Вайгач (ледокол 1989 г.)
Vaygach escorting Pavel Vavilov from the port of Sabetta in April 2015
| |
История | |
---|---|
Россия | |
Имя | Вайгач ( Вайгач ) |
Тезка | Остров Вайгач |
Владелец | Российская Федерация |
Оператор | ФГУП «Атомфлот» |
Порт приписки |
|
Строитель | |
Номер двора | 475 |
Запущен | 26 февраля 1988 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 1 августа 1990 г. [ 1 ] |
Идентификация |
|
Статус | На действительной службе |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Таймыр» класса Ледокол |
Тоннаж | |
Смещение | 21 000 тонн [ 3 ] |
Длина | 151,8 м (498 футов) [ 3 ] |
Луч | 29,2 м (96 футов) [ 3 ] |
Черновик | 7,5–9,0 м (24,6–29,5 футов) [ 2 ] |
Глубина | 15,68 м (51,4 фута) |
Ледовый класс | РМРС ЛЛ2 |
Установленная мощность | КЛТ-40М Ядерный реактор (171 МВт) [ 3 ] ГТА 6421-ОМ5 Два турбогенератора (2 × 18 400 кВт) |
Движение | Ядерно-турбоэлектрический (AC/AC) Три вала (3 × 12 МВт) [ 2 ] |
Скорость | 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) (максимум) [ 3 ] |
Выносливость | 7,5 месяцев [ 3 ] |
Экипаж | 100+ |
Самолет перевезен | 1 × Ка-32 вертолет |
Авиационные объекты | Вертолетная площадка и ангар на один вертолет |
Вайгач (русский: Вайгач , IPA: [vɐjˈɡatɕ] ) — мелкосидящий атомный ледокол . Он был построен в 1989 году для Советского Союза на верфи Wärtsilä Marine Helsinki Shipyard в Финляндии по заказу Мурманского пароходства , а его реактор КЛ-40 был установлен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге . [ 4 ] Ее родственный корабль — «Таймыр» .
Карьера
[ редактировать ]«Вайгач» — мелкосидящий атомный ледокол проекта 10580 «Таймыр». Он назван в честь одноименного гидрографического ледокола начала 20 века . «Вайгач» был построен в Финляндии в 1989 году, а его реактор КЛ-40 установлен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Вступил в строй в июле 1990 года. [ 4 ]
В феврале 2003 года компания «Вайгач» провела ремонт парогенератора №3, так как в парогенераторе была обнаружена неисправность. [ 5 ]
15 декабря 2011 года два члена экипажа погибли, а третий получил серьезные ранения в результате пожара на борту «Вайгача» , когда ледокол сопровождал торговые суда из Дудинки в Мурманск . Пожар, возникший в одной из кают экипажа предположительно по халатности и потушенный экипажем к 03:58 мск, не причинил никакого ущерба ядерному реактору корабля. Погибшими оказались 32-летний машинист Павел Бажуков и 55-летний бригадир корабельных приборов и управления Валерий Морозов. Техник Александр Шевченко получил ожог верхних дыхательных путей [ 6 ] [ 5 ]
25 декабря 2015 года «Вайгач» завершил самый быстрый транзит Северного морского пути. Это заняло всего 7 + 1 ⁄ дня на завершение поездки. Он вышел с сибирской стороны Берингова пролива 17 декабря, преодолев более 2200 морских миль и достиг пункта назначения в Белом море 25 декабря. [ 7 ]
31 марта 2016 года «Вайгач» получил продление проектного ресурса на 200 000 часов на реакторном машиностроительном предприятии госкорпорации «Росатом» АО «ОКБМ Африкантов» , что означает, что судно может продолжать работу до 2023 года, пока страна строит следующее поколение атомных ледокольных судов. [ 8 ]
В 2018 году реактор атомного ледокола «Вайгач» преодолел, по мнению многих, почти невозможный барьер, достигнув 177 205 часов рабочего времени, побив рекорд, установленный атомным ледоколом «Арктика» , чей реактор проработал на час меньше, когда он был выведен из эксплуатации в 2008 год. Это 7383 с половиной дня подряд, или чуть больше 20 лет. [ 4 ]
Это событие широко освещалось в официальной российской прессе, что возвело до сих пор ничем не примечательную арктическую рабочую лошадку в героический статус. [ 4 ]
