Люди Бамбара
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2015 г. ) |
Баман | |
---|---|
![]() Народ бамбара в верхней долине реки Сенегал, 1890 г. (иллюстрация с «Западного побережья Африки» полковника Фрея, 1890 г., рис.49, стр.87) | |
Общая численность населения | |
5,000,000 [ 1 ] (2019) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мали , Гвинея , Сенегал , Буркина-Фасо , Нигер , Кот-д'Ивуар , Мавритания , Гамбия | |
![]() | 6,705,796 (33.3%) [ 2 ] |
![]() | 91 071 (1,34%) (перепись 1988 г.) [ 3 ] |
![]() | 22,583 (1.3%) [ 4 ] |
Языки | |
Язык бамбара , французский , арабский (исторически) | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Люди мандинка , люди сонинке , другие группы, говорящие на языке манде. |
Бамбара Бамбара ( 📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌 : 📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌 , romanized: Bamana or ߓߊ߲ߡߊߣߊ߲ Banmana) are a Mandé ethnic group native to much of West Africa, primarily southern Mali, Ghana, Guinea, Burkina Faso and Senegal📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌 [ 5 ] [ 6 ] Они были связаны с исторической Империей Бамбара . Сегодня они составляют крупнейшую этническую группу манде в Мали, 80% населения которой говорит на языке бамбара , независимо от этнической принадлежности.
Этноним
[ редактировать ]Согласно Африканской энциклопедии , «Бамбара» означает «верующий» или «неверный»; группа получила это название, потому что она сопротивлялась исламу после того, как эта религия была введена в 1854 году завоевателем Эль Тукулора -Хаджем Умаром Таллом . [ 7 ]
История
[ редактировать ]

Бамана возникла как королевская часть народа мандинка . [ нужна ссылка ] Они являются основателями Малийской империи в 13 веке. И Мандинг, и Бамбара являются частью этнолингвистической группы Манде , расхождение которой датируется по крайней мере примерно 7000 лет назад. [ 8 ] и ответвления которых связаны с местами вблизи Тичитта (ныне отнесенного к Сахаре на юге Мавритании ), где городские центры начали возникать уже в 2500 году до нашей эры. К 250 году до нашей эры подгруппа манде, бозо , основала город Дженне . Между 300 и 1100 годами нашей эры Сонинке Манде доминировали в Западном Мали, возглавляя империю Гана . Когда после 1600 года нашей эры Нило-Сахарская Сонгайская империя распалась, многие группы, говорящие на языке манде в верхнем бассейне реки Нигер, обратились вовнутрь. Бамана снова появился в этой среде с возникновением Империи Бамана в 1740-х годах, когда около 1559 года Малийская империя начала рушиться.
Хотя среди современных историков и этнологов нет единого мнения относительно происхождения или значения этнолингвистического термина, упоминания имени Бамбара можно найти с начала 18 века. [ 9 ] Помимо общего использования в качестве ссылки на этнолингвистическую группу, бамбара также использовалась для идентификации пленных африканцев, которые происходили из внутренних районов Африки, возможно, из верхнего региона Сенегала и Нигера и были перевезены в Америку через порты на Сенегамбии побережье . . Еще в 1730 году на работорговом посту Горе термин Бамбара относился просто к рабам, которые уже находились на службе у местной элиты или французов. [ 10 ]
Выросшие из фермерских общин в Уасулу , между Сикассо и Кот-д’Ивуаром , братства эпохи Бамана (называемые Тонами ) начали развивать государственную структуру, которая стала Империей Бамбара , а затем Империей Мали. В отличие от своих мусульманских соседей, штат Бамана практиковал и формализовал традиционную политеистическую религию, хотя мусульманские общины оставались влиятельными на местном уровне, хотя и были исключены из центрального государства в Сегу . [ нужна ссылка ]
Бамана стала доминирующей культурной общиной на западе Мали . Язык бамбара , взаимопонятный с языками мандинг и дьюла , стал основным межэтническим языком в Мали и одним из официальных языков государства наряду с французским . [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Каста
[ редактировать ]

Традиционно общество манде является иерархическим или кастовым, с дворянством и вассалами . Политический порядок Бамана создал небольшую свободную знать, окруженную эндогамными кастами и этническими различиями. И касты, и этнические группы выполняли профессиональные роли в штате Бамана, и эта дифференциация со временем усилилась.
