме-ру . [ 3 ] Никаких упоминаний о посвящённом ему храме или духовенстве не известно, но он фигурирует как элемент в теофорических именах. [ 21 ] По словам Поля-Алена Болье, ему также поклонялись в Мари , [ 2 ] где он засвидетельствован одним теофорным именем Гашрум-гамил ( д га-ме-рум-га-мил ). [ 5 ] Однако, по мнению Петра Штейнкеллера, в отличие от угаритских текстов , источники из Эмара и Мари не дают прямых доказательств в пользу интерпретации его как бога, связанного с подземным миром. [ 5 ]

В Месопотамии

[ редактировать ]

Есть сведения, что в Месопотамии бог, аналогичный угаритскому Гатару, Гашру ( д gaš-ru ) понимался как аналог Лугалирры или Эрры . [ 2 ] Уравнение основано на схожем значении имени Лугалирры: элемент ir трактуется как шумерский перевод слова гашру в лексических текстах. [ 22 ] Однако аккадским богом, чье имя было непосредственно переведено на шумерский язык как «Лугалирра», был не Гашру, а скорее Бел-гашер (также латинизированный как Бел-гашир), божество-покровитель Шадуппума , [ 23 ] известен, например, по цилиндру, посвященному ему при жизни Ипик-Адада II [ pl ] из Эшнунны . [ 24 ]

Два нововавилонских текста, относящихся к храму ( É ) д gaš-ru указывают на то, что Гашру поклонялись в Описе . [ 2 ] Они могли происходить из архива Эанны из Урука , но это предположение об их происхождении остается неопределенным. [ 2 ]

В качестве эпитета

[ редактировать ]

Термин гашру и его родственные слова также засвидетельствованы как элемент эпитетов различных божеств. [ 1 ] Примеры включают бога погоды Адада , [ 25 ] бог пастух - Думузи ( gašru Massê lā šanān , «сильный, непревзойденный лидер»), [ 26 ] и богиня войны и любви Иштар ( lît ili gašertum , «самый могущественный среди богов, сильный»). [ 1 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN  978-90-04-13024-1 . OCLC   51944564 .
  • Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN  83-87111-12-0 . OCLC   51004996 .
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN  978-1-4426-7803-3 .
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугал-ирра и Месламта-еа» , Настоящий лексикон ассириологии , получено 3 июля 2022 г.
  • Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-90-04-12657-2 . OCLC   558437302 .
  • Штейнкеллер, Петр (1987). «Имя Нергала». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 77 (2). Де Грютер. дои : 10.1515/zava.1987.77.2.161 . ISSN   0084-5299 .
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-474-2300-3 . OCLC   304341764 .
  • Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN   2196-6761 .
  • Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
  • ван Коппен, Франс (2008), «Шадуппум А. Согласно письменным источникам» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 30 июля 2022 г.
  • ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN  978-90-429-3439-9 . ОСЛК   51010262 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30c99aa32f5f3efd25bf8b59f7a52bae__1715836440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/ae/30c99aa32f5f3efd25bf8b59f7a52bae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaṯaru - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)