Максим Березовский
Максим Березовский | |
---|---|
Максим Березовский | |
Рожденный | в. 1745 г. |
Умер | 2 апреля [ OS 24 марта] 1777 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Эра | Классический |
Работает | Список хоровых произведений Максима Созонтовича Березовского |
Максим Созонтович Березовский [ примечание 1 ] (Russian: Максим Созонтович Березовский ; Украинский: Максим Созонтович Березовский ; в. 1745 — 2 апреля [ OS 24 марта] 1777) — композитор светской и литургической музыки , дирижер и оперный певец, работавший в Санкт-Петербургской придворной капелле в Российской империи , но также проведший большую часть своей карьеры в Италии. . Он внес важный вклад в музыку Украины . Вместе с Артемием Веделем и Дмитрием Бортнянским , оба из которых назвали его источником влияния, музыковеды считают Березовского одним из трех величайших композиторов украинской классической музыки XVIII века. [ 2 ] [ 3 ] и один из первых русских композиторов. [ 4 ]
Место рождения Березовского и имя его отца известны только из устных источников. Традиционно считается, что он получил образование в Глуховской певческой школе ; возможно, он также посещал Киево-Могилянскую академию , хотя это сомнительно. В 1758 году он был принят певцом в капеллу Ораниенбаума , а затем поступил на работу при императорском дворе Екатерины II в Санкт-Петербурге, где брал уроки у итальянского композитора Бальдассаре Галуппи . В 1769 году Березовского отправили на учебу в Болонью . Там он сочинил светские произведения, в том числе «Демофонте» , трехактную оперу-серию , которая была самой ранней оперой в итальянском стиле, написанной украинским или русским композитором. Он вернулся в Санкт-Петербург в октябре 1773 г. Обстоятельства его смерти в 1777 г. документально не подтверждены.
Березовский наиболее известен своими хоровыми произведениями и был одним из создателей украинского духовного хорового стиля. Лишь немногие из его сочинений сохранились, но исследования последних десятилетий привели к повторному открытию ранее утерянных произведений, в том числе трех симфоний . Его опера и соната для скрипки были первыми известными образцами этих жанров русского императорского композитора.
Биография
[ редактировать ]Отсутствие документальных свидетельств означало, что до XXI века о Максиме Созонтовиче Березовском было мало что известно. В 1830-1840-е годы библиотекари Петербургской государственной академической капеллы собирали подробности о его жизни и деятельности. У них был доступ к собственным партитурам и заметкам композитора, но они полагались на неподтвержденную информацию от других, кто его помнил. Первыми авторами, написавшими краткую биографию Березовского, были немецкий историограф Якоб фон Штелин , антиквар и коллекционер книг Евгений Болховитинов , а также русский поэт и переводчик Николай Дмитриевич Горчаков . [ 5 ] Ничтожная биография Болховитинова, написанная спустя десятилетия после смерти Березовского, использовалась более поздними писателями как основной источник информации о композиторе. [ 6 ] Неподтвержденные подробности, до сих пор включенные в современные биографии, включают в себя то, что он стал жертвой обстоятельств и был доведен до самоубийства либо из-за долгов, либо из-за отсутствия признания его творческого гения. [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Березовского, возможно, принадлежал к мелкому дворянству . Современные потомки брата Павла связывают происхождение семьи с казачеством . семьи , свидетельствующий о ее польском происхождении. герб Сохранился также [ 7 ]
Место рождения Березовского, имя отца и предполагаемый период учебы в Киево-Могилянской академии в Киеве известны только из устных рассказов и поэтому достоверно не известны. [ 8 ] Некогда принятые аспекты его биографии берут свое начало из во многом художественной пьесы Петра Смирнова, написанной в 1841 году, а также из романа, написанного в 1844 году русским писателем Нестором Кукольником . [ 9 ]
Раньше считалось, что Березовский родился 27 апреля [ OS 16 апреля] 1745 года, как вспоминал преподаватель Капеллы в Санкт-Петербурге. В других источниках XIX века упоминаются разные годы: 1743, 1742 и даже 1725 год. [ 10 ] Поскольку в энциклопедическом словаре, изданном в 1836 году, указано, что Березовский родился примерно в 1745 году, этот год стал общепринятым годом его рождения. Месяц и день его рождения указаны в произведениях Михаила Лебедева и Михаила Соловьева соответственно. Непонятно, откуда взялась их информация. [ 11 ]
Место рождения Березовского доподлинно неизвестно, но по многим источникам был Глухов , в то время главная резиденция гетмана Войска Запорожского . [ 12 ] В XVIII веке Глухов служил столицей казачьего Гетманщины и административным центром Малороссийской губернии . [ 13 ]
Обучение в Глухове и Киеве
[ редактировать ]В XVIII в., с возникновением хоров в украинских церквях, монастырях и школах, композиторы и певцы подняли хоровую музыку на высокий художественный и профессиональный уровень. [ 14 ] В отличие от итальянской практики использования кастратов , в мужской капелле использовались мальчики-сопрано . Украина стала известна как место вербовки мальчиков с прекрасными певческими голосами, и с 1730-х годов русские дворяне привозили с собой талантливую молодежь из этого региона для выступлений в Капелле. [ 15 ] С 1738 года Глуховская певческая школа использовалась Капеллой для первоначального обучения мальчиков, а затем отобранные были обучены певцам при дворе в Санкт-Петербурге. [ 16 ] [ 17 ] Когда их голоса менялись, те, у кого были лучшие голоса, обучались как взрослые певцы и освобождались, если они были крепостными . Те, кто не был выбран, обычно находили работу в качестве государственных служащих или певчих в монастырях. [ 15 ]
Принято считать, что Березовский был мальчиком-певцом в Глуховской школе. [ 18 ] Его имя не фигурирует в сохранившихся документах этого учреждения, но поскольку оно было единственным в Российской империи , готовившим певцов для Императорского придворного хора, вполне вероятно, что он получил там образование. [ 7 ] были другими компоссерами таких как Artemy Vedel , Hryhorii Skovoroda , и Gavrilo Rachinsky . [ 19 ] он сочинял трех- и четырехчастные песнопения . Возможно , в детстве [ 20 ]
В некоторых источниках XIX века утверждалось, что Березовский часть своего образования получил в Киево-Могилянской академии, но когда в начале XX века документы академии были обнародованы, имя Березовского не значилось ни в одном из студенческих списков. . [ 21 ] Документальных подтверждений обучения Березовского в академии нет. [ 22 ]
Ораниенбаум и Санкт-Петербург.
