Иконоборчество

Иконоборчество ( произносится [ˈbeːldə(n)ˌstɔr(ə)m] ) на голландском языке и Bildersturm [ˈbɪldɐˌʃtʊʁm] на немецком языке (примерно переводится с обоих языков как «нападение на изображения или статуи») - это термины, используемые для обозначения произошедших вспышек разрушения религиозных изображений. в Европе в 16 веке, известный на английском языке как Великое иконоборчество или иконоборческая ярость , а на французском языке как ярость иконоборчества . Во время этих волн иконоборчества католическое искусство и многие формы церковного оборудования и украшений были уничтожены в ходе неофициальных или массовых акций протестантских толп кальвинистов в рамках протестантской Реформации . [2] [3] Большая часть разрушений пришлась на произведения искусства в церквях и общественных местах. [4]

Голландский термин обычно относится к волне беспорядочных нападений летом 1566 года, которая быстро распространилась по Нидерландам с юга на север. Подобные вспышки иконоборчества произошли в других частях Европы, особенно в Швейцарии и Священной Римской империи в период между 1522 и 1566 годами, особенно в Цюрихе (1523 год), Копенгагене (1530 год), Мюнстере (1534 год), Женеве (1535 год), и Аугсбург (1537 г.). [5]
В Англии с 1535 года происходили как спонсируемые правительством удаления изображений, так и спонтанные нападения, а в Шотландии — с 1559 года. [5] произошло несколько вспышек религиозных войн Во Франции, начиная с 1560 года, .
Фон
[ редактировать ]Во Франции неофициальные эпизоды крупномасштабного разрушения произведений искусства в церквях гугенотами -кальвинистами начались в 1560 году; в отличие от Нидерландов, католические толпы часто оказывали им физическое сопротивление и отталкивали их, но они продолжались на протяжении всех религиозных войн во Франции . [6] В англиканской Англии уже произошли организованные разрушения по приказу правительства. [7] в то время как в Северной Европе группы кальвинистов маршировали по церквям и снимали изображения, что «спровоцировало ответные беспорядки лютеранской толпы» в Германии и «вызвало недовольство соседних восточно-православных» в Балтийском регионе. [2] [8]

В Германии, Швейцарии и Англии обращение в протестантизм было навязано всему населению на уровне города, княжества или королевства, с различной степенью дискриминации, преследований или изгнания, применявшихся к тем, кто настаивал на том, чтобы оставаться католиком. Нидерланды, Фландрия, Брабант и Голландия. [9] были частью наследства Филиппа II Испанского , который был набожным католиком и самопровозглашенным защитником Контрреформации ; он подавил протестантизм через свою генерал-губернаторшу Маргариту Пармскую , внебрачную дочь императора Карла V , которая сама была более склонна к компромиссу. Протестанты до сих пор представляли лишь относительно небольшую часть населения Нидерландов, но включали непропорционально большое количество представителей дворянства и высшей буржуазии ; тем не менее, но католическая церковь явно потеряла лояльность населения, и традиционный католический антиклерикализм . теперь доминировал [10]
Пострадавший регион был, пожалуй, самым богатым в Европе, но все еще кипел экономическим недовольством среди части населения, перенес плохой урожай и суровую зиму. Однако современные историки, как правило, менее склонны считать, что это движение было вызвано этими факторами, чем это было несколько десятилетий назад. [11] [12]

Бельденский шторм возник в результате изменения поведения протестантов Нидерландов, начавшегося примерно с 1560 года, которые становились все более открытыми в своей религии, несмотря на уголовные санкции. Католические проповедники прерывались в проповедях, организовывались рейды по спасению из тюрем заключенных-протестантов, которые затем часто бежали в изгнание во Францию или Англию. Протестантские взгляды распространялись посредством большого движения «полевых проповедей» или проповедей под открытым небом ( голландский : hagepreken ), проводимых за пределами городов и, следовательно, вне юрисдикции городских властей. Первое произошло на реке Клоостервельт недалеко от Хондшута , на территории нынешнего округа Дюнкерк во Французской Фландрии , очень близко к тому месту, где позже начались нападения, а первое нападение, которое должно было быть вооружено против срыва, состоялось около Бешепе 12 июля 1562 года. через несколько месяцев после того, как религиозная война снова вспыхнула недалеко от (тогда) французской границы. [13]
Эти проповеди под открытым небом, в основном проповедники -анабаптисты или меннониты , распространились по стране, привлекая огромные толпы, хотя и не обязательно из тех, кто склонялся к протестантизму, и во многих местах непосредственно предшествовали иконоборческим нападениям августа 1566 года. Преследования за ересь продолжались, особенно на юге, хотя они были беспорядочными, а кое-где духовенством явно еретических взглядов [ который? ] были назначены в церкви. К 1565 году власти, похоже, осознали, что преследования не являются ответом, и уровень преследований снизился, а протестанты стали все более уверенно действовать открыто. [14] В письме местных властей регенту от 22 июля 1566 года предупреждалось, что «скандальное разграбление церквей, монастырей и аббатств» неизбежно. [15]
Иконоборческие нападения в Нидерландах в 1566 году
[ редактировать ]
10 августа 1566 года, в праздник Святого Лаврентия , в конце паломничества из Хондшута в Стинворде , часовня Синт-Лауренсклостера была осквернена толпой, вторгшейся в здание. Было высказано предположение, что бунтовщики связали святого прежде всего с Филиппом II, чей монастырский дворец Эскориал недалеко от Мадрида был посвящен Лаврентию и как раз близился к завершению в 1566 году. [16] Иконоборческие нападения быстро распространились на север и привели к уничтожению не только изображений, но и всевозможных украшений и инвентаря в церквях и другой церковной или духовной собственности. Однако человеческих жертв было относительно мало, в отличие от аналогичных вспышек во Франции, где часто убивали духовенство, а также некоторых иконоборцев. [17]
Атаки достигли коммерческого центра Нидерландов, Антверпена, 20 августа и 22 августа Гента, где были разрушены собор, восемь церквей, двадцать пять монастырей и женских монастырей, десять больниц и семь часовен. Оттуда он распространился дальше на восток и север, достигнув Амстердама , который тогда был гораздо меньшим городом, к 23 августа и продолжался на крайнем севере и востоке до октября, хотя основные города подверглись нападениям в основном в августе. Валансьен («Валансьен» на карте) был самым южным городом, подвергшимся нападению. На востоке в Маастрихте 20 сентября и Венло 5 октября произошли нападения, но в целом вспышки ограничивались более западными и северными районами. [18] Только во Фландрии подверглись нападениям более 400 церквей. [19]
Очевидец Ричард Клаф , валлийский протестантский купец, находившийся тогда в Антверпене, видел: «Все церкви, часовни и религиозные дома совершенно обезображены, и в них не осталось ничего целого, кроме сломанного и полностью разрушенного, сделанного после такого порядок и так мало людей, что этому можно только удивляться». Церковь Богоматери в Антверпене , позже ставшая собором (на фото вверху): «выглядела как ад, с горящими более чем 10 000 факелами и таким шумом, как будто небо и земля встретились вместе, с падением изображений и ударами дорогостоящих работ, таких, что добыча была настолько велика, что человек не мог пройти через церковь, так что, вкратце, я не могу написать вам на x листах бумаги то странное зрелище, которое я там увидел, органы и все такое. уничтожено». [20] [21]
Николас Сандерс , английский католик в изгнании, профессор богословия в Лувене , описал разрушения в той же церкви:
... эти новые последователи этой новой проповеди сбросили резные [вылепленные] и испортили нарисованные изображения не только Богоматери, но и всех других в городе. Разрывали завесы, разбивали резные изделия из меди и камня, ломали жертвенники, портили одежды и трупиц, вырывали железо, уносили или ломали чаши и облачения, вырывали медь надгробий, не жалея стекла и скамьи, которые были сделаны вокруг столпов церкви для сидения мужчин... Святое Дар алтаря... они топтали им под ноги и (ужасно это сказать!) проливали на него свою вонючую мочу ...эти лжебратья сожгли и разорвали не только всякие церковные книги, но, сверх того, истребили целые библиотеки книг всех наук и языков, да Священное Писание и древних отцов , и разорвали в клочья карты и схемы описания стран. [22]

