Военный корабль США «Арктур» (AKA-1)
![]() Военный корабль США «Арктур» (AKA-1)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Военный корабль США «Арктур» |
Тезка | Арктур — звезда созвездия Ботеса. |
Строитель | Sun Shipbuilding & Drydock Co. , Честер, Пенсильвания |
Заложен | 26 июля 1938 года, как Мормахавк. |
Запущен | 18 мая 1939 г. |
Приобретенный | 20 сентября 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 26 октября 1940 г., как военный корабль США Арктур (АК-18). |
Выведен из эксплуатации | 3 апреля 1946 г. |
реклассифицирован | АКА-1 (ударный грузовой корабль), 1 февраля 1943 г. |
пораженный | 5 июня 1946 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Арктур» класса Ударный грузовой корабль |
Тип | Корабль типа С2 |
Смещение | 14 225 длинных тонн (14 453 т) |
Длина | 459 футов 1 дюйм (139,93 м) |
Луч | 63 фута (19 м) |
Черновик | 26 футов 5 дюймов (8,05 м) |
Скорость | 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час) |
Дополнить | 267 |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Операции: |
|
Награды: | 5 боевых звезд |
USS Arcturus (AK-18/AKA-1) — «Арктур», класса ударный грузовой корабль названный в честь Арктура , звезды в созвездии Ботеса . В строю корабля она прослужила 5 лет и 5 месяцев.
История обслуживания
[ редактировать ]«Арктур» был заложен как «Мормахавк» 26 июля 1938 года по контракту Морской комиссии (корпус MC 19) компанией Sun Shipbuilding & Dry Dock Co. , корпус 176 в Честере, штат Пенсильвания . Корабль был спущен на воду 18 мая 1939 года при финансовой поддержке мисс Молли Фаулкс Ли и доставлен компании Moore McCormack Lines, Inc. 27 июля 1939 года. Приобретен ВМС 20 сентября 1940 года, он был переоборудован в грузовой корабль ВМС Филадельфии. Верфи и введён в строй 26 октября 1940 года как «Арктур» (АК-18).
Северная Африка
[ редактировать ]Грузовой корабль начал свою карьеру в Военно-морском флоте с двух лет общей вспомогательной службы, работая в портах вдоль восточного побережья на севере до NS Argentia , Ньюфаундленд , и на юге до Сан-Хуана, Пуэрто-Рико . В октябре 1942 года «Арктур» получил приказ загрузить десантные корабли и присоединиться к Западной военно-морской оперативной группе (Task Force (TF) 34) во вторжении в Северную Африку . Грузовое судно было приписано к 9-му транспортному подразделению (TransDiv) Центральной ударной группы и отплыло из Хэмптон-Роудс 24 октября. Арктурус прибыл у берегов Федхалы во Французском Марокко незадолго до полуночи 7 ноября, а приземление было запланировано на рассвет 8-го числа. Лодки корабля высадили войска на берег в час «Ч», но, чтобы облегчить разгрузку груза, он перешел в гавань позже в тот же день, чтобы разгрузиться на единственном пригодном для использования пирсе.
«Арктур» 12 ноября все еще стоял на якоре у Федхалы, когда на него напала немецкая подводная лодка U-130 . Арктурус сбежал, но три других вспомогательных корабля были уничтожены. Лодки грузового корабля спасли выживших до того, как группа «Центр» двинулась в путь, чтобы избежать новых атак подводных лодок. Корабли вошли в Касабланку 15 ноября, и «Арктур» завершил разгрузку груза с боеприпасами для стрелкового оружия.
Корабль присоединился к конвою 17 ноября и вернулся в Соединенные Штаты, где зашел на военно-морскую верфь Норфолка в Портсмуте, штат Вирджиния, для капитального ремонта, который продлился до 18 декабря. «Арктурус» отправился из Норфолка 27 декабря и присоединился к конвою, доставляющему срочно необходимые припасы в юго-западную часть Тихого океана . Остановившись сначала в Нумеа , Новая Каледония , 27 января 1943 года, а затем в Брисбене , Австралия, четыре дня спустя, Арктур немедленно вернулся на восточное побережье. Переименованный в ударный грузовой корабль АКА-1 1 февраля, он затем прошел ремонт на Бостонской военно-морской верфи с 13 марта по 4 апреля. Затем корабль тренировался у восточного побережья с TF 85 в рамках подготовки к вторжению союзников на Сицилию .