[ редактировать ]29 июня 1758 года Березовский был принят певцом в капеллу будущего Павла I. [ 8 ] в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом. Там он пел в итальянских операх, а его имя появляется в печатных либретто опер «Алессандро нель'Инди» (1759) Франческо Араха (когда он играл роль Поро) и «Семирамида риконошюта» (1760) Винченцо Манфредини (когда он изобразил Иркано). ). [ 23 ] [ 20 ] [ примечание 2 ] Сохранилось около 1756 зарплатных квитанций, подписанных «Бересевским», которые подтверждают, что он работал оперным певцом в Ораниенбауме. [ 24 ]
Будущий губернатор Малороссии Петр Румянцев привел 13-летнего Березовского к царскому двору. [ 13 ] Он проработал при дворе 19 лет в качестве оперного певца (до 1765 г.), музыканта в оркестре (с 1766 г.) и композитора (с 1774 г.). [ 6 ] В 1762 году он стал певцом итальянской придворной капеллы Санкт-Петербурга . Его научил сочинять и играть на клавесине итальянский дирижер Франческо Цоппис. [ 13 ] [ 25 ] и обучался композиции у итальянского композитора Бальдассаре Галуппи . [ 26 ] Березовский удивил Цопписа, создав серию хорошо написанных хоровых концертов. [ 13 ] Вместе с Дмитрием Бортнянским он принял участие в постановке Раупаха Германа «Альцесты» в Санкт-Петербурге. [ 27 ]
В 1760-е годы Березовский был придворным штатным музыкантом и сочинял концерты для церковных хоров. [ 12 ] Под влиянием духовных концертов, созданных придворными итальянцами, новая музыка Березовского в итальянском стиле была хорошо принята. [ 8 ] Он больше не пел как солист после того, как Екатерина II стала императрицей в 1762 году, возможно, из-за своего возраста или потому, что русские музыканты потеряли благосклонность при дворе во время ее правления. [ 20 ]
Супружеская жизнь
[ редактировать ]В 1763 году, в возрасте 18 лет, Березовский женился на девушке, которую знал еще со времен Ораниенбаума, придворной балерине по имени Франзина Юбершер. [ 6 ] которая была дочерью одного из валторнистов придворного оркестра . [ 13 ] Березовский принадлежал к Русской православной церкви , а Франзина была католичкой , поэтому на брак пришлось испрашивать разрешение. Проработав 11 лет танцовщицей в придворном театре, в 1774 году была уволена по возрасту. [ 13 ]
По словам дирижера-музыковеда Мстислава Юрченко , у Березовского была еще одна жена по имени Надежда Матвиевна, но украинский музыковед Ольга Шумилина утверждает, что Франзина сменила имя, когда вышла замуж за православную церковь. [ 6 ]
Доподлинно неизвестно, почему вскоре после смерти Березовского судебный служащий получил из царской казны выплату, которая обычно доставалась бы его еще живой жене. [ 28 ] Через год после смерти мужа Надия Матвиевна, оставшись без средств к существованию, умерла в нищете. В свидетельстве о смерти от 1 января 1778 года она указана как жена Березовского, музыканта камерного оркестра. [ 6 ]
Первая поездка в Италию
[ редактировать ]Неясно, когда именно и как часто Березовский ездил в Италию, но есть свидетельства того, что он мог бывать там не раз. Существует императорский документ о двух паспортах, выданных 26 августа 1764 года лицам из Малороссии, отправленным в Италию на личный счет Кирилла Разумовского , последнего гетмана Войска Запорожского . Предполагается, что один из паспортов принадлежал Березовскому. [ 22 ] Разумовский увез его из Глухова в Петербург в конце 1757 года. Он был его наставником и помогал ему материально. В паспортном документе было написано: «В Малороссию в Киев малороссийскому дворянину Максиму Березовскому и купцу Ивану Константинову, посланным Высокопреосвященнейшим гетманом графом Разумовским в Италию». Указание на то, что Березовский был дворянином, указывает на то, что он, вероятно, имел определенные привилегии и хорошее жалованье. Шумилина утверждает, что паспорт мог принадлежать не Березовскому, поскольку фамилия «Березовский» не совпадает с именем «Березовский». [ 29 ]
После возвращения из Италии Березовский был принят на должность заместителя директора Капеллы с годовым окладом 500 рублей . В его обязанности входило написание оперной балетной музыки. Эта должность отражена в списке служащих театра, составленном в 1766 году. [ 6 ] духовные хоровые концерты были исполнены в августе 1766 года в Янтарной комнате Царскосельского Его дворца в присутствии Екатерины II. В течение следующих двух лет было написано еще пять концертов, получивших высокую оценку как итальянских музыкантов (в том числе Галуппи), так и придворных. [ 29 ]
