Jump to content

Люди Бамбара

(Перенаправлено с людей Бамана )
Бамбара, Бамана
Баман
Народ бамбара в верхней долине реки Сенегал, 1890 г. (иллюстрация с «Западного побережья Африки» полковника Фрея, 1890 г., рис.49, стр.87)
Общая численность населения
5,000,000 [ 1 ] (2019)
Регионы со значительной численностью населения
Мали , Гвинея , Сенегал , Буркина-Фасо , Нигер , Кот-д'Ивуар , Мавритания , Гамбия
 У них было 6,705,796 (33.3%) [ 2 ]
 Сенегал 91 071 (1,34%) (перепись 1988 г.) [ 3 ]
 Гамбия 22,583 (1.3%) [ 4 ]
Языки
Язык бамбара , французский , арабский (исторически)
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Люди мандинка , люди сонинке , другие группы, говорящие на языке манде.

Бамбара Бамбара ( 📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌 : 📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌 , romanized: Bamana or ߓߊ߲ߡߊߣߊ߲ Banmana) are a Mandé ethnic group native to much of West Africa, primarily southern Mali, Ghana, Guinea, Burkina Faso and Senegal📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌📌 [ 5 ] [ 6 ] Они были связаны с исторической Империей Бамбара . Сегодня они составляют крупнейшую этническую группу манде в Мали, 80% населения которой говорит на языке бамбара , независимо от этнической принадлежности.

Согласно Африканской энциклопедии , «Бамбара» означает «верующий» или «неверный»; группа получила это название, потому что она сопротивлялась исламу после того, как эта религия была введена в 1854 году завоевателем Эль Тукулора -Хаджем Умаром Таллом . [ 7 ]

Женщины Бамбары работают.
Хижина Бамбара.

Бамана возникла как королевская часть народа мандинка . [ нужна ссылка ] Они являются основателями Малийской империи в 13 веке. И Мандинг, и Бамбара являются частью этнолингвистической группы Манде , расхождение которой датируется по крайней мере примерно 7000 лет назад. [ 8 ] и ответвления которых связаны с местами вблизи Тичитта (ныне отнесенного к Сахаре на юге Мавритании ), где городские центры начали возникать уже в 2500 году до нашей эры. К 250 году до нашей эры подгруппа манде, бозо , основала город Дженне . Между 300 и 1100 годами нашей эры Сонинке Манде доминировали в Западном Мали, возглавляя империю Гана . Когда после 1600 года нашей эры Нило-Сахарская Сонгайская империя распалась, многие группы, говорящие на языке манде в верхнем бассейне реки Нигер, обратились вовнутрь. Бамана снова появился в этой среде с возникновением Империи Бамана в 1740-х годах, когда около 1559 года Малийская империя начала рушиться.

Хотя среди современных историков и этнологов нет единого мнения относительно происхождения или значения этнолингвистического термина, упоминания имени Бамбара можно найти с начала 18 века. [ 9 ] Помимо общего использования в качестве ссылки на этнолингвистическую группу, бамбара также использовалась для идентификации пленных африканцев, которые происходили из внутренних районов Африки, возможно, из верхнего региона Сенегала и Нигера и были перевезены в Америку через порты на Сенегамбии побережье . . Еще в 1730 году на работорговом посту Горе термин Бамбара относился просто к рабам, которые уже находились на службе у местной элиты или французов. [ 10 ]

Выросшие из фермерских общин в Уасулу , между Сикассо и Кот-д’Ивуаром , братства эпохи Бамана (называемые Тонами ) начали развивать государственную структуру, которая стала Империей Бамбара , а затем Империей Мали. В отличие от своих мусульманских соседей, штат Бамана практиковал и формализовал традиционную политеистическую религию, хотя мусульманские общины оставались влиятельными на местном уровне, хотя и были исключены из центрального государства в Сегу . [ нужна ссылка ]

Бамана стала доминирующей культурной общиной на западе Мали . Язык бамбара , взаимопонятный с языками мандинг и дьюла , стал основным межэтническим языком в Мали и одним из официальных языков государства наряду с французским . [ нужна ссылка ]

Культура

[ редактировать ]
Воину Бамбаре.
В деревне Бамбара.

Традиционно общество манде является иерархическим или кастовым, с дворянством и вассалами . Политический порядок Бамана создал небольшую свободную знать, окруженную эндогамными кастами и этническими различиями. И касты, и этнические группы выполняли профессиональные роли в штате Бамана, и эта дифференциация со временем усилилась.

Купцы Мараки построили города, ориентированные сначала на торговлю в пустыне, а затем на крупномасштабное сельскохозяйственное производство с использованием захваченных рабов. Джула общины специализировались на торговле на дальние расстояния, как и фула внутри штата, которые добавили это к выпасу скота. Этническая группа бозо возникла в основном из военнопленных и была передана государством рыбацким и паромным общинам. [ нужна ссылка ]

В дополнение к этому, у бамана, как и у других народов манде, сохранялись внутренние касты, при этом гриоты , священники, мастера по металлу и другие специалисты по профессиям оставались эндогамными и жили в определенных местах. [ нужна ссылка ]

Раньше, как и в большинстве других африканских обществ, они также содержали рабов (так называемых «Джонв» / «Чонг(о)»), часто военнопленных из земель, окружающих их территорию. Со временем и после распада государства Бамана эти кастовые различия стерлись, хотя профессии имеют сильную семейную и этническую корреляцию. [ нужна ссылка ]

Человеческая фигура Бамбара, конец 19 - начало 20 века, Мали. Древесина. Музей африканского искусства, Смитсоновский институт.

Большинство Бамана сегодня придерживаются ислама , но многие до сих пор практикуют традиционные ритуалы, особенно в честь предков. Эта форма синкретического ислама остается редкой, даже допуская обращения, которые во многих случаях происходили в середине-конце 19 века. [ нужна ссылка ]

Социальная структура

[ редактировать ]

Бамана разделяет многие аспекты более широкой социальной структуры Манде. Общество патрилинейно и патриархально . Культура Манде известна своими сильными братскими орденами и женскими обществами ( Тон ), а история Империи Бамбара укрепила и сохранила эти ордена. Первое государство зародилось как переделка охотничьих и юношеских тонов в касту воинов. [ нужна ссылка ]

Поскольку завоевания соседей были успешными, государство создало джонтон ( Джон = раб/кьелл-раб), или касту воинов-рабов, пополнявшуюся воинами, захваченными в бою. В то время как рабы были исключены из наследства, лидеры Джонтона создали сильную корпоративную идентичность. Их набеги снабжали экономику Сегу товарами и рабами для торговли, а также связывали сельскохозяйственных рабочих, переселенных государством. [ нужна ссылка ]

Тонные общества

[ редактировать ]
Ритуал капота MHNT

Бамана во многих местах продолжили свою традицию создания обществ каст и возрастных групп, известных как Тонны. Хотя это характерно для большинства обществ манде, традиция тон особенно сильна в истории Бамана. Тонны могут различаться по полу (обряды инициации для молодых мужчин и женщин), возрасту (ранние молодые мужчины Солитон жили отдельно от общины и выполняли сельскохозяйственную работу до того, как женились) или призванию (земледельцы Чи Вара Тон или охотники Донзо Тон ). Хотя эти общества продолжают оставаться средством общения и передачи традиций, их сила и значение исчезли в 20 веке. [ нужна ссылка ]

Искусство

[ редактировать ]
Маска бамбара со стилистическим изображением антилопы, Национальная галерея зарубежного искусства.

Народ Бамана перенял многие художественные традиции. Произведения искусства создавались как для религиозного использования, так и для обозначения культурных и религиозных различий. Художественные традиции Бамана включают гончарное дело , скульптуру , ткачество , железные фигурки и маски . Хотя туристический и арт-рынок является основным направлением современных произведений искусства Бамана, большинство художественных традиций были частью священных призваний, создавались как проявление религиозных верований и использовались в ритуалах. [ нужна ссылка ]

