История литий-ионного аккумулятора
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Это история литий-ионного аккумулятора .
До литий-ионных технологий: 1960–1975 гг.
[ редактировать ]- 1960-е : Большая часть фундаментальных исследований , которые привели к разработке интеркаляционных соединений, составляющих ядро литий-ионных батарей, была проведена в 1960-х годах Робертом Хаггинсом и Карлом Вагнером , которые изучали движение ионов в твердых телах. [ 1 ] В отчете вооруженных сил США за 1967 год пластиковые полимеры уже использовались в качестве связующих для электродов, а графит - в качестве компонента как катодов, так и анодов, в основном катодов. [ 2 ]
- 1970-е : обратимая интеркаляция ионов лития в графит в качестве анодов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] и интеркаляция ионов лития в катодный оксид в качестве катодов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] был обнаружен в 1974–76 годах Юргеном Отто Безенхардом в Мюнхенском техническом университете . Безенхард предложил его применение в литиевых элементах. [ 8 ] [ 9 ] Чего не хватало в батареях Безенхарда, так это растворителя, не обнаруживающего взаимодействия с графитом, разложения электролита и коррозии токосъемников. Таким образом, его батареи имели очень короткий срок службы.
- 1970-е годы : обратимая интеркаляция ионов лития в слоистые катодные материалы. Британский химик М. Стэнли Уиттингем , в то время работавший исследователем в ExxonMobil , впервые сообщил о циклическом заряде-разряде литий-металлической батареи (предшественника современных литий-ионных батарей) в 1970-х годах. [ 5 ] Опираясь на предыдущие исследования, проведенные во время учебы в Стэнфордском университете , [ 10 ] он использовал слоистый сульфид титана (IV) в качестве катода и металлический литий в качестве анода. [ 5 ] [ 11 ] Однако эта установка оказалась непрактичной. Дисульфид титана был дорогим (~ 1000 долларов за килограмм в 1970-х годах) и с ним было трудно работать, поскольку его приходилось синтезировать в условиях полного отсутствия кислорода и влаги. При контакте с воздухом он реагирует с образованием соединений сероводорода , которые имеют неприятный запах и токсичны для человека и большинства животных. По этой и другим причинам Exxon прекратила разработку литий-титановой дисульфидной батареи Whittingham. [ 1 ]
Батареи с металлическими литиевыми электродами представляют собой проблему безопасности. самое главное – образование литиевых дендритов , которые вызывают внутреннее короткое замыкание батареи, что приводит к взрыву. Кроме того, дендриты часто теряют электронный контакт с токосъемниками, что приводит к потере циклируемого заряда Li+. [ 12 ] Следовательно, исследования перешли к разработке батарей, в которых вместо металлического лития присутствуют только соединения лития , способные принимать и выделять ионы лития.
- 1973 : Адам Хеллер предложил литий-тионилхлоридную батарею, которая до сих пор используется в имплантированных медицинских устройствах и в оборонных системах, где требуется срок хранения более 20 лет, высокая плотность энергии и/или устойчивость к экстремальным рабочим температурам. [ 13 ] Однако в этой батарее используется небезопасный металлический литий , и она не подлежит перезарядке.
Докоммерческая разработка: 1974-1990 гг.
[ редактировать ]- 1974: Безенхард первым продемонстрировал обратимость интеркаляции литий-ионов в графитовые аноды с использованием органических растворителей, включая карбонатные растворители. [ 5 ] [ 14 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1976 : Стэнли Уиттингем и его коллеги из Exxon продемонстрировали то, что можно считать первой перезаряжаемой «литий-ионной батареей», хотя ни один компонент этой конструкции позднее не использовался в коммерческих литий-ионных батареях. [ 15 ] Ячейка Уиттингема была собрана в заряженном состоянии с использованием литий-алюминиевого сплава в качестве негода, LiBPh4 ( тетрафенилборат лития ) в диоксолане в качестве электролита и TiS2 в качестве посода. Ресурс аккумуляторной батареи составлял не более 50 циклов. Эта конструкция была основана на более ранних литий-металлических батареях Уиттигама. [ 16 ]
- 1977 : Самар Басу и др. продемонстрировали необратимую интеркаляцию лития в графит в Пенсильванском университете . [ 17 ] [ 18 ] Это привело к разработке работоспособного электрода с интеркалированным графитом лития в Bell Labs в 1984 году ( LiC
6 ) [ 19 ] создать альтернативу литий-металлическим электродным батареям. Однако это была всего лишь батарея из расплавленных солевых элементов, а не литий-ионная батарея. - 1978 : Мишель Арманд представил термин и концепцию батареи для кресла-качалки . [ 20 ] где ион одного и того же типа деинтеркалируется как в положительный, так и в отрицательный электрод во время разряда/заряда. В конструкции кресла-качалки частицы раствора-фазы не появляются в стехиометрии реакции , что позволяет минимизировать количество растворителя в аккумуляторе, снижает вес и стоимость аккумулятора.