Вернуться в Италию
[ редактировать ]В 1769 году Березовский, которому к тому времени было под тридцать, совершил обратную поездку в Италию. Сначала он отправился в Вену в качестве курьера посла Дмитрия Голицына , как указано в документе о пересечении границы от 26 мая. Оттуда он отправился в Болонью . [ 29 ] Там он учился у композитора Джованни Баттисты Мартини в Филармонической академии Болоньи . [ 12 ] [ 30 ] Он оставался в Италии до 1773 года. [ 31 ]
У Березовского не было необходимого рекомендательного письма для Мартини. Письмо было отправлено Мартини в феврале 1770 года директором русских императорских театров Иваном Елагиным , когда Березовский уже был в Болонье и приступил к занятиям. Шумилина предположила, что появление Березовского в Италии (в то время, когда Россия и Османская империя находились в состоянии войны) изначально было не для того, чтобы его мог обучать Мартини, и что российские власти использовали плату за обучение Березовского как прикрытие, чтобы он мог действовать как правительственный агент. [ 29 ]
В мае 1771 года Березовский официально просил допустить его к выпускному экзамену: [ 32 ] [ примечание 3 ]
15 мая 1771 г.: Достопочтенный синьор президент и профессора Академии. Максим Березовский по прозвищу Русский, желая быть принятым в ряды композиторов и дирижеров самой знаменитой филармонической академии, просит синьора президента и членов филармонической академии допустить его к экзамену для поступления в академию. Во славу Господню.
— Максим Березовский
Вместе с коллегой-выпускником Йозефом Мысливечком [ примечание 4 ] Березовскому предстояло сочинить полифоническое произведение на заданную тему. Это был аналогичный экзамен, который сдавал 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт годом ранее. [ 12 ] Академики собрались, чтобы протестировать претендентов, которые оценивали экзаменационные работы кандидатов тайным голосованием, используя белые и черные шары, чтобы проголосовать за достижение требуемого стандарта. Необычно то, что и Мысливечек, и Березовский получили только белые шары, что означало положительное голосование, и поэтому оба стали академиками. Это принесло им финансовую и социальную выгоду. [ 4 ] [ 34 ] Экзаменационный доклад Березовского « Hic vir despiciens» . [ 20 ] подписано «Массимо Березовский», сейчас хранится в академии. [ 13 ] Композиции Березовского в Италии включают «Демофонте» , трехактную оперу -серию , на итальянское либретто Пьетро Метастазио . Он был поставлен в Ливорно , а премьера состоялась в феврале 1773 года. [ 12 ] Музыку, сочиненную им в Италии, пришлось издавать во Франции, так как при его жизни ни в России, ни в Италии регулярно не издавались нотные издания. [ 35 ] Березовский стал первым российским членом Филармонической академии Болоньи. [ 4 ]
Вернуться в Санкт-Петербург
[ редактировать ]Исчерпав средства, [ 27 ] Березовский вернулся в Петербург в октябре 1773 года. [ 36 ] [ примечание 5 ] и был назначен руководителем хора, в котором он обучался. [ 27 ] Пособие ему за годы пребывания в Италии было выплачено только в 1774 году, по возвращении в Россию. [ 33 ]
Поскольку в его обязанности входило написание и исполнение музыки, в некоторых документах Березовский упоминается как композитор. Однако никаких сочинений или записей о его работе при дворе этого периода не сохранилось. Вполне вероятно, что у него не было постоянной должности, и после его возвращения из Италии его композиторская карьера фактически прекратилась. [ 37 ] Больше его никогда не повышали. [ 20 ]
Смерть
[ редактировать ]Последнее жалованье Березовский получил в феврале 1777 года. [ 6 ] Российский государственный деятель Григорий Потемкин пригласил его на работу директором музыкальной академии в Кременчуге (ныне на территории современной Украины), [ 20 ] но 24 марта (2 апреля н.с. ) 1777 года Березовский умер в Санкт-Петербурге. [ 38 ]
Со временем подробности смерти Березовского приукрасились, например, что он стал алкоголиком и покончил жизнь самоубийством. [ 28 ] Никаких записей, указывающих на то, что он умер таким образом, не известно. [ 39 ] Окончательно он упоминается уже после его смерти, когда обсуждается вопрос о его имении: «Композитор Максим Березовский умер в 24-м числе сего месяца; причитавшееся ему жалованье подлежит выплате, но так как после его смерти ничего не осталось , а хоронить тело нечего, то, пожалуйста, Ваше Высочество, отдайте его жалованье придворному певцу Якову Тимченко..." [ 39 ] После его смерти Екатерина II тайно приказала сжечь бумаги в комнатах Березовского. [ 13 ]
