Десять, которым был обещан рай
Десять, которым был обещан Рай ( араб . Десять перспектив , аль-ашара аль-мубашшарун или Десять перспектив , аль-ашара аль-мубашшара ) [ 1 ] были десятью ранними мусульманами, которым, согласно суннитской исламской традиции, исламский пророк Мухаммед ( ок. 570–632 ) обещал рай . [ 2 ]
Существует несколько различных списков имен, но большинство из них содержат четырех Рашидунов халифов Абу Бакра ( ок. 573–634 ), Умара ( ок. 583–644 ), Усмана ( ок. 573/576–656 ) и Али ( ок. 600–661 ), а также члены комитета ( шуры ), избравшего Усмана халифом, т. е. Тальха ( ок. 593–656 ), Зубайр (род. ок. 592–602 , умер в 656), Абд аль- Рахман ибн Ауф ( ок. 577–652 ) и Саад ибн Аби Ваккас (родился ок. 600 , умер ок. 670–678 ). [ 3 ]
В версии, ставшей канонической с IX века, также упоминаются Саид ибн Зайд ( ок. 600–670/671 ) и Абу Убайда ибн аль-Джарра ( ок. 581–639 ). [ 2 ] Однако самая ранняя известная версия списка, которая может датироваться ок. 724–743 , содержит имя первого халифа Омейядов Муавии ( ок. 600–680 ). Место Муавии в более поздних версиях занимал Абу Убайда ибн аль-Джарра, а в некоторых других версиях - и сам пророк Мухаммед. [ 4 ]
Традиция может быть про- курайшитской или про- омейядской по происхождению. [ 5 ] но был принят суннитскими собирателями хадисов 9-го века как часть развивающейся в то время суннитской традиции. [ 2 ] в котором почтение к сподвижникам пророка (араб. сахаба ). особое место занимало [ 6 ] Сбор еще других хадисов, восхваляющих этих десяти первых мусульман, известный ныне как аль-Шара аль-мубашшарун , к XII–XIII векам превратился в самостоятельный суннитский жанр. [ 7 ]
Несмотря на то, что Али, первый и самый важный шиитский имам , также фигурировал в списке, подлинность традиции отвергалась ранними шиитскими учёными. [ 8 ] Это соответствует более широкому неприятию шиитами первых трех халифов Рашидунов как узурпаторов законного положения Али, а также тех сподвижников, которые поддерживали Абу Бакра, Умара и Усмана против Али. [ 9 ]
Имена
[ редактировать ]Хотя термин аль-ашара аль-мубашшарун (иногда также аль-мубашшара , [ 1 ] оба значения означают «десять, которым была дана радостная весть»), само датируется периодом после 9-го века, [ 10 ] список из десяти как таковой уже появляется в надписи, сделанной на гипсовом столе, который, как полагают, принадлежал дворцу Халида аль-Касри , чиновника Омейядов , который служил губернатором Ирака при Хишаме ибн Абд аль-Малике ( р. . 724–743 ). В этой ранней версии десятым человеком, фигурирующим в списке, был Муавия ( ок. 600–680 ), первый халиф Омейядов ( годы правления 661–680 ). Вероятно, это следует понимать как попытку изобразить Муавию, который на самом деле был относительно поздним последователем Мухаммеда пророка , как одного из ближайших сподвижников . Однако это не было принято более поздней традицией, где вместо Муавии можно найти либо самого Мухаммеда, либо выдающегося раннего новообращенного Абу Убайду ибн аль-Джарру ( ок. 581–639 ). [ 11 ]
Помимо этой ранней надписи Омейядов, список в основном сохранился в ряде суннитских сборников хадисов 9-го века , которые содержат пророческий хадис , который обычно состоял из фразы, произнесенной Мухаммедом: «Десять будут в раю», за которой следовал список компаньоны. [ 12 ] В версиях этого хадиса, записанных Ахмадом ибн Ханбалом (780–855) и Абу Даудом ( 817/818–889 ), первым именем в списке является имя самого Мухаммеда. [ 13 ] в то время как в других версиях, записанных Ахмадом ибн Ханбалом, Ибн Саадом ( ок. 784–845 ) и ат-Тирмизи (825–892), вместо Мухаммеда появляется Абу Убайда ибн аль-Джарра. [ 14 ]
