Новая Москва (живопись)
Новая Москва | |
---|---|
Художник | Юрий Пименов |
Год | 1937 |
Тип | Холст, масло |
Размеры | 140 см × 170 см (55 × 67 дюймов) |
Расположение | Третьяковская галерея , Москва |
Новая Москва — картина советского художника Юрия Пименова , созданная в 1937 году. Картина символически выражает новый уклад социалистической жизни в СССР. В поэтической форме оно выражает гордость художника за свою страну. [ 1 ] Искусствовед Логинова назвала ее самой популярной из работ мастера и программной для него. [ 2 ] Он находится в собрании Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в ее постоянной экспозиции. [ 3 ]
Эта картина несколько раз была представлена на крупных международных выставках. [ 4 ] Историки искусства считают ее одной из лучших картин 1930-х годов. [ 5 ]
История и судьба картины
[ редактировать ]В 1930-х годах в советской живописи преобладали повествование и сюжет. В его основе лежал острый конфликт или столкновение характеров. Юрий Пименов (1903–1977) избрал поэтическое понимание действительности, попытался передать чувства, которые станут характерными для послевоенной советской живописи. [ 6 ]
В 1930-е годы Пименов увлекся творчеством Жана-Франсуа Милле , Пьера Огюста Ренуара , Эдуарда Мане , Валентина Серова , а его собственный художественный стиль находился под сильным влиянием импрессионизма . [ 7 ] В статье, написанной в 1937 году, Пименов назвал Яна Вермеера , Жана-Батиста Шардена , Антуана Ватто , Рафаэля Санти , Поля Верлена , Бориса Пастернака , Клода Дебюсси . среди своих любимых авторов [ 8 ] Лирическое начало в его произведениях усилилось; основными темами его творчества были: женщина, городская жизнь и меняющаяся современность. [ 9 ] Художник писал о своем стремлении передать «великие события жизни в обычных прозаических ситуациях», «расширить границы поэтического, уловить то новое, что несет время и что долго оставалось неузнанным и незамеченным». [ 10 ] Признание пришло к нему. В 1936—1939 годах художнику было поручено создать панно для экспозиции СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке и Париже . На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов был удостоен золотой медали. [ 7 ]
Картина создана летом 1937 года для выставки « Промышленность социализма » . Выставка должна была открыться 8 ноября 1937 года в ознаменование 20-летия Советской власти и окончания второй пятилетки . Идея выставки заключалась в демонстрации триумфа социалистической системы и достижений индустриализации. Художникам был предоставлен список тем для ознакомления, и они могли выбрать понравившиеся. В списке был один раздел: «Новые города, новые люди» (картина Пименова создана в этих рамках). После того, как художник выбрал тему и она была одобрена, он представил эскиз. Эскиз был одобрен комиссией по подготовке выставки. После этого художник получил аванс и приступил к работе. При необходимости художники выезжали к месту написания картины, на что также выделялись средства. Через определенный промежуток времени картина была представлена комиссии. Были случаи, когда комиссия в целом принимала работу, но указывала на недостатки и требовала исправлений в картине. [ 4 ] Выставка открылась 18 марта, с опозданием на шесть месяцев. За это время половина комитета по организации выставки была подавлена как члены антисоветского «Блока правых и троцкистов». Картина сразу привлекла внимание и получила широкую известность. [ 11 ] но в то же время некоторые искусствоведы обвиняли полотно в формализме из-за дробных мазков, характерных для импрессионистов. [ 12 ]
Техника написания - масло холст , . Его размер 140×17 см. Инвентарный номер в собрании Третьяковской галереи — 27707. [ 1 ] «Новая Москва» попала в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех пор находится в постоянной экспозиции. В настоящее время она экспонируется в зале 15 здания Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу . [ 4 ] [ 13 ] Картина неоднократно демонстрировалась на крупнейших международных выставках, в частности на XXVIII биеннале в Венеции в 1956 году. [ 14 ] на выставках « Коммунизм — Фабрика грез», проходившей во Франкфурте , и «Россия», в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке , [ 4 ] на выставке « Варшава – Москва/Москва – Варшава. 1900–2000» в 2004–2005 годах в столицах обеих стран. [ 15 ]
История изучения живописи
[ редактировать ]Анализ живописи Юрия Пименова обычно присутствует в общих обзорах по истории советского искусства. [ 16 ] [ 17 ] [ 5 ] В 2009 году кандидат философских наук Сергей Иванников опубликовал статью «Новая Москва» Юрия Пименова. Опыт деконструкции эстетического образа . [ 18 ] » опубликована статья анонима « В 2016 году в популярном научно-историческом журнале « Дилетант Художник Юрий Пименов и его картина «Новая Москва». [ 19 ]
В 2017 году в Издательстве «Третьяковская галерея» вышла книга Елены Воронович «Юрий Пименов. Новая Москва». Издание реконструирует историю создания полотна. В нем рассказывается о жизни в Москве 1930-х годов, о героине — привлекательной и независимой женщине советского общества. В специальном разделе прослеживается дальнейшее использование этого сюжета в творчестве Пименова. [ 20 ] В этом же издательстве в 2017 году вышла брошюра Яны Лагузинской и Марины Тимофеевой «Юрий Пименов. Новая Москва». [ 21 ]
Особенности сюжета и интерпретации
[ редактировать ]Москва. Лето. Действие происходит утром рабочего дня. [ 19 ] Художник изобразил площадь в центре столицы и широкий проспект после сильного дождя. Машины на тротуаре и толпы пешеходов наполняют городской пейзаж движением. Зритель охвачен стремительным движением и ритмом городской жизни. На переднем плане картины женщина сидит за рулем автомобиля спиной к зрителю. [ 16 ] Молодая женщина за рулем автомобиля, для середины 1930-х годов символ новой Москвы и новой жизни. Скорость автомобиля, светлый цвет, необъятность пространства создают ощущение оптимизма и надежды на счастливое будущее. [ 19 ] Сам художник написал о теме дождя в «Earth Art». [ 22 ] :
«Городской дождь полон таких разных образов и настроений. Он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, покрытые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черных проселочных дорог, чем сверкающие капли на сосновых ветвях и солнце сквозь парной воздух влажного леса».
Ракурс полотна имитирует кадр из фильма. две клавы Сбоку ветряной мельницы прикреплены , белая и красная, что придает картине несколько « гламурность ». [ 4 ] Г.С. Кириллова отметила, что картина основана на реальном наблюдении художника. Он передает документальность городского пейзажа. В 1937 году зритель, глядя на картину, вспоминал, как это место выглядело раньше: тесно, здесь были скамейки, ларьки, деревянные постройки. [ 23 ]
Модель художника
[ редактировать ]Моделью художника была его жена Наталья Константиновна. Художник почти всегда рисовал ее, а не профессиональных моделей. В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель — вспоминая свою работу, выполненную за многие годы, я вижу ее фигуру, ее волосы или руки…». Женщина изображена сзади, но легко узнаваема. Сам художник отмечал русское лицо своей жены, писал, что использовал ее как модель, когда пытался отойти от схематизма молодости и выразить живое и нежное чувство. Особое восхищение вызывают его «мягкие каштановые волосы». Впервые Пименов обратился к изображению волос жены сзади в этюде « Золотое платье» (1936, холст, масло, 55×45 см, собрание М. Г. Пименова). [ 24 ] Когда Наталья Константиновна позировала мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребенка. Поэтому картину рисует счастливый человек, влюбленный в жизнь. [ 4 ]
Архитектурные элементы картины
[ редактировать ]Галина Кириллова отмечает, что картина носит демонстративный характер, как будто художник «решил показать нам город широким жестом гостеприимного хозяина. Она сравнивает его с Ильи Машкова натюрмортами , представляющими объекты для «наблюдения» зрителя. Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, заставляя зрителя, не останавливаясь на переднем плане, перевести взгляд на второй план — на здания реконструкции новой Москвы . ритмы полотна передают умиротворение и уверенность. [ 25 ] В немалой степени это связано с симметричной композицией, которая придает ей устойчивость, хотя и подчеркивает движение действия. [ 26 ]
Одним из первых образов новой Москвы в ходе реконструкции 1930-х годов стала улица Охотный ряд . подъезжает легковой автомобиль Со стороны площади Свердлова (ныне Театральная площадь) . Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым; снесена в конце 1960-х — начале 1970-х годов). В 1931 году кинотеатр «Востоккино» здесь открылся . Угол дома справа (на нем большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро « Охотный ряд », открытый в 1935 году в старом доме, перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина . За вестибюлем метро находится фасад бывшего здания Дворянского собрания , затем Дома Союзов . После революции здание М. Ф. Казакова стало местом государственных мероприятий: съездов Советов , профсоюзов , местом похорон, судебных процессов, шахматных турниров, детских рождественских гуляний. Воронович предположил, что изображенное художником праздничное оформление Дома Союзов связано с Первым Всесоюзным съездом Советские архитекторы провели здесь июнь 1937 года, а общая праздничная атмосфера — с открытием 15 июля 1937 года канала имени Москвы , обеспечившего столицу водой. На заднем плане - новые здания гостиницы "Москва" и здание Совета Труда и Обороны . [ 27 ] Слева — гостиница « Москва » (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев , 1933–1935). В глубине в центре: дом Совета Народных Комиссаров СССР (1932-1935, архитектор А.Я. Лангман , некоторое время здесь располагался Совет Труда и Обороны ). [ 28 ]
-
Гостиница "Москва"
-
Дом Союзов
-
Здание Совета Труда и Обороны
-
Okhotny Ryad metro station lobby
Историки искусства, культурные критики и отзывы зрителей
[ редактировать ]Культурные аспекты живописи
[ редактировать ]Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вошедшее в название картины. Пименов поставил «новое» (современные небоскребы) позади старого, но «отмеченного» революционной атрибутикой. Символическое искусствоведение связало горизонт с темой будущего — чем дальше линия горизонта находится от зрителя, тем более отдаленное будущее оно символизирует. В «Новой Москве» нет линии горизонта. Будущее уже не за горами как комплекс задач, которые должно решить общество. Поэтому небоскребы Москвы символизируют будущее, которое доступно всем живущим сегодня. Монументальность зданий, по мнению кандидата философских наук Сергея Иванникова, соответствует высоте задач, которые советское общество будет решать в ближайшем будущем. В силу своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизующим потенциалом. Путь к нему прямой и открытый, что позволяет интерпретировать его как результат рационального проекта. Красный цвет плакатов указывает на силу, развивающую этот проект. Сама дорога говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. «Затуманенное видение» из-за недавнего дождя делает образ будущего не совсем конкретным (образ коммунизма в советской идеологии тоже не был конкретным). [ 29 ]
В «Новой Москве» символическое устремление в будущее подхвачено образом автомобиля, движущегося вперед. Движение плавное, без рывков, но скорость этого движения превышает скорость пешехода. Сергей Иванников видел в этом скрытый диссонанс между образом и идеологией: последняя связывала будущее с торжеством социальной и этической справедливости, а не технологий. [ 29 ]
В образе нет элемента жертвенности и трагизма. "Движение в будущее естественно и даже в чем-то обыденно. По мнению Сергея Иванникова, мчащаяся вперед машина претендует на роль эротического символа. На самом деле женщина за рулем - центральный образ картины. Она осознает связь между мир будущего и сфера желаний в подсознании зрителя. Одна из основных характеристик этого образа — отсутствие лица героини. Лицо конкретизирует образ, сфера желаний оказывается зависимой от случайных обстоятельств. Когда лицо не видно зрителю, происходит универсализация образа женщины. [ 29 ]
Сергей Иванников попытался определить социальный класс героини картины. Личный автомобиль в 1930-е годы — привилегия верхушки партии и советской номенклатуры. Однако мир номенклатуры 1930 -х годов — мужской. Поэтому он предположил, что женщина — жена высокопоставленного номенклатурщика. Иванников, однако, отмечает, что это показывает зрителю, что общество разделено на две принципиально неравные группы: тех, кто ходит пешком и пользуется общественным транспортом, и тех, кто имеет возможность пользоваться личным транспортом. Номенклатура имеет избыточный для ситуации 1930-х годов уровень потребления предметов роскоши. Будущее для них уже наступило («Новая Москва», однако, убеждает массового зрителя, что в будущем ему станут доступны роскоши, доступные только номенклатуре). Иванников сравнивает картину с представлением Л.Д. Троцкого о «высшем классе» в СССР как о «новой буржуазии» и считает, что в картине Пименова представитель этого класса является «культурным» героем - потребление роскоши есть акт демонстрации. и самоутверждение. [ 30 ] По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения; Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживет до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий . [ 31 ]
Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что фотография женщины сзади дает основание с полным основанием считать ее " неизвестной женщиной " советского периода. Она предполагает, что речь идет о реальной советской женщине, которая одной из первых водила машину в Москве. Среди возможных вариантов она упомянула Лилю Брик , которая была первой советской женщиной, получившей водительские права в 1929 году. [ 32 ] но ее машина была Рено , Любови Орловой или одной из балерин Большого театра (машина проезжает мимо нее). [ 4 ] Famous car enthusiasts in the 1930s were the ballerina Olga Lepeshinskaya and the singer Antonina Nezhdanova . [ 32 ] Героиня сидит за рулем открытого автомобиля типа « Фаэтон ». Это автомобиль ГАЗ-А , выпускавшийся по лицензии американской компании « Форд » на Горьковском автозаводе с января 1932 по 1936 год. [ 4 ]
Плакатист и писательница Н. Н. Ватолина отмечала, что в 1930-е годы жизнь в СССР несколько отклонилась от аскетических идеалов «существования без быта». По ее мнению, Юрий Пименов был одним из первых, кто заметил эту перемену и отразил ее в своих картинах. В картине «Новая Москва» он вводит героиню в атмосферу обновок, автомобилей, жилищного строительства, где ей теперь принадлежат самые разные роли. Героиня предстает перед публикой «во всем расцвете самоуверенной юности», «более легкой, женственной, элегантной», чем в более ранних работах художницы, но все же сохраняет свою спортивность. [ 33 ]
Историк искусства Яна Шклярска нашла ар-деко в сюжете картины мотивы : эмансипированная девушка, сидящая в открытой машине, имеет, по ее мнению, довольно буржуазный характер. Она отмечала, что в 1939 году, несмотря на бурную популярность, картина подверглась нападкам со стороны некоторых официальных критиков, но идеологически правильное название "Новая Москва" заставило критиков сдерживать свои эмоции и "искать в картине признаки уже сбывшейся мечты". о счастливом будущем. [ 34 ]
Живописные особенности картины.
[ редактировать ]Татьяна Городкова отмечает близость цветового решения картины к произведениям Пьера Огюста Ренуара. [ 4 ] Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование в композиции кинематографии — камера словно закреплена на заднем сиденье автомобиля), импрессионизма (изображение беззаботной радости существования) и соцреализма ( изображение беззаботной радости существования) изображение действительности в ее революционном развитии). [ 35 ] художник использовал пропорции золотого сечения При построении композиции . Иллюзию движения создает треугольник, образованный сужающейся вдали улицей и положением героини справа от центра композиции. Множество хорошо дифференцированных мазков создают впечатление вибрации воздуха. [ 11 ] Воронович заметил сходство композиции картины с кадром из фильма « Таня » Григория Александрова (1940) — советская Золушка , которую играет Любовь Орлова на автомобиле, поднимается в небо и летит над Москвой. [ 14 ]
Логинова считает, что Пименов создает на холсте несколько крупных цветовых пятен, но они не равномерно написаны одной цветовой плоскостью, а богаты оттенками и цветовыми фрагментами, соединенными общими цветами: синим и холодным желтым. Они проникают в цветную поверхность картины и создают ощущение единой атмосферы. Полотна художника созданы множеством мазков нежных оттенков, но формы изображаемых предметов материальны, контуры определённы, хотя и смягчены друг другом. Нежно-голубой, лимонно-желтый, сиреневый, розовый и жемчужно-серый цвета, наложенные легкими мазками, придают оригинальность манере художника. Картина воспринимается словно сквозь влажное и прозрачное стекло, а поверхность холста становится серебристой и текучей. [ 36 ] По мнению О. М. Бескина , поэтическая атмосфера в картине достигается теплотой игры соломенно-желтых и золотистых тонов, часть которых синеет, что было характерно для творчества Пименова того времени. Волосы женщины окрашены в «золотисто-рыжий», который дополняется бледно-фиолетовым цветом ее платья. [ 1 ]
Особенности состава
[ редактировать ]Композиционное решение Пименова новаторское. Смысловым центром полотна он делает машину и девушку за рулем. Автомобиль наполовину обрезан нижним краем холста, он «устремляется» в картину. Художник освобождает пространство перед автомобилем, открывая широкое пространство от края до края. Этот прием позволяет создать на городской улице атмосферу непрерывного движения. Зритель становится воображаемым пассажиром автомобиля, смотрящим глазами женщины и воспринимающим ее органами чувств панораму Москвы. Женщина за рулем становится посредником между зрителем и жизнью внутреннего пространства полотна, между чувствами и мыслями художника и восприятием зрителя. [ 37 ]
Доктор искусствоведения А. И. Морозов отмечает вдохновенную и стилизованную атмосферу картины «Новая Москва» по сравнению с более ранними картинами художника, ее рационализм ; [ 38 ] он отмечает «изобретение» и «композицию» художника в этой картине. [ 17 ]
Историк искусства Яна Шклярская нашла в картине пропорции золотого сечения, а также треугольник, задающий обратную перспективу с точкой схода на уровне головы девушки и образованный закулисьем дома. Сочетание прямой и обратной перспективы дает возможность переключаться с одного мотива на другой. По мнению искусствоведа, эту иллюзию свободы усиливает вибрирующая световая среда картины, стирающая границы между реальностью и иллюзией. [ 34 ]
Мотив женщины за рулем, сидящей спиной к зрителю в творчестве Юрия Пименова.
[ редактировать ]В 1944 году художник вновь изобразил девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» ( Государственный Русский музей ). Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне изображена зимняя дорога. Автомобиль следует за грузовиком вперед. Машиной управляет героиня, пассажир (он на голову выше ее) полностью полагается на ее навыки шофера. Впереди — окраина города с руинами церкви . [ 39 ] О. М. Бескин считал, что художник изображал ту самую женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва». Доказательство этому он видел в «московском поведении» героини и в том, «как мало на фуражке надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как сложенным сидит на ней военный комбинезон». пальто". [ 40 ]
В третий раз Юрий Пименов вернулся к этому мотиву в 1960 году, когда ему было поручено сделать копию картины «Новая Москва». Художник рассказывал: "Когда я начал работать над картиной, я особенно ясно увидел, как выросла Москва за последние годы. И мне хотелось написать не просто повторение, а по существу новую картину своего прекрасного города Москвы 1960 года". . Картина называлась «Москва 1960» ( Национальный музей Таджикистана , Душанбе , холст, масло, 140×170 см). Героиня, изображенная с другой прической, характерной для 1960-х годов, за рулем открытого ЗИС-110 , имеет вид на Крымский мост . Женщина смотрит на флиртующего зрителя через заднее зеркало. [ 39 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пименова «Новая Москва. Выставка «Россия в дороге» в Институте русского реалистического искусства. Экскурсия «Дворник»
- Пименова «Новая Москва». Фильм из серии, посвященной 150-летию Третьяковской галереи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бескин, 1960, P. 49.
- ^ Логинова, 1970, P. 26, 28.
- ^ Шедевры русского искусства: из собраний Государственной Третьяковской галереи и художественных музеев России. Каталог выставки. — М. : Сканрус, 2004. — P. 493. — 515 p. — (Золотая карта России). — ISBN 5-93221-040-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Городкова Т. С. Художник Юрий Пименов и его картина «Новая Москва» . // Эхо Москвы : Электронная публикация. — 23 September 2007.
- ^ Jump up to: а б История, 1989, P. 361.
- ^ Логинова, 1970, P. 28—29.
- ^ Jump up to: а б Воронович, 2017, P. 10.
- ^ Долгополов, 2009, С. 148.
- ^ Воронович, 2017, P. 10, 12.
- ^ Бескин, 1960, P. 50.
- ^ Jump up to: а б Воронович, 2017, P. 17.
- ^ Долгополов, 1988, С. 376.
- ^ Шклярская, 2014, С. 98-99.
- ^ Jump up to: а б Воронович, 2017, P. 19.
- ^ Мамонтова Н. Москва – Варшава. 1900–2000. // Третьяковская галерея : Журнал. — 2005. — No. 2 (7). — P. 57. Archive : 8 October 2018.
- ^ Jump up to: а б Сопоцинский, 1966, P. 113.
- ^ Jump up to: а б Морозов, 1995, P. 127.
- ^ Иванников, 2009, P. 1—3.
- ^ Jump up to: а б с Художник Юрий Пименов и его картина «Новая Москва». // Дилетант : Журнал. — 2016. — 1 April. Archive : 7 October 2018.
- ^ Юрий Пименов. Новая Москва. Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения: 4 October 2018. Archive : 7 October 2018.
- ^ Лагузинская Я. В., Тимофеева М. В. Юрий Пименов. Новая Москва. — М. : Издательство Государственной Третьяковской галереи. — 10 p. — (Сочинение по картине). — ISBN 978-5-89580-178-9
- ^ Пименов, 2007, P. 69.
- ^ Кириллова, 1980, С. 15.
- ^ Воронович, 2017, P. 14, 17.
- ^ Кириллова, 1980, С. 16.
- ^ Логинова, 1970, P. 30.
- ^ Воронович, 2017, P. 20.
- ^ Воронович, 2017, P. 21.
- ^ Jump up to: а б с Иванников, 2009, P. 1.
- ^ Иванников, 2009, P. 2.
- ^ Иванников, 2009, P. 3.
- ^ Jump up to: а б Воронович, 2017, P. 24.
- ^ Ватолина, 1983, P. 174—175.
- ^ Jump up to: а б Шклярская, 2014, С. 166.
- ^ Воронович, 2017, P. 12—13.
- ^ Логинова, 1970, P. 30, 33.
- ^ Леонтьева, 1964, P. 226.
- ^ Морозов, 1995, P. 124.
- ^ Jump up to: а б Воронович, 2017, P. 26.
- ^ Бескин, 1960, P. 70.
Библиография
[ редактировать ]- Бескин О. М. Юрий Пименов. — М. : Советский художник, 1960. — 3700 экз.
- Ватолина Н. Н. Пейзажи Москвы. Несколько рассказов о Москве и творчестве художников, запечатлевших ее древний и сегодняшний облик.. — М. : Советский художник, 1983. — 344 p. — 30 000 copies.
- Воронович Е. Юрий Пименов. Новая Москва. — М. : Издательство Государственной Третьяковской галереи, 2017. — 36 p. — (История одного шедевра). — ISBN 978-5-89580-176-5 .
- Глава XIII. Искусство 20 — 30-х годов. // История русского и советского искусства. Учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «История». Под редакцией Сарабьянова Д. В. , Алленова М. М. и др. — М. : Высшая школа, 1989. — 448 p. — (Мастера). — 60 000 copies. — ISBN 5-06-001441-Х .
- Долгополов И. В. Юрий Пименов // Мастера и шедевры. — М. : Изобразительное искусство, 1988. — V. III. — P. 351—412. — 784 p. — 100 000 copies.
- Долгополов И. В. Юрий Пименов. — М. : Терра-Книжный клуб, 2009. — 272 с. — (Мастера). — ISBN 978-5-275-02107-3 .
- Городкова Т. С. Художник Юрий Пименов и его картина «Новая Москва». // Эхо Москвы : Электронная публикация. — 2007. — 23 September.
- Иванников С. И. «Новая Москва» Юрия Пименова. Опыт деконструкции эстетического образа. // АПН : Электронная публикация. — 2009. — 26 November. — P. 1–3.
- Кириллова Г. С. Юрий Иванович Пименов. — Л. : Художник РСФСР, 1980. — 71 с. — 30 000 экземпляров.
- Леонтьева Г. К. Ю. И. Пименов. Новая Москва. 1937. // Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской советской живописи. В 2 томах. — Л. : Художник РСФСР, 1964. — V. 2. — P. 222—228. — 406 p. — 50 000 copies.
- Логинова Е. Б. Юрий Пименов. — М. : Изобразительное искусство, 1970. — 56 p. — 30 000 copies.
- Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. — М. : Галарт, 1995. — 224 p. — ISBN 5-269-00902-1 .
- Пименов Ю. И. Земное искусство. — М. : Галерея Леонида Шишкина, 2007. — 143 p. — ISBN 978-5-903033-04-1 .
- Сопоцинский О. И. Советское искусство. Живопись. // Всеобщая история искусств. — М. , 1966. — V. 2. Часть II. — P. 97–139. — 882 p.
- Художник Юрий Пименов и его картина «Новая Москва». // Дилетант : Журнал. — 2016. — 1 April. Archive : 7 October 2018.
- Шклярская Я. Г. Юрий Пименов (1881—1964) // Епихин С., Рассказова А., Светляков К., Сидорова Н., Терехова С., Шклярская Я., Шубина Г. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Путеводитель. — М. : Paulsen, 2014. — P. 166—167. — 291 p. — ISBN 978-5-98797-080-5