Jump to content

Фил Ламасон

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Фил Ламасон
Ламасон ок. 1942 год
Рожденный ( 1918-09-15 ) 15 сентября 1918 г.
Нейпир, Новая Зеландия
Умер 19 мая 2012 г. (19 мая 2012 г.) (93 года)
Данневирке , Новая Зеландия
Верность Новая Зеландия
Услуга/ ветвь Королевские ВВС Новой Зеландии
Лет службы 1940–1945
Классифицировать Командир эскадрильи
Сервисный номер 403460
Единица
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды
Другая работа

Филип Джон Ламасон , DFC* (15 сентября 1918 — 19 мая 2012) был пилотом Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) во время Второй мировой войны , который приобрел известность как старший офицер, руководивший 168 летчиками союзников, отправленными в Концентрационный лагерь Бухенвальд , Германия, август 1944 года. Выросший в Нейпире, он присоединился к RNZAF в сентябре 1940 года. к апрелю 1942 года был офицером-пилотом Королевских ВВС в Европе . 8 июня 1944 года Ламасон командовал тяжелым бомбардировщиком «Ланкастер» , сбитым во время налета на железнодорожные сортировочные станции под Парижем. Спасаясь , он был схвачен членами французского Сопротивления и спрятан в разных местах в течение семи недель. Пытаясь добраться до Испании по линии Кометы , Ламасон был предан двойным агентом Сопротивления и схвачен гестапо .

После допроса его доставили в тюрьму Фресне . Классифицированный как «Terrorflieger» (летчик-террорист), ему не был предоставлен статус военнопленного (военнопленный), а вместо этого с ним обращались как с преступником и шпионом. К 15 августа 1944 года Ламасон был старшим офицером группы из 168 пленных летчиков союзников, которые были доставлены поездом в концентрационный лагерь Бухенвальд и прибыли туда пять дней спустя.

В Бухенвальде летчиков полностью брили, морили голодом , лишали обуви и в течение трех недель заставляли спать на улице без крова в одном из дополнительных лагерей, известном как «Маленький лагерь». Будучи старшим офицером, Ламасон взял на себя управление и привил определенный уровень военной дисциплины и выправки.

В течение нескольких недель Ламасон вел переговоры с властями лагеря о переводе летчиков в лагерь для военнопленных, но его просьбы были отклонены. С большим риском Ламасон тайно сообщил Люфтваффе о пленении летчиков союзников, и за семь дней до запланированной казни 156 из 168 пленных были переведены в Шталаг Люфт III . Большинство летчиков приписывают свое выживание в Бухенвальде лидерству и решимости Ламасона. После войны он переехал в Данневирке и до выхода на пенсию занимался фермерством. В 1980-х и 1990-х годах он регулярно выступал в клубе KLB и на встречах военнопленных.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Ламасон родился и вырос в Нейпире Новой Зеландии , городе на Северном острове , 15 сентября 1918 года. [ 1 ] Он получил образование в средней школе Napier Boys и Университете Мэсси ( кампус Пальмерстон-Норт ), где получил диплом по овцеводству . [ 2 ]

В этот период Ламасон называл себя «немножко крысиным мешком». [ 3 ] До войны он работал в Министерстве сельского хозяйства Нью-Плимута инспектором запасов. [ 4 ] Именно там Ламасон воспользовался возможностью получить бесплатные уроки пилотирования, наработав 100 часов. [ 3 ] Его описали как высокого красивого мужчину с голубыми глазами и сломанным носом. [ 5 ] [ 6 ]

Ламасон присоединился к RNZAF в сентябре 1940 года. К апрелю 1942 года он был направлен на европейский театр военных действий в качестве пилота-офицера RAF 218-й эскадрильи . Во время бомбардировки города Пльзень в Чехословакии он командовал самолетом, который был атакован истребителем противника и сильно поврежден, но сумел вернуться на базу. За свои действия он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками (DFC). 15 мая 1942 года [ 7 ] Цитата гласила:

Ламасон (третий справа) и его команда стоят перед тяжелым бомбардировщиком «Ланкастер»; начало 1944 года.

Пилот-офицер Филип Джон. ЛАМАСОН (NZ 403460), Королевские ВВС Новой Зеландии, 218-я эскадрилья. Однажды апрельской ночью 1942 года этот офицер был капитаном самолета, атаковавшего Пльзень. На обратном пути его самолет был атакован истребителем противника и получил повреждения; гидравлика была повреждена, башня вышла из строя, а в середине фюзеляжа вспыхнул пожар. Проявив большое присутствие духа, пилот-офицер Ламасон хладнокровно руководил своим экипажем в чрезвычайной ситуации и, пока двое из них боролись с огнем, умело переиграл нападавшего и, наконец, стряхнул его. Благодаря своему прекрасному летному мастерству и огромной преданности своему долгу пилот-офицер Ламасон, несомненно, нес ответственность за безопасное возвращение самолета и его экипажа. Этот офицер совершил 21 боевой вылет и всегда проявлял храбрость и способности. [ 8 ]

