Jump to content

История литий-ионного аккумулятора

Литий-ионный аккумулятор Varta , Музей автомобилей , Альтлуссхайм , Германия

Это история литий-ионного аккумулятора .

До литий-ионных технологий: 1960–1975 гг.

[ редактировать ]
  • 1960-е : Большая часть фундаментальных исследований , которые привели к разработке интеркаляционных соединений, составляющих ядро ​​литий-ионных батарей, была проведена в 1960-х годах Робертом Хаггинсом и Карлом Вагнером , которые изучали движение ионов в твердых телах. [ 1 ] В отчете вооруженных сил США за 1967 год пластиковые полимеры уже использовались в качестве связующих для электродов, а графит - в качестве компонента как катодов, так и анодов, в основном катодов. [ 2 ]
  • 1970-е : обратимая интеркаляция ионов лития в графит в качестве анодов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] и интеркаляция ионов лития в катодный оксид в качестве катодов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] был обнаружен в 1974–76 годах Юргеном Отто Безенхардом в Мюнхенском техническом университете . Безенхард предложил его применение в литиевых элементах. [ 8 ] [ 9 ] Чего не хватало в батареях Безенхарда, так это растворителя, не обнаруживающего взаимодействия с графитом, разложения электролита и коррозии токосъемников. Таким образом, его батареи имели очень короткий срок службы.
  • 1970-е годы : обратимая интеркаляция ионов лития в слоистые катодные материалы. Британский химик М. Стэнли Уиттингем , в то время работавший исследователем в ExxonMobil , впервые сообщил о циклическом заряде-разряде литий-металлической батареи (предшественника современных литий-ионных батарей) в 1970-х годах. [ 5 ] Опираясь на предыдущие исследования, проведенные во время учебы в Стэнфордском университете , [ 10 ] он использовал слоистый сульфид титана (IV) в качестве катода и металлический литий в качестве анода. [ 5 ] [ 11 ] Однако эта установка оказалась непрактичной. Дисульфид титана был дорогим (~ 1000 долларов за килограмм в 1970-х годах) и с ним было трудно работать, поскольку его приходилось синтезировать в условиях полного отсутствия кислорода и влаги. При контакте с воздухом он реагирует с образованием соединений сероводорода , которые имеют неприятный запах и токсичны для человека и большинства животных. По этой и другим причинам Exxon прекратила разработку литий-титановой дисульфидной батареи Whittingham. [ 1 ]

Батареи с металлическими литиевыми электродами представляют собой проблему безопасности. самое главное – образование литиевых дендритов , которые вызывают внутреннее короткое замыкание батареи, что приводит к взрыву. Кроме того, дендриты часто теряют электронный контакт с токосъемниками, что приводит к потере циклируемого заряда Li+. [ 12 ] Следовательно, исследования перешли к разработке батарей, в которых вместо металлического лития присутствуют только соединения лития , способные принимать и выделять ионы лития.

  • 1973 : Адам Хеллер предложил литий-тионилхлоридную батарею, которая до сих пор используется в имплантированных медицинских устройствах и в оборонных системах, где требуется срок хранения более 20 лет, высокая плотность энергии и/или устойчивость к экстремальным рабочим температурам. [ 13 ] Однако в этой батарее используется небезопасный металлический литий , и она не подлежит перезарядке.
Логарифм публикаций об электрохимических источниках энергии по годам. литий-ионные аккумуляторы показаны красным цветом. Пурпурная линия представляет собой цену на нефть с поправкой на инфляцию в долларах США за литр в линейном масштабе.
Количество непатентных публикаций о литий-ионных аккумуляторах, сгруппированных по странам авторов и годам публикации.

Докоммерческая разработка: 1974-1990 гг.

