Стивен Шор
Стивен Шор | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Нью -Йорк , США | 8 октября 1947 г.
Известен для | Фотография |
Веб -сайт | Стивеншор |
Стивен Шор (родился 8 октября 1947 года) - американский фотограф, известный своими изображениями сцен и объектов банального, и своим новаторским использованием цвета в художественной фотографии. [ 1 ] Его книги включают «Необычные места» (1982) и американские поверхности (1999), фотографии, которые он сделал в поездках по пересеченной местности в 1970-х годах. [ 1 ]
В 1975 году Шор получил стипендию Гуггенхайма . [ 2 ] В 1971 году он был первым живым фотографом, который был выставлен в Метрополитен -музее искусств в Нью -Йорке, где у него было сольное шоу черно -белых фотографий. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он был выбран для участия в влиятельной групповой выставке « Новая топографика: фотографии ландшафта с измененным человеком » в Международном музее фотографии в доме Джорджа Истмана ( Рочестер, Нью-Йорк ), в 1975-1976 годах.
В 1976 году у него была сольная выставка цветных фотографий в Музее современного искусства . [ 6 ] В 2010 году он получил почетную стипендию от Королевского фотографического общества . [ 7 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Шор родился как единственный сын еврейских родителей, которые управляли компанией по сумочке. [ 8 ] Он интересовался фотографией с раннего возраста. Самоучка, он получил младшую темную комнату Kodak для своего шестого дня рождения от далекого дяди. [ 4 ] [ 9 ] Он начал использовать 35 -мм камеру три года спустя и сделал свои первые цветные фотографии. В десять он получил копию Уокера Эванса книги « Американские фотографии», которая сильно повлияла на него. [ 4 ] В возрасте четырнадцати лет берег наивно связался с Эдвардом Стейшеном , затем куратором фотографии в Музее современного искусства (MOMA) в Нью -Йорке, если он посмотрел на свои фотографии, и Стейхен был достаточно любезен, чтобы купить три черно -белых фотографиях Нью -Йорк. [ 4 ] [ 6 ] [ 10 ]
В 1965 году, в возрасте шестнадцати лет, Шор начал посещать Энди Уорхола студию , фабрику , фотографируя Уорхола и людей, которые окружали его, в течение около трех лет. «Я начал видеть там концептуально, потому что именно так Энди смотрел на мир, обнаружив это отстраненное удовольствие в банальности повседневных вещей». [ 4 ] Его фотографии фабрики наряду с фотографиями имени Билли Каспер Кениг, отобранные для документальной выставки на Уорхоле в Moderna Museet , Стокгольм, в 1968 году.
Через Джона Коплана Джавентенский и серийный образ [ 11 ] и проводя время в галерее Джона Гибсона, он познакомился с концептуальными работами, которые использовали фотографию Кристо , Ричарда Лонга , Питера Хатчинсона и Денниса Оппенгейма . Его ранние концептуальные последовательности черно -белых фотографий возникли в 1969 и 1970 годах. Они были показаны на его первой сольной выставке в 1971 году в Метрополитен -музее искусств в Нью -Йорке, что делает его первым живым фотографом, который будет выставлен там. [ 12 ] [ 4 ]
Американские поверхности
[ редактировать ]Затем Шор отправился в серию дорожных поездок по пересеченной местности , делая фотографии «на дороге» американских и канадских пейзажей. В 1972 году он совершил путешествие из Манхэттена в Амарилло, штат Техас, что вызвало его интерес к цветной фотографии. Просмотрев улицы и города, которые он прошел, он задумал идею сфотографировать их в цвете, сначала используя 35-мм ручную камеру, а затем камеру просмотра 4 × 5 дюймов , прежде чем, наконец, остановиться в формате 8 × 10 . [ 6 ] [ 13 ] Считается, что изменение камеры большого формата произошло из -за разговора с Джоном Шарковски . [ 13 ] В 1974 году грант национального фонда искусств (NEA) финансировал дальнейшую работу, [ 14 ] Следовал в 1975 году стипендией Гуггенхайма . [ 2 ]
Наряду с другими, особенно Уильямом Эгглстоном , Шор признан одним из ведущих фотографов, которые создали цветную фотографию в качестве художественной формы. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Его книга «Необычные места» (1982) оказала влияние на новые цветные фотографы, которые его собственные и более поздние поколения. [ 18 ] [ 1 ] Фотографы, которые признали его влияние на свою работу, включают Нэн Голдин , Андреас Гурски , Мартин Парр , Джоэл Стернфельд и Томас Страт . [ Цитация необходима ]
Шор сфотографировал модные истории для другого журнала , Elle , Daily Telegraph и многих других. [ 19 ] Показанный итальянский бренд Bottega Veneta , он сфотографировал Socialite Lydia Hearst , режиссер Лиз Голдвин и Model будут посвящены рекламе бренда весна/лето 2006 года. [ Цитация необходима ]
Шор является директором департамента фотографии в Bard College с 1982 года. [ 20 ] [ 1 ]
Его серия американских поверхностей , дневник путешествий, созданный в период с 1972 по 1973 год с фотографиями «Друзей, которых он встретил, еда, которую он ел, туалеты, на которых он сидел», не была опубликована до 1999 года, а затем снова в 2005 году. [ 4 ] [ 6 ]
В последние годы Шор работал в Израиле , Западном берегу и Украине . [ 21 ]
Награды
[ редактировать ]
- 1974: Национальный фонд для искусств . [ 14 ]
- 1975: стипендия Гуггенхайма от Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма . [ 2 ]
- 2010: Королевское фотоаппарат Почетный стипендиат. [ 7 ]
- 2010: Культурная премия, Германское общество фотографии (DGPH), Германия. [ 18 ] [ 22 ]
Выставки
[ редактировать ]Сольные выставки
[ редактировать ]- 1971: Музей искусств Метрополитен , Нью -Йорк [ 4 ] [ 5 ]
- 1972: Light Gallery, Нью -Йорк. Первая выставка его американских поверхностей фотографий. [ 1 ] Дальнейшие сольные выставки в 1973 году, 1975 (стерео фотографий), 1977, 1978 и 1980 гг.
- 1976: Музей современного искусства (MOMA), Нью -Йорк [ 6 ] [ 14 ]
- 1977: Встречи Арля , Арлеса, Франция [ 23 ]
- 1981: Музей искусств Ринглинг , Сарасота, Флорида, впоследствии в музее искусств и наук , Дейтона -Бич и (1982) Публичный музей Полк , Лейкленд, Флорида
- 1981: Галерея Фраенкеля , Сан -Франциско
- 1982: Центр визуального искусства Arco , Лос -Анджелес
- 1983: Галерея Пейса/МакГилла, Нью -Йорк (последующее шоу в 1989 году)
- 1984: Художественный институт Чикаго
- 1985: Центр творческой фотографии , Тусон
- 1994: фотографии с 1973 по 1993 год, Уэстфялишер Кунстверейн, Мюнстер , музей Спенгель , Ганновер, Вуртембергишер Кунствеин Штутгарт , Америка Хаус Берлин и Джордж Истман , Рочестер, Нью -Йорк
- 1999: Американские поверхности 1972 года, культура Фонда С.К. , Кельн и Форум Форум, Франкфурт/Майн
- 2011: Абу -Даби, Художественный музей Аспена
- 2012: Стивен Шор: необычные места, музей -мультимедийный художественный музей , Москва [ 24 ]
- 2014: Стивен Шор: Обзор, Фонд Mapfre , Мадрид, впоследствии в Rencontres d'Arles, Arles [ 25 ]
- 2016: Стивен Шор. Ретроспективный, C/O Берлин , Берлин [ 26 ]
- 2017–2018: Стивен Шор, Музей современного искусства, Нью -Йорк [ 6 ] [ 1 ] [ 27 ] [ 20 ]
Групповые выставки
[ редактировать ]- 1968: Энди Уорхол. Фотографии Стивена Шор и Билли Назг , Moderna Museet , Стокгольм. Куратор Каспера Кенига
- 1973: Ландшафт/городский пейзаж, Метрополитен -музей, Нью -Йорк
- 1975: New Topographics , Джордж Истман Хаус, Рочестер [ 28 ]
- 2009–2012: Новая топографика, Джордж Истман Хаус, Рочестер и Центр творческой фотографии, Тусон. Дальнейшие остановки в Лос -Анджелесе, Сан -Франциско, Линце (Австрия), Кельн (Германия), Роттердам (Нидерланды) и Бильбао (Испания)
Публикации
[ редактировать ]Фото книги, монографии и сольные выставки каталоги
[ редактировать ]- Стивен Шор: фотографии. Сарасота, Флорида: Джон и Мейбл Ринглинг Музей искусств , 1981. Интервью со Стивеном Шором Майклом Аупингом.