После того, как его первый тур закончился полетами на «Стирлингах» в составе 218-й эскадрильи, Ламасон затем проинструктировал других пилотов 1657-го тяжелого конверсионного подразделения . [ 9 ] Вернувшись к боевым действиям в составе 15-й эскадрильи RAF , Ламасон дважды упоминался в депешах : сначала 2 июня 1943 года , а затем снова, получив повышение до исполняющего обязанности командира эскадрильи , 14 января 1944 года. [ 10 ] [ 11 ] 27 июня 1944 года он был награжден баром своего DFC за «мужество и преданность высшему долгу» и «твердую решимость» в атаках на Берлин и другие хорошо защищенные объекты. [ 4 ] [ 5 ] [ 12 ] Ламасону вручили награду после войны от короля Георга VI в Букингемском дворце , где он познакомился и подружился с молодой принцессой Елизаветой . [ 13 ] [ 14 ] Через день после совершения вынужденной посадки на американской базе в Англии Ламасон был представлен, пожал руку и поговорил с Кларком Гейблом . [ 3 ]

Ламасон не боялся высказывать свое мнение. В ночь с 30 на 31 марта 1944 года, когда для атаки Нюрнберга было отправлено 795 бомбардировщиков , он весьма критично отнесся к выбранному маршруту, предупредив командира своей станции , что можно ожидать больших потерь. [ 9 ] [ 15 ] В лунную ночь за один налет было потеряно 95 бомбардировщиков, что стало самыми тяжелыми потерями за всю войну. [ 16 ]

Бухенвальд

[ редактировать ]

8 июня 1944 года Ламасон служил командиром звена на Lancaster LM575 LS-H. [ 17 ] из 15-й эскадрильи RAF во время своей 45-й операции, когда он был сбит во время рейда на железнодорожные сортировочные станции в Масси-Палезо под Парижем . [ 18 ] [ 19 ]

Ламасон вспоминал:

В ночь налета наш бомбардировщик был замечен немецким истребителем и нацелился на него. Я решил развернуться и сразиться с ним. Через несколько секунд зажигательная пуля попала в крыло и попала в топливный бак. Я отдал приказ спасаться, когда загорелся газ. Но Робби, наш средний стрелок, продолжал стрелять. Когда он в конце концов все-таки прыгнул, нам уже не хватило высоты. Я видел, как раскрылся его парашют, но слишком поздно. Должно быть, он умер от удара. Я вытолкнул навигатор и в последнюю минуту сумел отпрыгнуть. [ 19 ]

Ламасон в кресле пилота кабины бомбардировщика Стерлинг в 1942 году.

Вместе со своим английским штурманом , летным офицером Кеном Чепменом, Ламасон был схвачен членами французского Сопротивления и спрятан в различных местах в течение семи недель. [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ] В августе 1944 года при попытке добраться до Испании по линии «Кометы » Ламасон и Чепмен были схвачены гестапо в Париже после того, как их предал французский двойной агент Жак Десубри за 10 000 франков каждый. [ 14 ] После допроса в штаб-квартире гестапо в Париже их доставили в тюрьму Френ . [ 1 ] Многие летчики были классифицированы немцами как «Terrorflieger» (летчики-террористы) и не подвергались испытанию. Чаще всего летчики союзников были классифицированы как летчики-террористы, когда их захватывали в гражданскую одежду и/или без жетонов . [ 22 ] Министерство иностранных дел Германии решило, что этим захваченным вражеским летчикам не следует давать правовой статус военнопленных (военнопленных), а вместо этого с ними следует обращаться как с преступниками и шпионами. [ 23 ] [ 24 ]

Следовательно, Ламасон был среди группы из 168 летчиков союзников из Великобритании , США , Австралии , Канады , Новой Зеландии и Ямайки , которые вместе с более чем 2500 французскими пленными были доставлены поездом в переполненных товарных вагонах для перевозки скота из тюрьмы Фресн под Парижем в Бухенвальд. концентрационный лагерь . ударил его по лицу Когда летчиков загнали в товарные вагоны, Ламасон протестовал против плохого обращения с летчиками, но охранник СС . [ 5 ] [ 18 ] [ примечание 1 ] Ламасон упал на землю, и пленный пилот Рой Аллен наблюдал, как майор СС вытащил Люгер из кобуры, и подумал, что Ламасона застрелят на месте. [ 22 ] После пятидневного путешествия, во время которого летчики получали очень мало еды и воды, 20 августа 1944 года они прибыли в Бухенвальд. [ 5 ] [ 20 ] [ 25 ] [ 26 ] [ примечание 2 ]

Бухенвальд был трудовым лагерем , в котором содержалось около 60 000 заключенных, в основном русских военнопленных, а также обычных преступников, религиозных заключенных (включая евреев ) и различных политических заключенных из Германии , Франции , Польши и Чехословакии . [ 27 ] Оно было известно своей жестокостью и варварскими медицинскими экспериментами . [ 28 ] [ 29 ]

По прибытии Ламасон, как высокопоставленный офицер, потребовал собеседования с комендантом , лагеря Германом Пистером которое ему было предоставлено. Он настоял на том, чтобы с летчиками обращались как с военнопленными в соответствии с Женевскими конвенциями и отправили их в лагеря для военнопленных . [ 30 ] Комендант согласился, что их приезд в Бухенвальд был «ошибкой», но они все равно там остались. [ 22 ] [ 27 ] С летчиками обращались так же плохо и избивали, как и с другими заключенными. [ 24 ] В течение первых трех недель в Бухенвальде заключенных полностью брили, лишали обуви и заставляли спать на улице без крова в одном из филиалов Бухенвальда, известном как «Маленький лагерь». [ 23 ] [ 30 ] [ 31 ] Маленький лагерь был карантинным отделением Бухенвальда, где заключенные получали меньше всего еды и самое суровое обращение. [ 32 ] [ 33 ]

После их первого приема пищи Ламасон вышел вперед и сказал:

Внимание!.. Господа, у нас действительно очень неплохое положение. Бандиты полностью нарушили Женевскую конвенцию и обращаются с нами как с обычными ворами и преступниками. Однако мы солдаты. С этого момента мы также будем вести себя так, как нас научили в ходе обучения, и так, как ожидают от нас наши страны. Мы выступим как единое целое на перекличке и будем выполнять все разумные команды как единое целое. [ 6 ]

Ламасон (в центре) и еще один летчик (Кен Чепмен) играют в шахматы в Шеврезе с француженкой, семья которой скрывала их две недели.

Затем Ламасон проинструктировал группу не доверять СС и не провоцировать их каким-либо образом, потому что, как они испытали в поезде, охранники были непредсказуемыми и готовыми к действию. Кроме того, им не следовало исследовать лагерь из-за возможности нарушить неизвестные правила , а оставаться вместе и держаться как можно дальше от охранников. [ 34 ] Он далее заявил, что, действуя от имени группы, он продолжит контакт с властями лагеря для признания их прав. [ 22 ] [ 35 ]

Затем Ламасон приступил к распределению летчиков по группам по национальностям и назначил командира в каждой группе. [ 22 ] [ 32 ] Ламасон сделал это не только для того, чтобы поднять их моральный дух , но и потому, что он также считал своей обязанностью выполнять свои военные обязанности, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. [ 6 ] Пленный американский пилот Джо Мозер считал, что Ламасон сделал это еще и потому, что, если представится подходящая возможность, группа сможет действовать гораздо эффективнее, если военная дисциплина и операции. будут применены [ 32 ]

Руководство Ламасона подняло настроение летчикам и вселило в них надежду, одновременно привив им дисциплину и выдержку. [ 20 ] [ 36 ] Одним из первых заданий, которые дал Ламасон, было установить дневную и ночную охрану, чтобы предотвратить воровство со стороны других заключенных, которое началось в их первую ночь в лагере. [ 5 ] Во время своего заключения Ламасон настаивал на том, чтобы летчики маршировали , шли парадом и действовали как воинская часть . [ 37 ]

Через несколько дней после прибытия Ламасон встретил Эдварда Йео-Томаса , британского шпиона, содержавшегося в Бухенвальде под псевдонимом Кеннет Додкин. [ 30 ] [ 38 ] Ламасон, который хорошо знал настоящего Додкина, сразу же заподозрил подозрения и позже признался Кристоферу Берни , который заверил Ламейсона, что прикрытие было законным. [ 5 ] Через Йео-Томаса и Бёрни Ламасон был представлен двум русским полковникам, старшим членам Международного лагерного комитета , незаконной подпольной группы сопротивления заключенных в главном лагере. [ 28 ] [ 39 ]

Будучи старшим офицером, Ламасон имел доступ в главный лагерь и быстро наладил отношения с группой. В результате ему удалось добыть дополнительные одеяла, одежду, обувь и еду. для летчиков [ 30 ] Ламасон также наладил отношения с двумя другими заключенными; Французский ученый Альфред Балаховский и голландский тренер-олимпиец Ян Робер. Оба мужчины установили заслуживающие доверия контакты в административной зоне лагеря и смогли предоставить Ламасону достоверную информацию , которая помогла летчикам выжить. [ 5 ] [ 40 ]

Герман Пистер , комендант лагеря, когда там находились в плену летчики союзников.

В течение следующих шести недель Ламасон вел переговоры с Пистером и властями немецких лагерей, но его просьбы о переводе летчиков в соответствующие лагеря для военнопленных были отклонены. [ 1 ] [ 25 ] [ 34 ] Один пленный британский летчик, пилот-офицер Сплинтер Шпиренбург, был голландцем, летавшим на службу в Королевские ВВС . [ 41 ] [ 42 ] Шпиренбург, свободно говоривший по-немецки , [ 26 ] регулярно выступал переводчиком Ламасона , когда он вел переговоры с властями лагеря. [ 5 ]

Поскольку Бухенвальд был принудительным трудовым лагерем , немецкие власти намеревались отправить 168 летчиков на рабский труд на близлежащие военные заводы . [ 30 ] [ 32 ] [ 43 ] Следовательно, офицер СС приказал Ламасону приказать летчикам работать, иначе он был бы немедленно расстрелян . Ламасон отказался отдать приказ и сообщил офицеру, что они солдаты и не могут и не будут участвовать в военном производстве. [ 6 ] [ 44 ] После напряженного противостояния, во время которого Ламасон думал, что его застрелят, офицер СС в конце концов отступил. [ 45 ]

Большинство летчиков сомневались, что им когда-нибудь удастся выбраться из Бухенвальда, поскольку в их документах стоял штамп «ДИКАЛ» ( Darf in kein anderes Lager ), что означает «не подлежат переводу в другой лагерь». [ 5 ] [ 39 ] С большим риском Ламасон и Бёрни тайно переправили через доверенного русского пленного, работавшего на близлежащем аэродроме Нохра , немецким Люфтваффе записку о своем пленении в лагере. [ 36 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 46 ] В сообщении частично содержалось требование, чтобы офицер передал информацию в Берлин , а Люфтваффе вмешалось в защиту летчиков. [ 5 ] Ламасон понимал, что Люфтваффе с пониманием отнесется к их затруднительному положению, поскольку они не хотели бы, чтобы с их пленными обращались таким же образом; он также знал, что у Люфтваффе были политические связи, чтобы перевести летчиков в лагерь для военнопленных. [ 46 ] [ 47 ]

В конце концов, настойчивость Ламасона принесла свои плоды. Под предлогом проверки повреждений, нанесенных авиабомбами возле лагеря, два офицера Люфтваффе (включая Ханнеса Траутлофта ) вступили в контакт с летчиками, а также поговорили с Ламасоном. [ 32 ] [ 48 ] [ примечание 3 ] Убежденный, что летчики были не шпионами, а настоящими летчиками, Траутлофт доложил о своих выводах командованию . [ 31 ]

Прочитав доклад, возмущенный Герман Геринг потребовал «на самом высоком уровне» передать летчиков под контроль Люфтваффе. [ 5 ] Всем летчикам, кроме Ламасона, не было известно, что их казнь была назначена на 26 октября, если они останутся в Бухенвальде. [ 31 ] [ 36 ] [ 39 ] [ 46 ] Известие о запланированной казни летчиков Ламасону передал немецкий Ойген политзаключенный Когон , имевший надежный контакт в административной зоне лагеря. [ 20 ] [ 38 ] [ примечание 4 ] Ламасон подробно обсудил информацию с Йео-Томасом, Берни и Робертом, и они пришли к выводу, что мало что можно сделать, чтобы предотвратить массовую казнь. [ 5 ] Ламасон решил не сообщать летчикам, а сохранить эту информацию при себе, чтобы поддерживать боевой дух на высоком уровне и в небольшой надежде, что Люфтваффе вмешается вовремя. [ 26 ] В ночь на 19 октября, за семь дней до запланированной казни, 156 из 168 летчиков, включая Ламасона, были переведены Люфтваффе из Бухенвальда в Шталаг Люфт III . [ 23 ] [ 24 ]

Национальности 168 летчиков [ 26 ] [ 49 ] [ 50 ]
Соединенные Штаты 82 американца
Великобритания 48 британцев [ примечание 5 ]
Канада 26 канадцев
Австралия 9 австралийцев
Новая Зеландия 2 новозеландца
Ямайка 1 ямайский

Два летчика погибли в Бухенвальде. Остальные десять, которые были слишком больны, чтобы их можно было перевезти вместе с основной группой, были доставлены в Шталаг Люфт III небольшими группами в течение нескольких недель. [ 24 ] [ 26 ] За два месяца в Бухенвальде Ламасон похудел на 19 килограммов (42 фунта ) и заразился дифтерией и дизентерией . В Шталаге Люфт III он провел месяц в лазарете, выздоравливая. [ 18 ] В конце января 1945 года все военнопленные Stalag Luft III были отправлены в другие лагеря для военнопленных, расположенные дальше внутри Германии. Ламасон и Чепмен были отправлены в шталаг III-A недалеко от Луккенвальде , где они оставались до тех пор, пока не были освобождены русской армией в конце войны в Европе . [ 51 ] [ 52 ] Ламасона и Чепмена доставили на Хильдесхайма аэродром и доставили самолетом в Брюссель , а затем в Англию. [ 18 ] [ 53 ]

Многие летчики приписывают свое выживание в Бухенвальде лидерству и решимости Ламасона. [ 1 ] [ 20 ] Пленный пилот Страттон Эпплман заявил, что «им очень повезло, что Ламасон был их лидером». [ 5 ] Другой летчик, Джо Мозер, заявил, что Ламасон был великим лидером, за которым он был бы рад следовать, куда бы он ни попросил. [ 6 ] Британский пилот Джеймс Стюарт описал Ламейсона как «замечательного невоспетого героя». [ 54 ] В книге «168 «Прыжок в ад » Ламасон описывается как человек, обладающий целеустремленной решимостью, самоотверженностью, холодной храбростью и силой перед лицом угрозы казни со стороны лагерных властей, поскольку он был их лидером, и сказал, что Ламасон быстро зарекомендовал себя как легендарная фигура в глазах летчиков. [ 26 ] В Национального совета по кинематографии Канады документальном фильме 1994 года «Счастливчики: летчики союзников и Бухенвальд» пленный пилот Том Блэкхэм заявил, что Ламасон был не только старшим офицером, но и их естественным лидером. [ 29 ] Ламасон вышел из Бухенвальда с гигантской репутацией. [ 20 ] В книге «Пункт Бухенвальда » Ламасон заявил, что для него большая честь быть старшим офицером в период Бухенвальда. [ 5 ]