Купцы Мараки построили города, ориентированные сначала на торговлю в пустыне, а затем на крупномасштабное сельскохозяйственное производство с использованием захваченных рабов. Джула общины специализировались на торговле на дальние расстояния, как и фула внутри штата, которые добавили это к выпасу скота. Этническая группа бозо возникла в основном из военнопленных и была передана государством рыбацким и паромным общинам. [ нужна ссылка ]
В дополнение к этому, у бамана, как и у других народов манде, сохранялись внутренние касты, при этом гриоты , священники, мастера по металлу и другие специалисты по профессиям оставались эндогамными и жили в определенных местах. [ нужна ссылка ]
Раньше, как и в большинстве других африканских обществ, они также содержали рабов (так называемых «Джонв» / «Чонг(о)»), часто военнопленных из земель, окружающих их территорию. Со временем и после распада государства Бамана эти кастовые различия стерлись, хотя профессии имеют сильную семейную и этническую корреляцию. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]
Большинство Бамана сегодня придерживаются ислама , но многие до сих пор практикуют традиционные ритуалы, особенно в честь предков. Эта форма синкретического ислама остается редкой, даже допуская обращения, которые во многих случаях происходили в середине-конце 19 века. [ нужна ссылка ]
Социальная структура
[ редактировать ]Бамана разделяет многие аспекты более широкой социальной структуры Манде. Общество патрилинейно и патриархально . Культура Манде известна своими сильными братскими орденами и женскими обществами ( Тон ), а история Империи Бамбара укрепила и сохранила эти ордена. Первое государство зародилось как переделка охотничьих и юношеских тонов в касту воинов. [ нужна ссылка ]
Поскольку завоевания соседей были успешными, государство создало джонтон ( Джон = раб/кьелл-раб), или касту воинов-рабов, пополнявшуюся воинами, захваченными в бою. В то время как рабы были исключены из наследства, лидеры Джонтона создали сильную корпоративную идентичность. Их набеги снабжали экономику Сегу товарами и рабами для торговли, а также связывали сельскохозяйственных рабочих, переселенных государством. [ нужна ссылка ]
Тонные общества
[ редактировать ]
Бамана во многих местах продолжили свою традицию создания обществ каст и возрастных групп, известных как Тонны. Хотя это характерно для большинства обществ манде, традиция тон особенно сильна в истории Бамана. Тонны могут различаться по полу (обряды инициации для молодых мужчин и женщин), возрасту (ранние молодые мужчины Солитон жили отдельно от общины и выполняли сельскохозяйственную работу до того, как женились) или призванию (земледельцы Чи Вара Тон или охотники Донзо Тон ). Хотя эти общества продолжают оставаться средством общения и передачи традиций, их сила и значение исчезли в 20 веке. [ нужна ссылка ]
Искусство
[ редактировать ]
Народ Бамана перенял многие художественные традиции. Произведения искусства создавались как для религиозного использования, так и для обозначения культурных и религиозных различий. Художественные традиции Бамана включают гончарное дело , скульптуру , ткачество , железные фигурки и маски . Хотя туристический и арт-рынок является основным направлением современных произведений искусства Бамана, большинство художественных традиций были частью священных призваний, создавались как проявление религиозных верований и использовались в ритуалах. [ нужна ссылка ]
Формы искусства Бамана включают н'томо маску и Тайи Варра . Маску нтомо использовали танцоры на церемониях посвящения мужчин. Головной убор Тий Варра (или чивара ) использовался во время сбора урожая молодыми людьми, выбранными из фермерской ассоциации. Другие статуи Бамана включают статуи плодородия, которые должны постоянно храниться при жене, чтобы обеспечить плодовитость, и статуи, созданные для профессиональных групп, таких как охотники и фермеры, которые часто используются в качестве мест для предложения мест другими группами после удачных сельскохозяйственных сезонов или успешных охотничьих групп. [ нужна ссылка ]
Известные люди
[ редактировать ]- Ая Накамура , французско-малийская певица
- Аласан Плеа
- Каладиан Кулибали , король Сегу
- Мамари Кулибали , император
- Калиду Кулибали — футболист Сенегала.