- Необычные места. Нью -Йорк: Aperture , 1982. ISBN 0-89381-101-7 .
- Сады в Giverny: вид на мир Моне. Нью -Йорк: Метрополитен -музей искусств/апертуру, 1983 (Repr. 2005). ISBN 0-89381-113-0.
- Луцзара. Национальный музей искусств Наив "Чезаре Заваттини" Луззара. Rubiera (Reggio Emilia): Arcadia ed., 1993. OCLC 637820760 . «Компаньон» Том »до Пола Стрэнда с ООН 1953 года.
- Fotografien 1973 Bis 1993. Мюнхен: Schirmer/Mosel, 1994. ISBN 3-925047-32-8 (немецкий). Каталог, сопровождающий первую ретроспективную выставку, которая путешествовала по Германии, под редакцией Хайнца Лисброк, тексты Лисброка, Джеймса Энюарта и Томаса Уэски, и разговор Лисброка с Берндом и Хиллой Бешер .
- Фотографии 1973–1993. Мюнхен: Schirmer Art Books, 1998. ISBN 3-88814-647-X . Английское издание для дома Джорджа Истмана, Рочестер, единственное место за пределами Германии.
- Бархатные годы. Фабрика Энди Уорхола, 1965–67. Нью -Йорк: Громовой рот и Лондон: Павильон, 1995. ISBN 1-85793-323-0 . Текст Линн Тайллман.
- Американские поверхности 1972. Мюнхен: Ширмер/Мозель, 1999. ISBN 3-88814-423-X . Под редакцией берега, последовательность 77 фотографий.
- Необычные места: 50 неопубликованных фотографий. Дюссельдорф: Галери Конрадс и Париж: изд. Mennour, 2002. ISBN 3-928224-06-9 . Текст Джерри Бэджер и Шор.
- Необычные места: полные работы. Нью -Йорк: Aperture и London: Thames & Hudson, 2004. ISBN 978-1-59711-303-8 . Обновлена 2 -я печать в 2015 году с 20 дополнительными фотографиями и заявлениями.
- Американские поверхности. Лондон: Phaidon , 2005 (Перепечатано 2008, 2011, 2013). ISBN 978-0-7148448-63-1 . Издание с 312 фотографиями, введение Боба Никаса и подписи.
- Новое пересмотренное и расширенное издание: 2020. ISBN 978-1-83866-137-3.
- Эссекс округ. Портленд, Орегон: Назраэль Пресс , 2006. ISBN 1-59005-041-X .
- Одна книжка с картинками № 43: Мерсед Ривер, национальный парк Йосемити, Калифорния, 13.08.79. Портленд, Орегон: Назраэль Пресс, 2007. ISBN 1-59005-203-X .
- Журнал поездки. Лондон: Phaidon, 2008. ISBN 978-0-7148448-01-3 . Ограниченная серия, пронумерованная и подписанная.
- Стивен Шор. Дублин: Галерея Дугласа Хайда , 2010. ISBN 1-905397-29-1 . Текст Марка Хаворт-Бут .
- Эмиратские выражения. Абу-Даби: Управление туризма и культуры, 2011. ISBN 9948-16-293-5. Результат четырех месяцев семинаров в 2009 году. Выставочный каталог AO с портфелем из 50 изображений, сделанных берегом в Абу -Даби. [ 29 ]
- Мосей: предварительный отчет. Кельн: Вальтер Кениг, 2011. ISBN 978-3-86560-394-4 . Под редакцией Антонелло Фронгиа и Уильяма Герриери.
- Книга книг. Лондон: Phaidon 2012. ISBN 978-0-7148-6086-2. Массивный двухтомный набор в Slipcase, содержащий все 83 книг Shore's Print по требованию, сделанные в период с 2003 по 2008 год. Ограниченная серия из 250 подписанных копий. Эссе Джеффа Розенхайма.
- Гудзонская долина. Annandale-on-Hudson, Нью-Йорк: серия Blind Spot, 2012. ISBN 0-615-49176-6 . Ограниченная серия 1000, под редакцией Даны Факонти, текст Лори Далберг.
- Одна книжка с картинками № 73: PET Pictures. Портленд, Орегон: Назраэль Пресс, 2012. ISBN 1-59005-356-7 .
- От Галилея до Негева. Лондон: Phaidon, 2014. ISBN 978-0-7148-6706-9 .
- Уинслоу Аризона. Токио: Амана, 2014. ISBN 978-4-907519-07-0 (английский и японский). Серия фотографий, сделанная в один день в рамках станции Doug Aitken To Station Project. [ 30 ]
- Стивен Шор: Обзор. Мадрид: Фонд MAPFRE и Нью -Йорк: Aperture, 2014. ISBN 978-1-59711-309-0 . Каталог, сопровождающий первую всеобъемлющую ретроспективу с интервью между Дэвидом Кампани и Шор, и текстами Марты Дахо, Сандры С. Филлипса и Горасио Фернандес.
- Выжившие в Украине. Лондон: Phaidon, 2015. ISBN 978-0-7148-6950-6 . Эссе Джейн Крамер .
- Instagram. Лондон: Mörel, 2015. ISBN 978-1-907071-49-2. Все изображения, опубликованные Shore в Instagram до этого момента, под редакцией Ханс-Ульриха Обриста . Ограниченная серия 200.
- С Тиной Барни : Музей Ногучи: портрет. Лондон: Phaidon, 2015. ISBN 978-0-7148-7028-1.
- Фабрика: Энди Уорхол. Лондон: Phaidon, 2016. ISBN 978-0-7148-7274-2. Текст Линн Тайллман.
- Luzzara, 1993. Лондон: Стэнли/Баркер, 2016. ISBN 978-0-95699922-8-4 . Новое и расширенное издание.
- Стивен Шор: Selected Works, 1973–1981. Нью -Йорк: Aperture, 2017. ISBN 978-1-59711-388-5 .
- Стереограф. Нью-Йорк: Aperture, 2018. ISBN 978-1-68395-106-3. Тридцать стереоскопических слайдов у зрителя. Фотографии, сделанные в 1974 году со стереореалистом . [ 31 ]
- Тол. LXIX - Лос -Анджелес, Калифорния, 4 февраля 1969 года. Нью -Йорк: Roman Nvmerals, 2018. OCLC 1084978348 . [ 32 ]
- Элементы. Нью-Йорк: Eakins Press Foundation, 2019. ISBN 978-0-87130-080-5.
- Прозрачные пленки: малая камера работает 1971–1979. Лондон: Мак , 2020. ISBN 978-1-912339-70-9 . [ 33 ] [ 34 ] Последствия Бритт Сальвесен, «Обычная речь: народная народная 35 -миллиметровая фотография Стивена Шора».
- Стальной город. Лондон: Мак, 2021. ISBN 978-1-913620-06-6 . [ 35 ]
- Топографии: воздушные исследования американского ландшафта. Лондон: Мак, 2023. ISBN 978-1-913620-89-9. Авиационные фотографии, снятые беспилотником с 2020 года. Эссе Ноа Часина и Ричарда Б. Вудворда .
Писания на фотографии
[ редактировать ]- Природа фотографий: учебник. Балтимор, MD: Johns Hopkins University Press , 1998. ISBN 978-0-801857-20-1 .
- Лондон: Phaidon, 2007. ISBN 978-0-7148-5904-0 .
- Свидетель номер один. Нью-Йорк: Радость того, что дал что-то, 2006. ISBN 1-59005-188-2. Под редакцией Шора, разговора с Джеффом Розенхаймом, эссе Мартина Парра : «11 интересных фотографий, о которых мало известно», дополнительные фотографии студентов Шора Шеннон Эбнер , Джейми О'Ши и Лора Гейл Тайлер.
- «Форма и давление». В кн.: Апертуру 205, зима 2011.
- Современные случаи: ремесло фотографии. Мемуары. Лондон: Мак, 2022. ISBN 978-1-913620-53-0 . [ 36 ]
Литература
[ редактировать ]- Макс Козлофф: «Фотография: появление совершеннолетия». В: ArtForum , январь 1975 года. Перепечатано в Max Kozloff: фотография и увлечение. Danbury, NH: Addison House 1979. ISBN 0-89169-020-4. Стр. 183–196, здесь 192–195.
- Салли Иуклер: новая цветовая фотография. Нью -Йорк: Abbeville , 1981. ISBN 978-089659-196-7 .
- Новый цвет/новая работа. Abbeville, 1984. ISBN 978-089659-460-9 .
- Американские независимые: восемнадцать цветных фотографов. Нью -Йорк: Abbeville, 1987. ISBN 0-89659-666-4 .
- Мартин Парр, Джерри Бэджер: Фотобакка: история, том II. Лондон: Phaidon 2006. ISBN 978-0-7148-4433-6. Необычные места , с. 35, американские поверхности , 294f.
- Том III. Лондон: Phaidon 2014. ISBN 978-0-7148-6677-2. Журнал поездки , с. 303.
- Бритт Сальвесен, Элисон Нордстрём: Новая топографика. CCP, Тусон, дом Джорджа Истман, Рочестер. Göttingen: Steidl 2009. ISBN 3-86521-827-X.
- Кевин Мур: Starburst. Цветная фотография в Америке 1970–1980. Ostfildern: Hatje Cantz, 2010. ISBN 978-3-7757-2490-6. Каталог, сопровождающий выставку в художественном музее Цинциннати .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стивен Шор Домашняя страница
- Шор рассказывает о своей работе в музее современного искусства Сан -Франциско , апрель 2012 года.
- Интервью с канадским критиком Кристофером Брейшоу
- Мастера фотографии
- Произведения Стивена Шор в коллекции Метрополитен -музея искусств , Нью -Йорк
- Страница художника для Стивена Шор в галерее 303
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Ярм, Марк (2 ноября 2017 г.). «Ретроспектива Стивена Шора приходит в маму» . Wall Street Journal . ISSN 0099-9660 . Получено 2018-04-23 -через www.wsj.com.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в "Стивен Шор" . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Получено 31 марта 2018 года .
- ^ Шире, Дэвид Л. (24 февраля 1971 г.). «Отпечатки и фотографии, виденные на столичном» (PDF) . New York Times .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час О'Хаган, Шон (13 ноября 2005 г.). «Шон О'Хаган встречает фотографа Стивена Шор» . Хранитель . Получено 2018-04-23 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Хисс, Энтони (27 февраля 1971 года). "Стивен Шор" . Житель Нью -Йорка . ISSN 0028-792X . Получено 2018-04-23 -через www.newyorker.com.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Вудворд, Ричард Б. (30 декабря 2017 г.). «Сдвигая берег фотографии» . Wall Street Journal . ISSN 0099-9660 . Получено 2018-04-23 -через www.wsj.com.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный « Почетные стипендии (honfrps) ». Королевское фотографическое общество . Доступ 22 февраля 2018 года
- ^ Крэр, Бен (22 октября 2013 г.). « Тогда я все время обнаружил, что вижу фотографии»: фотографии Стивена Шора заставит вас убрать телефон камеры ». Новая республика . newRepublic.com. Получено 22 февраля 2018 года.
- ^ Интервью со Стивеном Шором архивировал 2009-07-01 на машине Wayback . Обои* , 26 июля 2007 г.
- ^ «Способы фотографирования. Интервью с Дэвидом Кампани». В: Mapfre 2014, с. 24
- ^ Джон Копланс, Ширли Хоппс : Джауленски и серийный образ. Выставочный каталог. Ирвин и Риверсайд: Калифорнийский университет, 1966. OCLC 1012097958 .
- ^ «Способы создания снимков». Интервью с Дэвидом Кампани. В: Mapfre 2014, с. 25 и далее; больной. на р. 70ff.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Шор, Стивен (2004). Необычные места (первое изд.). Апертурный фундамент. ISBN 1-931788-34-0 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Фотографии Стивена Шора» (PDF) . Музей современного искусства . 8 октября 1976 года . Получено 2016-06-10 .
- ^ Франкель, Дэвид (декабрь 2014 г.). «Стивен Шор, галерея 303 ». Артфором . Тол. 53, нет. 4. с. 304. Получено через базу данных ProQuest , 17 февраля 2018 года. «С Уильямом Эгглстоном, Джоэлом Стернфельдом и другими, Стивен Шор был одним из тех, кто создал цветную фотографию в качестве важной эстетической среды в 1970 -х годах».
- ^ О'Нил, Клэр (24 февраля 2010 г.). « Крестовый поход для цветной фотографии ». Показ картинок (фотоистории от NPR ). ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . npr.org. Получено 17 февраля 2018 года.
- ^ Angles, Daphné (8 февраля 2013 г.). « Полный спектр фотографа, который сделал цвет крутым ». Iht Rendez-Vous (блог). Нью -Йорк Таймс . nytimes.com. Получено 17 февраля 2018 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «DGPH предоставляет культурную премию 2010 года Стивену Шору» (пресс -релиз) (на немецком языке). Немецкое общество фотографии. dgph.de. Получено 1 апреля 2014 года .
- ^ REUEUL GOLDEN (1 декабря 2010 г.), береговая вещь, архивная 2013-02-10 на The Wayback Machine w .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Будик, Ариелла (9 января 2018 г.). «Стивен Шор: банальность, разрастание и разложение» . Финансовые времена . Архивировано из оригинала 2022-12-11 . Получено 2018-04-23 .
- ^ Франкель, Дэвид (декабрь 2014 г.). «Стивен Шор, 303 Галерея». Артфором .
- ^ «Культурная награда Германского общества фотографии (DGPH)» . Немецкое общество фотографии . Получено 1 апреля 2014 года .
- ^ 1977 Издание на домашней странице Ренконтрес Д'Арлес. Получено 2024-01-20.
- ^ «Стивен Шор, необычные места» . Мультимедийный художественный музей, Москва.
- ^ Шоу Стивен Шор в издании 2015 года Rencontres d'Arles. Получено 2024-01-20.
- ^ « Стивен Шор: ретроспектива ». С/о Берлин. co-berlin.org. Выставка 6 февраля - 22 мая 2016 года. Получено 22 февраля 2018 года.
- ^ "Стивен Шор" . www.moma.org . Получено 2018-04-23 .
- ^ Каталог: Новая топографика: фотографии ландшафта с измененным человеком. Под редакцией Уильяма Дженкинса. Рочестер, Нью -Йорк: Международный музей фотографии в доме Джорджа Истмана, 1975.
- ^ «Эмиратские выражения» . Книжный магазин Photeeye . Получено 2024-01-22 .
- ^ Дин Куйперс (23 сентября 2013 г.). «Стивен Шор: Фотографии как производительность« Станция на станцию » . Huffpost . Получено 2024-02-08 .
- ^ " Стереограф " . Апертура . 2018-08-22 . Получено 2024-01-22 . Полем
- ^ «Vol. Lxix - Лос -Анджелес, Калифорния, 4 февраля 1969 г. Стивен Шор» . Римские нвмералы . 2018 . Получено 2024-02-08 . Полем
- ^ О'Хаган, Шон (29 февраля 2020 года). «Стивен Шор:« Люди преследовали меня с газонов с моей Лейкой » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Получено 2020-09-02 .
- ^ «Поиск красоты в Дасти, неоновом пригороде Америки 1970-х годов» . www.independent.co.uk . 14 марта 2020 года. Архивировано с оригинала 2022-05-25 . Получено 2020-09-02 .
- ^ «Обзор книги: Стальной город Стивена Шора» . Музее журнал . Получено 2023-04-19 .
- ^ «Обзор книги: современные случаи Стивена Шора» . Музее журнал . Получено 2023-04-19 .