[ редактировать ]
  • 1974: Безенхард первым продемонстрировал обратимость интеркаляции литий-ионов в графитовые аноды с использованием органических растворителей, включая карбонатные растворители. [ 5 ] [ 14 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
  • 1976 : Стэнли Уиттингем и его коллеги из Exxon продемонстрировали то, что можно считать первой перезаряжаемой «литий-ионной батареей», хотя ни один компонент этой конструкции позднее не использовался в коммерческих литий-ионных батареях. [ 15 ] Ячейка Уиттингема была собрана в заряженном состоянии с использованием литий-алюминиевого сплава в качестве негода, LiBPh4 ( тетрафенилборат лития ) в диоксолане в качестве электролита и TiS2 в качестве посода. Ресурс аккумуляторной батареи составлял не более 50 циклов. Эта конструкция была основана на более ранних литий-металлических батареях Уиттигама. [ 16 ]
  • 1977 : Самар Басу и др. продемонстрировали необратимую интеркаляцию лития в графит в Пенсильванском университете . [ 17 ] [ 18 ] Это привело к разработке работоспособного электрода с интеркалированным графитом лития в Bell Labs в 1984 году ( LiC
    6
    ) [ 19 ] создать альтернативу литий-металлическим электродным батареям. Однако это была всего лишь батарея из расплавленных солевых элементов, а не литий-ионная батарея.
  • 1978 : Мишель Арманд представил термин и концепцию батареи для кресла-качалки . [ 20 ] где ион одного и того же типа деинтеркалируется как в положительный, так и в отрицательный электрод во время разряда/заряда. В конструкции кресла-качалки частицы раствора-фазы не появляются в стехиометрии реакции , что позволяет минимизировать количество растворителя в аккумуляторе, снижает вес и стоимость аккумулятора.
  • 1979 : Работая в отдельных группах, Нед А. Годшалл и др., [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] и вскоре после этого Джон Б. Гуденаф ( Оксфордский университет ) и Коичи Мидзусима ( Токийский университет ) продемонстрировали ограниченное циклическое циклирование разряда-заряда элемента с напряжением 4 В, изготовленного из диоксида лития и кобальта ( LiCoO
    2
    ) в качестве положительного электрода и металлический литий в качестве отрицательного электрода. [ 24 ] [ 25 ] Это нововведение позволило создать материал положительного электрода, который в конечном итоге стал компонентом первой коммерческой перезаряжаемой литий-ионной батареи. ЛиКоО
    2
    представляет собой стабильный материал положительного электрода, который действует как донор ионов лития, что означает, что его можно использовать с материалом отрицательного электрода, отличным от металлического лития. [ 26 ] Благодаря возможности использования стабильных и простых в обращении материалов для отрицательных электродов LiCoO
    2
    новые системы перезаряжаемых батарей. Годшалл и др. далее определили аналогичную ценность тройных соединений оксидов литий-переходных металлов, таких как шпинель LiMn 2 O 4 , Li 2 MnO 3 , LiMnO 2 , LiFeO 2 , LiFe 5 O 8 и LiFe 5 O 4 (а позднее литий-медные -оксидные и литий-никель-оксидные катодные материалы в 1985 г.) [ 27 ] Годшалл и др. патент Патент США 4,340,652 [ 28 ] Использование LiCoO 2 в качестве катодов в литиевых батареях было основано на докторской диссертации Годшалла в Стэнфордском университете. диссертация и публикации 1979 г.
  • 1980 : М. Лаццари и Бруно Скрозати из Римского университета утвердили концепцию батареи-качалки с использованием диоксида лития в качестве анода , дисульфида титана в качестве катода и перхлората лития в пропиленкарбонате в качестве электролита. [ 29 ]
  • 1980-е : Отрицательный электрод берет свое начало из PAS (полиаценового/ полиацетиленового полупроводникового материала), открытого Токио Ямабе, а затем Сидзукуни Ята в начале 1980-х годов. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Эта разработка была вдохновлена ​​более ранним открытием проводящих полимеров профессором Хидеки Сиракавой и его группой, и ее также можно рассматривать как начало от полиацетиленовой литий-ионной батареи, разработанной Аланом МакДиармидом и Аланом Дж. Хигером и др. [ 34 ]
  • 1983 : Рашид Язами продемонстрировал обратимую электрохимическую интеркаляцию лития в графит при комнатной температуре с использованием растворителя полиэтиленоксида . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Известные в то время органические растворители аккумуляторов разлагаются во время зарядки графитовым отрицательным электродом. По этой причине Язами использовал твердый электролит, чтобы продемонстрировать, что литий может обратимо интеркалироваться в графит посредством электрохимического механизма при комнатной температуре.
  • 1983 : Майкл М. Теккерей , Питер Брюс , Уильям Дэвид и Джон Б. Гуденаф разработали марганцевую шпинель Mn 2 O 4 в качестве материала заряженного катода для литий-ионных батарей. Он имеет два плоских плато при разряде: литиевое при 4 В, стехиометрия LiMn 2 O 4 , и одно при 3 В с конечной стехиометрией Li 2 Mn 2 O 4 . [ 39 ]
  • 1985 : Акира Ёсино продемонстрировал литий-ионную аккумуляторную батарею с использованием углеродистого материала (ацетиленовой сажи), в который можно было вводить ионы лития в качестве отрицательного электрода (анода) и оксида лития-кобальта ( LiCoO ).
    2
    ) в качестве положительного электрода (катода). [ 40 ] Это значительно повысило безопасность LiCoO.
    2
    и подготовил Sony к коммерческому запуску литий-ионной аккумуляторной батареи 5 лет спустя. Проект Ёсино в 1985 году отличался от окончательного проекта (1990 года) использованием 0,6 моля LiClO 4 (а не LiPF 6 ) в пропиленкарбонате (без этилена или линейного карбоната, используемого в настоящее время для пассивации графитового негода) и использованием полиакрилонитрила вместо поливинилидена . дифторид в качестве связующего.
  • 1986 : Примерно в то же время, что и Акира Ёсино , Оборн и Барберио из Bell Laboratory независимо друг от друга продемонстрировали еще одну настоящую батарею для кресла-качалки, собранную в полностью разряженном состоянии. Их литий-ионная батарея на 1,8 В содержала LiCoO2 в качестве посода, 1M LiPF6 в пропиленкарбонате в качестве электролита и MoO2 в качестве негода. [ 41 ]
  • 1986 : Исследователи Asahi под руководством Акиры Ёсино продемонстрировали перезаряжаемую батарею с тетрафторборатом лития (LiBF4), растворенным в смеси PC, гамма-бутиролактона (γBL) и этиленкарбоната (EC) в качестве электролита. Фторированный анион оказался эффективным в пассивации алюминиевого токосъемника и совместим с растворителями, в то время как этиленкарбонат (который является твердым при комнатной температуре и смешивается с другими растворителями для получения жидкости) обеспечивает необходимую межфазную фазу твердого электролита на аноде. , тем самым публично раскрывая последнюю часть головоломки, ведущей к созданию современной литий-ионной батареи. [ 42 ] Эта конструкция была практически идентична той, которая сегодня используется в коммерческих литий-ионных батареях (за исключением того, что LiBF4 был заменен на LiPF6, который менее реагирует с растворителями).
  • 1987–1989 : Арумугам Мантирам и Джон Б. Гуденаф открыли полианионный класс катодов. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Они показали, что положительные электроды, содержащие полианионы , например сульфаты , производят более высокие напряжения, чем оксиды, из-за индуктивного эффекта полианиона. Этот класс полианионов содержит такие материалы, как фосфат лития-железа . [ 46 ]
  • 1989 : Отзыв элементов Moli Energy, содержащих металлический литий, резко изменил мнение исследователей в пользу более тяжелых, но безопасных батарей с двойной интеркаляцией (т.е. литий-ионных, а не литий-металлических). [ 42 ]
  • 11 октября 1989 г .: Джефф Дан и двое его коллег из Moli Energy в Бернаби (Канада) представляют журнальную статью, доказывающую обратимую интеркаляцию ионов лития в графит в присутствии растворителя этиленкарбоната (в смеси 50:50 с пропиленкарбонатом и с 1М солью LiAsF6), и демонстрируя образование интерфазы твердого электролита при первом заряде с последующим обратимым циклическим циклированием батареи. [ 47 ] По сути, это тот состав, который будет использоваться в коммерческих литий-ионных аккумуляторах с 1992 года, за исключением того, что LiAsF6 был заменен на более дешевый и менее токсичный LiPF6 .
  • 1990 : Рашид Язами во Французском национальном центре научных исследований в Гренобле , Франция начинает сотрудничать с Sony в разработке графитового анода и жидкого электролита для литий-ионных аккумуляторов , в конечном итоге обнаружив волшебный растворитель этиленкарбонат , что привело к увеличению почти вдвое (до 155 Втч). /кг) удельная энергия элементов с мягкими углеродными анодами. [ 48 ]
  • 10 декабря 1990 г .: Японская компания Sanyo Electric подает заявку на патент, в которой описывается перезаряжаемая (около 250 циклов) литий-металлическая батарея со смешанным растворителем этиленкарбонат + диметилкарбонат и LiPF6 в качестве электролита. [ 49 ]
  • 1990 английский термин « литий-ионный аккумулятор », который был придуман как маркетинговый инструмент, чтобы отличить новую технологию от злополучных литий-металлических батарей . : Впервые в публикации появился [ 48 ] Его использовали сотрудники Sony . [ 50 ]