Вторжение на Сицилию
[ редактировать ]«Арктур» пересек Атлантику и сформировался в Оране , Алжир, вместе с транспортами и эскортом сил «Цента» под командованием контр-адмирала Алана Г. Кирка . К 8 июля конвой уже направлялся в Скольитти , Сицилия, где TF 85 должен был приземлиться в рамках трехсторонней атаки. Час «Ч» был назначен на 02:45 10 июля, но из-за задержек с организацией конвоя высадка была отложена на один час. Когда первые волны лодок двинулись к пляжам, вражеские торпедоносцы атаковали . Почти час торпеды и бомбы падали по всему транспортному району, но ни «Арктур» , ни какой-либо другой корабль не пострадал. Однако потери десантных судов были огромными из-за сильного прибоя, отсутствия узнаваемых ориентиров и неопытности экипажей лодок. В ночь с 11 на 12 июля еще одна воздушная атака противника привела к хаосу, поскольку транспорты и корабли-прикрытия пытались защититься. Американские транспортные самолеты пролетели сразу после атаки и были сильно обстреляны дружественным огнем. Разгрузка продолжалась, и к 13-му числу Арктур возвращался в Оран вместе с остальными пустыми транспортами.
Салерно
[ редактировать ]Грузовой корабль оставался в Оране, пока строились планы высадки в Салерно . 5 сентября «Арктур» отправился в путь вместе с TF.81, Южными ударными силами, под командованием контр-адмирала Джона Л. Холла. конвои прибыли из Салернского залива Несмотря на неоднократные воздушные атаки противника, поздно вечером 8 сентября . К 03:35 следующего дня первая волна лодок приземлилась в Пестуме . К сожалению, в надежде полностью застать немцев врасплох, лодкам не предшествовала предварительная бомбардировка, и многие люди на десантных кораблях были убиты.
Разгрузка продвигалась медленно, поскольку Арктура лодки помогали перебрасывать войска и припасы к берегу. Одна из ее лодок погибла под перекрестным огнем немецких пулеметных точек, семь человек были убиты и четверо ранены. К вечеру 10 сентября разгрузка была завершена. «Арктурус» и 14 других пустых грузовых и транспортных кораблей направились к Орану в сопровождении 10 эсминцев . Вскоре после полуночи эсминец «Роуэн» (DD-405) заметил торпедный след и преследовал то, что, как позже определили, было немецкой электронной лодкой . Она потеряла его и, когда присоединилась к конвою, была поражена торпедой другой электронной лодки и затонула в течение одной минуты. Остальные корабли конвоя без происшествий проследовали в Оран.
«Арктур» оставался на якоре у побережья Алжира до ноября, а затем направился в недавно захваченный и очищенный порт Неаполя для тренировок по десантированию. В декабре грузовое судно присоединилось к конвою, направлявшемуся на запад, и отплыло в Соединенные Штаты. Сильный ветер и сильное волнение в Атлантическом океане безжалостно швырнули Арктур , вызвав пожар в пиротехническом отсеке и потерю 5-дюймовых боеприпасов на кормовой палубе. В течение двух дней конвой боролся на море, но, наконец, разразился шторм, и корабли благополучно прибыли в Соединенные Штаты. «Арктур» 2 января 1944 года прибыл на военно-морскую верфь Филадельфии и начал краткий капитальный ремонт.
Высадки на юге Франции
[ редактировать ]Грузовой корабль отправился в плавание 27 февраля, чтобы вновь присоединиться к военным действиям в Средиземноморье. После нескольких репетиций в Салерно высадки десанта на юге Франции , «Арктур» присоединился к TF 85, отряду «Дельта» в этой операции, и 15 августа стоял у назначенных пляжей в Ла-Нартеле , ожидая часа «Ч» в 08:00. Нападение продолжалось. как учебная тренировка из-за отличной огневой поддержки, прикрытия с воздуха и опытных экипажей лодок. Посадка не встретила сопротивления. Пострадавших и потерь десантных средств нет.
Как только Арктурус снялся с якоря, чтобы покинуть транспортную зону, он получил приказ взять на себя раненых, в основном немецких военнопленных. Грузовой корабль ускользнул под покровом темноты и присоединился к своему конвою, направлявшемуся в Неаполь, чтобы высадить пассажиров. До конца октября «Арктур» перевозил грузы из Неаполя и Орана в Марсель и Сен-Тропе , пока союзники продвигались вверх по долине реки Роны . Освобожденный от этого задания 21 октября, грузовой корабль вернулся в Соединенные Штаты для капитального ремонта на военно-морской верфи Филадельфии, который начнется 10 ноября.
Битва за Окинаву
[ редактировать ]«Арктур» завершил капитальный ремонт в середине декабря и взял курс на участие в боевых действиях на Тихоокеанском театре военных действий. Пройдя Панамский канал 9 января 1945 года, грузовое судно прибыло в Перл-Харбор 23 января и немедленно разгрузило свой груз. Как только на борт был загружен новый груз, «Арктур» отправился в Тулаги и Гуадалканал для тренировок, репетиций и погрузки. Затем она направилась в Улити , где присоединилась к транспортной группе «Бейкер» Северных ударных сил для вторжения на Окинаву . 26 марта корабли вышли из лагуны Улити и взяли курс на Окинаву .
«Арктурус» встал на якорь в назначенном ей месте в транспортной зоне у пляжей Хагуши рано утром 1 апреля, но подождал пять дней, прежде чем смог выгрузить свой груз с бензином и боеприпасами для стрелкового оружия. Транспортные и грузовые суда ночью отошли в сторону моря, чтобы свести к минимуму грохот от атак камикадзе . Многие другие корабли были поражены, но за 14 дней пребывания в транспортной зоне «Арктур» не получил никаких повреждений. На счету артиллерийского расчета сухогруза две результативные передачи при сбивании нападавших противника.
15 апреля «Арктур» получил приказ отправиться на Сайпан , откуда был направлен в Перл-Харбор и Сан-Франциско и прибыл в последний порт 18 мая. После загрузки груза и припасов «Арктур» вернулся в западную часть Тихого океана, чтобы пополнить запасы войск, наступающих на Окинаву. После непродолжительной остановки в Эниветоке 11 июня грузовое судно 5 августа бросило якорь на Окинаве. Воздушные атаки противника продолжались, но реже и с меньшей интенсивностью. 15 августа, когда Япония капитулировала , Арктур все еще находился на Окинаве. Затем ей было поручено переправлять оккупационные силы в Корею и Китай . 5 сентября корабль отправился с Окинавы в составе конвоя с армейскими войсками и грузами в Джинсен , Корея. Конвой прибыл в Джинсен 8 сентября, и оккупационные войска были радостно приняты корейцами.
«Арктур» вернулся на Окинаву, чтобы загрузить больше груза и войска, но ему пришлось плыть в сторону моря, чтобы избежать тайфуна . Наконец, 19 сентября его снова погрузили морские пехотинцы и транспортные средства в конвой в Тяньцзинь , Китай, где он бросил якорь 30 сентября. «Арктурус» переправил войска и технику из Манилы и Замбоанги на Филиппинских островах в Китай, прежде чем получил заказы в США.
Вывод из эксплуатации и продажа
[ редактировать ]Грузовое судно отправилось 4 декабря из Шанхая, Китай, в Сиэтл , штат Вашингтон, куда оно прибыло 22 декабря. Больше не необходимый для службы, «Арктур» направился в Портсмут, штат Вирджиния , где он был списан 3 апреля 1946 года. Ее имя было исключено из списка ВМФ 5 июня 1946 года. Он был передан Морской комиссии для утилизации и продан компании Панамская компания, 24 июня 1947 года. Она начала торговую службу как SS Star Arcturus и была списана в 1971 году. [ 1 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Лента боевых действий
Медаль за службу в Китае
- Медаль за службу обороны США с буквой «А».
Медаль американской кампании
- Медаль за европейско-африканско-ближневосточную кампанию с четырьмя боевыми звездами за во Второй мировой войне . службу
- Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию с одной боевой звездой за службу во Второй мировой войне.
Медаль за победу во Второй мировой войне
Медаль за оккупационную службу ВМФ с застежкой «АЗИЯ».
В СМИ
[ редактировать ]Многие сцены первого эпизода («Кокон») американского телесериала Hawaii Five-O были сняты на борту «Арктура» . Премьера эпизода состоялась на американском телевидении 20 сентября 1968 года.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея USS Arcturus (АК-18 / АКА-1) и NavSource Naval History
- 51 год АКА