Болховитинов написал в своей биографии Березовского 1804 года, что «ипохондрия» заставила Березовского «зарезать себя». [ 28 ] Его самоубийство, принятое как факт начала 19 века, могло произойти из-за долговых проблем, в отличие от более ранних теорий, таких как предполагаемое плохое обращение с ним со стороны императорского двора. [ 27 ] По словам российского и израильского Марины Рицаревой умер от лихорадки. [ 28 ]
Работает
[ редактировать ]Большинство сочинений Березовского утеряны. Из 18 написанных им хоровых концертов сохранились три, из которых известна только одна автографная партитура - антифония, написанная им во время экзамена на избрание в Музыкальную академию. [ 8 ] Из 40 хоровых произведений, записанных в XIX веке, примерно половина утеряна. [ 20 ]
В 1901 году музыкальная энциклопедия Riemann Musiklexikon упомянула «не только оперу « Демофонте , но и другие светские произведения» композитора, написанные в Италии. [ 40 ] Описание Березовского как композитора духовной музыки, время от времени создавшего светские произведения, с тех пор подвергается сомнению со стороны некоторых современных ученых. [ 41 ] Его опера «Демофонт» и соната для скрипки — первые образцы этих жанров как украинского, так и российского композитора. [ 8 ]
Духовная музыка
[ редактировать ]Березовский прославился своими хоровыми произведениями. Стиль его хоровых концертов оказал влияние на более поздних композиторов, таких как Бортнянский и Ведель. [ 8 ] Его наиболее известные хоровые произведения — концерт « Не отвержи мене во время старости » («Не оставляй меня на старости»), [ 42 ] музыковеды считают его последним произведением, [ 29 ] литургическая музыка к Молитве Господней и Символу веры , а также четыре церковных гимна: « Чашу спасения » («Чаша спасения»), « В память вичнуйу » («В вечную память»), « Творяи ангелы своя » («Пусть Ангелы творят») и « Во всю землю » («Над всей землей»). Они связаны с украинскими народными песнями и традицией киевского распева . [ 42 ] «Не оставляй меня в старости моей» впервые было опубликовано в 1817 году. [ 6 ] Его регулярно поют российские и украинские хоры. [ 20 ] Некоторые из церковных гимнов Березовского утеряны, и возможно, что из дошедших до нас некоторые были сочинены не им. [ 8 ]
Березовский был одним из создателей украинского хорового стиля в духовной музыке и первым композитором, разделившим православную литургию на семь частей. [ 13 ] [ 42 ] наделение каждого из них определенной ролью. Его постановки отличаются выразительными мелодиями, в которых есть намеки на украинские народные песни. Он положил начало использованию в этом жанре народной традиции гомофонного хорового декламации. [ 8 ]
Лидия Корний пишет, что Березовский поднял жанр духовных концертов на высший музыкально-художественный уровень. [ 43 ] По словам Юрченко, качество некоторых богослужебных произведений Березовского "не имеет аналогов не только в украинской, но и в европейской музыке". До 2018 года Березовскому приписывали три хоровых концерта: [ 8 ] написано во время его второго периода в Санкт-Петербурге. [ 13 ] Березовский создал четырехчастный классический хоровой концерт. [ 8 ]
В 2001 году некоторые хоровые произведения Березовского были найдены в Киеве, где после окончания Второй мировой войны они были переданы на хранение Киевской консерватории, а затем перевезены в Центральный государственный архив Украины . [ 33 ] В 2018 году был опубликован том недавно обнаруженных хоровых концертов Березовского, девять для четырех голосов и три для двойного хора, почти все впервые. [ 44 ]
Светская музыка
[ редактировать ]Демофонт
[ редактировать ]Опера Березовского «Демофонт» была заказана и оплачена русским государственным деятелем графом Алексеем Григорьевичем Орловым , стоявшим со своей эскадрой в Ливорно. Опера была поставлена во время ежегодного городского карнавала в феврале 1773 года и была хорошо принята. [ 29 ]
Сохранились четыре арии, обнаруженные в музыкальной библиотеке во Флоренции: «Пока сердце грустными голосами» , «Misero pargoletto» , «Per lei fra l'armi » и «Prudente mi Ask ». [ 20 ] [ 45 ] [ 46 ] Две арии для Демофона (тенора) и Тиманта (кастрата) были записаны на партитуру переписчика. Арии Тиманта, «Несчастное дитя» и «Разумный», спросите вы меня? , содержат секции да капо в стиле Никколо Джоммелли . [ 27 ] Их качество свидетельствует об опыте композитора в жанре опера-серия. [ 47 ]
