Jump to content

Социология революции

Pitirim Aleksandrovich Sorokin

«Социология революции» — книга российско-американского социолога Питирима Сорокина, вышедшая в 1925 году . Социология революции как раздел социологии была разработана Томасом Гоббсом в «Левиафане» . [ 1 ] в известной степени раньше, чем Сорокин. Гоббс жил и творил в период английской революции . По мнению Гоббса, « война всех против всех» ( Bellum omnium contra omnes ) начинается в период революции и Гражданской войны , когда все люди угрожают каждому человеку, когда каждый человек имеет право на все по праву. сильного человека, когда « Человек человеку волк » ( Homo homini lupus ) Сорокин обобщил данные о новых революциях, неизвестных для Гоббса – Французской революции , Русской революции (1917 г.), и т. д.

Уилбур Кортес Эбботт написал в работе «Действие революции». [ 2 ] что Сорокин работал, так сказать, в лаборатории революции. Сорокин действительно был не в состоянии изложить свои выводы в большевистской России; Сорокин был выслан из России в 1922 году, Сорокин писал свою книгу в более гостеприимной атмосфере Чехословакии». Сорокин был заведующим кафедрой социологии в Петроградском университете, он был одним из лидеров умеренной революционной партии, он был членом Всероссийского Крестьянского Совета и Учредительного собрания » в 1917-1918 гг. За это Сорокин был трижды заключен в тюрьму, приговорен к смертной казни и, наконец, сослан большевистским правительством. Каков результат его исследования русской революции ? Книга Сорокина, вкратце, представляет собой самое убедительное обвинение большевистскому режиму. Эта книга представляет собой тщательное исследование революции в целом. Это одно из лучших когда-либо написанных описаний революции – описание Фукидида на Коркире – как и события во Франции восемнадцатого века или в России двадцатого. Революция — это возвращение цивилизованных людей к дикости.

История создания

[ редактировать ]

Книга «Социология революции» была задумана Сорокиным в годы Гражданской войны в России 1917–1922 годов. Сорокин начал писать эту книгу в Праге в 1922 году. В 1925 году эта книга была издана в США.

В январе 1917 года Сорокин получил звание приват-доцента Петроградского университета. Сорокин стал редактором газеты Партии социалистов-революционеров и личным секретарем премьер-министра Александра Керенского После Февральской революции . Сорокин был арестован большевиками как депутат Учредительного собрания России 2 января 1918 года, после освобождения из большевистской тюрьмы Сорокин был вынужден скрыться от властей. Тогда Сорокин опубликовал в газете открытое письмо, в котором Сорокин констатирует провал тактики Партии социалистов-революционеров, а Сорокин заявляет о разрыве с этой партией. На это письмо Владимир Ленин обратил внимание в известной статье Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». [ 3 ] Сорокин прекратил заниматься политической деятельностью и возобновил преподавательскую деятельность. Властям не понравилась его разгромная рецензия Сорокина на работу Николая Бухарина «Теория исторического материализма ». Позже комплект книги Сорокина «Голод как фактор в делах человека» был уничтожен. Сорокин был арестован как представитель «буржуазной профессуры» и выдворен из России под угрозой расстрела в 1922 году. По этой причине Сорокин оказался в США. [ 4 ]

Революция – это хорошо или плохо?

[ редактировать ]
Bolshevik (1920), by Boris Kustodiev

Теория революции была развита и в марксизме . Теория Ленина о причинах революции, о революционной ситуации отчасти напоминает теорию Сорокина, но теории Ленина и Сорокина резко отличаются друг от друга в оценке значения этого явления как революции. Ленин считал, что революция — это хорошо; революции — это «праздники угнетенных и эксплуатируемых». [ 5 ] Революция — это всего лишь способ для таких революционеров, как Маркс , Энгельс и Ленин, получить власть без выборов, поскольку капиталистическая диктатура не позволит коммунистической партии победить на демократических выборах. Маркс называл революции «локомотивами истории ». [ 6 ] Сорокин и Гоббс считали, что революция – это очень плохо. Сорокин считал, что революция — это тяжелая социальная болезнь, которая может привести к внезапной гибели социального организма , что революция — худший метод улучшения жизни масс. Революционеры на словах обещают массам «золотые горы», а на деле массы получают голод , эпидемии и казни невинных людей. Ничтожные результаты революции достигаются огромной ценой.

Сорокин предлагает иные методы совершенствования и реконструкции социальной организации:

  • Мирные реформы , не подавляющие базовые инстинкты человека.
  • Научные исследования должны предшествовать практическому эксперименту.
  • Сначала необходимо провести эксперимент на низком социальном уровне.
  • Реформы должны проводиться законными и конституционными средствами.

Вывод: Эти каноны соблюдаются даже при возведении мостов и разведении скота. Житель далекой планеты, наблюдавший за катаклизмами русской революции, мог сделать вывод, что коровы и мосты ценятся на Земле дороже, чем человеческая жизнь.

Причины революции

[ редактировать ]

Для сравнения можно привести мнение Ленина о причинах революционной ситуации:

Каковы вообще симптомы революционной ситуации? Мы, конечно, не ошибемся, если укажем следующие три основных симптома:

(1) когда господствующим классам невозможно сохранить свою власть без каких-либо изменений; когда наступает кризис в той или иной форме среди «верхов», кризис политики господствующего класса, ведущий к трещине, через которую вырывается недовольство и возмущение угнетённых классов. Для того чтобы революция произошла, обычно недостаточно, чтобы «низы не захотели» жить по-старому; необходимо также, чтобы «высшие классы не могли» жить по-старому;

(2) когда страдания и нужда угнетенных классов стали более острыми, чем обычно;

3) когда вследствие вышеуказанных причин значительно возрастает активность масс, которые безропотно позволяют себя грабить в «мирное время», а в смутное время тянутся как всеми обстоятельствах кризиса и самими «высшими классами» в самостоятельное историческое действие.

Ленин [ 7 ]

Сорокин назвал две причины революции:

Почему подавление базовых инстинктов всегда приводит к революции? Потому что это заставляет человека искать выход из отчаянного состояния. Голод ослабляет тормоза, удерживающие человека от воровства, поедания некачественной еды из помойки, грабежей и убийств. Законопослушный гражданин от голода становится вором и бандитом, рабочий становится нищим, верующий перестает поститься, а аристократ идет на рынок продавать брюки. Полное исчезновение тормозов в поведении людей может привести к распаду общества, когда человек полностью вырывает «рамки» цивилизованного поведения и превращает этого человека в зверя, которому дозволено все (убийство, насилие, грабеж).

Виды подавленных инстинктов как первая причина революции

[ редактировать ]
Сравните санкюлот слева с кюлотом справа. Оба носят культовые фригийские шапки и трехцветные кокарды.

Вот подлинные причины революции, а оправдания могут быть совершенно разными (ссора вокруг религиозных догм или созыв Генеральных штатов). Идеология определяет выбор лозунгов («святая земля», «истинная вера», «республика» или « социализм »). Идеология определяет выбор популярных героев — Иисуса Христа , Яна Гуса , Жан-Жака Руссо , Мартина Лютера , Карла Маркса , Льва Толстого или Карла Либкнехта . Идеология определяет выбор основной идеи (интерпретация Евангелия , национальная идея, теория прибавочной стоимости или капиталистической эксплуатации ). Идеология определяет выбор эмблемы («красная фригийская шапка » — опознавательный знак французских революционеров-якобинцев, «черная рубашка» — форма итальянских фашистов Бенито Муссолини, «пятиугольная красная звезда» — знак принадлежности к Красной Армии). . Какие социальные группы становятся революционными в первую очередь и почему? Наиболее революционными будут те сословия и социальные группы, которые имеют наибольшее количество зажатых инстинктов и, наоборот, врагами революции будут те сословия и социальные группы, которые не заглушили инстинкты полностью или которые имеют малое количество заклинивших инстинктов. . Поэтому большевики могли легко удерживать солдат и рабочих революционными идеями, а аристократы всегда были против революции. В феврале 1917 года в России на стороне революции было 95% населения, а затем некоторые социальные группы стали выступать против эскалации революции, эти группы хотели, чтобы правительство навело порядок. Даже крестьяне и матросы восстали против Большевики в Кронштадте В 1921 г. Советское правительство удерживало власть в этих условиях только из-за страшной усталости от катаклизмов Гражданской войны и из-за уступок в виде НЭПа .

Дезорганизация власти и социального контроля как вторая причина революции

[ редактировать ]

Дезорганизация власти и социального контроля означает неспособность правительства подавить восстание, устранить условия, вызывающие недовольство населения, расколоть массы на части и настроить их друг против друга по принципу « разделяй и властвуй». ", направить выход энергии для масс в очередное нереволюционное "русло реки" по принципу "открыть вентиль, чтобы котел не взорвался". Атмосфера дореволюционных эпох всегда поражает наблюдателя слабостью власти и перерождением элиты. Летописец Ипувер писал о слабости власти фараонов накануне египетской революции эпохи среднего царства: «В стране нет правителя. Но где правитель? Неужели правитель уснул? Правитель потерял силу и правитель это не поддержка для нас». Такая же ситуация была и в России в 1917 году. Не было ни одного здравомыслящего и властного министра, дряхлого Ивана Горемыкина , некомпетентного Бориса Штюрмера. , безумный Александр Протопопов и безумный Василий Вирубов - это целая галерея бездарных правителей и циничных карликов, это результат полного вырождения элиты. История «терпит» жестокие и вредоносные правительства до тех пор, пока они не смогут управлять государством, но история вынесет суровый приговор бессильным и паразитическим правительствам. Вырождение элиты становится неизбежным, когда элита превращается в касту , когда отключаются социальные «лифты» и закрывается путь прирожденным правителям наверх с помощью искусственных барьеров на пути обращения в члены элиты. Талантливый премьер-министр Сергей Витте неоднократно подвергался неприязни со стороны Николая II . Когда происходит революционный взрыв, тогда безжалостная революционная метла выметает весь социальный мусор (аристократы — дегенераты). «Выскочки» из низов устремляются вверх по социальной лестнице через огромную щель социального сита отбора. Это решето существует на каждом этаже социальной лестницы в обычный период существования общества, когда в обществе нет революции. Поэтому новая элита на втором этапе революции строит новое «сито», под защитой которого выскочки, достигшие социальной вершины, сливаются с остатками старой аристократии, оставленной для передачи опыта контроля над народом. . Новое большевистское «решето» переходило наверх только тех, кто был «от станка» или «от сохи», а новое большевистское «решето» отбрасывало вниз всех остальных людей.

Второй этап революции

[ редактировать ]

Революция имеет два этапа. На первом этапе революции происходит бешеный выброс энергии, но человек не Вечный двигатель, поэтому рано или поздно наступает массовая апатия и усталость. Энергичная группа или тиран могут легко захватить власть на втором этапе революции, используя эту слабость, и восстановить старый режим . Второй этап – это этап «реакции» или «сдерживания». Причинами, порождающими этот этап, являются усиление голода, преступности , поборов, эпидемий , « войн всех против всех ». Люди стоят перед дилеммой: или потеряться, продолжая революционные беспорядки, или навести порядок любой ценой. Примерами «создателей порядка» являются Владимир Ленин , Максимилиан де Робеспьер , Джон Жижка , Оливер Кромвель , Август , Наполеон , которые способны навести порядок «железным кулаком» после периода революций или реформ. Общество, которое не способно развиваться с помощью мирных реформ, вынуждено платить дань за революцию в размере значительной части населения. Можно сделать вывод, что мирная реформа гораздо лучше, чем социальная революция.

См. также

[ редактировать ]

Основные работы

[ редактировать ]
  • Сорокин П.А. Социология революции. Филадельфия, 1925 год.
  • Russian edition of this work - Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество..—Политиздат, 1992.—543 с. "Социология революции".
  1. ^ Томас Гоббс: Левиафан - Издательство Оксфордского университета
  2. ^ Социология революции. Питирим Александрович Сорокин. Филадельфия: JB Lippincott Co., 1925 г. Рецензия Уилбура Кортеса Эбботта, Гарвардский университет.
  3. ^ Владимир Ленин "Ценные признания Питирима Сорокина"
  4. ^ Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество..—Политиздат, 1992 pages 10-12.
  5. ^ Владимир Ильич Ленин Две тактики социал-демократии в демократической революции. стр. 113
  6. ^ Карл Маркс Классовая борьба во Франции Глава 3: Последствия 13 июня 1849 г.
  7. ^ Владимир Ильич Ленин Крах Второго Интернационала. Страница 213
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a8705f11306095d9070478ac62c0591__1723748460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/91/5a8705f11306095d9070478ac62c0591.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociology of Revolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)