Или общество
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
Общество Эдо — это общество Японии , находившееся под властью сёгуната Токугава в период Эдо с 1603 по 1868 год.
Общество Эдо было феодальным обществом со строгим социальным расслоением , обычаями и правилами, призванными способствовать политической стабильности . Император Японии и кугэ были официальным правящим классом Японии, но не имели власти. Сёгун из клана Токугава , даймё , и их вассалы класса самураев управляли Японией через свою систему владений . Большую часть общества Эдо составляли простолюдины, разделенные на классы крестьян , ремесленников и торговцев « неприкасаемых » или буракумин , а также различные группы .
Сёгунат Токугава правил, разделив людей на четыре основные категории. Ученые старшего возраста считали, что под властью даймё существовали Си-но-ко-сё ( 士農工商 , «Четыре занятия ») « самураев , крестьян ( хякусё ), ремесленников и торговцев» ( тёнин ), причем 80% крестьян находились под властью 5% самураев. класс, за которым следовали ремесленники и купцы. [3] Однако различные исследования, начиная примерно с 1995 года, показали, что классы крестьян, ремесленников и торговцев при самураях равны, а старая иерархическая схема была удалена из японских учебников истории. Другими словами, крестьяне, ремесленники и купцы — это не социальная иерархия, а социальная классификация. [1] [4] [5]
Бакумацу , возникшая с 1853 года, привела к растущей оппозиции системе Эдо и была демонтирована после Реставрации Мэйдзи в 1868 году.
Исторический контекст
[ редактировать ]Феодализм , социальное расслоение и явное детальное ранжирование людей существовали в Японии задолго до периода Эдо , начиная с попыток еще во время реформ Тайка в 645 году нашей эры, положивших начало правовой системе Рицурё , которая была смоделирована на основе китайской династии Тан. юридического кодекса . Реформы последовали за крупной и разрушительной государственного переворота попыткой Сога-но Эмиси , события которой не только истребили целые кланы , но и разорвали зияющую дыру в местной японской религии Ко-Синто , проложив путь для буддистов . Синтоистский синкретизм религии.
Реформы Тайка были «правовым клеем», который считался необходимым для предотвращения будущих попыток государственного переворота, а система Рицурё привела к образованию каст в Японии . Тем не менее, частые войны и политическая нестабильность преследовали Японию в последующие столетия, предоставляя бесчисленные возможности для узурпации, изменения и мобилизации позиций в социальных рядах. Даже сами звания, особенно воинские, стали более уважаемыми хотя бы по необходимости. Конфуцианские идеи из Китая также послужили основой для системы строгих социальных предписаний, а также политических перипетий того времени.
Сёгунат Асикага установил свободную классовую систему, когда он правил Японией как феодальный сёгунат в период Муромати с 1338 по 1573 год. Окончательный крах Асикага усугубил последствия периода Сэнгоку (или «Эпохи враждующих государств»), государства социальных потрясений и почти постоянной гражданской войны в Японии с 1467 года. Токугава Иэясу из клана Токугава и его Восточная армия одержали победу после битвы при Сэкигахара в 1600 году, разгромив западную армию Тоётоми Хидэёри , положив конец гражданским войнам в Сэнгоку.
Иэясу основал сёгунат Токугава как новое феодальное правительство Японии, назначив себя сёгуном . Однако Иэясу особенно опасался социальной мобильности, учитывая, что Тоётоми Хидэёси , один из его сверстников и кампаку (императорский регент), которого он заменил, родился в низшей касте и вырос, чтобы стать самой влиятельной политической фигурой Японии того времени. Клан Токугава стремился искоренить любую потенциальную оппозицию в японском обществе сверху донизу, чтобы укрепить свое правление.
Классовая система Токугава
[ редактировать ]Аристократия
[ редактировать ]Император
[ редактировать ]Император Японии был официальным правителем Японии на самой вершине классовой иерархии Токугава. Однако Император был лишь правителем де-юре , действуя как номинальное лицо, выступавшее в качестве основного источника политических санкций для власти сёгуна . Император и его императорский двор, расположенный в Киото , официальной столице Японии, практически не имели политической власти, но их престиж был непобедим.
Придворное дворянство
[ редактировать ]Придворная знать, кугэ , представляла собой гражданскую аристократию Японии. Подобно Императору, кугэ были невероятно престижны и имели значительное влияние в культурной сфере, но обладали очень небольшой политической властью и выполняли функции только в символических целях.