Согласно двум отчетам о постановках, найденным в «Notizie del mondo», опубликованном в Ливорно 27 февраля 1773 года, опера исполнялась как в Ливорно, так и во Флоренции. Они показывают, что Демофонте исполнялся в рамках городского карнавала в Ливорно, а также на флорентийском карнавале. театр. Запись со списком оперы была также найдена в миланском «Индексе театральных представлений за 1773 год». [ 46 ]
Рукописи с автографами Демофонте хранятся в библиотеке Консерватории Луиджи Керубини . [ 31 ] Сергею Дягилеву , основателю « Русского балета» , не удалось возродить оперу, так как многое было потеряно. [ 27 ]
Соната для скрипки
[ редактировать ]Симфония Березовского до мажор и соната для скрипки и клавесина до мажор имеют циклическую структуру и написаны в ранней сонатной форме — музыкальном стиле, занимающем нечто среднее между барочным и классическим стилями музыки. [ 41 ]
Соната (1772), написанная, когда он был в Пизе , [ 28 ] содержит как итальянские, так и украинские элементы. чувствуется влияние украинских народных песен Во второй части , а в произведении использована мелодия традиционной народной песни « Казак ехал за Дунай ». Сложность партии скрипки показывает, что Березовский умел играть на инструменте на профессиональном уровне. [ 48 ]
Произведение состоит из трех частей: [ 48 ]
Рукописная партитура вместе со многими другими важными в культурном отношении документами и предметами была вывезена армией Наполеона Бонапарта в Париж. В 1974 году произведение было упомянуто в рассказе о жизни Березовского музыковедом Василием Витвицким . [ 41 ] Рукопись сонаты получена из Национальной библиотеки Франции (код D 11688). [ 49 ] [ 48 ] и писал в Киеве по украинскому компостеру Mykhailo Stepanenko . [ 28 ] Его первое исполнение, в котором Степаненко аккомпанировал скрипачу Александру Панову, состоялось 26 мая 1981 года в Киевской консерватории (ныне Украинская национальная музыкальная академия имени П.И. Чайковского ). [ 50 ]
В начале 2000-х годов [ 51 ] рукопись под названием Sonata Per il Clavircelmbal Del. Сиг. Бер[эсовский] был найден в библиотеке Музея Чарторыйских украинским академиком Валерией Шульгиной . [ 52 ] Приписывание Березовскому подтвердили Шульгина и эксперты Национальной библиотеки Польши , которые проанализировали почерк и продемонстрировали, что сонаты были написаны одним человеком. Сравнение сонат с сохранившимся автографом Березовского на антифоне, который он написал на экзамене в 1771 году, показывает, что рукопись была написана переписчиком. [ 53 ] В 2014 году произведениям было вновь приписано чешское происхождение, когда в качестве композиторов были идентифицированы Каухлиц Колицци , Иоганн Баптист Ванхал и, вероятно, кларнетист Йозеф Бир . [ 51 ]
Симфония до мажор
[ редактировать ]В статье «Симфония: XVIII век» в «Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув» 1980 года отмечается, что «многие итальянские увертюры попали в российские библиотеки; а русская симфония/увертюра Березовского сохранилась в коллекции Дориа Памфили в Рим." [ 54 ] Это самая ранняя из известных симфоний, написанная русским композитором. [ 55 ]
В 1996 году в журнале «Музыка» впервые сообщалось о существовании симфонии Березовского. [ 11 ] Произведение до мажор, названное на первой странице как «Симфония XXX» , было обнаружено американским дирижером Стивеном Фоксом в 2002 году. Фокс нашел рукопись партитуры в музыкальной коллекции итальянской аристократической семьи и получил разрешение на ее использование. работа, которую предстоит выполнить. [ 56 ] Рукопись работы хранится в Archivio Doria Pamphilj в Риме. [ 54 ] Он переплетен вручную в предпоследний том — «XXX» — вместе с пятью симфониями других композиторов. Симфония Березовского была написана по частям, как издавалось большинство симфоний XVIII века, а в виде полной партитуры. [ 57 ]
Шумилина предположила, что симфония была увертюрой к опере Березовского, а не отдельным оркестровым произведением. [ 41 ] Впервые он был исполнен оркестром старинной музыки Pratum Integrum в 2003 году в Королевской музыкальной академии в Лондоне. Впервые в него сыграли в Украине в 2016 году. [ 56 ] [ 54 ]
Симфонии Берешиолло.
