Военный корабль США Гарри Ли
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Военный корабль США Гарри Ли (APA-10) |
Тезка | Генерал Гарри Ли , морская пехота США |
Строитель | Нью-Йорк Судостроение |
Запущен | 18 октября 1930 г. |
Крещенный | Экзохорда |
Приобретенный | 30 октября 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 декабря 1940 г. |
Выведен из эксплуатации | 9 мая 1946 г. |
Переименован | Военный корабль США «Гарри Ли» , Тарсус |
реклассифицирован | АП-17 - АПА-10, 1 февраля 1943 г. |
Почести и награды | Семь боевых звезд за во время Второй мировой войны. службу |
Судьба | Продан Турции в апреле 1948 г., уничтожен пожаром 14 декабря 1960 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Гарри Ли класса Ударный транспорт |
Класс раньше: | Хейвуд |
Класс после: | Кресент-Сити |
Смещение | 9989 тонн (л) |
Длина | 475 футов 4 дюйма (144,88 м) |
Луч | 61 футов 6 дюймов (18,75 м) |
Черновик | 25 футов 4 дюйма (7,72 м) |
Скорость | 16 узлов |
Емкость |
|
Дополнить | 453 |
Вооружение | 2 х 6-дюймовые пушки, 4 х 40-мм пушки . |
USS Harry Lee (APA-10) — «Гарри Ли» класса ударный транспорт , который служил в ВМС США во время Второй мировой войны . Она участвовала в войне на Тихом океане , а также в операциях в Северной Атлантическом океане и благополучно вернулась домой после войны с семью боевыми звездами на своем счету. Это был единственный корабль в своем классе.
Harry Lee строился как пассажирский лайнер SS Exochorda. [а] компанией New York Shipbuilding Co., Камден, Нью-Джерси , в 1931 году. Одна из американских экспортных линий. « 4 тузов Корабли-близнецы » американской экспортной линии — SS Excalibur , SS Exeter , SS Excambion и SS Exochorda — действовали в районе Средиземного моря для американцев. Экспортные линии.
Приобретенный ВМФ 30 октября 1940 года, он был переоборудован в Tietjen and Lang Dry Dock Co., Хобокен, Нью-Джерси , и введен в эксплуатацию Harry Lee (AP-17) 27 декабря 1940 года . Harry Lee был переименован в APA-10 1 февраля 1943 года.
Операции в Северной Атлантике перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Гарри Ли Первые несколько месяцев своей службы морской пехоты США провела, перевозя боевые подразделения в Карибское море для учений, помогая формировать десантные группы, которым суждено было добиться такого большого успеха на более поздних этапах Второй мировой войны . После пребывания в Норфолке, штат Вирджиния , в июле транспорт был направлен на маршрут через Исландию , доставляя в эту страну войска и припасы из Норфолка и Нью-Йорка .
Операции Второй мировой войны
[ редактировать ]Совершив два таких перехода, она вернулась в Бостон , штат Массачусетс, 22 декабря 1941 года, чтобы принять участие в дополнительных учениях. Пока Америка находилась в состоянии войны, Гарри Ли провел следующие 18 месяцев в десантных маневрах в районе Карибского моря . За это время корабль провел множество ценных экспериментов с процедурами управления десантными кораблями и лодками, и все они принесли свои плоды в предстоящие опасные месяцы.
Поддержка вторжения в Северную Африку
[ редактировать ]Вернувшись в Бостон 6 апреля 1943 года, Гарри Ли был назначен для участия в предстоящем наступлении в Средиземноморье и 8 июня отплыл в Алжир . 22 июня он бросил якорь в Оране , чтобы подготовиться к высадке, и 10 июля оказался у юго-западного побережья Сицилии вместе с Западной оперативной группой ВМФ вице-адмирала Хьюитта. Во время этого гигантского вторжения Гарри Ли высадил свои войска через сильный прибой в Скоглитти и выдержал несколько воздушных атак Оси, прежде чем отступить через два дня.
