Подземелье
Темница – это помещение или камера , в которой содержатся заключенные, особенно под землей. Подземелья обычно ассоциируются со средневековыми замками, хотя их связь с пытками , вероятно, больше связана с периодом Возрождения . [ нужна ссылка ] Темница — это подвальное (от французского oublier , что означает «забыть») или бутылочная темница помещение, в которое можно попасть только через люк или отверстие ( ангстлох ) в высоком потолке.
Этимология
[ редактировать ]Слово темница происходит от французского donjon (также пишется dongeon ), что означает « держать », главную башню замка. Первый зарегистрированный случай использования этого слова на английском языке произошел примерно в начале 14 века, когда оно имело то же значение, что и донжон . Более раннее значение слова «хранить» до сих пор используется учеными, хотя в популярной культуре оно стало означать ячейку или «темницу». [ нужна ссылка ] Хотя это неясно, считается, что и темница , и донжон произошли от среднелатинского слова dominus , означающего «господин» или «господин». [1]
Во французском языке термин «донжон» по-прежнему означает «крепость», а английский термин «подземелье» в основном относится к темнице на французском языке. Донжон является ложным другом подземелья Таким образом , (хотя игра Dungeons & Dragons называется Donjons et Dragons во французских изданиях ).
Oubliette (того же происхождения, что и французское oublier , что означает «забыть»). [2] ) — это подвальное помещение, в которое можно попасть только через люк или отверстие ( ангстлох ) в высоком потолке.
Использование слова «донжоны» со временем изменилось, иногда включая тюремные камеры, что может объяснить, почему значение слова «подземелье» в английском языке со временем изменилось от тюрьмы в самой высокой и самой безопасной башне замка до значения камеры. и, как следствие, в широком обиходе - темница или даже камера пыток.
Самое раннее использование слова «темница» на французском языке относится к 1374 году, но самое раннее его применение на английском языке — это Вальтера Скотта в «Айвенго» 1819 году: «Место было совершенно темным — темница, как я полагаю, их проклятого монастыря». [3]
История
[ редактировать ]Немногие норманнские крепости в английских замках изначально содержали тюрьмы, которые были более распространены в Шотландии. Тюремное заключение не было обычным наказанием в средние века , и большинство заключенных ожидали неминуемого суда, приговора или политического решения. Знатных заключенных обычно не держали в темницах, а жили с некоторым комфортом в замковых покоях. известен Лондонский Тауэр тем, что в нем размещались политические заключенные , а в замке Понтефракт в разное время содержались Томас Ланкастерский (1322 г.), Ричард II (1400 г.), граф Риверс (1483 г.), Ричард Скроуп , архиепископ Йоркский (1405 г.), Джеймс I Шотландия (1405–1424) и Карл, герцог Орлеанский (1417–1430). Специально построенные тюремные камеры в замках стали более распространенными после XII века, когда их встроили в сторожки или фресковые башни. В некоторых замках было больше условий для заключенных, например, в тюремной башне в замке Кернарфон . [4]
Функции
[ редактировать ]Хотя многие настоящие подземелья представляют собой просто одну простую комнату с тяжелой дверью или доступ к которой возможен только через люк или люк в полу комнаты наверху, использование подземелий для пыток , а также их связь с обычными человеческими страхами оказаться в ловушке под землей. , сделали подземелья мощной метафорой в самых разных контекстах. Подземелья в целом стали ассоциироваться с подземными комплексами камер и пыточных камер. В результате количество настоящих подземелий в замках часто преувеличивается, чтобы заинтересовать туристов. Многие камеры, называемые темницами или темницами, на самом деле были цистернами с водой или даже уборными . [5]
Примером того, что можно было бы в народе назвать «темницей», является особенно клаустрофобная камера в темнице замка Башни Цезаря Уорикского в центральной Англии. Люк доступа состоит из железной решетки. В этой крошечной камере даже повернуться (или вообще передвигаться) было бы практически невозможно. [6]
Однако крошечная камера, которую описывают как темницу, на самом деле представляет собой короткую шахту, которая открывается в большую камеру, в которую сверху входит туалетная шахта. Это говорит о том, что камера на самом деле представляет собой частично засыпанный дренаж. Расположение предполагаемой темницы внутри большого подземелья, расположенного в небольшой нише, типично для устройства гардероба в средневековых зданиях. Эти факторы, возможно, указывают на то, что эта особенность представляет собой остатки уборной, а не камеры для содержания заключенных. Кадры внутренней части этой камеры можно увидеть в третьей серии первой серии сериала « Тайны великих британских замков» .
«Бутылочная темница» иногда — это просто еще один термин для обозначения темницы. [7] Вверху у нее узкий вход, а иногда комната внизу даже настолько узка, что в ней невозможно лечь, но в других конструкциях сама камера больше. [8] [9]
Идентификация темниц и комнат, в которых содержались заключенные, не всегда является простой задачей. В замках Алник и Кокермут , расположенных недалеко от границы Англии с Шотландией, в сторожках были камеры, которые часто интерпретировались как темницы. [4] Однако это было оспорено. Эти подземные помещения (в которые можно попасть через дверь в потолке) были построены без туалетов, и, поскольку в сторожках в Алнвике и Кокермуте были жилые помещения, маловероятно, что эти помещения использовались для содержания заключенных. Было предложено альтернативное объяснение, предполагающее, что это были хранилища, в которых хранились ценности. [10]
В художественной литературе
[ редактировать ]Темницы и темницы были излюбленной темой готических или исторических романов девятнадцатого века , где они выступали как символы скрытой жестокости и тиранической власти. Обычно их можно найти под средневековыми замками или аббатствами , они использовались злодейскими персонажами для преследования невинных персонажей. В Александра Дюма Екатерина «Королеве Марго » Медичи изображена злорадствующей по поводу жертвы в темницах Лувра . [11]
Подземелья — распространенные элементы в современной фэнтезийной литературе, связанных с ней настольных играх и видеоиграх . Самыми известными примерами являются различные средства массовой информации, посвященные Dungeons & Dragons . В этом контексте слово «темница» стало широко использоваться для описания любого лабиринтного комплекса (замка, системы пещер и т. д.), а не конкретно тюремной камеры или камеры пыток . Ролевая игра, включающая исследование подземелий, называется обходом подземелий .
Ближе к началу Джека Вэнса « фэнтезийной трилогии Лионесс» (1983–1989) король Лионесса Касмир отправляет принца Эйласа Тройсине, которого он считает бродягой, в темницу за преступление, заключающееся в соблазнении его дочери. Через несколько месяцев находчивый принц мастерит лестницу из костей предыдущих заключенных и веревки, по которой его спустили, и сбегает. [ нужна ссылка ]
В музыкальный фэнтезийный фильм «Лабиринт » режиссер Джим Хенсон включил сцену, в которой героиню Сару освобождает из темницы гном Хоггл, который определяет ее как «место, куда вы помещаете людей… чтобы забыть о них!» [12]
В Томаса Харриса романе «Молчание ягнят » Клариса спускается в лабиринт подземной темницы Гамба в кульминационной сцене повествования, где убийца описывается как имеющий темницу. [13]
В Роберта А. Хайнлайна романе «Чужой в чужой стране » термин «темница» используется для обозначения мусорной свалки, очень похожей на «дыры памяти» в « Девятнадцать восемьдесят четыре» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новая книга по истории слов Мерриама-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер. 1991. с. 152 . ISBN 9780877796039 .
- ^ Харпер, Дуглас. «темница» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Оксфордский словарь английского языка
- ^ Перейти обратно: а б Боттомли, Фрэнк, Путеводитель исследователя замка , Кэй и Уорд, Лондон, 1979 г. ISBN 0-7182-1216-9, стр. 143–145.
- ↑ Боттомли, Фрэнк, Путеводитель исследователя замка , Кэй и Уорд, Лондон, 1979. ISBN 0-7182-1216-9 стр. 145
- ^ Халл, Лиз, Великие замки Британии и Ирландии (Великобритания: New Holland Publishers, 2005), стр. 34
- ^ Халл, Лиз (2016). Понимание руин замков в Англии и Уэльсе: как интерпретировать историю и значение каменной кладки и земляных работ . МакФарланд. ISBN 9781476665979 .
- ^ Халл, Лиз (2006). Средневековые замки Британии . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780275984144 .
- ^ «Замок Алнвик: Крепость» . www.alnwickcastle.com . Замок Алник. Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года.
- ^ Брирс, Питер (2011), «Административная роль сторожек в замках северной страны четырнадцатого века», в Airs, M.; Барнвелл, П.С. (ред.), Большой средневековый дом , Исследования дома Рьюли в исторической среде, стр. 204–208.
- ^ Александр Дюма , Королева Марго , XIII Орест и Пилад
- ^ Кэрролл, Шайло (осень 2009 г.). «Сердце лабиринта: чтение лабиринта Джима Хенсона как видение современной мечты». Мифлор . 28 (1–2): 109. ISSN 0146-9339 .
- ^ Мессент, Питер (1 декабря 2000 г.). «Американская готика: ограниченность в романах Томаса Харриса о Ганнибале Лектере». Журнал американских и сравнительных культур . 23 (4): 23–35. дои : 10.1111/j.1537-4726.2000.2304_23.x . ISSN 1540-594X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Невелл, Ричард (2014–15). «Замки как тюрьмы» . Журнал группы исследований замков . 28 : 203–224. hdl : 10871/128699 .