Формы искусства Бамана включают н'томо маску и Тайи Варра . Маску нтомо использовали танцоры на церемониях посвящения мужчин. Головной убор Тий Варра (или чивара ) использовался во время сбора урожая молодыми людьми, выбранными из фермерской ассоциации. Другие статуи Бамана включают статуи плодородия, которые должны постоянно храниться при жене, чтобы обеспечить плодовитость, и статуи, созданные для профессиональных групп, таких как охотники и фермеры, которые часто используются в качестве мест для предложения мест другими группами после удачных сельскохозяйственных сезонов или успешных охотничьих групп. [ нужна ссылка ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бамбара в Ethnologue (18-е изд., 2019)
  2. ^ «Мали» . www.cia.gov/ . Проверено 19 ноября 2020 г.
  3. ^ Цифры Статистического отдела Дакара, цитируемые в Peuples du Sénégal , Éditions Sépia, 1996, стр. 182
  4. ^ «Распределение населения Гамбии по этническому признаку переписей 1973, 1983, 1993, 2003 и 2013 годов - GBoS» . www.gbosdata.org . Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 г. Проверено 17 июня 2021 г.
  5. ^ «Племенное африканское искусство Бамбара (Бамана, Банмана)» . Zyama.com — Музей африканского искусства . Проверено 8 июля 2008 г.
  6. ^ ден Оттер, Элизабет; Эстер А. Даган (1997). Марионетки и маски Бамана и Бозо (Мали) — из «Танца Духа в Африке» . Галерея Амрад Публикации африканского искусства.
  7. ^ Редакторы: Аппиа, Энтони ; Гейтс, Генри Луи , Энциклопедия Африки, Том 1 , Oxford University Press (2010), стр. 150, ISBN   9780195337709 [1]
  8. ^ Д. Ф. МакКолл, «Культурная карта и временной профиль народов, говорящих на языке манде», в CT Hodge (ред.). Статьи о Мандинге, Университет Индианы, Блумингтон, 1971.
  9. ^ Лабат, Жан-Батист (1728). Новые отношения в Западной Африке. 3 Том . Париж.
  10. ^ Батили, Абдулай (1989). Золотые порты Королевство Галам (Сенегал) от мусульманской эпохи до времен негритянских торговцев (8-17 века) . Париж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Императо, Паскаль Джеймс (1970). «Танец Тий Вара». Африканское искусство . 4 (1). Африканское искусство, Том. 4, № 1: 8–13, 71–80. дои : 10.2307/3334470 . JSTOR   3334470 .
  • Цирюльник, Луи (1918). Африкановедение: бамбары, мораль, обычаи, религии (на французском языке). Париж. п. 42. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Макнотон, Патрик Р. (1979). «Кузнецы Бамана». Африканское искусство . 12 (2). Африканское искусство, Том. 12, № 2: 65–66, 68–71, 91. doi : 10.2307/3335488 . JSTOR   3335488 .
  • Фарр, Лилиан Э. (1980). Головной убор Чи-Вара бамбара: избранная аннотированная библиография . Вашингтон, округ Колумбия: Музей африканского искусства, Смитсоновский институт. OCLC   8269403 .
  • Робертс, Ричард Л. (1987). Воины, торговцы и рабы: государство и экономика в долине Среднего Нигера 1700-1914 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-1378-2 .
  • Робертс, Ричард Л. (1980). «Производство и воспроизводство государств-воинов: Сегу Бамбара и Сегу Токолор». Международный журнал африканских исторических исследований . 13 (3). Международный журнал африканских исторических исследований, Vol. 13, № 3: 389–419. дои : 10.2307/218950 . JSTOR   218950 .
  • Такье, Луи (1942). История бамбары (на французском языке). Париж: П. Гютнер. п. 226.
  • Вутен, Стивен Р. (2000). «Головные уборы антилоп и фермеры-чемпионы: обсуждение значения и идентичности через комплекс Бамана Чивара». Африканское искусство . 33 (2). Африканское искусство, Том. 33, № 2: 18–33, 89–90. дои : 10.2307/3337774 . JSTOR   3337774 .
  • Захан, Доминик (1980). Антилопы солнца: Искусство и аграрные обряды черной Африки (ред. А. Шендла). Париж: Издание А. Шендла. ISBN  3-85268-069-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46403425352adf5af90fe75503fd79f7__1718650680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/f7/46403425352adf5af90fe75503fd79f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bambara people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)