Jump to content

Мелетий Смотрицкий

(Перенаправлено с Мелетия Смотрицкого )
Мелетий Смотрицкий
Церковь Костел
Константинопольский Патриархат
Метрополис Русинская униатская церковь
Киев, Галичина и вся Русь
епархия Иераполис (титульный)
Полоцк
В офисе 1631–1634
1620–1629
Предшественник Жоао да Роша
Герман Загорский
Преемник Антонио Таска
Иоасаф
Заказы
Рукоположение Октябрь 1620 г. (епископ)
Феофан III ( Иерусалим )
Классифицировать
  • Архиепископ (1620 г.)
Личные данные
Рожденный
Смотрицкий Максим Герасимович.

в. 1577 г.
Умер 27 декабря 1633 г. ( 1633-12-28 ) (56 лет)
Дерман village, Volhynian Voivodeship , Польша (now Rivne Oblast , Украина )
Похороненный Дерманский монастырь
Национальность русинский (украинский)
Номинал Восточно-православный
Альма-матер Академия обнажений
Вильнюсский университет (1600 г.)

Мелетий Смотрицкий ( украинский : Мелетий Смотрицький , латинизированный : Мелетий Смотрицкий ; белорусский : Мялецій Сматрицкий , латинизированный : Mialiecij Smatrycki русский : Мелетий Смотрицкий , латинизированный : Мелетий Смотрицкий польский : Мелесюс Смотрицкий ; ок. 1577 - 17 или 27 декабря 1633), архиепископ Полоцкий (митрополит Киевский), писатель, религиозно-педагогический деятель Речи Посполитой и русинский лингвист, чьи труды повлияли на развитие восточнославянских языков . Его книга «Славянская грамматика с правильным синтаксисом» (1619 г.) [ нужна ссылка ] систематизировал изучение церковнославянского языка . Он стал стандартным учебником грамматики в России до конца XVIII века. [ 1 ]

Мелетий родился в Смотриче и на Подолье был сыном известного писателя и педагога Герасима Смотрицкого . Первое формальное образование он получил в Острожской академии которой был его отец , ректором . Академия является старейшим высшим учебным заведением в Восточной Европе . Позже он учился в Вильнюсском университете , иезуитском учреждении, примерно между 1596 и 1600 годами. После этого Смотрицкий путешествовал по Европе, продолжая образование в университетах Лейпцига , Виттенберга и Нюрнберга .

В 1608 году Мелетий вернулся в Вильнюс , где стал членом местного братства. Под псевдонимом Теофил Ортолог. [ нужна ссылка ] он написал свою знаменитую полемику «Тринос». [ 2 ] Где-то в 1615-18 Смотрицкий преподавал церковнославянский и латынь в только что созданном Киевском братском училище. [ нужна ссылка ] Впоследствии он стал одним из первых его ректоров. В 1616 году он опубликовал русинский перевод «Евангелия Учителя... Калисто», а в 1615 году в Кёльне опубликовал грамматику греческого языка. [ нужна ссылка ] В 1618 году Смотрицкий вернулся в Вильнюс, где в Свято-Духовом монастыре принял постриг и принял имя Милетий. Там, в городе Вевисе , он участвовал в издании Словаря славянского языка (1618). [ нужна ссылка ] . Позже, в 1619 году, он опубликовал «Славянскую грамматику с правильным синтаксисом» . [ 2 ]

В 1620 году Мелетий Смотрицкий стал архиепископом Полоцким (митрополитом Киевским). [ 2 ] епископ Витебский и Мстиславский. [ нужна ссылка ] Примерно в это же время он опубликовал несколько антисоюзных (см. Брестский союз ) произведений, за которые подвергся преследованиям со стороны польских властей. В течение 1624 Смотрицкий путешествовал по Константинополю , Египту , Палестине , после чего в 1625 году вернулся в Киев .

В конце концов, к 1627 г. он встал на сторону сторонников унии с Римом и стал архимандритом Дерманского монастыря [ пл .] . После получения дани Смотрицкого в Риме папа Урбан VIII даровал Смотрицкому титул титулярного архиепископа Иераполя . [ 3 ] Смотрицкий похоронен в Дерманском монастыре.

