Калули люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( июнь 2024 г. ) |
Калули — клан коренных народов, живущих в тропических лесах Большого Папуасского плато в Папуа-Новой Гвинее . Калули, численность которых в 1987 году составляла около 2000 человек, являются наиболее многочисленными и хорошо задокументированными этнографами и миссионерами после контакта среди четырех языковых кланов Босави калу («люди или люди Босави»), говорящих на неавстронезийских языках . Считается, что их число резко сократилось после эпидемий постконтактных заболеваний в 1940-х годах и не восстановилось из-за высокого уровня детской смертности и периодических вспышек гриппа. [1] Калули в основном одноязычны и говорят на эргативном языке. [2]
Демография
[ редактировать ]Калули — коренное племя Папуа-Новой Гвинеи. Происхождение имени с добавлением суффикса -ли слово Калули напрямую переводится как «настоящие люди Босави». Население Калули составляет от 2000 до 12 000 человек, которые проживают во влажных тропических лесах провинции Южное Хайленд Папуа-Новой Гвинеи, на Большом Папуасском плато недалеко от горы Босави. Они живут в 20 общинах с длинными домами, которые представляют собой не только землю, но и идентичность клана. «Оно используется как имя в дружеском общении; на войне эти топонимы служат другим целям. Враги в атаке находились на незнакомой территории, ничего не зная о том, какие гребни и тропы могут быть подходящими для защитника, чтобы спрятаться в засаде». [3] Длинные дома используются, чтобы продемонстрировать свою связь с землей, которая является важной частью их культуры.
Первая группа европейцев отправилась в Папуа-Новую Гвинею в 1934 году, привезя с собой такие товары, как ножи, зеркала, бусы и жемчужные раковины. Во время Второй мировой войны контакты с Европой были прерваны до 1950-х годов. Между 1950 и 1964 годами контакты были нечастыми. [4] В период разрыва связи район проживания Калули поразила определенная форма кори и гриппа, а отсутствие естественной устойчивости и доступа к европейским технологиям привело к сокращению популяции Калули. Постоянная угроза, несмотря на программы общественного здравоохранения, детская смертность и эпидемии гриппа охватывают низменности.
Поселения
[ редактировать ]Калули живут в длинных домах , числом около 20, которые действуют как автономные сообщества. В каждом длинном доме проживает примерно 15 семей, по 60–90 человек в каждом длинном доме. [2] каждая из них делится на две или три линии по отцовской линии . Многие семьи начали жить в основном в небольших отдельных жилищах для двух или более больших семей, сохраняя при этом свой общий длинный дом (около 1984 г.). [2] Это в высшей степени эгалитарный народ без иерархической власти или ранговой социальной структуры. Это профессиональные земледельцы, основным продуктом питания которых является саго . Они содержат обширные сады, а также занимаются охотой и рыбалкой. [2] Их рацион дополняют выращенные в саду бананы , панданы , плоды хлебного дерева и зеленые овощи, а также рыба, мелкая дичь, дикие свиньи и иногда домашние свиньи . [5] Люди Калули также верят, что мужская инициация должна быть проведена должным образом путем ритуальной доставки спермы пожилого члена через анус посвященного. [6]
Племя Калули живет в патрилокальной деревне, а это означает, что мужчины являются главами племени и принадлежат к родословной патрилинейных кланов. Племя Калули живет отдельными общинами, состоящими из 15 семей и около 60 человек, которые проживают в длинном доме, что создает ощущение общности. Они вместе строят дома, занимаются садоводством, охотятся, ловят рыбу, поют и готовят, и являются очень сплоченным сообществом. Каждое сообщество строит один длинный дом в центре и несколько домов поменьше, окружающих его на поляне. Длинный дом — это основное место жительства, в котором проживают все семьи сообщества. Более скромные дома похожи на садовые домики и временные жилища для жен во время сбора урожая. Были построены большие длинные дома размером примерно 60 на 30 футов с крыльцами на обоих концах, расположенными на высоте от пяти до двенадцати футов над землей. Наряду с людьми в длинных домах обитают свиньи, которых используют в качестве «сторожевых псов», поскольку они шумят на чужаков. Внутренняя часть длинного дома не разделена по полу, тогда как женщины, дети и поросята не привязаны к определенному пространству, они спят в проходах по бокам. «Топки используются для небольших одиночных обедов или «перекусов», но длинный дом выполняет функции не только жилого дома, но и ратуши». [3] Длинный дом — это место, где проводятся общественные собрания, обеды и другие мероприятия в помещении, которые не происходят снаружи. Когда член длинного дома женится, его «соседи по комнате» вносят свой вклад в выкуп за невесту. Через два-три года длинный дом разлагается, и жители переезжают и строят новый поселок на другом участке.