Есть восемь имен, которые являются общими для всех версий списка: четыре халифа Рашидун и члены комитета ( шуры ), назначенного Умаром ибн аль-Хаттабом на смертном одре, который впоследствии избрал Усмана ибн Аффана третьим. халиф: [ 3 ]
Рашидунские халифы:
- Абу Бакр ( ок. 573–634 ): первый халиф , р. 632–634 ; один из первых новообращенных; Ближайший друг Мухаммеда и самый доверенный советник [ 15 ]
- Умар ибн аль-Хаттаб (родился ок. 583–593 , умер в 644 г.): второй халиф, р. 634–644 ; относительно поздно обратился в веру, но сражался при Бадре и Ухуде ; сыграл важную роль в организации исламского государства в Медине. [ 16 ]
- Усман ибн Аффан ( умер в 656 г. ): третий халиф, р. 644–656 [ 17 ]
- Али ибн Аби Талиб ( ок. 600–661 ): четвертый халиф, р. 656–661 ; один из первых новообращенных; двоюродный брат и зять Мухаммеда [ 18 ]
Члены шуры , избравшей Усмана: [ а ]
- Тальха ибн Убайд Аллах ( ок. 593–656 ) [ 19 ]
- Зубайр ибн аль-Аввам (родился ок. 592–602 , умер в 656 г.) [ 20 ]
- Абд ар-Рахман ибн Ауф ( ок. 577–652 ): ранний новообращенный; богатый купец; друг Абу Бакра [ 21 ]
- Саад ибн Аби Ваккас (родился около 600 г. , умер около 670–678 гг. ) [ 22 ]
В списке есть еще один товарищ, который не играл особой роли в ранней мусульманской общине, но пользовался большим уважением как один из первых людей, принявших ислам. Хотя он не входил в избирательную комиссию шуры (которая состояла только из наиболее видных представителей курайшитов ) , он также поддержал избрание Усмана: [ 23 ]
- Саид ибн Зайд ( ок. 600–670/671 )
Десятой названной фигурой в списке был либо Муавия, или пророк Мухаммед, либо Абу Убайда ибн аль-Джарра, ранний новообращенный, сыгравший важную роль в избрании Абу Бакра халифом и которого Умар считал возможный преемник: [ 24 ]
- Муавия ( ок. 600–680 ) / Мухаммад ( ок. 570–632 ) / Абу Убайда ибн аль-Джарра ( ок. 581–639 )
Иногда в эту десятку также причисляли Абдаллаха ибн Масуда (умер около 652–654 гг. ), одного из первых новообращенных, который служил личным помощником Мухаммеда в Медине и был хорошо известен своим знанием Корана . [ 25 ]
Историческое и религиозное значение
[ редактировать ]Большинство членов списка десяти мубашшарунов также фигурируют в одной конкретной версии списка двенадцати первых мусульман, которых, как говорят, Мухаммед назначил «апостолами» (араб. хаварийюн ). [ 5 ] Этот список, который, как и список десяти мубашшарунов, полностью состоит из членов курайшитов , эмигрировавших вместе с Мухаммедом из Мекки в Медину («эмигранты» или Мухаджирун ), по-видимому, служил прямым конкурентом другому списку из двенадцати «апостолов». , который полностью состоял из мусульман-некурайшитов («помощников» или ансаров ). [ 26 ] В этом смысле список десяти мубашшарунов (который в своих ранних версиях также включал Муавию ) также мог возникнуть как прокурайшитская или проомейядская традиция ( Омейяды также принадлежали к курайшитам). [ 5 ]
суннизм
[ редактировать ]Список появляется в нескольких хадисах 9-го века , собранных Ахмадом ибн Ханбалом (780–855), Ибн Саадом ( ок. 784–845 ), Абу Даудом ( 817/818–889 ) и ат-Тирмизи (825–892). ). [ 2 ] В каноническом списке, записанном этими ранними суннитскими авторами, опущено только имя Муавия, которое было заменено либо самим пророком Мухаммедом, либо Абу Убайдой ибн аль-Джаррахом . [ 27 ] Кроме того, развивающаяся суннитская традиция, представленная этими авторами 9-го века, была рада поддержать список сподвижников, который включал не только четырех халифов Рашидун (легитимность халифата которых она поддерживала в борьбе с шиитами ), но и [ 28 ] но также имена всех основных воюющих сторон в Первой Фитне ( Усман , Али , Тальха , Зубайр ), которых, таким образом, можно было рассматривать как освобожденных от грехов гражданской войны обещанием Мухаммеда рая . [ 27 ]
