Jump to content

Ясия Райхардт

Ясия Райхардт
Райхардт в 2022 году
Райхардт в 2022 году
Рожденный Янина Чайкин
( 1933-11-13 ) 13 ноября 1933 г. (90 лет)
Варшава , Польша
Занятие искусствовед , куратор , педагог и писатель
Национальность Польский
Гражданство Британский
Образование Школа Дартингтон Холл
Бристольская театральная школа Олд Вик
Известные работы Кибернетическая случайность: компьютер и искусство , директор Архива Темерсона.

Яся Райхардт (родилась Янина Чайкин ; 13 ноября 1933 г.) [1] — британский искусствовед , куратор , директор художественной галереи, педагог и плодовитый писатель, специалист по зарождению компьютерного искусства . В 1968 году она была куратором знаковой выставки «Кибернетическая интуиция» в лондонском Институте современного искусства . Она широко известна своими работами в области экспериментального искусства. После смерти Францишки и Стефана Темерсонов она каталогизировала их архив. [2] и заботится о своем наследии.

Ее собственное описание гласит: Ясия Райхардт пишет, читает лекции и организует мероприятия по темам, которые касаются связи искусства с другими областями человеческой деятельности, такими как архитектура, наука, технология. Она была помощником директора ICA, директором Художественной галереи Уайтчепела и наставником в АА . Она написала книги об искусстве, компьютерах, роботах и ​​будущем. [3]

Детство [ править ]

Обложка журнала Małe pisemko 1930-х годов , рисунок Марылы Вейнлес-Чайкиной.
Евреи молятся в Йом Кипур автора Якуб Вейнлес. В коллекции Варшавского национального музея .

Яся Райхардт родилась в семье Марылы Вайнлес и Северина Чайкина в Варшаве , Польша, в 1933 году. Ее мать была иллюстратором и пианисткой, а отец - архитектором и инженером. Ее дедом по материнской линии был Якуб Вейнлес (1870–1938), художник работ, посвященных преимущественно еврейской и религиозной тематике, член Еврейского общества поощрения изящных искусств. [1]

Ассимилированная еврейская семья среднего класса, Чайкины были разбиты немецким вторжением в Польшу в 1939 году и были заключены среди еврейского населения столицы в Варшавском гетто . Яся какое-то время пережила там вместе со своей матерью и бабушкой по материнской линии Люцией Кауфман-Вайнлес, которые пытались оградить ее от развернувшегося ужаса. В 1942 году ее вывезли контрабандой, но оба ее родителя были убиты в лагере смерти Треблинка .

Впоследствии несколько поляков спрятали ее под вымышленным именем, и она проводила время в монастыре, пока не смогла присоединиться к сестре своей матери Францишке Темерсон и ее мужу Стефану Темерсону в Лондоне в 1946 году. Она училась в школе Дартингтон-Холл. [4] а затем пошел учиться режиссуре в Бристольскую театральную школу «Олд Вик» . [5] [1] [3]

Карьера [ править ]

В 1950-х годах она была помощником редактора журнала Art News and Review , для которого писала многочисленные обзоры, а также презентации для выставок для различных галерей современного искусства. В начале 1960-х годов она была главным редактором серии «Искусство в прогрессе», издаваемой издательством Methuen . Она организовывала различные выставки нового искусства, а в 1963–1971 годах была помощником директора ИСА . [6]

В 1968 году она организовала революционную выставку «Кибернетическая прозорливость» и отредактировала специальный выпуск Studio International , который заменил каталог. [7] [8] В том же году она стала куратором «Флуоресцентная хризантема» . выставки современного экспериментального японского искусства [9] [10] [8] Затем последовали другие выставки, в том числе Play Orbit, где представлены предметы для игры британских художников.

С 1974 по 1976 год Райхардт был директором Художественной галереи Уайтчепела . [6] С 1989 по 1998 год она была одним из директоров биеннале Artec в Нагое . В 1998 году она курировала Electronically Yours выставку электронных портретов в Токийском Метрополитен-музее фотографии . Помимо написания статей и организации выставок, она вела программу по искусству «Форум критиков» на BBC в 1965–1977 годах. Она сотрудничала с художниками и продолжала уделять внимание стыку искусства и науки, о чем вела ежемесячную колонку. в журнале «Новый учёный» . После 1990 года она сотрудничала в различных проектах с Ником Уодли , вплоть до его смерти в 2017 году. Она преподавала в Архитектурной ассоциации и других колледжах. После 1988 года организовала архив Францишки и Стефана Темерсон ; Трехтомный каталог архива был опубликован в 2020 году и распространен MIT . [11]

Она работала в многочисленных комитетах; принадлежал к ряду профессиональных организаций, читал лекции на конференциях, получил ряд наград.