Последствия и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

После их освобождения и возвращения в Англию Ламасону было предложено рассмотреть возможность командования одной из эскадр Окинавы для последней атаки на Японию . Однако RNZAF отказался, и Ламасон вернулся в Новую Зеландию, прибыв туда на следующий день после того, как атомная бомба была сброшена на Хиросиму . [ 5 ] Уволен . из ВВС 16 декабря 1945 года [ 55 ]

В 1946 году Ламасона попросили стать ведущим пилотом для проверки траекторий полета нового британского аэропорта. В рамках соглашения ему предложили ферму в Беркшире . Однако семья сказала, что ему нужно быть дома, и аэропорт Хитроу продолжил работу без него. [ 14 ] В 1948 году Ламасон переехал в Данневирке , небольшую сельскую общину к северо-востоку от Пальмерстон-Норт , где он приобрел 406 акров земли и стал фермером до выхода на пенсию. [ 20 ]

Фил Ламасон дает интервью Майку Дорси в июне 2010 года для документального фильма « Пропавшие летчики Бухенвальда» .

В течение 1980-х и 1990-х годов Ламасон регулярно выступал на собраниях клуба KLB (инициалы от Konzentrationslager Buchenwald) , клуба, созданного летчиками союзников, находившимися под стражей в Бухенвальде. [ 26 ] [ 56 ] Ламасон также был членом Caterpillar Club , неформальной ассоциации людей, успешно использовавших парашют, чтобы спастись из вышедшего из строя самолета. [ 57 ]

Ламасон в течение 39 лет скрывал тот факт, что приказ о казни летчиков был отдан и назначен на 26 октября 1944 года, впервые упомянув об этом на съезде канадских военнопленных в Гамильтоне в 1983 году. [ 26 ] В мае 1987 года правительство Новой Зеландии в Веллингтоне утвердило фонд для выплаты компенсаций военнослужащим, содержащимся в немецких концентрационных лагерях, и Ламасону было присуждено 13 000 долларов. Однако Ламасон никогда официально не удостаивался чести на родине за ведущую роль в спасении жизней летчиков союзников в Бухенвальде. [ 20 ]

В 1994 году Национальный совет по кинематографии Канады выпустил документальный фильм « Счастливчики: летчики союзников и Бухенвальд », в котором бывшие летчики союзников рассказали свои личные и коллективные истории из жизни до, во время и после Бухенвальда. [ 58 ] Ламасон дал интервью и упоминался на протяжении всего документального фильма. [ 29 ]

Ламасон был изображен в » на канале History Channel документальном фильме 2004 года « Выстрел с неба о реальной саге о B-17 пилоте Рое Аллене , одном из захваченных в плен летчиков, доставленных в Бухенвальд. [ 59 ]

В апреле 2005 года Ламасон, которому тогда было 86 лет, вспоминал события Бухенвальда по телевидению Новой Зеландии . [ 60 ] В июне 2010 года Ламасон, которому тогда был 91 год, снова дал интервью Майку Дорси о своем опыте в Бухенвальде. [ 45 ] Это и другие интервью с Ламасоном включены в документальный фильм Дорси 2011 года под названием « Пропавшие летчики Бухенвальда» , в котором рассказывается полная история 168 летчиков союзников, отправленных в Бухенвальд, включая Ламасона. [ 44 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Майк Дорси сказал, что Ламасон до сих пор травмирован своим опытом до такой степени, что Дорси сказал: «У меня такое ощущение, что у Ламейсона, короче говоря, нет времени на немцев». [ 65 ]

Ламасон умер в своем доме 19 мая 2012 года на ферме недалеко от Данневирке, где он прожил более 60 лет. Ему было 93 года, и на момент смерти у него остались два сына и две дочери. Он умер раньше своей жены Джоан (урожденной Хопкинс), которая умерла в 2007 году, и был похоронен вместе с ней на кладбище Мангатера. [ 9 ] [ 13 ] [ 15 ] [ 66 ]