В 2019 году «Норникель» и «Газпром нефть» договор аренды сроком на 10 лет подписали с «Росатомом» на эксклюзивные права на эксплуатацию « Таймыра» и «Вайгача» до окончания срока службы судов. Оба корабля должны быть выведены из эксплуатации не позднее 2029 года. [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Хотя «Вайгач» немного меньше «Арктика» атомных ледоколов класса , имея общую длину почти 150 метров (490 футов) и ширину 28 метров (92 фута), он по-прежнему входит в число крупнейших полярных ледоколов, когда-либо построенных. При максимальной осадке 9 метров (30 футов) «Вайгач» имеет водоизмещение 21 000 тонн. [ 3 ] Однако она также может работать при уменьшенной осадке всего 7,5 метров (25 футов). [ 2 ] [ 10 ]
«Вайгач» имеет традиционный ледокольный корпус с сильно наклоненным форштевнем и наклонными бортами, позволяющими снизить ледовые нагрузки в сжимающих ледяных полях и улучшить маневренность. Специальная морозостойкая сталь, использованная в корпусе, была поставлена Советским Союзом. , рассчитанная на экипаж чуть более 100 человек, Большая надстройка « Вайгача » содержит жилые помещения и помещения для 138 человек личного состава. Помимо столовых и других социальных помещений, на борту имеется большой зрительный зал, выполняющий функции комнаты отдыха, и зимний сад , который можно использовать для обеспечения экипажа свежими овощами во время полярной ночи . В кормовой части расположены вертолетная площадка и ангар для одноместного вертолета Ка-32 . Являясь эскортным ледоколом, «Вайгач» оснащен штатной буксирной лебедкой и кормовой выемкой для близкой буксировки в сложных условиях. [ 2 ]
«Вайгач» отнесен Российским морским регистром судоходства к российскому ледовому классу LL2, что означает, что судно предназначено для ледокольных работ на арктических прибрежных маршрутах в ровном льду толщиной до 2 метров (6,6 футов) в зимний и весенний периоды. [ 11 ] Небольшая осадка ледокола позволяет ему работать на реках, лиманах и в других местах, где глубина воды недостаточна для более крупных ледоколов класса «Арктика» , а ледовая обстановка настолько сурова, что дозаправка дизельных ледоколов будет затруднена или даже невозможна. . [ 2 ]
При проектировании ледоколов типа «Таймыр» значительные усилия были приложены к повышению безопасности этих атомоходов. Суда были спроектированы для работы в районах, где под килем может быть всего 80 сантиметров (31 дюйм) воды, что меньше толщины льдин, которые ледокольный нос подталкивает под корабль. Сценарии, использованные для расчета конструктивных размеров реакторного отсека и защиты, включали столкновение арктического грузового судна типа SA-15 водоизмещением 25 000 тонн с ледоколом в миделе корабля на скорости 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час). Кроме того, все критически важные системы дублируются, чтобы повысить надежность и позволить кораблю сохранить большую часть своей работоспособности после столкновения. [ 2 ]
Мощность и тяга
[ редактировать ]«Вайгач» оснащен одним КЛТ-40М ядерным реактором деления , расположенным в миделе корабля, тепловой мощностью 171 МВт. [ 3 ] Атомная электростанция на борту ледокола производит перегретый пар , который используется для выработки электроэнергии для главных двигателей и других судовых потребителей, а также тепла для поддержания работоспособности при температуре -50 °C (-58 °F). «Вайгач» имеет два главных турбогенератора в кормовой части реакторного отсека, состоящих из паровых турбин советского производства , соединенных с генераторами Siemens , каждый из которых производит 18 400 кВт электроэнергии при 3 000 об/мин для маршевых двигателей. Кроме того, на корабле имеются два вспомогательных турбогенератора советского производства, которые вырабатывают 2000 кВт электроэнергии для корабельных потребителей. [ 2 ]