В 2017 году (за два года до присуждения Нобелевской премии по химии 2019 года) Джордж Бломгрен высказал некоторые предположения о том, почему Акиры Ёсино группа Джеффа Дана : произвела коммерчески жизнеспособную литий-ионную батарею раньше группы [ 51 ]

  • Группа Дана протестировала углеродистый положительный электрод на литии, а не на оксиде металла. Поэтому они не наблюдали сильной коррозии алюминиевого коллектора положительного тока с электролитом LiAsF6 , но Yoshino et al. использовался... LiPF6 , который обычно использовался для первичных литий-металлических батарей в Японии.
  • Ёсино и др. также изучали различные связующие, включая лучший победитель — поливинилиденфторид , в то время как группа Дана использовала только мономер этиленпропилендиен (ЭПДМ), который оказался недостаточно прочным для коммерческих ЛИА.

Коммерциализация портативных приложений: 1991–2007 гг.

[ редактировать ]

Производительность и емкость литий-ионных аккумуляторов увеличивались по мере развития.

  • 1991 : Sony и Asahi Kasei начали коммерческую продажу первой литий-ионной аккумуляторной батареи. [ 52 ] Японскую команду, которая успешно коммерциализировала эту технологию, возглавил Ёсио Ниси. [ 53 ] 1991 год положил начало второму периоду (коммерциализации) в истории литий-ионных аккумуляторов, что отражено в виде точек перегиба на графиках «Лог числа публикаций об электрохимических источниках энергии по годам» и «Количество непатентных публикаций о литий-ионных батареях». ионные батареи», показанные на этой странице. В батарее использовался мягкий углеродный (а не графитовый ) анод и катод из LiCoO2 . Успеху Sony в развитии производства литий-ионных аккумуляторов способствовал предыдущий опыт компании в производстве монодисперсных (20 мкм) микрочастиц оксидов металлов и в процессах нанесения покрытий на магнитные ленты . [ 54 ]
  • 1994 : iconectiv Первая коммерциализация литий-полимера компанией Bellcore. [ 55 ]
  • 1994 : Дан и др. продемонстрировали первую водную химию литий-ионного кресла-качалки. Он имел анод VO2 и катод LiMn2O4 в электролите 5 М LiNO3 с 1 мМ LiOH. [ 56 ]
  • 1996 : Гуденаф, Акшая Падхи и его коллеги предложили литий-железофосфат ( LiFePO
    4
    ) и другие фосфооливины ( фосфаты металлов лития с той же структурой, что и минеральный оливин ) в качестве материалов положительных электродов. [ 57 ] [ 58 ]
  • 1996 : Sony и Nissan объявили о партнерстве в разработке автомобиля FEV II с литий-ионным аккумулятором и запасом хода 124 мили. [ 59 ]
  • 1998 : К.С. Джонсон, Дж.Т. Воги, М.М. Теккерей, Т.Е. Бофингер и С.А. Хакни сообщают об открытии высоковольтных NMC с высоким содержанием лития. катодных материалов [ 60 ]
  • 2001 : Арумугам Мантирам и его коллеги обнаружили, что ограничения емкости слоистых оксидных катодов являются результатом химической нестабильности, которую можно понять, исходя из относительного положения 3d-зоны металла относительно верха 2p-зоны кислорода. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Это открытие имело значительные последствия для практически доступного композиционного пространства слоистых оксидных катодов литий-ионных аккумуляторов, а также их стабильности с точки зрения безопасности.
  • 2001 : Кристофер Джонсон, Майкл Теккерей, Халил Амин и Джейкук Ким подают патент. [ 64 ] [ 65 ] для литий-никелевых марганцево-кобальт-оксидных (NMC) литий-богатых катодов на основе доменной структуры.
  • 2001 : Чжунхуа Лу и Джефф Дан подают патент. [ 66 ] для класса NMC материалов положительных электродов, которые обеспечивают повышение безопасности и плотности энергии по сравнению с широко используемым оксидом лития-кобальта.
  • 2002 : Йет-Минг Чан и его группа из Массачусетского технологического института продемонстрировали существенное улучшение характеристик литиевых батарей за счет повышения LiFePO4 проводимости материала легирования . путем его [ 67 ] с алюминием , ниобием и цирконием . Точный механизм, вызывающий такое увеличение, стал предметом широких дискуссий. [ 68 ]
  • 2004 : Йет-Мин Чан снова увеличил производительность за счет использования частиц литий-железо-фосфата диаметром менее 100 нанометров. Это уменьшило плотность частиц почти в сто раз, увеличило площадь поверхности положительного электрода и улучшило емкость и производительность. Коммерциализация привела к быстрому росту рынка литий-ионных аккумуляторов большей емкости, а также к битве за нарушение патентных прав между Чангом и Джоном Гуденафом . [ 68 ]
  • 2004 : Число непатентных публикаций о литий-ионных батареях из КНР превысило количество из США . Япония была третьей ведущей страной до 2011 года, когда ее обогнала Южная Корея .
  • 2005 : И. Сонг, П. Я. Завалий и М. Стэнли Уиттингем сообщают о новом двухэлектронном катодном материале из фосфата ванадия с высокой плотностью энергии. [ 69 ] [ 70 ]