- 1979 : Работая в отдельных группах, Нед А. Годшалл и др., [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] и вскоре после этого Джон Б. Гуденаф ( Оксфордский университет ) и Коичи Мидзусима ( Токийский университет ) продемонстрировали ограниченное циклическое циклирование разряда-заряда элемента с напряжением 4 В, изготовленного из диоксида лития и кобальта ( LiCoO
2 ) в качестве положительного электрода и металлический литий в качестве отрицательного электрода. [ 24 ] [ 25 ] Это нововведение позволило создать материал положительного электрода, который в конечном итоге стал компонентом первой коммерческой перезаряжаемой литий-ионной батареи. ЛиКоО
2 представляет собой стабильный материал положительного электрода, который действует как донор ионов лития, что означает, что его можно использовать с материалом отрицательного электрода, отличным от металлического лития. [ 26 ] Благодаря возможности использования стабильных и простых в обращении материалов для отрицательных электродов LiCoO
2 новые системы перезаряжаемых батарей. Годшалл и др. далее определили аналогичную ценность тройных соединений оксидов литий-переходных металлов, таких как шпинель LiMn 2 O 4 , Li 2 MnO 3 , LiMnO 2 , LiFeO 2 , LiFe 5 O 8 и LiFe 5 O 4 (а позднее литий-медные -оксидные и литий-никель-оксидные катодные материалы в 1985 г.) [ 27 ] Годшалл и др. патент Патент США 4,340,652 [ 28 ] Использование LiCoO 2 в качестве катодов в литиевых батареях было основано на докторской диссертации Годшалла в Стэнфордском университете. диссертация и публикации 1979 г. - 1980 : М. Лаццари и Бруно Скрозати из Римского университета утвердили концепцию батареи-качалки с использованием диоксида лития в качестве анода , дисульфида титана в качестве катода и перхлората лития в пропиленкарбонате в качестве электролита. [ 29 ]
- 1980-е : Отрицательный электрод берет свое начало из PAS (полиаценового/ полиацетиленового полупроводникового материала), открытого Токио Ямабе, а затем Сидзукуни Ята в начале 1980-х годов. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Эта разработка была вдохновлена более ранним открытием проводящих полимеров профессором Хидеки Сиракавой и его группой, и ее также можно рассматривать как начало от полиацетиленовой литий-ионной батареи, разработанной Аланом МакДиармидом и Аланом Дж. Хигером и др. [ 34 ]
- 1983 : Рашид Язами продемонстрировал обратимую электрохимическую интеркаляцию лития в графит при комнатной температуре с использованием растворителя полиэтиленоксида . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Известные в то время органические растворители аккумуляторов разлагаются во время зарядки графитовым отрицательным электродом. По этой причине Язами использовал твердый электролит, чтобы продемонстрировать, что литий может обратимо интеркалироваться в графит посредством электрохимического механизма при комнатной температуре.
- 1983 : Майкл М. Теккерей , Питер Брюс , Уильям Дэвид и Джон Б. Гуденаф разработали марганцевую шпинель Mn 2 O 4 в качестве материала заряженного катода для литий-ионных батарей. Он имеет два плоских плато при разряде: литиевое при 4 В, стехиометрия LiMn 2 O 4 , и одно при 3 В с конечной стехиометрией Li 2 Mn 2 O 4 . [ 39 ]
- 1985 : Акира Ёсино продемонстрировал литий-ионную аккумуляторную батарею с использованием углеродистого материала (ацетиленовой сажи), в который можно было вводить ионы лития в качестве отрицательного электрода (анода) и оксида лития-кобальта ( LiCoO ).
2 ) в качестве положительного электрода (катода). [ 40 ] Это значительно повысило безопасность LiCoO.
2 и подготовил Sony к коммерческому запуску литий-ионной аккумуляторной батареи 5 лет спустя. Проект Ёсино в 1985 году отличался от окончательного проекта (1990 года) использованием 0,6 моля LiClO 4 (а не LiPF 6 ) в пропиленкарбонате (без этилена или линейного карбоната, используемого в настоящее время для пассивации графитового негода) и использованием полиакрилонитрила вместо поливинилидена . дифторид в качестве связующего. - 1986 : Примерно в то же время, что и Акира Ёсино , Оборн и Барберио из Bell Laboratory независимо друг от друга продемонстрировали еще одну настоящую батарею для кресла-качалки, собранную в полностью разряженном состоянии. Их литий-ионная батарея на 1,8 В содержала LiCoO2 в качестве посода, 1M LiPF6 в пропиленкарбонате в качестве электролита и MoO2 в качестве негода. [ 41 ]
- 1986 : Исследователи Asahi под руководством Акиры Ёсино продемонстрировали перезаряжаемую батарею с тетрафторборатом лития (LiBF4), растворенным в смеси PC, гамма-бутиролактона (γBL) и этиленкарбоната (EC) в качестве электролита. Фторированный анион оказался эффективным в пассивации алюминиевого токосъемника и совместим с растворителями, в то время как этиленкарбонат (который является твердым при комнатной температуре и смешивается с другими растворителями для получения жидкости) обеспечивает необходимую межфазную фазу твердого электролита на аноде. , тем самым публично раскрывая последнюю часть головоломки, ведущей к созданию современной литий-ионной батареи. [ 42 ] Эта конструкция была практически идентична той, которая сегодня используется в коммерческих литий-ионных батареях (за исключением того, что LiBF4 был заменен на LiPF6, который менее реагирует с растворителями).
- 1987–1989 : Арумугам Мантирам и Джон Б. Гуденаф открыли полианионный класс катодов. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Они показали, что положительные электроды, содержащие полианионы , например сульфаты , производят более высокие напряжения, чем оксиды, из-за индуктивного эффекта полианиона. Этот класс полианионов содержит такие материалы, как фосфат лития-железа . [ 46 ]
- 1989 : Отзыв элементов Moli Energy, содержащих металлический литий, резко изменил мнение исследователей в пользу более тяжелых, но безопасных батарей с двойной интеркаляцией (т.е. литий-ионных, а не литий-металлических). [ 42 ]
- 11 октября 1989 г .: Джефф Дан и двое его коллег из Moli Energy в Бернаби (Канада) представляют журнальную статью, доказывающую обратимую интеркаляцию ионов лития в графит в присутствии растворителя этиленкарбоната (в смеси 50:50 с пропиленкарбонатом и с 1М солью LiAsF6), и демонстрируя образование интерфазы твердого электролита при первом заряде с последующим обратимым циклическим циклированием батареи. [ 47 ] По сути, это тот состав, который будет использоваться в коммерческих литий-ионных аккумуляторах с 1992 года, за исключением того, что LiAsF6 был заменен на более дешевый и менее токсичный LiPF6 .
