Jump to content

Теория Кеттела – Хорна – Кэрролла

(Перенаправлено с Кеттелла-Хорна-Кэрролла )
Рэймонд Б. Кеттелл : британско-американский психолог
Джон Леонард Хорн: американский психолог
Джон Леонард Хорн: американский психолог

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла (обычно сокращенно CHC ) представляет собой психологическую теорию структуры когнитивных способностей человека. Основанная на работах трех психологов, Рэймонда Б. Кеттелла , Джона Л. Хорна и Джона Б. Кэрролла , теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла считается важной теорией в изучении человеческого интеллекта. На основе большого объема исследований, охватывающих более 70 лет, теория трех слоев Кэрролла была разработана с использованием психометрического подхода, объективного измерения индивидуальных различий в способностях, и применения факторного анализа , статистического метода, который выявляет взаимосвязи между переменными и основная структура таких понятий, как «интеллект» (Keith & Reynolds, 2010). Психометрический подход последовательно способствовал разработке надежных и действенных инструментов измерения и продолжает доминировать в области исследований интеллекта (Neisser, 1996).

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла представляет собой интеграцию двух ранее установленных теоретических моделей интеллекта: теории текучего и кристаллизованного интеллекта (Gf-Gc) Кэрролла (Cattell, 1941; Horn 1965) и теории трех слоев (1993). иерархическая трехуровневая модель интеллекта. Из-за существенного сходства между двумя теориями они были объединены в теорию Кеттела-Хорна-Кэрролла (Уиллис, 2011, стр. 45). Однако некоторые исследователи, в том числе Джон Кэрролл, поставили под сомнение не только необходимость, но и эмпирическую основу теории. [ 1 ] [ 2 ]

В конце 1990-х годов модель CHC была расширена МакГрю, а затем пересмотрена с помощью Фланагана. Более поздние расширения модели подробно описаны в McGrew (2011). [ 3 ] и Шнайдер и МакГрю (2012) [ 4 ] Существует довольно большое количество отдельных индивидуальных различий в когнитивных способностях, и теория CHC утверждает, что взаимосвязь между ними можно установить, разделив их на три разных слоя: слой I, «узкие» способности; страта II, «широкие способности»; и слой III, состоящий из одной « общей способности » (или g ). [ 5 ]

Сегодня теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла широко признана как наиболее полная и эмпирически подтвержденная теория когнитивных способностей, лежащая в основе значительного объема исследований и продолжающейся разработки тестов IQ (коэффициента интеллекта) (McGrew, 2005). [ 6 ]

Разработка модели CHC

[ редактировать ]

Теория интеллекта Кеттела-Хорна-Кэрролла представляет собой синтез Gf-Gc модели текучего и кристаллизованного интеллекта Кеттела и Хорна и иерархии трех слоев Кэрролла (Sternberg & Kauffman, 1998). Осознание сходства между способностями расширенной модели Gf-Gc Кеттеля и Хорна и способностями широкого слоя II Кэрролла было подчеркнуто на встрече в 1985 году, посвященной пересмотру психообразовательной батареи Вудкока-Джонсона (Woodcock & Johnson, 1989). На этой встрече Хорн представил теорию Gf-Gc нескольким видным деятелям в области тестирования интеллекта, включая Джона Б. Кэрролла (McGrew, 2005). Кэрролл уже был активным сторонником теории Кеттелла-Хорна, заявив в 1993 году, что модель Gf-Gc «кажется, предлагает наиболее обоснованный и разумный подход к приемлемой теории структуры когнитивных способностей» (Кэрролл, 1993, стр. 62). Эта случайная встреча стала отправной точкой для интеграции двух теорий. Интеграция двух теорий произошла в результате ряда связующих событий, произошедших на протяжении двух десятилетий. Хотя между этими двумя моделями существует много общего, Хорн последовательно и упорно выступал против единого общего g-фактора способностей (McGrew, 2005, стр. 174). Чарльз Спирмен впервые предположил существование g -фактора (также известного как общий интеллект) в начале 20-го века после обнаружения значительных положительных корреляций между оценками детей по, казалось бы, несвязанным учебным предметам (Спирман, 1904). В отличие от Хорна, Кэрролл утверждал, что доказательства существования одной «общей» способности ошеломляют, и настаивал на том, что g имеет важное значение для теории человеческого интеллекта. [ 7 ] [ 8 ]

Кеттелла и Хорна Gf – Gc Модель

[ редактировать ]

Рэймонд Б. Кеттелл (20 марта 1905 г. - 2 февраля 1998 г.) был первым, кто предложил различие между «подвижным интеллектом» ( Gf ) и «кристаллизованным интеллектом» ( Gc ). Чарльза Спирмена считаются Факторы приквелом к ​​этой идее (Спирмен, 1927), наряду с теорией первичных умственных способностей Терстоуна. [ нужна ссылка ] . К 1991 году Джон Хорн, ученик Кеттелла, расширил модель Gf-Gc, включив в нее 8 или 9 широких способностей. [ нужна ссылка ]

Гибкий интеллект подразумевает количественное мышление, способность к обработке информации, адаптируемость к новой среде и решение новых проблем. Кристаллизованный интеллект ( Gc ) относится к накоплению знаний (общих, процедурных и декларативных). Задания Gc включают в себя решение проблем с использованием знакомых материалов и культурно-ярмарочные тесты на общие знания и словарный запас. [ нужна ссылка ] Gf и Gc оба являются факторами g (общего интеллекта). Несмотря на различия, существует взаимодействие, поскольку подвижный интеллект является определяющим фактором скорости накопления кристаллизованных знаний (Cattell, 1963). Известно, что кристаллизованный интеллект увеличивается с возрастом по мере того, как мы накапливаем знания на протяжении всей жизни. Способность перерабатывать жидкость достигает пика примерно в возрасте 20 лет, а затем неуклонно снижается. [ нужна ссылка ] Недавние исследования выявили идею о том, что тренировка задач рабочей памяти может привести к улучшению гибкого интеллекта. (Джеги, 2008). [ 9 ] Эта идея не выдержала дальнейшего изучения (Мелби-Лервог, Редик и Хьюм, 2016). [ 10 ]

Трехуровневая иерархия Кэрролла
[ редактировать ]

Американский психолог Джон Б. Кэрролл (5 июня 1916 г. - 1 июля 2003 г.) внес значительный вклад в психологию, психометрику и педагогическую лингвистику. В 1993 году Кэрролл опубликовал «Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований» , в котором представил «Теорию когнитивных способностей: теория трех слоев». Кэрролл повторно проанализировал наборы данных 461 классического факторного аналитического исследования человеческого познания, сократив результаты на 800 страницах, тем самым заложив прочную основу для будущих исследований человеческого интеллекта (Кэрролл, 1993, стр. 78-91).

Теория трех слоев Кэрролла представила три уровня познания: узкие способности (уровень I), широкие способности (уровень II) и общие способности (уровень III).

Модель человеческого интеллекта Кэрролла с тремя уровнями: общий интеллект (g), подвижный интеллект (Gf), кристаллизованный интеллект (Gc), общая память и обучение (Gy), широкое зрительное восприятие (Gv), широкое слуховое восприятие (Gu), широкие способности к запоминанию. (Gr), широкая скорость когнитивных функций (Gs) и скорость обработки информации (Gt).
Carroll's Three Stratum Model of Human Intelligence: General intelligence (g) fluid intelligence (Gf), crystallized intelligence (Gc), general memory and learning (Gy), broad visual perception (Gv), broad auditory perception (Gu), broad retrieval ability (Gr), broad cognitive speediness (Gs), and processing speed (Gt).

Способности

[ редактировать ]

Широкие и узкие способности

[ редактировать ]

Широкие возможности: [ 11 ]

  • Понимание-Знание ( Gc ): включает в себя широту и глубину приобретенных человеком знаний, способность передавать свои знания и способность рассуждать, используя ранее изученный опыт или процедуры.
  • Гибкое мышление ( Gf ): включает широкие способности рассуждать, формировать концепции и решать проблемы, используя незнакомую информацию или новые процедуры.
  • Количественные знания ( Gq ): это способность понимать количественные концепции и отношения, а также манипулировать числовыми символами. [ 11 ]
  • Умение читать и писать ( Grw ): включает базовые навыки чтения и письма.
  • Кратковременная память ( Gsm ): это способность воспринимать и удерживать информацию в непосредственном сознании, а затем использовать ее в течение нескольких секунд.
  • Долгосрочное хранение и извлечение ( Glr ): способность хранить информацию и быстро извлекать ее позже в процессе мышления.
  • Визуальная обработка ( Gv ): способность воспринимать, анализировать, синтезировать и мыслить с помощью визуальных шаблонов, включая способность хранить и вызывать визуальные представления.
  • Слуховая обработка ( Ga ): способность анализировать, синтезировать и различать слуховые стимулы, включая способность обрабатывать и различать звуки речи, которые могут быть представлены в искаженных условиях. [ 11 ]
  • Скорость обработки информации ( Gs ): это способность выполнять автоматические когнитивные задачи, особенно при измерении под давлением для поддержания сосредоточенного внимания.

