Операция Небесный Щит
Операция «Небесный Щит» , правильно тренируйтесь «Небесный Щит» , [1] представляла собой серию из трех крупномасштабных военных учений, проводившихся в США и Великобритании в 1960, 1961 и 1962 годах командованием NORAD (Североамериканская противовоздушная оборона) и командованием CONAD (Континентальная противовоздушная оборона) для проверки защиты от воздушного нападения. из Советского Союза . Целью испытаний было гарантировать, что любые нападения на американо-канадскую границу или береговую линию будут обнаружены и затем остановлены.
В учениях участвовало 6000 самолето-пролетов самолетов ВВС США и Королевских ВВС (RAF) (только в 1961 году), имитирующих атаки советских истребителей и бомбардировщиков на Нью-Йорк , Чикаго , Сан-Диего , Лос-Анджелес , Вашингтон и другие города. Это были одни из крупнейших учений военной авиации, когда-либо проводившихся. [ нужна ссылка ]
Соединенные Штаты заверили граждан, что их защита «эффективна на 99 процентов». [2] но результаты показали, насколько безуспешной будет защита от нападения советской авиации. Согласно более поздним сообщениям, не более четверти бомбардировщиков в Sky Shield было бы перехвачено. [3] Результаты испытаний были засекречены до 1997 года из-за опасений, что они могут быть использованы Советами для более эффективного взаимодействия с США в случае Третьей мировой войны .
В ходе учений было приостановлено все воздушное сообщение от Полярного круга до Мексики, иногда на срок до двенадцати часов. Ориентировочная стоимость остановок составила миллионы долларов. В сообщениях о терактах 11 сентября 2001 года эти учения часто упускались из виду, а информационные агентства сообщали, что аналогичная, но незапланированная эвакуация воздушного пространства США во время этого инцидента была первой в истории очисткой воздушного пространства США от всех гражданских самолетов.
Операции
[ редактировать ]Небесный Щит I (1960)
[ редактировать ]В конце июля 1960 года министерство обороны уведомило авиакомпании за восемь недель о том, что оно мобилизует беспрецедентное количество боевых самолетов для проведения столь обширных учений, что добиться успеха можно только в том случае, если гражданские самолеты не будут вмешиваться, и что авиакомпаниям следует скорректировать свои действия. графики соответственно и уведомить своих владельцев бронирования. [3] Эти учения затронули около 1000 коммерческих рейсов США, на борту которых было около 37 000 пассажиров, и 700 самолетов гражданской авиации. Чтобы выполнить это требование, Канада выполнила 310 рейсов, на которых пострадали 3000 пассажиров, а 31 иностранный рейс, который должен был приземлиться в Северной Америке, был отменен. [2] Уильям Б. Беккер из Ассоциации воздушного транспорта (ATA) написал, что «оценочные затраты только девяти из многих затронутых авиаперевозчиков составили примерно полмиллиона долларов». (эквивалент 5 150 000 долларов США в 2023 году) [3]
Операция «Небесный щит» состоялась, как и планировалось, 10 сентября 1960 года с 1:00 до 7:00 утра по центральному поясному времени. [2] Операция включала в себя 1129 боевых вылетов, которые были совершены примерно 360 перехватчиками против Стратегического авиационного командования ударной группы (SAC), состоящей из самолетов Boeing B-47 Stratojets и Boeing B-52 Stratofortress , которые имитировали «вражеские» (советские) силы из 310 бомбардировщиков. [3]
После операции ФАУ и АТА ответили, что продолжат поддерживать NORAD. Уильям Беккер заявил: «Авиакомпании будут продолжать сотрудничать в полной мере там, где военные требования диктуют необходимость. уведомление должно быть проведено в субботу вечером — в воскресенье утром в течение трехдневных праздничных выходных». [3] Американская общественность также отреагировала хорошо, и, когда ей было предоставлено разумное количество времени для переноса рейсов, она полностью поняла и поддержала операции военной обороны. [3] Однако Джон Дифенбейкер , который на момент операции был премьер-министром Канады, неоднократно высказывал свои возражения против Sky Shield, пока 15 сентября американцы не отменили операцию. [4]
Небесный Щит II (1961)
[ редактировать ]Планирование Sky Shield II было более организованным, чем первая операция. В августе 1961 года Ассоциация владельцев самолетов и пилотов статью опубликовала в своем журнале Pilot , в которой говорилось: «Не забывайте Sky Shield» и «Если вы запланировали полет на 14 или 15 октября, лучше посмотрите на часы, прежде чем совершить полет». снимать." [3] По оценкам, 2900 рейсов из США и Канады, которые должны были перевезти около 125 000 пассажиров, были отменены. [2]
Операция Sky Shield II произошла 14 октября 1961 года с 11:00 до 23:00. [2] Это был один из крупнейших оборонительных маневров, когда-либо проводившихся в западном мире, в котором участвовало около 250 бомбардировщиков против 250 ракетных объектов и 1800 истребителей, совершивших более 6000 самолето-вылетов. [2] В нем приняли участие более 50 эскадрилий истребителей-перехватчиков США, в том числе оснащенные McDonnell F-101B Voodoos , Convair F-106 Delta Darts и F-102 Delta Daggers , истребителями Lockheed F-104 Starfighter , Northrop F-89J Scorpions и Douglas F4D Skyrays . [3] По всему континенту свою роль также будут играть около 150 000 аэродромного и летного персонала и еще 50 000 человек, оказывающих непосредственную поддержку, включая НОРАД, ВВС США, армию, флот, ВВС Национальной гвардии и Королевские ВВС Канады. [3]
RAF Avro Vulcan B.2 участвовали в Sky Shield II, четыре самолета из 27-й эскадрильи ( серийные номера XJ824 , XH555 , XJ823 и еще один), снова летавшие с базы ВВС Киндли , Бермудские острова, и четыре самолета из 83-й эскадрильи Самолеты . из RAF Lossiemouth в Шотландии. [5] Они моделировали российские тяжелые бомбардировщики, действующие на максимальной высоте - 56 000 футов (17 000 м) над стратокрепостями B-52 ВВС США (USAF) на высоте 35 000–42 000 футов (11 000–13 000 м) и низкоуровневым B-47. Стратоджеты. Королевские ВВС вложили значительные усилия в разработку своей техники постановки помех после уроков, извлеченных в ходе учений «Ардент» десятью годами ранее, и все их атаки были успешными без каких-либо (смоделированных) потерь или даже успешного обнаружения. 27-я эскадрилья «Вулкан», летевшая с Бермудских островов, успешно уклонилась от обороняющихся перехватчиков F-102 «Дельта Даггер», прикрытых тремя другими «Вулканами», обеспечивающими помехи, и проследовала на север, приземлившись на базе ВВС Платтсбург в Нью-Йорке. [6] Северные силы, атакующие в потоке, сообщили об одном случае радиолокационного контакта с перехватчиком, и все четыре приземлились на Ньюфаундленде . [7]
Фазы Sky Shield II были переданы на станции Королевских ВВС Канады по защищенным каналам связи, но в случае перехвата не было подробностей. Операциям были присвоены кодовые названия RCAF, а конференции по планированию включали доверенных агентов. Окончательные контрольные списки перед соревнованием получили название Double Take A или B. Утомительные, последние моменты: быстрый темп. Час Го: Взведенный пистолет. Различные этапы были обозначены как Big Noise A или B и так далее, вплоть до Fade Out. [2]
В ходе учений погиб B-52, потерянный в Атлантическом океане. 15 октября 1961 года в 600 милях от Нью-Йорка был установлен поисковый треугольник для поиска пропавшего экипажа. Катер береговой охраны США (USCG) сообщил, что видел оранжевую сигнальную ракету в 12:15 17 октября, но в конечном итоге восемь членов экипажа были признаны потерянными в море. Это были единственные жертвы за три операции.
Генерал Лоуренс Кутер цитировался в средствах массовой информации после Sky Shield II, от журнала Air Force Magazine до Chicago Tribune , называя Sky Shield II «величайшим упражнением в анализе информации, принятии решений и принятии мер в континентальной воздушно-космической обороне за всю нашу историю». " [3] Но Кутер отклонил призывы к проведению операции, повторив, что намерением Sky Shield было «ни в коем случае не соревнование между наступательными и оборонительными силами». [3]
После операции НОРАД подготовил исчерпывающий отчет, представил его Объединенному комитету начальников штабов, а затем поместил в защищенный архив. [3] Лишь в 1997 году большинство, но не все, результатов Sky Shield были рассекречены. [3] Выводы показали, что почти половина полетов противника на малой высоте избежали обнаружения, а из первоначально обнаруженных 40 процентов затем ускользнули от радаров слежения, изменив форму, размер или высоту своего строя. Не более четверти бомбардировщиков в Sky Shield II было бы перехвачено. [3]
Небесный Щит III (1962)
[ редактировать ]Sky Shield III, проходивший 2 сентября 1962 года с 13:00 до 18:30, [2] Это была первая в Северной Америке проверка процедур по разрешению национального гражданского воздушного движения в короткие сроки, как это будет сделано в случае советского нападения. Сотни тренажеров ВВС США использовались для моделирования нормальных уровней и маршрутов гражданского движения. Тренеры ВВС вылетели на 319 легких самолетах Lockheed T-33 , 263 в США и 56 в Канаде, из случайных и необъявленных мест. Когда прозвучал сигнал тревоги, диспетчеры Федерального управления гражданской авиации поспешили доставить их в гражданские аэропорты, расположенные вдали от столичных целей, которые предположительно находились под грибовидными облаками . Все Т-33 оказались на земле в Канаде в течение 49 минут, а в США — в течение 72 минут. [3]
В рамках этой операции было закрыто 1800 регулярных рейсов авиакомпаний в США, еще 130 в Канаде и 31 иностранная авиакомпания. Общая стоимость этих закрытий оценивалась в 1 миллион долларов. [3]
Небесный Щит IV
[ редактировать ]Sky Shield IV планировался на 1963 год, но Стратегическое авиационное командование (SAC) отказалось от этого. [ почему? ] и вместо этого решил проводить меньшие учения, начиная с 1964 года, под кодовым названием Top Rung. [2]
Разведка, полученная в результате всех трех операций
[ редактировать ]Когда подразделения дружественных самолетов, выдававшие себя за противника, нарушали заранее разрешенные схемы полета и пытались максимально имитировать противника, пролетая ниже разрешенной зоны полетов и по схемам, которые также отклонялись от первоначальных планов, они создавали большие трудности для обороняющихся. [3]
Удаленные радиолокационные станции НОРАД, которые считались опасными для уничтожения, выдержали все три смоделированные наземные атаки. [3]
Линии дальнего раннего предупреждения и системы раннего предупреждения о баллистических ракетах часто прорывались ячейками противника, насчитывавшими до четырех самолетов, даже когда они летели на оптимальной высоте радара для слежения. В НОРАД признали, что настоящие вражеские бомбардировщики будут летать гораздо ниже испытательной высоты и добьются большего успеха. [3]
Радарная система SAGE смогла отследить менее трети общего пробега, пройденного в пределах дальности действия радара. В то время как NORAD готовился к высокотехнологичной радиоэлектронной борьбе и противодействию , больше всего на SAGE повлияли низкотехнологичные помехи. Это настолько сильно повлияло на SAGE, что NORAD пришлось перейти на ручное слежение за самолетами, что позволяло противнику попасть в зону бомбардировки до того, как его выследят. [3]
Освещение в СМИ
[ редактировать ]О проникновениях самолетов RAF Vulcans в 1961 году впервые было сообщено в британской газете Daily Express в январе 1963 года. Первоначально это было категорически опровергнуто Министерством обороны США , которое в журнале Flight процитировало, что «британские самолеты в последний раз принимали участие в Учения Стратегического авиационного командования над Соединенными Штатами осенью 1960 года [так в оригинале]», добавленное в журнале слово «[так в оригинале]» указывает на ошибку. [8] В более позднем заявлении министр ВВС США Юджин Цукерт заявил, что доклад «совершенно необоснован». Об этом сообщила газета Chicago Tribune ; «Мы не знаем, слили ли Королевские ВВС эту историю, чтобы разоблачить администрацию Кеннеди из-за ее решения отказаться от ракеты «Скайболт» класса «воздух-земля».
В заявлении Министерства обороны США, прочитанном в приведенном выше абзаце, говорится, что ВВС Великобритании участвовали в 1960 году. Однако Вулканцы не участвовали до 1961 года. [9] Первый Vulcan B.2 (серийный XH558 ) не был доставлен в ВВС Великобритании до 1 июля 1960 года; первая поставка в оперативную эскадрилью № 83 ( XH563 ) произошла 23 декабря 1960 года. [10] B.2 заменили Vulcan B.1, на которых эскадрилья летала с 1957 года. Эта путаница с датами, возможно, привела к появлению городской легенды о том, что «ВВС Великобритании дважды нанесли ядерный удар по Америке [в 1960 и 1961 годах]». [ нужна ссылка ]
Реакция СМИ США на операцию Sky Shield II
[ редактировать ]В среду, 11 октября 1961 года, газета «Лидер-Вестник» Гловерсвилля и Джонстауна, штат Нью-Йорк, написала на первой полосе статью, озаглавленную «ПВО США проверит свои силы в операции «Небесный щит-2». [11] В этой статье изложен план Североамериканской системы противовоздушной обороны (НОРАД) по моделированию имитации безракетной войны для испытания систем ПВО НОРАД на бомбардировщиках дальнего действия. В статье отмечалось, что учения планировалось продлиться двенадцать часов, начиная с 13:00 субботы, 14 октября, до 1:00 воскресенья, 15 октября. В статье продолжаются очень подробные описания учений. The Leader-Herald заявила, что целью этих учений было обеспечение оперативной подготовки всей программы североамериканской системы противовоздушной обороны. [11]
Начало операции «Небесный щит» должно было начаться, когда силы Стратегического авиационного командования (SAC) B-47 и B-52 в сопровождении ряда британских бомбардировщиков вступили в контакт с системами NORAD. [11]
Сообщается, что система обороны состоит из истребительной эскадрильи NORAD, состоящей из ВВС США и Королевских канадских ВВС. Эта эскадрилья должна была совершить около 6000 самолето-вылетов на самолетах F-102, F-106 и F-89. [11]
Координатором обороны НОРАД в этой операции был генерал Лоуренс С. Кутер, базирующийся в Колорадо-Спрингс. Кроме того, генерал-лейтенант Роберт Дж. Вуд . в соответствии с планами Кутера командовать подразделениями ПВО армии США будет [11]
По оценкам, общая численность военного персонала и гражданских лиц достигнет 150 000, а еще 100 000 будут включены в состав спасательных команд и обслуживающего персонала, находящихся в режиме ожидания. [11]
Подразделения, участвовавшие в операции Sky Shield II
[ редактировать ]
Пятнадцать ракетных баз Национальной гвардии Найк-Аякс на северо-востоке США должны были оставаться в режиме ожидания, чисто в качестве практики, поскольку во время учений запуск ракет не производился. [11]
Тридцать эскадрилий перехватчиков ВВС Национальной гвардии планировалось патрулировать вдоль северного и южного периметра США в рамках системы обороны НОРАД. [11]
Воздушно-десантные эскадрильи раннего предупреждения ВМС США, состоящие из Lockheed WV-2 Super Constellations и кораблей-дозорников ВМФ , планировалось стать первой линией предупреждения в системе обороны NORAD, располагаясь на внешнем кольце систем обороны Атлантического и Тихого океана. WV-2 будут патрулировать северную часть Мирового океана, располагая большими запасами топлива, а корабли-дозорники в сопровождении эсминцев будут обследовать южную часть Мирового океана с помощью своих радиолокационных систем дальнего действия. [11]
Арктическую шапку защищали канадцы и их радиолокационные системы. Их станции линии Пайнтри вдоль линии дальнего раннего предупреждения, среднеканадской линии и границы с США также координировали свои действия с системой обороны НОРАД. [11]
Хотя к югу от границы с Мексикой не было участия каких-либо самолетов, все базы управления и предупреждения авиации, расположенные на побережье Персидского залива, были проинформированы об операции и находились в состоянии готовности. [11]
Влияние на гражданское воздушное движение
[ редактировать ]По оценкам, 1880 гражданских внутренних и международных воздушных судов США должны были оставаться на земле во время операции Sky Shield II, в дополнение к примерно 70 000 самолетов авиации общего назначения, также находящихся в Соединенных Штатах. ВВС В соответствии с планом контроля безопасности воздушного движения всем иностранным авиаперевозчикам также будет запрещено отправлять самолеты в Соединенные Штаты. [11]
ФАУ Администратор Наджиб Халаби отметил, что заземление всего гражданского воздушного движения с помощью Sky Shield необходимо, чтобы предоставить пилотам NORAD и SAC полный диапазон движения на всех высотах. Он также отметил, что использование атакующими силами оборудования для подавления радаров серьезно повлияет на все гражданское движение и лишит их возможности использовать свое радиолокационное оборудование для маневрирования и посадки своих самолетов. [11]
Другие неназванные представители ФАУ прокомментировали ситуацию и заявили, что существовала вероятность нападения противника во время операции и что защитники НОРАД смогут легко идентифицировать настоящие вражеские самолеты среди других участников операции. [11]
Деятельность аэропорта во время операций
[ редактировать ]Во время операции «Небесный щит» аэропорты и авиакомпании подготовили туры по цене около 50 центов за 20-минутную экскурсию. [3] Например, в международном аэропорту Лос-Анджелеса (LAX) временные гиды встречали посетителей у билетных касс и демонстрировали новый пассажирский терминал и пандус. В дополнение к этому у каждого выхода на посадку в аэропорту разные авиалайнеры демонстрировали свои новейшие самолеты. United Airlines продемонстрировала свои самолеты Douglas DC-8 и Boeing 720 , Convair 340 и Douglas DC-7A грузовой лайнер . Bonanza Air Lines открыла свой Fairchild F-27 ; Pacific Air Lines — Мартин 4-0-4 , а National Airlines Constellation — Lockheed . [3] На трапе аэропорта Лос-Анджелеса стоял авиакомпании Western Airlines 1926 года выпуска. крошечный биплан Дуглас М-2 [3]
Во время операции Sky Shield II аэропорты продолжали проводить дни открытых дверей, а многие авиакомпании устраивали вечеринки для своих сотрудников. Международный аэропорт Лос-Анджелеса посетило 40 000 человек, а рабочие воспользовались закрытием и установили новую диспетчерскую вышку. [3] в Сан-Диего На Линдберг-Филд рабочие по техническому обслуживанию отключили электричество и провели 12 часов ремонтных работ на терминале, а в Сан-Диего в отелях Mission Valley Inn, Pacific Southwest и American Airlines устроили обед для экипажа и вечеринку у бассейна. [3] В Чикаго О'Хара компании Eastern Air Lines , American Airlines и Continental распахнули двери для своих Boeing 707 и 720B . Trans World Airlines представила свой Convair 880 , а United Airlines — новый Sud-Aviation Caravelle двухмоторный реактивный самолет в Чикаго компании из Франции. На выставке Midway American, United и TWA продемонстрировали Douglas DC-6 и DC-7. [3] Два аэропорта Чикаго также поработали над связью во время простоя и снизили стоимость телефонных звонков между собой с 15 до 10 центов за первые пять минут. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Упражнение Небесный Щит II» . Историческая сводка НОРАД КОНАД (июль – декабрь 1961 г.): 60–66. Май 1962 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Крис, Марджори (1988). «Операция Небесный Щит» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа « Это всего лишь тест » . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Бойко, Джон (2016). Холодный огонь: Северный фронт Кеннеди . Кнопф Канада. стр. 57–58.
- ^ «Вехи полета» 1961». Архивировано 21 ноября 2008 года в музее Wayback Machine RAF. Проверено 5 марта 2011 года.
- ^ Вулканские подразделения холодной войны Эндрю Брукс, Крис Дэйви, стр. 21
- ^ Авро Вулкан, Часть 1 RAF, иллюстрировано Кевом Дарлингом, стр. 53–54
- ^ «Мировые новости». Рейс , 17 января 1963 г., с. 88.
- ^ Винн 1997, с. 313. Цитирование истории группы № 1 РАФ .
- ^ Винн 1997, с. 565.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Нолан, Том Лидер-Вестник (11 октября 1961 г.). «ПВО США проверит свои силы в операции Sky Shield II» (PDF) . История Фултона . Проверено 26 апреля 2017 г.
- Библиография
- Гамильтон-Патерсон, Джеймс. Империя облаков: когда британские самолеты правили миром. Лондон: Фабер и Фабер, 2010. ISBN 978-0-571-24794-3 .
- Мола, Роджер. «Это всего лишь испытание». Воздух и космос , 1 марта 2002 г.
- Винн, Хамфри. Стратегические силы ядерного сдерживания Королевских ВВС: истоки, роли и развертывание 1946–1969 гг. Лондон: Канцелярский офис, 1997. ISBN 0-11-772833-0.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Испытание щита», Время
- «Гражданские самолеты приземлились по боевой тревоге» . Универсально-международные новости. 16 октября 1961 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года. Современная кинохроника о Sky Shield II: