Оотуккаду Венката Кави
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
Оотуккаду Венката Кави | |
---|---|
![]() Картина Оотуккаду Венкатасубрамания Айера | |
Рожденный | Венката Субраманиан в. 1700 Маннаргуди , Тамил Наду , Индия |
Умер | 1765 г. (64–65 лет) |
Оотуккааду Венката Кави ( ок. 1700–1765 ) или Оттуккааду Венката Субраманьяр был одним из композиторов-новаторов. [ 1 ] в индийской классической музыке Карнатика . Он жил в Южной Индии на территории современного штата Тамил Наду . Также известный под именем Оотуккааду Венкатасубрамания Айер, он написал сотни композиций на санскрите и тамильском языке, из которых доступно более 500. Они передавались из поколения в поколение потомками семьи брата композитора. [ 2 ]
Композиции Венката Кави показывают, что он был полным мастером музыкальной науки и искусства во всех смыслах этого слова – мелодии, ритме и текстах. Он свободно говорил на санскрите и тамильском языке. Известный своей редкой глубиной, ученостью и возвышенной привлекательностью, [ 3 ] он владел различными музыкальными формами, такими как крити , тиллана и каавадиччинду . Он использовал таалы и темы, которые Карнатика были или не были у многих других композиторов . Его композиции представляют собой сочетание высокой степени знаний по различным темам и вдохновенного выражения. Во время демонстрации лекций композитора Нидамангалама Кришнамурти Бхагаватара в декабре 1955 года экспертный комитет Музыкальной академии Мадраса отметил, что «композиции Венката Кави заполнили пробел между Пурандара дасом (1484-1564) и Карнатической музыкальной троицей Тьяагараджи , Мутхусвами Дикшитара и Шьяма Шастри , живший около 1760-1840-е годы». [ 4 ]
Хотя он по праву признан одним из величайших композиторов о Кришне, [ 5 ] Венката Кави сочинил сотни произведений и о других божествах. Некоторые произведения также раскрывают его смирение, почтение к великим личностям своего времени и высокое состояние блаженства, которое он, вероятно, испытывал почти непрерывно. [ 6 ] Его произведения почти не содержат автобиографических заметок, но показывают, что он достиг больших духовных и философских высот. Более глубокие исследования развеяли мифы о том, что некоторые его сочинения, такие как, например, «Алайпааюде каннаа» (раага: Каанада), являются автобиографическими. [ 7 ] Они также показали, что эта и многие другие пьесы о Кришне на ритмичном тамильском языке были частями оперы, основанной на Бхагаватам. Его работы также раскрывают близость и глубокую преданность, которую он испытывал к Кришне. [ 8 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Венката Кави, которого звали Венката Субраманиан, родился в городе Маннааргуди в округе Тируварур в индийском штате Тамил Наду (около 200 миль от Ченнаи ) и был старшим из пяти детей тамильской пары Смартха Суббу Кутти Айер и Венкаммаа, согласно данным семейные записи, находящиеся во владении потомков его брата Рамачандры Ваатхулы. семья. [ 9 ] Хотя его предки проживали в различных деревнях Южной Индии вокруг храмового города Маннааргуди, Венката Кави переехал в деревню Оотуккаду (на санскрите называемую «Дхенушвасапурам»), недалеко от Кумбхаконама . Один из его племянников, Катту Кришна Айер, был музыкантом при королевском дворе короля маратхов Танджавура Пратаапы Симхи Бхонсале во второй половине 18 века. Венката Кави сочинил сотни песен в честь Каалинга Нартана Кришны из Оттуккаду, также известного как «Тогда Гокулам». [ 10 ] (буквально «Южный Гокулам») и несколько других святынь в течение его жизни.