Сёгун
[ редактировать ]Сёгун . был фактическим правителем Японии Официально сёгун — титул выдающегося военного генерала класса самураев, назначаемого Императором с задачей управления страной. Последующие сёгуны занимали высшие или почти высшие придворные чины , выше, чем большинство придворных дворян. При вступлении в должность им были присвоены Сё ни-и ( 正二位 , старший второй ранг) придворного ранга, затем Дзю ичи-и ( 従一位 , младший первый ранг) и высший ранг Сё ичи-и ( 正一位 , старший первый ранг) был присвоен им после их смерти. [2] На самом деле сёгун был военным диктатором, получившим лишь номинальное назначение от Императора, который обладал высшей политической властью в Японии, контролировавшей внешнюю политику, армию и феодальное покровительство. Сёгун был наследственной должностью , которую занимали члены клана Токугава, которые были прямыми потомками Токугава Иэясу. Сёгун , расположенной в 370 километрах ( базировался в столице Токугава Эдо , провинция Мусаси 230 миль) к востоку от Киото в регионе Канто , и управлял Японией со своим правительством бакуфу . Сёгунат Токугава установил, что придворные чины, присвоенные даймё императорским двором, основывались на рекомендации сёгуната Токугава, и придворные чины использовались для управления даймё. [2]
Даймё
[ редактировать ]Даймё . — феодалы-самураи Даймё сёгуны были высокопоставленными членами самураев и, как и , обладали большей частью реальной политической власти в Японии. Даймё хан отвечали за управление через свои большие личные владения, , которые служили неофициальными административными единицами в тандеме с законными провинциями . Даймё определялся , если владения самурая оценивались в 10 000 коку (50 000 бушелей Токугава кокудака ) или более в соответствии с системой налогообложения .
Даймё обладали значительной автономией , но политика санкин-котай Токугавы требовала, чтобы они каждый год поочередно жили в Эдо и своих владениях. Даймё были разделены на синпан , родственников Токугава, даймё фудай , пополнившие ряды администрации Токугавы, и даймё тодзама , тех, кто подчинился Токугаве только после битвы при Сэкигахаре .
Четыре класса
[ редактировать ]Правительство Токугава намеренно создало социальный порядок под названием « Четыре разделения общества» ( синокосё ), который стабилизировал страну. Новые четыре класса были основаны на идеях конфуцианства, которые распространились в Японию из Китая, и основывались не на богатстве или капитале, а на том, что философы называли моральной чистотой. По этой системе неаристократический остаток японского общества состоял из самураев ( 士 , ши ) , земледельцев ( 農 , но ) , ремесленников ( 工 , ко ) и торговцев ( 商 , сё ) . [6] : 7
Самураи были поставлены на вершину общества, потому что они основали орден и подали высокий моральный пример для подражания другим. Система была призвана укрепить их позиции власти в обществе, оправдывая их правящий статус. Однако синокосё неточно описывает общество Токугава как буддийских и синтоистских священников, кугэ за пределами императорского двора и классы изгоев не были включены в это описание иерархии. [6] : 7
В некоторых случаях бедный самурай мог быть немногим лучше, чем крестьянин, и границы между классами могли стираться, особенно между ремесленниками и торговцами в городских районах. Тем не менее, теория давала основания для ограничения привилегий и ответственности различных классов и придавала обществу ощущение порядка. На практике упрочившиеся социальные отношения в целом помогли создать политическую стабильность, которая определила период Эдо. [7] : 135–136
Самурай
[ редактировать ]Самураи были благородным классом [воинов] в Японии. Самураи составляли около 10% населения и выполняли функции солдат, нанятых лордом в феодальных отношениях господин-воин. Другим классам было запрещено владеть длинными мечами, такими как тати или катана , а ношение как длинного , так и короткого меча стало символом класса самураев. Однако их услуги пользовались ограниченным спросом, поскольку период Эдо был в основном свободен как от внешних угроз, так и от внутренних конфликтов.
Вместо этого самураи сохраняли свои боевые навыки скорее как форму искусства, чем как способ сражаться. Самураи получали стипендию от своего господина, что ограничивало их связи с экономической базой. Кроме того, самураи не могли владеть землей, которая приносила бы им доход, независимый от их обязанностей. Самураи обычно жили вокруг , своего даймё замка создавая процветающий город или городскую среду в центре владения.
Внутри класса самураев существовало социальное расслоение: самураи высшего уровня имели прямой доступ к своим даймё и могли занимать его наиболее доверенные позиции, при этом некоторые достигали такого уровня богатства, который позволял им сохранять своих собственных вассалов -самураев . Самураи среднего звена занимали военные и бюрократические должности и при необходимости взаимодействовали со своими даймё . Самураям низкого уровня могли платить всего лишь прожиточный минимум , и они работали охранниками, посыльными и клерками.