Сам термин аль-ашара аль-мубашшарун еще не встречается в этих ранних хадисах, но, похоже, возник в более поздней суннитской литературе. [ 29 ] В этой литературе концепция десяти мубашшаруна развивалась как особая форма восхваления ближайших сподвижников Мухаммеда , подражание которым всегда было определяющим элементом суннизма. [ 30 ] Хадисы, восхваляющие каждого из десяти мубашшарунов, были собраны в специально посвященные им произведения, примеры которых включают: [ 7 ]
- аз-Замахшари (умер в 1144 г.), Хашаш аль-Ашара аль-кирам аль-барара («Особые характеристики десяти благородных и благочестивых»)
- Мухиб ад-Дин ат-Табари аль-Макки (умер в 1295 г.), ар-Рияд ан-Надира фи Манакиб аль-Ашаб аль-Ашара («Цветущие сады в добродетелях десяти сподвижников»)
Шиизм
[ редактировать ]В отличие от суннитской традиции, шиитские ученые в целом отвергали хадисы о десяти, которым был обещан рай, как недостоверные. [ 8 ] Согласно одному шиитскому хадису, записанному в «Китаб Сулайм ибн Кайс» ( «Книга Сулайма ибн Кайса »), [ 31 ] Али ибн Аби Талиб – сам один из десяти мубашшарунов – сказал, что остальные девять фактически попадут в нижние слои ада. [ 32 ]
Отвержение шиитскими учеными традиции десяти мубашшарунов соответствует более общему шиитскому неприятию первых трех халифов Рашидунов (Абу Бакра, Умара и Усмана) как узурпаторов законного имама Али ибн Аби . Талиб. Присутствие всех шести членов избирательной комиссии ( шуры ), избравшей Усмана третьим халифом, а не Али, делает немыслимым, чтобы шиитские ученые подтвердили список. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Манакиб (исламский жанр хвалебной биографии)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кольберг 2020 , с. 18 сначала относится к двум вариантам термина на арабском языке, но затем продолжает использовать аль-мубашшарун ; см. стр. 20, 67, 76, 98, 148.
- ^ Jump up to: а б с д Венсинк 1960–2007a .
- ^ Jump up to: а б Ван Эсс 2017 , с. 26, со ссылкой также на Роттер 1982 , с. 12. Полный список предоставлен Wensinck 1960–2007a .
- ^ Ван Эсс 2017 , с. 27. Об Абу Убайде ибн аль-Джарре см. далее Гибб 1960–2007 .
- ^ Jump up to: а б с Ван Эсс 2017 , стр. 26–27.
- ^ Навас 2021 .
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2020 , с. 18; Венсинк 1960–2007a .
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2020 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Ван Эсс 2017 , с. 26. О взглядах суннитов и шиитов на Рашидун см. далее « Навас 2021» .
- ^ Итак, Венсинк 1960–2007a .
- ^ Все вышеизложенное в Van Ess 2017 , с. 27; об Абу Убайде ибн аль-Джарре см. Гибб 1960–2007 .
- ^ Венсинк 1960–2007a .
- ^ Венсинк 1960–2007a . Даты для Ахмада ибн Ханбала в Holtzman 2009 , для Абу Дауда в Melchert 2007 .
- ^ Венсинк 1960–2007a . Даты Ибн Саада в Фюке 1960–2007 гг ., ат-Тирмизи в Джуйнболле 1960–2007 гг .
- ^ Обзор 2015 года .
- ^ Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 .
- ^ Madelung 1997 , стр. xv – xvi, стр. 135.
- ^ Глив 2008 .
- ^ Маделунг 1960–2007 .
- ^ Хэссон 1960–2007 .
- ^ Хоутсма и Ватт 1960–2007 .
- ^ Хоутинг 1960–2007 .
- ^ Венсинк и Джуйнболл 1960–2007 . О шуре см . Босворт, Марин и Аялон, 1960–2007 гг .
- ^ Гибб 1960–2007 .
- ^ Энтони 2018 . Антоний не уточняет, чье место среди десяти известных по другим версиям списка занимал Абдаллах ибн Масуд.
- ^ Венсинк 1960–2007b .
- ^ Jump up to: а б Ван Эсс 2017 , стр. 27.
