Соко J-21 Ястреб
J-21 Ястреб | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Легкая атака самолет |
Производитель | Рынок |
Дизайнер | |
Статус | Ушел из Республики Српска ВВС (2006) |
Основной пользователь | Югославские ВВС |
Номер построен | 224 |
История | |
Производится | 1968–1977 |
Первый полет | 19 июля 1965 |
Разработан из | Соко G-2 Galeb |
Soko J-21 Jastreb от кириллика : јastreb , lit. , называемый J-1 jastreb в некоторых источниках, является югослав ( 'hawk' ) сербского Авиационный технический институт (ATI) и военный технический институт (VTI), в Белграде и изготовлены Soko в Мостаре . Полученный от G-2 Galeb Advanced Jet Trainer и Light Attack Musters, он был разработан в одноэтажной наземной атаке и двухместе Advanced Flying/Wemon Training Versions.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]J-21 Jastreb был разработан в качестве замены республики F-84 Thunderjet , который был наиболее часто используемым самолетом истребителями-бомбардировщиком турбоевского бомбардировщика до 1967 года. На основании G-2 Galeb, J -21 Jastreb был разработан как вариант атаки на одно сиденье, впервые полетевший 19 июля 1965 года.
Пилоты сидят на лицензионных сиденьях с выбросами типа 1-B под отдельными навесами, спрятавшимися на правом борту в нежатых кабинах. Инструменты и элементы управления являются совершенно обычными с ручным управлением летающих управлений и стандартными летными инструментами.
Основанный на одном BWB, построенном по лицензии Rolls-Royce Viper MK531, у Jastreb есть обычная алюминиевая сплава, напряженная структура кожи, с небольшими особыми особенностями. Относительно толстая секция аэродинамического покрытия, хотя и ограничивающая производительность, предоставляет место для топливных элементов и втянутого основного шарика, которая убирается внутрь, давая Jastreb широкую дорожку и наполняя его отличными характеристиками обработки. Рычатые ножки с шасси и относительно низкое давление шины позволяют Jastreb работать из не подготовленных полос или грубых аэродромов.
По сравнению с Galeb, Jastreb имеет укрепленную структуру, позволяющую переносить больше оружия, в том числе три пулемета 12,7 мм (0,5 дюйма) . Наряду с оружием, установленным на носу, Jastreb может нести до 800 кг (1800 фунтов) на нижних пилонах, два внутренних пилона, имеющих емкость 250 кг (550 фунтов) для бомб, ракетных пусковых установки и дополнительных резервуаров , в то время как шесть внешних пилонов могут нести ракеты VRZ-157 127 мм (5,00 дюймов). [ Цитация необходима ]
Оперативная история
[ редактировать ]J-21 поступил на службу с JRV (Yugoslavian Air Force) 31 декабря 1968 года, причем очень мало, если таковые имеются, оставались в эксплуатации.
Первая война Конго
[ редактировать ]
Согласно некоторым сообщениям, Франция и Югославия поддержали правительство Мобуту во время первой войны в Конго. [ Цитация необходима ] А именно, Югославия согласилась доставить три J-21 и один самолет G-2 , а также четыре PFM MIG-21 , в то время как три MI-24 были приобретены у Украины. Все эти самолеты базировались в гбадолите и летали в основном сербскими наемниками . [ 1 ]
Югославский пилот, Ратко Турчинович, был убит во время летающего на ультра-низком уровне по гбадолиту , срезав лампу со своим крылом. Обломки его самолета упали прямо в колонну молодых солдат на параде, убив десятки. Сообщается, что авария объясняется алкогольной зависимостью Турчиновича. [ 1 ]
Вскоре после аварии югославский персонал был исключен из ДРК, а Джастрибс были брошены вместе с галебсом. MIG-21 и MI-24, ожидающие собрания российскими или украинскими техниками в Гбадолите, также были заброшены и все еще могут быть видны на рампе в Gbadolite (2013). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Босния и Герцеговина
[ редактировать ]Шесть J-21 Jastrebs из ВВС Республики Српска были вовлечены ВВС США F-16 во время операции «Отказ от посадки» за нарушение нато, обремененного без летающей зоны, в том, что известно как инцидент Банджа Лука . ВВС США заявили, что четыре J-21 сбили F-16, в то время как сербы заявили, что пять Jastrebs потеряли. Несоответствие, вероятно, связано с поврежденным Джастрибом, потерпевшим крушение возле аэродрома после ухода F-16.