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Мировая премьера на UA-TV двух симфоний Березовского с последующим исполнением его Симфонии № 1 ( Украинский национальный камерный ансамбль , дирижер Кирилл Карабиц ). |
Две симфонии, которые, вероятно, были написаны Березовским — до мажор и соль мажор (названные по партитурам как XIII и XI соответственно), — с тех пор были найдены в Париже. [ 58 ] Произведения были написаны неизвестным человеком по имени Берешиолло. Опубликовано в 1760 году в Париже, сейчас известно, что его копии можно найти в ряде европейских библиотек. [ 11 ] [ примечание 6 ] Некоторые темы Симфонии соль мажор Берешиолло имеют сходство с украинской народной музыкой. [ 59 ] Их впервые исполнил в 2020 году Украинский национальный камерный ансамбль под управлением Карабица. [ 58 ]
О том, что произведения были написаны Березовским, было объявлено в Киеве в 1995 году, во время празднования 250-летия композитора. [ 11 ] Березовский был иностранцем в Италии и поэтому имел титул синьора . Его фамилия могла быть написана иначе из-за ошибок в расшифровке рукописной транскрипции его имени с русского языка, которую западноевропейцам было бы нелегко прочитать. [ 60 ]
Наследие
[ редактировать ]В Глухове установлен памятник Березовскому, а его имя высечено золотом на плите на стене Филармонической академии Болоньи, помимо имени Моцарта. [ 13 ] Фильм Андрея Тарковского 1983 года «Ностальгия» вдохновлен жизнью Березовского. [ 61 ] В 2020 году 275-летие со дня рождения Березовского отметили. [ 58 ]
Кирилл Карабиц , дирижировавший украинской премьерой Первой симфонии Березовского, заявил, что и Россия, и Украина имеют равные права на наследие композитора, заявив, что «россияне имеют право называть Березовского «русским», а [украинцы] имеют право». называть его «украинцем». [ 62 ]
Восстановленные баллы
[ редактировать ]После его смерти музыка Березовского была в значительной степени забыта, вплоть до середины XIX века, когда она снова была исполнена. Возникший этим интерес привел к проведению дополнительных исследований композитора. Анализ его музыки прекратился во время Русской революции , когда большая часть его музыки была потеряна. [ 63 ] С 1950-х годов ранее утраченные произведения Березовского были обнаружены, вновь исполнены и впервые записаны, а его музыка с тех пор активно пропагандируется. [ 8 ]
В 1998 году музыковед Кристоф Вольф [ 64 ] нашел шесть томов рукописей, содержащих 28 анонимных хоровых произведений Березовского или Галуппи. Включены почти все опубликованные и известные на тот момент концерты Березовского, его литургия, причастный гимн и произведения, ранее считавшиеся утерянными. Документы первоначально находились в библиотеке Берлинской академии пения . [ 63 ] были доставлены в Киев Красной Армией после Второй мировой войны, а наиболее важные находки (около пятой части) были отправлены в Москву. [ 64 ] Рукописи, которые Советы хранили и каталогизировали в Киевской консерватории, были подарены Германии правительством Украины. [ 63 ] Взамен Германия передала Украине рукописи украинских композиторов. Среди них были произведения Березовского. [ 64 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативные транслитерации его имени включают Максим и Созонтович . [ 1 ]
- ↑ Дата рождения Березовского рассчитывалась по тому, сломался ли у него голос к 1757 году. Когда-то возникло сомнение, исполнял ли он партии для сопрано или для тенора. [ 20 ]
- ^ » 15 мая 1771 года. Светлейший князь и академики филармонии... Массимо Березовской, известный как Руссо, желая быть включенным в роль композитора и маэстро капеллы знаменитой академии филармонии, умоляет господина князя и академию филармонии допустить его к экспериментам, в состав Академии . [ 32 ]
- ↑ К 1771 году Йозеф Мысливечек написал девять опер, более 30 симфоний и увертюр , три концерта и множество других камерных произведений. [ 33 ]
- ↑ Ранние биографии указывают, что он вернулся в 1775 году. [ 36 ]
- ^ Две симфонии Берешиолло хранились в Национальной библиотеке Франции; Университетская библиотека Musiksammlung, Базель; архивы города Ажен, Франция; Музыкальная и театральная библиотека, Стокгольм); Муниципальная библиотека, Бордо; и Датская королевская библиотека в Копенгагене. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайда, Любомир А.; Андрей, Макуч. «Музыка Украины » Британника Получено 9 июля.
- ^ Кузьма, Марика (1996). «Бортнянский а-ля Бортнянский: Исследование источников хоровых концертов Дмитрия Бортнянского» . Журнал музыковедения . 14 (2): 183. дои : 10.2307/763922 . ISSN 0277-9269 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Kyyanovska, Lyubov (2008). Українська музична культура [ Ukrainian Musical Culture ] (in Ukrainian). Lviv: Triada Plus. p. 17. ISBN 978-966-486-024-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Keldysh, Yuri (1966). "Неизвестная опера русского композитора" . Sovetskaya Muzyka (337): 39–50 . Retrieved 2 August 2024 .
- ^ Lebedeva-Emelina 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шумилина 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Рицарев 2013 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Юрченко, Мстислав. «Максим Березовский: Украинская духовная музыка (Том 1)» (ноты на компакт-диске) . Клаудио Рекордс . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 3.
- ^ Ритзарев 2013 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карабиц 2021 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Яффе 2012 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Рудяченко, Александр. «Моцарт Моцарт» [Украинский Моцарт] «День» (Киев) (на украинском языке). Киев: Украинская пресс-группа . Получено 10 октября.
- ^ Korniy 1998 , pp. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б Стайтс 2008 , с. 97.
- ^ Korniy 1998 , p. 194.
- ^ «Глуховская школа пения» . www.энциклопедияofukraine.com . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 105.
- ^ Korniy 1998 , p. 381.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кузьма 2001г .
- ^ Ритзарев 2013 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Карабиц 2021 , с. 17.
- ^ Шумилина 2015 , с. 78.
- ^ Карабиц 2021 , стр. 17, 23.
- ^ Лебедева-Емелина, А.В. (2009). «Березовский » Православная энциклопедия стр. 100-1 650–652 . Получено 10 октября.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тарускин, Ричард (2002). «Березовский, Максим Созонтович (опера)» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O900539 . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пряшникова, Маргарита «Максим Березовский (ок. 1745–1777): Светская музыка (Полный луговой оркестр)» (примечания к компакт-диску) . Каро Митус Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шумилина 2019 .
- ^ Шумилина 2015 , стр. 80–81.
- ^ Перейти обратно: а б Шульгина 2020 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Шумилина 2015 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Карабиц 2021 , с. 18.
