Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин | |
---|---|
Подписано | 6 октября 1999 г. [ 1 ] |
Расположение | Нью-Йорк [ 1 ] |
Эффективный | 22 декабря 2000 г. [ 2 ] |
Состояние | 10 ратификаций [ 3 ] |
Подписавшиеся | 80 [ 1 ] |
Вечеринки | 115 [ 1 ] |
Депозитарий | Генеральный секретарь ООН [ 4 ] |
Языки | арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский [ 5 ] |
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ФП-КЛДЖ) представляет собой международный договор , который устанавливает механизмы подачи жалоб и расследований в отношении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ). Стороны Протокола позволяют Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассматривать жалобы отдельных лиц или расследовать «серьезные или систематические нарушения» конвенции. Протокол привел к принятию ряда решений против государств-членов по таким вопросам, как домашнее насилие , отпуск по уходу за ребенком и принудительная стерилизация , а также расследование систематических убийств женщин в мексиканском городе Сьюдад-Хуарес, штат Чиуауа .
Протокол был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 6 октября 1999 г. и вступил в силу 22 декабря 2000 г. По состоянию на октябрь 2023 г. Протокол подписали 80 сторон и 115 сторон . [ 1 ]
Бытие
[ редактировать ]В 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ). [ 6 ] Конвенция объявила вне закона дискриминацию в отношении женщин, [ 7 ] но не включал какого-либо механизма, с помощью которого этот запрет мог бы быть юридически обеспечен. [ 8 ]
Механизм подачи индивидуальных жалоб был предложен во время первоначальной разработки CEDAW, но тогда был отклонен. [ 9 ] Пятнадцать лет спустя Венская декларация и Программа действий 1993 года Всемирной конференции по правам человека предположили, что для реализации конвенции необходимы новые процедуры, и предложили « право на подачу петиций ». [ 10 ] Независимая экспертная группа подготовила проект в 1994 году. [ 11 ] содержащий процедуру подачи жалоб и процедуру расследования, и он был принят для дальнейшего изучения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин в начале 1995 года. [ 12 ] Идея Факультативного протокола была дополнительно одобрена Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин в 1995 году, которая призвала «разработать проект факультативного протокола к Женской конвенции, который мог бы вступить в силу как можно скорее». [ 13 ]
В марте 1996 года Комиссия по положению женщин учредила рабочую группу открытого состава для разработки официального проекта. [ 13 ] Об этом сообщалось после трех лет обсуждений в начале 1999 года. Факультативный протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 года. [ 14 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ставит вне закона дискриминацию по признаку пола и обязывает ее участников отменить дискриминационные законы и гарантировать равенство в области здравоохранения, занятости и образования. [ 13 ] Факультативный протокол является дополнительным соглашением к конвенции. Она не устанавливает никаких новых прав, а скорее позволяет обеспечить соблюдение прав, гарантированных конвенцией. [ 15 ]
Статьи 1–7 создают механизм подачи индивидуальных жалоб, аналогичный механизмам Первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах , Факультативному протоколу к Конвенции о правах инвалидов и статье 14 Конвенции об ликвидации всех Формы расовой дискриминации . Стороны соглашаются признать компетенцию Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассматривать жалобы «от имени или от имени» отдельных лиц или групп, которые утверждают, что их права, предусмотренные Конвенцией, были нарушены. [ 16 ] Если жалоба подается от имени жертвы, то для этого требуется ее согласие, если только податель не может обосновать действия без него. [ 17 ] Что считать «обоснованием» в таком случае, решает комитет. [ 18 ] Возможность подачи жалоб от имени жертв рассматривается как жизненно важная, позволяющая НПО, таким как женские организации и правозащитные группы, использовать Протокол для обеспечения соблюдения Конвенции. [ 13 ]
Заявители должны исчерпать все внутренние средства правовой защиты, а анонимные жалобы и жалобы, касающиеся событий, произошедших до того, как соответствующая страна присоединилась к Факультативному протоколу, не допускаются. [ 19 ] Комитет может запрашивать информацию у партии и давать ей рекомендации. [ 20 ] хотя они не являются обязательными. [ 21 ]
Статьи 8–10 создают механизм расследования. Стороны могут разрешить комитету расследовать, сообщать и давать рекомендации о «серьезных или систематических нарушениях» конвенции. [ 22 ] Комитет может предложить соответствующей стороне ответить и проинформировать ее о любых мерах, принятых в результате такого расследования, либо напрямую, либо через обычный процесс отчетности в соответствии с конвенцией. [ 23 ] Стороны могут отказаться от этого обязательства при подписании или ратификации, [ 24 ] но только Бангладеш, Белиз, Колумбия, Куба и Таджикистан сделали это. [ 1 ]
Статья 11 требует от сторон обеспечить, чтобы те, кто жалуется в соответствии с Факультативным протоколом, не подвергались жестокому обращению или запугиванию. [ 25 ]
Статья 13 требует, чтобы стороны информировали своих граждан о конвенции, Факультативном протоколе и решениях комитета, чтобы облегчить жалобы. [ 26 ]
Статьи 12 и 14 регулируют процедуру. [ 27 ] и отчетность [ 28 ] Комитета по рассмотрению жалоб.