Обращение в католицизм

[ редактировать ]
«Что такое буква?...» из первого издания грамматики Смотрицкого

Католические и православные авторы уже давно обсуждают причины, по которым Смотрицкий отказался от православия и обратился в Объединённую церковь. Католики-униаты утверждали, что обращение было чудом, произошедшим по заступничеству святого мученика Иосафата Кунцевича . Это объяснение, впервые выдвинутое Иосифом Велиамином Руцким , появляется в папской булле Папы Пия IX, канонизирующей Кунцевича. Смотритиский сравнивал себя также с Павлом Тарсийским , у которого внезапно случился рецидив после побиения камнями святого Стефана . Православные христиане, в свою очередь, объясняли его обращение мирскими причинами: утверждая, что он соблазнился деньгами и престижем скорого назначения настоятелем униатского монастыря в Дерманиу. Бывшего архиепископа Полоцкого изображали предателем истинной веры и сравнивали с Иудой или Мартином Лютером . Против Мелетия Смотрицкого была написана целая группа православных брошюр. В своих письмах он редко упоминал о причинах смены религии, противопоставляя вместо этого «старого» и «нового» Смотрицкого. Он предположил, что до своего обращения он не был уверен, во что верит, но принятие католичества восстановило его уверенность в этом отношении. Он также назвал разные даты своего решения принять унию: с 1623 г. (до отъезда в Константинополь ) до 1628 года. Он говорил, что с 1615 года вел внутреннюю борьбу, усиливаясь по ходу написания своих текстов; в них он с уменьшающейся убежденностью защищал православный догмат, предполагая, что и до хиротонии епископ не был согласен с духом братства после своей антиуниатской публикации из Вильнюса. Некоторые ученые утверждают, что архиепископ Мелетий решил перейти в унию под влиянием разочарования, которое принесло ему поездку в Константинополь. Это решение было результатом глубокого духовного кризиса и окончательного убеждения, что единственное, что может помочь возрождению русинского народа и культуры, - это связывание земель Древней Руси с Польско-Литовским государством и объединение церквей. Миронович утверждает, что неутешительный опыт Смотрицкого во время поездки в два древних патриархата привел к тому, что он решил посвятить все свои силы объединению «Руси» в одну униатскую церковь. 6 июля 1627 года Мелетий Смотрицкий направил письмо Папа Урбан VIII просит прощения своих грехов и принятия в католическую церковь . Второе письмо было адресовано кардиналу Оттавио Бандини, в котором обещалось, что с этого момента он не будет отходить «ни на волосок» от католической веры. 10 июля 1627 года униатскому архиепископу Иосифу Велимину Руцкому в письме папы было поручено обратить Мелетия Смотрицкого. Дело в том, что исповедание веры бывшего православного архиепископа и полемиста уже тогда держалось в тайне. Смотрицкий попросил у Папы разрешения временно сохранить свои православные титулы и обязанности в отдельном письме, отправленном одновременно с письмом с просьбой о приеме в католическую церковь.

Как униатский епископ

[ редактировать ]