Язык и развитие
[ редактировать ]Этнолингвисты охарактеризовали повседневную жизнь народа калули как явно сосредоточенную на вербальном взаимодействии (по сравнению с англоязычными культурами среднего класса). [2] Разговорный язык используется как основной явный метод передачи желаний, выражения мыслей, контроля и обращения. Таким образом, это основной показатель культурной компетентности . Особенно это выражается в социализации , или процессе воспитания младенцев взрослыми. Например, когда младенец впервые использует слова «мать» и «грудь», поведение, ориентированное на этого ребенка, меняется: раньше считается, что ребенок не способен иметь определенные намерения, тогда как после этой компетентности начинается процесс развития. Начинается «обучение [ребенка] разговору», и таким образом разговор начинает быть направлен непосредственно на ребенка. Этого не существует в англоязычных культурах среднего класса, где к младенцам с рождения обращаются как к компетентным людям, используя детский лепет , чего явно не существует в культуре Калули. По этой причине язык калули был одним из языков, используемых [ кем? ] описать сложность метапрагматического анализа в лингвистике (поскольку многие этнографы, лингвисты и антропологи предвзято относятся к своей собственной культуре) и лоббировать более сравнительный подход.
Политика
[ редактировать ]Организация
[ редактировать ]Политика в обществе Калули очень эгалитарна, как политически, так и экономически. [3] Однако никаких формальных руководящих должностей у них нет, например, в сообществе нет «Большого Человека». Также нет официальной системы контроля; методы неформальных санкций осуществляются через богатых и старейшин. Богатством считается наличие у человека длинного дома, еды и количества торговых товаров. Преступления совершаются редко; Обычными причинами конфликтов среди калули являются воровство и смерть. Члены, которые имеют наибольшую власть и политический вес, - это богатые члены, как и другие горные группы.
Торговля и труд
[ редактировать ]Калули торгуют как с другими племенами, так и со своим сообществом, которая вращается в первую очередь вокруг жизненного цикла и политической деятельности. [3] Давняя торговля с населением на севере и недавно налаженная на востоке, разные регионы Папуа-Новой Гвинеи поставляют разные товары. Основными товарами торговли являются промышленные инструменты для садоводства, каменные тесла , луки, сетчатые мешки; лес обеспечивает все остальные потребности или товары, необходимые или созданные самими собой. С запада пришли клювы птиц-носорогов и веревки собачьих зубов, с юга — древесное масло. Их основными торговыми партнерами были хули в высокогорье, которые поставляли соль , табак и фартуки из плетеной сети. «Лес дает материалы для строительства длинных домов и заборов... самые сложные изделия ручной работы — это экстравагантные костюмы для торжественных случаев». [3]
Труд и социализация сотрудничают, где мужчины и женщины дополняют друг друга. Женщины ухаживают за свиньями, ухаживают за ними и охотятся на мелкую лесную дичь. Они отвечают за приготовление пищи и крахмаление. Самое главное, что женщины отвечают за общение с детьми. Всю трудовую деятельность мужчины выполняют группой. Отношения мужчин основаны на взаимности и обязательствах по выполнению сложных задач, таких как охота на крупную лесную дичь, вырубка деревьев, расчистка участков для садов, строительство плотин и заборов.
Социальная организация
[ редактировать ]Родство
[ редактировать ]Этнография Бэмби Шиффелина изучает язык социализации, поскольку ее цель - понять, как люди становятся компетентными членами своих социальных групп, и роль языка в этом процессе. [8] Двумя важными областями социализации являются использование общения и социализация посредством языка. На способ изучения языка влияет роль человека в обществе. Социализация — это интерактивный процесс между знающими участниками и новичками. Взаимодействия семьи Калули очень повторяются и предсказуемы в повседневной жизни. Связь детей со старшими представляет собой ревизию представлений детей о своих способностях.
Свадьба
[ редактировать ]Калуи — экзогамная группа, что означает, что они вступают в брак за пределами своего конкретного сообщества. Это кланы по отцовской линии; В каждом длинном доме/сообществе есть две или более линии передачи или клана. Несмотря на то, что это клан по отцовской линии, каждый заявляет о своих связях как со стороны матери, так и со стороны отца. [8] Родство по отцовской линии обеспечивает отношения между длинными домами разных племен, тогда как родство по материнской линии обеспечивает отношения между людьми и родственниками, но только тесно связанные с одной стороной семьи. Связь человека – это тот, с кем он чувствует себя ближе всего (т. е. с теми, с кем он вырос, жил или виделся больше всего); чем теснее связь, тем больше они делят еду и сады. Отношения между селами поддерживаются узами брака по материнской линии. Калули предпочитают вступать в брак с представителями другого клана, потому что они с ними незнакомы. Брак – это не свободный выбор; это устроено. Старейшины инициируют ритуал связывания без ведома жениха и невесты. Брак — это пожизненный обмен подарками или выкупом, который приносит еду и гостеприимство между кланами. [8]
Раздача и раздача еды
[ редактировать ]Калули очень любят свою землю и дают уникальные имена своим деревьям, рекам и ручьям. Они также занимаются садоводством в обширных садах и имеют богатую и разнообразную диету. Им крайне важно соединиться с окружающей средой. Их ежедневный белок состоит из рыбы, раков, грызунов и ящериц. Рыбы в изобилии, и небольшое количество свиней одомашнено; однако их зависимость от лесной пищи способствует низкой плотности населения. Помимо белка, большую часть их пищи они получают из деревьев и растений, особенно из зерна и овощей. Повседневная деятельность, труд и социализация дополняют друг друга: женщины ухаживают за садами, ухаживают за свиньями, охотятся на мелкую дичь и собирают другие мелкие источники белка, а также перерабатывают крахмал и саго .