Коммерциализация в автомобильной промышленности: 2008 – настоящее время

[ редактировать ]
Кривая обучения литий-ионным батареям: цена батарей снизилась на 97% за три десятилетия. [ 79 ] [ 80 ]

В 2012 году промышленность произвела около 660 миллионов цилиндрических литий-ионных элементов; Размер 18650 на сегодняшний день является самым популярным среди цилиндрических ячеек. Если Tesla достигнет своей цели по поставке 40 000 Model S электромобилей в 2014 году и если батарея емкостью 85 кВтч, в которой используется 7104 таких элемента, окажется такой же популярной за рубежом, как и в Соединенных Штатах, исследование 2014 года показало, что Одна только модель S будет использовать почти 40 процентов предполагаемого мирового производства цилиндрических батарей в 2014 году. [ 81 ] По состоянию на 2013 год Производство постепенно переходило на аккумуляторы большей емкости емкостью более 3000 мАч. Ожидалось, что в 2013 году годовой спрос на плоские полимерные элементы превысит 700 миллионов. [ 82 ] [ нужно обновить ]

Цены на литий-ионные аккумуляторы со временем упали. В целом с 1991 по 2018 год цены на все типы литий-ионных элементов (в долларах за кВтч) упали примерно на 97%. [ 79 ] За тот же период плотность энергии увеличилась более чем в три раза. [ 79 ] Усилия по увеличению плотности энергии внесли значительный вклад в снижение затрат. [ 83 ]

В 2015 году смета затрат колебалась в пределах $300–500/кВтч. [ нужны разъяснения ] . [ 84 ] В 2016 году GM объявила, что будет платить 145 долларов США за киловатт-час за аккумуляторы для Chevy Bolt EV. [ 85 ] Ожидалось, что в 2017 году средняя стоимость установки систем хранения энергии в жилых домах снизится с $1600/кВтч в 2015 году до $250/кВтч к 2040 году, а к 2030 году цена снизится на 70%. [ 86 ] В 2019 году стоимость аккумуляторных батарей для некоторых электромобилей оценивалась в 150–200 долларов. [ 87 ] и VW отметили, что платят 100 долларов США за кВтч следующего поколения за электромобили . [ 88 ]

Батареи используются для хранения энергии в сети и вспомогательных услуг . электростанцией с анаэробным сбраживанием Для литий-ионного хранилища в сочетании с фотоэлектрическими системами и биогазовой литий-ионный аккумулятор будет приносить более высокую прибыль, если он будет работать чаще (следовательно, более высокая выработка электроэнергии за весь срок службы), хотя срок службы сокращается из-за деградации. [ 89 ]

несколько типов катодных порошков литий-никель-кобальт-марганцевого оксида (NCM) и литий-никель-кобальт-алюминиевого оксида Коммерчески доступны (NCA) со слоистой структурой. Их химический состав определяется молярным соотношением составляющих металлов. NCM 111 (или NCM 333) содержит эквимолярные части никеля, кобальта и марганца. Примечательно, что в NCM катодах марганец не является электроактивным и остается в степени окисления +4 во время циклического заряда-разряда аккумулятора. Кобальт совершает цикл между степенями окисления +3 и +4, а никель — между +2 и +4. Из-за более высокой цены на кобальт и большего количества циклируемых электронов на атом никеля материалы с высоким содержанием никеля (также известные как «богатые никелем») (с атомным процентом Ni> 50%) привлекают значительное внимание обоих исследователей аккумуляторов. и производители аккумуляторов. Однако катоды с высоким содержанием Ni склонны к выделению O2 и смешиванию катионов Li+/Ni4+ при перезарядке. [ 90 ]

По состоянию на 2019 год , NMC 532 и NMC 622 были предпочтительными типами с низким содержанием кобальта для электромобилей, при этом NMC 811 и даже с более низким содержанием кобальта стали использоваться все чаще, что снижает зависимость от кобальта. [ 91 ] [ 92 ] [ 87 ] Однако потребление кобальта для электромобилей увеличилось на 81% по сравнению с первой половиной 2018 года до 7200 тонн в первой половине 2019 года при емкости аккумулятора 46,3 ГВтч. [ 93 ]

В 2010 году мировая мощность производства литий-ионных аккумуляторов составила 20 гигаватт-часов. [ 94 ] К 2016 году она составила 28 ГВтч, из них в Китае — 16,4 ГВтч. [ 95 ] Производство в 2021 году оценивается по разным источникам в пределах 200–600 ГВтч, а прогнозы на 2023 год варьируются от 400 до 1100 ГВтч. [ 96 ]

Было установлено , что нарушающий антимонопольное законодательство картель по установлению цен среди девяти групп компаний, в том числе LG Chem , GS Yuasa , Hitachi Maxell , NEC , Panasonic / Sanyo , Samsung , Sony и Toshiba, фальсифицировал цены на аккумуляторы и ограничивал производство в период с 2000 по 2011 год. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ]

