Ормузский пролив
Ормузский пролив | |
---|---|
| |
Расположение | Персидский залив – Оманский залив |
Координаты | 26 ° 36' с.ш., 56 ° 30' в.д. / 26,6 ° с.ш., 56,5 ° в.д. |
Тип | Пролив |
бассейна Страны | Оман , Иран , Объединенные Арабские Эмираты |
Мин. ширина | 21 миля (39 км) |
Острова | Остров Ормуз Остров Кешм |
Поселения | Список |
( Ормузский пролив / hɔːr ˈ персидский m uː z / : ت слушать angkaهٔ هُرمُز Tangeh-ye مَضيق — هُرمُز ) Maḍīq Hurmuz пролив между Персидским и Оманским заливами . в мире Он обеспечивает единственный морской путь из Персидского залива в открытый океан и является одним из наиболее стратегически важных узких мест . [1] На северном побережье находится Иран , а на южном побережье находится Мусандам , разделяемый Объединенными Арабскими Эмиратами и провинцией Мусандам , эксклавом Омана полуостров . Длина пролива составляет около 90 морских миль (167 км), а ширина варьируется от 52 морских миль (96 км) до 21 морской мили (39 км). [2] [3]
треть мирового объема сжиженного природного газа и почти 25% общего мирового потребления нефти , что делает его очень важным стратегическим местом для международной торговли. Через пролив проходит [3] [4] Так было на протяжении веков; его обширные внутренние районы были богаты предметами роскоши и не имели легкого доступа к прибыльным торговым портам. В мемуарах Бабура рассказывается, как миндаль приходилось везти из далекой Ферганской области в Ормуз, чтобы попасть на рынки. [5]
Этимология
[ редактировать ]Ормузский пролив, возможно, был назван в честь матери царя Шапура II, царя Персии, который правил между 309 и 379 годами нашей эры.
Ее звали Ифера Хурмиз.
Выход в Персидский залив был описан, но не получил названия, в « Перипле Эритрейского моря» , путеводителе мореплавателя I века:
В верхней части этих островов Калеи находится горная гряда, называемая Калон, а недалеко за ней следует устье Персидского залива, где много ныряльщиков за жемчужными мидиями. Слева от пролива находятся великие горы, называемые Асабон, а справа на виду высится еще одна круглая и высокая гора, называемая Семирамида; между ними переход через пролив составляет около шестисот стадий; за которым далеко вглубь простирается очень большое и широкое море, Персидский залив. В верхнем конце этого залива находится торговый город, обозначенный законом под названием Аполог, расположенный близ Хары Спасини и реки Евфрат.
- Перипл Эритрейского моря, глава 35
В X–XVII веках нашей эры здесь располагалось Королевство Ормус , которое, видимо, и дало проливу название. Ученые, историки и лингвисты получили название «Ормуз» от местного персидского слова هورمغ Hurmogh , означающего финиковую пальму. [6] [ сомнительно – обсудить ] На местных диалектах Хурмоз и Минаб этот пролив до сих пор называется Хурмог и имеет вышеупомянутое значение. [ нужна ссылка ] Сходство этого слова с именем зороастрийского бога هرمز Хормоза (вариант Ахура Мазды ) привело к возникновению народного поверья. [ нужна ссылка ] [ нейтралитет оспаривается ] что эти слова родственные.
Йодокус Хондиус пролив называет Басрский пролив fretum (« Басрский ») на своей карте Османской империи 1606 года .
Навигация
[ редактировать ]Чтобы снизить риск столкновения, суда, следующие через пролив, следуют схеме разделения движения (TSS): входящие суда используют одну полосу, исходящие — другую, причем каждая полоса имеет ширину две мили. Полосы разделены «срединной» полосой шириной две мили. [7]
Чтобы пересечь пролив, суда проходят через территориальные воды Ирана и Омана в соответствии с положениями о транзитном проходе Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву . [8] Хотя не все страны ратифицировали конвенцию, [9] большинство стран, включая США, [10] принять эти обычные правила навигации, закрепленные в конвенции.
В апреле 1959 года Иран изменил правовой статус пролива, расширив свое территориальное море до 12 миль (22 км) и заявив, что он будет признавать только транзит путем мирного прохода через недавно расширенную территорию. [11] В июле 1972 года Оман своим указом также расширил свое территориальное море до 12 морских миль (22 км). [11] Таким образом, к середине 1972 года Ормузский пролив был полностью «закрыт» объединенными территориальными водами Ирана и Омана. В 1970-е годы ни Иран, ни Оман не пытались препятствовать проходу военных кораблей через пролив, но в 1980-е годы обе страны выдвинули претензии, отличные от обычного (старого) права. После ратификации UNCLOS в августе 1989 года Оман представил декларации, подтверждающие его королевский указ 1981 года о том, что через его территориальное море разрешен только мирный проход. В заявлениях далее утверждалось, что для прохождения иностранных военных кораблей через территориальные воды Омана требуется предварительное разрешение. [11] Подписав Конвенцию в декабре 1982 года, Иран сделал заявление, в котором говорилось, что «только государства-участники Конвенции по морскому праву имеют право пользоваться предусмотренными в ней договорными правами», включая «право транзитного прохода через проливы, используемые для международных перевозок». навигация». В мае 1993 года Иран принял всеобъемлющий закон о морских зонах, некоторые положения которого противоречат положениям UNCLOS, включая требование о том, чтобы военные корабли, подводные лодки и атомные корабли получали разрешение перед мирным проходом через территориальные воды Ирана. Соединенные Штаты не признают ни одного из претензий Омана и Ирана и оспорили каждое из них. [11]
В Омане есть индикатор качества связи (LQI) радиолокационной станции. [ нужны разъяснения ] для наблюдения за ТСС в Ормузском проливе. Это место находится на небольшом острове на вершине провинции Мусандам . [ нужна ссылка ]
Торговый поток нефти
[ редактировать ]В отчете Центра стратегических и международных исследований за 2007 год также говорится, что из Персидского залива ежедневно уходит 17 миллионов баррелей, но потоки нефти через пролив составляют примерно 40% всей нефти, продаваемой в мире. [12]
По данным Управления энергетической информации США , в 2011 году в среднем 14 танкеров в день проходили из Персидского залива через пролив, перевозя 17 миллионов баррелей (2 700 000 м3). 3 ) сырой нефти. Утверждалось, что это составляет 35% мировых поставок нефти морским транспортом и 20% нефти, продаваемой по всему миру. В отчете говорится, что более 85% экспорта сырой нефти приходится на азиатские рынки, причем крупнейшими направлениями являются Япония, Индия, Южная Корея и Китай. [8] Только в 2018 году через пролив проходил 21 миллион баррелей в день — это означает нефть на сумму 1,17 миллиарда долларов в день в ценах сентября 2019 года. [13]
События
[ редактировать ]Танкерная война
[ редактировать ]Фаза танкерной войны в ирано-иракской войне началась, когда Ирак атаковал нефтяной терминал и нефтяные танкеры на иранском острове Харг в начале 1984 года. [14] [15] Целью Саддама Хусейна в нападении на иранское судоходство, среди прочего, было спровоцировать иранцев на ответные меры, такие как закрытие Ормузского пролива для всех морских перевозок, что привело бы к американскому вмешательству. [14] Иран ограничил ответные атаки иракскими судами, оставив пролив открытым. [14]
Операция «Богомол»
[ редактировать ]Операция «Богомол» — нападение вооруженных сил США 18 апреля 1988 года в территориальных водах Ирана в ответ на иранскими военно-морскими силами минирование международных вод в Персидском заливе во время ирано-иракской войны и последующее повреждение американского военного корабля. ВМС США атаковали несколькими группами надводных боевых кораблей, а также самолетами авианосца USS Enterprise и ее крейсера эскорта USS Truxtun . Атака началась с скоординированных ударов двух надводных групп.
Крушение иранского самолета Air 655
[ редактировать ]3 июля 1988 года 290 человек погибли, когда иранский Airbus A300 был сбит над проливом ВМС США ракетным крейсером USS Vincennes (CG-49), когда он был ошибочно идентифицирован как реактивный истребитель.
Столкновение военного корабля США «Ньюпорт-Ньюс» и танкера «Могамигава»
[ редактировать ]8 января 2007 года атомная подводная лодка USS Newport News , путешествуя под водой, столкнулась с MV Mogamigawa , очень большим сырым танкером под японским флагом водоизмещением 300 000 тонн. к югу от пролива [16] Пострадавших нет, утечки нефти из танкера не произошло.
Напряженность в 2008 году
[ редактировать ]2008 г. Военно-морской спор США и Ирана
[ редактировать ]Серия морских столкновений между иранскими катерами и военными кораблями США в Ормузском проливе произошла в декабре 2007 и январе 2008 года. Официальные лица США обвинили Иран в преследовании и провоцировании их военных кораблей, но иранские официальные лица отвергли эти обвинения. 14 января 2008 года представители ВМС США, похоже, опровергли версию Пентагона о событиях 16 января, в которых Пентагон сообщил, что американские корабли чуть не открыли огонь по приближающимся иранским лодкам. Региональный командующий ВМС вице-адмирал Кевин Косгрифф заявил, что у иранцев «нет ни противокорабельных ракет, ни торпед», и он «не охарактеризовал бы позицию 5-го флота США как страх перед этими небольшими лодками». [17]
Оборонная политика Ирана
[ редактировать ]29 июня 2008 года командующий Ирана Революционной гвардии Мохаммед Али Джафари заявил, что, если Израиль или США нападут на Иран, он перекроет Ормузский пролив, чтобы нанести ущерб нефтяным рынкам. Это последовало за более двусмысленными угрозами со стороны министра нефти Ирана и других правительственных чиновников о том, что нападение на Иран приведет к беспорядкам в мировых поставках нефти.
