Социология революции
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

«Социология революции» — книга российско-американского социолога Питирима Сорокина, вышедшая в 1925 году . Социология революции как раздел социологии была разработана Томасом Гоббсом в «Левиафане» . [ 1 ] в известной степени раньше, чем Сорокин. Гоббс жил и творил в период английской революции . По мнению Гоббса, « война всех против всех» ( Bellum omnium contra omnes ) начинается в период революции и Гражданской войны , когда все люди угрожают каждому человеку, когда каждый человек имеет право на все по праву. сильного человека, когда « Человек человеку волк » ( Homo homini lupus ) Сорокин обобщил данные о новых революциях, неизвестных для Гоббса – Французской революции , Русской революции (1917 г.), и т. д.
Обзор
[ редактировать ]Уилбур Кортес Эбботт написал в работе «Действие революции». [ 2 ] что Сорокин работал, так сказать, в лаборатории революции. Сорокин действительно был не в состоянии изложить свои выводы в большевистской России; Сорокин был выслан из России в 1922 году, Сорокин писал свою книгу в более гостеприимной атмосфере Чехословакии». Сорокин был заведующим кафедрой социологии в Петроградском университете, он был одним из лидеров умеренной революционной партии, он был членом Всероссийского Крестьянского Совета и Учредительного собрания » в 1917-1918 гг. За это Сорокин был трижды заключен в тюрьму, приговорен к смертной казни и, наконец, сослан большевистским правительством. Каков результат его исследования русской революции ? Книга Сорокина, вкратце, представляет собой самое убедительное обвинение большевистскому режиму. Эта книга представляет собой тщательное исследование революции в целом. Это одно из лучших когда-либо написанных описаний революции – описание Фукидида на Коркире – как и события во Франции восемнадцатого века или в России двадцатого. Революция — это возвращение цивилизованных людей к дикости.
История создания
[ редактировать ]Книга «Социология революции» была задумана Сорокиным в годы Гражданской войны в России 1917–1922 годов. Сорокин начал писать эту книгу в Праге в 1922 году. В 1925 году эта книга была издана в США.
В январе 1917 года Сорокин получил звание приват-доцента Петроградского университета. Сорокин стал редактором газеты Партии социалистов-революционеров и личным секретарем премьер-министра Александра Керенского После Февральской революции . Сорокин был арестован большевиками как депутат Учредительного собрания России 2 января 1918 года, после освобождения из большевистской тюрьмы Сорокин был вынужден скрыться от властей. Тогда Сорокин опубликовал в газете открытое письмо, в котором Сорокин констатирует провал тактики Партии социалистов-революционеров, а Сорокин заявляет о разрыве с этой партией. На это письмо Владимир Ленин обратил внимание в известной статье Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». [ 3 ] Сорокин прекратил заниматься политической деятельностью и возобновил преподавательскую деятельность. Властям не понравилась его разгромная рецензия Сорокина на работу Николая Бухарина «Теория исторического материализма ». Позже комплект книги Сорокина «Голод как фактор в делах человека» был уничтожен. Сорокин был арестован как представитель «буржуазной профессуры» и выдворен из России под угрозой расстрела в 1922 году. По этой причине Сорокин оказался в США. [ 4 ]
Революция – это хорошо или плохо?
[ редактировать ]
Теория революции была развита и в марксизме . Теория Ленина о причинах революции, о революционной ситуации отчасти напоминает теорию Сорокина, но теории Ленина и Сорокина резко отличаются друг от друга в оценке значения этого явления как революции. Ленин считал, что революция — это хорошо; революции — это «праздники угнетенных и эксплуатируемых». [ 5 ] Революция — это всего лишь способ для таких революционеров, как Маркс , Энгельс и Ленин, получить власть без выборов, поскольку капиталистическая диктатура не позволит коммунистической партии победить на демократических выборах. Маркс называл революции «локомотивами истории ». [ 6 ] Сорокин и Гоббс считали, что революция – это очень плохо. Сорокин считал, что революция — это тяжелая социальная болезнь, которая может привести к внезапной гибели социального организма , что революция — худший метод улучшения жизни масс. Революционеры на словах обещают массам «золотые горы», а на деле массы получают голод , эпидемии и казни невинных людей. Ничтожные результаты революции достигаются огромной ценой.
Сорокин предлагает иные методы совершенствования и реконструкции социальной организации:
- Мирные реформы , не подавляющие базовые инстинкты человека.
- Научные исследования должны предшествовать практическому эксперименту.
- Сначала необходимо провести эксперимент на низком социальном уровне.
- Реформы должны проводиться законными и конституционными средствами.
Вывод: Эти каноны соблюдаются даже при возведении мостов и разведении скота. Житель далекой планеты, наблюдавший за катаклизмами русской революции, мог сделать вывод, что коровы и мосты ценятся на Земле дороже, чем человеческая жизнь.
Причины революции
[ редактировать ]Для сравнения можно привести мнение Ленина о причинах революционной ситуации:
Каковы вообще симптомы революционной ситуации? Мы, конечно, не ошибемся, если укажем следующие три основных симптома:
(1) когда господствующим классам невозможно сохранить свою власть без каких-либо изменений; когда наступает кризис в той или иной форме среди «верхов», кризис политики господствующего класса, ведущий к трещине, через которую вырывается недовольство и возмущение угнетённых классов. Для того чтобы революция произошла, обычно недостаточно, чтобы «низы не захотели» жить по-старому; необходимо также, чтобы «высшие классы не могли» жить по-старому;
(2) когда страдания и нужда угнетенных классов стали более острыми, чем обычно;
3) когда вследствие вышеуказанных причин значительно возрастает активность масс, которые безропотно позволяют себя грабить в «мирное время», а в смутное время тянутся как всеми обстоятельствах кризиса и самими «высшими классами» в самостоятельное историческое действие.
— Ленин [ 7 ]
Сорокин назвал две причины революции:
- подавление базовых инстинктов у большинства населения.
- дезорганизация власти и социального контроля .
Почему подавление базовых инстинктов всегда приводит к революции? Потому что это заставляет человека искать выход из отчаянного состояния. Голод ослабляет тормоза, удерживающие человека от воровства, поедания некачественной еды из помойки, грабежей и убийств. Законопослушный гражданин от голода становится вором и бандитом, рабочий становится нищим, верующий перестает поститься, а аристократ идет на рынок продавать брюки. Полное исчезновение тормозов в поведении людей может привести к распаду общества, когда человек полностью вырывает «рамки» цивилизованного поведения и превращает этого человека в зверя, которому дозволено все (убийство, насилие, грабеж).
Виды подавленных инстинктов как первая причина революции
[ редактировать ]
- Голод , как подавление пищеварительного инстинкта . Голод предшествовал всем революциям, особенно голоду на фоне аристократического обжорства на пирах.
- Рост бедности , как и подавление импульса собственности . Пролетариат был беден , в России как «церковная крыса» . История свалила пролетариат на «кровать из гвоздей». Революционные армии формировались чаще всего из бедных слоев, которые не могут ничего потерять, но могут приобрести все.
- Проигрыш войн и государственного террора , как подавление инстинкта самосохранения. Неудачные войны предшествуют революциям. Проигранные войны превращают солдат, возвращающихся домой, в мощную силу социальных волнений, как это было с русскими солдатами в 1917 году и с немецкими солдатами в 1918 году. Солдаты могут обратиться против правительства, поскольку поражение в войне обнажает социальные проблемы. Например, Парижская Коммуна возникла после франко-прусской войны, Жакерия во Франции во время Столетней войны, восстание Уота Тайлера в Англии после Столетней войны, Русская революция 1905 года после Русско-японской войны , 1917 года Февральская революция в России в конце Первой мировой войны . В каком-то смысле режимы, практикующие государственный терроризм, «беременны» революцией и более склонны к быстрой дестабилизации.
- Цензура миграцию и запрет на людей , как подавление стремления к свободе печати и свободе передвижения .
- Ограниченность сословного королевства , как подавление инстинкта самовыражения. Ограниченность сословий королевства не позволяла людям из низов занимать высокий социально-экономический статус , соответствующий их талантам; поэтому прирожденный правитель, ставший простым рабочим, станет руководителем тайной организации, « Цицерон » станет пропагандистом.
Вот подлинные причины революции, а оправдания могут быть совершенно разными (ссора вокруг религиозных догм или созыв Генеральных штатов). Идеология определяет выбор лозунгов («святая земля», «истинная вера», «республика» или « социализм »). Идеология определяет выбор популярных героев — Иисуса Христа , Яна Гуса , Жан-Жака Руссо , Мартина Лютера , Карла Маркса , Льва Толстого или Карла Либкнехта . Идеология определяет выбор основной идеи (интерпретация Евангелия , национальная идея, теория прибавочной стоимости или капиталистической эксплуатации ). Идеология определяет выбор эмблемы («красная фригийская шапка » — опознавательный знак французских революционеров-якобинцев, «черная рубашка» — форма итальянских фашистов Бенито Муссолини, «пятиугольная красная звезда» — знак принадлежности к Красной Армии). . Какие социальные группы становятся революционными в первую очередь и почему? Наиболее революционными будут те сословия и социальные группы, которые имеют наибольшее количество зажатых инстинктов и, наоборот, врагами революции будут те сословия и социальные группы, которые не заглушили инстинкты полностью или которые имеют малое количество заклинивших инстинктов. . Поэтому большевики могли легко удерживать солдат и рабочих революционными идеями, а аристократы всегда были против революции. В феврале 1917 года в России на стороне революции было 95% населения, а затем некоторые социальные группы стали выступать против эскалации революции, эти группы хотели, чтобы правительство навело порядок. Даже крестьяне и матросы восстали против Большевики в Кронштадте В 1921 г. Советское правительство удерживало власть в этих условиях только из-за страшной усталости от катаклизмов Гражданской войны и из-за уступок в виде НЭПа .
Дезорганизация власти и социального контроля как вторая причина революции
[ редактировать ]Дезорганизация власти и социального контроля означает неспособность правительства подавить восстание, устранить условия, вызывающие недовольство населения, расколоть массы на части и настроить их друг против друга по принципу « разделяй и властвуй». ", направить выход энергии для масс в очередное нереволюционное "русло реки" по принципу "открыть вентиль, чтобы котел не взорвался". Атмосфера дореволюционных эпох всегда поражает наблюдателя слабостью власти и перерождением элиты. Летописец Ипувер писал о слабости власти фараонов накануне египетской революции эпохи среднего царства: «В стране нет правителя. Но где правитель? Неужели правитель уснул? Правитель потерял силу и правитель это не поддержка для нас». Такая же ситуация была и в России в 1917 году. Не было ни одного здравомыслящего и властного министра, дряхлого Ивана Горемыкина , некомпетентного Бориса Штюрмера. , безумный Александр Протопопов и безумный Василий Вирубов - это целая галерея бездарных правителей и циничных карликов, это результат полного вырождения элиты. История «терпит» жестокие и вредоносные правительства до тех пор, пока они не смогут управлять государством, но история вынесет суровый приговор бессильным и паразитическим правительствам. Вырождение элиты становится неизбежным, когда элита превращается в касту , когда отключаются социальные «лифты» и закрывается путь прирожденным правителям наверх с помощью искусственных барьеров на пути обращения в члены элиты. Талантливый премьер-министр Сергей Витте неоднократно подвергался неприязни со стороны Николая II . Когда происходит революционный взрыв, тогда безжалостная революционная метла выметает весь социальный мусор (аристократы — дегенераты). «Выскочки» из низов устремляются вверх по социальной лестнице через огромную щель социального сита отбора. Это решето существует на каждом этаже социальной лестницы в обычный период существования общества, когда в обществе нет революции. Поэтому новая элита на втором этапе революции строит новое «сито», под защитой которого выскочки, достигшие социальной вершины, сливаются с остатками старой аристократии, оставленной для передачи опыта контроля над народом. . Новое большевистское «решето» переходило наверх только тех, кто был «от станка» или «от сохи», а новое большевистское «решето» отбрасывало вниз всех остальных людей.
Второй этап революции
[ редактировать ]Революция имеет два этапа. На первом этапе революции происходит бешеный выброс энергии, но человек не Вечный двигатель, поэтому рано или поздно наступает массовая апатия и усталость. Энергичная группа или тиран могут легко захватить власть на втором этапе революции, используя эту слабость, и восстановить старый режим . Второй этап – это этап «реакции» или «сдерживания». Причинами, порождающими этот этап, являются усиление голода, преступности , поборов, эпидемий , « войн всех против всех ». Люди стоят перед дилеммой: или потеряться, продолжая революционные беспорядки, или навести порядок любой ценой. Примерами «создателей порядка» являются Владимир Ленин , Максимилиан де Робеспьер , Джон Жижка , Оливер Кромвель , Август , Наполеон , которые способны навести порядок «железным кулаком» после периода революций или реформ. Общество, которое не способно развиваться с помощью мирных реформ, вынуждено платить дань за революцию в размере значительной части населения. Можно сделать вывод, что мирная реформа гораздо лучше, чем социальная революция.
См. также
[ редактировать ]Основные работы
[ редактировать ]- Сорокин П.А. Социология революции. Филадельфия, 1925 год.
- Russian edition of this work - Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество..—Политиздат, 1992.—543 с. "Социология революции".
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Гоббс: Левиафан - Издательство Оксфордского университета
- ^ Социология революции. Питирим Александрович Сорокин. Филадельфия: JB Lippincott Co., 1925 г. Рецензия Уилбура Кортеса Эбботта, Гарвардский университет.
- ^ Владимир Ленин "Ценные признания Питирима Сорокина"
- ^ Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество..—Политиздат, 1992 pages 10-12.
- ^ Владимир Ильич Ленин Две тактики социал-демократии в демократической революции. стр. 113
- ^ Карл Маркс Классовая борьба во Франции Глава 3: Последствия 13 июня 1849 г.
- ^ Владимир Ильич Ленин Крах Второго Интернационала. Страница 213
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Питирим Александрович Сорокин "Социология революции"
- http://www.prognosis.ru/lib/P_Sorokin.pdf
- Социология революции. Питирим Александрович Сорокин. Филадельфия: JB Lippincott Co., 1925 г. Рецензия Уилбура Кортеса Эбботта, Гарвардский университет.
- http://64.62.200.70/PERIODICAL/PDF/SaturdayRev-1925apr11/6-7/ [ постоянная мертвая ссылка ]
- Владимир Ленин "Ценные признания Питирима Сорокина"
- http://libelli.ru/works/37-11.htm
- Ломоносова М. В. Социология революции Питирима Сорокина // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 1. Вып. 3. С. 251-268.
- https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30525498