  1. ^ Jump up to: а б Флетчер, Сет (2011). Молния в бутылке: супербатареи, электромобили и новая литиевая экономика . Макмиллан.
  2. ^ Бройер, Клаус Х.; Харви, Джей А. (1 мая 1967 г.). Отчет о состоянии аккумуляторов высокой плотности с органическим электролитом (Отчет). Форт Бельвуар, Вирджиния: Центр технической информации Министерства обороны.
  3. ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О. и Фриц, HP (1974). «Катодное восстановление графита в органических растворах щелочей и NR 4 ». + Соли». J. Electroanal. Chem . 53 (2): 329–333. doi : 10.1016/S0022-0728(74)80146-4 .
  4. ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О. (1976). «Электрохимическое получение и свойства ионных интеркаляционных соединений щелочных металлов и NR 4 -графита в органических электролитах». Карбон . 14 (2): 111–115. Бибкод : 1976Carbo..14..111B . дои : 10.1016/0008-6223(76)90119-6 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Да Дэн (2015). «Литий-ионные аккумуляторы: основы, прогресс и проблемы» . Энергетика и инженерия . 3 (5): 385–418. Бибкод : 2015EneSE...3..385D . дои : 10.1002/ese3.95 . S2CID   110310835 .
  6. ^ Jump up to: а б Шёлльхорн, Р.; Кульманн, Р.; Безенхард, Дж. О. (1976). «Топотактические окислительно-восстановительные реакции и ионный обмен слоистых бронз MoO 3 ». Бюллетень исследования материалов . 11 : 83–90. дои : 10.1016/0025-5408(76)90218-X .
  7. ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О.; Шёлльхорн, Р. (1976). «Механизм реакции разряда электрода МоО 3 в органических электролитах». Журнал источников энергии . 1 (3): 267–276. Бибкод : 1976JPS.....1..267B . дои : 10.1016/0378-7753(76)81004-X .
  8. ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О.; Эйхингер, Г. (1976). «Литиевые элементы высокой плотности энергии: Часть I. Электролиты и аноды». Журнал электроаналитической химии и межфазной электрохимии . 68 : 1–18. дои : 10.1016/S0022-0728(76)80298-7 .
  9. ^ Jump up to: а б Эйхингер, Г.; Безенхард, Дж. О. (1976). «Литиевые элементы высокой плотности энергии: Часть II. Катоды и полные элементы». Журнал электроаналитической химии и межфазной электрохимии . 72 : 1–31. дои : 10.1016/S0022-0728(76)80072-1 .
  10. ^ «Ускорение разработки литиевых батарей» .
  11. ^ Уиттингем, MS (1976). «Хранение электрической энергии и химия интеркаляции». Наука . 192 (4244): 1126–1127. Бибкод : 1976Sci...192.1126W . дои : 10.1126/science.192.4244.1126 . ПМИД   17748676 . S2CID   36607505 .
  12. ^ Сяо, Цзе (25 октября 2019 г.). «Как образуются литиевые дендриты в жидких батареях». Наука . 366 (6464): 426–427. дои : 10.1126/science.aay8672 .
  13. ^ Хеллер, Адам (25 ноября 1975 г.). «Электрохимическая ячейка» . Патент США . Проверено 18 ноября 2013 г.
  14. ^ Ли, Мэтью; Лу, Джун; Чен, Чжунвэй; Амин, Халил (2018). «30 лет литий-ионных аккумуляторов» . Продвинутые материалы . 30 (33). дои : 10.1002/adma.201800561 . ISSN   0935-9648 .
  15. ^ Характеристики перезаряжаемой батареи на основе дисульфида лития и титана после 35 лет хранения. 2015. Источники энергии J. 280/18-22. Н. Перейра, Г.Г. Аматуччи, М.С. Уиттингем, Р. Хэмлен. doi: 10.1016/j.jpowsour.2015.01.056.
  16. ^ НАКОПЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ИНТЕРКАЛЯЦИОННАЯ ХИМИЯ. 1976. Наука. 192/4244, 1126-7. М. С. Уиттингем. doi: 10.1126/science.192.4244.1126
  17. ^ Занини, М.; Басу, С.; Фишер, Дж. Э. (1978). «Альтернативный синтез и спектр отражения интеркаляционного соединения литий-графит стадии 1». Карбон . 16 (3): 211–212. Бибкод : 1978Carbo..16..211Z . дои : 10.1016/0008-6223(78)90026-X .
  18. ^ Басу, С.; Целлер, К.; Фландерс, ПиДжей; Фюрст, CD; Джонсон, штат Вашингтон; Фишер, Дж. Э. (1979). «Синтез и свойства интеркаляционных соединений лития-графита». Материаловедение и инженерия . 38 (3): 275–283. дои : 10.1016/0025-5416(79)90132-0 .
  19. ^ США 4304825 , Басу; Самар, «Аккумуляторная батарея», выпущен 8 декабря 1981 г., передан компании Bell Telephone Laboratories.  
  20. ^ Конференция НАТО 1978 года по материалам для современных батарей, Оссиос, Франция. Цитируется по ISBN 978-1-61249-762-4. страница 94.
  21. ^ Годшалл, Северная Каролина; Рейстрик, ID; Хаггинс, Р.А. (1980). «Термодинамические исследования тройных катодных материалов литий-переходный металл-кислород». Бюллетень исследования материалов . 15 (5): 561. doi : 10.1016/0025-5408(80)90135-X .
  22. ^ Годшалл, Нед А. (17 октября 1979 г.) «Электрохимическое и термодинамическое исследование тройных литий-оксидных катодных материалов из переходного металла для литиевых батарей: Li 2 MnO 4 шпинель , LiCoO 2 и LiFeO 2 », презентация на 156-м заседании Электрохимическое общество, Лос-Анджелес, Калифорния.
  23. ^ Годшалл, Нед А. (18 мая 1980 г.) Электрохимическое и термодинамическое исследование тройных катодных материалов литий-переходный металл-кислород для литиевых батарей . доктор философии Диссертация, Стэнфордский университет
  24. ^ «USPTO ищет изобретения «Гуденафа, Джона» » . Patft.uspto.gov. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 8 октября 2011 г.