Статьи 15–21 регулируют ратификацию, вступление в силу и изменение Факультативного протокола.
Бронирование и членство
[ редактировать ]

Ряд сторон сделали оговорки и заявления о толковании в отношении применения Протокола. Бангладеш , Белиз и Колумбия воспользовались своим правом по статье 10 Протокола не признавать юрисдикцию комитета по расследованию «серьёзных или систематических нарушений» конвенции. [ 1 ] Колумбия заявляет, что ни Протокол, ни комитет не могут требовать от нее декриминализации «преступлений против жизни или личной неприкосновенности». [ 1 ]
Не каждое государство, являющееся участником CEDAW, является участником Протокола, а несколько крупных государств все еще остаются вне Протокола. Соединенные Штаты не присоединились к Конвенции, поскольку они еще не ратифицировали CEDAW. [ 29 ] Япония не участвует ни в одном из отдельных механизмов коммуникации в рамках договоров по правам человека, но в настоящее время рассматривает возможность присоединения, наблюдая за тем, как функционируют эти процедуры. [ 30 ] В настоящее время Китай «изучает проблему присоединения к Факультативный протокол». [ 31 ]
Индивидуальные жалобы
[ редактировать ]Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел одиннадцать жалоб против семи стран с момента вступления в силу Факультативного протокола. [ 32 ] по таким темам, как насилие в семье , раздел имущества , принудительная стерилизация и отпуск по уходу за ребенком . Шесть жалоб были отклонены из-за отсутствия юрисдикции или из-за того, что заявители не исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Остальные пять решений кратко изложены ниже:
году по делу AT против Венгрии В 2005 [ 33 ] Комитет постановил, что Венгрия нарушила многочисленные статьи конвенции, не сумев адекватно защитить женщин от домашнего насилия . Он рекомендовал немедленно защитить заявительницу от ее бывшего партнера, подвергавшего ее жестокому обращению, а также чтобы Венгрия улучшила свою работу по рассмотрению дел о домашнем насилии и немедленно приняла предыдущую рекомендацию комитета относительно закона, допускающего судебные приказы о защите и исключении. [ 33 ] Рекомендации были выполнены к моменту представления шестого периодического доклада Венгрии Комитету в 2006 году. [ 34 ]
году по делу Дунг Тхи Туи Нгуен против Нидерландов В 2006 [ 35 ] Комитет выразил обеспокоенность по поводу положений об отпуске по уходу за ребенком в Нидерландах . Он рекомендовал правительству Нидерландов собрать дополнительную информацию о количестве женщин, совмещающих работу неполный рабочий день с самозанятостью, и пересмотреть закон, если это выявит, что значительное количество женщин находится в неблагоприятном положении. [ 35 ]
В 2006 году в деле AS против Венгрии [ 36 ] Комитет постановил, что стерилизация цыганки принудительная в Венгрии является нарушением конвенции. Он рекомендовал выплатить заявительнице компенсацию за нарушение ее прав, провести полный обзор законодательства, касающегося информированного согласия в случаях стерилизации, чтобы обеспечить его соответствие международным стандартам в области прав человека, а также провести постоянный мониторинг венгерских медицинских учреждений для обеспечения внедрения любых изменений на практике. . [ 36 ]
В 2007 году по делу Шахида Гекче (умерла) против Австрии. [ 37 ] и Фатма Йилдирим (покойная) против Австрии , [ 38 ] Комитет постановил, что австрийское правительство не смогло защитить женщин от домашнего насилия. [ 37 ] Он рекомендовал усилить реализацию и мониторинг существующих законов о домашнем насилии и улучшить подготовку сотрудников полиции. [ 38 ]
Запросы
[ редактировать ]Комитет также провел одно расследование «серьезных или систематических нарушений» статьи 8 в отношении систематического убийства женщин в мексиканском городе Сьюдад-Хуарес, штат Чиуауа . [ 39 ] Это выявило «серьезные нарушения в соблюдении требований». [ 40 ] со стороны мексиканского правительства и терпимость к серьезным и систематическим нарушениям прав женщин. [ 40 ] Комитет рекомендовал привлечь федеральные власти, а также власти штатов к расследованию убийств. [ 41 ] наказание халатных или соучастников должностных лиц и лиц, причастных к преследованию родственников жертв, [ 42 ] и расширение планов по предотвращению насилия. [ 43 ]
Влияние и критика
[ редактировать ]Влияние международного договора можно измерить двумя способами: его принятием и его выполнением. [ 44 ] [ 45 ] Что касается первой меры, Факультативный протокол получил широкое международное признание. Большинство крупных государств являются участниками, и протокол является вторым по распространенности правоприменительным механизмом после Первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах . [ 46 ] [ 47 ]
Что касается второй меры, количество жалоб, рассматриваемых комитетом, было ограничено. Оценка, проведенная правительством Великобритании в 2008 году, показала, что протокол вряд ли использовался НПО, как первоначально ожидалось, что аргументация комитета была непредсказуемой и что она не повлияла на выработку политики. [ 48 ] Было обнаружено, что был достигнут некоторый ограниченный успех в освещении важности эффективной политики по защите женщин от домашнего насилия и принудительной стерилизации, но за пределами этих областей протокол «не привел к прорыву в продвижении прав женщин». [ 48 ] В заключении делается вывод, что, если не будут предприняты более активные усилия для повышения осведомленности о Факультативном протоколе и укрепления доверия к решениям комитета, механизм подачи жалоб будет по-прежнему использоваться недостаточно. [ 49 ]
Протокол подвергся критике со стороны ученых-юристов, таких как Бал Сохи-Булли, и феминисток, таких как Кэтрин Маккиннон , которые считают механизм подачи жалоб сложным, длительным и [ 21 ] и отсутствие прозрачности . [ 18 ] Добровольный характер протокола и необязательный характер его «рекомендаций» рассматриваются как ключевые ограничения его эффективности. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Несмотря на это, эти критики склонны рассматривать протокол как ценный, хотя и несовершенный, инструмент для реализации прав женщин . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
- Первый Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах
- Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов
- Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Стороны Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ «Статистика дискриминации женщин» . 21 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 г. Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 16.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 20.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 21.
- ^ «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года» . УВКПЧ ООН. Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года . Проверено 6 сентября 2009 г.
- ^ КЛДЖ, статья 2.
- ^ Мерон, Теодор (1990). «Повышение эффективности запрета дискриминации в отношении женщин». Американский журнал международного права . 84 (1): 213–217. дои : 10.2307/2203022 . JSTOR 2203022 . S2CID 147441085 .
- ^ Фелипе Гомес Иса (2003). «Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: укрепление механизмов защиты прав человека женщин» (PDF) . Аризонский журнал международного и сравнительного права . 20 (2): 291–321 [305]. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2010 г.
- ^ «КЛДЖ: История Факультативного протокола» . Отдел ООН по улучшению положения женщин . Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 28 июля 2008 г.
- ^ Квонг Люн Тан (2000). «Лидерская роль международного права в обеспечении прав женщин: Факультативный протокол к Женской конвенции» . В Свитмане, Кэролайн (ред.). Женщины и лидерство . Оксфорд, Великобритания: Оксфам. стр. 65–72 . ISBN 0-85598-452-Х .
- ^ «Отчет Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (четырнадцатая сессия)» (PDF) . КЛДЖ ООН. стр. 2–5. Архивировано (PDF) из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 28 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Заявление о правах женщин: Факультативный протокол к Женской конвенции ООН» . Международная амнистия. 2001. Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 17 декабря 2009 г.
- ↑ Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 54/4, 6 октября 1999 г.
- ^ «Факультативный протокол к CEDAW и его применимость «на местах» » . Ассоциация за права женщин в развитии. 12 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2014 г. . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 1.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 2.
- ^ Перейти обратно: а б Маккиннон, Кэтрин (2004). «Процедуры факультативного протокола КЛДЖ». Бюллетень Интерайтс . 14 (4): 173–174.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 4.
- ^ ФП-КЛДЖ, статьи 6 и 7.
- ^ Перейти обратно: а б Бал Сохи-Булли (2006). «Факультативный протокол к CEDAW: первые шаги». Обзор законодательства в области прав человека . 6 (1): 157. doi : 10.1093/hrlr/ngi029 .
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 8.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 9.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 10.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 11.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 13.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 14.
- ^ ФП-КЛДЖ, статья 12.
- ^ «CEDAW в США» (PDF) . ААУВ. Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2010 года . Проверено 4 февраля 2010 г.
- ^ «Ответы на перечень вопросов и вопросов, касающихся рассмотрения шестого периодического доклада: Япония (CEDAW/C/JPN/Q/6/Add.1)» (PDF) . Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. 14 апреля 2009 г. с. 65. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Ответы на перечень тем и вопросов для рассмотрения объединенного пятого и шестого периодического доклада Китая (CEDAW/C/CHN/Q/6/Add.1)» (PDF) . Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. 8 июня 2006 г. с. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2012 года . Проверено 4 февраля 2010 г.