Подобные подробности подтверждаются многими другими источниками. Сообщения очевидцев о действиях иконоборцев и записи более поздних судебных процессов над многими из них ясно показывают, что в этих вспышках зачастую присутствовал значительный элемент карнавала , с большим количеством насмешек над изображениями и приспособлениями, такими как шрифты, записанные как иконоборцы приступили к своему делу. Алкоголь фигурирует в очень многих случаях, возможно, в некоторых случаях потому, что в нидерландском законодательстве состояние опьянения может рассматриваться как смягчающее обстоятельство при вынесении уголовного приговора. [23]
Разрушения часто включали обыск дома священника, а иногда и частных домов, подозреваемых в хранении церковного имущества. Было много грабежей обычного домашнего имущества из домов духовенства и монастырей, а также несколько уличных ограблений толпой женских украшений; после того, как изображения были разбиты, а имущество занято, «мужчины накормили свои желудки в карнавальном удовольствии пивом, хлебом, маслом и сыром, в то время как женщины унесли провизию на кухню или в спальню». [24]

Существует множество описаний ритуалов инверсии, в которых церковь иногда олицетворяла весь социальный порядок. Дети иногда с энтузиазмом участвовали в них, и впоследствии уличные игры превращались в игровые сражения между « папистами » и « нищими ». Один ребенок был убит в Амстердаме камнем, брошенным во время такой игры. [25] В других местах иконоборцы, казалось, относились к своим действиям как к работе; в одном городе группа ждала звонка, ознаменовывающего начало рабочего дня, прежде чем приступить к работе. Гробницы и мемориальные надписи патрициев и знати, а в некоторых случаях и королевской семьи, были испорчены или уничтожены в нескольких местах, хотя светские общественные здания, такие как ратуши и дворцы знати, не подвергались нападениям. [26] В Генте, с одной стороны, памятник в церкви сестре Карла V Изабелле (и, следовательно, тете Филиппа) был тщательно оставлен в покое, но статуя на улице Карла V и Богородицы была разрушена. [27]
Действия вызвали споры среди протестантов, некоторые из которых неправдоподобно пытались обвинить католических провокаторов . [28] поскольку стало ясно, что «наиболее популярные элементы диссидентского движения вышли из-под контроля». [29] Протестантские священники и активисты, вернувшиеся из изгнания в Англии и других странах, сыграли значительную роль, а отдельных богатых протестантов широко подозревали в найме людей для выполнения работы в некоторых местах, особенно в Антверпене. [30]
В некоторых сельских районах банды иконоборцев в течение нескольких дней перемещались по стране между сельскими церквями и монастырями. [4] [31] В других местах были задействованы большие толпы людей, иногда местные жители, а иногда и пришельцы. В некоторых местах дворянство оказало помощь, приказав расчистить церкви в своих имениях. Местные магистраты часто выступали против, но были неэффективны в прекращении разрушений. [32] Во многих городах гильдии лучников, выполнявшие функцию контроля за общественным порядком, не предпринимали никаких шагов против толпы. [33]
В 1566 году, в отличие от ситуации после Восьмидесятилетней войны и сегодня, протестантизм в Нидерландах был в основном сконцентрирован на юге (примерно современная Бельгия ) и гораздо слабее на севере (примерно нынешние Нидерланды ). Иконоборчество на севере началось позже, после того как были получены новости о событиях в Антверпене, и местные власти в некоторых городах ему более успешно сопротивлялись, хотя в большинстве случаев все же преуспели. [34] И вновь общественно-значимые миряне часто брали на себя инициативу. [35] Во многих местах были или, как позже сообщалось, были ложные заявления официальных комиссий некоторых местных властей о проведении этих действий, и к концу вспышки некоторые северные города удалили изображения по приказу местных властей, предположительно, чтобы предотвратить беспорядок, который сопровождал бы действия толпы. [36]
Анализ протоколов более поздних процессов показывает, что широкий спектр профессий, охватывающий ремесленников и мелких торговцев, особенно в текстильной торговле, а также различных церковных служащих, находится на довольно низком уровне. Там, где учитываются богатство и собственность, это «в лучшем случае скромно». [37]
« Тихое иконоборчество » 1581 года в Антверпене.
[ редактировать ]Антверпен пережил новый период иконоборчества в 1581 году, после того как был избран кальвинистский городской совет, который очистил городское духовенство и гильдии от католических чиновников. Это известно как «тихий» или « тихий » бельденшторм , поскольку удаление изображений осуществлялось учреждениями, которым они принадлежали, самим советом, церквями и гильдиями. Некоторые изображения были проданы, а не уничтожены, но большинство, похоже, утеряно. Летом 1584 года Антверпен был осажден испанской армией герцога Пармского и пал год спустя. [38]
Художественные потери
[ редактировать ]
Редко кто задумывался о художественном наследии этих городов в 1566 году, хотя семьям иногда удавалось защитить церковные памятники своих предков, а в Делфте синдикам Гильдии художников Святого Луки удалось спасти алтарь работы Маартена. van Heemskerck , который гильдия сдала в эксплуатацию всего 15 лет назад. [39]
Ван Эйкса Гентский алтарь , тогда известный как высший образец ранней нидерландской живописи и уже ставший главной туристической достопримечательностью, только что отреставрированный в 1550 году, был спасен путем его разборки и скрытия в башне собора. Первое нападение 19 августа было предотвращено небольшим количеством охранников. Когда два дня спустя ночью была совершена более крупная атака, иконоборцы использовали ствол дерева в качестве тарана и сумели прорваться через двери. [40]

К тому времени панели были сняты с рамы и спрятаны вместе с охранниками на узкой винтовой лестнице, ведущей на башню, с запертой дверью на уровне земли. Их не обнаружили, и толпа ушла, уничтожив все, что еще удалось найти. [40] Затем панели были перенесены в ратушу и вернулись к виду только в 1569 году, когда сложная рама исчезла. [41] Художественные и литературные потери были подробно описаны Маркусом ван Верневиком в его журнале V an die beroerlicketijden in die Nederlanden en voornamelick в Гендте 1566-1568 гг. Оригинал рукописи его журнала до сих пор хранится в библиотеке Гентского университета . [42]
Несмотря на охрану милиции, две из трех главных церквей Лейдена подверглись нападению; в Питерскерк хоровые книги и алтарь Лукаса ван Лейдена . сохранились [43] В Ауде Керк в Амстердаме был утерян алтарь с центральной панелью Яна ван Скореля и боковыми панелями, расписанными с обеих сторон Маартеном ван Хемскерком. [44] Наиболее важные работы нескольких художников, особенно таких, как Питер Артсен , работавший в Антверпене, [45] все они были уничтожены, что привело к несколько искаженному представлению об истории искусства того периода. Алтарь в Кулемборге был заказан в 1557 году художником Яном Деем, затем был разрушен в 1566 году и в 1570 году вновь введен в эксплуатацию у Дея, очевидно, как копия первого. Однако новая работа просуществовала всего пять лет, прежде чем ее убрали, когда город официально стал кальвинистским. [46]
Последствия
[ редактировать ]
23 августа Маргарита Пармская , регент или генерал-губернатор Габсбургов, чья столица Брюссель не была затронута движением, согласилась на «Соглашение» с группой аристократических протестантских лидеров, известных как «Компромисс» или Геузен («Нищие»). ), согласно которому была предоставлена свобода религии в обмен на разрешение католикам беспрепятственно совершать богослужения и прекращение насилия. Вместо этого «вспышка иконоборческой ярости положила начало почти непрерывной череде стычек, походов, грабежей, пиратских набегов и других актов насилия. Не все области подвергались насилию одновременно или в одинаковой степени, но практически ничего не осталось». невредимым». [47]
Многие элитные протестанты были теперь встревожены высвободившимися силами, и часть дворянства начала склоняться к поддержке правительства. Реализация несколько расплывчатых условий соглашения привела к дальнейшей напряженности, и Вильгельм Оранский , назначенный Маргаритой для разрешения ситуации в Антверпене, попытался, но не смог добиться более широкого урегулирования, с которым могли бы смириться все стороны. Вместо этого беспорядки продолжались, и этот эпизод послужил причиной голландского восстания , которое должно было вспыхнуть два года спустя. [48]
29 августа 1566 года Маргарет написала Филиппу несколько паническое письмо, «утверждая, что половина населения заражена ересью и что более 200 000 человек восстали против ее власти». [49] Филипп решил послать герцога Альбу с армией; он возглавил бы их сам, но был удержан в Испании другими причинами, особенно все более очевидным безумием его наследника Карлоса, принца Астурийского . [50] Когда в следующем году прибыл Альба и вскоре сменил Маргарет на посту генерал-губернатора, его жестокие репрессии, включавшие казнь многих осужденных за иконоборческие нападения летом прошлого года, только ухудшили ситуацию. [49]