- 1990 : Рашид Язами во Французском национальном центре научных исследований в Гренобле , Франция начинает сотрудничать с Sony в разработке графитового анода и жидкого электролита для литий-ионных аккумуляторов , в конечном итоге обнаружив волшебный растворитель этиленкарбонат , что привело к увеличению почти вдвое (до 155 Втч). /кг) удельная энергия элементов с мягкими углеродными анодами. [ 48 ]
- 10 декабря 1990 г .: Японская компания Sanyo Electric подает заявку на патент, в которой описывается перезаряжаемая (около 250 циклов) литий-металлическая батарея со смешанным растворителем этиленкарбонат + диметилкарбонат и LiPF6 в качестве электролита. [ 49 ]
- 1990 английский термин « литий-ионный аккумулятор », который был придуман как маркетинговый инструмент, чтобы отличить новую технологию от злополучных литий-металлических батарей . : Впервые в публикации появился [ 48 ] Его использовали сотрудники Sony . [ 50 ]
В 2017 году (за два года до присуждения Нобелевской премии по химии 2019 года) Джордж Бломгрен высказал некоторые предположения о том, почему Акиры Ёсино группа Джеффа Дана : произвела коммерчески жизнеспособную литий-ионную батарею раньше группы [ 51 ]
- Группа Дана протестировала углеродистый положительный электрод на литии, а не на оксиде металла. Поэтому они не наблюдали сильной коррозии алюминиевого коллектора положительного тока с электролитом LiAsF6 , но Yoshino et al. использовался... LiPF6 , который обычно использовался для первичных литий-металлических батарей в Японии.
- Ёсино и др. также изучали различные связующие, включая лучший победитель — поливинилиденфторид , в то время как группа Дана использовала только мономер этиленпропилендиен (ЭПДМ), который оказался недостаточно прочным для коммерческих ЛИА.
Коммерциализация портативных приложений: 1991–2007 гг.
[ редактировать ]Производительность и емкость литий-ионных аккумуляторов увеличивались по мере развития.
- 1991 : Sony и Asahi Kasei начали коммерческую продажу первой литий-ионной аккумуляторной батареи. [ 52 ] Японскую команду, которая успешно коммерциализировала эту технологию, возглавил Ёсио Ниси. [ 53 ] 1991 год положил начало второму периоду (коммерциализации) в истории литий-ионных аккумуляторов, что отражено в виде точек перегиба на графиках «Лог числа публикаций об электрохимических источниках энергии по годам» и «Количество непатентных публикаций о литий-ионных батареях». ионные батареи», показанные на этой странице. В батарее использовался мягкий углеродный (а не графитовый ) анод и катод из LiCoO2 . Успеху Sony в развитии производства литий-ионных аккумуляторов способствовал предыдущий опыт компании в производстве монодисперсных (20 мкм) микрочастиц оксидов металлов и в процессах нанесения покрытий на магнитные ленты . [ 54 ]
- 1994 : iconectiv Первая коммерциализация литий-полимера компанией Bellcore. [ 55 ]
- 1994 : Дан и др. продемонстрировали первую водную химию литий-ионного кресла-качалки. Он имел анод VO2 и катод LiMn2O4 в электролите 5 М LiNO3 с 1 мМ LiOH. [ 56 ]
- 1996 : Гуденаф, Акшая Падхи и его коллеги предложили литий-железофосфат ( LiFePO
4 ) и другие фосфооливины ( фосфаты металлов лития с той же структурой, что и минеральный оливин ) в качестве материалов положительных электродов. [ 57 ] [ 58 ] - 1996 : Sony и Nissan объявили о партнерстве в разработке автомобиля FEV II с литий-ионным аккумулятором и запасом хода 124 мили. [ 59 ]
- 1998 : К.С. Джонсон, Дж.Т. Воги, М.М. Теккерей, Т.Е. Бофингер и С.А. Хакни сообщают об открытии высоковольтных NMC с высоким содержанием лития. катодных материалов [ 60 ]
- 2001 : Арумугам Мантирам и его коллеги обнаружили, что ограничения емкости слоистых оксидных катодов являются результатом химической нестабильности, которую можно понять, исходя из относительного положения 3d-зоны металла относительно верха 2p-зоны кислорода. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Это открытие имело значительные последствия для практически доступного композиционного пространства слоистых оксидных катодов литий-ионных аккумуляторов, а также их стабильности с точки зрения безопасности.
- 2001 : Кристофер Джонсон, Майкл Теккерей, Халил Амин и Джейкук Ким подают патент. [ 64 ] [ 65 ] для литий-никелевых марганцево-кобальт-оксидных (NMC) литий-богатых катодов на основе доменной структуры.
- 2001 : Чжунхуа Лу и Джефф Дан подают патент. [ 66 ] для класса NMC материалов положительных электродов, которые обеспечивают повышение безопасности и плотности энергии по сравнению с широко используемым оксидом лития-кобальта.
- 2002 : Йет-Минг Чан и его группа из Массачусетского технологического института продемонстрировали существенное улучшение характеристик литиевых батарей за счет повышения LiFePO4 проводимости материала легирования . путем его [ 67 ] с алюминием , ниобием и цирконием . Точный механизм, вызывающий такое увеличение, стал предметом широких дискуссий. [ 68 ]
- 2004 : Йет-Мин Чан снова увеличил производительность за счет использования частиц литий-железо-фосфата диаметром менее 100 нанометров. Это уменьшило плотность частиц почти в сто раз, увеличило площадь поверхности положительного электрода и улучшило емкость и производительность. Коммерциализация привела к быстрому росту рынка литий-ионных аккумуляторов большей емкости, а также к битве за нарушение патентных прав между Чангом и Джоном Гуденафом . [ 68 ]
- 2004 : Число непатентных публикаций о литий-ионных батареях из КНР превысило количество из США . Япония была третьей ведущей страной до 2011 года, когда ее обогнала Южная Корея .
- 2005 : И. Сонг, П. Я. Завалий и М. Стэнли Уиттингем сообщают о новом двухэлектронном катодном материале из фосфата ванадия с высокой плотностью энергии. [ 69 ] [ 70 ]
Коммерциализация в автомобильной промышленности: 2008 – настоящее время
[ редактировать ]- 2008 : Запуск Tesla Roadster — первого серийного полностью электрического автомобиля, разрешенного для использования на шоссейных дорогах и использующего литий-ионные аккумуляторные батареи, а также первого серийного полностью электрического автомобиля, который проезжает более 244 миль (393 км) на одной зарядке. новая эра в истории литий-ионных аккумуляторов, обозначенная точками перегиба на графиках «Лог числа публикаций об электрохимических источниках энергии по годам» и «Количество непатентных публикаций о литий-ионных батареях», представленных на эту страницу.