- ^ «Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин: Факультативный протокол: решения/мнения» . Отдел ООН по улучшению положения женщин . Архивировано из оригинала 11 июля 2008 года . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Сообщение №: 2/2003, г-жа А.Т. против. Венгрия» (PDF) . 26 января 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2011 г. . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ «Шестой периодический доклад Венгрии по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (PDF) . 15 июня 2006 г. с. 50. Архивировано (PDF) из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Сообщение № 3/2004: Дунг Тхи Туи Нгуен против. Нидерланды» (PDF) . 14 августа 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2011 г. . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Сообщение №: 4/2004, г-жа А.С. против. Венгрия» (PDF) . 29 августа 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 марта 2008 г. . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Сообщение № 5/2005: Шахид Гёкче (умерла) против . Австрия» (PDF) . 6 августа 2007 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 сентября 2011 г. . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Сообщение № 6/2005: Фатма Йилдирим (умерла) против . Австрия» (PDF) . 6 августа 2007 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 сентября 2011 г. . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ «Доклад по Мексике, подготовленный Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии со статьей 8 Факультативного протокола к Конвенции, и ответ правительства Мексики» (PDF) . 27 января 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июля 2008 г. . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отчет по Мексике , с. 42.
- ^ Отчет по Мексике , с. 43.
- ^ Отчет по Мексике , с. 44.
- ^ Отчет по Мексике , с. 46.
- ^ Лернер, Натан (1980). Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации . Сейтхофф и Нордхофф Интернэшнл. п. 165. ИСБН 90-286-0160-0 .
- ^ Хейнс, Кристоф; Вильоэн, Франс (2001). «Влияние договоров Организации Объединенных Наций по правам человека на внутригосударственном уровне». Ежеквартальный журнал по правам человека . 23 (3): 483–535. дои : 10.1353/hrq.2001.0036 . S2CID 144831485 .
- ^ «Номинальные обязательства по правам человека: глобальный обзор» . Школа государственной политики Университетского колледжа Лондона. 1 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ По состоянию на декабрь 2009 года в ФП-МПГПП насчитывалось 113 участников, а в ФП-КЛДЖ - 99.
- ^ Перейти обратно: а б Джим Мердок (2008). «Факультативный протокол к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW): опыт Соединенного Королевства» (PDF) . п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2011 года . Проверено 17 декабря 2009 г.
- ^ Мердок (2008), с. 27.
- ^ Один (2003), стр. 320–321.
- ^ Сохи-Булли (2006), с. 157.
- ^ Квонг-Лын Тан (2004). «Интернационализация борьбы женщин с дискриминацией: Женская конвенция ООН и Факультативный протокол». Британский журнал социальной работы . 34 (8): 1182. doi : 10.1093/bjsw/bch135 .
- ^ Один (2003), стр. 319–320.
- ^ Сохи-Булли (2006), с. 158.
- ^ Тан (2004), с. 1185.
- «Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин (ФП-КЛДЖ)» (PDF) . УВКПЧ ООН . Проверено 16 декабря 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список партий
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
- Решения, принятые в соответствии с Факультативным протоколом
- Вступительная записка Джейн Коннорс, записка по истории процедур и аудиовизуальные материалы по Факультативному протоколу к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в исторических архивах Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- договоры ООН
- Договоры, заключенные в 1999 г.
- Договоры вступили в силу в 2000 году.
- Инструменты по правам женщин
- Договоры Албании
- Договоры Андорры
- Договоры Анголы
- Договоры Антигуа и Барбуды
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австралии
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Бангладеш
- Договоры Беларуси
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Ботсваны
- Договоры Бразилии
- Договоры Болгарии
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Камбоджи
- Договоры Камеруна
- Договоры Канады
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Колумбии
- Договоры Островов Кука
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Дании
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Экваториальной Гвинеи
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Греции
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Ирландии
- Договоры Италии
- Договоры Казахстана
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Лесото
- Договоры Ливийской Арабской Джамахирии
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Монако
- Договоры Черногории
- Договоры Монголии
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Намибии
- Договоры Непала
- Договоры Нидерландов
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Норвегии
- Договоры Панамы
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры России
- Договоры Руанды
- Договоры Сан-Марино
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии и Черногории
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Южной Африки
- Договоры Южного Судана
- Договоры Соломоновых Островов
- Договоры Испании
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Сент-Китс и Невис
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Восточного Тимора
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Туркменистана
- Договоры Украины
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Уругвая
- Договоры Вануату
- Договоры Венесуэлы
- 1999 год в Нью-Йорке.
- Договоры, принятые резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
- Договоры распространены на остров Мэн
- Договоры распространены на Фолклендские острова
- Договоры распространены на Фарерские острова
- Договоры распространены на Гренландию
- Договоры распространены на Арубу
- Договоры распространены на Нидерландские Антильские острова
- 1999 год в женской истории