Передан Тихоокеанскому флоту.
[ редактировать ]После успеха сицилийской операции транспорт вернул немецких военнопленных в США и прибыл в Норфолк 3 августа. Затем было решено, что ее десантное мастерство необходимо в Тихом океане, и 24 августа она отплыла в Веллингтон , Новая Зеландия, через Панамский канал и Сан-Франциско , Калифорния, и прибыла 12 октября 1943 года. В Веллингтоне Гарри Ли погрузил морских пехотинцев для подготовки к плаванию. большой толчок вторжения на острова Гилберта .
Вторжение в Тараву
[ редактировать ]Он проследовал в Эфате , Новые Гебриды , 1–7 ноября и в течение следующих нескольких недель проводил тренировочные высадки десанта в рамках подготовки к высадке на Тараве . Транспорт отправился в Тараву 13 ноября и прибыл на море 20 ноября. Там она отправила своих морских пехотинцев на кровавые пляжи под угрозой атаки подводных лодок и авиации и на следующий день отплыла в Перл-Харбор .
Вторжение на Маршалловы острова
[ редактировать ]Гарри Ли участвовал в репетиции высадки в гавайских водах после прибытия в Перл-Харбор 7 декабря 1943 года и отплыл 23 января 1944 года для вторжения на Маршалловы острова , что стало следующим шагом на островном пути в Японию. Она прибыла из Кваджалейна 31 января. Она эффективно выполнила свою роль в этой сложной операции, высадив десант на двух небольших островах атолла ; они не встретили большого сопротивления. Гарри Ли оставался у Кваджалейна до отбытия в Фунафути 5 февраля. Оттуда он отплыл в Нумеа 24 февраля и к 14 марта встал на якорь у Гуадалканала для загрузки войск и продолжения подготовки десанта.
Операции в Новой Гвинее
[ редактировать ]После переброски войск на Бугенвиль и Новую Гвинею в апреле Гарри Ли отплыл в Аитапе , Новая Гвинея , под командованием контр-адмирала Барби для участия в голландской операции. Она прибыла 23 апреля после первого штурма, выгрузила свои войска и приступила к переброске подкреплений из других точек Новой Гвинеи в район высадки. После этого транспорт прибыл в Эспириту-Санто 11 мая.
Высадка десанта на Гуаме
[ редактировать ]Гарри Ли был следующим, кто принял участие во вторжении на Марианские острова . После десантных операций, проведенных вокруг Гуадалканала, корабль направился в Кваджалейн отправился в составе конвоя на Гуам и 12 июня . Во время этой гигантской операции, в ходе которой войска были переброшены на расстояние более 1000 миль от ближайшей передовой базы, Гарри Ли находился в резерве для высадки на Гуаме . Она прибыла в Агат, Гуам , 21 июля 1944 года и высадила свои войска. Затем транспорт оставался в море для погрузки и высадки войск для тактических целей до 25 июля, когда он вместе со своими товарищами транспортами направился в Эниветок . Они прибыли 29 июля и через 2 дня отплыли в Перл-Харбор .
Капитальный ремонт, а затем на Филиппины
[ редактировать ]Прибыв в Перл-Харбор 7 августа 1944 года, Гарри Ли взял курс на Калифорнию и провел столь необходимый ремонт. Она прибыла в Сан-Педро, Лос-Анджелес , 18 августа и оставалась в Калифорнии до отбытия 21 октября с войсками в гавань Зееадлер , Манус . До 31 декабря корабль проводил тренировочные посадки в Новой Гвинее и на Соломоновых островах для предстоящего вторжения на Лусон и в последний день 1944 года отправился в залив Лингаен .
По пути японские самолеты жестоко атаковали оперативную группу с помощью самолетов-смертников и бомбардировщиков, но Гарри Ли благодаря эффективной стрельбе и удаче избежал повреждений. Он вошёл в залив Лингаен 9 января 1945 года и начал высадку десанта под постоянной боевой тревогой. Той ночью транспорты покинули пляжи под дымовой завесой и вернулись на следующий день, чтобы возобновить опасную работу по высадке грузов. Гарри Ли отплыл 10 января в залив Лейте и встал на якорь 14 января.