Согласно семейным источникам, Венката Кави был страстно увлечен музыкой, но не мог найти Гуру по своему выбору в этой области, что побудило его мать предложить ему обратиться к самому Богу Кришне в храме Каалинга Нартхана в Оотуккааду . [ 11 ] Считается, что он получил посвящение от самого Господа, как утверждается в одном из его сочинений на тамильском языке « Гуру падааравиндам комаламу» — в раге Абхоги он заявляет: «Я никогда не изучал писания или йогу и не притворялся, что сделал это. Я получил счастье знания от благосклонного взгляда моего гуру». [ 12 ]
Музыкальность
[ редактировать ]Величайшим свидетельством его музыкальной родословной являются его композиции. Есть несколько упоминаний о хорошем музыкальном подходе, практиках и даже технических терминах украшения, таких как сахатам и пратьяхатам . [ 13 ] Венката Кави считал, что музыка должна сочетаться с духовностью (бхакти), чтобы сиять. Его философия, бхакти йога сангита маргаме парамапаванам аагуме («Преданность, хотя музыка — единственный путь к спасению»), также нашла отклик у Тьягараджи (1767–1847) сангита гнанаму бхакти винаа санмааргаму галаде .
Обратитесь к глоссарию Wiki, чтобы узнать о некоторых музыкальных терминах Карнатика.
Утечка зрения
[ редактировать ]Венката Кави обладал обширными знаниями в области музыки и музыкальных нюансов. Он использовал широкий спектр раг, начиная от хорошо известных, таких как Тоди , Кальяни , Харахараприя , Сахана , до второстепенных, таких как Каннадагоула , Джаянташри , Маалави , Умаабхаранам , и некоторых, которые сегодня редко используются, таких как Балахамса и Расаманджари. В некоторых случаях его работы являются первыми или единственными, доступными в данной раге, например, Шри Шиванайике в Лалитагандхарваме и Паадасеванам в Дипараме . Его подход даже к таким обычным рагам, как Сахана, Фарас, Нааданамакрия и Аарабхи, уникален и освежает. [ 14 ]
Его видение рааги и мелодии в целом значительно, и это можно увидеть в количестве различных стилей, в которых он сочинил различные крити в одной и той же раге. Например, его крити в Мадхьямавати – Шанкари Шри Раджараджешвари , Сундара Нандакумара и Аадааду Ашангааду Ваа Канна – раскрывают различные грани этой прекрасной раги. Он также использовал привлекательные сваракшары — технику, при которой тексты песен соответствуют нотам сольфа в мелодиях. Он также включил раага мудру (с упоминанием названий раг композиций) в несколько крити . Примеры: Савери , Наварасананнада. Шуддха
Сложный ритм
[ редактировать ]Венката Кави отважился на такие редко предпринимаемые талы, как Кханда Дхрувам (17 единиц за цикл), Санкирна Мадхьямам (20 единиц за цикл) и Мишра Атам (18 единиц за цикл). Он без особых усилий использовал сложные эдуппы (точки взлета и приземления различных частей композиции), не влияя на поток музыки или текста. Он мог с легкостью менять гати (походку). Вероятно, он был единственным композитором, который в своих сочинениях использовал не только размеры чатурашры (4/4), но и тишрам (3/4 или 6/4), а также кхандам (5/4 или 5/8) и т. д. ; например: Нирада-сама (Джаянташри), Натавара-таруни (Каннадагоула), Витасама-вара (Васантаа) и Уругаада манам (Тоди). [ 15 ]
Лирические вариации
[ редактировать ]Сангати — это заранее составленные вариации композиции, исполненные в дисциплинированной манере (в отличие от вариаций, рожденных в результате свободной импровизации). Обычно вариации носят мелодичный характер, а текст остается неизменным. В некоторых произведениях Венката Кави есть такие сангати , но он также продемонстрировал редко встречающуюся концепцию лирических вариаций. Например, в паллави своей Аабхоги крити, Махашая хридайя , он составил три вариации отрывка мадхьямакала , как показано ниже: [ 16 ]
- мадхукара чампака вана вихара манамохана Мадхусудана навабхушана
- мадхукара чампака вана вихара нава паллава падакара мадана гамбхира
- мадхукара чампака вана вихара говардхана дхара бхуджага нартана чарана
Подобные примеры можно увидеть в таких произведениях, как Аганита Махима (Гоула). [ 17 ] В этой композиции он также использовал новаторское структурирование, вставив среднебыстрые отрывки между двумя более медленными циклами, наделив этот раздел значком .
Выразительные финалы
[ редактировать ]Венката Кави был мастером отделки. В некоторых песнях его концовки имеют интересные ритмические узоры. Например, Бхуванамоха в Дханьяси , где он завершил чаранам шаблоном из 6, повторенным 11 раз, что является прекрасным способом перейти к приземлению на полдоли (что является начальной точкой паллави ) с доли после 2. циклы Ади Тала. Слова великолепно сплетены на ритмичном санскрите:
- атинотана кусумаакара врьджамохана сарасируха далалочана мамаманаса патучорасу- сварагитасу- муралиедхара сурамодита бхавамочана
Есть много других примеров подобных окончаний в крити, таких как Алаваденнало в Фарасе (5-й чаранам) и Муммада вежамугатту Винаякан в Наттае .
Многоязычное счастье
[ редактировать ]Венката Кави имел глубокие познания в санскрите и тамильском языке. Его свободное владение санскритом соперничало с его знанием тамильского языка, что свидетельствует не только о его эрудиции, но и указывает на его огромный словарный запас. Такие слова, как каламба (стрела), чаратха (странствующий), шилимукха (пчела) — лишь несколько примеров. из сотен увиденных в его произведениях, которые особенно уникальны в карнатической литературе. [ 18 ] У него была способность использовать обычные слова в необычных контекстах.
Воображение
[ редактировать ]Его поэтическая способность создавать уникальные сценарии или придавать необычные повороты даже обычным историям видна в сотнях песен, таких как Тайе Яшода в раге Тоди , где гопи жалуются Яшоде на ее сына, Господа Кришну. В этой песне восемь чаранамов (строф), и каждая из них очень юмористически описывает шалости Кришны. Не так хорошо известен ответ Кришны на каждое из этих обвинений в другом произведении, « Иллай иллаи в Моханам» , также с восемью чаранамами . Это качество выделяет его даже в таких общих сочинениях, как «Чиндиттавар ненджил ируппаду» (Наттаи). [ 19 ] [ 20 ]
Композиции
[ редактировать ]Венката Кави сочинил музыку на самые разные темы. Самые популярные из его песен посвящены Господу Кришне сочинил песни о ряде других божеств . , но он также [ 21 ] Такие Винаяка , Радха , Тьягараджа Тируварура , , Камакши , Рама , Картикея как [ 22 ] Нарасимха , Анджанея , Ранганатха , Сурья и другие божественные фигуры. Он также написал о великих мудрецах, таких как Шука Брахма Риши, Джаядева и Валмики , о величии Гуру, а также об общей философии и подходе к Богу. Его работы содержат ссылки на Альварса , Наянмара , Рамануджи , Туласидаса и многих других, что свидетельствует о его знании их работ и вкладов, а также о его почтении к ним.
Используемые формы
[ редактировать ]- Крти различных типов - медленный темп, средний быстрый, песни с самашти чаранам, песни с джати (ритмическими слогами), песни со сменой гати бхедам (походки/пульса), [ 23 ] [ 24 ] песни с Калаем меняются [ 25 ]
- Тильянас
- Шлокы/Свободные стихи
- Натангам - форма, имеющая тексты и ритмические слоги с мелодией и без нее в различных разделах.
- Кабан
- Композиция в стиле Тируппугал (а-ля Арунагиринатар )
Оперы
[ редактировать ]По состоянию на 2007 год ни один другой композитор в Индии не создал столько музыкальных опер, сколько Венката Кави. [ 26 ]
Наиболее известен «Кришна Ганам», основанный на « Бхагаватам », повествующий о рождении Кришны и ярком детстве, начиная со свадьбы Деваки-Васудевы и проклятия Камсы и заканчивая свадьбой Кришны с Рукмини . Сейчас хорошо известно, что многие популярные песни о Кришне, такие как «Тайе яшода», «Алаиппаюде канна», «Пал вадиюм мукхам», «Парвай онре подуме» и «Пуллай пирави тара венум», являются частью этой оперы.
Венката Кави также написал целую группу пьес, посвященных свадьбе Кришны и Радхи . Среди других его опер:
- Рамаянам
- Махабхаратам
- Дакша Ягам
- Прахлада Чаритрам
- Дхрува Чаритрам
- Пранавопадешам (это единое произведение в народном стиле, состоящее из 83 строф, повествующих знаменитую историю Господа Субраманьи об обучении своего отца Шивы)
- Очерк жизни Маникавачакара
- Очерк жизни Кунгили Наянара
- Очерк жизни Тирумангаи Альвара
Несколько песен из «Рамаянам» и «Махабхаратам» отсутствуют, но даже те немногие песни, которые были найдены, демонстрируют «его умение оригинально трактовать известные эпизоды», как утверждает танцор доктор Виджаянтимала Бали. [ 27 ]
Композитор также написал сокращенные версии Рамаяны, Махабхараты и Бхагаватам. [ нужна ссылка ] .