- 2011 : Литий-никель-марганец-кобальт-оксидные катоды (NMC), разработанные в Аргоннской национальной лаборатории , коммерчески производятся компанией BASF в Огайо. [ 71 ]
- 2011 : На долю литий-ионных аккумуляторов пришлось 66% всех продаж портативных вторичных (т.е. перезаряжаемых) аккумуляторов в Японии. [ 72 ]
- 2012 : Джон Гуденаф, Рашид Язами и Акира Ёсино получили медаль IEEE 2012 года за технологии защиты окружающей среды и безопасности за разработку литий-ионного аккумулятора. [ 38 ]
- 2014 : Джон Гуденаф , Ёсио Ниши , Рашид Язами и Акира Ёсино были награждены премией Чарльза Старка Дрейпера Национальной инженерной академии за новаторские усилия в этой области. [ 73 ]
- 2014 : Коммерческие батареи от Amprius Corp. достигли 650 Втч / л (рост на 20%) с использованием кремниевого анода и были доставлены клиентам. [ 74 ]
- 2016 : Коичи Мидзушима и Акира Ёсино получили премию NIMS от Национального института материаловедения за открытие Мизусимой катодного материала LiCoO 2 для литий-ионной батареи и разработку Ёшино литий-ионной батареи. [ 75 ]
- 2016 размером субмикрометра. : З. Ци и Гэри Кениг сообщили о масштабируемом методе производства LiCoO
2 с использованием подхода на основе шаблонов. [ 76 ] - 2019 : Нобелевская премия по химии присуждена Джону Гуденафу , Стэнли Уиттингему и Акире Ёсино «за разработку литий-ионных батарей». [ 77 ]
- 2022 : Стартап по производству аккумуляторов SPARKZ объявил о планах переоборудовать стекольный завод в Бриджпорте, штат Западная Вирджиния, для производства с нулевым содержанием кобальта литиевых батарей . [ 78 ]
Рынок
[ редактировать ]В 2012 году промышленность произвела около 660 миллионов цилиндрических литий-ионных элементов; Размер 18650 на сегодняшний день является самым популярным среди цилиндрических ячеек. Если Tesla достигнет своей цели по поставке 40 000 Model S электромобилей в 2014 году и если батарея емкостью 85 кВтч, в которой используется 7104 таких элемента, окажется такой же популярной за рубежом, как и в Соединенных Штатах, исследование 2014 года показало, что Одна только модель S будет использовать почти 40 процентов предполагаемого мирового производства цилиндрических батарей в 2014 году. [ 81 ] По состоянию на 2013 год [update]Производство постепенно переходило на аккумуляторы большей емкости емкостью более 3000 мАч. Ожидалось, что в 2013 году годовой спрос на плоские полимерные элементы превысит 700 миллионов. [ 82 ] [ нужно обновить ]
Цены на литий-ионные аккумуляторы со временем упали. В целом с 1991 по 2018 год цены на все типы литий-ионных элементов (в долларах за кВтч) упали примерно на 97%. [ 79 ] За тот же период плотность энергии увеличилась более чем в три раза. [ 79 ] Усилия по увеличению плотности энергии внесли значительный вклад в снижение затрат. [ 83 ]
В 2015 году смета затрат колебалась в пределах $300–500/кВтч. [ нужны разъяснения ] . [ 84 ] В 2016 году GM объявила, что будет платить 145 долларов США за киловатт-час за аккумуляторы для Chevy Bolt EV. [ 85 ] Ожидалось, что в 2017 году средняя стоимость установки систем хранения энергии в жилых домах снизится с $1600/кВтч в 2015 году до $250/кВтч к 2040 году, а к 2030 году цена снизится на 70%. [ 86 ] В 2019 году стоимость аккумуляторных батарей для некоторых электромобилей оценивалась в 150–200 долларов. [ 87 ] и VW отметили, что платят 100 долларов США за кВтч следующего поколения за электромобили . [ 88 ]
Батареи используются для хранения энергии в сети и вспомогательных услуг . электростанцией с анаэробным сбраживанием Для литий-ионного хранилища в сочетании с фотоэлектрическими системами и биогазовой литий-ионный аккумулятор будет приносить более высокую прибыль, если он будет работать чаще (следовательно, более высокая выработка электроэнергии за весь срок службы), хотя срок службы сокращается из-за деградации. [ 89 ]
несколько типов катодных порошков литий-никель-кобальт-марганцевого оксида (NCM) и литий-никель-кобальт-алюминиевого оксида Коммерчески доступны (NCA) со слоистой структурой. Их химический состав определяется молярным соотношением составляющих металлов. NCM 111 (или NCM 333) содержит эквимолярные части никеля, кобальта и марганца. Примечательно, что в NCM катодах марганец не является электроактивным и остается в степени окисления +4 во время циклического заряда-разряда аккумулятора. Кобальт совершает цикл между степенями окисления +3 и +4, а никель — между +2 и +4. Из-за более высокой цены на кобальт и большего количества циклируемых электронов на атом никеля материалы с высоким содержанием никеля (также известные как «богатые никелем») (с атомным процентом Ni> 50%) привлекают значительное внимание обоих исследователей аккумуляторов. и производители аккумуляторов. Однако катоды с высоким содержанием Ni склонны к выделению O2 и смешиванию катионов Li+/Ni4+ при перезарядке. [ 90 ]
По состоянию на 2019 год [update], NMC 532 и NMC 622 были предпочтительными типами с низким содержанием кобальта для электромобилей, при этом NMC 811 и даже с более низким содержанием кобальта стали использоваться все чаще, что снижает зависимость от кобальта. [ 91 ] [ 92 ] [ 87 ] Однако потребление кобальта для электромобилей увеличилось на 81% по сравнению с первой половиной 2018 года до 7200 тонн в первой половине 2019 года при емкости аккумулятора 46,3 ГВтч. [ 93 ]
В 2010 году мировая мощность производства литий-ионных аккумуляторов составила 20 гигаватт-часов. [ 94 ] К 2016 году она составила 28 ГВтч, из них в Китае — 16,4 ГВтч. [ 95 ] Производство в 2021 году оценивается по разным источникам в пределах 200–600 ГВтч, а прогнозы на 2023 год варьируются от 400 до 1100 ГВтч. [ 96 ]
Было установлено , что нарушающий антимонопольное законодательство картель по установлению цен среди девяти групп компаний, в том числе LG Chem , GS Yuasa , Hitachi Maxell , NEC , Panasonic / Sanyo , Samsung , Sony и Toshiba, фальсифицировал цены на аккумуляторы и ограничивал производство в период с 2000 по 2011 год. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Флетчер, Сет (2011). Молния в бутылке: супербатареи, электромобили и новая литиевая экономика . Макмиллан.