- Кафумба Кулибали
- Рокия Траоре , малийский музыкант
- Сэмми Траоре
- Бертран Траоре
- Ален Траоре
- Кандия Траоре
- Лассина Траоре
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бамбара в Ethnologue (18-е изд., 2019)
- ^ «Мали» . www.cia.gov/ . Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ Цифры Статистического отдела Дакара, цитируемые в Peuples du Sénégal , Éditions Sépia, 1996, стр. 182
- ^ «Распределение населения Гамбии по этническому признаку переписей 1973, 1983, 1993, 2003 и 2013 годов - GBoS» . www.gbosdata.org . Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 г. Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Племенное африканское искусство Бамбара (Бамана, Банмана)» . Zyama.com — Музей африканского искусства . Проверено 8 июля 2008 г.
- ^ ден Оттер, Элизабет; Эстер А. Даган (1997). Марионетки и маски Бамана и Бозо (Мали) — из «Танца Духа в Африке» . Галерея Амрад Публикации африканского искусства.
- ^ Редакторы: Аппиа, Энтони ; Гейтс, Генри Луи , Энциклопедия Африки, Том 1 , Oxford University Press (2010), стр. 150, ISBN 9780195337709 [1]
- ^ Д. Ф. МакКолл, «Культурная карта и временной профиль народов, говорящих на языке манде», в CT Hodge (ред.). Статьи о Мандинге, Университет Индианы, Блумингтон, 1971.
- ^ Лабат, Жан-Батист (1728). Новые отношения в Западной Африке. 3 Том . Париж.
- ^ Батили, Абдулай (1989). Золотые порты Королевство Галам (Сенегал) от мусульманской эпохи до времен негритянских торговцев (8-17 века) . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Императо, Паскаль Джеймс (1970). «Танец Тий Вара». Африканское искусство . 4 (1). Африканское искусство, Том. 4, № 1: 8–13, 71–80. дои : 10.2307/3334470 . JSTOR 3334470 .
- Цирюльник, Луи (1918). Африкановедение: бамбары, мораль, обычаи, религии (на французском языке). Париж. п. 42.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Макнотон, Патрик Р. (1979). «Кузнецы Бамана». Африканское искусство . 12 (2). Африканское искусство, Том. 12, № 2: 65–66, 68–71, 91. doi : 10.2307/3335488 . JSTOR 3335488 .
- Фарр, Лилиан Э. (1980). Головной убор Чи-Вара бамбара: избранная аннотированная библиография . Вашингтон, округ Колумбия: Музей африканского искусства, Смитсоновский институт. OCLC 8269403 .
- Робертс, Ричард Л. (1987). Воины, торговцы и рабы: государство и экономика в долине Среднего Нигера 1700-1914 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1378-2 .
- Робертс, Ричард Л. (1980). «Производство и воспроизводство государств-воинов: Сегу Бамбара и Сегу Токолор». Международный журнал африканских исторических исследований . 13 (3). Международный журнал африканских исторических исследований, Vol. 13, № 3: 389–419. дои : 10.2307/218950 . JSTOR 218950 .
- Такье, Луи (1942). История бамбары (на французском языке). Париж: П. Гютнер. п. 226.
- Вутен, Стивен Р. (2000). «Головные уборы антилоп и фермеры-чемпионы: обсуждение значения и идентичности через комплекс Бамана Чивара». Африканское искусство . 33 (2). Африканское искусство, Том. 33, № 2: 18–33, 89–90. дои : 10.2307/3337774 . JSTOR 3337774 .
- Захан, Доминик (1980). Антилопы солнца: Искусство и аграрные обряды черной Африки (ред. А. Шендла). Париж: Издание А. Шендла. ISBN 3-85268-069-7 .

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кто такие Бамана? - Принстон Онлайн
- Фотодокументы искусства бамбара и другая информация, касающаяся искусства других африканских племен.
- Цивилизация и искусство Бамбара (или Бамана) (на французском языке)
- Документальный фильм о сельской деревне Бамана в Мали. Архивировано 20 февраля 2006 г. в Wayback Machine (на французском языке).