Jump to content

Подземелье

(Перенаправлено из Подземелий )

Подземелья замка Бларни , Ирландия.

Темница это помещение или камера , в которой содержатся заключенные, особенно под землей. Подземелья обычно ассоциируются со средневековыми замками, хотя их связь с пытками , вероятно, больше связана с периодом Возрождения . [ нужна ссылка ] Темница — это подвальное (от французского oublier , что означает «забыть») или бутылочная темница помещение, в которое можно попасть только через люк или отверстие ( ангстлох ) в высоком потолке.

Этимология

[ редактировать ]

Слово темница происходит от французского donjon (также пишется dongeon ), что означает « держать », главную башню замка. Первый зарегистрированный случай использования этого слова на английском языке произошел примерно в начале 14 века, когда оно имело то же значение, что и донжон . Более раннее значение слова «хранить» до сих пор используется учеными, хотя в популярной культуре оно стало означать ячейку или «темницу». [ нужна ссылка ] Хотя это неясно, считается, что и темница , и донжон произошли от среднелатинского слова dominus , означающего «господин» или «господин». [1]

Во французском языке термин «донжон» по-прежнему означает «крепость», а английский термин «подземелье» в основном относится к темнице на французском языке. Донжон является ложным другом подземелья Таким образом , (хотя игра Dungeons & Dragons называется Donjons et Dragons во французских изданиях ).

Oubliette (того же происхождения, что и французское oublier , что означает «забыть»). [2] ) — это подвальное помещение, в которое можно попасть только через люк или отверстие ( ангстлох ) в высоком потолке.

Использование слова «донжоны» со временем изменилось, иногда включая тюремные камеры, что может объяснить, почему значение слова «подземелье» в английском языке со временем изменилось от тюрьмы в самой высокой и самой безопасной башне замка до значения камеры. и, как следствие, в широком обиходе - темница или даже камера пыток.

Самое раннее использование слова «темница» на французском языке относится к 1374 году, но самое раннее его применение на английском языке — это Вальтера Скотта в «Айвенго» 1819 году: «Место было совершенно темным — темница, как я полагаю, их проклятого монастыря». [3]

Немногие норманнские крепости в английских замках изначально содержали тюрьмы, которые были более распространены в Шотландии. Тюремное заключение не было обычным наказанием в средние века , и большинство заключенных ожидали неминуемого суда, приговора или политического решения. Знатных заключенных обычно не держали в темницах, а жили с некоторым комфортом в замковых покоях. известен Лондонский Тауэр тем, что в нем размещались политические заключенные , а в замке Понтефракт в разное время содержались Томас Ланкастерский (1322 г.), Ричард II (1400 г.), граф Риверс (1483 г.), Ричард Скроуп , архиепископ Йоркский (1405 г.), Джеймс I Шотландия (1405–1424) и Карл, герцог Орлеанский (1417–1430). Специально построенные тюремные камеры в замках стали более распространенными после XII века, когда их встроили в сторожки или фресковые башни. В некоторых замках было больше условий для заключенных, например, в тюремной башне в замке Кернарфон . [4]

Схема предполагаемой темницы в парижской тюрьме Ла-Бастилия из Словаря французской архитектуры 11-16 веков (1854–1868), автор Эжен Виолле-ле-Дюк ; в комментарии предполагается, что на самом деле он мог быть построен для хранения льда.

Хотя многие настоящие подземелья представляют собой просто одну простую комнату с тяжелой дверью или доступ к которой возможен только через люк или люк в полу комнаты наверху, использование подземелий для пыток , а также их связь с обычными человеческими страхами оказаться в ловушке под землей. , сделали подземелья мощной метафорой в самых разных контекстах. Подземелья в целом стали ассоциироваться с подземными комплексами камер и пыточных камер. В результате количество настоящих подземелий в замках часто преувеличивается, чтобы заинтересовать туристов. Многие камеры, называемые темницами или темницами, на самом деле были цистернами с водой или даже уборными . [5]

Примером того, что можно было бы в народе назвать «темницей», является особенно клаустрофобная камера в темнице замка Башни Цезаря Уорикского в центральной Англии. Люк доступа состоит из железной решетки. В этой крошечной камере даже повернуться (или вообще передвигаться) было бы практически невозможно. [6]

Однако крошечная камера, которую описывают как темницу, на самом деле представляет собой короткую шахту, которая открывается в большую камеру, в которую сверху входит туалетная шахта. Это говорит о том, что камера на самом деле представляет собой частично засыпанный дренаж. Расположение предполагаемой темницы внутри большого подземелья, расположенного в небольшой нише, типично для устройства гардероба в средневековых зданиях. Эти факторы, возможно, указывают на то, что эта особенность представляет собой остатки уборной, а не камеры для содержания заключенных. Кадры внутренней части этой камеры можно увидеть в третьей серии первой серии сериала « Тайны великих британских замков» .

Дверь темницы в замке Зрински в Чаковце , Хорватия.

«Бутылочная темница» иногда — это просто еще один термин для обозначения темницы. [7] Вверху у нее узкий вход, а иногда комната внизу даже настолько узка, что в ней невозможно лечь, но в других конструкциях сама камера больше. [8] [9]

Идентификация темниц и комнат, в которых содержались заключенные, не всегда является простой задачей. В замках Алник и Кокермут , расположенных недалеко от границы Англии с Шотландией, в сторожках были камеры, которые часто интерпретировались как темницы. [4] Однако это было оспорено. Эти подземные помещения (в которые можно попасть через дверь в потолке) были построены без туалетов, и, поскольку в сторожках в Алнвике и Кокермуте были жилые помещения, маловероятно, что эти помещения использовались для содержания заключенных. Было предложено альтернативное объяснение, предполагающее, что это были хранилища, в которых хранились ценности. [10]

В художественной литературе

[ редактировать ]

Темницы и темницы были излюбленной темой готических или исторических романов девятнадцатого века , где они выступали как символы скрытой жестокости и тиранической власти. Обычно их можно найти под средневековыми замками или аббатствами , они использовались злодейскими персонажами для преследования невинных персонажей. В Александра Дюма Екатерина «Королеве Марго » Медичи изображена злорадствующей по поводу жертвы в темницах Лувра . [11]

Карта «подземелья», созданная для настольной ролевой игры.

Подземелья — распространенные элементы в современной фэнтезийной литературе, связанных с ней настольных играх и видеоиграх . Самыми известными примерами являются различные средства массовой информации, посвященные Dungeons & Dragons . В этом контексте слово «темница» стало широко использоваться для описания любого лабиринтного комплекса (замка, системы пещер и т. д.), а не конкретно тюремной камеры или камеры пыток . Ролевая игра, включающая исследование подземелий, называется обходом подземелий .

Ближе к началу Джека Вэнса « фэнтезийной трилогии Лионесс» (1983–1989) король Лионесса Касмир отправляет принца Эйласа Тройсине, которого он считает бродягой, в темницу за преступление, заключающееся в соблазнении его дочери. Через несколько месяцев находчивый принц мастерит лестницу из костей предыдущих заключенных и веревки, по которой его спустили, и сбегает. [ нужна ссылка ]

В музыкальный фэнтезийный фильм «Лабиринт » режиссер Джим Хенсон включил сцену, в которой героиню Сару освобождает из темницы гном Хоггл, который определяет ее как «место, куда вы помещаете людей… чтобы забыть о них!» [12]

В Томаса Харриса романе «Молчание ягнят » Клариса спускается в лабиринт подземной темницы Гамба в кульминационной сцене повествования, где убийца описывается как имеющий темницу. [13]

В Роберта А. Хайнлайна романе «Чужой в чужой стране » термин «темница» используется для обозначения мусорной свалки, очень похожей на «дыры памяти» в « Девятнадцать восемьдесят четыре» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Новая книга по истории слов Мерриама-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер. 1991. с. 152 . ISBN  9780877796039 .
  2. ^ Харпер, Дуглас. «темница» . Интернет-словарь этимологии .
  3. ^ Оксфордский словарь английского языка
  4. ^ Перейти обратно: а б Боттомли, Фрэнк, Путеводитель исследователя замка , Кэй и Уорд, Лондон, 1979 г. ISBN   0-7182-1216-9, стр. 143–145.
  5. Боттомли, Фрэнк, Путеводитель исследователя замка , Кэй и Уорд, Лондон, 1979. ISBN   0-7182-1216-9 стр. 145
  6. ^ Халл, Лиз, Великие замки Британии и Ирландии (Великобритания: New Holland Publishers, 2005), стр. 34
  7. ^ Халл, Лиз (2016). Понимание руин замков в Англии и Уэльсе: как интерпретировать историю и значение каменной кладки и земляных работ . МакФарланд. ISBN  9781476665979 .
  8. ^ Халл, Лиз (2006). Средневековые замки Британии . Издательская группа Гринвуд. ISBN  9780275984144 .
  9. ^ «Замок Алнвик: Крепость» . www.alnwickcastle.com . Замок Алник. Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года.
  10. ^ Брирс, Питер (2011), «Административная роль сторожек в замках северной страны четырнадцатого века», в Airs, M.; Барнвелл, П.С. (ред.), Большой средневековый дом , Исследования дома Рьюли в исторической среде, стр. 204–208.
  11. ^ Александр Дюма , Королева Марго , XIII Орест и Пилад
  12. ^ Кэрролл, Шайло (осень 2009 г.). «Сердце лабиринта: чтение лабиринта Джима Хенсона как видение современной мечты». Мифлор . 28 (1–2): 109. ISSN   0146-9339 .
  13. ^ Мессент, Питер (1 декабря 2000 г.). «Американская готика: ограниченность в романах Томаса Харриса о Ганнибале Лектере». Журнал американских и сравнительных культур . 23 (4): 23–35. дои : 10.1111/j.1537-4726.2000.2304_23.x . ISSN   1540-594X .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 842728c6bda30f0f7a87ad9614cd1fb9__1721301420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/b9/842728c6bda30f0f7a87ad9614cd1fb9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dungeon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)