Групповые композиции
[ редактировать ]Венката Кави составил крити аналогичной структуры, которые образуют наборы (или группы). Наиболее известными из них являются его композиции «Камакши Нававаранам» и «Саптаратна» (особенно «Анджанея Саптаратна»). Он также сочинил несколько шлок, таких как Мадхава панчакам , [ 28 ] Нрисимха Панчакам , Ранганатха Панчакам и так далее.
Саптаратна Критис
[ редактировать ]Его Саптаратны (семь драгоценностей = семь песен) представляют собой великолепные творения, состоящие из основного припева ( паллави ), контрастного раздела ( анупаллави ) и ряда других разделов (чараны) в среднем темпе (мадхьяма кала), которые можно передать как свара. и сахитья. Эти песни напоминают Панчаратна критис Тьягараджи, хотя Венката Кави, как говорят, жил задолго до Тьягараджи. Все композиции написаны на языке ади-тала, но различия в мелодии, ритме и ярких лирических темах выделяют каждую композицию. Например, «Бхаджанамрута» в Наттае отдает дань уважения великим философам и спиритуалистам и цитирует многочисленных мифологических и исторических приверженцев Вишну (примеры: Прахлада, Санака, Нарада, Анджанея, Гуха, Сабари, Сугрива), а также Шивы (например, Нанди). , Матанга, Вьяграпада, Маникавачагар и Сундарар) и Субраманья (такие как Арунагиринатар). [ 29 ] Саптаратны – это:
- Бхаджанамрита – Наттай
- Аганита Махима – Гаула
- Мадхава хрди кхелини – Кальяни
- Баласараса мурали – Киравани
- Джатадара – Тоди
- Алаваденнало - Лучший
- Сундара Нандакумара – Мадхьямавати
Хотя Венката Кави сочинил еще несколько песен в том же стиле, они не являются частью его набора «Саптаратна», поскольку были написаны как части других его оперных произведений, таких как «Бхагаватам». [ 30 ]
Анджанея саптаратна критиш
[ редактировать ]Анджанея Саптаратна критис восхваляет Ханумана, и все семь частей написаны на санскрите. Это:
- Павана Кумара - Васантха
- Викшитохам - Кедарагоула
- Анджанананда Амбодхи Чандра - Тоди
- Шри Рагхавадхутам - Сурути
- Бхактабхагадейа - Мадхьямавати
- Сатвагуна вирачитанга - Расаманджари
- Вахини тата - Малаямарутам
Из них последние два не были опубликованы, что привело к неправильной классификации в некоторых кругах. [ 31 ] Однако впоследствии они оказались во владении семьи и учеников Нидамангалама Кришнамурти Бхагаватара (потомка брата поэта).
Камакши Нававаранам критиш
[ редактировать ]Венката Кави также сочинил Нававарнамы (девять аварнамов) о богине Шривидье, которые будут петь во время Дасары . Коллекция Венката Кави «Критис Камакши Нававарана, посвященная богине Шривидье», является шедевром. [ 32 ] Помимо основных девяти песен для девяти вечеров, он также написал Винаяка-стути , Дхьяна-стути и Пхала-стути . есть несколько сходств (и различий), Между его «Нававаранамом» и «Нававаранамом » Мутхусвами Дикшитара но оба они раскрывают знания композиторов в различных аспектах поклонения Деви . [ 33 ] Это:
- Шри Ганешвара – Шанмукхаприя – Ади – Винаяка стути
- Ванчаси йади кушалам – Кальяни – Ади – Дхьяна стути
- Сантатам ахам севе – Дешакши – Ади – (1-й аваранам)
- Бхаджасва Шри Трипура Сундари – Наданамакрия – Ади – (2-й аваранам)
- Сарваджива Даякари - Шуддха Савери - Мишра Чапу - (3-й аваранам)
- Йога йогишвари – Анандабхайрави – Кханда Трипута (2 калаи) – (4-й аваранам)
- Нилалохита Рамани – Балахамса – Кханда Дхрувам (2 калаи) – (5-й аваранам)
- Саданандамайи чинмайи – Хиндолам – Санкирна Матьям – (6-й аваранам)
- Сакала лока найике – Арабхи – Ади – (7-й аваранам)
- Шанкари Шри Раджараджешвари – Мадхьямавати – Ади – (8-й аваранам)
- Натаджана Калпавалли – Пуннагаварали – Ади – (9-й аваранам)
- Шри халадхарануджам Праптум - Манирангу - Ади - Пхала шрути
Хотя эти произведения демонстрируют высококлассный подход композитора к мелодии, лирике, поэзии и культуре, они выделяются его виртуозным обращением со сложными временными размерами 9, 17 и 20 единиц за цикл в 4-м, 5-м и 6-м аварана-крисе соответственно. Этот 8-й аваранам установлен в чередующихся размерах внутри одной и той же талы – чатурашрама (4/4) и тишрама (3/4).