Десятая способность, Время принятия решения/реакции/скорость ( Gt ), считается частью теории, но в настоящее время не оценивается каким-либо крупным тестом интеллектуальных способностей, хотя ее можно оценить с помощью дополнительных мер, таких как непрерывный тест на производительность. [ 12 ]

  • Время решения/реакции/скорости ( Gt ): отражает мгновенность, с которой человек может реагировать на стимулы или задачу (обычно измеряется в секундах или долях секунды; не путать с Gs, которая обычно измеряется с интервалом 2–2–2 секунды). 3 минуты).

МакГрю предлагает ряд расширений теории CHC, включая специфичные для предметной области знания ( Gkn ), психомоторные способности ( Gp ) и психомоторную скорость ( Gps ). Кроме того, предлагаются дополнительные способности сенсорной обработки, в том числе тактильные (Gh), кинестетические (Gk) и обонятельные (Go). [ 3 ]

Узкие способности:

Количественные знания Чтение и письмо Понимание-Знание Гибкие рассуждения Кратковременная память Долгосрочное хранение и извлечение Визуальная обработка Слуховая обработка Скорость обработки
Математические знания Чтение декодирования Общая устная информация Индуктивное рассуждение Объем памяти Ассоциативная память Визуализация Фонетическое кодирование Скорость восприятия
Математическое достижение Понимание прочитанного Развитие языка Общие последовательные рассуждения Объем оперативной памяти Значимая память Ускоренное вращение Различение звуков речи Скорость сдачи теста
Скорость чтения Лексические знания Рассуждения Пиаже Свободная память Скорость закрытия Устойчивость к искажениям слуховых стимулов Номерной фонд
Правописание Способность слушать Количественные рассуждения Идейная беглость Гибкость закрытия Память на звуковые образы Скорость/беглость чтения
использование английского языка Коммуникабельность Скорость рассуждения Ассоциативная беглость Зрительная память Поддержание и оценка ритмов Скорость/беглость письма
Умение писать Грамматическая чувствительность Беглость выражения Пространственное сканирование Музыкальная дискриминация и осуждение
Скорость записи Устная речь и беглость речи Оригинальность Последовательная перцептивная интеграция Абсолютный слух
Способность закрывать Способность к иностранному языку Возможность именования Оценка длины Звуковая локализация
Беглость слов Перцептивные иллюзии Временное отслеживание
Фигуральная беглость Перцептивные изменения
Фигурная гибкость Образы
Способность к обучению

Модельные испытания

[ редактировать ]

Многие тесты когнитивных способностей были классифицированы с использованием модели CHC и описаны в Справочнике по тестированию интеллекта (ITDR) (McGrew & Flanagan, 1998). Теория CHC особенно актуальна для школьных психологов при проведении психопедагогической оценки. 5 из 7 основных тестов интеллекта были изменены, чтобы включить теорию CHC в качестве основы для определения и реализации когнитивных способностей/процессов. Поскольку даже все современные инструменты интеллектуального тестирования не могут эффективно измерить все 10 широких слоев способностей, был разработан альтернативный метод когнитивной оценки и интерпретации, называемый перекрестной батареей оценки (XBA; Flanagan, Ortiz, Alfonso & Dynda, 2008). Однако достоверность этого подхода к оценке и интерпретации подвергалась критике в исследовательской литературе как статистически ошибочная. [ 13 ]

[ редактировать ]

В соответствии с развивающимся характером теории, концепция Кеттелла-Хорна-Кэрролла остается «открытой эмпирической теорией, в которой будущие проверки пока еще неизмеренных или неизвестных способностей, возможно, могут привести к появлению дополнительных факторов на одном или нескольких уровнях иерархии Кэрролла». . [ 14 ] До сих пор ведутся споры о широких (уровень II) способностях и узких (уровень I) способностях, и они остаются открытыми для уточнения. [ нужна ссылка ]