Позиции в классе самураев в основном передавались по наследству, и талантливые люди не могли подняться выше нескольких социальных ступенек после своего рождения. [6] : 30
Крестьяне
[ редактировать ]Согласно конфуцианской философии, общество не могло бы выжить без сельского хозяйства . [6] : 45 Жизнь сельских крестьян была сосредоточена на сельском хозяйстве в деревнях и вокруг них. Крестьяне редко выезжали за пределы своих деревень, а для поездок и паломничества требовалось разрешение, но молодые люди время от времени искали сезонную работу за пределами своей деревни. В результате люди с большим подозрением относились к посторонним. Социальные связи, имеющие решающее значение для выживания всей деревни, также укреплялись посредством сезонных фестивалей. Деревни были очень коллективными; существовало сильное давление, заставляющее подчиняться, и не было места отступлению от обычаев. [6] : 12 Хотя конфликты и имели место, они рассматривались как подрывающие деревню и порядок, и их следовало максимально ограничивать. [6] : 13
Крестьянское сословие владело землей, но право облагать эту землю налогом было передано местному даймё . Крестьяне работали, чтобы производить достаточно еды для себя и при этом нести налоговое бремя. Большая часть сельского хозяйства в то время выращивалась семьями на собственной земле, в отличие от модели плантаций или гасиенд, реализуемой в других местах. [6] : 45 Крестьяне могли накопить относительно большие богатства, но оставались в том же классе из-за своей связи с землей. Более богатые семьи и те, кто владел собственной землей и платил налоги, пользовались гораздо большим уважением и имели большее политическое влияние в деревенских делах. Однако выживание деревни зависело от сотрудничества каждого домохозяйства в покрытии налогового бремени и преодолении стихийных бедствий, таких как голод. Во время правления третьего Токугавы сёгуна Иэмицу фермерам не разрешалось есть рис, который они выращивали. Им пришлось передать все это своему даймё , а затем ждать, пока он вернет часть в качестве благотворительности . [ нужна ссылка ]
Ремесленники
[ редактировать ]Ремесленники обычно жили в городских районах, и к 1800 году до 10% населения Японии, возможно, проживало в крупных городских районах, что в то время было одним из самых высоких показателей в мире. [6] : 43 Даймё и их самураи сами не производили никаких товаров, но использовали излишки налогов с земли для поддержания своего потребления. Их потребности удовлетворяли ремесленники, которые переезжали в замки и были вынуждены жить в своем собственном квартале .
Торговцы
[ редактировать ]В период Эдо торговцы становились все более могущественными, несмотря на свое социальное положение, и ведущие торговцы пользовались определенным уважением: в Осаке , а затем в Эдо были сосредоточены купеческие классы.
Возникли богатые торговые дома, которые организовывали дистрибьюторов и владели законными монополиями. По мере того как их богатство росло, купцы хотели потреблять и демонстрировать свое богатство так же, как самураи, но законы не позволяли им делать это открыто. Тем не менее, их потребление в сочетании с потреблением самураев способствовало росту классов купцов и ремесленников.
Неприкасаемые
[ редактировать ]Под классом купцов находились различные сообщества и уровни изгоев, не включенные в официальную классовую систему Токугавы. Эти люди были « неприкасаемыми », которые по тем или иным причинам выпадали из основного японского общества и подвергались активной дискриминации на общественном уровне.
Буракумин
[ редактировать ]Буракумин , ( « деревенские люди » или « те, кто живет в деревнях » ) были этническими японцами, чьи профессии считались нечистыми или запятнанными смертью, например , палачи гробовщики , рабочие скотобойнях на , мясники и кожевники . эти занятия считались кегаре ( 穢れ , « осквернение » ) В синтоистской религии . В период Эдо социальная стигма буракумина превратилась в наследственный статус.
были простолюдинами, Хотя формально буракумины они стали жертвами жестокого остракизма и жили в своих изолированных деревнях или гетто вдали от остального населения.
Этнические меньшинства
[ редактировать ]Этнические меньшинства в Японии, как правило, были исключены из классовой системы, хотя некоторые люди, служившие сёгуну или даймё , были включены. Токугавы Изоляционистская политика сакоку запретила большинству иностранцев въезд в Японию.