Вайгач имеет ядерно-турбоэлектрическую силовую установку, в которой пар, вырабатываемый ядерным реактором, сначала преобразуется в электричество, которое, в свою очередь, вращает маршевые двигатели, соединенные с воздушными винтами. Судно имеет три вала с двигателями переменного тока Strömberg мощностью 12 000 кВт (16 000 л.с.), управляемыми циклоконвертерами . Маршевые двигатели соединены непосредственно с четырехлопастными винтами фиксированного шага, вращающимися со скоростью 180 об/мин. Корабль может поддерживать скорость 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) на открытой воде. [ 3 ] и 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) на ровном льду толщиной 2,2 метра (7 футов). [ 10 ]
Если атомная энергия не может быть использована, электроэнергию также можно производить с помощью трех 16-цилиндровых среднеоборотных дизельных двигателей Wärtsilä 16V22, соединенных с генераторами переменного тока Strömberg мощностью 3200 кВА. Два из трех генераторных агрегатов, расположенных перед реакторным отсеком под надстройкой, могут использоваться для обеспечения мощности примерно 4 МВт для маршевых двигателей, а третий отвечает за вспомогательную нагрузку. На случай ЧП «Вайгач» также располагает двумя аварийными дизель-генераторами советского производства мощностью по 200 кВт. [ 2 ]
«Вайгач» и его однотипный корабль — одни из последних ледоколов, оснащенных системой барботирования воздуха Wärtsilä (WABS). Когда сжатый воздух выходит из сопел, расположенных ниже ватерлинии, он смазывает корпус и за счет уменьшения трения между сталью и льдом улучшает способность корабля работать в сложных ледовых условиях, таких как торосы, и снижает риск застревания во льдах. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Вайгач» . Флотфото.ру . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Технические данные атомных ледоколов» . rosatomflot.ru . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Диггес, Чарльз (05 марта 2018 г.). «Российский атомный реактор-ледокол установил тревожный рекорд времени работы» . Беллона.орг . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Беллона (16 декабря 2011 г.). «В результате пожара на борту российского атомного ледокола «Вайгач» ранним утром в четверг погибли двое» . Беллона.орг . Проверено 7 августа 2023 г.
- ↑ Пожар на борту атомного ледокола «Вайгач» , погибли два члена экипажа . Морской бюллетень, 15 декабря 2011 г. Проверено 14 декабря 2011 г.
- ^ Рассел, Эмили (31 декабря 2015 г.). «Российский ледокол побил рекорд скорости на арктическом маршруте» . Анкоридж Дейли Ньюс . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ "Специалисты Росатома продлят срок работы атомного ледокола "Вайгач" " . РИА Новости (in Russian). 2016-03-31 . Retrieved 2023-08-07 .
- ^ "Компании, предвидя нехватку ледоколов, подписывают сделки о долгосрочной аренде двух атомоходов" . Независимый Barents Observer . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Новости Arctic Passion 1/2013 . Акер Арктик. Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Обозначения классов корабля. Правила классификации и постройки морских судов, том 1, глава 2.2. Российский морской регистр судоходства, 2008.
- ^ Вилкман, Йоран (2011), Опыт использования системы барботирования воздуха в ледовой навигации и будущие возможности , Конференция по морским технологиям
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://web.archive.org/web/20071031041247/http://www.carc.org/pubs/v16no4/8.htm Советский арктический морской транспорт (1988).
- https://books.google.com/books?id=bHIhAAAAIBAJ&dq=vaygach+icebreaker&pg=PA17&article_id=1052,3719734