В 2022 году Австралийского национального университета Школа кибернетики открыла школу, представив выставку «Австралийская кибернетика: точка во времени» . На выставку вошли работы из фильмов «Кибернетическая прозорливость» (1968), «Австралия 75: Фестиваль творческих искусств и науки» (1975), а также современные произведения, курируемые Школой кибернетики. Описывая выставку Райхардта «Кибернетическая прозорливость» , школа заявила, что она «представляет собой точки расширения кибернетического воображения» и «новаторский» «проблеск будущего, в котором компьютеры переплетаются с людьми и культурами, и благодаря этому она разработала план для будущего вычислений, которое с тех пор вдохновляло поколения». [12] [3]

В 2024 году Райхардт был удостоен звания почетного доктора Школы кибернетики Австралийского национального университета. Степень доктора наук была присвоена канцлером АНУ, достопочтенным. Джули Бишоп во время специальной церемонии в Лондоне. [13]

Личная жизнь [ править ]

Ясия Райхардт была замужем сначала за Тони Ричардсом (позже Райхардтом), арт-дилером и коллекционером, а затем за историком искусства и художником Ником Уодли . [14]

Выставки, организованные JR [ править ]

в Лондоне, если не указано иное

  • Image in Progress (первая выставка поп-арта в Лондоне), Галерея Грабовски , 1962 г.
  • Внутренний образ (между живописью и скульптурой), Галерея Грабовски, 1964.
  • Искусство в Великобритании 1930-40 (дань уважения сэру Герберту Риду ), Marlborough Fine Art и New London Gallery, 1965
  • Между поэзией и живописью , ICA, 1965.
  • Лондон до сорока , Galleria Milano, Милан, 1966 год.
  • Очерки повествования , галерея Zwemmer, Лондон, 1966.
  • Ventures , (экспериментальные работы в трёх измерениях), передвижная выставка Художественного совета, 1967.
  • Кибернетическая прозорливость , ICA, 1968, также в Вашингтоне и Сан-Франциско. [3]
  • Флуоресцентная хризантема (новое японское искусство, музыка и фильмы), ICA, 1968–69 и Ванкувер.
  • Play Orbit (игрушки художников), ICA, 1969–70.
  • Десять гостиных (созданные художниками), ICA, 1970 г.
  • Время, слова и камера (фотоработы британских художников), Кюнстлерхаус, Грац, 1976–77.
  • В электронном виде , Токийский Метрополитен-музей фотографии, 1988 г.
  • Иоланда Соннабенд , Дом Памяти , Галерея Стара, Люблин, 2001 г.
  • Почти человек , Центр современного искусства «Лазня II», Гданьск, 2015
  • Ник в Европе , Галерея 12 Star, Лондон, 2018
  • Ник в Гданьске , Центр современного искусства «Лазня II», Гданьск, 2019
  • Вспоминая флуоресцентную хризантему , Центр современного искусства «Лазня I», Гданьск, 2019

Библиография [ править ]

Статьи в регулярной серии журнала:

Книги, написанные:

  • Виктор Пасмор . Серия «Искусство в прогрессе». Лондон: Methuen & Co, 1962. ASIN: B0000CLE70.
  • Яаков Агам . Серия «Искусство в прогрессе». Лондон: Метуэн. 1966. ASIN: B0006BSCLM.
  • Компьютер в искусстве . Лондон: Студия Виста. 1971 год
  • Роботы: факт, вымысел и предсказание . Темза и Гудзон . 1978 год ISBN   978-0500271230
  • Магдалена Абаканович . Нью-Йорк: Абвиль Пресс . 1982. ISBN 0896593231.
  • Пятнадцать путешествий из Варшавы в Лондон . Лондон: Dalkey Archive Press . 2012. ISBN   9781564787200

Книги под редакцией:

  • Серия из 13 монографий о ныне живущих художниках «Искусство в прогрессе», Метуэн, 1962–66.
  • Хаусманн, Рауль и Швиттерс, Курт ; изд. Ясия Райхардт. ПИН , Gaberbocchus Press (1962); Издательство Анабас, Гиссен. 1986 г.
  • Кибернетика, искусство и идеи . Студия Виста. 1971 год
  • Стефан Темерсон - Сборник стихов , Gaberbocchus Press/ Uitgeverij De Harmonie , Амстердам, 1997
  • Стефан Темерсон – Избранные стихи 1939–1945 гг. , Издательство Силезского университета , Катовице , 2004 г.
  • Курт Швиттерс: Три истории , Tate Publishing, 2010 г.
  • Неопубликованные письма Францишки и Стефана Темерсонов , Gaberbocchus & De Harmonie, Амстердам, 2013 г.
  • Архивный каталог Themerson , Массачусетский технологический институт, 2020 г.