МакКаллум (2003, стр. 113–115) подчеркнул необходимость признать ограничения инструментов искусственного измерения, построенных на математических моделях: «Проще говоря, наши модели неправдоподобны, если рассматривать их как точное или буквальное представление явлений реального мира. сложность реального мира, который они призваны представлять. В лучшем случае они могут обеспечить приближение реального мира, имеющее некоторое существенное значение и некоторую полезность».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вассерман, Джон Д. (3 июля 2019 г.). «Деконструкция ХК». Прикладные измерения в образовании . 32 (3): 249–268. дои : 10.1080/08957347.2019.1619563 . ISSN   0895-7347 . S2CID   218638914 .
  2. ^ Гейзингер, Курт Ф. (3 июля 2019 г.). «Эмпирические соображения по тестированию интеллекта и моделям интеллекта: новости для специалистов по измерениям в образовании» . Прикладные измерения в образовании . 32 (3): 193–197. дои : 10.1080/08957347.2019.1619564 . ISSN   0895-7347 .
  3. ^ Jump up to: а б МакГрю, К. http://www.iapsych.com/CHCPP/CHCPP.HTML Проверено 6 декабря 2011 г.
  4. ^ Шнайдер, WJ, и МакГрю, KS (2012). Модель интеллекта Кеттелла-Хорна-Кэрролла. В Д. Фланагане и П. Харрисоне (ред.), Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы (3-е изд., стр. 99–144). Нью-Йорк: Гилфорд.
  5. ^ Фланаган, Д.П., и Харрисон, П.Л. (2005). Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы. (2-е издание). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press
  6. ^ МакГрю, Канзас (2005). Теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла: прошлое, настоящее и будущее. В Д. П. Фланагане, Дж. Л. Геншафте и П. Л. Харрисоне (ред.), Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы (стр. 136–182). Нью-Йорк: Гилфорд.
  7. ^ Дж. Б. Кэрролл (1993), Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований , издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
  8. ^ Дж. Б. Кэрролл (1997), «Трехуровневая теория когнитивных способностей» в Д. П. Фланагане, Дж. Л. Геншафте и др., Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы , Guilford Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
  9. ^ Джегги, Сюзанна М.; Бушкуль, Мартин; Джонидес, Джон; Перриг, Уолтер Дж. (2008). «Улучшение гибкого интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти» . Труды Национальной академии наук . 105 (19): 6829–33. Бибкод : 2008PNAS..105.6829J . дои : 10.1073/pnas.0801268105 . JSTOR   25461885 . ПМЦ   2383929 . ПМИД   18443283 .
  10. ^ Мелби-Лервог, Моника; Редик, Томас С.; Халм, Чарльз (2016). «Журналы SAGE: ваш путь к журнальным исследованиям мирового уровня» . Перспективы психологической науки . 11 (4): 512–534. дои : 10.1177/1745691616635612 . ПМЦ   4968033 . ПМИД   27474138 .
  11. ^ Jump up to: а б с Фланаган, Д.П., Ортис, С.О., и Альфонсо, В.К. (2007). Основы перекрестной оценки. (2-е издание). Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
  12. ^ «Теория ХК» . Архивировано из оригинала 6 июня 2016 г. Проверено 11 июня 2016 г.
  13. ^ Макгилл, Райан Дж.; Стик, Кара М.; Паломарес, Рональд С.; Хасс, Майкл Р. (август 2016 г.). «Критические проблемы выявления особых нарушений обучаемости: что нам нужно знать о модели PSW». Ежеквартальный журнал «Инвалидность к обучению» . 39 (3): 159–170. дои : 10.1177/0731948715618504 . ISSN   0731-9487 . S2CID   148522903 .
  14. ^ Дженсен, Артур Р. (январь 2004 г.). "Некролог" Интеллект . 32 (1): 1–5. дои : 10.1016/j.intell.2003.10.001 .
  • Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: Обзор факторно-аналитических исследований . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
  • Кэрролл, Дж. Б. (2003). Структура когнитивных способностей более высокого уровня: текущие данные подтверждают g и около десяти общих факторов. В Х. Ниборге (ред.), Научное исследование общего интеллекта: дань уважения Артуру Р. Дженсену (стр. 5–22). Сан-Диего: Пергамон.