Вице-адмирал Кевин Косгрифф, командующий 5-м флотом США, дислоцированным в Бахрейне через Персидский залив со стороны Ирана, предупредил, что такие действия Ирана будут рассматриваться как акт войны, и США не позволят Ирану держать в заложниках почти треть мирового флота. поставка нефти. [18]
Али Ширази, клерикального помощника среднего звена верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи процитировало 8 июля 2008 года студенческое информационное агентство ISNA , который сказал Стражам исламской революции: «Сионистский режим оказывает давление на чиновников Белого дома, чтобы они напали на Иран. они совершают такую глупость, Тель-Авив и американские суда в Персидском заливе станут первыми целями Ирана, и они будут сожжены». [19]
Военно-морская деятельность в 2008 г.
[ редактировать ]В последнюю неделю июля 2008 года в ходе операции «Сера» [20] десятки американских и иностранных военных кораблей прибыли для участия в совместных учениях на предмет возможной военной активности на мелководье у берегов Ирана.
По сообщениям, по состоянию на 11 августа 2008 года более 40 кораблей США и их союзников направлялись в Ормузский пролив. Одна авианосная группа США из Японии дополнит две, которые уже находятся в Персидском заливе, всего пять боевых групп, не считая подводных лодок. [21]
Столкновение авианосцев USS Hartford и USS New Orleans
[ редактировать ]20 марта 2009 года ВМС США «Лос-Анджелес» класса подводная лодка « Хартфорд» с «Сан-Антонио» класса десантно-транспортным доком « Новый Орлеан» столкнулась в проливе . В результате столкновения, в результате которого были легко ранены 15 моряков на борту «Хартфорда» , произошел разрыв топливного бака на борту «Нового Орлеана» , в результате чего вылилось 25 000 галлонов США (95 м3). 3 ) судового дизельного топлива. [22]
Напряженность между США и Ираном в 2011–2012 гг.
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( сентябрь 2017 г. ) |
27 декабря 2011 года вице-президент Ирана Мохаммад-Реза Рахими пригрозил прекратить поставки нефти из Ормузского пролива, если экономические санкции ограничат или прекратят экспорт иранской нефти. [23] Представитель Пятого флота США заявила в ответ, что флот «всегда готов противостоять злонамеренным действиям», в то время как адмирал Хабиболла Сайяри ВМС Исламской Республики Иран заявил, что прекращение поставок нефти будет «легким». [24] Несмотря на первоначальный рост цен на нефть на 2%, нефтяные рынки в конечном итоге не отреагировали существенно на иранскую угрозу: нефтяной аналитик Турбьерн Бак Йенсен из Global Risk Management пришел к выводу, что «они не могут остановить поток на более длительный период из-за количества американских оборудование в этом районе». [25]
3 января 2012 года Иран пригрозил принять меры, если ВМС США вернут авианосец обратно в Персидский залив. Глава иранской армии Атаолла Салехи заявил, что Соединенные Штаты вывели авианосец из Персидского залива из-за военно-морских учений Ирана, и Иран примет меры, если корабль вернется. "Иран не будет повторять свое предупреждение... авианосец противника был переброшен в Оманский залив из-за наших учений. Я рекомендую и подчеркиваю американскому авианосцу не возвращаться в Персидский залив", - сказал он. [26]
Представитель ВМС США, командующий Билл Спикс, быстро ответил, что развертывание военных сил США будет продолжаться, как это было принято, заявив: «ВМС США действуют в соответствии с международными морскими конвенциями, чтобы поддерживать постоянное состояние повышенной бдительности, чтобы обеспечить непрерывный и безопасный поток грузов. морского судоходства по водным путям, имеющим решающее значение для мировой торговли». [27]
Хотя предыдущие заявления Ирана мало повлияли на мировые нефтяные рынки в сочетании с новыми санкциями, эти комментарии Ирана приводят к росту фьючерсов на сырую нефть более чем на 4%. [ нужна ссылка ] Давление на цены отражает сочетание неопределенности, вызванной недавней реакцией Китая – сокращением закупок нефти у Ирана в январе 2012 года на 50% по сравнению с закупками в 2011 году. [ нужна ссылка ]
Санкции, введенные США, возможно, «начинают кусаться», поскольку иранская валюта недавно потеряла около 12% своей стоимости. Дальнейшее давление на иранскую валюту было усилено министром иностранных дел Франции Аленом Жюппе , который призвал к более «строгим санкциям» и призвал страны ЕС последовать примеру США в замораживании активов иранского центрального банка и введении эмбарго на экспорт нефти. [28]
7 января 2012 года британское правительство объявило, что отправит эсминец типа 45 HMS Daring в Персидский залив. «Дэринг» , головной корабль своего класса, является одним из «самых современных военных кораблей» в мире и совершит свою первую миссию в Персидском заливе. [29] Однако британское правительство заявило, что этот шаг давно планировался, поскольку «Дэринг» заменит еще один патрульный фрегат «Армилла». [30]
9 января 2012 года министр обороны Ирана Ахмад Вахиди опроверг заявления Ирана о закрытии Ормузского пролива, заявив, что «Исламская Республика Иран является наиболее важным поставщиком безопасности в проливе... если кто-то угрожает безопасность Персидского залива, тогда все будут под угрозой». [31]
Министерство иностранных дел Ирана подтвердило 16 января 2012 года, что оно получило письмо от Соединенных Штатов относительно Ормузского пролива «по трем различным каналам». Власти раздумывали, стоит ли отвечать, хотя содержание письма не разглашается. [32] Ранее США объявили о своем намерении предупредить Иран о том, что закрытие Ормузского пролива является «красной линией», которая спровоцирует ответную реакцию США. [33] Генерал Мартин Э. Демпси , председатель Объединенного комитета начальников штабов , заявил в минувшие выходные, что Соединенные Штаты «примут меры и вновь откроют пролив», что может быть достигнуто только военными средствами, включая тральщики и военные корабли сопровождения. и, возможно, авиаудары. Министр обороны Леон Э. Панетта заявил войскам в Техасе , что Соединенные Штаты не потерпят закрытия Ираном пролива. Тем не менее, Иран продолжал обсуждать влияние закрытия пролива на мировые рынки нефти, заявляя, что любое нарушение поставок вызовет шок на рынках, с которым «ни одна страна» не сможет справиться. [34]
К 23 января была создана флотилия стран, выступающих против угроз Ирана закрыть Ормузский пролив. [35] Эти корабли действовали в Персидском заливе и Аравийском море у берегов Ирана. В состав флотилии входили три американских авианосца ( USS Carl Vinson , USS Enterprise и USS Авраам Линкольн ) и три эсминца ( USS Momsen , USS Sterett , USS Halsey ), семь британских военных кораблей, включая эсминец HMS Daring и некоторое количество Type 23. фрегаты ( HMS Westminster , HMS Argyll , HMS Somerset и HMS St Albans ), а также французский военный корабль фрегат La Motte-Picquet . [36]
24 января напряженность еще больше возросла после того, как Европейский Союз ввел санкции в отношении иранской нефти. Высокопоставленный член парламента Ирана заявил, что Исламская Республика закроет точку входа в Персидский залив, если новые санкции заблокируют экспорт нефти. [37] «Если произойдет какой-либо сбой в продаже иранской нефти, Ормузский пролив обязательно будет закрыт», — Мохаммад Коссари заявил полуофициальному информационному агентству Fars , заместитель главы парламентского комитета по иностранным делам и национальной безопасности .
2015 г. захват теплохода Maersk Tigris .
[ редактировать ]По словам представителя Министерства обороны США , 28 апреля 2015 года IRGCN патрульные катера Маршалловых островов под флагом связались с контейнеровозом Maersk Tigris , который следовал на запад через пролив, и приказали кораблю следовать дальше в иранские территориальные воды. Когда капитан корабля отказался, один из иранских кораблей произвел выстрелы по мостику Maersk Tigris . Капитан подчинился и проследовал в иранские воды возле острова Ларак. ВМС США направили самолеты и эсминец USS Farragut для наблюдения за ситуацией. [38]
Maersk заявляет, что согласилась выплатить иранской компании 163 000 долларов США в связи со спором о 10 контейнерных ящиках, перевезенных в Дубай в 2005 году. Судебное решение якобы назначило штраф в размере 3,6 миллиона долларов США. [39]
Угрозы закрытия пролива в 2018 году
[ редактировать ]В июле 2018 года Иран вновь пригрозил закрыть пролив. США Ссылаясь на надвигающиеся американские санкции после выхода из соглашения СВПД в начале года. [40] исламской Стражи революции сообщили, что готовы провести акцию, если потребуется. [41]
В августе 2018 года Иран впервые в 2018 году произвел испытательный пуск баллистической ракеты. По словам официальных лиц, противокорабельная ракета Фатех-110 Mod 3 пролетела более 100 миль по траектории полета над Ормузским проливом до испытательного полигона в Иранская пустыня. «Это было от берега до берега», - сказал один американский чиновник, описывая запуск, который, как и другие, попросил об анонимности для обсуждения конфиденциальной информации. [42]
Угрозы закрытия пролива в 2019 году
[ редактировать ]22 апреля 2019 года США отменили отказ от поставок нефти, что позволило некоторым клиентам Ирана импортировать иранскую нефть, не рискуя получить финансовые санкции в рамках экономических санкций США против Ирана. Опять же, это имело последствия для Ормузского пролива, поскольку в апреле 2019 года были выдвинуты иранские угрозы закрытия пролива. [43]
Аль-Джазира процитировала генерал-майора иранских вооруженных сил Мохаммада Бакери , заявившего: «Мы не собираемся закрывать Ормузский пролив, но если враждебность врагов усилится, мы сможем это сделать». [44] Цитируется также заявление Бакери: «Если наша нефть не пройдет, то и чужая нефть не пройдет через Ормузский пролив». [43]
Напряженность между США и Ираном в 2019 г. и нападения на нефтяные танкеры
[ редактировать ]С 2019 года Иран постоянно нападал на различные суда и захватывал корабли из-за политических проблем. [45] [46] Утром 13 июня 2019 года незадолго до рассвета нефтяные танкеры Front Altair и Kokuka Courageous сотряслись от взрывов, экипаж последнего сообщил, что видел, как летающий объект врезался в корабль; экипаж был спасен эсминцем USS Bainbridge, а экипаж Front Altair был спасен иранскими кораблями. В тот же день госсекретарь США Майк Помпео выступил с заявлением, в котором обвинил Иран в нападениях. Впоследствии Иран отверг обвинения, назвав инцидент атакой под чужим флагом . [47]
В июле 2019 года танкер Stena Impero , плававший под британским флагом, был взят на абордаж и захвачен иранскими войсками. [48] Представитель Совета стражей Ирана Аббас Али Кадходаи назвал захват «взаимным действием». Предполагалось, что это имело отношение к захвату иранского танкера Grace 1 , направлявшегося в Сирию в Гибралтаре несколькими днями ранее. [49]
В 2020 году Франция разместила около 600 военнослужащих на море и в воздухе в рамках CTF474 для защиты морской торговли, регионального бизнеса и ослабления местной напряженности. С первой недели апреля 2020 года в операции участвуют голландский фрегат Ruyter, французский фрегат Forbin и один французский самолет ATLANTIC2 (ATL2). [50]
Военная деятельность Ирана в 2020 году
[ редактировать ]В мае 2020 года Иран выпустил ракеты по одному из своих кораблей в результате дружественного пожара, в результате чего погибли 19 моряков. [51]
Захват иранского корабля в 2021 году
[ редактировать ]4 января 2021 года информационное агентство Тасним сообщило, что нефтяное судно под флагом Южной Кореи, направлявшееся из Саудовской Аравии в Объединенные Арабские Эмираты, было арестовано по подозрению в нарушении правил загрязнения. Сообщается, что на борту судна было около 7000 тонн этанола. Южная Корея отказалась комментировать обвинения в загрязнении нефтью Ормузского пролива. Судно Hankuk Chemi направлялось в порт ОАЭ Фуджейра после погрузки нефти из Джубайля, Саудовская Аравия, 2 января 2021 года, согласно данным отслеживания судов, собранным Bloomberg. [52]
2021 IRIS Харг тонет
[ редактировать ]2 июня 2021 года IRIS Kharg , модифицированный класса «Ол» танкер-заправщик ВМС Исламской Республики Иран, затонул в Ормузском проливе после возгорания. Это было самое большое судно ИРИН. [53]
2024 Захват MSC Aries
[ редактировать ]13 апреля 2024 года ВМС Ирана захватили [54] MSC Aries , португальским флагом под контейнеровоз , следовавший через Оманский залив у побережья ОАЭ, в эмиратском портовом городе Фуджейра , затем провел контейнеровоз через пролив с 25 сотрудниками на борту, заявив, что он нарушил морское законодательство. . [55] MSC Aries арендовано MSC у Gortal Shipping, которая является дочерней компанией Zodiac Maritime . [55] В состав экипажа из 25 человек входят 17 граждан Индии, филиппинцев, пакистанцев, россиянина и эстонца. [45]
Способность Ирана препятствовать судоходству
[ редактировать ]«Вызов тысячелетия 2002» — это крупные военные учения, проведенные вооруженными силами США в 2002 году. Согласно статье в The Christian Science Monitor за 2012 год, они имитировали попытку Ирана закрыть пролив. Предположения и результаты были противоречивыми. В статье стратегия Ирана превосходит материально превосходящие вооруженные силы США. [56]
В статье 2008 года в журнале «Международная безопасность» утверждалось, что Иран может перекрыть или затруднить движение транспорта в проливе на месяц, а попытка США вновь открыть его, скорее всего, приведет к эскалации конфликта. [57] Однако в более позднем выпуске журнал опубликовал ответ, в котором были поставлены под сомнение некоторые ключевые предположения и предложены гораздо более короткие сроки повторного открытия. [58]
В декабре 2011 года ВМС Исламской Республики Иран начали десятидневные учения в международных водах вдоль пролива. Иранский контр-адмирал Хабиболла Сайяри заявил, что пролив не будет закрыт во время учений; Иранские силы могли бы легко добиться этого, но такое решение должно быть принято на политическом уровне. [59] [60]
Капитан Джон Кирби , представитель Пентагона, был процитирован в статье Reuters в декабре 2011 года: «Усилия по увеличению напряженности в этой части мира бесполезны и контрпродуктивны. Со своей стороны, мы удовлетворены тем, что у нас есть в регионе достаточные возможности выполнить наши обязательства перед нашими друзьями и партнерами, а также международным сообществом». В той же статье Сюзанна Мэлони, эксперт по Ирану из Брукингского института, сказала: «Ожидается, что американские военные смогут сравнительно быстро справиться с любой иранской угрозой». [61]
Генерал Мартин Демпси , председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил в январе 2012 года, что Иран «вложил средства в возможности, которые фактически могли бы на какое-то время заблокировать Ормузский пролив». Он также заявил: «Мы инвестировали в возможности, чтобы гарантировать, что, если это произойдет, мы сможем победить это». [62]
В статье Нилуфера Орала, турецкого исследователя морского права , опубликованной в мае 2012 года, делается вывод, что и UNCLOS , и Конвенция 1958 года об открытом море будут нарушены, если Иран выполнит свою угрозу блокировать проход таких судов, как нефтяные танкеры, и что акт перехода не связан по закону с введением экономических санкций. В статье далее утверждается, что прибрежное государство может предотвратить «транзит или мирный проход без приостановки» только в том случае, если: 1) существует угроза или фактическое применение силы, происходящее во время прохода, против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства. граничащий с проливом; или 2) судно каким-либо иным образом нарушает принципы международного права, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций . [63]
По состоянию на 2013 год договор был ратифицирован 63 государствами, включая большинство стран блока НАТО и советского блока , но за заметными исключениями большинства стран ОПЕК и Лиги арабских государств, таких как Сирия , Египет , Иордания , Саудовская Аравия и Иран . а также Китай , Северная Корея и Южная Корея . [64]
Альтернативные маршруты доставки
[ редактировать ]В июне 2012 года Саудовская Аравия вновь открыла Иракский трубопровод через Саудовскую Аравию (IPSA), который был конфискован у Ирака в 2001 году и идет из Ирака через Саудовскую Аравию в порт на Красном море . Его мощность составит 1,65 миллиона баррелей в сутки. [65]
В июле 2012 года ОАЭ начали использовать новый нефтепровод Хабшан-Фуджейра от месторождений Хабшан в Абу-Даби до нефтяного терминала Фуджейра в Оманском заливе , фактически в обход Ормузского пролива. Его максимальная мощность составляет около 2 миллионов баррелей в день, что составляет более трех четвертей от уровня добычи ОАЭ в 2012 году. ОАЭ также увеличивают складские и разгрузочные мощности Фуджейры. [65] [66] ОАЭ строят крупнейшее в мире хранилище сырой нефти в Фуджейре емкостью 14 миллионов баррелей, чтобы ускорить рост Фуджейры как глобального нефтяного и торгового центра. [67] Маршрут Хабшан – Фуджейра обеспечивает энергетическую безопасность ОАЭ и имеет то преимущество, что является наземным нефтепроводом, который считается самым дешевым видом транспортировки нефти, а также снижает затраты на страхование, поскольку нефтяные танкеры больше не будут заходить в Персидский залив. [68]
В статье Foreign Policy , опубликованной в июле 2012 года , Галь Люфт сравнил Иран и Ормузский пролив с Османской империей и Дарданеллами были перевалочным пунктом для поставок российского , которые сто лет назад зерна. Он отметил, что напряженность вокруг Ормузского пролива заставляет тех, кто в настоящее время зависит от поставок из Персидского залива, искать альтернативные возможности судоходства. Он заявил, что Саудовская Аравия рассматривает возможность строительства новых трубопроводов в Оман и Йемен и что Ирак может возродить заброшенный трубопровод Ирак- Сирия для доставки нефти в Средиземное море. Люфт заявил, что сокращение трафика в Ормузе «предоставляет Западу новую возможность усилить свою текущую стратегию сдерживания Ирана». [65]
См. также
[ редактировать ]- Абу Муса Остров
- город Ленге
- Провинция Хормозган
- Королевство Ормуз
- Полуостров Мусандам
- Ормузская мирная инициатива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виктор Катона. «Как Иран планирует обойти главный нефтяной узел мира» . Oilprice.com. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Джон М. Ван Дайк (2 октября 2008 г.). «Транзитный проход через международные проливы» (PDF) . Будущее построения режима океана . Гавайский университет. п. 216. дои : 10.1163/ej.9789004172678.i-786.50 . ISBN 9789004172678 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2020 года . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Ормузский пролив является важнейшим в мире пунктом транзита нефти» . Управление энергетической информации США. 4 января 2012 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 г. Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «В результате возможных атак в Оманском заливе были повреждены два нефтяных танкера» . Вокс . 13 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ История цивилизаций Центральной Азии Том V: Развитие в отличие от XVI века до середины XIX века . ЮНЕСКО. п. 335.
- ↑ Муниципалитет Минаба. Архивировано 6 июля 2018 г. в Wayback Machine (на персидском языке). Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Узкие места мирового транзита нефти» (PDF) . Управление энергетической информации США. 25 июля 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2019 г. . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Алехандра Роман и администрация. «Ормузский пролив» . Энциклопедия Земли. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ «Хронологические списки ратификаций, присоединений и правопреемств к Конвенции и связанным с ней соглашениям по состоянию на 26 октября 2007 года» . Отдел по вопросам океана и морскому праву . ООН. Архивировано из оригинала 14 апреля 2009 года . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Президент США (10 марта 1983 г.). «Президентская декларация 5030» (PDF) . Государственный департамент США . Архивировано (PDF) из оригинала 25 марта 2021 года . Проверено 21 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гровс, Стивен (24 августа 2011 г.). «Присоединение к Конвенции ООН по морскому праву не является необходимым для обеспечения навигационных прав и свобод США» . Фонд наследия . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Энтони Х. Кордесман (26 марта 2007 г.). «Иран, нефть и Ормузский пролив» (PDF) . Центр стратегических и международных исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2012 года . Проверено 1 февраля 2012 года .
- ^ «Объяснение Ормузского пролива» . Ютуб . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года.
- ^ Jump up to: а б с Карш, Ефрем (25 апреля 2002 г.). Ирано-иракская война: 1980–1988 гг . Издательство Оспри. стр. 100-1 1–8 , 12–16, 19–8 ISBN 978-1-84176-371-2 .
- ^ «Ормузский пролив – Танкерная война» . Центр Штрауса . Архивировано из оригинала 6 августа 2021 года . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Дорси, Джек (10 января 2007 г.). «ВМФ заявляет, что скорость танкера вытянула подводную лодку на поверхность» . Вирджинский пилот. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ Айзенберг, Дэвид (10 января 2008 г.). «Игра в курицу в Персидском заливе» . Азия Таймс Онлайн . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 8 января 2012 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Командующий ВМС США предупреждает Иран: не пытайтесь закрыть нефтяной проход в Персидский залив» . Фокс Ньюс. 2 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2012 г. Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Хафези, Парижа (8 июля 2008 г.). «Иран «нанесет удар по Тель-Авиву и кораблям США» в случае нападения» . Рейтер . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года.
- ^ «JTFEX 08-4 «Операция «Сера»» расширяет возможности подготовки союзных войск» . ВМС США. 15 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2008 г. Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ «Три крупных ударных соединения ВМС США должны появиться на этой неделе в Персидском заливе» . Дебкафайл. 11 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2009 г. Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ «Корабли ВМС США в Бахрейне для оценки после столкновения» . CNN . 20 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 13 января 2012 г. Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «Нефть подскочила более чем на 2%, поскольку Иран угрожает поставкам» . Си-Эн-Эн. 27 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 г. . Проверено 3 августа 2020 г. .
- ^ «США предупреждают Иран об угрозе заблокировать нефтяной маршрут» . Новости Би-би-си . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Гиббонс, Роберт (28 декабря 2011 г.). «Нефть падает на фоне роста доллара и отката Уолл-стрит» . Рейтер. Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Хафези, Парижа (3 января 2012 г.). «Иран угрожает ВМС США, поскольку санкции ударили по экономике» . Рейтер. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «Иранский ядерный кризис: санкции «начинают кусать» » . Новости Би-би-си. 3 января 2012 года. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «Госдепартамент: Иран чувствует давление» . Yahoo! Новости. 3 января 2012 года. Архивировано из оригинала 9 января 2012 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Хардинг, Томас (6 января 2012 г.). «Королевский флот отправляет свой самый мощный корабль, чтобы противостоять иранской демонстрации силы в Персидском заливе» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «HMS Daring направляется в Персидский залив» . Ассоциация прессы . 7 января 2012 года . Проверено 8 января 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Иран и Ормузский пролив» . Табир . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года.
- ^ «Заголовки новостей» . CNBC . 16 января 2012 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Бумиллер, Элизабет; Шмитт, Эрик; Шанкер, Том (12 января 2012 г.). «США предупреждают верховного лидера Ирана не закрывать Ормузский пролив» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Смит, Грант (16 января 2012 г.). «Нефть поднялась с четырехнедельного минимума, поскольку Иран предупреждает о перебоях в поставках в Ормуз» . Блумберг . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ «Иран: флотилия военных кораблей, отправленная через Ормузский пролив, усиливает напряженность» . ХаффПост . 23 января 2012 года. Архивировано из оригинала 25 января 2012 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ «Иран: нефтяные санкции ЕС «несправедливы» и «обречены на провал » . Новости Би-би-си. 23 января 2012 года. Архивировано из оригинала 23 января 2012 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Блэр, Дэвид (23 января 2012 г.). «Иран угрожает закрыть Ормузский пролив из-за нефтяных санкций ЕС» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ «Иран захватывает торговое судно, американские войска отвечают» . Си-Эн-Эн. 28 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
- ^ «Maersk настаивает на освобождении захваченного Ираном корабля и экипажа» . Рейтер. 30 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 г. Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Деган, Саид Камали (5 июля 2018 г.). «Иран угрожает заблокировать Ормузский пролив из-за нефтяных санкций США» . Хранитель . Архивировано из оригинала 10 июня 2019 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ «Иранские гвардейцы заявляют, что Ормузский пролив — для всех или» . Рейтер. Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ «Иран впервые в 2018 году провел испытания баллистической ракеты», - заявляют официальные лица . ФоксНьюс . Архивировано из оригинала 12 августа 2018 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б https://www.aljazeera.com/news/2019/04/iran-business-usual-strait-hormuz-blacklisting-190428133314213.htmlAljazeera.%7CAljazeera [ постоянная мертвая ссылка ] . «В Ормузском проливе дела идут как обычно после внесения в черный список». Аль-Джазира, 2019.
- ^ https://www.aljazeera.com/programmes/insidestory/2019/04/iran-close-strait-hormuz-190429190841982.html%7CAljazeera [ постоянная мертвая ссылка ] . «Может ли Иран закрыть Ормузский пролив?». Аль-Джазира, 2019.
- ^ Jump up to: а б «17 индийцев среди 25 членов экипажа корабля, захваченного Ираном; Индия поддерживает связь с Ираном, чтобы добиться освобождения индийцев» . 14 апреля 2024 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ «ВМС США заявляют, что помешали Ирану захватить танкеры в Оманском заливе» . Рейтер . 6 июля 2023 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Киркпатрик, Дэвид Д.; Перес-Пенья, Ричард; Рид, Стэнли (13 июня 2019 г.). «Танкеры атакованы на Ближнем Востоке, и США заявляют, что видео показывает, что в этом замешан Иран» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 13 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Гражданин Латвии на борту британского танкера, захваченного Ираном» . Латвийское общественное вещание . 22 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ «Иран заявляет, что захват британского корабля является «ответным» шагом» . АП Новости . 21 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Коста, Джордж (12 апреля 2020 г.). «Французский ATL2 присоединяется к операции AGENOR в Ормузском проливе» . Международный инсайдер . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Твиттер» . mobile.twitter.com . Архивировано из оригинала 31 августа 2020 года . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Иран захватывает корабль и наращивает обогащение по мере роста напряженности в Персидском заливе» . Bloomberg.com . 4 января 2021 г. Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Крупнейший военный корабль ВМС Ирана загорелся и затонул в Оманском заливе» . 2 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ захвачен https://www.aljazeera.com/news/2024/4/13/irans-irgc-seizes-israeli-linked-ship-near-strait-of-hormuz захвачен .
{{cite news}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Иран заявляет, что судно MSC Aries арестовано за «нарушение морского законодательства» » . 15 апреля 2024 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Петерсон, Скотт (26 января 2012 г.). «Как Иран может победить превосходящую армию Америки» . csmonitor.com . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ↑ Время закрытия: оценка иранской угрозы Ормузскому проливу. Архивировано 21 августа 2008 года в Wayback Machine , Кейтлин Талмадж, Международная безопасность , Гарвардская школа Кеннеди.
- ^ О'Нил, Уильям Д.; Талмадж, Кейтлин (2009). «Цены и трудности перекрытия Ормузского пролива» . Международная безопасность . 33 (3): 190–198. дои : 10.1162/исек.2009.33.3.190 . hdl : 1721.1/57443 . S2CID 18420122 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ «Иранский военно-морской флот начинает учения в водах вблизи стратегического нефтяного маршрута» . Китайская газета . 26 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2011 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «Перекрыть Персидский залив «очень легко»: командующий ВМС Ирана» . CNBC. Рейтер. 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «Блокада Ормуза: не так просто, как может думать Иран» . CNBC. Рейтер. 29 декабря 2011 года . Проверено 8 января 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Хантер, Кэтлин; Гингер, Виола (8 января 2012 г.). «У Ирана есть возможность заблокировать Ормузский пролив, сообщил CBS американский генерал Демпси» . Блумберг. Архивировано из оригинала 10 января 2012 года . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Орал, Нилуфер (3 мая 2012 г.). «Права на транзитный проход через Ормузский пролив и угрозы Ирана заблокировать проход нефтяных танкеров» . Инсайты . 16 (16). Американское общество международного права . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций - Глава XXI: Морское право» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Люфт, Гал (19 июля 2012 г.). «Точка удушья» . Foreignpolicy.com . Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ «Новый трубопровод ОАЭ обходит Ормузский пролив» . aljazeera.com . 15 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ «Крупнейшее в мире хранилище сырой нефти будет построено в ОАЭ» . Халидж Таймс . 27 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2022 года . Проверено 27 февраля 2019 г.
- ^ Новости Персидского залива (6 марта 2019 г.). «Долгосрочный подход ОАЭ к энергетической безопасности» . Архивировано из оригинала 21 марта 2019 года . Проверено 21 марта 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Мохаммед Кукерди (1997) Кухерд, исламский гражданский житель на реке Мехран, третье издание: Дубай
- [Атлас Гиташенаси Останхай Иран] ( Атлас Ирана, провинция Гиташенаси )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мудрый, Гарольд Ли (2007). Внутри опасной зоны: Вооруженные силы США в Персидском заливе, 1987-88 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-59114-970-5 .
- Диба, Бахман Агай (2011). Разрешено ли Ирану по закону закрывать Ормузский пролив для стран, которые вводят санкции против иранской нефти? . Купертино, Калифорния: Новости Payvand Ирана. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 22 февраля 2012 г.
- Хормузи. какие туристические достопримечательности вокруг Ормузского пролива? .
- Валиш, Мартин. Ирано-американский спор, Ормузский пролив и международное право . Йельский журнал международного права в Интернете, Vol. 37 (весна 2012 г.), стр. 23–34. Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
- Ормузский пролив
- Водоемы Ирана
- Водоемы Омана
- Водоемы Объединенных Арабских Эмиратов
- Границы Ирана
- Границы Омана
- Границы Объединенных Арабских Эмиратов
- Оманский залив
- Рельеф провинции Хормозган
- Международные проливы
- Водоемы Персидского залива
- Азиатский пролив
- Проливы Индийского океана
- Иранский пролив