Экономика и общество
Автор | Макс Вебер |
---|---|
Оригинальное название | Экономика и общество. Схема понимания социологии |
Переводчик | Гюнтер Рот , Клаус Виттих |
Язык | Английский |
Предмет | Социология |
Жанр | Научная литература |
Издатель | Бедминстер Пресс |
Дата публикации | 1968 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 0-520-03500-3 |
Экономика и общество: Очерк интерпретационной социологии (1921; немецкий : Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriß der verstehenden Soziologie ; или просто «Экономика и общество» ) — книга политического экономиста и социолога Макса Вебера , опубликованная посмертно в Германии его женой Марианной . Наряду с «Протестантской этикой и духом капитализма» (1905 г.) она считается одной из самых важных работ Вебера. Чрезвычайно широкая по объему книга охватывает множество тем, включая религию , экономику , политику , государственное управление и социологию . Полный перевод работы не был опубликован на английском языке до 1968 года.
В 1998 году Международная социологическая ассоциация назвала эту работу самой важной социологической книгой ХХ века. [ 1 ]
Кавычки
[ редактировать ]Социология
[ редактировать ]Социология… — это наука, занимающаяся интерпретативным пониманием социального действия и, следовательно, причинным объяснением его хода и последствий. Мы будем говорить о «действии» постольку, поскольку действующий индивид придает своему поведению субъективный смысл. [ 2 ] : 4
Идеальные типы (чистые типы)
[ редактировать ]Все иррациональные, аффективно-детерминированные элементы поведения для целей типологического научного анализа удобно рассматривать как факторы отклонения от концептуально чистого типа рационального действия. Например, панику на фондовой бирже удобнее всего анализировать, пытаясь сначала определить, каким был бы образ действий, если бы на него не повлияли иррациональные аффекты; тогда можно ввести иррациональные компоненты, объясняющие наблюдаемые отклонения от этого гипотетического курса... Только так можно оценить причинное значение иррациональных факторов, объясняющих отклонения этого типа. Построение чисто рационального образа действий в таких случаях служит социологу типом ( идеальным типом ), имеющим достоинство ясной понятности и отсутствия двусмысленности. Сравнивая это, можно понять, каким образом на действительное действие влияют разного рода иррациональные факторы, такие как аффекты и ошибки, поскольку они объясняют отклонение от линии поведения, которое можно было бы ожидать, если предположить, что действия были чисто рациональными. [ 2 ] : 6
Концепции
[ редактировать ]Государственное насилие
[ редактировать ]Как и в других работах, Вебер особо отмечает роль государства в легитимации и увековечивании насилия. Вебер пишет, что правовые нормы существуют, когда они соблюдаются «...обычно непосредственно физическими средствами принуждения политического сообщества». [ 3 ] Эта правовая норма может распространиться и на другие руки правительства и общественности, как это описано у Вебера: «В случае возникновения определенных событий существует общее согласие, что можно ожидать, что определенные органы общества примут официальные меры, и самые ожидание таких действий может привести к подчинению приказам, вытекающим из общепринятой интерпретации этой правовой нормы… [ 3 ]
Направления социальных действий
[ редактировать ]Социальное действие , как и любое действие, может быть ориентировано четырьмя способами: [ 2 ] : 24–5
- Инструментально-рациональное ( zweckrational ): действие, «определяемое ожиданиями относительно поведения объектов в окружающей среде и других людей; эти ожидания используются как «условия» или «средства» для достижения собственных рационально преследуемых и рассчитанных целей действующего лица. ."
- Ценностно-рациональное ( wertrational ): действие, «определяемое сознательной верой в ценность ради какой-либо этической, эстетической, религиозной или другой формы поведения, независимо от ее перспектив успеха».
- Аффективное (особенно эмоциональное): действие, «определяемое конкретными аффектами и чувственными состояниями актера».
- Традиционный : действие, «определяемое укоренившимся привыканием».
Религия
[ редактировать ]Во второй части главы VI Вебер выделяет три идеальных типа религиозной деятельности: [ 4 ]
- Летающий по миру мистицизм ; [ 5 ] : 544–5
- Мироотвергающий аскетизм ; [ 5 ] : 542 и
- Внутримирской аскетизм . [ 5 ] : 542
Он также выделил магию как дорелигиозную деятельность.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ISA — Международная социологическая ассоциация: Книги века» . Международная социологическая ассоциация. 1998. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 г. Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Вебер, Макс. 1968 [1921]. «Основные социологические термины». В экономике и обществе: очерк интерпретационной социологии . Нью-Йорк: Бедминстер Пресс. п. 4.
- ^ Jump up to: а б Вебер, Макс (1978). Экономика и общество . Издательство Калифорнийского университета. п. 314.
- ^ Залесский, Павел. 2010. «Идеальные типы в социологии религии Макса Вебера: некоторые теоретические источники вдохновения для изучения религиозной сферы». Польское социологическое обозрение 3(171).
- ^ Jump up to: а б с Вебер, Макс. 1968 [1912]. «Аскетизм, мистика и спасение». В экономике и обществе: очерк интерпретационной социологии . Нью-Йорк: Бедминстер Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вебер, Макс. 1922. Экономика и общество , 2 т. Описание .
- Камик, Чарльз , Филип С. Горски и Дэвид М. Трубек, изд. 2005. Экономика и общество Макса Вебера: критический спутник . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804747172 .
- Экономика и общество в Интернет-архиве