Хилари Педерсен напишет книгу, рассказывающую и прославляющую жизнь Ламасона . из Вайпукурау В ноябре 2015 года было объявлено, что к сентябрю 2018 года (к сентябрю 2018 года (к 100-летнему юбилею Ламасона) писательница [ 67 ] [ 68 ] Книга под названием « Я бы не отступил… История Фила Ламейсона» была представлена ​​в Данневирке в феврале 2018 года. [ 69 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. День, когда Ламасона ударил охранник СС, остается спорным. В книгах «Пункт Бухенвальда» (с. 66), «В тенях войны» (с. 233, 256) и «Ночь за ночью » (с. 466) все авторы утверждают, что Ламасон был сбит охранником в первый же день, на железнодорожной станции под Парижем, когда летчиков загоняли в товарные вагоны. Однако в статье в New Zealand Evening Post Ламасон заявил, что его ударил охранник СС на следующий день после того, как французский мальчик-подросток был снят с поезда и казнен охранниками во время пятидневного путешествия в Бухенвальд.
  2. Во время остановки поезда в Бухенвальд Ламасон стал лидером группы и принял на себя командование (Робб, 2009). Однако только когда 168 летчиков прибыли в Бухенвальд, было твердо установлено, что Ламасон был старшим офицером союзников. После Ламейсона старшим офицером Содружества был лейтенант Том Блэкхэм, а старшим офицером США был капитан Мерл Ларсон (Киннис, стр. 85).
  3. ^ Двумя офицерами Люфтваффе, отправившимися в Бухенвальд, были инспектор дневных истребителей полковник Ханнес Траутлофт и его адъютант . Траутлофт собирался покинуть лагерь, когда пленный американский летчик Бернард Шарф окликнул его на беглом немецком языке из-за забора. Охранники СС попытались вмешаться, но Траутлофт отметил, что он их обогнал, и заставил их отступить. Шарф объяснил, что он был одним из более чем 160 летчиков союзников, заключенных в лагерь, и умолял Траутлофта спасти его и других летчиков. Обеспокоенный этим событием, Траутлофт вернулся в Берлин и начал процесс вывода летчиков из Бухенвальда (Макос, стр. 316–18).
  4. В книге « Теория и практика ада: немецкие концентрационные лагеря и стоящая за ними система» автор Ойген Когон ошибочно называет Ламасона австралийцем.
  5. Хотя пилот-офицер С.А. Шпиренбург был голландцем, летавшим в составе Королевских ВВС, во всех материалах он указан как гражданин Великобритании.
  1. ^ Jump up to: а б с д Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы в Королевских ВВС. (Том 1) . Опубликовано Отделением военной истории Министерства внутренних дел, Веллингтон. ОСЛК   270919916 .
  2. ^ Колледж Мэсси: Дипломы и премии , New Zealand Evening Post , Том CXXIV, выпуск 141, страница 7, дата 11 декабря 1937 года; получено 6 мая 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с День Анзака: от подростка-крысиного мешка до героя. Архивировано 28 апреля 2012 г. в Wayback Machine , hawkesbaytoday.co.nz, 25 апреля 2012 г.; получено 2 мая 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б НАГРАЖДЕНИЕ БАРАНТА DFC . Evening Post, том CXXXXVIII, выпуск 31, стр. 6, дата 5 августа 1944 г.; получено 26 апреля 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Берджесс, Колин (1995). Пункт назначения Бухенвальд . Опубликовано издательством Kangaroo Press, Кенхерст, Новый Южный Уэльс. ОСЛК   35019954 . ISBN   0-86417-733-X
  6. ^ Jump up to: а б с д и Мозер, Джо (2008). Бухенвальдский Flyboy: Глава 8 , buchenwaldflyboy.wordpress.com; получено 4 января 2009 г.
  7. ^ Мастерство и храбрость . Evening Post, том CXXXIII, выпуск 114, стр. 6, дата 16 мая 1942 г.; получено 26 мая 2011 г.
  8. ^ «№35560» . Лондонская газета (Приложение). 12 мая 1942 г. с. 2121.
  9. ^ Jump up to: а б с Ламберт, Макс (20 мая 2012 г.). «Умер герой Второй мировой войны киви» , Fairfax New Zealand Ltd; получено 20 мая 2012 г.
  10. ^ «№36033» . Лондонская газета (Приложение). 28 мая 1943 г., стр. 2453–2457.
  11. ^ «№36329» . Лондонская газета . 28 мая 1943 г., стр. 286–291.
  12. ^ «№36584» . Лондонская газета (Приложение). 23 июня 1943 г. с. 3044.
  13. ^ Jump up to: а б Чаттертон, Трейси (26 мая 2012 г.). «Герой войны обладал «стальным сердечником» , The Dominion Post ; получено 26 мая 2012 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Маккей, Кристина. Фил Ламасон: пилот Humble Bay . HawkesBayToday.co.nz, 25 апреля 2012 г.; получено 2 мая 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б Некролог командира эскадрильи Фила Ламейсона , Telegraph.co.uk, 1 июня 2012 г.; получено 1 июня 2012 г.
  16. Хронология Королевских ВВС, 1944 год. Архивировано 12 августа 2012 года на Wayback Machine , raf.mod.uk' получено 17 июня 2012 года.
  17. ^ Рекорд Lancaster LM575 на сайте Lostaircraft.com.
  18. ^ Jump up to: а б с д и В руках гестапо . Evening Post (Веллингтон, Новая Зеландия) , том CXXXIX, выпуск 122, стр. 4, 25 мая 1945 г.; получено 22 сентября 2010 г.
  19. ^ Jump up to: а б Иден, Ричард и Оукс, Джон (2001). Французы никогда не забывали «потерянного» летчика военного времени , telegraph.co.uk; получено 4 января 2009 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ламберт, Макс (2005, стр. 464–68). Ночь за ночью: новозеландцы в командовании бомбардировщиками , Харпер Коллинз, Окленд. OCLC   238569316 . ISBN   1-86950-542-5
  21. ^ Хэнкок, Кеннет (1946, стр. 96). Новая Зеландия в состоянии войны . AH и AW Reed (издатели), Веллингтон, Новая Зеландия. OCLC   153784576 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и Чайлдерс, Томас (2004). В тени войны , Генри Холт и компания, Нью-Йорк. ОСЛК   50559805 ISBN   0-8050-5752-8
  23. ^ Jump up to: а б с Канада по делам ветеранов (2006 г.). Военнопленные во время Второй мировой войны. Архивировано 25 июня 2009 года в Wayback Machine , vac-acc.gc.ca; получено 6 января 2009 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д Национальный музей ВВС США (2008 г.). Информационные бюллетени: Союзные жертвы Холокоста. Архивировано 15 октября 2012 г. в Wayback Machine , nationalmuseum.af.mil; получено 5 января 2009 г.
  25. ^ Jump up to: а б Австралийский военный мемориал (2008 г.). Запись коллекции AWM: P02988.001: Филип Дж. Ламасон. Архивировано 26 февраля 2012 года в Wayback Machine . Проверено 4 января 2009 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Киннис, Артур и Букер, Стэнли (1999). 168 Прыжок в ад , Виктория, Британская Колумбия OCLC   43390724 . ISBN   0-9684198-0-1
  27. ^ Jump up to: а б Крокер, Брэндон (2008). Американец в Бухенвальде. Архивировано 1 декабря 2008 года в Wayback Machine . Американский зритель . Проверено 4 января 2009 г.
  28. ^ Jump up to: а б Бухенвальд (2010). Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон; получено 25 августа 2010 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Счастливчики: летчики союзников и Бухенвальд (1994). Национальный совет по кинематографии Канады; получено 22 июля 2010 г.
  30. ^ Jump up to: а б с д и Маршалл, Брюс (2000, стр. 193–94). Белый Кролик . Издано Касселлом, Лондон. ОСЛК   59575058 ISBN   0-304-35697-2
  31. ^ Jump up to: а б с Диреборг, Эрик (2003, стр. 287–93). Молодые: американские летчики Второй мировой войны . Опубликовано iUniverse, Inc., Линкольн, Небраска. ОСЛК   54444615 ISBN   0-595-28237-7
  32. ^ Jump up to: а б с д и Мозер, Джозеф и барон, Джеральд (2009). Летчик-истребитель в Бухенвальде . Опубликовано Edens Veil Media, Беллингем, Вашингтон. OCLC   311551716 . ISBN   978-0-615-22111-3
  33. ^ Канадские военнопленные возвращаются в Бухенвальд . Канада по делам ветеранов; получено 27 сентября 2010 г.
  34. ^ Jump up to: а б Харви, Джон (1995). Пропал без вести в действии . Опубликовано издательством McGill-Queen's University Press, Монреаль. OCLC   34558799 . ISBN   0-7735-1350-7
  35. ^ Монтит, Питер (2011, стр. 292). Военнопленные: австралийские военнопленные в гитлеровском рейхе . Издано Пэном Макмилланом, Сидней. OCLC   707720338 . ISBN   978-1-74261-008-5
  36. ^ Jump up to: а б с Надежда, Дерек (2008). Летчик вспоминается . Королевские ВВС Новой Зеландии . Проверено 6 января 2009 г.
  37. Тейлор, Клифф (18 марта 2012 г.). «Военная история: пропавшие летчики Бухенвальда» , New Zealand Herald ; получено 18 мая 2012 г.
  38. ^ Jump up to: а б Когон, Евгений (1980, стр. 250). Теория и практика ада: немецкие концентрационные лагеря и стоящая за ними система , Berkeley Books, Калифорния. OCLC   475381904 . ISBN   978-0-425-04557-2
  39. ^ Jump up to: а б с д Бард, Митчелл (2004, стр. 259–260). Полный путеводитель идиота по Второй мировой войне , Alpha Books. OCLC   43803305 . ISBN   1-59257-204-9
  40. ^ Jump up to: а б Перрин, Найджел (2008, стр. 149–50). Дух сопротивления , Pen & Sword Military, Барнсли, Великобритания. OCLC   244653198 . ISBN   978-1-84415-855-3
  41. ^ Веб-портал воздушной войны (2008). Голландские пилоты на службе Королевских ВВС: SA Spierenburg , airwarweb.net; получено 24 марта 2009 г.
  42. ^ Информация о Ланкастере ND921 (2009). Потерянные бомбардировщики во время Второй мировой войны ; получено 24 марта 2009 г.
  43. ^ Штейн, Гарри (2004, стр. 149). Концентрационный лагерь Бухенвальд 1937–1945 , Геттинген: Вальштайн. OCLC   61263627 . ISBN   3-89244-695-4
  44. ^ Jump up to: а б Кан, Дин (4 июля 2011 г.). Фильм об истории выживания пилота Джо Мозера во Второй мировой войне до премьеры в Беллингеме [ постоянная мертвая ссылка ] , Беллингем Геральд ; получено 3 октября 2011 г.
  45. ^ Jump up to: а б Фил Ламасон — Отказ работать на фабриках Бухенвальда . Видеоинтервью Майка Дорси с Филом Ламасоном (июнь 2010 г.); получено 18 июля 2010 г.
  46. ^ Jump up to: а б с Невоспетые герои бомбардировочной войны (2005). Новозеландский Вестник . Проверено 13 января 2009 г.
  47. Бланделл, Найджел (7 ноября 2011 г.). Жертвоприношение [ так в оригинале ] британских мальчиков-бомбардировщиков» , Express.co.uk; получено 10 ноября 2011 г.
  48. ^ Макос, Адам (2013, стр. 316–18). Высший призыв , Berkley Books, Нью-Йорк. OCLC   791682283 . ISBN   9780425252864
  49. 105-й Конгресс. Архивировано 8 мая 2010 г. в Wayback Machine (1997). Признание и признательность американским летчикам, содержавшимся в качестве политических заключенных в концентрационном лагере Бухенвальд. Проверено 11 января 2009 г.
  50. ^ Штейн, Гарри (2004, стр. 171). Концентрационный лагерь Бухенвальд, 1937–1945 гг . Опубликовано Wallstein Verlag. OCLC   61263627 . ISBN   3-89244-695-4
  51. Летчик выжил в лагере ужасов (2008). Даргавиллские новости, Новая Зеландия. Проверено 2 августа 2010 г.
  52. ^ Никол, Джон и Реннелл, Тони (2002). Последний побег: нерассказанная история военнопленных союзников в Германии в 1944–1945 годах . Издано Viking Books, Лондон. OCLC   231974289 . ISBN   0-670-91094-5 .
  53. ^ Освобожденные летчики . Evening Post, том CXXXIX, выпуск 117, 19 мая 1945 г., стр. 9. Проверено 27 апреля 2011 г.
  54. Эспозито, Сьюзен (9 марта 2012 г.). Ветеран вспоминает испытания в концлагере . Приливы Куодди ; получено 6 мая 2012 г.
  55. ^ Хэнсон, CM (2001). Такими поступками: почести и награды Королевских ВВС Новой Зеландии, 1923–1999 гг ., Volplane Press, Крайстчерч, Новая Зеландия. OCLC   155402329 . ISBN   978-0-473-07301-5
  56. ^ Макдональд, Джоан (2005). Военнопленный переживает ужасы концлагеря Бухенвальд . Обзор Фламборо. Проверено 18 августа 2010 г.
  57. ^ Нил, Джон (2005). Благослови тебя, брат Ирвин: история клуба гусениц , Издательство General Store, Онтарио. ОСЛК   679837059 ISBN   1-894263-94-4
  58. ^ Счастливчики: Летчики союзников и Бухенвальд (1994) , imdb.com; получено 17 июля 2010 г.
  59. ^ Кадр с неба (2004) на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  60. ^ Бывший бомбардировщик британских ВВС вспоминает Вторую мировую войну (2005 г.). Телевидение Новой Зеландии Limited . Проверено 15 февраля 2009 г.
  61. ^ Прыжок в ад (2011) на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  62. ^ Джо Мозер Путешествие в Бухенвальд, чтобы отпраздновать освобождение и снять документальный фильм . Бухенвальдский летчик; получено 11 марта 2011 г.
  63. Оппманн, Патрик (30 января 2009 г.). Ветеран Второй мировой войны удостоен чести спустя 60 с лишним лет за бомбардировку . Кабельная новостная сеть (CNN); получено 1 мая 2011 г.
  64. Брэтт, Кэлвин (14 апреля 2010 г.). Мозер в Германии на годовщину освобождения Бухенвальда. Архивировано 11 июля 2012 г. в archive.today , Lynden Tribune; получено 1 мая 2011 г.
  65. Хилл, Грэм (24 мая 2012 г.). Шокирующая и трогательная история героя новозеландской войны и выжившего в концентрационном лагере Бухенвальд Фила Ламейсона . radiolive.co.nz; получено 24 мая 2012 г.
  66. ^ «Поиск записей» . Районный совет Тараруа . Проверено 30 марта 2021 г.
  67. Маккей, Кристина (23 ноября 2015 г.). « Данневирке : Книга, рассказывающая об удивительной жизни летчика» , nzherald.co.nz; получено 1 декабря 2015 г.
  68. Маккей, Кристина (20 декабря 2016 г.). «История героя войны в Центральном Хокс-Бей будет рассказана» , nzherald.co.nz; получено 23 декабря 2016 г.
  69. Маккей, Кристина (4 декабря 2017 г.). Герой Второй мировой войны из рассказа Данневирке попадает в печать . Хокс-Бей сегодня. Проверено 13 октября 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a85d390f9fdf231653310c3a9c6ad16__1721839320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/16/5a85d390f9fdf231653310c3a9c6ad16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phil Lamason - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)