Сонаты для альта да гамба и клавесина (И.С. Бах)
Сонаты для виолы да гамба и клавесина | |
---|---|
БВВ
| |
Баха И. С. | |
![]() |
Сонаты для виолы да гамба и клавесина , BWV 1027–1029, — три сонаты, написанные Иоганном Себастьяном Бахом для виолы да гамба и клавесина . Вероятно, они датируются концом 1730-х — началом 1740-х годов.
Происхождение
[ редактировать ]Хотя датировка трех сонат Баха для альта да гамба и клавесина представляет собой проблему для музыковедов, поскольку сохранилась только автограф-партитура первой сонаты BWV 1027, в настоящее время существует общее мнение, что эти произведения были написаны в Лейпциге в какой-то момент позднего периода. 1730-е и начало 1740-х годов. До этого комментаторы предполагали, что они датируются более ранним периодом, когда Бах был в Кётене , или даже раньше: исполнитель на виоле да гамба Кристиан Фердинанд Абель был одним из придворных музыкантов принца Леопольда в Кётене. Бах переехал в Лейпциг в качестве Томаскантора в 1723 году, а в 1729 году был назначен директором Collegium Musicum , общества камерной музыки, которое еженедельно давало концерты в кафе Zimmermann .
Существуют и другие версии BWV 1027: есть трио-соната для двух поперечных флейт и континуо (BWV 1039); а также трио-соната для органа в трёх частях. Рассел Стинсон определил, что органное произведение, первые две части которого переписаны из BWV 1039/i и BWV 1039/ii, а последняя из BWV 1027/iv, принадлежит не Баху, а, скорее всего, Иоганну Петеру Келлнеру . [ 1 ]
В конце 1980-х годов появились четыре новых издания сонат, в том числе издание Urtext Лоуренса Дрейфуса для К. Ф. Петерса ; в длинном сопроводительном тексте Дрейфус представил подробные аргументы в пользу датировки произведений периодом правления Баха в Лейпциге. [ 2 ] В последующем исследовании камерной музыки Баха Вольф (1985) пришел к тому же выводу и дал предварительные даты создания многих камерных произведений и концертов Баха в его лейпцигский период.
Датировка BWV 1027–1028 подробно объяснена Джонсом (2013) в его анализе инструментальных произведений Баха, включая его сонату для флейты ми мажор ( BWV 1035 ), тройной концерт ля минор для флейты, скрипки и клавесина ( BWV 1044 ) и трио-соната для флейты, скрипки и континуо из «Музыкального приношения». (БВВ 1079). [ 3 ]
Музыкальная структура
[ редактировать ]Соната № 1 соль мажор, BWV 1027
[ редактировать ]- Адажио
- Веселый, но не очень
- Анданте
- Аллегро модерато
Последнее контрапунктное движение, хотя и не обозначенное как бурре, отсылает к этой танцевальной форме, начиная с дрожащей фигуры на четвертой доле такта. [ 4 ]
Соната № 2 ре мажор, BWV 1028
[ редактировать ]- [Адажио]
- [Аллегро]
- Анданте
- Аллегро
Первая часть начинается с того, что гамба вводит тематический фрагмент, повторяемый клавесином. Следующая часть включает в себя отголоски и от первой, особенно второй половины первой части. Третья часть находится в ритме сицилиано , за ней следует быстрая часть. 6
8 раз. Части этой сонаты были использованы в «Страстях по Матфею» Баха . [ 5 ]
Соната № 3 соль минор, BWV 1029
[ редактировать ]- Живой
- Адажио
- Аллегро
Музыковед Филипп Спитта описал эту сонату как «величайшую красоту и поразительную оригинальность». [ 6 ] Соната начинается с темы виолы да гамба, к которой вскоре присоединяется клавесин. Этому способствуют живые образы. Средняя часть, си ♭ мажор, позволяет частям переплетаться еще больше, заканчиваясь аллегро , которое начинается с повторяющихся нот в партии гамбы, которые вскоре подхватываются нижней партией клавесина.
Рукопись с автографом
[ редактировать ]- Рукопись с автографом для BWV 1027
-
Партия виолы да гамба
-
Партия клавесина
Опубликованные издания
[ редактировать ]- Бах, JS (1985), Лоуренс Дрейфус (редактор), Три сонаты для виолы да Гамба и клавесина, BWV 1027–1029 , Лейпциг: CF Peters (с обширными заключительными замечаниями и критическими примечаниями)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2003 , стр. 537–538.
- ^ Сир 1989 .
- ^ Джонс 2013 , стр. 363–373.
- ^ Дженн и Литтл 2001 , с. 209.
- ^ Кеньон 2011 , с. 379.
- ^ Бергер 2011 , с. 8.
Источники
[ редактировать ]- Бергер, Мелвин (2011). Путеводитель по сонатам: Музыка для одного или двух инструментов . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 9780307754882 .
- Сир, Мэри (1989), «Рецензия: Три сонаты для Виолы да Гамба и клавесина (BWV 1027–1029) И. С. Баха, Ганса Эппштейна, Люси Робинсон, Лоуренса Дрейфуса и Жана-Луи Шарбонье», Старая музыка , 17 : 106, 108, 110, 113, дои : 10.1093/earlyj/XVII.1.106 , JSTOR 3127270
- Дженн, Натали; Литтл, Мередит (2001). Танец и музыка И.С. Баха . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253214645 .
- Джонс, Ричард Д.П. (2013). Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для услаждения духа . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0191503849 .
- Кеньон, Николас (2011). Карманный путеводитель Фабера по Баху . Фабер и Фабер. ISBN 9780571272006 .
- Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха , Cambridge University Press
- Вольф, Кристоф (май 1985 г.). «Лейпцинская камерная музыка Баха». Ранняя музыка . 13 (2): 165–175. дои : 10.1093/earlyj/13.2.165 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сонаты для виолы да гамба и клавесина, BWV 1027–1029 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Паоло Пандольфо и Маркус Хуннингер: Бах: Сонаты для Виолы да Гамба и клавесина (Плейлист)