Останься немного
Останься немного
| |
---|---|
Расположение в Поуисе | |
Ссылка на сетку ОС | SN885925 |
• Кардифф | 90 миль (140 км) ю.ш. |
• Лондон | 211 миль (340 км) к ВЮВ |
Сообщество | |
Основная площадь | |
Заповедник | |
Страна | Уэльс |
Суверенное государство | Великобритания |
Почтовый город | ЛЛАНБРИНМЭЙР |
Почтовый индекс района | SY19 |
Телефонный код | 01686 |
Полиция | Дайфед-Поуис |
Огонь | Средний и Западный Уэльс |
Скорая помощь | валлийский |
Парламент Великобритании | |
Сенедд Симру - Парламент Уэльса | |
Стейлитл ( валлийский : Penffordd-las ), иногда называемый в разговорной речи Y Stay или Y Stae, представляет собой небольшую деревню, расположенную в мелководном возвышенном бассейне реки Афон Клайведог на дороге B4518 , на равном расстоянии от Лланидлоэса и Лланбринмайра в историческом графстве Монтгомеришир . , Уэльс, хотя теперь управляется как часть унитарной власти Поуиса .
История
[ редактировать ]Группа курганов бронзового века и кремневый скребок, найденные в этом районе, служат важным свидетельством возможного поселения и землепользования, вероятно, сезонного, в позднем неолите и бронзовом веке . [ 1 ]
В средневековый период земля в районе Стейлитла также в основном использовалась сезонно. Местные топонимы позволяют предположить, что любое поселение в этом районе было связано с выпасом скота и разведением скота. Учитывая количество топонимов, содержащих элемент хафод (летнее жилище), и тот факт, что большая часть земли была сезонно затоплена, может показаться, что большая часть этого раннего поселения была связана с летними выпасами на возвышенностях. [ 2 ]
Земли к северу от Стейлитла были переданы цистерцианскому монастырю Страта Марселла принцем Поуиса Венвинвином в 1187 году. [ 1 ] Те, что находились непосредственно на юге, были пожалованы Страте Марселле около 1195 года Кадваладром ап Хивелом, сыном правителя Арвистли .
Эти земли немного южнее, недалеко от Кум-Биги, были переданы Кумхирскому примерно в аббатству Гвенвинвин тот же период. Два дома цистерцианцев часто спорили из-за этих земель. После роспуска монастырей земли, принадлежавшие Кумхирскому аббатству, перешли в руки Роберта Дадли , графа Лестера, который после своей смерти в 1588 году завещал их Университетскому колледжу Оксфорда, который владел ими до 1920 года.
Через этот район проходил один из важных исторических маршрутов через Монтгомеришир . Считается, что римская дорога из Керсва в близлежащий римский форт проходила через территорию нынешней деревни. Он также лежал на дороге для погонщиков, которая позже стала магистралью , между Махинлетом и Лланидлоэсом.
Вдоль таких маршрутов часто располагались гостиницы и кузнечные кузницы, и говорят, что деревня Стейлитл получила свое название от такой гостиницы, « Stay-a-little Inn» . [ 3 ] Одна местная легенда гласит, что два брата-кузнеца, работавшие в кузнице при гостинице, смогли так быстро подковать лошадей, что путешественникам нужно было лишь «побыть немного», прежде чем они смогли продолжить свое путешествие. свое название получила гостиница, а впоследствии и деревня.
Деревня Стейлитл, вероятно, существовала к началу 18 века. Исследование местности CPAT [ 1 ] утверждает, что это произошло «...вероятно, из-за его положения на краю незамкнутой общественной земли примерно на полпути между Лланидлоэсом, Мачинлетом и Лланбринмайром».
Образование
[ редактировать ]Первая школа Стейлитла была открыта в январе 1874 года в результате принятия Закона о начальном образовании 1870 года . Похоже, что среди взрослых в этом районе была жажда образования, поскольку среди тех, кто посещал дневную школу, была замужняя женщина, о которой сообщалось: [ 4 ]
«Она приняла мужа, когда у нее была такая возможность, и то же самое она делает с образованием. Никто не может отрицать, что она пошла бы в школу раньше, если бы она была поблизости.
Несколько мужчин также посещали вечернюю школу, в том числе несколько женатых мужчин. Однако похоже, что значительное количество детей не присутствовало на мероприятии. Одной из наиболее показательных причин, по которым их родители выдвинули это требование, была их неспособность обеспечить своих детей подходящей одеждой для занятий. [ 4 ]
«...у него было пятеро детей в возрасте от шести до двенадцати лет, и он был слишком беден, чтобы должным образом одеть кого-либо из них, чтобы он мог появиться в обществе, и, кроме того, он не мог пощадить ни одного из них. Он занимал несколько акров земли, держал пару коров, а заборы были несовершенными, и он хотел, чтобы дети заботились о них и не подпускали к земле овец и крупный рогатый скот его соседей. Ему самому пришлось уйти из дома, чтобы собрать для них еды. Хлебом семью, как правило, обеспечивали, обращаясь за кукурузой к благосклонным соседям-крестьянам. Одежда, а точнее лохмотья, которыми были покрыты дети, происходила из того же источника. Ему никогда не удавалось сразу найти кого-нибудь из них в новом костюме; следовательно, ни один из них никогда не посещал воскресную школу, хотя один из них содержится в коттедже в непосредственной близости. Ни один из них никогда не посещал места поклонения с момента их рождения, и он самым решительным образом заявил, что, если ему не будет позволено содержать своих детей по-своему, без какого-либо вмешательства, он будет вынужден стать нищий сразу. Он даже не мог обещать отправить кого-нибудь в школу при нынешних обстоятельствах, хотя и признавал, что было бы хорошо, если бы дети получили образование».