Иводзима, ее последняя десантная операция
[ редактировать ]С войсками на берегу в Лингаене и Гарри Ли отправился 19 января в Улити прибыл через 2 дня. Однако вскоре он вернулся в строй, отплыв 17 февраля на Иводзиму и осуществив свою последнюю десантную операцию за всю войну. Транспорт прибыл через Гуам 22 февраля, через 3 дня после первоначальной высадки, и после отправки на берег разведывательного подразделения 24 февраля высадил свои войска. Корабль оставался у Иводзимы до 6 марта, выполняя роль судна для эвакуации госпиталей. Затем с ранеными она отплыла на Сайпан 6–9 марта.
Гарри Ли провела остаток своего времени в Тихом океане, перевозя войска и припасы, в то время как американское наступление на Японию приближалось к завершающей фазе. Она зашла в Тулаги , Нумеа , Новую Гвинею , Манус и на Филиппины , доставив подкрепления и жизненно необходимые припасы. Корабль находился в заливе Лейте 20 июля, когда ему было приказано вернуться в Соединенные Штаты , и прибыл на короткое время 8 августа. Именно в это время до ветеранского транспорта дошли новости о капитуляции Японии.
Деятельность в конце войны
[ редактировать ]Корабль достиг Манилы 16 сентября для помощи в оккупации Японии и после погрузки войск в различных точках на Филиппинах прибыл в Токийский залив 13 октября 1945 года. Ему было поручено выполнить операцию «Ковер-самолет» и выполнить огромную работу по доставке американских ветеранов домой из Тихого океана. Гарри Ли прибыл в Сан-Франциско 4 ноября и совершил еще одно путешествие туда и обратно на Филиппины и обратно, прибыв туда 20 января 1946 года. Из Сан-Франциско она отплыла 23 января в Нью-Йорк через Норфолк.
Послевоенный вывод из эксплуатации
[ редактировать ]Корабль прибыл 9 февраля 1946 года и выведен из эксплуатации на Бруклинской военно-морской верфи 9 мая 1946 года. После периода пребывания в резервном флоте он был продан Турции в апреле 1948 года. Переименованный в Тарсус , он стал жертвой редкого столкновения трех кораблей в Босфоре после того, как 14 декабря 1960 года его ударил дрейфующий горящий танкер. [ 1 ]
Военные награды и почести
[ редактировать ]Гарри Ли получил семь боевых звезд за службу во время Второй мировой войны .
См. также
[ редактировать ]- Дуайт Эгнью , командир корабля во время битвы при Иводзиме
Примечания
[ редактировать ]^ а: Существовали два одноименных корабля, SS Exochorda — один довоенный , другой послевоенный . Довоенный SS Exochorda , который позже стал USS Harry Lee , был членом квартета кораблей, называемых (оригинальными) «4 туза» компании American Export Lines . [ 2 ] В ходе войны три корабля первоначальной четверки были потеряны. Четвертый корабль, «Гарри Ли» , позже был продан и переименован в «Тарсус» . Планируя продолжить линию «Тузов» в послевоенный период, American Export Lines заменила первоначальный квартет кораблей флотом, известным как «Новые 4 туза ». [ 3 ] Новые «Асы» носили те же названия, что и корабли первоначального квартета. Один из новых кораблей «Асов», SS Exochorda, был переоборудован из USS Dauphin (APA-97) и позже стал плавучим общежитием SS Stevens .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рубен Гуссенс. «Первая серия всеми любимых «Четырех тузов» » . ssmaritime.com . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Винсент Л. Салдутти. «История Ли» . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ «Экспортные линии планируют новый флот «4 туза»» (PDF, требуется оплата ) . Нью-Йорк Таймс . 23 марта 1947 г. с. С11 . Проверено 26 мая 2008 г.
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .