Jump to content

Чагга утверждает

Государства и королевства Чагга
Учагани   ( суахили )
1600–6 декабря 1963 г.
Расположение Чаггаланда около 1891 г.
Расположение Чаггаланда около 1891 г.
Карта Килиманджаро с указанием 15 крупнейших штатов по состоянию на 1964 год.
Карта Килиманджаро с указанием 15 крупнейших штатов по состоянию на 1964 год.
Официальные языки Чагга
Общие языки Чагга и суахили
Религия
Африканские традиционные религии и суннитский ислам
Демон(ы) Чагган
Правительство Монархия
Манги (король)  
История  
• Учредил
около 1600 г.
• Упразднено
6 декабря 1963 г.
Область
• Общий
518 [ 1 ] км 2 (200 квадратных миль)
Валюта бартер
Сегодня часть  Танзания
Человек Мчага
Люди Старые
Язык Сумасшедший
Страна Джага

Государства Чагга или королевства Чагга, также исторически называемые Чаггалендом . [ 2 ] ( Учаггани , на суахили ) — доколониальных серия суверенных государств банту народа чагга на горе Килиманджаро современном северном регионе Килиманджаро в Танзании. в [ 3 ] , королевства Чагга существовали еще в 17 веке Согласно устной традиции . [ 4 ] Многие записанные истории государств Чагга были написаны с приходом и колониальной оккупацией европейцев в середине-конце 19 века. [ 5 ] На горе многие второстепенные диалекты одного языка разделены на три основные группы, которые географически определяются с запада на восток: Западный Килиманджаро, Восточный Килиманджаро и Ромбо. У них всех есть одно общее слово — «Манги» , что на языке Кичагга означает «король». [ 6 ] Британцы называли их вождями, поскольку они считались подданными британской короны и тем самым оказывались неравными. [ 7 ] После завоевания, существенных социальных потрясений, доминирования и реорганизации со стороны немецкой и британской колониальных администраций, штаты Чагга были официально упразднены в 1963 году администрацией Ньерере в течение третьего года ее существования в качестве новой независимой нации Танганьика . [ 8 ]

Эскиз горы Килиманджаро около 1899 года в Чаггаленде (Ганс Мейер)

Этимология

[ редактировать ]

Слово Чагга , являющееся экзонимом , не относится к горе; скорее, это относится к территории вокруг Килиманджаро и склонам, где живут люди. Происхождение этого термина лингвистам неизвестно, но некоторые предполагают, что этот термин, возможно, использовался носителями языков банту (включая суахили) для описания жителей горы. Эта теория соответствует появлению этого термина в начале девятнадцатого века, после прибытия прибрежных караванных торговцев. Суахили, вероятно, используется аналогично эндониму Вакирима «Люди горы» в Кичагге для обозначения горы и ее жителей, но не для обозначения какой-либо социальной или политической сплоченности. Но слово Чагга не имеет никакого значения среди жителей горы. [ 9 ]

Это слово было взято европейскими исследователями, прибывшими на гору в середине-конце девятнадцатого века от своих гидов-суахили. Пионером в этом был Йоханнес Ребманн . В своих письмах и дневниковых записях он называл обоих людей «Джагга». Упоминая различные королевства, он думал о горе как об одной социальной и культурной сфере. За ним следовали такие исследователи, как Карл Клаус фон дер Деккен , посетивший его в 1869 году, Чарльз Нью в 1871 году, Гарри Джонстон в 1886–1887 годах, Ганс Мейер в 1187 году и Уильям Эбботт в 1888 году, и все они стали называть гору Килиманджаро и местные жители как Чагга. [ 10 ]

Йоханнес Ребманн , первый европейский посетитель штата Чагга на Килиманджаро в 1848–1849 гг.
Портрет Гарри Джонстона . Он прожил в Моши шесть месяцев, впервые назвав владения Чагга.
Ганс Мейер , первый европеец, поднявшийся на Килиманджаро.

Гора на побережье уже в начале 19 века называлась суахили « Килима Ндшаро » (или «Дшаро»), «Страна Дчагга». Ребманн сказал, что в 1848–1849 годах слово «горы» на языке сухайли означает «Великая гора» или «Гора караванов», имея в виду гору, которую можно было увидеть с большого расстояния и которая служила указателем для путешественников. Он и Крапф обнаружили, что разные соседние народы называли его по-разному: таита просто сократили прибрежное название на суахили до « Ндшаро ». Камба называли ее «Кима джа Джеу», или «Гора белизны». Масаи », или прозвали ее « Ол Доньо Эйбор «Белая гора». называли его просто « Кибо Сами чагга, особенно килема и мачаме, Ребманном ». К 1860 году немецкое написание Килиманджаро с 1848 по 1849 год приняло англизированное название «Килиманджаро». [ 11 ]

Самая яркая иллюстрация принадлежит Джонстону, который построил усадьбу на склоне горы и провел там около шести месяцев. В своих текстах он описал королевство Моши, в котором он жил, как одно из многих «государств Чагга» на горе. Он обращается к горе так, как будто они представляют собой единую группу, которой в естественном порядке событий суждено стать политически едиными, несмотря на существующие на горе разделения и враждебность. [ 12 ]

Использование одного названия для описания Килиманджаро издалека казалось разумным. Люди говорили на диалекте одного и того же языка, жили на одних и тех же горных склонах, занимались одними и теми же видами сельского хозяйства и разделяли многие другие культурные обычаи, духовные верования и социальные структуры. Тем не менее, это также выявило фундаментальное непонимание Африки, основанное на предположении, что люди могут и должны быть разделены на племена, независимо от их индивидуальной истории и представлений о том, что представляет собой разнообразие. [ 13 ]

Это заблуждение быстро превратилось в основу колониального правления. Немецкие экспедиционные войска взяли на себя военное командование королевствами Килиманджаро в 1892 году, включив их в состав Германской Восточной Африки. Немецкий контроль в регионе радикально изменил региональное правительство в последующие годы. В недавно основанном городе Моши манги были назначены местными администраторами, которым было поручено поддерживать мир, распределять землю, организовывать барщинный труд и собирать налоги под контролем государственного чиновника. Их процветание теперь происходило за счет вымогательства денег и рабочей силы у подданных, а не за счет торговли или боевых действий. [ 14 ]

Более того, немцы начали объединять многие меньшие королевства в более крупные. к 1916 году В результате их число упало до 28. Гора подверглась значительному влиянию христианских миссионеров также . Вслед за немцами в Килиманджаро в середине 1890-х годов католические Святые Отцы и Лейпцигская лютеранская миссия вскоре распространились по горе, возводя церкви, школы и клиники. К 1915 году в каждом вождестве на горе был постоянный европейский миссионер. Эти официальные лица и миссионеры относились к Килиманджаро так же, как и к исследователям – как к одной горе, одному сообществу. [ 15 ]

Например, Виденманн в своих публикациях конца девятнадцатого века, посвященных здоровью в горах, пришел к выводу, что для народа чагга характерно особое поведение. Миссионеры считали этот народ принадлежащим к единому «племени», которое было разделено всего лишь столетним конфликтом между вождествами. Бруно Гутманн, лейпцигский миссионер, представляет один из самых крайних примеров этого предполагаемого единства. В период с 1907 по 1950 год он написал более тридцати книг и очерков о жителях горы. Наряду с признанием того, что все они были членами одного племени и имели общую идентичность, он также записал то, что, по его мнению, было их общими культурными нормами и правилами. [ 16 ]

Географический контекст

[ редактировать ]

На склоне горы Килиманджаро , возвышающейся на 5895 метров над уровнем моря, располагались королевства и государства Чагга. Не имея предгорий, гора возвышается прямо над равниной. Плато Шира, вписывающееся в основную форму, создано одним вулканическим извержением; зазубренный шпор Мавензи - у другого; и вершина Кибо, которая является самой высокой точкой во всей Африке, третьим и последним огромным извержением , которое пробилось между ними. [ 17 ]

Несмотря на то, что Кибо находится всего в 3 градусах к югу от экватора , он является чудом природы, поскольку постоянно покрыт снегом и льдом . Чагга дали своей горе имя «Кибо», которое в некоторых районах Чаггаланда означает «Пятый», а в других с удивительным успехом произносится как «Кибу!» [ 18 ]

Карта Килиманджаро, составленная Чарльзом Нью ок. конец 19 века

То, что гора является фокусом, точное положение на одной решетчатой ​​горе, которая является одним из величайших участков естественно плодородной земли в мире, породило у Чагга чувство идентичности. Сумма индивидуалистических историй каждой крошечной, давно сложившейся части горы, укорененной в этом месте, которая сама черпала свою индивидуальность из горного ручья, ущелья, отрога холма или стены непроходимого леса; окрасила их историю, подробную и сложную. Кахе и Аруша Чини — часть равнины, входящей в состав царства Чагга. [ 19 ]

Согласно дневникам Иоганна Ребмана и переписке с Иоганном Крапфом и Церковным миссионерским обществом, люди называли себя «горными людьми или « Вакирима », а те, кто жил в других местах, были известны как «Ваньика», или «люди равнин». Обратите внимание на классификационное слово « ванду ва мндени », которое переводится как «люди банановых рощ». Они использовали это слово, чтобы противопоставить себя хумбе и куави , скотоводам , и каси , или охотникам-собирателям . Они показывают, как это сделать. Представления чагга о себе и других людях формировались под влиянием ландшафта. О важности горы рядом с низменностью свидетельствуют термины Вакирима и Ваньика . [ 20 ]

В отличие от тех, кто жил в полузасушливой степи, как масаи, те, кто жил на горе, считали себя благодетелями божественной милости, потому что они жили в пышной, хорошо орошаемой среде. Между тем, Ванду ва Мднени , Васи , Хумба и Куави подчеркивают ценность средств к существованию. Бананы, основной урожай гор, также были определяющим элементом кихамбы и повседневной жизни. Они предполагали особый тип социальной и политической структуры, которого, как считалось, не хватало жителям равнин. [ 21 ]

Карл Клаус фон дер Деккен (1833–1865) исследователь Африки.

Килиманджаро служил указателем, по которому другие отдаленные племена, торговые караваны и путешественники могли сориентироваться, а также предоставлял Чагге координационную точку. Огромный снежный купол можно увидеть высоко в небе на расстоянии до 240 километров во всех направлениях: на востоке, прямо вглубь страны от прибрежных городов Индийского океана, построенных из коралловых камней суахили; на западе, глубоко на равнинах Серенгети , ведущих к озеру Виктория ; на юг, от Великой рифтовой долины по пути к Уньямвези и озеру Танганьика ; и на север, через бесконечную равнину, от горы Кения . [ 22 ]

Северными соседями Чагги являются Камба , которые разбросаны по всему засушливому региону и имеют только одну видимую точку — холмы Камба; Таита холмах живут на востоке, на Таита , которые видны из Чаггаланда. Тавета . расположены рядом с ними на берегу реки Луми , на равнине, скрытой небольшим участком леса Народ Паре проживает на юге, скрытый обнаженным плечом гор Паре. Масаи , которые совсем недавно мигрировали в этот регион из Кении в конце 18 века, находятся на юге и западе. [ 23 ] На склонах горы Меру, к северо-западу, расположены реки Меру и Аруша . [ 24 ]

Записанная история

[ редактировать ]

Килиманджаро впервые упоминается в «Географии» Птолемея , которая была написана во втором веке нашей эры . Птолемей упоминает «огромную снежную гору», расположенную вдали от прибрежного города Рапта . Местоположение Рапты до сих пор остается загадкой; возможно, это было в дельте Руфиджи или к северу от устья реки Пангани , хотя Килиманджаро определенно находится на заднем плане. Второй старейший сохранившийся отчет о восточноафриканском побережье и древних городах, выросших вдоль него от Могадишо до Килвы , в торговле через Индийский океан, можно найти в «Географии» Птолемея. Перипл Эритрейского моря , первое упоминание, датируется 90 годом нашей эры . Жители прибрежных городов , особенно тех, что расположены вдоль линии от Малинди до Пангани , из внутренних районов которых гора была видна лучше всего, наверняка знали это. [ 25 ]

Белая гора была упомянута арабским географом Абуль Фидой в 13 веке. Хотя никаких ранних португальских записей о нем обнаружено не было, кажется маловероятным, что португальцы не знали о нем, когда оккупировали побережье Суахили в 16 веке. Тем не менее, Мартин Фернандес де Энсисо , современный испанский писатель, утверждает в своей книге «Сума де Географии» , опубликованной в 1519 году, что «к западу (от Момбасы) стоит эфиопская гора Олимп , которая чрезвычайно высока, а за ней - горы Луна , в которой находятся истоки Нила ». Предполагалось, что имеется в виду Килиманджаро. [ 26 ]

Килиманджаро можно увидеть на вершине холма Йомбо, недалеко от побережья или на востоке, а также увидеть через Индийский океан, остров Занзибар в ясный день. На ранних картах восточноафриканского побережья была изображена огромная гора, лежащая внутри страны. Мир внутри горной местности был зафиксирован гораздо позже, а в XIX веке один фрагмент знаний постепенно добавлялся к другому. Конечно, суахили знали об этом на протяжении веков, когда коллега Ребмана, Крапф , высадился в Такаунгу в 1844 году, было доступно множество информации о великой горе, лежащей на пути к внутреннему морю великих центральных озер . [ 27 ]

Первый зарегистрированный рассказ, который мы имеем, — это рассказ о лидере каравана на суахили Бване Кери , благодаря тому, что Ребман записал его. Кери был другом губернатора Момбасы, который в 1848 году рекомендовал его Ребману. Случилось так, что Кери собирался совершить одно из своих периодических путешествий со своим караваном на Килиманджаро, и Ребманн присоединился к нему. Он посетил Килему, сделав Килему первым королевством, которое посетил европейец. Мачаме и Килему посетил Ребманн во время второго и третьего визитов. [ 28 ]

Фон дер Деккен дважды ездил на гору в 1861 году. В 1861 году он посетил Килему и Мачаме, путешествуя из Момбасы через Таиту и Тавету, следуя курсом, параллельным реке Пнагани, проходя через южную часть Усамбараса и достигая избранного им места. порт Ванга. В 1862 году он посетил Уру и Моши, путешествуя из Ванги через Усамбару, Угвено на севере Паре, озеро Джипе через Ндара и горы Буру в Момбасу. [ 29 ]

В 1871 году английский методистский миссионер Чарльз Нью отправился на Килиманджаро, посетив королевства Марангу, Мамба и Мсае; отправляясь из Момбасы и возвращаясь в нее, он пролегал через Таиту и Тавету. Для Чагги европейские исследователи были необычными гостями, поскольку они приезжали сюда не для торговли. Ребман намеревался распространить слово о христианском Боге среди язычников, а фон дер Деккен и Чарльз Нью планировали подняться на гору. Всех их считали волшебниками со своими инструментами и Священной Книгой. Трое путешественников, отделенные друг от друга десятилетним интервалом, оставили письменные отчеты, по которым можно увидеть жизнь Чагги на этот раз в XIX веке. Они позволяли датировать правление некоторых манги и даже передавалось по устной традиции. [ 30 ]

Сэр Гарри Джонстон и Хнас Мейер также посетили Моши в 1880-х годах и написали отчеты об этом месте. Немецкие римско-католические отцы Святого Духа основали свою станцию ​​в Килеме в 1892 году, в том же году, когда Английское церковно-миссионерское общество (CMS) покинуло Килиманджаро и было заменено немецкой лютеранской миссией, действующей в Лейпциге. Первая станция ЦМС была создана в Моши в 1885 году. [ 31 ]

Немецкое правительство вступило в игру последним, но не менее важным. Манги Ринди из Моши подписал лист бумаги, подаренный ему фон Юльке, эмиссаром немецкого правительства, в 1885 году, а влияние церкви помогло сделать Килиманджаро немецкой территорией в следующем году, когда Великобритания и Германия подписали договор, определяющий границы Германии. и Британская Восточная Африка. [ 32 ]

Чагга утверждает

[ редактировать ]

Гора была разделена на королевства, которые британская власть в конечном итоге низвела до вождеств и которыми к 1886 году управляли суверенные независимые манги (короли в Кичагге). После этого Килиманджаро был включен в руководящий состав, и власть «начальников» была соответственно ограничена. С 1886 по 1916 год Килиманджаро управлялся немцами как часть Германской Восточной Африки. С 1916 по 1961 год он находился под управлением Великобритании как часть территории, переименованной в Танганьику. В декабре 1961 года он был включен в состав независимого суверенного государства Танганьика. [ 33 ]

Манги Ринди Мандара из Моши ок. 1888)
Манги Мели около 1890-х гг.
Манги Нгалами из Сихи, около 1890-х гг.

По данным Августа Винденмана, немецкого хирурга, работавшего в Моши в 1890-х годах, по состоянию на 1899 год на вершине горы существовало 37 королевств. [ 34 ]

За исключением Кахе и Аруша-Чини, все остальные штаты расположены на горе. Кахе и Аруша Чини в первую очередь связаны с Чаггой по административным причинам. Хотя между ними существует старая связь на древнем торговом пути из Пангани , по которому побережье проходило через Масинде, а затем через Кахе и Арушу Чини, которые сами находились недалеко от берегов реки Пангани , прежде чем она достигла горы, их разные истории, как рассказывает их сегодняшние старейшины подчеркивают контраст с чаггой. Сегодняшние Чагга признают только народ Кахе как Чагга, но они будут считать народ Аруша Чини отличным от себя. [ 35 ]

От Кибонгото (Сиха) на западе до Уссери на востоке все королевства спускаются хаотично вертикальными участками вверх, к границе леса, вниз к равнине; некоторым на равнине лучше, чем другим, но только Мамбе закрыт доступ на равнину. Природные достопримечательности, прежде всего овраги , образуют границы королевств. Земельные владения королевств, митаа или кланов не измерялись. Однако некоторые из них, особенно Кибошо, Мачаме, Масама и Кибонгото, крупнее других (Сиха). По сравнению с ними такие штаты, как Килема и Кируа, более компактны и компактны. [ 36 ]

Территория и население Чаггаланда разделены пополам между Санья на западе и Моши на востоке. По мере продвижения на восток, в сторону Таракеи, местность становится более сухой и менее плодородной, поскольку она получает меньше осадков и больше воды из ручьев, питаемых ледниками. Реки Ромбо, за исключением реки Луми, пересыхают в течение всего засушливого сезона; борозд мало, поэтому королевство зависит от дождей, особенно от кратковременных дождей в декабре и продолжительных дождей, продолжающихся с середины марта до середины июня. Тем не менее, Ромбо — лишь наименее плодородный регион по сравнению с чрезвычайно высокими стандартами Чаггаланда. По любым другим стандартам эта местность очень плодородна из-за больших деревьев, густой растительности и широких лугов с колышущейся травой. [ 37 ]

Чагга были в авангарде тактических и вооруженных достижений на протяжении большей части XIX века, чему, несомненно, способствовала их близость как к масаи, так и к арабам. Традиционные сообщения о войне между масаи и кланом ромбо Нгассени, несомненно, дают достойное представление о том, как воевали остальные чага в начале века. Ромбо был регионом, наиболее открытым для атак из степи с севера. Нгассени, чей боевой клич — «Ууи!» Уууи! Отиемагати! устроит засаду на врага в лесах и банановых рощах, выстроившись в три линии: копейщики впереди, люди со щитами позади них и лучники сзади. [ 38 ] На протяжении всего столетия традиционалист Ромбо продолжал использовать эти стратегии, в то время как в других частях Чагга влияние масаи значительно выросло, начиная с 1860-х годов. Известно, что по крайней мере два вождя, Орио из Килемы и Мдусио из Сихи , проживали в это время среди масаев и изучали их боевые приемы. [ 39 ]

Сина из Кибосё, который, по-видимому, был выдающимся новатором, оказал еще одно значительное влияние на тактику. Он держал своих воинов под строгой дисциплиной, размещал и обучал их в своем каменном дворце; ходили слухи, что наказанием за ночевку дома была смерть. Считается, что копье масаи с широким лезвием было подарено им Кибосё, а также ему приписывают разработку собственного метательного копья с узким лезвием, «длиной как человеческая рука». Он держал все их оружие в своем арсенале и выпускал его только при необходимости. [ 40 ]

Его войска обычно начинали свои атаки на рассвете, при этом авангард сначала рассредоточивался и поджигал несколько редко расположенных хижин, чтобы ввести противника в заблуждение относительно направления движения основных сил. Затем они двинулись тремя волнами: люди с колющими копьями в резерве сзади и люди с метательными копьями впереди в сопровождении шеренги мушкетеров. [ 41 ]

Чагга впервые столкнулся с огнестрельным оружием в 1860-х годах. Благодаря своим связям с арабами Мандара из Моши был первым манги, получившим их, и он естественным образом использовал их, чтобы получить преимущество над своими конкурентами. К 1880-м годам торговцы суахили начали закупать винтовки «Снайдер» у солдат, вернувшихся из европейских миссий, и продавать их в Чагге, где новый дизайн защелки «бундуки» явно предпочитался традиционным «бундуки за фатаки» или дульно-зарядному устройству . [ 42 ]

В 1884 году 400 воинов Манги Маралле из Марангу были вооружены снайдерскими винтовками. Несмотря на то, что у него уже было несколько крошечных пушек для защиты своего частокола, Мандара попросил Джонстона показать своим кузнецам, как делать их больше. Несмотря на это, Джонстон был уверен, что копейщики продолжали приносить подавляющее большинство потерь в бою с Чаггой, поскольку очень немногие люди понимали, как правильно стрелять из огнестрельного оружия. [ 43 ]

Связь между государствами

[ редактировать ]

По всей горе пролегает запутанная сеть троп. В наше время были проложены широкие грунтовые дороги, ведущие от города Моши к центру каждого королевства и к самой горе, в частности, горизонтальная дорога, соединяющая Уссери с Моши. По большей части эти треки восходят к былым временам. Многие из них, вероятно, были проложены слонами, находившими самые легкие пути через лес, вниз и через крутые ущелья. Бесчисленными путями, известными и сегодня, чагга в древности общались друг с другом, переходя не только из одного королевства в другое, но и из одного далекого королевства в другое и вниз, в мир за пределами горы. [ 44 ] Есть и другие диалекты кичагга , некоторые из которых непонятны, в Сихе и восточном регионе Уссери, где люди говорят на кингассе, другом языке. Таита и Кичагга родственники.

История Чагги формируется тремя основными горизонтальными маршрутами, которые проходят на разных высотах: нижний путь пересекает равнину, средний путь проходит через самый густонаселенный регион Чаггаланда, а верхний путь проходит через высокий лес или даже над ним через гору. высокая открытая саванна. Общаясь друг с другом, древние чагга должны были стратегически выбирать между этими тремя источниками власти и иметь ли их королевство дружественные или враждебные отношения с государствами, через которые им приходилось проходить. Вообще говоря, промежуточный путь был наиболее практичным и эффективным, поскольку он проходил через овраги, где они были менее крутыми, чем вверху или внизу. [ 45 ]

Из соображений безопасности люди часто выбирали верхние и нижние пути, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций. Тем не менее, бывают случаи, когда верхняя направляющая является наиболее практичным и прямым вариантом. Например, путь от Марангу до Мкуу проходит через высокий лес, а верхние маршруты пользовались особой популярностью между странами Ромбо и Вуньо. Открытие верхней тропы, которая обогнула Килиманджаро и достигла Сихи на крайнем западе, является одним из самых интригующих свидетельств, полученных в результате изучения этих древних троп. Эта верхняя дорога шла от Королевства Уссери, самой дальней восточной границы тогдашнего населенного Чаггаланда. [ 46 ]

Инфраструктура

[ редактировать ]

Другая сеть, проходящая через гору, — это местное чудо — ирригационная система Чагга с использованием борозд ( Мфонго в Кичаге). Каждая борозда вырезана из водозабора высоко на горном ручье, откуда она ведет окольным путем на многие мили, повторяя контуры земли. От каждой основной борозды отходят ветки и ответвления, пока не доберешься до небольшого канала с чистой проточной водой, который проходит через каждую усадьбу, обеспечивая Чаггу водой для питья, мытья и обработки его земли. [ 47 ] [ 48 ]

Землемеры использовали маленькие палочки в качестве единственного инструмента, чтобы прочерчивать борозды и прорезать их. Их самый большой талант был использован на начальном этапе при определении того, где сделать прием и как организовать ход действий. Сегодня в некоторых местах, например, по склону холма на границе в Килеме, одна над другой проходит серия из пяти основных борозд, которые, кажется, бросают вызов гравитации и бегут обратно к реке, а не вниз, к равнине. [ 49 ] Это потому, что их план был настолько точным, что предотвратил будущие оползни . В королевстве Мбокому существовало особое искусство, связанное с геодезией, в частности, метод, при котором борозды проводились прямо над странно крутыми оврагами с помощью полых стволов деревьев , расположенных горизонтально и опирающихся один на другой. [ 50 ]

Каждая борозда, проложенная внутри королевств, имеет название и историческое значение, начиная от самых ранних, меньших по длине и расположенных выше по горе, до длинных величественных построек XIX века. Манги Млатие из Мбокому, бывший король, был одним из выдающихся геодезистов. Ни о каком манги не вспоминают с большей радостью, потому что Млатие, временно сосланный, обследовал борозды по всей горной местности, где бы он ни находился. Эти борозды до сих пор носят его имя и до сих пор используются Чаггой. [ 51 ]

Даже в самых густонаселенных районах Чаггаланда каждая семья проживает в уединении своего фермерского дома, огороженного забором, называемым кихамба в Кичагге. Древнее священное растение мира и прощения Чагга, Масале Драцена , окружает каждое жилище. Внутри находится банановая роща, ее длинные нависающие листья затеняют помидоры, лук и всегда разные виды батата . дом в форме сферического улья В центре рощи стоит , построенный из глины и покрытый соломой из травы или банановых листьев. Спальное помещение, которое может представлять собой укрытие или кровать, расположено близко к двери и имеет место для мотыги мужа и других инструментов. В центре комнаты горит огонь, поддерживаемый тремя камнями, а на небольшом чердаке над огнем хранятся бананы для сушки. [ 52 ] [ 53 ]

Драцена душистая , называемая Масале в Кичагге, является священным растением Чагга.

Снаружи к деревьям подвешиваются ульи, сделанные из выдолбленных отрезков ствола дерева с пробками; шкуры растягивают на колышках, чтобы они сушились у двери; в некоторых усадьбах кузнеца, можно увидеть сгорбившегося над раскаленными углями с наковальней и из козлиной шкуры мехами ; женщину, формирующую и обжигающую глиняные горшки . в других реже можно увидеть [ 54 ]

Соседи обычно принадлежат к одному клану . Внутри территории, занимаемой этим кланом, между одной усадьбой и другой проходят внутренние соединительные тропы, и вся территория отграничена более крупной живой изгородью или земляным валом от соседних жилищ следующего клана. Несколько кланов составляют мтаа , а несколько мтаа , в свою очередь, — королевство. Когда Ребман достиг Килемы в 1848 году, он сразу же отметил порядок, который царил благодаря сильной власти манги. Его пленили благополучие и таланты народа, хороший климат и красота земли. [ 55 ]

Государства Чагга в 20 веке

[ редактировать ]

После Первой мировой войны Килиманджаро пережил еще ряд политических и экономических потрясений, когда британское правление началось . Подобно немцам, британцы также приняли идею «одна гора, один народ» и предприняли ряд действий, чтобы превратить культурную «реальность» в политическую реальность. В 1919 году манги были объединены в единую организационную структуру, известную как Орган местного самоуправления Чагга, и районный штаб в городе Моши превратил их в наемных рабочих. Эти действия были направлены на укрепление власти и снижение коррупции. Агентство также учредило три региональных совета Чагга, каждый из которых состоял из манги этого региона, а также их отдельных казначейств. [ 56 ]

Появление кофе было самым важным экономическим событием британской эпохи. Еще в 1900 году католические миссионеры привезли на гору кофе арабика. Тем не менее, в 1920-е годы производство кофе увеличилось, отчасти благодаря деятельности Чарльза Дандаса . Когда в 1920 году его назначили окружным чиновником Моши , он считал, что кофе является «непременным условием» роста местной экономики, и начал предоставлять горным фермерам прямую государственную помощь в выращивании этого товара. Результаты были, мягко говоря, экстраординарными. Правительство Дар-эс-Салама начало рассматривать жителей Килиманджаро как экономически прогрессивных в 1930-х годах. [ 57 ]

Необычайный успех африканского выращивания кофе взволновал правительство и принес большие доходы фермерам Чагга, но он также запугал европейских поселенцев в этом районе, большинство из которых также активно занимались выращиванием кофе. В 1920-е годы поселенцы превратились в агрессивных противников производства кофе в Африке. Они беспокоились, что быстро развивающийся африканский рынок кофе не только приведет к снижению цен, но и затруднит им приобретение дешевой сельскохозяйственной рабочей силы, необходимой им для управления своими поместьями. Ассоциация плантаторов Килиманджаро (KPA), организация, которая активно оказывала давление на правительство, чтобы объявить вне закона все выращивание африканского кофе на Килиманджаро, как это было сделано в Кении, была основана в 1923 году группой поселенцев. [ 58 ]

К 1930-м годам споры по поводу земли, воды и выращивания кофе не развивались в вакууме; скорее, они произошли в контексте быстро меняющегося общества, которое характеризовалось увеличением возможностей получения образования и обращением в христианство . Люди впервые обратились к своим манги, когда хотели высказать свои жалобы. Но манги заняли опасную позицию. Хотя они были наемными агентами колониальной власти, они делали вид, что представляют интересы своего народа. Новое поколение образованных элит, производителей кофе и глав кланов было тремя другими важными игроками на горе, которых им удалось оттолкнуть. [ 59 ]

Тем не менее Килиманджаро стал жизненно важным компонентом колониальной экономики, но сплоченности по-прежнему не хватало. Например, жители горы по-прежнему отказывались называть себя Чаггой. «Если чаггу, готовящегося дать показания в суде, спрашивают о его племени, он обычно говорит: «Мкибошо» или «Мкилема» или какое-то другое имя, которым называют людей в его конкретной местности; если он добавляет: «Мчагга «Это запоздалая мысль». [ 60 ]

Требование о регистрации сыграло роль в общественном возмущении, которое было значительным, однако большинство людей выступили против роспуска КНПА. Люди были готовы противостоять манги, чтобы спасти группу, поскольку она превратилась в своего рода объединяющую точку против них и поселенцев. Организация продолжала существовать, что указывало на то, что люди на горе теперь политически отождествляли себя с организацией, выходящей за пределы границ королевства. Еще несколько лет КНПА оставалась грозной силой на горе Килиманджаро, но бухгалтерский скандал 1932 года в конечном итоге привел к ее роспуску. [ 61 ] К этому времени правительство твердо взяло на себя обязательство продвигать выращивание африканского кофе, которое теперь было очень прибыльным, но оно также хотело очистить орган от его «радикальных» компонентов. Скандал позволил окружному офису отстранить нынешнее руководство организации, распустить его и заменить его Кооперативным союзом Килиманджаро (KNCU). По сравнению со своим предшественником, новый кооператив был в меньшей степени политическим форумом, но по-прежнему действовал независимо от манги. И KNPA, и KNCU успешно организовали людей для защиты своих прав в сфере выращивания кофе. Люди создавали эти организации, чтобы защищаться от иностранцев за горами и их манги, а не друг от друга. [ 62 ]

Упадок государств Чагга

[ редактировать ]

Кланы использовали свои связи с другими кланами как источник ресурсов, чтобы обеспечить торговцев едой, водой, слоновой костью и рабами, в которых они нуждались. Со временем манги в этих союзах превратились в основных членов клана. Это были возрастные группы мужчин, ответственные за организацию нападений на соседние хребты с целью доминирования в торговле и приобретения рабов, а также за защиту от таких вторжений. Они не только действовали в качестве торговых переговорщиков от имени кланов. К 1890 году появились ключевые политические деятели горы и монархия как значимое политическое образование. [ 63 ]

Хотя так называемые «вождества» по-прежнему оставались постоянными органами власти на горе, в середине 20 века они претерпели несколько модификаций. С 1946 по 1961 год они были формально разделены на три подразделения, каждое из которых подчинялось начальнику подразделения. С 1952 по 1960 год надстройка трех начальников подразделений была расширена за счет добавления единого верховного начальника. В 1960 году начальника Paramount сменил президент, а в 1961 году подразделения и должность начальника отдела были упразднены. В то же время были разработаны рекомендации совета вождям. Основанный в 1932 году Совет Чагга добился успехов в 1952 году и снова в 1960 году. Он дал новому демократическому выборному элементу точку опоры, которая, начиная с 1952 года, постепенно начала подрывать власть наследственных главных правителей. [ 64 ]

Вождества по состоянию на 1961 год, с запада на восток:

Вождества по состоянию на 1961 год [ 65 ]
Вождества Есть Группа дивизий
Коклюш (Фитнес) Джон Гидеон Два
Плохой Чарльз Шангали Два
Газы Галаад Шангали Два
Кибосо Алекс Нгулишо Два
Ценить Сабхас Касарике Два
Дым Том Салема Два
Кируа Balthasar Mashingia Сломанный
Дефект Алоис Кирита Сломанный
Марангу Огюстин Маралле Сломанный
Мамба Сэмюэл Верия Сломанный
Гусь Абдиэль Соломон Сломанный
Аруша Чини Уилсон Ндиляи Сломанный
Два Жоас Майя Сломанный
Кени, немного теней Введите Нгаче Удача
Главный Джордж Селенгия Удача
Рубашки Эдвард Латемба Удача
Хуссери Альфред Салакана Удача

К новым руководителям дивизий обратился существующий Совет Чагга. Несмотря на то, что эти реформы допускали некоторую народную власть, эти реформы сконцентрировали власть в руках вождей дивизий и укрепили доминирование вождей кланов. Что наиболее важно, они практически не ограничивали полномочия начальников подразделений и давали им контроль над распределением земли. была сформирована группа обеспокоенных фермеров, выращивающих кофе, известная как Ассоциация Чагга Начиная с 1945 года под руководством предыдущих активистов Мериньо и Нджау . Эта организация проявила интерес к вопросам управления, а также к сохранению прав широкой общественности на землю и воду. [ 66 ]

Мериньо и Нджау выступали за назначение верховного вождя, который возглавит нынешний мангис. Они считали, что это ослабит влияние местных правителей и повысит местную демократию и справедливость в вопросах, касающихся земли и воды. Принятие названия манги Ассоциацией Чагга, возможно, является ее наиболее важным аспектом. Термин «традиционная» власть» относится к колониальному управлению в политическом контексте. Тем не менее, эта новая группа перепрофилировала эту фразу, чтобы обозначить объединение населения в целом в противовес тираническому осуществлению власти манги. [ 67 ]

В 1947 году дивизионные манги получили от правительства несколько сотен акров прекрасных бывших немецких сельскохозяйственных угодий. Земли остались в их владении и так и не были переданы, как и предсказывала Ассоциация Чагга. Мериньо и Нджау основали Союз граждан Килиманджаро Чагга как новую политическую организацию в ответ на отсутствие прогресса (KCCU). Его две цели заключались в том, чтобы изменить порядок распределения земли и создать более единое правительство путем избрания манги мкуу (верховного вождя). Политически недовольное население, в том числе «раскулаченные вожди, амбициозные торговцы и фермеры, пожилые боевики КНПА, обездоленные мусульмане, дворяне, презиравшие власть манги, и молодые образованные люди, недовольные старой системой, пользовались большой популярностью у организации. В 1951 году она расширилась. быстро до 12 000 членов. [ 68 ]

Колониальная администрация имела серьезные опасения по поводу KCCU, поскольку считала, что реализация местного непрямого правления может оказаться под угрозой из-за широко распространенной оппозиции колониальной политике. Тем не менее, они были едины в своей цели установить центральную власть на горе для улучшения управления и сокращения расходов. Чтобы утвердить верховную власть вождя и даже разрешить выбор манги мкуу всенародным голосованием, администрация в 1951 году достигла соглашения с Советом Чагга и KCCU. [ 69 ]

Трое из четырех кандидатов на выборах 8 октября 1951 года были руководителями округов, которые все еще находились у власти: Петро Итоси Маралле из Вунджо, Абдиэль Шангали из Хай и Джон Марума из Ромбо. Томас Маралле, четвертый, был в некотором роде аутсайдером. Он принадлежал к тому же основному клану, что и другие кандидаты, что было необходимым условием для участия в выборах. Он был племянником Петро Маралле, еще одного кандидата. Однако Томас Маралле всю свою жизнь не принимал активного участия в местной политике, в отличие от своих соперников. Он получил среднее образование в горах, а затем отправился учиться за границу в Тринити-колледж в Кембридже и Лондонскую школу экономики. Маралле отличался от лидеров дивизий тем, что проводил кампанию от имени жителей горы, а не от имени конкретного вождества или подразделения. [ 70 ]

Совет Чагга, 1952 год, с Маралле в качестве верховного вождя.

В конечном итоге Маралле одержала победу, получив все вождества, кроме одного. Его триумф стал важным поворотным моментом в истории Килиманджаро. Он не только был первым верховным вождем Килиманджаро, но и делал это при широкой поддержке вождеств. Маралле был привлекателен по разным причинам, включая его личность, положение аутсайдера и высшее образование. Тем не менее, его победа стала в первую очередь результатом их борьбы за контроль над ресурсами горы и их убежденности в том, что он сможет лучше всего представлять их интересы. [ 71 ]

17 января 1952 года Томас Маралле стал верховным главой Килиманджаро. Губернатор Твининг председательствовал на церемонии вступления в должность, которая сочетала в себе «традиционные» и современные обряды и обычаи. Маралле использовала налоговые поступления от быстро развивающейся кофейной индустрии для взаимодействия с местными властями по важным проблемам на следующие несколько лет, таким как водоснабжение, строительство дорог, школ и амбулаторий. Что касается вопроса, вызывающего серьезную озабоченность, у него было мало реальной власти. [ 72 ]

Возникающее чувство идентичности Чагга, которое Маралле пытался использовать, лучше всего проявилось во время его пребывания на посту верховного вождя. Он также принимал участие в разработке свежих культурных образов. Он приказал создать флаг Чагга в 1952 году. Фон опирается на похожую на флаг, заснеженную вершину горы. банановое дерево справа, кофейное дерево слева и соединяющее их растение масале — три фотографии на переднем плане. Символом традиций и наследия горы является банановое дерево, а кофейное растение символизирует настоящее и будущее богатство горы. Масале, традиционный символ мира на горе, таким образом соединяет прошлое и настоящее. Леопард, символ силы, наконец, окутывает весь ландшафт. [ 73 ]

Томас Маралле после коронации 1952 г.

Маралле выдвинул идею о том, что идентичность и политическое объединение Чагга должны возникнуть со временем, опираясь на колониальную идею «одна гора, один народ». Он называет выборы 1951 года «историческим собранием всего племени» во введении, которое он написал для буклета «День Чагга 1955 года». Затем он подробно сослался на работы Чарльза Дандаса, который в 1924 году утверждал, что уникальное королевство Чагга могло бы возникнуть со временем, если бы колониальное правление не было прервано. Маралле рассматривала День Чагга как запоздалое осознание того, что сказали Дандас и другие, а именно, что народам Килиманджаро суждено объединиться в одно целое. [ 74 ]

Он добился некоторых успехов в региональном развитии, но не решил главную проблему, которая помогла ему победить на выборах: земельный вопрос. В результате он потерял поддержку лидера клана, выращивающего кофе, который считал, что ему не удалось провести необходимые реформы для внесения изменений в политику, регулирующую распределение земли (например, ликвидацию системы начальников отделов). Кроме того, он оттолкнул образованную молодежь, которая поставила под сомнение его приверженность земельной реформе, а также его предпочтение использованию архаичных символов и диктаторских политических методов по сравнению с более демократическими. Маралле не согласился с националистом из-за его политических убеждений. Одним из последних районов колонии, поддержавших движение за независимость, был Килиманджаро. [ 75 ]

Руководство TANU , особенно Джулиус Ньерере, бывший друг Маралле, считало, что открытое проявление идентичности на горе соответствует этническому национализму и наносит ущерб их миссии. Давление росло, и Маралле подал в отставку в 1958 году. Два года спустя был проведен второй референдум по политической реформе, на этот раз заменивший верховного вождя избранным президентом. Когда колониальный контроль подошел к концу, в 1960 году в первую очередь руководство в горной политике претерпело значительные изменения. Почти сразу после отставки Маралле с поста манги Мкуу празднование Дня Чагга и возникшие практически патриотические маркеры идентичности Чагга исчезли. [ 76 ]

В последующие годы, по мере формирования независимого государства Танзания, начала формироваться общая танзанийская идентичность. Несмотря на это, чувство идентичности Чагга, созданное политическим конфликтом и конкуренцией за ресурсы, сохранилось, особенно когда жители Килиманджаро переехали в другие регионы страны. Сегодня это означает чувство принадлежности к горным пейзажам, а также к культурному и политическому наследию. [ 77 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  2. ^ фон Клемм, Майкл. «12. Экономика торговли бисером в Чаггаленде девятнадцатого века». Человек, том. 63, 1963, стр. 13–14. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/2797613 . По состоянию на 10 апреля 2023 г.
  3. ^ Йонг, Брайан. «Взлет и падение империи Чагга». Кения в прошлом и настоящем 11.1 (1979): 43–48.
  4. ^ Вансина, январь. «Однажды: устные традиции как история в Африке». Дедал, том 100, № 2, 1971 г., стр. 442–68, http://www.jstor.org/stable/20024011. По состоянию на 10 апреля 2023 г.
  5. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 59. ИСБН  9780511584114 .
  6. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  7. ^ «Народ чагга – история, религия, культура и многое другое» . Объединенная Республика Танзания. 2021 . Проверено 8 апреля 2023 г.
  8. ^ Закон о руководителях (упразднение должности: вытекающие положения) 1963 г. 53 (PDF) . Республика Танганьика. 6 декабря 1963 года.
  9. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  10. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  11. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 38. ISBN  0-520-06698-7 .
  12. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  13. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  14. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  15. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  16. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  17. ^ "Экспедиция Килиманджаро". Наука, том. 5, нет. 107, 1885, стр. 152–54. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/1760887 . По состоянию на 10 апреля 2023 г.
  18. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 19. ISBN  0-520-06698-7 .
  19. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 20. ISBN  0-520-06698-7 .
  20. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том 54, № 2, 2013 г., стр. 199–220. JSTOR, http: //www.jstor.org/stable/43305102 По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  21. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  22. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 21. ISBN  0-520-06698-7 .
  23. ^ «Хэнби, Жаннетт и Биготт, Дэвид: Заповедник Нгоронгоро» . ntz.info . Проверено 1 января 2023 г.
  24. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 21. ISBN  0-520-06698-7 .
  25. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  26. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  27. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  28. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  29. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 36. ISBN  0-520-06698-7 .
  30. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 36. ISBN  0-520-06698-7 .
  31. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 37. ИСБН  0-520-06698-7 .
  32. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 37. ИСБН  0-520-06698-7 .
  33. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  34. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  35. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  36. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 24. ISBN  0-520-06698-7 .
  37. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 25. ISBN  0-520-06698-7 .
  38. ^ Хит, Ян (2004). Восточная Африка: племенные и имперские армии в Уганде, Кении, Танзании и Занзибаре, 1800–1900 гг . Литейное производство. п. 137. ИСБН  9781901543353 .
  39. ^ Хит, Ян (2004). Восточная Африка: племенные и имперские армии в Уганде, Кении, Танзании и Занзибаре, 1800–1900 гг . Литейное производство. п. 137. ИСБН  9781901543353 .
  40. ^ Хит, Ян (2004). Восточная Африка: племенные и имперские армии в Уганде, Кении, Танзании и Занзибаре, 1800–1900 гг . Литейное производство. п. 137. ИСБН  9781901543353 .
  41. ^ Хит, Ян (2004). Восточная Африка: племенные и имперские армии в Уганде, Кении, Танзании и Занзибаре, 1800–1900 гг . Литейное производство. п. 137. ИСБН  9781901543353 .
  42. ^ Хит, Ян (2004). Восточная Африка: племенные и имперские армии в Уганде, Кении, Танзании и Занзибаре, 1800–1900 гг . Литейное производство. п. 137. ИСБН  9781901543353 .
  43. ^ Хит, Ян (2004). Восточная Африка: племенные и имперские армии в Уганде, Кении, Танзании и Занзибаре, 1800–1900 гг . Литейное производство. п. 137. ИСБН  9781901543353 .
  44. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 24. ISBN  0-520-06698-7 .
  45. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 25. ISBN  0-520-06698-7 .
  46. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 25. ISBN  0-520-06698-7 .
  47. ^ Гроув, Элисон. «Использование воды Чаггой на Килиманджаро». Дела Африки, том. 92, нет. 368, 1993, стр. 431–48. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/723292 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  48. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 25. ISBN  0-520-06698-7 .
  49. ^ Тагет, Маттиас. «Расширение традиционной ирригации в Килиманджаро, Танзания». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 41, нет. 3, 2008, стр. 461–90. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/40282528 . По состоянию на 10 апреля 2023 г.
  50. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 26. ISBN  0-520-06698-7 .
  51. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 25. ISBN  0-520-06698-7 .
  52. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 27. ISBN  0-520-06698-7 .
  53. ^ Кливленд, Дэвид А. и Даниэла Солери. «Приусадебные сады как стратегия развития». Человеческая организация, том. 46, нет. 3, 1987, стр. 259–70. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/44126174 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  54. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 27. ISBN  0-520-06698-7 .
  55. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 27. ISBN  0-520-06698-7 .
  56. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  57. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  58. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  59. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  60. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  61. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  62. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  63. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  64. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 22. ISBN  0-520-06698-7 .
  65. ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 23. ISBN  0-520-06698-7 .
  66. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  67. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  68. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  69. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  70. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  71. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  72. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  73. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  74. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  75. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
  76. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, с. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . Доступ 11 апр. 2023.
  77. ^ Бендер, Мэтью В. «БЫТЬ ЧАГГОЙ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ НА КИЛИМАНДЖАРО». Журнал африканской истории, том. 54, нет. 2, 2013, стр. 199–220. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43305102 . По состоянию на 11 апреля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70b5f125e9c25e111774334512d54dd8__1714513800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/d8/70b5f125e9c25e111774334512d54dd8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chagga states - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)