Гуру Кртис
[ редактировать ]Венката Кави сочинил по меньшей мере 14-15 произведений, восхваляющих величие Гуру своего Кришны . Некоторые из них предполагают, что у него мог быть еще один гуру-человек, по крайней мере, в духовных целях. Согласно источникам из этого региона, этим гуру был Бхаскара Рай, признанный авторитет в поклонении Деви своего времени. [ 34 ] Это еще более усиливается огромной ученостью, которую можно увидеть в «Камакши Нававарана крити» Венката Кави, посвященной сложным деталям аварана пуджи (поклонения Шривидье).
Танцевальные композиции
[ редактировать ]Работы Венката Кави автоматически выбирают сотни танцоров из-за возможностей, которые они предлагают для визуальной интерпретации, специфичных для танца джати (слогов), драматической привлекательности и творческого содержания. Ведущие танцоры Бхаратанатьям, Кучиппуди, Катхака и Одисси, такие как доктор Виджаянтимала Бали , Камала Лакшман, Пт Бирджу Махарадж , Сасвати Сен , доктор Падма Субрахманьям , [ 35 ] Доктор Вемпатти Чинна Сатьям , Читра Вишвешваран, [ 36 ] Санчита Бхаттачарья и другие ставили хореографию произведений поэта на протяжении десятилетий. Однако существует бесчисленное множество композиций, таких как «Налладелла энру шоллади» (Шанкарабхаранам), «Бхувана моха» (Дханьяси), «Нила малар» (Васанта), «Эттанай кетталум» (Бхайрави) и такие оперы, как «Пранавопадешам» , которые еще предстоит исследовать в танцевальной сфере.
Работает, подходит для других платформ
[ редактировать ]Работы Венката Кави широко цитировались в Харикатхе (музыкальных беседах) такими ведущими представителями, как Шри Кришна Преми, Гуру Харидасс Гири, Шри Муралидхара Свами и другие. Нидамангалам Кришнамурти Бхагаватар (потомок семьи брата поэта) был известен своим захватывающим исполнением таких уникальных произведений композитора, как «Калинга Нартана Натангам» и «Кришна Падаади Кешанта варнанам» .
Некоторые композиции Венката Кави также являются частью репертуара Бхагавата Бхаджана Сампрадаи (музыки преданности). Шлокы (поэзия преданности), такие как Мадхава Панчакам, Ранганатха Панчакам, Нрисимха Панчакам и стротрам Шива Тандава, превосходно подходят для ежедневного домашнего поклонения, а также для концертного исполнения.
Некоторые из них, например, его «Калинга Нартана Натангам» (пьеса в стиле Тилланы), также были исполнены в «Бхагавата Мела Операх». [ 37 ]
В последнее время несколько композиций Венката Кави, такие как «Удаджагопа» (Умабхаранам), были аранжированы и представлены различными западными классическими оркестрами в разных частях мира. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.venkatakavi.org
- ^ Рангарамануджа Айенгар «История южноиндийской музыки»
- ↑ Indian Express, Бангалор, 30 сентября 2009 г.
- ^ Журнал Мадрасской музыкальной академии, 1956, Том XXVII.