15 ноября, во время битвы при далматских каналах, в 9:28 утра три югославских воздушных сил J-21 Ястрибс пролетел низко над Брач и Шолтой; Через несколько минут двое были сбиты зенитной артиллерией. Шесть югославских самолетов были отстранены против целей на Брач и Шолте.
Варианты
[ редактировать ]- J-21 Ястреб
- Одноместная наземная атака, разведывательные самолеты.
- J-21E Ястреб
- Экспортная версия J-1.
- RJ-21 Ястреб
- Одноместные тактические разведывательные самолеты.
- RJ-21E Ястреб
- Экспортная версия RJ-1.
- NJ-21
- Двух мест продвинутого летающего тренера / тренера с оружием / самолета атаки.
Бывшие операторы
[ редактировать ]- управлял 12 J-21 для обучения и для атаки на земле,
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]Сербия
[ редактировать ]- J-21/RJ-21
- Первоначальный прототип и более 31 J-21 расположены в Музее авиации в Белграде . [ 9 ]
Технические характеристики (J-21 Jastreb)
[ редактировать ]
Данные от [ 10 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 10,88 м (35 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 10,56 м (34 фута 8 дюймов)
- Высота: 3,64 м (11 футов 11 дюймов)
- Область крыла: 19,43 м 2 (209,1 кв. Фута)
- Максимальный вес взлета: 5100 кг (11 244 фунта)
- Емкость топлива: 440 кг (970 фунтов) Внутреннее топливо + 435 кг (959 фунтов) в 2x 275 л (60 IMP GAL; 73 US GAL) сброшенные топливные баки крыла.
- Силовая установка: 1 × BMB (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper MK 531 Turbojet Engine, 13,32 кН (2990 фунтов).
- Силовая установка: 2 × Jato Units Сплошные ракеты, 4,45 кН (1000 фунтов).
Производительность
- Максимальная скорость: 820 км/ч (510 миль в час, 440 кН)
- Скорость круиза: 740 км/ч (460 миль в час, 400 кН) при 5000 м (16 000 футов)
- Диапазон: 1520 км (940 миль, 820 нми) с наконечниками
- Потолок обслуживания: 12 000 м (39 000 футов)
- G Ограничения: +8 -4
- Уровень подъема: 21 м/с (4100 футов/мин)
Вооружение
- Оружие: 3 × 12,7 мм (0,5 дюйма ) .
- Жесткие точки: 8 с емкостью внутренних пилонов (2 из) 250 кг (550 фунтов), подвесные пилоны (6 из) 50 кг (110 фунтов), с положениями о комбинациях:
- Другой:
- Другой:
- 2 × 150 л (33 IMP GAL; 40 US GAL).
- 2 × ракетные стручки с ракетами 12x 55 мм (2,17 дюйма)
- Ракеты: 6 × VRZ-157 127 мм (5,00 дюймов) Ракеты
- Бомбы:
- 2 × 250 кг (550 фунтов) Бомбы общего назначения или
- 2 × 150 кг (330 фунтов) кластерные бомбы или
- 2 × 120 кг (260 фунтов) кластерные бомбы
Авионика
K-14C или K-14A.
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Купер, Том; Вейнерт, яма; Кизер, Джонатан; Грандлини, Альберт. «Зейр/доктор Конго 1980 - 2001» . acig.org . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ http://airserbia.com/forum/viewtopic.php?t=1561 [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "Le Contrôle" . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ "Mi 24 бис" . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ "Мил Ми 24 Хинд" . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ "Nez Pointu" . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ «Миг 21 бис» . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ "Соко J-21 Jastreb" . Получено 27 декабря 2015 года .
- ^ «Югославский музей войны Васдуходух Авиационный музей. 12 августа 2009 г.
- ^ J-1 jastreb (ястреб) Army.net