Антверпен был тогда крупнейшим финансовым и международным торговым центром Европы, на который приходилось от 75 до 80% английского экспорта тканей. [51] и беспорядки породили серьезные и вполне обоснованные опасения, что ее положение как таковое находится под угрозой. Сэр Томас Грешам , английский финансист, который организовал займы Елизаветы I и чьим агентом в Антверпене был Клаф, уехал из Лондона в Антверпен 23 августа, только узнав по пути о нападениях в Антверпене ; ему нужно было пролонгировать 32 000 фламандских фунтов и занять еще 20 000, чтобы профинансировать ее расходы в Ирландии. По прибытии обедая с Вильгельмом Оранским, его спросили, «собираются ли англичане покинуть этот город или нет», и он написал Уильяму Сесилу , главному министру Елизаветы, «встревоженный тем, что ему «не нравится ни одно из их действий», но « предчувствовал большое зло» и призвал, чтобы английское правительство «должно поступить очень хорошо и вовремя рассмотреть какую-то другую сферу и место» для сбыта английской продукции. Это было послание, которое помогло определить ход событий». [52]
Англичане обнаружили, что на денежном рынке Антверпена не хватает средств с начала года, и теперь использовали также Кельн и Аугсбург , но по мере развития событий в следующем году, когда личное положение некоторых ведущих кредиторов стало шатким, англичане к своему удивлению, обнаружили, что выплаты больше не требуют, вероятно, потому, что кредиторы были счастливы хранить свои деньги за границей взаймы надежному заемщику. [53] Голландское восстание, которое начиная с 1585 года включало голландскую блокаду реки Шельды , ведущей к городу, должно было окончательно разрушить Антверпен как крупный торговый центр.

Во многих местах проповедники-кальвинисты пытались захватить разграбленные здания. Обычно они отражались в период после атак. В последующие месяцы во многих городах Вильгельм Оранский и другие пытались вести переговоры о выделении определенных церквей для размещения местных протестантов, часто разделенных на лютеран и кальвинистов. В течение нескольких недель они по большей части потерпели неудачу, не в последнюю очередь потому, что правительство Маргарет их отвергло; у нее уже была предыдущая попытка компромисса, отклоненная Филиппом несколькими месяцами ранее, и она была вынуждена отозвать указ. [54] Вместо этого произошла волна строительства или адаптации кальвинистских «храмов», хотя, в конце концов, к следующему году ни один из них не использовался, а их планировка, которая, похоже, перекликалась с ранними швейцарскими и шотландскими кальвинистскими проектами, в настоящее время в значительной степени неизвестный. [55]
После того, как началось собственно восстание, было много новых случаев очищения церквей, некоторые из которых все еще неофициальные и беспорядочные, но по мере того, как города официально становились протестантскими, все чаще предпринимались по официальному приказу, как, например, Амстердамское Alteratie («Изменение») 1578 года. Алтари, чтобы против чего кальвинисты, в отличие от лютеран, категорически возражали, обычно полностью удалялись, а в некоторых крупных церквях, таких как Утрехтский собор , большие надгробные памятники устанавливались там, где они стояли, отчасти для того, чтобы затруднить их возвращение в случае изменения политических условий. Когда Восьмидесятилетняя война завершилась, в городах и районах, которые стали протестантскими, старые католические церкви почти все были захвачены новой установленной верой , кальвинистской голландской реформатской церковью , в то время как другим общинам пришлось искать свои собственные здания. [56]
Пустое и пустое состояние этих церквей, оставшихся в руках католиков после окончания военных действий, побудило к реализации масштабной программы пополнения запасов католического искусства, которая во многом была связана с силой северного маньеризма , а затем и живописи фламандского барокко , и многие готические церкви были переданы в дар. Преображения в стиле барокко . [57] На севере, теперь сильно протестантском, религиозное искусство в значительной степени исчезло, а голландская живопись Золотого века сосредоточилась на широком спектре светских тем, таких как жанровая живопись , пейзажное искусство и натюрморты , с результатами, которые иногда могли удивить протестантских священников, которые инициировал движение. По словам одного ученого, это «было не только резкое изменение функции искусства, но и контекст, в котором наша нынешняя концепция искусства, то, что литературный критик М. Х. Абрамс назвал «искусством как таковым», впервые начала формироваться». , заменив «модель построения», в которой теория искусства занималась тем, как создатели создавали свои произведения, на «модель созерцания», связанную с воздействием готовых работ на «одинокого воспринимающего» или зрителя. [58]
Изображения
[ редактировать ]-
Гравюра на дереве 1563 года из Книги мучеников Фокса.
-
Испорченное изображение гробницы епископа Гая Авенского , Утрехтский собор
См. также
[ редактировать ]- Катакомбные святые
- Уничтожение культурного наследия Исламским Государством
- Реформация и искусство
- Европейские религиозные войны
- История Фландрии , История Нидерландов
- Иконофобия#Иконофобия и английская Реформация
Примечания
[ редактировать ]- ^ проанализировано в Arnade, 146 (цитируется); см. также Искусство сквозь время. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Маршалл, Питер (22 октября 2009 г.). Реформация . Издательство Оксфордского университета . п. 98. ИСБН 9780191578885 .
Иконоборческие инциденты во время кальвинистской «Второй Реформации» в Германии спровоцировали ответные бунты лютеранской толпы, в то время как разрушение имиджа протестантов в Балтийском регионе вызвало глубокую неприязнь к соседним восточным православным, группе, с которой реформаторы, возможно, надеялись найти общее дело.
- ^ Байфилд, Тед (2002). Век гигантов, 1500–1600 гг. н.э.: В эпоху духовного гения западный христианский мир разрушается . Проект христианской истории. п. 297. ИСБН 9780968987391 .
Убежденные католики, но выступавшие против тактики инквизиции, они поддержали Вильгельма Оранского в подавлении кальвинистского восстания голландской бельденской бури от имени регента Маргариты Пармской и охотно пришли на совет по ее приглашению.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйнер, Фред С. (1 января 2010 г.). Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая история западного искусства . Cengage Обучение. п. 254. ИСБН 9781424069224 .
В ходе эпизода, известного как Великое иконоборчество, банды кальвинистов посетили католические церкви в Нидерландах в 1566 году, разбивая витражи, разбивая статуи и уничтожая картины и другие произведения искусства, которые они считали идолопоклонническими.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Филлипс, Реформация изображений: разрушение искусства в Англии, 1535–1660 , (Беркли: University of California Press) 1973.
- ^ Эйре, 279–280.
- ^ Бьюкенен, Колин (4 августа 2009 г.). Англиканство от А до Я. Пугало Пресс. п. 26. ISBN 9780810870086 .
Королевские запреты предписывают читать библейские отрывки на английском языке во время мессы, а также уничтожать изображения и предоставлять «ящик для бедных» для подаяния.
- ^ Лэмпорт, Марк А. (31 августа 2017 г.). Энциклопедия Мартина Лютера и Реформации . Издательство Rowman & Littlefield. п. 138. ИСБН 9781442271593 .
Лютеране продолжали поклоняться в церквях дореформации, как правило, с небольшими изменениями в интерьере. Высказывалось даже предположение, что в Германии до сих пор в лютеранских храмах можно найти больше древних марианских алтарей, чем в католических церквях. Таким образом, в Германии и Скандинавии сохранилось множество произведений средневекового искусства и архитектуры. Джозеф Лео Кернер отметил, что лютеране, видя себя приверженцами традиций древней апостольской церкви, стремились защитить, а также реформировать использование изображений. «Пустая, побеленная церковь провозгласила полностью одухотворенный культ, противоречащий учению Лютера о реальном присутствии Христа в таинствах» (Кёрнер 2004, 58). Фактически, в XVI веке наиболее сильное противодействие уничтожению изображений исходило не от католиков, а от лютеран против кальвинистов: «Вы, черный кальвинист, вы разрешаете разбивать наши изображения и рубить наши кресты; мы собираемся разбить вас и в ответ ваши священники-кальвинисты» (Koerner 2004, 58). Произведения искусства продолжали выставляться в лютеранских церквях, часто включая внушительное большое распятие в святилище, что является явной отсылкой к творчеству Лютера. теология креста . ... Напротив, реформатские (кальвинистские) церкви разительно отличаются. Обычно не украшенные и лишенные эстетической привлекательности, картины, скульптуры и богато украшенные алтарные образы практически отсутствуют; свечей мало или нет; распятия и кресты также по большей части отсутствуют.
- ^ То, что сейчас является примерно бельгийским Лимбургом, входило в состав Льежского епископства и управлялось епископом (показано на карте коричневым цветом).
- ^ Эллиотт, 90–91.
- ^ Арнаде, 95–98 и 116, особенно примечание 105 (где «репутация», предположительно, является опечаткой для «опровержения»). Эллиотт, 89–91, впервые написанный в 1968 году, отражает версию старой точки зрения, знаменосцем которой был немецкий историк-марксист Эрих Каттнер.
- ^ Полльманн, 170–175.
- ^ Петегри, 74–75.
- ^ Петегри, 82–86.
- ^ Арнаде, 97
- ^ Арнаде, 103–104.
- ^ Арнаде, 116
- ^ См. карту с датами в Петегри, 118; Арнаде, 90–91.
- ^ Эйре, 280
- ^ Спайсер, 109 (орфография модернизирована); см. также Арнаде, 146–148.
- ↑ Отчет очевидца о разрушении изображений в Антверпене , Universiteit Leiden. Архивировано 9 июля 2012 г., archive.today .
- ^ Миола, 58–59, 59 цитируется.
- ^ Арнаде, 105–111.
- ^ Арнаде, 111–112 (цитата из 112); Ограблено 102 женских украшения.
- ^ Арнаде, 111–114; на весь абзац: 104–122
- ^ Арнаде, 116–124.
- ^ Арнаде, 119–120.
- ^ Петегри, 117–119.
- ^ Уэллс, 91 год.
- ^ Петегри, 116–117 и др., О возвращении изгнанников; Арнаде, 146–147 о платных иконоборцах.
- ^ Арнаде, 101–102; 104–109
- ^ Петегри, 119–124; Арнаде, 120–122.
- ^ Арнаде, 120
- ^ Брауэр, Мария (11 августа 2016 г.). Государственные формы и экономическое развитие: от средневековья до современности . Спрингер. п. 224. ИСБН 9783319420400 .
Город Амстердам проводил политику сдерживания кальвинистов. Иконоборческое движение достигло Амстердама в августе 1566 года, но городское правительство перевезло и складировало многие церковные владения до того, как иконоборцы достигли города. Все церкви были закрыты, чтобы укротить ярость.
- ^ Петегри, 124–128.
- ^ Арнаде, 120–122.
- ^ Арнаде, 102.
- ^ Фридберг, 133
- ^ Монтиас, 4
- ^ Перейти обратно: а б Чарни, 72–73 – популистский взгляд; когда он говорит «апрель», он имеет в виду август, а «Агнец» относится к алтарю. Петегри, 118, сообщает, что Бельденшторм достигнет Гента 22 августа. См. также Арнаде, 118.
- ^ Риддербос, Бернхард; Вин, Хенк Т. ван; Соседи, Энн ван (25 марта 2018 г.). Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Издательство Амстердамского университета. ISBN 9789053566145 – через Google Книги.
- ^ «О тех несчастных временах в Нидерландах / Маркус Ван Верневейк [рукопись]» . lib.ugent.be . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Иконоборчество — Питерскерк Лейден» . 10 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г.
- ^ Стехов, Вольфганг (25 марта 1966 г.). Искусство Северного Возрождения, 1400-1600: Источники и документы . Издательство Северо-Западного университета. ISBN 9780810108493 – через Google Книги.
- ^ Густав Фридрих Весы , [1]
- ^ Джейкобс, Линн Ф., обзор Лисбет М. Хельмус, Картина на заказ: Контракты Северной Голландии на алтари 1485–1570 гг . Утрехт: Центральный музей, 2010, ISBN 978-90-5983-021-9 . Сайт историков нидерландского искусства . по состоянию на 4 марта 2011 г. Архивировано 26 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Лесгер, 110
- ^ Эллиотт, 91–93; Петегри, 132–134; Уэллс, 89–91; Арнаде, 100
- ^ Перейти обратно: а б Луу, Лиен (25 марта 2018 г.). Иммигранты и промышленность Лондона, 1500–1700 гг . Эшгейт. ISBN 9780754603306 – через Google Книги.
- ^ Гельдерен, Мартин ван (3 октября 2002 г.). Политическая мысль голландского восстания 1555-1590 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521891639 – через Google Книги.
- ^ Рамзи, 62–63.
- ^ Рамзи, 50 лет.
- ^ Рамзи, 50–51.
- ^ Рамзи, 48 лет.
- ^ Спайсер, 110–118.
- ^ Спайсер, 116–124 и последующие страницы.
- ^ Влиге, 4, 13.
- ^ Вагнер (короткие цитаты Абрамса), 131
Ссылки
[ редактировать ]- Арнаде, Питер Дж., Нищие, иконоборцы и гражданские патриоты: политическая культура голландского восстания , Cornell University Press, 2008, ISBN 0-8014-7496-5 , ISBN 978-0-8014-7496-5
- Чарни, Ной, Похищение мистического агнца: правдивая история самого желанного шедевра в мире , PublicAffairs, 2010 г., ISBN 1-58648-800-7 , ISBN 978-1-58648-800-0
- Эйре, Карлос М.Н., Война против идолов: реформация богослужения от Эразма до Кальвина , Cambridge University Press, 1989, ISBN 0-521-37984-9 , ISBN 978-0-521-37984-7
- Эллиотт, Дж. Х. , Европа разделена, 1559–1598 гг ., Многие изд., ссылки на страницы из классических историй Европы Блэквелла, Уайли-Блэквелл, 2-е изд. 2000 (1-е изд. 1968 г.), ISBN 0-631-21780-0 , ISBN 978-0-631-21780-0
- Фридберг, Дэвид , «Живопись и Контрреформация» , из каталога к «Эпохе Рубенса» , 1993, Бостон/Толедо, Огайо, два : 10.7916/D8639ZTP
- Лесгер, Кле, Рост рынка Амстердама и обмен информацией: торговцы, коммерческая экспансия и изменения в пространственной экономике Нидерландов, ок. 1550–1630 , Ashgate Publishing, Ltd., 2006 г., ISBN 0-7546-5220-3 , ISBN 978-0-7546-5220-5
- Миола, Роберт С., Ранний современный католицизм: антология первоисточников , Oxford University Press, 2007, ISBN 0-19-925985-2 , ISBN 978-0-19-925985-4
- Монтиас, Джон Майкл, Вермеер и его окружение: сеть социальной истории , Princeton University Press, 1991, ISBN 0-691-00289-4 , ISBN 978-0-691-00289-7
- Петегри, Эндрю, Эмден и голландское восстание: изгнание и развитие реформированного протестантизма , Oxford University Press, 1992, ISBN 0-19-822739-6 , ISBN 978-0-19-822739-7
- Поллманн, Джудит, «Анонимные иконоборцы: почему историкам потребовалось так много времени, чтобы выявить разрушителей имиджа 1566 года?» . BMGN: Исторический обзор стран Бенилюкса , том. 131, нет. 1 марта 2016 г., стр. 155–176, doi : 10.18352/bmgn-lchr.10184
- Рамзи, Джордж Дэниел, Купцы королевы и восстание в Нидерландах: конец Антверпенской ярмарки , Часть 2 Конца Антверпенской ярмарки , Manchester University Press, 1986, ISBN 0-7190-1849-8 , ISBN 978-0-7190-1849-7
- Спайсер, Эндрю, Кальвинистские церкви в Европе раннего Нового времени , Manchester University Press, 2007, ISBN 0-7190-5487-7 , ISBN 978-0-7190-5487-7
- Влиге, Х., Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 гг . Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана, 1998, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07038-1
- Вагнер, Роджер, «Искусство и вера», гл. 10 в: Харрис, Ричард и Брайерли, Майкл В. (редакторы), Общественная жизнь и место церкви: размышления в честь епископа Оксфорда , Ashgate Publishing, Ltd, 2006 г., ISBN 0-7546-5301-3 , ISBN 978-0-7546-5301-1
- Уэллс, Гай, «Невероятный макиавеллизм: Вильгельм Оранский и княжеские добродетели», в книге Мак, Филлис и Джейкоб, Маргарет К. (редакторы), « Политика и культура в Европе раннего Нового времени: эссе в честь Герберта Кенигсбергера» , Cambridge University Press , 1987, ISBN 0-521-52702-3 , ISBN 978-0-521-52702-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Дьюк, Аластер, «Кальвинисты и папистское идолопоклонство: менталитет нарушителей имиджа в 1566 году» , в книге Поллманн, Джудит и Спайсер, Эндрю (ред.), Диссидентские идентичности в странах раннего Нового времени , Ashgate Publishing, Ltd, 2009 г. , ISBN 978-0-7546-5679-1
- Фридберг, Дэвид, Иконоборчество и живопись во время восстания в Нидерландах, 1566–1609 гг. , Гарланд, 1988 г. ISBN 978-0-8240-0087-5
- Голландские слова и фразы
- 1566 год в Европе
- 1566 г. в Габсбургских Нидерландах.
- Католицизм 16 века
- Восьмидесятилетняя война
- Реформация в Нидерландах
- Религиозные беспорядки
- Беспорядки 16 века
- Разрушенные произведения искусства
- Нападения на церкви в Европе
- Христианство и насилие
- Иконоборчество
- Антикатолицизм в Нидерландах