  • Кеттелл, РБ (1941). Некоторые теоретические вопросы тестирования интеллекта взрослых. Психологический вестник , 38, 592.
  • Кеттелл, РБ (1963). Теория текучего и кристаллизованного интеллекта: критический эксперимент. Журнал педагогической психологии , 54(1), 1.
  • Кеттелл, РБ (1966). (Ред.), Справочник по многомерной экспериментальной психологии . Чикаго, Иллинойс: Рэнд МакНелли.
  • Чайлд, Д. (2006). Основы факторного анализа, 3-е издание . Блумсбери Академик Пресс.
  • Коэн, Р.Дж., и Свердлик, МЭ (2004). Психологическое тестирование и оценка . Чикаго, Иллинойс: МакГроу-Хилл (6-е изд.)
  • Фланаган, Д.П., МакГрю, К.С., и Ортис, С.О. (2000). Шкалы интеллекта Векслера и теория Gf-Gc: современный подход к интерпретации. Аллин и Бэкон.
  • Фланаган, Д.П., Ортис, С.О., и Альфонсо, В.К. (2013). Основы перекрестной оценки (3-е издание) . Нью-Йорк: Уайли.
  • Фланаган, Д.П., Ортис, С.О., Альфонсо, В.К., и Динда, А.М. (2008). Лучшие практики когнитивной оценки. Лучшие практики школьной психологии V , Bethesda: Публикации NASP.
  • Густафссон, Дж. Э., и Ундхейм, Дж. О. (1996). Индивидуальные различия когнитивных функций. В DC ​​Berliner и RC Calfee (ред.), Справочник по педагогической психологии (стр. 186–242). Нью-Йорк: Справочник библиотеки Макмиллана, США.
  • Хорн, Дж.Л. (1965). Подвижный и кристаллизованный интеллект: факторный анализ и изучение структуры первичных умственных способностей с точки зрения развития . Неопубликованная докторская диссертация, Университет Иллинойса, Шампейн.
  • Хорн Дж. Л., Дональдсон Г. и Энгстром Р. (1981). Понимание, память и подвижный интеллект ухудшаются в зрелом возрасте. Исследования старения , 3 (1), 33–84.
  • Кейт, Т.З., и Рейнольдс, М.Р. (2010). Способности Кеттелла-Хорна-Кэрролла и когнитивные тесты: что мы узнали за 20 лет исследований. Психология в школах , 47 (7), 635–650.
  • МакКаллум, RC (2003). Работа с несовершенными моделями. Многомерное поведенческое исследование, 38(1), 113-139.
  • МакГрю К. и Фланаган Д. (1998). Справочник по тестированию интеллекта: перекрестная оценка Gf-Gc . Аллин и Бэкон.
  • МакГрю, Канзас (2005). Теория когнитивных способностей Кеттела-Хорна-Кэрролла. В Д. П. Фланагане и П. Л. Харрисоне (ред.). (2012). Современная интеллектуальная оценка : теории, тесты и проблемы. (стр. 151–179). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  • Нейссер У., Будо Г., Бушар-младший Т.Дж., Бойкин А.В., Броуди Н., Сеси С.Дж., ... и Урбина С. (1996). Интеллект: известное и неизвестное. Американский психолог , 51 (2), 77.
  • Шихан Э., Цай Н., Дункан Г.Дж., Бушкуэль М. и Джагги С.М. (2015). Улучшение гибкого интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти: метаанализ. Психономический бюллетень и обзор , 22 (2), 366–377.
  • Спирмен, К. (1904). «Общая разведка» объективно определена и измерена. Американский журнал психологии , 15 (2), 201–292.
  • Спирмен, К. (1927). Способности человека : их природа и измерение. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Штернберг, Р.Дж., и Кауфман, Дж.К. (1998). Человеческие способности. Ежегодный обзор психологии , 49 (1), 479–502.
  • Уиллис Дж. О., Дюмон Р. и Кауфман А. С. Факторно-аналитические модели интеллекта. В Штернберге Р.Дж. и Кауфмане С.Б. (ред.). (2011). Кембриджский справочник по интеллекту . (стр. 39–57). Издательство Кембриджского университета.
  • Вудкок, Р.В., и Джонсон М.Б. (1989). Пересмотренная психообразовательная батарея Вудкока-Джонсона. Чикаго, Иллинойс: Riverside Publishing.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5324d890879d97de875888dbfcb6f8db__1703666040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/db/5324d890879d97de875888dbfcb6f8db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cattell–Horn–Carroll theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)