Jump to content

Десять, которым был обещан рай

Десять, которым был обещан Рай ( араб . Десять перспектив , аль-ашара аль-мубашшарун или Десять перспектив , аль-ашара аль-мубашшара ) [ 1 ] были десятью ранними мусульманами, которым, согласно суннитской исламской традиции, исламский пророк Мухаммед ( ок. 570–632 ) обещал рай . [ 2 ]

Существует несколько различных списков имен, но большинство из них содержат четырех Рашидунов халифов Абу Бакра ( ок. 573–634 ), Умара ( ок. 583–644 ), Усмана ( ок. 573/576–656 ) и Али ( ок. 600–661 ), а также члены комитета ( шуры ), избравшего Усмана халифом, т. е. Тальха ( ок. 593–656 ), Зубайр (род. ок. 592–602 , умер в 656), Абд аль- Рахман ибн Ауф ( ок. 577–652 ) и Саад ибн Аби Ваккас (родился ок. 600 , умер ок. 670–678 ). [ 3 ]

В версии, ставшей канонической с IX века, также упоминаются Саид ибн Зайд ( ок. 600–670/671 ) и Абу Убайда ибн аль-Джарра ( ок. 581–639 ). [ 2 ] Однако самая ранняя известная версия списка, которая может датироваться ок. 724–743 , содержит имя первого халифа Омейядов Муавии ( ок. 600–680 ). Место Муавии в более поздних версиях занимал Абу Убайда ибн аль-Джарра, а в некоторых других версиях - и сам пророк Мухаммед. [ 4 ]

Традиция может быть про- курайшитской или про- омейядской по происхождению. [ 5 ] но был принят суннитскими собирателями хадисов 9-го века как часть развивающейся в то время суннитской традиции. [ 2 ] в котором почтение к сподвижникам пророка (араб. сахаба ). особое место занимало [ 6 ] Сбор еще других хадисов, восхваляющих этих десяти первых мусульман, известный ныне как аль-Шара аль-мубашшарун , к XII–XIII векам превратился в самостоятельный суннитский жанр. [ 7 ]

Несмотря на то, что Али, первый и самый важный шиитский имам , также фигурировал в списке, подлинность традиции отвергалась ранними шиитскими учёными. [ 8 ] Это соответствует более широкому неприятию шиитами первых трех халифов Рашидунов как узурпаторов законного положения Али, а также тех сподвижников, которые поддерживали Абу Бакра, Умара и Усмана против Али. [ 9 ]

Хотя термин аль-ашара аль-мубашшарун (иногда также аль-мубашшара , [ 1 ] оба значения означают «десять, которым была дана радостная весть»), само датируется периодом после 9-го века, [ 10 ] список из десяти как таковой уже появляется в надписи, сделанной на гипсовом столе, который, как полагают, принадлежал дворцу Халида аль-Касри , чиновника Омейядов , который служил губернатором Ирака при Хишаме ибн Абд аль-Малике ( р. . 724–743 ). В этой ранней версии десятым человеком, фигурирующим в списке, был Муавия ( ок. 600–680 ), первый халиф Омейядов ( годы правления 661–680 ). Вероятно, это следует понимать как попытку изобразить Муавию, который на самом деле был относительно поздним последователем Мухаммеда пророка , как одного из ближайших сподвижников . Однако это не было принято более поздней традицией, где вместо Муавии можно найти либо самого Мухаммеда, либо выдающегося раннего новообращенного Абу Убайду ибн аль-Джарру ( ок. 581–639 ). [ 11 ]

Помимо этой ранней надписи Омейядов, список в основном сохранился в ряде суннитских сборников хадисов 9-го века , которые содержат пророческий хадис , который обычно состоял из фразы, произнесенной Мухаммедом: «Десять будут в раю», за которой следовал список компаньоны. [ 12 ] В версиях этого хадиса, записанных Ахмадом ибн Ханбалом (780–855) и Абу Даудом ( 817/818–889 ), первым именем в списке является имя самого Мухаммеда. [ 13 ] в то время как в других версиях, записанных Ахмадом ибн Ханбалом, Ибн Саадом ( ок. 784–845 ) и ат-Тирмизи (825–892), вместо Мухаммеда появляется Абу Убайда ибн аль-Джарра. [ 14 ]

Есть восемь имен, которые являются общими для всех версий списка: четыре халифа Рашидун и члены комитета ( шуры ), назначенного Умаром ибн аль-Хаттабом на смертном одре, который впоследствии избрал Усмана ибн Аффана третьим. халиф: [ 3 ]