- ↑ The News Minute от 25 августа 2016 г., Как прославляется Кришна в южноиндийской классической музыке и танцах.
- ^ Композиции Венката Кави - Алаваденнало (Парас), Падмавати раманам (Пурвикальяни), Ванде ваалмики кокилам (Атана)
- ^ http://www.oothukkadu.com/kavi1.html
- ^ Н. Равикиран (2007). Ооттуккааду Венката Кави - Жизнь и вклад . Международный фонд карнатической музыки.
- ^ http://www.venkatakavi.org/ovk/index.php/home/family-tree
- ^ «Сваагатхам Кришна» . Индус . 21 февраля 2013 г.
- ^ Кальяанамаала , автор Нидамангалам Кришнамурти Бхагаватар, Музыкальный книжный дом Карнаатак, Мадрас
- ^ Ооттуккаду Венката Кави Жизнь и вклад, Читравина Н. Равикиран, IFCM 2007
- ^ Композиция Оотуккааду Венката Кави "Baalasarasa murali", в раге Кираваани.
- ^ Книги Нидаамангалама Кришнамурти Бхагаватара "Шри Кришна Гаанам Оттуккаду Венката Кави, том 1, 2 и 3" Музыкальный книжный дом Карнатик, Ченнаи, Индия
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «Ооттуккаду Венката Кави» .
- ^ «Ооттуккаду Венката Кави» .
- ^ «Ооттуккаду Венката Кави» .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «Прославление божества и преданного» . Индус . 26 октября 2017 г.
- ^ «Изучение карнатического вокала | Крити - Гаджамукхаануджам в Рага Кедарам | Уроки музыки онлайн» . Ютуб . 23 июня 2014 г.
- ^ Свагатам Кришна - Моханам, Нирада сама - Джаянташри, Ванамали свагатам - Наттайккуранджи в Шри Кришна Ганам - Том 3 Нидамангалама Кришнамурти Бхагаватара 1989
- ^ Упадхьяя, Пракаш (20 декабря 2017 г.). «Поклонники Павана Каляна сходят с ума от песни Свагатама Кришны из Агниатхавааси [Видео]» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Саданандамайи - Хиндолам - Санкиерна Матхьям в Камакши Нававарана Кртис Нидамангалама Кришнамурти Бхагаватара, 1993
- ^ «Жизнь и вклад Оттуккаду Венката Кави» Читравины Н. Равикиран, Международный фонд карнатической музыки, 2007 г.
- ^ Индус, 19 февраля 2011 г.
- ↑ The Hindu, ТИРУВАНАНТАПУРАМ, 21 СЕНТЯБРЯ 2017 г. «В ногу с творчеством»
- ^ «Прославление божества и преданного» . Индус . 26 октября 2017 г.
- ^ Оттуккаду Венката Кави Жизнь и вклад, Читравина Равикиран, IFCM 2007
- ^ Тамильская книга Нидамангалама Кришнамурти Бхагаватара (NKB) "Oottukkadu Venkata Kavi-in Saptaratna Kritis, Anjaneya Pancharatnam, Guru Keertanaigal"
- ^ http://www.thehindu.com/society/history-and-cultural/on-the-kritis-by- Different-composers-associated-with-navaratri/article19768494.ece «Фирменные песни, медитативные моменты» Судхи Рагунатана для The Hindu 28 СЕНТЯБРЯ 2017 г.
- ^ С. Шанкаранараянан (1990). Оттуккаду Венката Кави-Камакши Нававаранамс . Дом музыкальной книги Карнатик.
- ^ Журнал Sruti, ноябрь 2011 г., «Oottukkadu Venkata Kavi»
- ^ «Основные моменты Бхарат Калачара» . Индус . 30 ноября 2010 г.
- ^ «Преданный танцу» . 12 февраля 2011 г.
- ↑ Просмотр Бхагавата Мелы в Melattur, The Hindu, 31 мая 2018 г.
- ^ «Его не остановить» . Декан Вестник . 31 марта 2018 г.
- Н. Равикиран «Саптаратна и Камакши Нававарана критис Оттуккаду Венката Кави». Международный фонд карнатической музыки (2008 г.)
- www.venkatakavi.org
- http://oothukkadu.com/
- https://archive.org/details/OothukkaduVenkataKaviLyricsTamil