- ^ Бройер, Клаус Х.; Харви, Джей А. (1 мая 1967 г.). Отчет о состоянии аккумуляторов высокой плотности с органическим электролитом (Отчет). Форт Бельвуар, Вирджиния: Центр технической информации Министерства обороны.
- ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О. и Фриц, HP (1974). «Катодное восстановление графита в органических растворах щелочей и NR 4 ». + Соли». J. Electroanal. Chem . 53 (2): 329–333. doi : 10.1016/S0022-0728(74)80146-4 .
- ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О. (1976). «Электрохимическое получение и свойства ионных интеркаляционных соединений щелочных металлов и NR 4 -графита в органических электролитах». Карбон . 14 (2): 111–115. Бибкод : 1976Carbo..14..111B . дои : 10.1016/0008-6223(76)90119-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Да Дэн (2015). «Литий-ионные аккумуляторы: основы, прогресс и проблемы» . Энергетика и инженерия . 3 (5): 385–418. Бибкод : 2015EneSE...3..385D . дои : 10.1002/ese3.95 . S2CID 110310835 .
- ^ Jump up to: а б Шёлльхорн, Р.; Кульманн, Р.; Безенхард, Дж. О. (1976). «Топотактические окислительно-восстановительные реакции и ионный обмен слоистых бронз MoO 3 ». Бюллетень исследования материалов . 11 : 83–90. дои : 10.1016/0025-5408(76)90218-X .
- ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О.; Шёлльхорн, Р. (1976). «Механизм реакции разряда электрода МоО 3 в органических электролитах». Журнал источников энергии . 1 (3): 267–276. Бибкод : 1976JPS.....1..267B . дои : 10.1016/0378-7753(76)81004-X .
- ^ Jump up to: а б Безенхард, Дж. О.; Эйхингер, Г. (1976). «Литиевые элементы высокой плотности энергии: Часть I. Электролиты и аноды». Журнал электроаналитической химии и межфазной электрохимии . 68 : 1–18. дои : 10.1016/S0022-0728(76)80298-7 .
- ^ Jump up to: а б Эйхингер, Г.; Безенхард, Дж. О. (1976). «Литиевые элементы высокой плотности энергии: Часть II. Катоды и полные элементы». Журнал электроаналитической химии и межфазной электрохимии . 72 : 1–31. дои : 10.1016/S0022-0728(76)80072-1 .
- ^ «Ускорение разработки литиевых батарей» .
- ^ Уиттингем, MS (1976). «Хранение электрической энергии и химия интеркаляции». Наука . 192 (4244): 1126–1127. Бибкод : 1976Sci...192.1126W . дои : 10.1126/science.192.4244.1126 . ПМИД 17748676 . S2CID 36607505 .
- ^ Сяо, Цзе (25 октября 2019 г.). «Как образуются литиевые дендриты в жидких батареях». Наука . 366 (6464): 426–427. дои : 10.1126/science.aay8672 .
- ^ Хеллер, Адам (25 ноября 1975 г.). «Электрохимическая ячейка» . Патент США . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Ли, Мэтью; Лу, Джун; Чен, Чжунвэй; Амин, Халил (2018). «30 лет литий-ионных аккумуляторов» . Продвинутые материалы . 30 (33). дои : 10.1002/adma.201800561 . ISSN 0935-9648 .
- ^ Характеристики перезаряжаемой батареи на основе дисульфида лития и титана после 35 лет хранения. 2015. Источники энергии J. 280/18-22. Н. Перейра, Г.Г. Аматуччи, М.С. Уиттингем, Р. Хэмлен. doi: 10.1016/j.jpowsour.2015.01.056.
- ^ НАКОПЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ИНТЕРКАЛЯЦИОННАЯ ХИМИЯ. 1976. Наука. 192/4244, 1126-7. М. С. Уиттингем. doi: 10.1126/science.192.4244.1126
- ^ Занини, М.; Басу, С.; Фишер, Дж. Э. (1978). «Альтернативный синтез и спектр отражения интеркаляционного соединения литий-графит стадии 1». Карбон . 16 (3): 211–212. Бибкод : 1978Carbo..16..211Z . дои : 10.1016/0008-6223(78)90026-X .
- ^ Басу, С.; Целлер, К.; Фландерс, ПиДжей; Фюрст, CD; Джонсон, штат Вашингтон; Фишер, Дж. Э. (1979). «Синтез и свойства интеркаляционных соединений лития-графита». Материаловедение и инженерия . 38 (3): 275–283. дои : 10.1016/0025-5416(79)90132-0 .
- ^ США 4304825 , Басу; Самар, «Аккумуляторная батарея», выпущен 8 декабря 1981 г., передан компании Bell Telephone Laboratories.
- ^ Конференция НАТО 1978 года по материалам для современных батарей, Оссиос, Франция. Цитируется по ISBN 978-1-61249-762-4. страница 94.
- ^ Годшалл, Северная Каролина; Рейстрик, ID; Хаггинс, Р.А. (1980). «Термодинамические исследования тройных катодных материалов литий-переходный металл-кислород». Бюллетень исследования материалов . 15 (5): 561. doi : 10.1016/0025-5408(80)90135-X .
- ^ Годшалл, Нед А. (17 октября 1979 г.) «Электрохимическое и термодинамическое исследование тройных литий-оксидных катодных материалов из переходного металла для литиевых батарей: Li 2 MnO 4 шпинель , LiCoO 2 и LiFeO 2 », презентация на 156-м заседании Электрохимическое общество, Лос-Анджелес, Калифорния.
