Гатару
Гатару | |
---|---|
Член Гаарамы/Гатарумы | |
Другие имена | Гашру |
Главный культовый центр | Угарит , Опись |
Гатару ( угаритский : gr [ 1 ] ) или Гашру ( аккадский : д гаш-ру , [ 2 ] д га-ме-ру [ 3 ] ) был богом, которому поклонялись в Угарите , Эмаре и Мари в современной Сирии , а также в Описе в исторической Вавилонии в Ираке . Хотя о нем относительно мало свидетельств, известно, что в Угарите он был связан с подземным миром , тогда как в Месопотамии его считали похожим по характеру на Лугалирру или Эрру .
Имя и его родственники также могли использоваться как эпитет других божеств, что означает «сильный» или «могущественный». Угаритские тексты также свидетельствуют о существовании двойственных и множественных форм, Гаарамы и Гатарумы , используемых для обозначения самого Гатару в сочетании с другими божествами, такими как бог луны Ярих и богиня солнца Шапаш .
В Угарите
[ редактировать ]Имя бога Гатару ( gṯr ) — обычное угаритское прилагательное, означающее «могучий», родственное аккадскому gašru , «сильный». [ 1 ] Никаких других родственников из других семитских языков не известно . [ 4 ]
Гатару, скорее всего, был связан с преступным миром. [ 5 ] Грегорио дель Олмо Лете утверждает, что его следует идентифицировать как умершего королевского предка, но, по словам Денниса Парди, этот перевод основывался на уже опровергнутом предположении, что фраза gṯr w yqr относится к легендарному основателю угаритского правящего дома. [ 6 ] Ему также предлагались связи с войной и растительностью. [ 7 ] “
В одном из списков угаритских божеств Гатару, скорее всего, помещен между Ишхарой и Аштартом , хотя табличка повреждена и его присутствие лишь предполагается. [ 8 ] Он появляется между теми же двумя богинями в одном из списков приношений, где говорится, что он получил барана . [ 9 ] Кроме того, семь человек с теофорными именами, взывающими к нему. в известных текстах упоминаются [ 10 ]
Трехъязычное шумеро - хурро - угаритское издание списка богов Вейднера из Угарита приравнивает Гаарау к хурритскому Милкунни , а также к трем месопотамским богам : Тишпаку (строка 27), Нингирсу (строка 43) и Месагуну (строка 45). [ 11 ] В том же тексте присутствуют и другие примеры одних и тех же угаритских и хурритских божеств , соответствующих множеству месопотамских божеств, и предполагается, что эта практика была результатом того, что угаритский и хурритский пантеоны были меньшими, чем месопотамский, зафиксированный в научных списках богов. [ 12 ] Было поставлено под сомнение, точно ли его результаты отражают угаритское или хурритское богословие. [ 13 ]
Как термин двойственного или множественного числа
[ редактировать ]Также засвидетельствован термин, относящийся к группе божеств, Гатараме или Гатаруме. [ 7 ] Деннис Парди отмечает, что известные тексты, похоже, не совпадают по количеству: в некоторых случаях этот термин явно грамматически двойственный и как таковой относится только к паре, но в других случаях количество подразумеваемых божеств больше. , [ 14 ] причем две реставрации отражают первый и второй вариант соответственно. [ 7 ] В одном из упоминающих о них текстов говорится, что во время одного из угаритских праздников им пришлось войти в царский дворец, где впоследствии сам Гатару получил подношения в виде серебра. [ 15 ]
Основываясь на перечислении отдельных подношений в ритуалах, в которых используется термин во множественном числе, Парди утверждает, что в различных контекстах этот термин может относиться к Яриху ( богу луны ) и Шапашу ( богине солнца ), Яриху и Гашару (по крайней мере, в одном случае, этот термин обозначает два божества, оба из которых, по-видимому, были мужчинами) или все три божества одновременно. [ 16 ]
В качестве эпитета
[ редактировать ]Слово gṯr засвидетельствовано в эпитете бога Милку , 'il gṯr w yqr , «могущественный и величественный бог». [ 17 ] Не считается правдоподобным, что в этом контексте речь идет о Гатару. [ 18 ]
