Дипломатическое право
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО – это область международного права , регулирующая деятельность постоянных и временных дипломатических миссий. Фундаментальной концепцией дипломатического права является концепция дипломатического иммунитета , который вытекает из государственного иммунитета .
Ключевыми элементами дипломатического права являются иммунитет дипломатического персонала, неприкосновенность дипломатического представительства и его территории, а также безопасность дипломатической корреспонденции и дипломатической почты. Известные случаи нарушения дипломатических законов включают кризис с заложниками в Иране в 1979 году, расстрел британской женщины-полицейского (« Убийство Ивонны Флетчер ») из посольства Ливии в Лондоне в 1984 году и обнаружение бывшего нигерийского министра в дипломатическом ящике. в аэропорту Станстед [1] в 1984 году.
Это также признанный принцип обычного международного права, который признается между странами с практической точки зрения. Государства часто строго соблюдают дипломатическое право, поскольку оно основано на взаимности. Например, если страна высылает дипломатов из другой страны, то ее дипломаты, скорее всего, будут высланы из другой страны.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА ДИП
[ редактировать ]На протяжении большей части истории дипломатическое право было в основном обычным. Однако ранние кодификации дипломатического права включают Закон о британских дипломатических привилегиях 1708 года . Важным договором в области дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года . Вопросы, прямо не урегулированные Конвенцией, продолжают регулироваться нормами обычного международного права .
Дипломатический иммунитет
[ редактировать ]Самое фундаментальное правило дипломатического права заключается в том, что личность дипломатического агента неприкосновенна. [2] Дипломаты не могут быть задержаны или арестованы и пользуются полным иммунитетом от уголовного преследования в принимающем государстве, хотя иммунитета от юрисдикции направляющего государства не существует. [3]
Единственное средство правовой защиты, которым располагает принимающее государство перед лицом преступлений, предположительно совершенных дипломатом, — это объявление его персоной нон грата , что обычно означает, что дипломат должен покинуть территорию государства. В 1999 году, например, атташе посольства России в Вашингтоне был объявлен персоной нон грата по подозрению в «подслушивании» Государственного департамента .
Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов, была принята в 1973 году. Она предусматривает, что государства-участники должны квалифицировать нападения на дипломатов как преступление по внутреннему праву, и обязывает их экстрадировать или преследовать правонарушителей. Однако в исключительных случаях дипломат может быть арестован или задержан на основании необходимой обороны или в интересах защиты человеческой жизни .
Частное жилище, бумаги, корреспонденция и имущество дипломатов также неприкосновенны. [4] В целом, дипломаты обладают иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства, в котором они служат, хотя есть ряд важных исключений.
Отказ от иммунитета
[ редактировать ]Хотя это и необычно, посылающее государство может прямо отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и других лиц, обладающих иммунитетом.
Дипломатические помещения
[ редактировать ]Абсолютным правилом является то, что помещения представительства неприкосновенны и агенты принимающего государства не могут войти в них без согласия представительства. [5] [6]
На принимающем государстве лежит особая обязанность защищать помещения представительства от вторжения, повреждения или «ущемления его достоинства». Точно так же помещения представительства не должны использоваться таким образом, который несовместим с функциями представительства. [7]
Дипломатическая сумка
[ редактировать ]Принимающее государство обязано разрешать и защищать свободное общение от имени представительства для всех официальных целей. Такое официальное общение неприкосновенно и может включать использование дипломатических курьеров и шифрованных и закодированных сообщений, хотя для беспроводного передатчика требуется согласие принимающего государства.
Дипломатические отношения
[ редактировать ]В международном праве нет права на дипломатические отношения, и они существуют на основании взаимного согласия. [8] Направляющее государство должно обеспечить, чтобы принимающее государство дало согласие на предполагаемого главу миссии . [9] Аналогично, принимающее государство может в любое время объявить любого члена дипломатической миссии персоной нон грата и таким образом добиться отстранения этого лица. [10]
Дипломатическое убежище
[ редактировать ]Право дипломатического убежища не закреплено в международном праве повсеместно. Международный Суд подчеркнул, что в отсутствие договорных или обычных норм, противоречащих этому, решение миссии о предоставлении убежища влечет за собой отступление от суверенитета принимающего государства. Организация американских государств согласовала конвенцию в 1954 году. [11]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Надлежащая документация, которая гарантировала бы невозможность досмотра ящика, не была предоставлена, и ящик не был помечен как дипломатический багаж, как того требует статья 27 (4) Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года . Адеойе Акинсанья (июль 1985 г.). «Дело Дикко и англо-нигерийские отношения». Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 34 (3): 602–609. дои : 10.1093/iclqaj/34.3.602 . JSTOR 759313 . , с. 602. «Г-н Умару Дикко (Похищение)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Отчет Хансарда для Британской Палаты общин. 6 июля 1984 года . Проверено 6 октября 2008 г.
- ^ Статья 30 Венской конвенции о дипломатических сношениях .
- ^ Статьи 31 (4) Венской конвенции о дипломатических сношениях.
- ^ Статьи 30(1), (2) Венской конвенции о дипломатических сношениях .
- ^ Статья 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях. См., например, 767 Third Avenue Associates против Постоянного представительства Республики Заир при Организации Объединенных Наций 988 F.2d 295 (1993); 99 ИРР, с. 194.
- ^ Ислам, Карл (29 июня 1988 г.), Неприкосновенность дипломатических и консульских помещений , The Law Society Gazette , заархивировано из оригинала 17 августа 2012 г. , получено 5 сентября 2012 г.
- ^ Статья 41(3), Венская конвенция о дипломатических сношениях.
- ^ Статья 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях.
- ^ Статья 4.
- ^ Статья 9.
- ^ Конвенция о дипломатическом убежище . Организация американских государств .
Библиография
[ редактировать ]- Эйлин Денза, Дипломатическое право: комментарий к Венской конвенции о дипломатических сношениях (Оксфорд: Oxford University Press, 1998).