- ^ Годшалл, Нед А. (18 мая 1980 г.) Электрохимическое и термодинамическое исследование тройных катодных материалов литий-переходный металл-кислород для литиевых батарей . доктор философии Диссертация, Стэнфордский университет
- ^ «USPTO ищет изобретения «Гуденафа, Джона» » . Patft.uspto.gov. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 8 октября 2011 г.
- ^ Мидзусима, К.; Джонс, ПК; Уайзман, П.Дж.; Гуденаф, Дж. Б. (1980). " Ли
xxCoO
2 (0<x<-1): Новый катодный материал для батарей с высокой плотностью энергии». Бюллетень исследований материалов . 15 (6): 783–789. doi : 10.1016/0025-5408(80)90012-4 . S2CID 97799722 . - ^ Пуазо, П.; Ларуэль, С.; Грюжен, С.; Тараскон, Дж. (2000). «Наноразмерные оксиды переходных металлов как материалы отрицательных электродов для литий-ионных батарей». Природа . 407 (6803): 496–499. Бибкод : 2000Natur.407..496P . дои : 10.1038/35035045 . ПМИД 11028997 . S2CID 205009092 .
- ^ Годшалл, Н. (1986). «Транспорт лития в тройных литий-медно-кислородных катодных материалах» . Ионика твердого тела . 18–19: 788–793. дои : 10.1016/0167-2738(86)90263-8 .
- ^ Годшалл, Северная Каролина; Райстрик, И.Д. и Хаггинс, РА, патент США 4,340,652 «Тройный составной электрод для литиевых элементов»; выдано 20 июля 1982 г., подано Стэнфордским университетом 30 июля 1980 г.
- ^ ЦИКЛАБЕЛЬНЫЙ ЛИТИЙ-ОРГАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОЛИТ НА ОСНОВЕ 2-Х ИНТЕРКАЛЯЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОДОВ. 1980. J Electrochem Soc. 127/3, 773-4. М. Лаццари, Б. Скрозати. дои: 10.1149/1.2129753
- ^ Ямабе, Т. (2015). «Литий-ионный Ниджи Денчи: Кенкю Кайхату Но Генрю Во Катару» [Литий-ионные аккумуляторные батареи: прослеживание истоков исследований и разработок: фокус на истории разработки материалов с отрицательными электродами]. Журнал Кагаку (на японском языке). 70 (12): 40–4 из оригинала 8 августа. Архивировано Получено 15 июня.
- ^ Новак, П.; Мюллер, К.; Сантанам, КСВ; Хаас, О. (1997). «Электрохимически активные полимеры для аккумуляторных батарей». хим. Преподобный . 97 (1): 271–272. дои : 10.1021/cr941181o . ПМИД 11848869 .
- ^ Ямабе, Т.; Танака, К.; Озеки, К.; Ята, С. (1982). «Электронная структура полиаценацена. Одномерный графит». Твердотельные коммуникации . 44 (6): 823. Бибкод : 1982SSCom..44..823Y . дои : 10.1016/0038-1098(82)90282-4 .
- ^ US 4601849 , Ята С., «Электропроводящий органический полимерный материал и способ его производства».
- ^ Нигрей, Пол Дж (1981). «Легкие аккумуляторные батареи, использующие полиацетилен (CH) x в качестве катодно-активного материала» . Журнал Электрохимического общества . 128 (8): 1651. Бибкод : 1981JElS..128.1651N . дои : 10.1149/1.2127704 .
- ^ Международное совещание по литиевым батареям, Рим, 27–29 апреля 1982 г., CLUP Ed. Милан, Аннотация №23
- ^ Язами, Р.; Тузен, П. (1983). «Обратимый графит-литиевый отрицательный электрод для электрохимических генераторов». Журнал источников энергии . 9 (3): 365–371. Бибкод : 1983JPS.....9..365Y . дои : 10.1016/0378-7753(83)87040-2 .
- ^ «Рашид Язами» . Национальная инженерная академия . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Медаль IEEE для получателей технологий защиты окружающей среды и безопасности» . Медаль IEEE за технологии защиты окружающей среды и безопасности . Институт инженеров электротехники и электроники . Проверено 29 июля 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Теккерей, ММ; Дэвид, ВИФ ; Брюс, PG; Гуденаф, Дж. Б. (1983). «Введение лития в марганцевые шпинели». Бюллетень исследования материалов . 18 (4): 461–472. дои : 10.1016/0025-5408(83)90138-1 .
- ^ США 4668595 , Ёсино; Акира, «Вторичная батарея», выпущена 10 мая 1985 г., закреплена за Асахи Касеем.
- ^ Литиевые интеркаляционные элементы без металлического лития MoO2/LiCoO2 и WO2/LiCoO2. 1987. J Electrochem Soc. 134/3, 638-41. Джей Джей Оборн, Ю. Л. Барберио. дои: 10.1149/1.2100521.
- ^ Jump up to: а б До появления литий-ионных аккумуляторов. 2018. Chem Rev. 118/23, 11433-56. М. Винтер, Б. Барнетт, К. Сюй. doi: 10.1021/acs.chemrev.8b00422.
- ^ Мантирам, А.; Гуденаф, Дж. Б. (1989). «Введение лития в каркасы Fe 2 (SO 4 ) 3 ». Журнал источников энергии . 26 (3–4): 403–408. Бибкод : 1989JPS....26..403M . дои : 10.1016/0378-7753(89)80153-3 .
- ^ Мантирам, А.; Гуденаф, Дж. Б. (1987). «Внедрение лития в каркасы Fe 2 (MO 4 ) 3 : Сравнение M = W с M = Mo» . Журнал химии твердого тела . 71 (2): 349–360. Бибкод : 1987ЮССЧ..71..349М . дои : 10.1016/0022-4596(87)90242-8 .
- ^ Размышления о химии катода литий-ионной батареи. 2020. Природные коммуникации. 11/1, 9. А. Мантирам. дои: 10.1038/s41467-020-15355-0
- ^ Маскелье, Кристиан; Крогенек, Лоуренс (2013). «Полианионные (фосфаты, силикаты, сульфаты) каркасы как электродные материалы для литиевых (или натриевых) аккумуляторов». Химические обзоры . 113 (8): 6552–6591. дои : 10.1021/cr3001862 . ПМИД 23742145 .