Рашидунские халифы:

Члены шуры , избравшей Усмана: [ а ]

В списке есть еще один товарищ, который не играл особой роли в ранней мусульманской общине, но пользовался большим уважением как один из первых людей, принявших ислам. Хотя он не входил в избирательную комиссию шуры (которая состояла только из наиболее видных представителей курайшитов ) , он также поддержал избрание Усмана: [ 23 ]

Десятой названной фигурой в списке был либо Муавия, или пророк Мухаммед, либо Абу Убайда ибн аль-Джарра, ранний новообращенный, сыгравший важную роль в избрании Абу Бакра халифом и которого Умар считал возможный преемник: [ 24 ]

Иногда в эту десятку также причисляли Абдаллаха ибн Масуда (умер около 652–654 гг. ), одного из первых новообращенных, который служил личным помощником Мухаммеда в Медине и был хорошо известен своим знанием Корана . [ 25 ]

Историческое и религиозное значение

[ редактировать ]

Большинство членов списка десяти мубашшарунов также фигурируют в одной конкретной версии списка двенадцати первых мусульман, которых, как говорят, Мухаммед назначил «апостолами» (араб. хаварийюн ). [ 5 ] Этот список, который, как и список десяти мубашшарунов, полностью состоит из членов курайшитов , эмигрировавших вместе с Мухаммедом из Мекки в Медину («эмигранты» или Мухаджирун ), по-видимому, служил прямым конкурентом другому списку из двенадцати «апостолов». , который полностью состоял из мусульман-некурайшитов («помощников» или ансаров ). [ 26 ] В этом смысле список десяти мубашшарунов (который в своих ранних версиях также включал Муавию ) также мог возникнуть как прокурайшитская или проомейядская традиция ( Омейяды также принадлежали к курайшитам). [ 5 ]

Список появляется в нескольких хадисах 9-го века , собранных Ахмадом ибн Ханбалом (780–855), Ибн Саадом ( ок. 784–845 ), Абу Даудом ( 817/818–889 ) и ат-Тирмизи (825–892). ). [ 2 ] В каноническом списке, записанном этими ранними суннитскими авторами, опущено только имя Муавия, которое было заменено либо самим пророком Мухаммедом, либо Абу Убайдой ибн аль-Джаррахом . [ 27 ] Кроме того, развивающаяся суннитская традиция, представленная этими авторами 9-го века, была рада поддержать список сподвижников, который включал не только четырех халифов Рашидун (легитимность халифата которых она поддерживала в борьбе с шиитами ), но и [ 28 ] но также имена всех основных воюющих сторон в Первой Фитне ( Усман , Али , Тальха , Зубайр ), которых, таким образом, можно было рассматривать как освобожденных от грехов гражданской войны обещанием Мухаммеда рая . [ 27 ]

Сам термин аль-ашара аль-мубашшарун еще не встречается в этих ранних хадисах, но, похоже, возник в более поздней суннитской литературе. [ 29 ] В этой литературе концепция десяти мубашшаруна развивалась как особая форма восхваления ближайших сподвижников Мухаммеда , подражание которым всегда было определяющим элементом суннизма. [ 30 ] Хадисы, восхваляющие каждого из десяти мубашшарунов, были собраны в специально посвященные им произведения, примеры которых включают: [ 7 ]

  • аз-Замахшари (умер в 1144 г.), Хашаш аль-Ашара аль-кирам аль-барара («Особые характеристики десяти благородных и благочестивых»)
  • Мухиб ад-Дин ат-Табари аль-Макки (умер в 1295 г.), ар-Рияд ан-Надира фи Манакиб аль-Ашаб аль-Ашара («Цветущие сады в добродетелях десяти сподвижников»)

В отличие от суннитской традиции, шиитские ученые в целом отвергали хадисы о десяти, которым был обещан рай, как недостоверные. [ 8 ] Согласно одному шиитскому хадису, записанному в «Китаб Сулайм ибн Кайс» ( «Книга Сулайма ибн Кайса »), [ 31 ] Али ибн Аби Талиб – сам один из десяти мубашшарунов – сказал, что остальные девять фактически попадут в нижние слои ада. [ 32 ]