Центральной темой культуры Калули является фундаментальный элемент межличностных отношений. Еда является ключом к тому, чтобы этот элемент работал; это основной способ общения с детьми и проявления привязанности. Делиться едой — ожидаемая норма. Гостеприимство, заключающееся в раздаче еды, отличается от того, чтобы делиться ею между друзьями; тип еды, которую они приносят своим друзьям, зависит от того, насколько они с ними близки. Калули автоматически предлагают еду родственникам, приехавшим из других длинных домов; если семье не будет предоставлено гостеприимство, они окажутся в «социальном подвешенном состоянии». Качество гостеприимства возрастает в торжественных случаях, когда в длинных домах размещаются другие длинные дома. «Социальная дистанция, поддерживаемая между хозяином и гостями, позволяет подарку еды стать публичной демонстрацией веры в еду в отношениях». [3] В качестве официального заявления о приверженности дружбе хозяевам не разрешается есть во время мероприятия; они только преподносят еду, сидят отдельно и наблюдают, как едят гости. Помимо церемониальных случаев, два Калули могут выразить особую привязанность друг к другу, разделив мясную трапезу, а затем назвав друг друга названием еды, которую они разделили. [3] Например, если бы у пары был общий бандикут, они бы называли друг друга «мой бандикут», тем самым показывая свою близкую связь.
Религия
[ редактировать ]Невидимый мир
[ редактировать ]«Все, что нельзя увидеть, — это вполне реальная часть жизни Калули. Лес густой и скрывает многое от глаз, но полон звуков». Калули верят в духов лесных и животных. Калули просыпаются не от восхода солнца, а от крика птицы. Они обращают внимание на скорбный крик голубя, который символизирует маленького ребенка, зовущего свою мать. Невидимые люди — это либо «тень», либо «отражение»; если тень умирает или убита, то же самое делает и аналог Калули. В невидимом мире обитают и духи умерших, наряду с духами, никогда не обретавшими человеческое тело. Взаимные духи имеют место у диких свиней и казуаров . Они не верят, что мертвые приносят недоброе живым.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Левинсон, изд. (1996). Энциклопедия мировых культур . Том. 2, Океания. ГК Холл.
- ^ Jump up to: а б с д и Приобретение языка и социализация: три истории развития и их последствия из лингвистической антропологии: читатель, второе издание Дуранти
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Холли., Питерс-Голден (2012). Очерки культуры: тематические исследования по антропологии (шестое издание) (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Макгроу-Хилл. стр. Глава 7: Калули (стр. 122–141). ISBN 9780078117022 . OCLC 716069710 .
- ^ Шиффелин, Бэмби Б. (1 августа 2002 г.). «Отметка времени: дихотомический дискурс множественных временностей». Современная антропология . 43 (С4): С5–С17. дои : 10.1086/341107 . ISSN 0011-3204 . S2CID 144227084 .
- ^ Фельд, Стивен (1982). Звук и настроение: птицы, плач, поэтика и песня в выражении Калули . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 4–5.
- ^ Генрих, Джозеф (2010). «Самые странные люди в мире?» (PDF) . Поведенческие и мозговые науки . 33 (2–3): 61–83. дои : 10.1017/s0140525x0999152x . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-26A1-6 . ПМИД 20550733 . S2CID 219338876 .
- ^ Келли Ферро (21 сентября 2015 г.), Папуа-Новая Гвинея: Хайлендс , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 10 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Б., Шиффелин, Бэмби (1990). Плюсы и минусы повседневной жизни: языковая социализация детей Калули . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. Глава 2: Язык как ресурс социальной теории, Глава 3: Дети Калули: идеология и повседневная жизнь, Глава 4: Элема как практика общения. ISBN 978-0521235396 . ОСЛК 20993322 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Келли Ферро (24 сентября 2015 г.), Еда Папуа-Новой Гвинеи 🇵🇬 , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 10 января 2018 г.