- ^ Фонг, Р.; фон Сакен, У.; Дан, младший (1990). «Исследование интеркаляции лития в углерод с использованием неводных электрохимических ячеек». Дж. Электрохим. Соц . 137 (7): 2009–2013. Бибкод : 1990JElS..137.2009F . дои : 10.1149/1.2086855 .
- ^ Jump up to: а б Долгая трудная дорога: литий-ионный аккумулятор и электромобиль. 2022. Си Джей Мюррей. ISBN 978-1-61249-762-4.
- ^ НЕВОДНАЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ АККУМУЛЯТОР. 12 декабря 1990 г. JP 32577891 AM Такахаши, С. Ёсимура, Х. Ватанабэ, Р. Осита, С. Фурукава.
- ^ 1. Литий-ионная аккумуляторная батарея. 1990. 0. 9/209-17. Т. Нагаура, К. Тозава. https://jglobal.jst.go.jp/en/detail?JGLOBAL_ID=200902083334341504
- ^ Развитие и будущее литий-ионных аккумуляторов. 2017. J Electrochem Soc. 164/1, А5019-А25. Г. Е. Бломгрен. doi: 10.1149/2.0251701jes
- ^ «Ключевые слова для понимания устройств Sony Energy – ключевое слово 1991 г.» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ «Ёсио Ниси» . Национальная инженерная академия . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ До появления литий-ионных батарей. 2018. Chem Rev. 118/23, 11433-56. М. Винтер, Б. Барнетт, К. Сюй. doi: 10.1021/acs.chemrev.8b00422.
- ^ Холуша, Джон (16 марта 1994 г.). «Нью-Йорк Таймс: В новой батарее Bellcore используется литий» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ В. Ли, Дж. Р. Дан, Д. С. Уэйнрайт, Литиевые аккумуляторные батареи с водными электролитами, Science 264 (1994) 1115–1118, doi: http://dx.doi.org/ 10.1126/наука.264.5162.1115.
- ^ Падхи, АК, Науджундасвами, К.С., Гуденаф, Дж.Б. (1996) " LiFePO
4 : новый катодный материал для перезаряжаемых батарей». Тезисы собрания Электрохимического общества , 96-1, стр. 73. - ^ Журнал Электрохимического общества , 144 (4), с. 1188-1194 гг.
- ^ Деннис Нормил, «Литий-ионный аккумулятор отправляется в путь». Popular Science 248/4 (апрель 1996 г.): 45.
- ^ К.С. Джонсон, Дж.Т. Воги, М.М. Теккерей, Т.Э. Бофингер и С.А. Хакни «Слоистые литий-марганцевые оксидные электроды, полученные из прекурсоров каменной соли LixMnyOz (x+y=z)», 194-е собрание Электрохимического общества, Бостон, Массачусетс, ноябрь .1-6, (1998)
- ^ Чебиам, Р.В.; Каннан, AM; Прадо, Ф.; Мантирам, А. (2001). «Сравнение химической стабильности катодов литий-ионных аккумуляторов с высокой плотностью энергии». Электрохимические коммуникации . 3 (11): 624–627. дои : 10.1016/S1388-2481(01)00232-6 .
- ^ Чебиам, Р.В.; Прадо, Ф.; Мантирам, А. (2001). «Мягкий химический синтез и характеристика слоистых Li 1−x Ni 1−y Co y O 2−δ (0 ≤ x ≤ 1 и 0 ≤ y ≤ 1)». Химия материалов . 13 (9): 2951–2957. дои : 10.1021/cm0102537 .
- ^ Мантирам, Арумугам (2020). «Размышления о химии катода литий-ионных аккумуляторов» . Природные коммуникации . 11 (1): 1550. Бибкод : 2020NatCo..11.1550M . дои : 10.1038/s41467-020-15355-0 . ПМК 7096394 . ПМИД 32214093 .
- ^ США US6677082 , Теккерей, М; Амин К. и Ким Дж. С. «Литий-металлооксидные электроды для литиевых элементов и батарей»
- ^ США US6680143 , Теккерей, М; Амин К. и Ким Дж. С. «Литий-металлооксидные электроды для литиевых элементов и батарей»
- ^ США US6964828 B2 , Лу, Чжунхуа, «Катодные составы для литий-ионных аккумуляторов»
- ^ Чанг, Ю.Ю.; Блокинг, Дж.Т.; Чанг, Ю.М. (2002). «Электроннопроводящие фосфооливины как литиевые накопительные электроды». Природные материалы . 1 (2): 123–128. Бибкод : 2002NatMa...1..123C . дои : 10.1038/nmat732 . ПМИД 12618828 . S2CID 2741069 .
- ^ Jump up to: а б «В поисках идеального аккумулятора» (PDF) . Экономист . 6 марта 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 г. . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ Песня, Ю; Завалий, П.Я.; Уиттингем, MS (2005). «ε-VOPO4: электрохимический синтез и улучшенное поведение катода». Журнал Электрохимического общества . 152 (4): А721–А728. Бибкод : 2005JElS..152A.721S . дои : 10.1149/1.1862265 .
- ^ Лим, Южная Каролина; Воги, Джей Ти; Харрисон, WTA; Дассак, LL; Джейкобсон, AJ; Джонсон, JW (1996). «Окислительно-восстановительные превращения простых фосфатов ванадия: синтез ϵ-VOPO4». Ионика твердого тела . 84 (3–4): 219–226. дои : 10.1016/0167-2738(96)00007-0 .
- ^ [1] . BASF закладывает фундамент для строительства завода по производству материалов для литий-ионных аккумуляторов в Огайо, октябрь 2009 года.
- ^ Ежемесячная статистика продаж аккумуляторов . Архивировано 6 декабря 2010 г. в Wayback Machine . Статистика машинного оборудования, опубликованная Министерством экономики, торговли и промышленности, март 2011 г.
- ^ «Пионеры в области литий-ионных батарей получают премию Дрейпера, высшую инженерную награду». Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine , Техасский университет, 6 января 2014 г.
