Наместник Христа
Наместник Христа (от латинского Vicarius Christi ) — термин, который на протяжении всей истории использовался по-разному и с разным богословским подтекстом. Первоначальное понятие викария - это «земной представитель Христа », но оно также используется в смысле «человека, действующего в качестве приходского священника вместо реального человека». [ 1 ] Этот титул теперь используется в католицизме для обозначения епископов . [ 2 ] и, более конкретно, исторически использовался для обозначения епископа Рима (папы).
История и различное использование
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |
В истории христианства титул наместника Христа использовался по-разному, что имело значение для богословского, пастырского или разного времени.
Использование для епископов
[ редактировать ]Раннее появление подобной концепции Наместника Христова упоминается в Послании к магнезианам святителя Игнатия , епископа Антиохийского (который, возможно, был учеником как апостола Иоанна , так и святого Петра). [ 3 ] ), написанный между 88 и 107 годами нашей эры, в котором говорится: «Ваш епископ председательствует вместо Бога». [ 4 ] Хотя Игнатий не использовал явно термин «Наместник Христа», он излагает эту концепцию применительно к местным епископам. Совсем недавно , принятой Вторым Ватиканским собором, в Догматической конституции Церкви Lumen gentium отмечалось, что епископы являются «наместниками и посланниками Христа». [ 2 ] а в Катехизисе Католической церкви отмечается, что каждый епископ управляет своей епархией «как наместник Христа». [ 5 ]
Первое зарегистрированное использование термина «Наместник Христа» встречается в посланиях Тертуллиана в конце 2-го и начале 3-го веков, когда речь идет о Святом Духе . [ 6 ] то есть, поскольку Христос физически не совершает чудес в Церкви, Святой Дух действует от его имени как его наместник, совершая чудеса и предохраняя Церковь от ошибок. [ 7 ] Другими ролями, которые Тертуллиан приписывал Святому Духу как наместнику, были: руководство дисциплиной, откровение Священного Писания, реформация интеллекта и продвижение к лучшему .
[ 8 ]
Использование для пап
[ редактировать ]Третье использование термина «Наместник Христа» появляется в V веке на синоде епископов для обозначения Папы Геласия I. Богословский подтекст названия приобрел пастырский смысл, напоминая слова Христа апостолу Петру , сказанные первым католическим Папой в Иоанна 21:16-17 : «Паси агнцев моих [...] Паси овец моих». Католики интерпретируют это как то, что Христос сделал Петра своим викарием и пастором, ответственным за кормление своей паствы (т.е. Церкви) у себя дома. [ 9 ]
Однако использование этого титула для обозначения пап в ранней Церкви было нестабильным, и для Папы использовалось несколько вариантов использования слова «Викарий» как «Викарий Петра», что указывает на то, что они были преемниками Св. Петра. , «Викарий Князя Апостолов » или «Викарий Апостольского Престола », [ 9 ] среди других вариантов. Этот титул используется в римских миссалах в молитвах за умершего папу. [ 10 ] и присяга на верность святого Бонифация папе Григорию II . [ 11 ] С 1200 года Папы постоянно использовали этот титул. [ 12 ] Настаивая на том, что он — и только он один — имеет право отстранять епископов от должности, Папа Иннокентий III апеллировал к титулу Викария Христова. [ 9 ] Иногда Папы, такие как Николай III, использовали «Наместник Божий» в качестве эквивалентного титула. [ 9 ] В издании Annuario Pontificio 2012 года «Викарий Иисуса Христа» является вторым официальным титулом Папы (первым является «Епископ Римский»). [ 13 ] В издании той же книги, опубликованном 25 марта 2020 года, в раздел «Исторические титулы» был включен титул «Наместник Христа», чтобы указать на его связь с историей папства. [ 14 ]
Использование при цезаропапизме
[ редактировать ]Другое использование этого титула с другим значением появилось в восточных церквях между пятым и шестым веками. Этот термин использовался для обозначения византийского императора . [ 12 ] показывая вершину цезаропапизма . Хотя решения по вероучению, литургии и духовности оставались за епископами. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Верховный губернатор англиканской церкви , ближайший англиканский эквивалент
- Наместник Сына Божьего , исключительно для Святого Петра
- Папские титулы
Примечания
[ редактировать ]- ^ «викарий | Этимология, происхождение и значение слова викарий по этимонлине» . www.etymonline.com . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Второй Ватиканский Собор, Догматическая Конституция Церкви Lumen gentium § 27» . Сайт Санта-Се . Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 года . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ РЭЙ, Стивен. На этой скале. Сан-Франциско, Калифорния: Ignatius Press, 1999. стр. 119.
- ^ «Послание Игнатия к магнесианам (2, 6:1)» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви № 1560» . Сайт Санта-Се . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ «Рецепт против еретиков (глава 28)» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «О покрытии девственниц (глава 1)» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: О покрывании девственниц (Тертуллиан)» . www.newadvent.org . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Наместник Христа» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «Литургические заметки и справочные материалы для использования после смерти Папы» (PDF) . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «Обещание святого Бонифация в верности Папе Григорию II по случаю его епископской хиротонии» . Сайт Монфора . Проверено 28 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бил, Джон П.; Кориден, Джеймс А.; Грин, Томас Дж. (2000). Новый комментарий к Кодексу канонического права . Паулист Пресс. ISBN 9780809140664 . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ Annuario Pontificio, ежегодно публикуется Libreria Editrice Vaticana, издание 2012 г. ( ISBN 978-88-209-8722-0 ), с. 23*.
- ^ Вуден, Синди (03 апреля 2020 г.). «Действительно ли Папа Франциск отказался от титула «Наместника Христа»?» . Католический вестник .
- ^ Ричардс, Джеффри. Папы и папство в раннем средневековье 476–752 (Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1979), стр. 14–15–16.
Ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .