Jump to content

Маршал (истребитель танков)

Маршал
Вид спереди на прототип М-00
Тип Истребитель танков
Место происхождения Королевство Румыния
История обслуживания
В эксплуатации Май – октябрь 1944 г. [ а ]
Используется Королевство Румыния
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер См . Разработка
Разработанный 1942–44
Производитель Рогифер [ б ] (ранее Малакса, ныне FAUR )
Произведено 1943–44
построено
Варианты См . варианты
Технические характеристики (прототип М-05 [ 1 ] [ д ] )
Масса 8,5 тонны (8,4 длинных тонны; 9,4 коротких тонны)
Длина 4,43 м (14 футов 6 дюймов)
( около 5,8 м с ружьем в комплекте)
Ширина 2,44 м (8 футов 0 дюймов)
Высота 1,53 м (5 футов 0 дюймов)
Экипаж 2 (3 для более поздних версий)

Броня 20 мм (спереди), 10 мм (боковые/задние), 4 мм (верхняя и нижняя пластины)
Основной
вооружение
1 х 75 мм прицельная сетка образца 1943 г. (50 патронов) [ с ]
вторичный
вооружение
2 х 9-мм пистолета-пулемета стреляли через огневые порты
Двигатель Гочкис Н-39
120 л.с. (89 кВт)
Мощность/вес 14 л.с./т
Приостановка Листовая рессора
Запас топлива ~ 215 литров (57 галлонов США)
Оперативный
диапазон
~200 км по дороге, 100 км по бездорожью
Максимальная скорость По дороге: 50 км/ч (31 миль в час)
Бездорожье: 35 км/ч (22 мили в час)

Mareşal »), также известный (что означает « маршал как M-tank , — румынского производства легкий истребитель танков времен Второй мировой войны . Румыния была членом держав Оси и создала машину в ответ на советские танки Т-34 и КВ-1 . именно ему приписывают вдохновение при разработке немецкого . Hetzer По словам многочисленных немецких военных,

Всего было запланировано к производству 1000 машин, что должно было сделать Maresal основой румынских бронетанковых сил, что сделало его самой многочисленной боевой бронированной машиной в стране на сегодняшний день. Таким образом, помимо основного варианта ПТ-САУ планировались и другие варианты. В их число входили 122- или 150-мм варианты самоходной гаубицы , зенитная машина и командирская машина, вооруженная пулеметами и огнеметами (см. раздел «Варианты» ). Версия ракетной установки также тестировалась на ранней стадии разработки. Германия планировала также купить эту машину и создать собственную версию Flakpanzer .

Однако из-за происходящих событий цель не была достигнута. С семи до девяти [ примечание 1 ] были построены прототипы. Кроме того, началась разработка около 100 серийных машин, из которых первая серия из 10 истребителей танков была близка к завершению. Maresal так и не участвовал в боевых действиях, потому что его разработка и производство были сильно замедлены англо-американскими бомбардировками и, наконец, прекращены вторжением Красной Армии .

если бы « Марешаль» был задействован в бою, он имел бы большой потенциал стать эффективным истребителем танков. По мнению делегатов Ваффенамта и ОКХ , присутствовавших на его испытаниях, [ 2 ] [ 3 ] В ходе испытаний он по многим параметрам превосходил конкурировавший с ним немецкий StuG III G , который сам по себе был очень успешен и высоко оценен экипажами. [ 4 ] [ 5 ] относились К качествам Maresal сильная огневая мощь, точная пушка , хорошая подвижность и очень низкий силуэт (около 1,5 м). [ 4 ] [ 6 ] последнее из которых сделало бы машину труднопоражаемой целью для врагов. [ 7 ] [ 8 ] Однако машина имела и недостатки, в основном тесный салон, плохие прицелы и тонкую броню. [ 7 ] [ 9 ]

Очень низкий профиль Mareşal означал , что машину было трудно поразить врагами, но при этом ее было легко замаскировать.

Марешаль по -румынски означает « маршал », высшее воинское звание во многих странах. Машина была названа в честь маршала Иона Антонеску , военного лидера Румынии ( Conducător ). [ 10 ] [ 11 ] Он также упоминался под рядом других имен, таких как Carul M или, более современно, Tancul M , оба означают «М-танк». [ 12 ] [ 13 ] Автомобиль (определенный артикль от формы carul ) в данном контексте является устаревшим румынским словом, обозначающим «танк», основанным на французском char и итальянском carro . Иногда автомобиль на румынском языке называют Vânătorul de care Mareşal. [ и ] Марешаль охотник на танки»), [ 14 ] [ 15 ] или реже Vânătorul de care M («Охотник на танки «М»). [ 16 ]

Такие кодовые названия , как Piesa M («М-часть»), Arma M («М-оружие») и Arma Mareşal Оружие Mareşal ») использовались в некоторых документах с целью сохранить как можно более секретную разработку машины. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Немецкий историк Вальтер Спилбергер в своей литературе называет этот автомобиль Маршаллом . [ 20 ]

Румыния вступила в войну с Р-1 , Р-2 и Р35 танками , приобретенными в межвоенный период . Хотя поначалу он был успешным, [ 21 ] они устарели с появлением к концу 1941 года советских танков Т-34 и КВ-1 . [ 22 ] [ 23 ] Слабость румынских танковых войск к тому времени уже была очевидна, но стала еще более острой после поражения стран Оси в Сталинградской битве . [ 24 ] К концу 1942 года единственными современными машинами, которые Румыния смогла приобрести, было небольшое количество немецких Panzer III и Panzer IV . [ 25 ] [ 26 ] Огневые испытания показали, что Т-34 неуязвим для 37-мм пушки Р-2 под любым углом. [ 27 ] что привело к тому, что указанному румынскому танку была отведена новая роль исключительно для борьбы с небронированными советскими позициями. [ 28 ]

Искалися разные решения по модернизации румынских бронетанковых войск. Одна получала больше танков от своего немецкого союзника. Германия, однако, не стремилась поставлять больше машин до 1943 года, поскольку ее собственная армия также остро нуждалась в них. [ 29 ] Другой использованный метод заключался в модернизации румынских и трофейных советских танков путем превращения их в истребители танков ; эта программа породила такие модификации, как TACAM T-60 , TACAM R-2 и VDC R35 , которые были более эффективны против советской бронетехники. [ 30 ] [ 31 ]

Румыния также стремилась создать собственную оригинальную бронетехнику, способную эффективно бороться с советскими. Производство румынского среднего танка рассматривалось, но не было реализовано. [ 22 ] [ 29 ] Вместо этого в конце 1942 года румыны решили произвести истребитель танков, поскольку он больше подходил для промышленности их страны. Характеристики этой машины были определены в январе 1943 года: они включали небольшие габариты, сильную огневую мощь, хорошо наклоненную броню и максимальную скорость, «выше, чем у танков». [ 10 ] [ 16 ] Получившийся автомобиль должен был стать Maresal .

Разработка

[ редактировать ]
Маршал Ион Антонеску (слева), тезка машины, с немецким фельдмаршалом Эрихом фон Манштейном.

) была основана мастерская 6 февраля 1943 года на заводе Rogifer Works (бывший Malaxa Works, ныне FAUR с целью проведения экспериментов по созданию истребителя танков. [ 6 ] У румын не было опыта проектирования бронемашины с нуля, [ 4 ] поскольку к тому моменту каждая машина румынской разработки представляла собой построенную по лицензии модификацию иностранной разработки ( R-1 и Malaxa UE ) или конверсию на базе зарубежного шасси ( TACAM ). Из-за отсутствия опыта они решили отказаться от предварительных теоретических планов и соединить артиллерийское орудие с существующим танковым шасси, изучая практические проблемы, что в конечном итоге привело к созданию действительно местной конструкции посредством непрерывных испытаний и модификаций. [ 10 ] [ 16 ]

Первый опытный образец был создан в начале 1943 года путем установки миномета на шасси легкого танка Т-60 . Миномет был оснащен реактивными снарядами . Испытания были признаны неудовлетворительными из-за недостаточной прочности шасси и плохой точности вооружения. Параллельно с артиллерийскими целями был построен еще один образец, вооруженный реактивной установкой «Катюша», который прошел испытания в июне и июле, но и этот проект продолжения не получил. [ 32 ]

В результате новую модель построила бригада, состоящая из инженеров капитана Георгия Самботина и майора Николае Ангела, перед которыми была поставлена ​​задача спроектировать новую машину, пригодную для службы на Восточном фронте . [ 33 ] Они выбрали неожиданное, но удачное решение: приспособить легкий танк для стрельбы из тяжелой пушки. [ 6 ] В качестве нового орудия была выбрана советская 122-мм гаубица М-30 , большое количество которой было захвачено румынской армией. [ 14 ] [ 10 ] Рассматривались и другие гаубицы меньшего калибра (100–105 мм). [ 16 ] Чтобы быть эффективным против бронетехники противника, кумулятивный снаряд . для гаубицы был разработан [ 34 ] [ 35 ] Башня и верхние части Т-60 были сняты и заменены броневыми листами черепаховой формы толщиной 20–30 мм, расположенными под углом 45°. [ 10 ] [ 6 ] Получившаяся машина имела необычно низкий профиль — около 1,5 м (что было преимуществом, поскольку не только затрудняло попадание в машину, но и позволяло ее легко замаскировать). [ 7 ] ) и экипаж всего из двух человек. Вспомогательное вооружение представляло собой вариант чехословацкого ZB-30 местного производства. ручного пулемета [ 6 ] инженеры Константин Гиулай Константин Гиулай [ ro ] (разработчик TACAM T-60 и TACAM R-2) и Раду Вереш (директор Rogifer). В проекте также принимали участие [ 10 ] [ 36 ]

Этот новый прототип, получивший название « Марешал », получил обозначение М-00 и был представлен маршалу Иону Антонеску 2 июля 1943 года. [ 6 ] Несмотря на существование более ранних моделей, M-00 обычно считается первым прототипом, поскольку он был первым, имевшим общую форму Mareşal . [ 10 ] Испытания начались на Судицы полигоне под Слобозией 30 июля 1943 года. [ 37 ] Опасения, что танк будет опрокинут из-за значительной отдачи гаубицы, оказались необоснованными; однако были отмечены и другие проблемы, в основном связанные с установкой орудия. комитет по надзору за проектом Марешал . Испытание было признано успешным, и по приказу кабинета Иона Антонеску был создан [ 10 ] [ 38 ]

Прототип М-00 в стадии строительства. С этого ракурса его низкий профиль очевиден.
Ручной пулемет ЗБ -30 (слева) использовался в качестве дополнительного вооружения М-00.

После этого мастерская на заводе Рогифер была открыта для строительства еще трех прототипов: М-01, М-02 и М-03. [ 14 ] [ 39 ] Все они были увеличены и усилены, причем последний стал на 43,2 см шире и на 13,4 см длиннее танка Т-60. [ 40 ] [ 41 ] Они были завершены к середине октября 1943 года и постепенно модифицировались для устранения проблем, выявленных М-00. [ 34 ] [ 42 ] М-01 был последним, использовавшим шасси Т-60; в более поздних прототипах использовались модели Rogifer. [ 43 ] Методы строительства были изменены и стали использовать сварку вместо клепки , а внутренний отсек был разделен переборкой . [ 34 ] Прототипы имели экипаж из двух человек, располагавшийся в переднем отделении: водитель-наводчик-наводчик справа и командир-заряжающий-радист слева. [ 44 ] [ 45 ] Первый располагался более фронтально, что также видно на фотографиях. [ 34 ] [ 46 ]

М-01, М-02 и М-03 прошли испытания в Судицах перед маршалом Антонеску 23 октября 1943 года, в тот же день, что и Ресица M1943 75-мм противотанковая пушка . Учитывая исключительные характеристики румынской противотанковой пушки, подполковник Пауль Дрэгиеску предложил установить ее на будущие прототипы Maresal . Это изменение будет включено во все последующие прототипы и серийные автомобили. [ 34 ] [ 14 ] Подполковник Валериан Нестореску дает более подробное описание испытаний, заявляя, что 75-мм орудию Решица удалось поразить и пробить восемь 100-мм стальных пластин с дистанции от 300 м до 1 км. [ 12 ] Британский писатель Марк Эксуорси пишет, что 75-мм Reşita M1943 была, пожалуй, самой универсальной пушкой своего класса во время Второй мировой войны, превосходя свои западные, немецкие и советские аналоги. [ 47 ] На тот момент подполковник Дрэгиеску также предложил две другие версии Марешала : одну с 122- или 150-мм гаубицей и одну с 20–37-мм зенитной пушкой. [ 16 ] Известно, что первый вариант имел чертежи, которые позже были показаны немцам. [ 48 ]

Следующий прототип, М-04, внес существенные изменения и был завершен в январе 1944 года. [ 49 ] Его планы были представлены Адольфу Гитлеру в первых числах того же месяца. [ 34 ] [ 50 ] Прототип был оснащен двигателем Hotchkiss мощностью 120 л.с. , таким же, который использовался на французском легком танке H-39 , и на нем была установлена ​​новая 75-мм противотанковая пушка Resiña M1943 вместо 122-мм гаубицы. В феврале М-04 был отправлен в Судицы для оценки. И снова были высказаны опасения по поводу способности машины выдержать отдачу орудия. Однако испытания показали, что из основного орудия можно безопасно стрелять. [ 18 ] Два представителя Германии наблюдали за испытаниями М-04 и были впечатлены его маневренностью и новизной конструкции. [ 51 ] [ 52 ] Подполковник Хейманн, делегат ОКХ , присутствовавший на испытаниях М-04, заявил, что « Марешаль» будет эффективен против советской армии, назвав его «ein großer Hetzer» , что примерно можно перевести как «большая неприятность» или «надоедливый». враг". [ 3 ]

Отчет 1944 года, в котором немецкие официальные лица заявляют, что « Марешал» станет «надоедливым врагом [ ein großer Hetzer ] для Советов».

Марк Эксуорси и Уолтер Спилбергер отмечают, что Гитлер «был в восторге» от Maresal и согласился поддержать его разработку, несмотря на то, что у Германии были проблемы с производством собственных боевых бронированных машин. [ 4 ] [ 20 ] Однако одной из причин этого было то, что это избавило бы Румынию от необходимости поставлять немецкие танки. [ 53 ] дешевым ; Производство Maresal было для одного Panzer IV требовалось столько же броневых листов, сколько для семи Maresals . [ 4 ] [ 54 ] Поставка немецких материалов в Румынию для производства Maresal нарушила бы собственное производство Германии 70 Panzer IV и примерно такого же количества Sd.Kfz. 251 полугусеница. Однако это позволило бы создать почти 490 марешалей , что, по мнению немцев, было более важным, и таким образом договорились о поставках материалов. [ 55 ]

Генералу Хайнцу Гудериану , генеральному инспектору немецких танковых войск, показали чертежи М-04. Он считал, что «М-танк» — машина, способная ослабить атаки бронетехники противника. [ 3 ] По словам полковника Раду Давидеску, одной из деталей Mareşal , которая произвела впечатление на немецких чиновников, была педальная система рулевого управления. Управляя машиной ногами, водитель также мог управлять орудием. Это позволило сократить экипаж до двух человек. Подполковник Венц из Ваффенамта заявил, что немцы также пытались сократить экипажи своих боевых бронемашин, но не смогли найти решения для этого. [ 56 ]

Развитие машины замедлили англо-американские бомбардировки , начавшиеся в апреле 1944 года. [ 57 ] Началось срыв производства первой серии машин «Серии 0», которое, хотя первоначально ожидалось в июне, было перенесено на осень 1944 года. [ 58 ] [ 50 ] а затем январь 1945 г. [ 59 ] В результате часть завода Rogifer Works была перенесена из Бухареста в район Сибиу в ​​Трансильвании , где должно было осуществляться производство. [ 58 ] [ 60 ] В июле Рогифер снова подвергся бомбардировке. Во время бомбардировки солдат охраны по имени Турческу-Кристя покинул бомбоубежище и вошел в мастерскую Марешала , сумев потушить пожар и спасти производственные инструменты и архивное помещение от полного разрушения, при этом получив ранения в результате обстрела. процесс. [ 61 ]

Последняя серия прототипов, М-05 и М-06, была построена в марте 1944 года. Это были два «основных прототипа», на которых базировались серийные машины. Хотя М-04 все еще использовал подвеску Т-60, эти два последних прототипа полностью отказались от компонентов советского легкого танка. В основном они были построены в Румынии, а часть компонентов имела немецкое происхождение. М-05 был завершен в мае и испытан в том же месяце. Он произвел впечатление на присутствующих немецких официальных лиц, превзойдя StuG III G, с которым соревновался. [ 4 ] [ 5 ] Более поздние этапы испытаний с участием M-05 произошли в августе и сентябре 1944 года, сразу после переворота короля Михаила , в результате которого был свергнут сторонник Оси Антонеску и переведена Румыния на сторону союзников . [ 58 ] [ 62 ]

31 августа 1944 года было принято решение о выпуске первой партии серийных машин («Серия 0», разработка которой началась весной [ 58 ] [ 63 ] ), но приостановить производство более поздней серии. Советская комиссия по перемирию 26 октября наложила секретный дополнительный протокол на первоначальное перемирие, согласно которому Командование механизированных войск ( Comandamentul Trupelor Motomecanizate ) было расформировано, что положило Марешаль , как раз в тот момент, когда «Серия 0» близилась к завершению. конец проекту [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]

После этого момента марешал , как известно, не участвовал в боевых действиях или каких-либо услугах. Что случилось с машинами, неизвестно, но возможно, что Советы либо конфисковали, либо уничтожили все завершенные экземпляры Maresal , по словам Марка Эксуорси. [ 2 ] Испытания показали, что Mareşal является многообещающей машиной, которая должна была иметь успешный срок службы, и немцы хвалили ее больше всего. [ 2 ] Однако были и критики, особенно среди высокопоставленных румынских чиновников. [ 9 ] Историки Чарльз Климент и Владимир Францев описывают истребитель танков как передовой для своего времени. [ 68 ]

Единственное известное упоминание о машине после этого момента — это отчет от 1 ноября 1944 года, в котором говорилось, что «М-проект» — как Mareşal назывался — не должен был выйти из интереса, поскольку его производство не прекращалось. вопрос даже после окончания войны. [ 62 ]

смотрите ниже Более подробную информацию об Марешала истории и характеристиках каждого варианта .

Серийное производство

[ редактировать ]

После испытаний М-01, М-02 и М-03 в октябре 1943 года майор Ангел и директор завода Rogifer Works были отправлены посетить несколько немецких заводов, чтобы получить информацию о последних аспектах разработки танков. Они пришли к выводу, что проектное решение Maresal было правильным. Подготовка к серийному производству началась в ноябре 1943 года. Для этого во Францию ​​была отправлена ​​комиссия для заказа 1000 двигателей Hotchkiss, а в Германию направлен румынский техник для координации импорта других комплектующих. [ 34 ] [ 69 ]

В феврале 1944 года Румынии удалось заключить контракты с поставщиками во Франции, Швеции и Швейцарии . на поставку деталей танков [ 4 ] [ 70 ] Немцы также предложили помощь Румынии, отправив специалистов на завод Рогифер и поставив необходимые компоненты, включая оптику для оружия, бронеплиты и радиоприемники. Планировалось постепенно ассимилировать лицензии на всю импортируемую продукцию, чтобы Румыния могла осуществлять производственный процесс самостоятельно. [ 71 ]

Первая «серия 0» из 10 автомобилей была почти завершена. Из-за бомбардировок Румынии дата завершения строительства постоянно переносилась с июня 1944 года на январь 1945 года. Кроме того, еще 90 машин («Серии 1» и «2») находились на самой ранней стадии производства. , которые сами были перенесены на последние месяцы 1945 года. [ 58 ] [ 72 ] «Серия 0» также называлась по немецкому названию Null-Serie . [ 73 ]

Планировалось, что объем производства достигнет четырех автомобилей в день, а затем ежемесячное производство увеличится до 100 автомобилей. [ 58 ] [ 50 ] Помимо устранения потребности Румынии в снабжении немецкими танками, еще одной причиной, по которой Гитлер согласился помочь программе, была психологическая причина — название машины. По словам Марка Эксуорси, Ион Антонеску стал одним из самых уважаемых союзников Гитлера в ходе войны. [ 74 ] Этот факт привел к тому, что Гитлер захотел помочь в разработке Maresal , поскольку машина была названа в честь румынского лидера, пишет Вальтер Спилбергер. [ 55 ]

Планируемое смешанное Hetzer - Maresal. производство

[ редактировать ]

Поскольку Mareşal получил одобрение немецких специалистов и эффективную поддержку Гитлера в отношении его серийного производства, 8 июня 1944 года было подписано предварительное соглашение между Министерством обороны Румынии Германии и ОКХ о сотрудничестве в ускорении массового производства. К моменту заключения соглашения немцы были заинтересованы в заказе нескольких десятков шасси Mareşal для установки 37-мм зенитных орудий Rheinmetall, и не только предложили Румынии полную лицензию на производство двигателя Praga мощностью 160 л.с. Hetzer для Mareşal (западные союзники захватили завод Гочкиса), но также и потому, что обе машины тогда имели бы высокую унификацию деталей (двигатель, радио, гусеницы и прицелы), предложили лицензию на весь автомобиль. [ 58 ] [ 75 ]

Предварительные переговоры о предлагаемом совместном производстве Hetzer / Mareşal установили, что немцы поставят форсированный дизельный двигатель мощностью 220 л.с., броню, гусеницы и часть прицелов, в то время как румыны построят те же детали, которые они уже производили для Maresal : шасси, подвеска, колеса, органы управления, часть прицелов и 75-мм пушка Reşiśa M1943. Поставки должны были быть разделены поровну между Румынией и Германией. Чтобы познакомить румын с « Хетцерами» , Гитлер решил передать им 53 машины со сроком поставки 25 августа. [ 76 ] Однако и эта поставка, и весь проект были остановлены переворотом короля Михаила. [ 58 ]

Влияние на Хетцера

[ редактировать ]
Немецкий Hetzer находился под влиянием Maresal . Румыния получила лицензию на производство Hetzer сама.

вдохновил Считается, что Mareşal на создание немецкого истребителя танков Hetzer . [ 77 ] [ 35 ] Находясь в Германии, румынская комиссия, ответственная за Maresal, узнала, что немцы также изучают возможность установки мощной противотанковой пушки на шасси легкого танка Panzer 38(t) . Обсуждения привели к выводу, что румынское проектное решение по Maresal было правильным и что они продвинулись дальше, чем немцы, в разработке своего легкого истребителя танков. [ 34 ] [ 78 ] Однако это продлилось недолго, поскольку промышленность Рейха имела гораздо большие мощности, что привело к тому, что Hetzer был запущен в производство в апреле 1944 года и вступил в действие позже в том же году, в то время как Maresal все еще находился на ранней стадии производства. [ 79 ]

Марк Эксуорси и Корнел Скафеш пишут, что Hetzer и Maresal были очень похожи по вооружению и общей форме. Согласно их работам, а также современным документам, именно немецкий подполковник Венц признал в мае 1944 года, что « Хетцер» последовал за проектом «Марешала» . [ 34 ] [ 79 ] Об этом заявил и другой немецкий чиновник, инженер Вольрат из Алкетта . Он рассказал румынам, как немцы два года искали решения для создания легкого автомобиля, вооруженного мощной пушкой, и продолжил, сказав: «Мы этого не нашли, а вы нашли». [ 79 ] По словам американского историка Стивена Залоги , «немцы были впечатлены общей компоновкой Mareşal , и считается, что он послужил источником вдохновения для немецкого истребителя танков Jagdpanzer 38(t)». [ 14 ]

10 мая 1944 года командование механизированных войск взяло на себя ответственность за проект и впоследствии создало батальон «М» в составе 2-го танкового полка. Целью этого батальона было обучение будущих экипажей Maresal и испытания новых моделей техники. Прототип М-05 прошел предварительные испытания в конце мая, затем испытания проводились непрерывно с 24 июля по 21 августа. Однако об испытаниях предыдущих прототипов упоминаний нет. Действительно, у батальона «М» не было бы особых причин для дальнейших испытаний предыдущих прототипов или обучения потенциальных экипажей с их использованием. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, М-05 слишком технологически отличался от пяти предыдущих прототипов. М-05 был в основном построен в Румынии, тогда как его предшественники использовали многие компоненты советского легкого танка Т-60. Кроме того, вооружение всех предыдущих прототипов, кроме одного, было совершенно разным: 122-мм гаубица вместо 75-мм противотанковой пушки. Наконец, первые 200 самолетов Mareşal , которые планировалось построить, должны были следовать конструкции М-05. Именно по этим причинам единственные сообщения о Использование Maresal после создания батальона «М» в мае 1944 года относилось исключительно к M-05, поскольку предыдущие прототипы, скорее всего, были непригодны для обучения экипажей, которые, как ожидалось, в ближайшем будущем будут действовать исключительно на M-05 и M-06. копии. Испытания М-05 продолжались до тех пор, пока 26 октября Советский Союз не прекратил проект. [ 80 ]

Запланированные 1000 машин должны были сформировать 32 противотанковых батальона по 30 марешалей в каждом. [ 4 ] Однако первые 12 танков планировалось отправить в смешанный танковый батальон «Е» вместе с 15 танками Panzer 38(t) (в румынской армии они назывались Т-38). [ 73 ] отделения Планировались из четырех машин, состоящие из трех истребителей танков и одного варианта командирской машины . [ 81 ]

Варианты

[ редактировать ]

Истребитель танков (основной вариант)

[ редактировать ]

Прототипы

[ редактировать ]

Maresal . прошел через несколько прототипов Каждый из них должен был исправить проблемы, выявленные предыдущим прототипом, постепенно улучшая Maresal , пока он не стал машиной, достойной серийного производства и способной эффективно противостоять советской бронетехнике.

Первые две модели были построены в первой половине 1943 года. Одна из них использовала миномет на шасси танка Т-60 , стрелявший реактивными снарядами . По итогам испытаний был сделан вывод о том, что ни вооружение, ни шасси (в неизмененном виде) не подходят для роли истребителя танков. Вторая модель, созданная для артиллерийских целей, использовала реактивную установку «Катюша» и прошла испытания 16, 26 июня и 22 июля 1943 года и также была снята с производства. [ 32 ]

М-00
Строящийся прототип М-00 спереди, показывающий его внутреннюю компоновку. Румыны приделали дульный тормоз к 122-мм гаубице .

Следующая модель, впервые имевшая общие формы всех последующих прототипов, получила обозначение М-00. Он был создан путем установки 122-мм гаубицы М1938 (М-30) (в румынских документах ошибочно обозначенной как гаубица «Путилов-Обухов М1904/30») и 7,92-мм ручного пулемета ЗБ-30 на шасси трофейного Т. Легкий танк -60, у которого башня и надстройка были заменены черепаховидной наклонной броней, расположенной под углом 45°. Гаубица была модифицирована румынами путем установки дульного тормоза для уменьшения отдачи . В то время как немецкий StuG III ausf G имел пулемет, установленный над основным орудием и стрелявший через отверстие в маске орудия , румыны выбрали довольно необычное решение для Maresal , также установив ручной пулемет внутри, но имея его огонь через ствол гаубицы. Эту особенность должны были удалить из поздних прототипов и серийных машин, у которых были огневые порты на боковых панелях .

Построенный в начале июля 1943 года, М-00 был испытан на Судицы полигоне позже в том же месяце. Ранее возникли разногласия: некоторые специалисты утверждали, что машина не выдержала испытательных стрельб и даже могла перевернуться из-за отдачи орудия. Они ошиблись, однако испытания выявили ряд недостатков, таких как выход из строя болтов крепления артиллерийской установки, проскальзывание гусеницы, довольно слабый двигатель, тесный салон и другие. Однако испытания были сочтены достаточно многообещающими, чтобы стимулировать дальнейшие разработки.

М-00 имел экипаж из двух человек, прицелы типа IOR şeptilici A/T и двигатель Ford V8 мощностью 85 л.с. , а также коробку передач Ford V8. Гусеницы Т-60 были расширены. Прототип весил 6,7 тонны, толщина брони составляла 20–30 мм. На нем использовалась ручная система рулевого управления от Т-60. В отличие от следующих прототипов, М-00 не имел радиостанции, поскольку машина предназначалась только для испытательных целей и поэтому не нуждалась в ней. М-00 сохранил электрику Т-60, а следующие прототипы использовали электрику, разработанную Рогифером. Трансмиссия также была сохранена от советского легкого танка. [ 43 ] [ 32 ]

М-01, М-02 и М-03

Штабу «М», специальному комитету, непосредственно подчиняющемуся кабинету Антонеску, с августа 1943 года было поручено курировать проект Марешаль , поскольку производство потребовало бы привлечения все большего числа военных и промышленных ведомств. Строительной бригаде была выделена мастерская в Рогифере, и к середине октября 1943 года они построили три улучшенные модели: М-01, М-02 и М-03, причем все три использовали ту же 122-мм гаубицу, что и М-03. 00.

М-01 весил около 6,7 тонны, как и М-00, и был построен на увеличенном усиленном шасси Т-60. На нем использовался улучшенный двигатель Buick мощностью 120–140 л.с. и Opel Blitz коробка передач мощностью 75 л.с. Органы управления и подвеска были сохранены от Т-60, но улучшены. Он был испытан в Судицах 23 октября 1943 года вместе с М-02 и М-03 в присутствии маршала Антонеску. М-01 показал большую скорость и подвижность, чем М-00, но большинство других проблем, включая тесноту салона, преодолеть не удалось.

Прототипы Maresal постепенно начали отказываться от шасси Т-60. В М-02 использовалось шасси Rogifer, созданное на основе шасси Т-60, но увеличенное и усиленное. Он весил меньше М-01 - около 6,4 тонны. Двигатель, коробка передач, подвеска и электрика были такими же, как на М-01. В нем использовалась разработанная Rogifer система управления педалью рулевого управления с ручным сцеплением и акселератором. И М-01, и М-02 сохранили толщину брони М-00 20–30 мм. Лучшим улучшением М-02 по сравнению с М-01 была улучшенная система установки орудия, но главную проблему тесноты салона еще не удалось решить.

Компоненты М-03 были идентичны компонентам М-02, но его шасси снова было длиннее и шире, чем у предыдущих прототипов. Он полностью отказался от шасси Т-60, но по-прежнему использовал гусеницы этого танка. Он весил от 6,4 до 6,7 тонны и имел самую тонкую броню среди всех прототипов — всего 10 мм. М-03 был первым прототипом, которому удалось решить проблему слишком узкого внутреннего пространства.

Все три прототипа сохранили трансмиссию Т-60. [ 43 ] [ 42 ]

М-04

Работавший с ноября 1943 по январь 1944 года, М-04 был первым прототипом, отказавшимся от 122-мм гаубицы в пользу румынской 75-мм пушки Reşiśa M1943, которая, возможно, была самой универсальной пушкой своего класса, разработанной во время мировой войны. II, по словам автора Марка Эксуорси. Указанное ружье разрабатывалось параллельно с Mareşal . Чертежи М-04 были представлены Гитлеру и повлияли на Hetzer развитие немецкого . На машине был установлен новый двигатель Hotchkiss H-39 мощностью 120 л.с.

Прототип М-04. Плиты каземата, скорее всего, выполнены из металла, окрашенного в белый цвет, что создает ошибочное впечатление деревянного макета. Боковые юбки могут быть деревянными.

Он был испытан в Судицах в начале февраля 1944 года в присутствии немецких подполковников Венца и Хаймана (представителей Ваффенамта и ОКХ соответственно), которые были впечатлены мобильностью Марешаля и жизнеспособностью нового конструктивного решения. Они поинтересовались, проектировали ли ранее строители М-04 бронетехнику. Получив отрицательный ответ, Венц отметил, что именно этим объясняется новизна автомобиля.

М-04, также известный под кодовым названием «Cd. A. 43», использовал ту же оптику, что и предыдущие прототипы, но улучшенную панорамным телескопом IOR. Он имел новую форму полушестиугольника. Его броня, произведенная заводом Решица , имела толщину 10–20 мм, но Венц предложил увеличить ее толщину до 30 мм, согласно отчету полковника Р. Давидеску. Хейманн, с другой стороны, не согласился с увеличением толщины брони, поскольку это снизило бы подвижность, которая, по его мнению, была ключевой особенностью истребителя танков. Румынские официальные лица заявили, что попытаются реализовать предложение Венца после испытаний огневой мощи советской 45-мм пушки на полигоне Судицы. Машина, как и последующие прототипы, сохранила педальную систему рулевого управления М-03. Использовалась новая трансмиссия от Hotchkiss. Единственным оставшимся компонентом Т-60 были гусеницы, расширенные до 26 см, все остальное производилось компанией Rogifer. Вес прототипа составлял 7,5 тонн.

Лобовой бронелист М-04 имел угол наклона 25°; горизонтальный поворот орудия составлял 15°, что два немецких чиновника назвали «определенно достаточным» из-за легкости поворота машины; орудия угол возвышения составлял -5°/+10°, что также считалось достаточным; на машине было 45 патронов; его скорость, низкий профиль и высокая скорость снаряда позволяли вести огонь на более близких дистанциях и с большей точностью, снижая расход боеприпасов. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]

М-05 и М-06

К марту 1944 года румынский конструкторский коллектив работал над прототипами М-05 и М-06 — последней серией прототипов, которые должны были стать основой для серийных машин. В основном они были построены в Румынии, основными оставшимися иностранными компонентами были двигатель и коробка передач Hotchkiss, новая подвеска ČKD , немецкая радиостанция Telefunken UKWEe 10W и часть прицелов. М-05 был построен в мае 1944 года и в том же месяце прошел испытания.

Прототип М-05 на испытаниях. Обратите внимание, что он шире, чем M-00 и M-04, и не использует боковые юбки.

В июне 1944 года прототип М-05 доказал свое превосходство над немецким StuG III G после соревнований с ним в целях испытаний в присутствии маршала Антонеску. Mareşal . показал лучшие результаты по стрельбе, скорости, управляемости, управлению уклонами и преодолению препятствий Присутствовавшие немецкие офицеры высоко оценили это мероприятие. С 24 июля по 21 августа М-05 прошла дальнейшие подтверждающие испытания, которые затем были прерваны из-за неисправности артиллерийской установки. К 23 августа 1944 года (когда произошел переворот короля Михаила ) М-05 завершил программу испытаний, за исключением испытаний на выносливость. 21 сентября 1944 года испытательные стрельбы и ресурсные испытания возобновились с хорошими результатами.

М-05 сохранил многие компоненты М-04, но сильно отличался по форме, будучи шире и отказавшись от использования боковых юбок . Также использовалась новая подвеска ЧКД вместо подвески Т-60, а также новая немецкая радиостанция. Трансмиссия также была новой, изготовленной компанией Rogifer. Броню толщиной 10–20 мм производила фирма Böhler . Прототип весил 8,5 тонн и имел значительную максимальную скорость 50 км/ч по дороге и 35 км/ч по бездорожью. Его вторичное вооружение состояло из двух пистолетов-пулеметов, выпущенных через огневые порты на каждом из бортовых бронелистов машины. М-05 имел такую ​​же высоту орудия, как и М-04. Его верхний лобовой бронелист имел угол наклона 25°, а верхний бортовой и кормовой листы имели углы 33 и 30° соответственно. [ 85 ] [ 86 ]

Несмотря на похвалу со стороны немцев, М-05 также подвергался критике, особенно со стороны генерала Василе Атанасиу и вице-адмирала Александру Георгиу [ ro ] . Оба заявили, что у прототипа были плохие прицелы и что «чрезмерный наклон» брони повлиял на работу экипажа. [ 9 ]

М-06 был последним прототипом и единственным с экипажем из трех человек. Третий член экипажа выполнял функции командира, а двое других сохранили роли, которые они имели на предыдущих прототипах: водитель-наводчик-наводчик и заряжающий-радист. [ 87 ] Разработка М-06 началась одновременно с разработкой М-05, на которую он был очень похож. Его броня толщиной 10–20 мм производилась компанией Reşiśa по лицензии Böhler. Марк Эксуорси описывает М-06 как идентичный по характеристикам М-05, за исключением дополнительного члена экипажа. [ 58 ] По мнению чешского историка Иво Пейчоха [ cz ] , М-06 был идентичен М-05, но с технологическими изменениями в артустановке. [ 88 ]

Серийное производство

[ редактировать ]

Серийные машины создавались на базе прототипов М-05 и М-06. Хотя планировалось, что первые 200 будут копиями M-05, следующие 800 будут отличаться друг от друга, поскольку будут основаны на M-06, но при этом будут учитывать уроки, извлеченные из «Серии 0», и, таким образом, постепенно модифицироваться. Они должны были быть оснащены антимагнитным бетоном и разноцветной камуфляжной схемой. [ 58 ] [ 89 ] Машины должны были использовать 75-мм зенитную пушку Reşiśa M1943 или, в случае, если указанных орудий не будет произведено вовремя, 75-мм зенитную пушку Vickers-Reşiěa румынского производства (адаптированную как противотанковое орудие) или другую противотанковую пушку. пистолет, типа немецкого. [ 48 ] Другие противотанковые орудия, имевшиеся на вооружении Румынии в то время, включали немецкую 7,5-мм пушку Pak 40 или трофейную советскую 76-мм ЗиС-3 . [ 58 ] Немецкая 8,8 cm Flak 37 зенитная пушка также была доступна и даже предлагалась для установки в качестве противотанковой пушки на TACAM R-2 . [ 90 ] [ 91 ] В качестве дополнительного вооружения также рассматривался верхний 7,92-мм пулемет «Рейнметалл» для противовоздушной обороны и отражения пехоты противника, не считая двух 9-мм ручных пулеметов, которые также использовались на прототипе М-05. [ 89 ] [ 92 ]

Практически завершенная «0-я серия» из 10 машин, созданная на базе прототипа М-05, [ 15 ] [ 93 ] использовались двигатели Hotchkiss мощностью 120 л.с. Следующие 40 Maresals («Серия 1») должны были использовать тот же тип двигателя. Эти первые 50 машин были единственными, на которых использовались двигатели Hotchkiss, поскольку их французский завод был разбомблен союзниками, и было эвакуировано только 50 двигателей. [ 94 ] Следующие машины должны были использовать двигатели Praga мощностью 160 л.с., которые также должны были производиться в Румынии по лицензии. [ 94 ] или форсированные двигатели Tatra мощностью 220 л.с., поставляемые из Германии. [ 58 ] [ 89 ]

122-мм гаубица М1938 (М-30) , использовавшаяся на первых опытных образцах.
75 -мм противотанковая пушка Reşiśa M1943 , считавшаяся одной из лучших 75-мм противотанковых пушек своего времени. [ 47 ] использовался на более поздних прототипах и серийных автомобилях.
Сравнение прототипов и серийных автомобилей [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 83 ] [ 98 ] [ 99 ]
Транспортное средство Экипаж Вооружение Броня Шасси Масса Двигатель
М-00 2 122-мм обр.1938 г. (М-30) 20–30 мм Т-60 6,7 т Форд V8 мощностью 85 л.с.
М-01 2 122-мм обр.1938 г. (М-30) 20–30 мм Т-60 ±6,7 т 120-140 л.с. Бьюик
М-02 2 122-мм обр.1938 г. (М-30) 20–30 мм построенный в Румынии ±6,4 т Бьюик 120-140 л.с.
М-03 2 122-мм обр.1938 г. (М-30) 10 мм построенный в Румынии 6,4-6,7 т Бьюик 120-140 л.с.
М-04 2 75-мм прицельная сетка образца 1943 г. 10–20 мм построенный в Румынии 7,5 т 120 л.с. Гочкис Н-39
М-05 2 75-мм прицельная сетка образца 1943 г. 10–20 мм построенный в Румынии 8,5 т 120 л.с. Гочкис Н-39
М-06 3 75-мм прицельная сетка образца 1943 г. 10–20 мм построенный в Румынии ±8,5 т 120 л.с. Гочкис Н-39
Серийный прод. 2/3 75-мм прицельная сетка образца 1943 г.
или другие ( см. выше )
10–20 мм построенный в Румынии ±8,5 т 120 л.с. Гочкис Н-39/
160 л.с. Прага AC/
мощностью 220 л.с. Татра Т-103

Самоходная гаубица

[ редактировать ]

Существовал запланированный вариант самоходной гаубицы Maresal , роль которой заключалась в поддержке пехоты . [ 48 ] [ 16 ] Его чертежи были переданы румынами немецким подполковникам Венцу и Хайманну, которые, по словам полковника Р. Давидеску, нашли их «разумно подготовленными». [ 48 ] Подполковник Пауль Дрэгиеску был первым, кто предложил это осенью 1943 года. [ 16 ]

Машина могла нести гаубицу калибра 122 или 150 мм. Помимо фугасных снарядов он также должен был быть оснащен кумулятивными боеприпасами для эффективной борьбы с танками. Из-за больших размеров экипаж этого варианта предполагалось увеличить до трех, а то и четырех человек. Машина должна была иметь угол возвышения орудия 23° (сравнимый с 25° у аналогичного немецкого Sturm-Infanteriegeschütz 33B ), что позволяло вести огонь на дистанции до 6,5 км. [ 48 ]

Этот вариант так и не был произведен, поскольку приоритет отдавался версии истребителя танков. Было принято во внимание возможность его производства на случай, если для варианта истребителя танков не будет произведено достаточное количество 75-мм противотанковых пушек Решица. [ 48 ] Германия, однако, построила аналогичную машину на базе шасси Hetzer и вооруженную 15-см гаубицей sIG 33 и 15-см тяжелой пехотной пушкой 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38(t) .

Зенитная машина

[ редактировать ]
Впечатление художника от версии немецкого Flakpanzer , основанной на других зенитных танках с башней.

Румынский вариант

[ редактировать ]

Еще одним вариантом Mareşal, запланированным румынами, была зенитная самоходная артиллерийская установка (ЗСУ). Как и версия самоходной гаубицы, эта машина была впервые предложена примерно в октябре 1943 года подполковником Дрэгиеску. Он должен был иметь на вооружении несколько зенитных орудий калибра от 20 до 37 мм и быть менее многочисленным, чем варианты истребителей танков и самоходных гаубиц. [ 16 ] Зенитными орудиями, имевшимися в то время в Румынии, были 20-мм пушка Oerlikon и 20-мм Gustloff (обе поставлены Германией), а также 3,7-см Flak 37, построенные по лицензии в Румынии. [ 100 ]

Немецкий Flakpanzer вариант

[ редактировать ]

Германия планирует закупить Mareşal несколько шасси для Вермахта и вооружить их 37-мм зенитными орудиями Rheinmetall. Так и не осуществился, поскольку королевский государственный переворот заставил Румынию отступить от держав Оси. [ 14 ] [ 58 ] [ 35 ]

Версия командирской машины

[ редактировать ]

отряды по четыре марешаля В бою планировалось использовать . В состав каждого отделения должны были входить три истребителя танков и одна командирская машина, оснащенная пулеметами, огнеметами и радиостанцией. Экипаж этой машины должен был состоять из трех человек: командира отделения, водителя и наводчика. Командир должен был сидеть в центре и наблюдать за полем боя через открывающееся и закрывающееся устройство. Устройство имело c. Проем шириной 100 мм, позволяющий командиру обозревать окрестности на 360° через пуленепробиваемый слой оргстекла толщиной 10 см . [ 81 ]

Операторы

[ редактировать ]
  •  Королевство Румыния – основной оператор. Использовался только для испытаний и обучения экипажа, никогда не участвовал в боевых действиях из-за прекращения производства Советским Союзом.
  •  Советский Союз (вероятно) - после октября 1944 года машины, вероятно, были захвачены Советским Союзом, оккупировавшим Румынию. [ 2 ]
  •  Нацистская Германия (планируется) – запланировано приобретение для создания версии Flakpanzer (см. выше)

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые автомобили

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б М-00 обычно считается первым прототипом, а М-06 - последним, в результате чего общее количество самолетов достигло семи. Однако до М-00 существовали еще две экспериментальные модели, в результате чего их число увеличилось до девяти.
  1. ^ Проходил службу по обучению экипажей только в батальоне «М» 2-го бронетанкового полка.
  2. ^ Некоторые комплектующие производились другими румынскими заводами, а также заводами союзной Германии и ряда других стран (см. текст). Однако Rogifer был основным производителем и заводом, на котором происходила сборка.
  3. ^ Большинство более ранних прототипов использовали 122-мм гаубицу. Рассматривались также возможности использования различных других орудий, в том числе других гаубиц или противотанковых орудий.
  4. В таблице приведены характеристики М-05, поскольку указанная машина была — наряду с М-06, который был почти идентичен, но менее документирован, — одним из двух основных прототипов, на которых базировались серийные машины.
  5. ^ Румынское произношение: [vɨnə'torul de 'kare mare'ʃal]
  1. ^ Scafeş 2004 , стр. 221, 230, 232, 235–237.
  2. ^ Jump up to: а б с д Эксворси 1995 , с. 235.
  3. ^ Jump up to: а б с Давидеску 1944 , Раздел 1.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эксворси 1995 , с. 232.
  5. ^ Jump up to: а б Скафеш 2004 , с. 221.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Скафеш 2004 , с. 214.
  7. ^ Jump up to: а б с Чирица и др. 2009 , с. 170.
  8. ^ Давидеску 1944 , Раздел 1/д.
  9. ^ Jump up to: а б с Скафеш 2004 , стр. 221–222.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эксворси 1995 , с. 228.
  11. ^ Крэчунойу 1999 , с. 5.
  12. ^ Jump up to: а б Нестореску 1972 , с. 163.
  13. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 93.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Zaloga 2013 , p. 31.
  15. ^ Jump up to: а б Скафес и Шербэнеску 2011 , стр. 46.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скафеш 2004 , с. 213.
  17. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 92.
  18. ^ Jump up to: а б Скафеш 2004 , с. 218.
  19. ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 287, 291.
  20. ^ Jump up to: а б Спилбергер и Дойл 2007 , с. 137.
  21. ^ Штефанеску 2020 , с. 159.
  22. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 221.
  23. ^ Эбботт и Томас 1982 , стр. 22.
  24. ^ Zaloga 2013 , p. 30.
  25. ^ Zaloga 2013 , p. 27.
  26. ^ Scafeş & Şerbănescu 2011 , стр. 17–18.
  27. ^ Эксворси 1995 , с. 87.
  28. ^ Штефанеску 2020 , с. 254.
  29. ^ Jump up to: а б Скафеш 2004 , стр. 210–211.
  30. ^ Эксворси 1995 , стр. 221–225.
  31. ^ Zaloga 2013 , pp. 30–31.
  32. ^ Jump up to: а б с Скафеш 2004 , стр. 213–214.
  33. ^ Строя и Байенару 2010 , с. 104.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эксворси 1995 , с. 229.
  35. ^ Jump up to: а б с Хиль-Мартинес 2018 , с. 57.
  36. ^ Строя и Байенару 2010 , с. 105.
  37. ^ Пейчох и Пейс 2005 , с. 358.
  38. ^ Scafeş 2004 , стр. 214–215.
  39. ^ Штефанеску 2020 , с. 303.
  40. ^ Эксворси 1995 , стр. 229, 231.
  41. ^ Пейчох и Пейс 2005 , с. 359.
  42. ^ Jump up to: а б Скафеш 2004 , стр. 215–217.
  43. ^ Jump up to: а б с Эксворси 1995 , с. 231.
  44. ^ Scafeş 2004 , с. 236.
  45. ^ Давидеску 1944 , Раздел 1/г.
  46. ^ Скафеш 2004 , стр. 217.
  47. ^ Jump up to: а б Эксворси 1995 , с. 237.
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж Давидеску 1944 , Раздел 2.
  49. ^ Штефанеску 2020 , с. 304.
  50. ^ Jump up to: а б с Спилбергер и Дойл 2007 , с. 136.
  51. ^ Эксворси 1995 , стр. 231–232.
  52. ^ Пейчох и Пейс 2005 , с. 361.
  53. ^ Scafeş 2004 , с. 227.
  54. ^ Пейчох и Пейс 2005 , с. 360.
  55. ^ Jump up to: а б Спилбергер и Дойл 2007 , стр. 136–137.
  56. ^ Давидеску 1944 , Раздел 1/f – g.
  57. ^ Zaloga 2013 , p. 32.
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Эксворси 1995 , с. 233.
  59. ^ Scafeş 2004 , с. 224.
  60. ^ Мосниагу и др. 2012 , стр. 94.
  61. ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 292–293.
  62. ^ Jump up to: а б Скафеш 2004 , с. 225.
  63. ^ Эксуорси и Шербэнеску 1991 , с. 6.
  64. ^ Эксворси 1995 , стр. 233, 235.
  65. ^ Zaloga 2013 , pp. 31–32.
  66. ^ Пейчох и Пейс 2005 , с. 362–363.
  67. ^ Климент и Францев 2004 , с. 246.
  68. ^ Климент и Францев 2004 , с. 245.
  69. ^ Scafeş 2004 , с. 223.
  70. ^ SFA 1950 , Док. 03.
  71. ^ Scafeş 2004 , стр. 227–228.
  72. ^ Scafeş 2004 , стр. 224–225.
  73. ^ Jump up to: а б Мосниагу и др. 2012 , с. 297.
  74. ^ Эксворси 1995 , с. 58.
  75. ^ Scafeş 2004 , с. 228.
  76. ^ Штефанеску 2020 , стр. 339–340.
  77. ^ Scafeş & Şerbănescu 2011 , стр. 46–47.
  78. ^ Scafeş 2004 , стр. 222–223.
  79. ^ Jump up to: а б с Скафеш 2004 , с. 226.
  80. ^ Эксворси 1995 , стр. 232–233.
  81. ^ Jump up to: а б Скафеш 2004 , с. 229.
  82. ^ Эксворси 1995 , стр. 229–231.
  83. ^ Jump up to: а б Давидеску 1944 , Раздел 1/j.
  84. ^ Scafeş 2004 , стр. 217–218.
  85. ^ Эксворси 1995 , стр. 231–233.
  86. ^ Scafeş 2004 , стр. 235–236.
  87. ^ Scafeş 2004 , с. 231.
  88. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 362.
  89. ^ Jump up to: а б с Скафеш 2004 , с. 230.
  90. ^ Эксворси 1995 , с. 225.
  91. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 355.
  92. ^ Сын 1944 , Раздел 1/б.
  93. ^ Африм и др. 2008 , с. 163.
  94. ^ Jump up to: а б Штефанеску 2020 , с. 340.
  95. ^ Эксворси 1995 , стр. 228–235.
  96. ^ Мошнягу и др. 2012 , с. 287–289.
  97. ^ Крэчунойу 1999 , с. 6.
  98. ^ Scafeş 2004 , стр. 216, 235.
  99. ^ Пейчох и Пейс 2005 , стр. 363–364.
  100. ^ Эксворси 1995 , с. 30.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4440360fb142792eccb16f5f14b7f51f__1716733860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/1f/4440360fb142792eccb16f5f14b7f51f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mareșal (tank destroyer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)