Книги способствовали:

  • «Множественные» в «Искусстве года» , Penguin Books, 1974 г.
  • «Оп-арт» в «Концепциях современного искусства» , Penguin Books, 1974 г.
  • «Искусство и кибернетика» в Le Temps et la Cybernetique , Micromégas, 1975.
  • «После Мальро» на 360 градусов вокруг Кацухиро Ямагути , Rikuyo-sha Publishing Inc., 1981 г.
  • «Парадоксы механической жизни» в книге Desire Machine World Invention , Спрингер, Вена, 1966 г.
  • «В начале», White Heat Cold Logic , Массачусетский технологический институт, 2009 г.
  • «Встреча с Борхесом», с Борхесом, Мои работы в прозе , Obscure Publications , 2010
  • «Борхес», с Борхесом, Моя жизнь в книгах , Obscure Publications, 2010 г.

Тексты в каталогах выставок включают:

Журналы и журналы внесли свой вклад в: файлы АА, Ambit, Architectural Review, Art Monthly, Art International, Art News, Arte Oggi, Arts, Arts Review, Artscribe, Arts Review, Billedkunst, журнал Bonhams, Британский журнал эстетики, Cambridge Opinion, Cimaise, Connoisseur, The Creative Holography Index, Domus, Eye, Image Roche, The Independent, Междисциплинарные научные обзоры, Konteksty, Das Kunstwerk, Kwartalnik Literacki, Leonardo, Marmo, Metro, Museumjournaal, Opus, Pagin, Pa`renthesis, Penrose Annual, Pix 1, Progressive Architecture, Quadrum, The Royal Academy Magazine, RSA Journal, Skira Annuel, Studio International, Sunday Times, Typographica, L’Uomo e l’Arte, Vytvarne Umeni, Zodiac и другие.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Едлиньска, Элеонора (2021). «Феномен Яси Райхардт — польского искусствоведа в Англии» . Дневник изящных искусств (на польском языке). 16 : 189–195. дои : 10.11588/psp.2021.1.101910 . ISSN   2658-1655 .
  2. ^ Архивный каталог Темерсона, 3 тома. Комплект: три тома (том I, «Письма и документы»; том II, Темерсоны, том III, Габербокх) . МТИ Пресс. 3 ноября 2020 г. ISBN  9781916247413 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Документы Яси Райхардт: 1960-1980» . National-gallery.primo.exlibrisgroup.com . Проверено 4 мая 2023 г.
  4. ^ Паскетт, Зоя (9 марта 2017 г.). «Преследование и выживание: Одна семья, три города, шесть лет войны» . Ветчина и Хай . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 18 июня 2018 г.
  5. ^ Райхардт, Ясия (1974). «Двадцать лет симбиоза искусства и науки» . Искусство и наука . 24 (1): 41.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Архив конкретной и звуковой поэзии Яси ​​Райхардт, 1959–1977 . Исследовательский институт Гетти. По состоянию на январь 2014 г.
  7. ^ Манович, Лев (2002). «Десять ключевых текстов о цифровом искусстве: 1970-2000». Леонардо . 35 (5): 567–569+571–575. дои : 10.1162/002409402320774385 . S2CID   57566892 . Чарли Гир , «Миникомпьютерный экспериментализм в Соединенном Королевстве с 1950-х по 1980-е годы» в книге Ханны Хиггинс и Дугласа Кана (ред.). Экспериментализм мэйнфреймов: ранние цифровые вычисления в экспериментальном искусстве. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета (2012), с. 119
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Яся Райхардт (редактор) (ноябрь 1968 г.). Кибернетическая прозорливость, компьютер и искусство . Studio International Спецвыпуск 905 . Лондон, Международная студия
  9. ^ https://archive.ica.art/bulletin/fluorescent-chrysanthemum-revisited, 2016 г.
  10. ^ «Миникомпьютерный экспериментализм в Соединенном Королевстве с 1950-х по 1980-е годы» в Ханне Хиггинс и Дугласе Кане (ред.). Экспериментализм мэйнфреймов: ранние цифровые вычисления в экспериментальном искусстве. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета (2012), с. 119
  11. ^ «15 путешествий из Варшавы в Лондон - мемуары Яси Райхардт» . сайт польской культуры.org.uk . Проверено 1 июня 2020 г.
  12. ^ «Австралийская кибернетика: точка во времени» . Школа кибернетики АНУ . 26 апреля 2023 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
  13. ^ «Ведущий мировой пионер кибернетики получил степень почетного доктора АНУ» . reporter.anu.edu.au . Проверено 24 апреля 2024 г.
  14. ^ Райхардт, Яся (29 ноября 2017 г.). «Некролог Ника Уодли» . Хранитель .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ca8bc0a11a33c5b77b2d5ed13ae2f6e__1718214360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/6e/5ca8bc0a11a33c5b77b2d5ed13ae2f6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jasia Reichardt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)