Отвержение шиитскими учеными традиции десяти мубашшарунов соответствует более общему шиитскому неприятию первых трех халифов Рашидунов (Абу Бакра, Умара и Усмана) как узурпаторов законного имама Али ибн Аби . Талиб. Присутствие всех шести членов избирательной комиссии ( шуры ), избравшей Усмана третьим халифом, а не Али, делает немыслимым, чтобы шиитские ученые подтвердили список. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Манакиб (исламский жанр хвалебной биографии)
  1. ^ Jump up to: а б Кольберг 2020 , с. 18 сначала относится к двум вариантам термина на арабском языке, но затем продолжает использовать аль-мубашшарун ; см. стр. 20, 67, 76, 98, 148.
  2. ^ Jump up to: а б с д Венсинк 1960–2007a .
  3. ^ Jump up to: а б Ван Эсс 2017 , с. 26, со ссылкой также на Роттер 1982 , с. 12. Полный список предоставлен Wensinck 1960–2007a .
  4. ^ Ван Эсс 2017 , с. 27. Об Абу Убайде ибн аль-Джарре см. далее Гибб 1960–2007 .
  5. ^ Jump up to: а б с Ван Эсс 2017 , стр. 26–27.
  6. ^ Навас 2021 .
  7. ^ Jump up to: а б Кольберг 2020 , с. 18; Венсинк 1960–2007a .
  8. ^ Jump up to: а б Кольберг 2020 , с. 67.
  9. ^ Jump up to: а б Ван Эсс 2017 , с. 26. О взглядах суннитов и шиитов на Рашидун см. далее « Навас 2021» .
  10. ^ Итак, Венсинк 1960–2007a .
  11. ^ Все вышеизложенное в Van Ess 2017 , с. 27; об Абу Убайде ибн аль-Джарре см. Гибб 1960–2007 .
  12. ^ Венсинк 1960–2007a .
  13. ^ Венсинк 1960–2007a . Даты для Ахмада ибн Ханбала в Holtzman 2009 , для Абу Дауда в Melchert 2007 .
  14. ^ Венсинк 1960–2007a . Даты Ибн Саада в Фюке 1960–2007 гг ., ат-Тирмизи в Джуйнболле 1960–2007 гг .
  15. ^ Обзор 2015 года .
  16. ^ Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 .
  17. ^ Madelung 1997 , стр. xv – xvi, стр. 135.
  18. ^ Глив 2008 .
  19. ^ Маделунг 1960–2007 .
  20. ^ Хэссон 1960–2007 .
  21. ^ Хоутсма и Ватт 1960–2007 .
  22. ^ Хоутинг 1960–2007 .
  23. ^ Венсинк и Джуйнболл 1960–2007 . О шуре см . Босворт, Марин и Аялон, 1960–2007 гг .
  24. ^ Гибб 1960–2007 .
  25. ^ Энтони 2018 . Антоний не уточняет, чье место среди десяти известных по другим версиям списка занимал Абдаллах ибн Масуд.
  26. ^ Венсинк 1960–2007b .
  27. ^ Jump up to: а б Ван Эсс 2017 , стр. 27.
  28. ^ О взглядах суннитов и шиитов на Рашидун см. Навас 2021 .
  29. ^ Итак, Венсинк 1960–2007a .
  30. ^ Кольберг 2020 , с. 18. О статусе сподвижников в суннитском исламе см. Навас 2021 .
  31. Точная датировка этой работы, которую ошибочно приписали Сулайму ибн Кайсу аль-Хилали (умер в 678 году, но, возможно, сам был легендарной фигурой), неясна. Модаресси 2003 , с. 83 датирует первоначальную основу этой работы последними годами Хишама ибн Абд аль-Малика правления ( годы правления 724–743 ), что делает ее одной из старейших исламских книг, дошедших до нас. Однако тот факт, что он содержит так много более поздних дополнений и изменений, может сделать невозможным восстановление исходного текста (см. Gleave 2015 , стр. 86, цитируя Мохаммада Али Амира-Моззи ). Два отдельных отрывка из него, ставшие предметом тематического исследования, датируются ок. 762–780 и до конца 8-го – начала 9-го века соответственно (см. Gleave 2015 , стр. 86, 102). Кольберг 2020 , с. 98, примечание 92 упоминает, что обсуждаемый здесь хадис был процитирован Ахмадом ибн Али ат-Табриси в его «Аль-Ихтиджадже» (около первой половины XII века; см. Kohlberg 1960–2007 ).
  32. ^ Кольберг 2020 , стр. 67, 98.
  1. На самом деле в шуре было шесть членов, но двое членов, Али и сам Усман, также были халифами и уже упоминались.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84589162624132dd231ef039a05b0cc3__1722325320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/c3/84589162624132dd231ef039a05b0cc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The ten to whom Paradise was promised - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)