  25. ^ Мидзусима, К.; Джонс, ПК; Уайзман, П.Дж.; Гуденаф, Дж. Б. (1980). " Ли
    x
    xCoO
    2
    (0<x<-1): Новый катодный материал для батарей с высокой плотностью энергии». Бюллетень исследований материалов . 15 (6): 783–789. doi : 10.1016/0025-5408(80)90012-4 . S2CID   97799722 .
  26. ^ Пуазо, П.; Ларуэль, С.; Грюжен, С.; Тараскон, Дж. (2000). «Наноразмерные оксиды переходных металлов как материалы отрицательных электродов для литий-ионных батарей». Природа . 407 (6803): 496–499. Бибкод : 2000Natur.407..496P . дои : 10.1038/35035045 . ПМИД   11028997 . S2CID   205009092 .
  27. ^ Годшалл, Н. (1986). «Транспорт лития в тройных литий-медно-кислородных катодных материалах» . Ионика твердого тела . 18–19: 788–793. дои : 10.1016/0167-2738(86)90263-8 .
  28. ^ Годшалл, Северная Каролина; Райстрик, И.Д. и Хаггинс, РА, патент США 4,340,652 «Тройный составной электрод для литиевых элементов»; выдано 20 июля 1982 г., подано Стэнфордским университетом 30 июля 1980 г.
  29. ^ ЦИКЛАБЕЛЬНЫЙ ЛИТИЙ-ОРГАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОЛИТ НА ОСНОВЕ 2-Х ИНТЕРКАЛЯЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОДОВ. 1980. J Electrochem Soc. 127/3, 773-4. М. Лаццари, Б. Скрозати. дои: 10.1149/1.2129753
  30. ^ Ямабе, Т. (2015). «Литий-ионный Ниджи Денчи: Кенкю Кайхату Но Генрю Во Катару» [Литий-ионные аккумуляторные батареи: прослеживание истоков исследований и разработок: фокус на истории разработки материалов с отрицательными электродами]. Журнал Кагаку (на японском языке). 70 (12): 40–4 из оригинала 8 августа. Архивировано Получено 15 июня.
  31. ^ Новак, П.; Мюллер, К.; Сантанам, КСВ; Хаас, О. (1997). «Электрохимически активные полимеры для аккумуляторных батарей». хим. Преподобный . 97 (1): 271–272. дои : 10.1021/cr941181o . ПМИД   11848869 .
  32. ^ Ямабе, Т.; Танака, К.; Озеки, К.; Ята, С. (1982). «Электронная структура полиаценацена. Одномерный графит». Твердотельные коммуникации . 44 (6): 823. Бибкод : 1982SSCom..44..823Y . дои : 10.1016/0038-1098(82)90282-4 .
  33. ^ US 4601849 , Ята С., «Электропроводящий органический полимерный материал и способ его производства».  
  34. ^ Нигрей, Пол Дж (1981). «Легкие аккумуляторные батареи, использующие полиацетилен (CH) x в качестве катодно-активного материала» . Журнал Электрохимического общества . 128 (8): 1651. Бибкод : 1981JElS..128.1651N . дои : 10.1149/1.2127704 .
  35. ^ Международное совещание по литиевым батареям, Рим, 27–29 апреля 1982 г., CLUP Ed. Милан, Аннотация №23
  36. ^ Язами, Р.; Тузен, П. (1983). «Обратимый графит-литиевый отрицательный электрод для электрохимических генераторов». Журнал источников энергии . 9 (3): 365–371. Бибкод : 1983JPS.....9..365Y . дои : 10.1016/0378-7753(83)87040-2 .
  37. ^ «Рашид Язами» . Национальная инженерная академия . Проверено 12 октября 2019 г.
  38. ^ Jump up to: а б «Медаль IEEE для получателей технологий защиты окружающей среды и безопасности» . Медаль IEEE за технологии защиты окружающей среды и безопасности . Институт инженеров электротехники и электроники . Проверено 29 июля 2019 г. [ мертвая ссылка ]
  39. ^ Теккерей, ММ; Дэвид, ВИФ ; Брюс, PG; Гуденаф, Дж. Б. (1983). «Введение лития в марганцевые шпинели». Бюллетень исследования материалов . 18 (4): 461–472. дои : 10.1016/0025-5408(83)90138-1 .
  40. ^ США 4668595 , Ёсино; Акира, «Вторичная батарея», выпущена 10 мая 1985 г., закреплена за Асахи Касеем.  
  41. ^ Литиевые интеркаляционные элементы без металлического лития MoO2/LiCoO2 и WO2/LiCoO2. 1987. J Electrochem Soc. 134/3, 638-41. Джей Джей Оборн, Ю. Л. Барберио. дои: 10.1149/1.2100521.
  42. ^ Jump up to: а б До появления литий-ионных аккумуляторов. 2018. Chem Rev. 118/23, 11433-56. М. Винтер, Б. Барнетт, К. Сюй. doi: 10.1021/acs.chemrev.8b00422.
  43. ^ Мантирам, А.; Гуденаф, Дж. Б. (1989). «Введение лития в каркасы Fe 2 (SO 4 ) 3 ». Журнал источников энергии . 26 (3–4): 403–408. Бибкод : 1989JPS....26..403M . дои : 10.1016/0378-7753(89)80153-3 .
  44. ^ Мантирам, А.; Гуденаф, Дж. Б. (1987). «Внедрение лития в каркасы Fe 2 (MO 4 ) 3 : Сравнение M = W с M = Mo» . Журнал химии твердого тела . 71 (2): 349–360. Бибкод : 1987ЮССЧ..71..349М . дои : 10.1016/0022-4596(87)90242-8 .
  45. ^ Размышления о химии катода литий-ионной батареи. 2020. Природные коммуникации. 11/1, 9. А. Мантирам. дои: 10.1038/s41467-020-15355-0
  46. ^ Маскелье, Кристиан; Крогенек, Лоуренс (2013). «Полианионные (фосфаты, силикаты, сульфаты) каркасы как электродные материалы для литиевых (или натриевых) аккумуляторов». Химические обзоры . 113 (8): 6552–6591. дои : 10.1021/cr3001862 . ПМИД   23742145 .
  47. ^ Фонг, Р.; фон Сакен, У.; Дан, младший (1990). «Исследование интеркаляции лития в углерод с использованием неводных электрохимических ячеек». Дж. Электрохим. Соц . 137 (7): 2009–2013. Бибкод : 1990JElS..137.2009F . дои : 10.1149/1.2086855 .
  48. ^ Jump up to: а б Долгая трудная дорога: литий-ионный аккумулятор и электромобиль. 2022. Си Джей Мюррей. ISBN 978-1-61249-762-4.
  49. ^ НЕВОДНАЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ АККУМУЛЯТОР. 12 декабря 1990 г. JP 32577891 AM Такахаши, С. Ёсимура, Х. Ватанабэ, Р. Осита, С. Фурукава.