Роль женщин
[ редактировать ]Жизнь японской женщины сильно различалась в зависимости от социального статуса ее семьи. Ожидалось, что женщины в самурайских семьях будут подчиняться своим мужчинам-главам семьи, но с возрастом они могли стать высокопоставленными членами семьи, если их муж умер. Детей учили уважать обоих родителей, даже будучи взрослыми. Женщины из низших классов были гораздо менее ограничены социальными ожиданиями и могли играть неотъемлемую роль в семейном бизнесе. [6] : 15 Крестьянки должны были заниматься домашними делами рано утром, прежде чем работать в поле вместе со своими родственниками-мужчинами, и, независимо от возраста, были важными работающими членами своих семей.
Брак не был основан на романтическом влечении. Семьи пытались использовать брак как способ повысить свое социальное положение или, среди более богатых групп, увеличить свое влияние и владения. Однако чаще всего брак заключался между двумя равноправными семьями. [6] : 14 Женская девственность при замужестве была важна для самураев; для низших классов это было гораздо менее важно. [6] : 14 После замужества женщинам было запрещено брать дополнительных сексуальных партнеров. Однако мужчины из высших классов могли брать наложниц и вступать в отношения с незамужними женщинами. Развод был обычным явлением, и женщина из бедной семьи могла легко бросить мужа и вернуться в свою первоначальную семью.
Отклонить
[ редактировать ]Основой общества Эдо был его стабильный социальный порядок, но изменения, произошедшие в японском обществе в течение следующих двух столетий, начали бросать вызов системе Токугава. Рост урбанизации и рост потребительства привели к тому, что богатство стало концентрироваться за пределами класса самураев, а их фиксированные стипендии не увеличились, несмотря на рост стоимости товаров. Все более обременительные затраты на соблюдение надлежащего социального этикета привели к тому, что многие самураи оказались в долгу перед богатыми городскими купеческими семьями. Купцам, в свою очередь, было запрещено демонстрировать свое богатство из опасения нарушить законы, ограничивающие привилегии класса самураев. Это вызвало растущее недовольство, но также и усиление взаимозависимости между двумя классами. [7] : 159
Некоторые японские ученые начали подвергать сомнению конфуцианские верования, которые легли в основу общества Эдо. [6] : 57 Кроме того, многочисленные изменения в сельских районах все больше бросали вызов системе Токугава. Новые технологии, повысившие производительность, позволили некоторым крестьянским семьям производить излишки продуктов питания, создавая располагаемый доход , который можно было использовать для поддержки предприятий, выходящих за рамки сельского хозяйства. Некоторые крестьяне также оказались в долгу перед своими более богатыми соседями, и все больше семей потеряли право собственности на свою землю. Это вызвало недовольство, которое иногда перерастало в насилие по отношению к помещикам и деревенской элите.
В 1853 году, с началом бакумацу, общество Эдо все чаще подвергалось сомнению со стороны японцев, когда западные державы использовали свое технологическое превосходство, чтобы заставить Токугава пойти на уступки в неравноправных договорах . Многие японцы, в том числе представители самураев, стали обвинять Токугаву в « отсталости » Японии и последующем унижении. Движение модернизации , которое выступало за отмену феодализма и возвращение власти императорскому двору, в конечном итоге свергло сёгунат Токугава в ходе Реставрации Мэйдзи в 1868 году.
Новое правительство Мэйдзи в Японской империи вскоре отменило классовую систему Токугава, которая характеризовала общество Эдо. Классы кугэ и даймё были объединены в аристократический класс казоку с классовыми привилегиями , который образовал олигархию Мэйдзи . Большинство оставшихся самураев, которые не стали казоку, были обозначены как шизоку , отдельный класс без классовых привилегий, который был просто титулом в государственном реестре. Простолюдины и буракумины были объединены в один класс простолюдинов без ограничений или различий по роду занятий, хотя буракумины продолжали сталкиваться с дискриминацией, аналогичной обществу Эдо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Что касается таких терминов, как «симин, сельское хозяйство, промышленность и торговля» и «равенство четырех людей», они не используются. . Токио Сёсэки (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с семейный статус . Котобанк (на японском языке). Архивировано из оригинала 7 марта 2024 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Бизли, Уильям Г. (1972), Реставрация Мэйдзи , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета , стр. 22, ISBN 0-8047-0815-0
- ^ 35-я «Сертифицированное сельское хозяйство, промышленность и торговля» исчезла из учебников - Часть 2 - Рейва 3 Связи с общественностью Уки «Укикара» августовский выпуск . Уки, Кумамото (на японском языке). Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Обновленная информация об осведомленности о правах человека (PDF) . Симоносеки (на японском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дуус, Питер (1998). Современная Япония (2-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0395746043 . OCLC 38228076 .
- ^ Перейти обратно: а б Тотман, Конрад (1981). Япония до Перри: Краткая история (10-е изд.). Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520041348 . OCLC 6277572 .