В одном тексте КТУ 2 1.108, богиня войны Анат также описывается как гр в отрывке, в котором перечисляются ее различные эпитеты. [ 19 ] Айша Рахмуни отмечает, что форма gṯr, скорее всего, является ошибкой переписчика, и в соответствии с грамматическим родом в угаритском языке предлагает исправить gṯr до женской формы gṯrt . [ 1 ] Альтернативой было бы предположить, что в данном случае это слово рассматривается как абстрактное существительное «власть», а не как прилагательное, и это решение, предпочитаемое Деннисом Парди, но в настоящее время не известно никаких других подтверждений, подтверждающих такой перевод. [ 20 ]
Во внутренней Сирии
[ редактировать ]За пределами Угарита Гатару также засвидетельствован в Эмаре , [ 2 ] где его имя было написано слоговой аккадской клинописью как д га-ме-ру . [ 3 ] Никаких упоминаний о посвящённом ему храме или духовенстве не известно, но он фигурирует как элемент в теофорических именах. [ 21 ] По словам Поля-Алена Болье, ему также поклонялись в Мари , [ 2 ] где он засвидетельствован одним теофорным именем Гашрум-гамил ( д га-ме-рум-га-мил ). [ 5 ] Однако, по мнению Петра Штейнкеллера, в отличие от угаритских текстов , источники из Эмара и Мари не дают прямых доказательств в пользу интерпретации его как бога, связанного с подземным миром. [ 5 ]
В Месопотамии
[ редактировать ]Есть сведения, что в Месопотамии бог, аналогичный угаритскому Гатару, Гашру ( д gaš-ru ) понимался как аналог Лугалирры или Эрры . [ 2 ] Уравнение основано на схожем значении имени Лугалирры: элемент ir трактуется как шумерский перевод слова гашру в лексических текстах. [ 22 ] Однако аккадским богом, чье имя было непосредственно переведено на шумерский язык как «Лугалирра», был не Гашру, а скорее Бел-гашер (также латинизированный как Бел-гашир), божество-покровитель Шадуппума , [ 23 ] известен, например, по цилиндру, посвященному ему при жизни Ипик-Адада II из Эшнунны . [ 24 ]
Два нововавилонских текста, относящихся к храму ( É ) д gaš-ru указывают на то, что Гашру поклонялись в Описе . [ 2 ] Они могли происходить из архива Эанны из Урука , но это предположение об их происхождении остается неопределенным. [ 2 ]
В качестве эпитета
[ редактировать ]Термин гашру и его родственные слова также засвидетельствованы как элемент эпитетов различных божеств. [ 1 ] Примеры включают бога погоды Адада , [ 25 ] бог пастух - Думузи ( gašru Massê lā šanān , «сильный, непревзойденный лидер»), [ 26 ] и богиня войны и любви Иштар ( lît ili gašertum , «самый могущественный среди богов, сильный»). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Рахмуни 2008 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Болье 2003 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2002 , с. 43.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с Стейнкеллер 1987 , с. 166.
- ^ Парди 2002 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 278.
- ^ Парди 2002 , с. 19.
- ^ Парди 2002 , с. 49.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 103.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 175–176.
- ^ Саймонс 2017 , с. 86.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 177.
- ^ Парди 2002 , с. 70.
- ^ Парди 2002 , с. 71.
- ^ Парди 2002 , с. 101.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 33.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 35.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 260.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 261–262.
- ^ Бекман 2002 , с. 50.
- ^ Ламберт 1987 , с. 142.
- ^ ван Коппен 2008 , с. 489.
- ^ Фрейн 1990 , с. 547.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 63.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 85.
Библиография
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугал-ирра и Месламта-еа» , Настоящий лексикон ассириологии , получено 3 июля 2022 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Штейнкеллер, Петр (1987). «Имя Нергала». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 77 (2). Де Грютер. дои : 10.1515/zava.1987.77.2.161 . ISSN 0084-5299 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- ван Коппен, Франс (2008), «Шадуппум А. Согласно письменным источникам» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 30 июля 2022 г.
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . ОСЛК 51010262 .