  50. ^ 1. Литий-ионная аккумуляторная батарея. 1990. 0. 9/209-17. Т. Нагаура, К. Тозава. https://jglobal.jst.go.jp/en/detail?JGLOBAL_ID=200902083334341504
  51. ^ Развитие и будущее литий-ионных аккумуляторов. 2017. J Electrochem Soc. 164/1, А5019-А25. Г. Е. Бломгрен. doi: 10.1149/2.0251701jes
  52. ^ «Ключевые слова для понимания устройств Sony Energy – ключевое слово 1991 г.» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  53. ^ «Ёсио Ниси» . Национальная инженерная академия . Проверено 12 октября 2019 г.
  54. ^ До появления литий-ионных батарей. 2018. Chem Rev. 118/23, 11433-56. М. Винтер, Б. Барнетт, К. Сюй. doi: 10.1021/acs.chemrev.8b00422.
  55. ^ Холуша, Джон (16 марта 1994 г.). «Нью-Йорк Таймс: В новой батарее Bellcore используется литий» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июня 2023 г.
  56. ^ В. Ли, Дж. Р. Дан, Д. С. Уэйнрайт, Литиевые аккумуляторные батареи с водными электролитами, Science 264 (1994) 1115–1118, doi: http://dx.doi.org/ 10.1126/наука.264.5162.1115.
  57. ^ Падхи, АК, Науджундасвами, К.С., Гуденаф, Дж.Б. (1996) " LiFePO
    4
    : новый катодный материал для перезаряжаемых батарей». Тезисы собрания Электрохимического общества , 96-1, стр. 73.
  58. ^ Журнал Электрохимического общества , 144 (4), с. 1188-1194 гг.
  59. ^ Деннис Нормил, «Литий-ионный аккумулятор отправляется в путь». Popular Science 248/4 (апрель 1996 г.): 45.
  60. ^ К.С. Джонсон, Дж.Т. Воги, М.М. Теккерей, Т.Э. Бофингер и С.А. Хакни «Слоистые литий-марганцевые оксидные электроды, полученные из прекурсоров каменной соли LixMnyOz (x+y=z)», 194-е собрание Электрохимического общества, Бостон, Массачусетс, ноябрь .1-6, (1998)
  61. ^ Чебиам, Р.В.; Каннан, AM; Прадо, Ф.; Мантирам, А. (2001). «Сравнение химической стабильности катодов литий-ионных аккумуляторов с высокой плотностью энергии». Электрохимические коммуникации . 3 (11): 624–627. дои : 10.1016/S1388-2481(01)00232-6 .
  62. ^ Чебиам, Р.В.; Прадо, Ф.; Мантирам, А. (2001). «Мягкий химический синтез и характеристика слоистых Li 1−x Ni 1−y Co y O 2−δ (0 ≤ x ≤ 1 и 0 ≤ y ≤ 1)». Химия материалов . 13 (9): 2951–2957. дои : 10.1021/cm0102537 .
  63. ^ Мантирам, Арумугам (2020). «Размышления о химии катода литий-ионных аккумуляторов» . Природные коммуникации . 11 (1): 1550. Бибкод : 2020NatCo..11.1550M . дои : 10.1038/s41467-020-15355-0 . ПМК   7096394 . ПМИД   32214093 .
  64. ^ США US6677082 , Теккерей, М; Амин К. и Ким Дж. С. «Литий-металлооксидные электроды для литиевых элементов и батарей»  
  65. ^ США US6680143 , Теккерей, М; Амин К. и Ким Дж. С. «Литий-металлооксидные электроды для литиевых элементов и батарей»  
  66. ^ США US6964828 B2 , Лу, Чжунхуа, «Катодные составы для литий-ионных аккумуляторов»  
  67. ^ Чанг, Ю.Ю.; Блокинг, Дж.Т.; Чанг, Ю.М. (2002). «Электроннопроводящие фосфооливины как литиевые накопительные электроды». Природные материалы . 1 (2): 123–128. Бибкод : 2002NatMa...1..123C . дои : 10.1038/nmat732 . ПМИД   12618828 . S2CID   2741069 .
  68. ^ Jump up to: а б «В поисках идеального аккумулятора» (PDF) . Экономист . 6 марта 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 г. . Проверено 11 мая 2010 г.
  69. ^ Песня, Ю; Завалий, П.Я.; Уиттингем, MS (2005). «ε-VOPO4: электрохимический синтез и улучшенное поведение катода». Журнал Электрохимического общества . 152 (4): А721–А728. Бибкод : 2005JElS..152A.721S . дои : 10.1149/1.1862265 .
  70. ^ Лим, Южная Каролина; Воги, Джей Ти; Харрисон, WTA; Дассак, LL; Джейкобсон, AJ; Джонсон, JW (1996). «Окислительно-восстановительные превращения простых фосфатов ванадия: синтез ϵ-VOPO4». Ионика твердого тела . 84 (3–4): 219–226. дои : 10.1016/0167-2738(96)00007-0 .
  71. ^ [1] . BASF закладывает фундамент для строительства завода по производству материалов для литий-ионных аккумуляторов в Огайо, октябрь 2009 года.
  72. ^ Ежемесячная статистика продаж аккумуляторов . Архивировано 6 декабря 2010 г. в Wayback Machine . Статистика машинного оборудования, опубликованная Министерством экономики, торговли и промышленности, март 2011 г.
  73. ^ «Пионеры в области литий-ионных батарей получают премию Дрейпера, высшую инженерную награду». Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine , Техасский университет, 6 января 2014 г.
  74. ^ «Наконец-то на рынок действительно выходит новая технология литиевых батарей (и, возможно, уже в вашем смартфоне)» . ЭкстримТех . Проверено 16 февраля 2014 г.
  75. ^ «Премия NIMS достаётся Коичи Мидзушиме и Акире Ёсино» . Национальный институт материаловедения . 14 сентября 2016 г. Проверено 9 апреля 2020 г.
  76. ^ Ци, Чжаосян; Кениг, Гэри М. (16 августа 2016 г.). «Высокоэффективные LiCoO 2 субмикрометровые материалы , полученные в результате масштабируемой обработки шаблонов микрочастиц». ХимияВыбрать . 1 (13): 3992–3999. дои : 10.1002/slct.201600872 .
  77. ^ «Нобелевская премия по химии 2019» . Нобелевская премия . Нобелевский фонд . 2019 . Проверено 1 января 2020 г.