- ^ Перебирнис, Ольга (15 May 2021). " Йозеф Мысловечек и Максим Березовский: чех и украинец, которые покорили музыкальную Италию" Историческая Pravda (в Украину) . Retrieved 13 октября 2023 .
- ^ Карабиц 2021 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Рудяченко, Александр (18 октября 2020). "Максим Березовский. 2. Между мучениками и праведниками" [Maxim Berezovsky. 2. Between the martyrs and the righteous]. Ukrinform (в Russian) . Retrieved 11 октября 2023 .
- ^ Шумилина 2015 , стр. 82–83.
- ^ Ритзарев 2006 , с. х.
- ^ Перейти обратно: а б Шумилина 2015 , с. 83.
- ^ Карабиц 2021 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шумилина 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с Витвики, Василь. «Березовский, Максим» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Korniy 1998 , p. 202.
- ^ Yurchenko 2018 , p. 5.
- ^ Керхофф, Свен. «Рецензии – Березовский М. (Куррентзис): Weltliche Musik» (на немецком языке). Музыка сама по себе . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Suprun-Yaremko 2014 , p. 414.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б с Korniy 1998 , p. 303.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 113.
- ^ Шульгина 2020 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Шумилина 2021 , стр. 24–25.
- ^ Шульгина 2020 , с. 170.
- ^ Шульгина 2020 , с. 172–173.
- ^ Перейти обратно: а б с Карабиц 2021 , с. 20.
- ^ Alyoshina, Margarita Nikolayevna (2015). "Русско-итальянские стилевые диалоги в симфонии С-dur Максима Березовского" [Russo-Italian stylistic dialogues in Maxim Berezovsky's Symphony in C Major]. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств [ Journal of Culture and Arts of Kemerovo State University ] . Retrieved 2 August 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б Ракочи 2018 .
- ^ Карабиц 2021 , стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б с «Вновь открытые симфонии Максима Березовского, «Украинского Моцарта» » . Австралийская радиовещательная компания . 16 мая 2022 г. Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карабиц 2021 , с. 23.
- ^ Карабиц 2021 , с. 25.
- ^ Орландо Файджес, Танец Наташи (Пикадор, 2002), с. 41.
- ^ Ефименко, Аделина (12 декабря 2020 г.). "Максим Березовский и Кирилл Карабиц" . Збруч (in Russian). Archived from the original on November 7, 2022 . Retrieved November 7, 2022 .
Россия имеет право называть Березовского русским композитором, а наше право – называть его украинским.
- ^ Перейти обратно: а б с Шульгина 2020 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Проказа, Дарья (13 Декабря 2017). "Музыкальные сенсации. Что скрывается во львовских архивах" [Musical sensations: What is hidden in the Lviv archives]. Russian Pravda (in Russian) . Retrieved 24 октября 2023 .
Источники
[ редактировать ]- Azeev, Evstafiy Stepanovich (1914). На Литургии [ At the Liturgy ] (in Russian). Russian State Library .
- Ивченко, Лариса (2021). Три симфонии [ Maxim Berezovsky: Three Symphonies ] (PDF) . Киев: Музыкальная Украина.
- Яффе, Дэниел (2012). Исторический словарь русской музыки . Пугало Пресс. ISBN 978-08108-7-980-5 .
- Karabits, Kirill , ed. (2021). Три симфонии [ Maxim Berezovsky: Three Symphonies ] (PDF) (in Russian). Киев: Музыкальная Украина.
- Корнии, Лидия Пылыпывная (1998). History of Russian Music [ История украинской музыки ] (in Russian). Vol. 1. Kharkiv; Нью-Йорк: П. Коцз. OCLC 978701286 .
- Кузьма, Марика (2001). «Березовский, Максим Созонтович» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Lebedeva-Emelina, Antonina (2017). "Лебедева-Емелина А. В. Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов" [Biographic Writings on the Composers of the Era of Catherine the Great: Correlation Between Documents, Legends, And Myths] (PDF) . IMTI (17): 36–38.
- Rakochi, V. (2018). Manuscripts do not burn, или Maxim Berezovsky's Symphony in C major] " Рукописи Не Горят, или Симфония К-Мажор Максима Березовского" [ (PDF) . Art Studies Studios (в Russian). 1 . National Academy of Sciences of Ukraine: 45-54. ISSN 1728-6875 .
- Рицарева, Марина (2006). Русская музыка XVIII века . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-13515-6-860-9 .
- Ritzarev, Marina (2013). Композитор М.С. Березовский жизнь и творчество [ Composer M.S. Berezovsky: His Life and Work ] (in Russian). Leningrad: Muzyka. OCLC 15856456 .
- Шульгина, В.Д. (2020). «Уникальные рукописи и печатные документы украинской музыкальной культуры XVIII века» . Культурология и искусствоведение Национальной академии управления культурой и искусством . Киев: Российская государственная библиотека .
- Shumilina, Ольга (2015). " Композитор максим березовский: обзор прижизненных документальных материалов (к 270-летию со дня рождения)" [Composer Maxim : Berezovsky украинская музыка [Ukrainian Music] . 18 : 77-84.
- Shumilina, Ольга (2018). Н. Савицкой " Реконструкция Биографического Сценария Жизнетворчества М. Березовского В Свете Основных Положений Концепции Возрастного Музыковедения " . украинская музыка [Ukrainian Music] . 29 (3): 21-28.