- ^ «Наконец-то на рынок действительно выходит новая технология литиевых батарей (и, возможно, уже в вашем смартфоне)» . ЭкстримТех . Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Премия NIMS достаётся Коичи Мидзушиме и Акире Ёсино» . Национальный институт материаловедения . 14 сентября 2016 г. Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Ци, Чжаосян; Кениг, Гэри М. (16 августа 2016 г.). «Высокоэффективные LiCoO 2 субмикрометровые материалы , полученные в результате масштабируемой обработки шаблонов микрочастиц». ХимияВыбрать . 1 (13): 3992–3999. дои : 10.1002/slct.201600872 .
- ^ «Нобелевская премия по химии 2019» . Нобелевская премия . Нобелевский фонд . 2019 . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Производитель литий-ионных аккумуляторов с нулевым содержанием кобальта SPARKZ объявляет о строительстве гигафабрики W Va» . Конгресс зеленых автомобилей . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Зиглер, Мика С.; Трансик, Джессика Э. (21 апреля 2021 г.). «Пересмотр темпов совершенствования технологии литий-ионных аккумуляторов и снижения затрат» . Энергетика и экология . 14 (4): 1635–1651. arXiv : 2007.13920 . дои : 10.1039/D0EE02681F . ISSN 1754-5706 . S2CID 220830992 .
- ^ «За последние три десятилетия цена на аккумуляторы снизилась на 97%» . Наш мир в данных . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Фишер, Томас. «Сможет ли Tesla в одиночку удвоить мировой спрос на свои аккумуляторные элементы? (Страница 2)» . Greencarreports.com. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года . Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Снижение стоимости элементов предполагает наступающую эру элементов большой емкости» . ЭнерджиТренд. 6 мая 2013 года . Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ Зиглер, Мика С.; Сон, Джухён; Трансик, Джессика Э. (2021). «Определители снижения стоимости технологии литий-ионных аккумуляторов» . Энергетика и экология . 14 (12): 6074–6098. дои : 10.1039/D1EE01313K . hdl : 1721.1/145588 . ISSN 1754-5692 . S2CID 244514877 .
- ^ Рэмси, Майк (22 июня 2015 г.). «24M Technologies запускает более дешевый в производстве литий-ионный элемент» . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Chevy Volt EV: LG готовится к массовому производству деталей для автомобиля в этом месяце» . 8 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ Лай, Чун Синг; Цзя, Ювэй; Лай, Лой Лей; Сюй, Чжао; Маккалок, Малкольм Д.; Вонг, Кит По (октябрь 2017 г.). «Всесторонний обзор крупномасштабной фотоэлектрической системы с применением накопления электрической энергии». Обзоры возобновляемой и устойчивой энергетики . 78 : 439–451. дои : 10.1016/j.rser.2017.04.078 .
- ^ Jump up to: а б Венткер, Марк; Гринвуд, Мэтью; Лекер, Йенс (5 февраля 2019 г.). «Подход снизу вверх к моделированию стоимости литий-ионных аккумуляторов с акцентом на активные катодные материалы» . Энергии . 12 (3): 504. дои : 10.3390/en12030504 .
- ^ «Сообщается, что Volkswagen достиг важной вехи в стоимости аккумуляторов, что усилит его конкуренцию с Tesla» . Бизнес-инсайдер . 10 сентября 2019 г. Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Лай, Чун Синг; Локателли, Джорджио; Пимм, Эндрю; Тао, Иншань; Ли, Сюэконг; Лай, Лой Лей (октябрь 2019 г.). «Финансовая модель литий-ионного хранения в фотоэлектрической и биогазовой энергетической системе» . Прикладная энергетика . 251 : 113179. Бибкод : 2019ApEn..25113179L . doi : 10.1016/j.apenergy.2019.04.175 .
- ^ Обзор механизмов деградации катодов NCM и соответствующих стратегий смягчения последствий. 2023. J Хранение энергии. 73/27. Л. Бритала, М. Маринаро, Г. Кучинскис. doi: 10.1016/j.est.2023.108875.
- ^ Дейн, Джейсон (17 октября 2019 г.). «Как сектор аккумуляторов стремится улучшить литий-ионные технологии» . www.greentechmedia.com .
811 быстро завоевывает позиции на двух других, немного менее низкокобальтовых вариантах, NMC 532 и 622.
- ^ «Что мы знаем о катоде NMC 811 следующего поколения?» . Исследовательские интерфейсы . 27 февраля 2018 г.
Промышленность совершенствует технологию NMC, постепенно увеличивая содержание никеля в каждом поколении катодов (например, NMC 433, NMC 532 или самый последний NMC 622).
- ^ «Состояние заряда: электромобили, аккумуляторы и материалы для аккумуляторов (бесплатный отчет от @AdamasIntel)» . Адамас Интеллект . 20 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ «Литий-ионные аккумуляторы для мобильных и стационарных аккумуляторов» (PDF) . Европейская комиссия . Архивировано (PDF) из оригинала 14 июля 2019 г.
Мировое производство литий-ионных аккумуляторов в 2010 г. составило около 20 ГВтч (~ 6,5 млрд евро).
- ^ «Переход с литий-ионных аккумуляторов может оказаться сложнее, чем вы думаете» . 19 октября 2017 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Национальный проект литиевых батарей (PDF) (отчет). Министерство энергетики США. Октябрь 2020. с. 12.
- ^ Кристофи, Хелен (21 марта 2017 г.). «Судья утверждает соглашение об установлении цен на аккумуляторы» . Служба новостей здания суда .
- ^ «Panasonic и ее дочерняя компания Sanyo соглашаются признать себя виновными в отдельных сговорах с целью установления цен, касающихся автомобильных запчастей и аккумуляторных элементов» . www.justice.gov . 18 июля 2013 г.
- ^ «Антимонопольное законодательство в отношении литий-ионных аккумуляторов — часто задаваемые вопросы» . www.batteriesdirectpurchaserantitrustsettlement.com .
- ^ https://www.batteriesdirectpurchaserantitrustsettlement.com/Content/Documents/Complaint.pdf [ только URL-адрес PDF ]