Другие «желали, чтобы их дети посещали отпуск раз в две недели, поскольку их услуги требовались для ухода за ребенком или больной матери». [ 4 ]
Религия
[ редактировать ]В начале 18 века ферма в Эсгайр-гохе стала домом собраний Религиозного общества друзей . Под опекой Джона Гудвина он впоследствии сыграл значительную роль в развитии квакерства в Монтгомеришире. Говорят, что когда во второй половине XVIII века квакерство в Монтгомеришире пришло в упадок: [ 5 ]
«...основной центр движения переместился из долины Эфирни и Долобрана в фермерский дом Эсгейр-гох, недалеко от Стэйлитла, где бедный, но настойчивый Джон Гудвин и его жена доблестно пытались спасти квакеров от вымирания».
Позже, в 19 веке, Стейлитл сыграл важную роль в обеспечении нонконформистских культовых сооружений — баптистских и методистских (первоначально на Рок-Вилле) для близлежащих фермерских и горнодобывающих общин. [ 1 ]
валлийский язык
[ редактировать ]Исторически западный Монтгомеришир был относительным оплотом валлийского языка . Хотя трудно выделить статистические данные, относящиеся только к Стейлитлу, данные по территории внутри и вокруг деревни показывают, что в некоторой степени это все еще так. Что касается прихода Лланбринмайр, расположенного непосредственно к северу от Стейлитла, перепись 2001 года показывает, что валлийский язык в этом районе сохраняет свою силу: 61% населения владеет одним или несколькими навыками чтения, письма и разговорной речи на валлийском языке, а также 48% имеют все три. Это представляет собой снижение показателей за 1991 год, когда 68,3% были зарегистрированы как говорящие на валлийском языке. [ 6 ] В приходе Блен-Хафрен, на севере которого расположен Стейлитл, валлийский язык не имеет такой прочной позиции: 42% населения обладают одним или несколькими навыками, а 21% - всеми тремя. [ 7 ]
Миграция
[ редактировать ]он был обязан некоторым ростом населения Хотя Стейлитл не был шахтерской деревней, в викторианский период важности добычи свинца в этом районе. С 1851 года его население неуклонно росло, если не сказать впечатляюще, за счет людей, мигрировавших из других мест, чтобы работать на близлежащих шахтах Дайлайф и Дифнгвн. [ 1 ]
После 1881 года, когда добыча свинца пришла в упадок, население прихода Трефеглвис , в котором находится Стейлитл, быстро сократилось, упав более чем на 30% в течение 20 лет. [ 8 ] Многие из мужчин, покинувших этот район, сделали это в поисках работы на угольных месторождениях Южного Уэльса.
Занятия на свежем воздухе
[ редактировать ]К югу от деревни находится водохранилище Клайведог (валлийский: Llyn Clywedog ), где под эгидой парусного клуба Clywedog можно заняться парусным спортом. Аналогичным образом, рыбалка доступна под эгидой Лланидлоэса и Окружной ассоциации рыболовов.
В этом районе есть много возможностей для прогулок и езды на велосипеде. Национальный велосипедный маршрут NCR 8 (валлийский: Lôn Las Cymru ) и пешеходная дорожка дальнего следования «Путь Глиндура» (валлийский: Llwybr Glyndŵr ) проходят через Стейлитл.
Совет округа Поуис ранее содержал Центр занятий на свежем воздухе в Стейлитле.
Известные люди
[ редактировать ]- Сэр Дэвид Брант , KBE, FRS (1886–1965), валлийский метеоролог, «отец метеорологии», посещал начальную школу Стейлитла. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и CPAT: Создание ландшафта долины Клайведог: Стейлитл
- ^ CPAT: Создание ландшафта долины Клайведог: сельские поселения и землепользование
- ^ CPAT: Создание ландшафта долины Клайведог: транспорт и коммуникации
- ^ Jump up to: а б с Отчет школьного совета Трефеглвиса, февраль 1874 г.
- ^ Друзья (квакеры) Монтгомеришира, Уэльс в героическую эпоху: Герайнт Дженкинс
- ^ Перепись 2001 года: ключевые статистические данные. Знание валлийского языка: Лланбринмайр.
- ^ Перепись 2001 года: ключевые статистические данные. Знание валлийского языка: Блен Северн.
- ^ Проект цифровой истории Поуиса
- ^ "BBC - Scifiles - Интервью - Сэр Дэвид о погоде" .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Характеристика исторического ландшафта Археологического фонда Клуид-Поуис (CPAT): Долина Клайведог Превосходное исследование долины Клайведог, на основе которого была взята большая часть исторической информации, включенной в эту страницу.
- Наследие Поуиса онлайн
- Отчет школьного совета Трефеглвиса, февраль 1874 г.
- Друзья (квакеры) Монтгомеришира, Уэльс в героическую эпоху: Герайнт Дженкинс
- Тенденции народонаселения Викторианской эпохи - приход Трефеглвис, проект цифровой истории Поуиса
- Перепись 2001 года: статистика района: Блен Северн Уорд
- Архив округа Поуис
- Баптистская церковь Стейлитл
- Грейг, кальванистский методист, Чёрч Стейлитл
- Фотография Ллин Клайведог. Стейлиттл вверху в центре
- BBC: Путь Глиндура
- Сэр Дэвид Брант: краткая биография
- Долина Клайведог перед тем, как ее затопила новая плотина, ок. 1965 год