  78. ^ «Производитель литий-ионных аккумуляторов с нулевым содержанием кобальта SPARKZ объявляет о строительстве гигафабрики W Va» . Конгресс зеленых автомобилей . Проверено 2 сентября 2022 г.
  79. ^ Jump up to: а б с Зиглер, Мика С.; Трансик, Джессика Э. (21 апреля 2021 г.). «Пересмотр темпов совершенствования технологии литий-ионных аккумуляторов и снижения затрат» . Энергетика и экология . 14 (4): 1635–1651. arXiv : 2007.13920 . дои : 10.1039/D0EE02681F . ISSN   1754-5706 . S2CID   220830992 .
  80. ^ «За последние три десятилетия цена на аккумуляторы снизилась на 97%» . Наш мир в данных . Проверено 19 февраля 2022 г.
  81. ^ Фишер, Томас. «Сможет ли Tesla в одиночку удвоить мировой спрос на свои аккумуляторные элементы? (Страница 2)» . Greencarreports.com. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года . Проверено 16 февраля 2014 г.
  82. ^ «Снижение стоимости элементов предполагает наступающую эру элементов большой емкости» . ЭнерджиТренд. 6 мая 2013 года . Проверено 16 февраля 2014 г.
  83. ^ Зиглер, Мика С.; Сон, Джухён; Трансик, Джессика Э. (2021). «Определители снижения стоимости технологии литий-ионных аккумуляторов» . Энергетика и экология . 14 (12): 6074–6098. дои : 10.1039/D1EE01313K . hdl : 1721.1/145588 . ISSN   1754-5692 . S2CID   244514877 .
  84. ^ Рэмси, Майк (22 июня 2015 г.). «24M Technologies запускает более дешевый в производстве литий-ионный элемент» . Проверено 15 декабря 2015 г.
  85. ^ «Chevy Volt EV: LG готовится к массовому производству деталей для автомобиля в этом месяце» . 8 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2017 г.
  86. ^ Лай, Чун Синг; Цзя, Ювэй; Лай, Лой Лей; Сюй, Чжао; Маккалок, Малкольм Д.; Вонг, Кит По (октябрь 2017 г.). «Всесторонний обзор крупномасштабной фотоэлектрической системы с применением накопления электрической энергии». Обзоры возобновляемой и устойчивой энергетики . 78 : 439–451. дои : 10.1016/j.rser.2017.04.078 .
  87. ^ Jump up to: а б Венткер, Марк; Гринвуд, Мэтью; Лекер, Йенс (5 февраля 2019 г.). «Подход снизу вверх к моделированию стоимости литий-ионных аккумуляторов с акцентом на активные катодные материалы» . Энергии . 12 (3): 504. дои : 10.3390/en12030504 .
  88. ^ «Сообщается, что Volkswagen достиг важной вехи в стоимости аккумуляторов, что усилит его конкуренцию с Tesla» . Бизнес-инсайдер . 10 сентября 2019 г. Проверено 29 сентября 2019 г.
  89. ^ Лай, Чун Синг; Локателли, Джорджио; Пимм, Эндрю; Тао, Иншань; Ли, Сюэконг; Лай, Лой Лей (октябрь 2019 г.). «Финансовая модель литий-ионного хранения в фотоэлектрической и биогазовой энергетической системе» . Прикладная энергетика . 251 : 113179. Бибкод : 2019ApEn..25113179L . doi : 10.1016/j.apenergy.2019.04.175 .
  90. ^ Обзор механизмов деградации катодов NCM и соответствующих стратегий смягчения последствий. 2023. J Хранение энергии. 73/27. Л. Бритала, М. Маринаро, Г. Кучинскис. doi: 10.1016/j.est.2023.108875.
  91. ^ Дейн, Джейсон (17 октября 2019 г.). «Как сектор аккумуляторов стремится улучшить литий-ионные технологии» . www.greentechmedia.com . 811 быстро завоевывает позиции на двух других, немного менее низкокобальтовых вариантах, NMC 532 и 622.
  92. ^ «Что мы знаем о катоде NMC 811 следующего поколения?» . Исследовательские интерфейсы . 27 февраля 2018 г. Промышленность совершенствует технологию NMC, постепенно увеличивая содержание никеля в каждом поколении катодов (например, NMC 433, NMC 532 или самый последний NMC 622).
  93. ^ «Состояние заряда: электромобили, аккумуляторы и материалы для аккумуляторов (бесплатный отчет от @AdamasIntel)» . Адамас Интеллект . 20 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 30 октября 2021 г.
  94. ^ «Литий-ионные аккумуляторы для мобильных и стационарных аккумуляторов» (PDF) . Европейская комиссия . Архивировано (PDF) из оригинала 14 июля 2019 г. Мировое производство литий-ионных аккумуляторов в 2010 г. составило около 20 ГВтч (~ 6,5 млрд евро).
  95. ^ «Переход с литий-ионных аккумуляторов может оказаться сложнее, чем вы думаете» . 19 октября 2017 г. Проверено 20 октября 2017 г.
  96. ^ Национальный проект литиевых батарей (PDF) (отчет). Министерство энергетики США. Октябрь 2020. с. 12.
  97. ^ Кристофи, Хелен (21 марта 2017 г.). «Судья утверждает соглашение об установлении цен на аккумуляторы» . Служба новостей здания суда .
  98. ^ «Panasonic и ее дочерняя компания Sanyo соглашаются признать себя виновными в отдельных сговорах с целью установления цен, касающихся автомобильных запчастей и аккумуляторных элементов» . www.justice.gov . 18 июля 2013 г.
  99. ^ «Антимонопольное законодательство в отношении литий-ионных аккумуляторов — часто задаваемые вопросы» . www.batteriesdirectpurchaserantitrustsettlement.com .
  100. ^ https://www.batteriesdirectpurchaserantitrustsettlement.com/Content/Documents/Complaint.pdf [ только URL-адрес PDF ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ce7e017cbd0e812ac8890fba87c34ba__1722386880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/ba/3ce7e017cbd0e812ac8890fba87c34ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the lithium-ion battery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)