После принятия Унии Смотрицкий был активным сторонником полного воссоединения Церкви. Он скрыл тот факт, что уже перешел в Союз. Однако его позиция начала вызывать подозрения среди духовенства. Сохранив популярность среди священников и верующих в Беларуси , он потерял доверие как со стороны виленской братии, так и со стороны киевских монахов монастырей. В то же время католики еще не были уверены, что Смотрицкий сохраняет полную верность недавно принятому католицизму. 8 апреля 1628 года кардинал Людовизи в письме Александру Заславскому потребовал, чтобы министр публично исповедовал католическую веру. Смотрицкий к тому времени уже жил не в Вильнюсе, а в монастыре в Дермани. События, которые привели к окончательному раскрытию обращения Смотрицкого в католицизм, известны из нескольких документов, исходящих от него самого или его православных оппонентов. Смотрицкий утверждал, что впервые после обращения он встретился с православными архиереями республики во время празднования Рождества Богородицы в 1627 году в Киеве. На встрече также присутствовали Петр Могила , который был еще мирянином. Могила и архиепископ Иов попросили Смотрицкого показать им катехизис, который представил Константинопольский Патриарх. Следующее собрание иерархии состоялось в шестое воскресенье Великого поста в Городке, на территории Киево-Печерской Лавры. Помимо Мелетия Смотрицкого, на нем присутствовали митрополит Иов, епископ Луцкий Исаак, Хелм Паисюс и Петр Могила, который уже был игуменом Киево-Печерской лавры. Смотрицкий выступил на встрече с речью, в которой обсудил шесть основных различий между двумя конфессиями. Тогда собравшийся собор постановил созвать Православную Церковь в Киеве; В нем приняли участие не только духовенство, но и представители православного дворянства и буржуазии. Архиереи согласились представить на Соборе проект унии Православной и Униатской Церквей. Иерархи согласились, что, вопреки более ранним выводам, Мелетий Смотрицкий не опубликовал никакого нового договора, в котором обсуждались бы различия между конкурирующими церквями. Смотрицкий позже утверждал, что и митрополит Иов, и Петр Могила допустили заключение новой унии. Лишь резкая антипрофсоюзная позиция казаков, присутствовавших на совете в Киеве, побудила их изменить свою позицию. Смотрицкого все чаще подозревали в проуниатских симпатиях. Поэтому по приезде в Киев его не поместили в Печерскую лавру и пришлось жить в монастыре преподобного. Михайловский Златоверхий монастырь . Священник написал, что на соборе его посетили представители казачества и угрожали ему смертью, если православная иерархия согласится вступить в унию. Его проект нового союза церквей и аргументы в пользу заключения подписанного Договора об извинениях распространились по восточным странам. Обсуждение проектов унии Смотрицкого проходило на Киевсовете без участия казачьих делегатов. Смотрицкого обвинили в проповеди ереси, в том числе савеллианства и манихейства . Произведения Смотрицкого, произошедшие в 1628-1629 годах, также неоднократно подвергались публичной критике со стороны православных монахов. Это означало провал проунионных инициатив, хотя проекты объединения двух Церквей все еще представлялись в последующие годы. Доводы Смотрицкого в пользу унии были вновь представлены в 1629 году и опубликованы в Paraenensis, но не были поддержаны православными епископами. Смотрицкий считался православным епископом в январе 1629 года (Иосиф Бобрикович уже тогда был его заместителем в канцелярии монастыря Святого Духа в Вильнюсе), но через несколько месяцев православные признали его предателем, отрекшимся от прежней профессии частного материального деятеля. преимущества. Кроме того, католическая церковь сразу после Киевского собора решила, что Смотрицкий не полностью предан унии, тем более что до сих пор публично не было признано, что он отошел от православия. В сентябре 1629 г. Смотрицкий принял участие в православно-униатском синоде во Львове, где уже выступал на открытии униатских и православных переговоров о переходе в католицизм. Это было его последнее публичное выступление, во время которого он высказался по вопросам религии и позиции русинского народа. Львовский синод, в котором предположения и униатский митрополит-царь должны были привести к созданию республики Униатского Патриархата, завершился полным провалом, поскольку ни православная иерархия, ни даже не приславшее во Львов братство не согласились со своими делегатами.

Архиепископ Иераполиса

[ редактировать ]

Смотрицкий не мог оставаться архиепископом Полоцким, так как в соборе уже была насажена униатская церковь. Иосиф Веламин Руцкий даже предлагал присвоить ему титул епископа Галицкого. Наконец, 5 июня 1631 года папа Урбан VIII даровал ему титул (титульного) архиепископа Иераполиса . Таким образом, бывший православный архиепископ Полоцкий имел сан в католической церкви, который не давал никаких реальных полномочий. Причиной такого решения было то, что папа мог негативно оценить позицию Смотрицкого на соборе в Киеве, где тот не признал себя виновным в своем обращении. Еще в 1631 году Смотрицкий писал в Рим, что хотел бы быть епископом действительно действующей в Малороссии епархии. При этом он отказался поехать в качестве миссионера на Афон, где, по его словам, его деятельность не будет иметь перспектив на успех. Униатское духовенство в письмах в Рим последовательно утверждало, что Смотрицкий охотно занимается жизнью Церкви. Однако множество этих писем позволяют предположить, что до конца своей жизни он оставался под пристальным наблюдением униатской иерархии. Смотрицкий все еще получал письма от Виленского братства и от некоторых православных монахов. В своих письмах он призывал православных принять унию, пока они по-прежнему будут обществом, состоящим не только из крестьян. Таким образом, они сохранят определенные права и привилегии. В последние четыре года своей жизни Смотрицкий не занимался богословской работой и никогда не выступал перед публикой по вопросам, связанным с Церковью. 16 февраля 1630 г. Смотрицкий обратился к Папа Урбан VIII , еще одно письмо, в котором он представил новый план эволюции Речи Посполитой, в котором предлагал использовать силу для распространения союза путем объединения усилий Церкви, Государства и католических магнатов. Все возрастающая нетерпимость Смотрицкого объяснялась его убеждением, что только приняв унию, русины станут политической нацией, уважаемой наравне с поляками и литовцами и сохраняющей свою автономию. Он также был убежден, что присоединение к Русинской Католической Церкви может принести нравственное обновление Православной Церкви, поскольку первая пользовалась наибольшей свободой и имела наиболее образованное духовенство. Мелетий Смотрицкий умер 27 декабря 1633 года. Его последний духовник, иезуит Войцех Кортицкий, посвятил его памяти хвалебную речь, которую он тогда же напечатал. Митрополит Иосиф Веламин Руцкий заявил, что Смотрицкого отравил православный дьякон, нанявший писца. Похоронен в монастыре в Дермани, который оставался его резиденцией с 1627 года.

Дискуссия о канонизации

[ редактировать ]

Во время беатификации Иосафата Кунцевича в 1637 году обсуждалась и беатификация Мелетия Смотрицкого, поскольку он был гонителем унии, но изменил свою позицию на ярого защитника. Возможно, чтобы популяризировать свою кандидатуру на звание святого, в 1666 году Джеймс Дроут опубликовал биографию. Священник был после 1648 года в Риме и там смог убедить соответствующие власти рассмотреть вопрос о беатификации Смотрицкого. Описания сверхъестественных событий, произошедших после смерти Смотрицкого, дал его последний духовник. По его словам, он очень хотел попросить вас положить его руку в гроб с письмом папы Урбана VIII, сообщающим ему о расписке для архиепископа Иераполиса. Но монахи-униаты с первого раза забыли об этом и положили письмо в гроб всего через несколько часов после смерти священника. Тогда рука умершего должна была пошевелиться и крепко схватить документ. Его изъятие из рук покойного должно было быть возможным только тогда, когда над телом встанет митрополит Киевский и потребует возврата грамоты. В более позднем варианте описания события Кортицкий поместил информацию о том, что монахи положили в гроб письмо православного патриарха Иерусалима, но это было полностью проигнорировано. Кортицкий также утверждал, что перед похоронами рука, держащая письмо, чудесным образом обновлялась, производя впечатление живой. Митрополит Руцкий подтвердил, что следующие события действительно имели место, и даже написал о них для Конгрегации распространения веры в августе 1634 года. 19 декабря 1634 года эта конгрегация провела собрание, на котором было решено, что Смотрицкий убит, а должен быть канонизирован как мученик. Вопрос снова обсуждался в июле 1635 года, а в октябре того же года представитель Конгрегации обратился к Руцкому с просьбой предоставить копию описания посмертного чуда. В 1635 году василианский монах по имени Исайя, который также был участником похорон Смотрицкого, сообщил Оноратио Висконти, папскому нунцию в Варшаве, что покойный епископ хранил в гробу два списка - папский и патриарший. Хотя в итоговом сообщении Конгрегации говорилось, что Смотрицкий окончательно «отверг» письмо Патриарха Теофании, сомнения в этом отношении могли стать одной из причин, по которой процесс канонизации Смотрицкого был приостановлен.

Грамматика

[ редактировать ]

Смотрицкий наиболее известен своей «Славянской грамматикой с правильным синтаксисом» ( Грамматики славєнскиѧ правиланоє Свнтаґма , 1619), которая систематизировала то, что сейчас известно как «современный церковнославянский язык » или, точнее, «Мелетианский церковнославянский язык». Это был единственный справочник по грамматике на белорусских, русских и украинских землях, оказавший огромное влияние на развитие этих языков. Работа Смотрицкого также внесла большой вклад в изучение церковнославянских текстов по всей Восточной Европе. Грамматика 1619 года была впервые переиздана в 1721 году, а затем много раз переиздавалась.

Работу Смотрицкого по славянской грамматике можно сравнить по своему влиянию с работой Дионисия Фракса по греческому языку и работой Элия Доната и Присциана по латыни .

Работает

[ редактировать ]
  • Θρηνος — Плач Единственного Вселенского Апостольского Святого Восточных Православных Церквей… — Вильнюс, 1610 г.
  • Грамматики Славенская ежедневно Svntagma ... Eve, 1619. Reprint: Киев: Naukova Dumka, 1979. окончательная версия (снятая). Apologia. – Lions, 1628.
  • Αντιγραφη (Антиграфия) // Памятники полемической литературы. - СПб., 1903. - Пр. 3 (Русский восток. Библиотека, Том 19). Проверка невинности // АЮЗР. - Часть 1. - Т. 7.
  • Lyament in squalid svіta on zhalostnoє prestavlenіє svyatolyubivogo and oboї dobrodіtelі Bhagat husband Bozі velebnogo Mr. ottsya Leontіya Karpovich arhіmandrita obschіa obitelі at tserkvі Soshestvіya Brotherhood of the Holy Spirit Orthodox Church Vіlenskogo grecheskogo / / Pam'yatki bratskih shkіl on Ukraїnі. - K., 1988.
  • Собрание сочинений Мелетия Смортицкого / Гарвардская библиотека ранней украинской литературы : Тексты: Том I. Кембридж (Массачусетс): Гарвардский университет, 1987. ISBN   0-916458-20-2 .
  • Учителя Евангелия Мелетия Смотрицкого / Гарвардская библиотека ранней украинской литературы : Тексты: Том II. Кембридж (Массачусетс): Гарвардский университет, 1987. ISBN   0-916458-21-0 .
  1. ^ Кембриджский спутник современной российской культуры (2012). Кембриджский спутник современной русской культуры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107002524 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Smotrytsky, Meletii , Encyclopedia of Ukraine
  3. ^ Андрей Николаевич Муравьев (1842). История Русской Церкви . Дж. Х. Паркер. Мистер. 179.
  • 3asadkevich N. Meletii Smotritsky, as a scholar. - Odessa, 1883.
  • Краткий VS творческий путь Мелетии Смотрицкой. - Минск, 1987.
  • Nіchik V. Litvinov, VD, Stratіy YM Gumanіstichnі i reformatsіynі іdeї on Ukraїnі. - K., 1991.
  • Osa A. Meletii Smotritsky, Archbishop of Polotsk. - K., 1912.
  • Prokoshin E. Meletii Smotritsky. - Minsk, 1966.
  • Jaremenko PK Meletіy Smotritsky. Zhittya i tvorchіst. - K., 1986.
  • Фрик, Дэвид А. Мелетий Смотрицкий. Кембридж/Массачусетс. 1995.
  • Хорбач, Олекса (ред.). Мелетий Смотрицкий: Грамматики Славенская Правильная Синтагма. Евье 1619. Церковнославянская грамматика (первое издание). Франкфурт-на-Майне, 1974 год.
  • Пью, Стефан М. Завещание русинам. Лингвистический анализ смотрицкого варианта. Кембридж/Массачусетс. 1996.
  • Винокур Г.О. Русский язык: Краткая история. В переводе М.А. Форсайта под редакцией Дж. Форсайта. Издательство Кембриджского университета, 1971.

Примечания

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Титулы католической церкви
Предшественник
Жоау да Роша, SJ
— НАЗВАНИЕ —
Архиепископ Иераполя Фригийского.
1631 – 1634
Преемник
Антонио Таска
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f69b19e6694ae7062f5252c198adcda__1723113000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/da/3f69b19e6694ae7062f5252c198adcda.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meletius Smotrytsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)