- Shumilina, Ольга (2019). " Итальянские Периоды Жизнетворчества Максима Березовского И Их Роль В Становлении Индивидуального Музыкального Стиля". Scientific Herald (в Украину) (126). Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine: 93-101. doi : 10.31318/2522-4190.2019.126.197976 . ISSN 2522-4204 .
- Shumilina, Olga Anatolyivna (2020). "Сонатна Форма Вінструментальних Творах Максима Березовського" [Sonata form in the instrumental works of Maxim Berezovsky]. Journal of the National Music Academy of Ukraine Named After P. I. Tchaikovsky (in Ukrainian). 46 (1): 6–16. doi : 10.31318/2414-052x.1(46).2020.198489 . ISSN 2414-052X .
- Шумилина, Ольга (2021). "Клавирные Сонаты Синьора Бера Из Краковской Рукописи И Чешская Музыкальная Культура Второй Половины ХVІІ Века" [Signor Ber's Piano Sonatas из Кракова Manuscript and Czech Musical Culture of Second Half of 18th Century]. украинская музыка [Russian Music] (in Russian). 41 (3): 24-32. doi : 10.32782/2224-0926-2021-3-2 .
- Стайтс, Ричард (2008). Крепостное право, общество и искусство в императорской России: удовольствие и власть . Издательство Йельского университета . ISBN 978-03001-2-818-5 .
- Супрюн-Яремко, Надия (2014). : Руководство для Полифония студ. высших учеб . Vinnytsia, Украина: Новая Кныха. ISBN 978-96638-2-510-6 .
- Юрченко, Мстиславль (2001). Text of booklet to CD Созданный музыкальный материал Максим Березовски
- Юрченко, Мстислав, изд. (2018). Недавно обнаруженные хоровые концерты, часть A – Концерты для четырех голосов (PDF) . Антология украинской духовной музыки: произведения украинских композиторов. Том. 5: Максим Мерезовский. Киев: Издательство Комора. ISBN 978-617-7286-40-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Lebedeva-Emelina, Antonina (2017). "Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов" [Biographic writings on the composers of the era of Catherine the Great: the correlation between documents, legends, and myths] (PDF) . Искусство музыки: теория и история [The Art of Music: theory and history] (in Russian) (17). State Institute of Art Studies.
- Матсенко, Павло (1951). Дмитрий Степанович Бортнянский Максим Созонтович Березовский и . Wiinepeg, Канада: Украинский культурный и образовательный центр. pp. 23–29.
- Ritzarev, Marina (12 October 2019). "Концертный стиль 1760-1770-х годов в творчестве М. Березовского и Б. Галуппи Источник" [Concert style of the 1760-1770s in the works of M. Berezovsky and B. Galuppi] (in Russian). Открытый текст [Open Text].
- Shumilina, Olga Anatolyevna (2018). "Мифы о Максиме Березовском: причины появления и пути преодоления" [Myths about Maxim Berezovsky: reasons for their emergence and ways to overcome them]. Вестник музыкальной науки [Music Science Bulletin] (in Russian). 19 (1): 12–19.
- Шумилина, Ольга Анатольевна (2021). "Кто такой Синьор Beresciollo?" (PDF) . Украина. Европа. Мир. История и имена в культурно-художественных рефлексиях: Материалы пятой международной Научно-практической Конференции . Fifth International Research-Practice Conference (в Russian). Киев. pp. 254–258.
- Шумилина, Ольга Анатольевна (2022). " Опера "Селевк" в творческой жизни Максима Березовского". Журнал Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского (in Ukrainian) (3-4(56-57)): 97-112. doi : 10.31318/2414-052X.3-4(56-57).2022.278208 . ISSN 2414-052X .
Вымысел
[ редактировать ]- Колисниченко, Юрия; Plachinda, Serhiy (1971) [1968]. Неопалимая кочка [ Burning Bush ]. Vol. Максим Березовский, Артем Ведель – историчная история. Winnipeg, Канада: Trident Press Ltd.
- Кукульник Н. (1844). Максим Созонтович Березовский (на русском языке). Викиресурс (русский).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Максима Березовского в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Максима Березовского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Духовные произведения Березовского на сайте Справочной библиотеки православной духовной музыки (нужна бесплатная регистрация)
- Максим Березовский – Симфония до мажор: Allegro molto – Andante – Presto из Pratum Integrum, включающая исполнение произведения
- Партитура «Не отвергни меня на старости моей» (1842 г.) из Национальной электронной библиотеки Министерства культуры Российской Федерации.
- Статья 2020 года к 275-летию Березовского из Вечернего Киева (на украинском языке)
Рукописи
[ редактировать ]- Соната для скрипки (Соната для скрипки) из Национальной библиотеки Франции ( Музыкальный отдел , D-11688).
- 1740-е годы рождения
- 1777 смертей
- People from Hlukhiv
- Люди из казачьего Гетманщины
- Украинский народ в Российской Империи
- Композиторы классического периода
- Классические композиторы церковной музыки
- Оперные композиторы Российской империи.
- Украинские оперные композиторы
- Русские композиторы-мужчины-классики
- Украинские композиторы-классики
- Российские оперные певцы-мужчины
- Украинские оперные певцы-мужчины
- Композиторы-классики XVIII века