- ^ О взглядах суннитов и шиитов на Рашидун см. Навас 2021 .
- ^ Итак, Венсинк 1960–2007a .
- ^ Кольберг 2020 , с. 18. О статусе сподвижников в суннитском исламе см. Навас 2021 .
- ↑ Точная датировка этой работы, которую ошибочно приписали Сулайму ибн Кайсу аль-Хилали (умер в 678 году, но, возможно, сам был легендарной фигурой), неясна. Модаресси 2003 , с. 83 датирует первоначальную основу этой работы последними годами Хишама ибн Абд аль-Малика правления ( годы правления 724–743 ), что делает ее одной из старейших исламских книг, дошедших до нас. Однако тот факт, что он содержит так много более поздних дополнений и изменений, может сделать невозможным восстановление исходного текста (см. Gleave 2015 , стр. 86, цитируя Мохаммада Али Амира-Моззи ). Два отдельных отрывка из него, ставшие предметом тематического исследования, датируются ок. 762–780 и до конца 8-го – начала 9-го века соответственно (см. Gleave 2015 , стр. 86, 102). Кольберг 2020 , с. 98, примечание 92 упоминает, что обсуждаемый здесь хадис был процитирован Ахмадом ибн Али ат-Табриси в его «Аль-Ихтиджадже» (около первой половины XII века; см. Kohlberg 1960–2007 ).
- ^ Кольберг 2020 , стр. 67, 98.
- ↑ На самом деле в шуре было шесть членов, но двое членов, Али и сам Усман, также были халифами и уже упоминались.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Энтони, Шон В. (2018). «Ибн Масуд, Абдаллах» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30638 .
- Атамина, Халил (2015). «Абу Бакр». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23654 .
- Босворт, CE ; Марин, Мануэла; Аялон, А. (1960–2007). «Шура». В Бирмане, П .; Бьянкис, Th . Босворт, CE; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1063 .
- Фюк, JW (1960–2007). «Ибн Саад». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3343 .
- Гибб, HAR (1960–2007). «Абу Убайда Амир б. Абдуллах б. ад-Джаррах» В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0269 .
- Глив, Роберт М. (2008). «Али б. Аби Талиб». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26324 .
- Глив, Роберт М. (2015). «Ранняя шиитская герменевтика и датировка Китаба Сулайма ибн Кайса». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 78 (1): 83–103. дои : 10.1017/S0041977X15000038 . S2CID 170561609 .
- Хэссон, И. (1960–2007). «аз-Зубайр б. аль-Аввам». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8189 .
- Хоутинг, Г. Р. (1960–2007). «Сад б. Аби Вакдаш». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6393 .
- Гольцман, Ливнат (2009). «Ахмад б. Ханбал». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23414 .
- Хоутсма, М.Т .; Ватт, В. Монтгомери (1960–2007). «Абд ар-Рахман б. Ауф». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0113 .
- Джуйнболл, ГСГ (1960–2007). «ат-Тирмизи» В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7569 .
- Кольберг, Этан (1960–2007). «ат-Табриси». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7263 .
- Кольберг, Этан (2020). Похвала немногих: исследования шиитской мысли и истории . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-40696-4 .
- Леви Делла Лайф, Дж .; Боннер, М. (1960–2007). «Умар (I) б. аль-Хаттаб» В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7707 .
- Маделунг, Уилферд (1960–2007). «Талха». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7362 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56181-7 .
- Мельчерт, Кристофер (2007). «Абу Давуд ас-Сиджистани» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_SIM_0024 .
- Модаресси, Хосейн (2003). Традиция и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Оксфорд: Один мир. ISBN 1-85168-331-3 .
- Навас, Джон А. (2021). «Сподвижники Пророка». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24413 .
- Роттер, Гернот (1982). Омейяды и Вторая гражданская война (680–692) . Висбаден: Франц Штайнер. ISBN 9783515029131 . OCLC 461917539 .
- Ван Эсс, Йозеф (2017). Теология и общество во втором и третьем веках хиджры: история религиозной мысли в раннем исламе . Том. 1. Перевод Джона О'Кейна. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-32317-9 .
- Венсинк, Эй Джей (1960–2007a). «аль-Ашара аль-Мубашшара». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0778 .
- Венсинк, Эй Джей (1960–2007b). «Хавари». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2808 .
- Венсинк, Эй Джей ; Джуйнболл, ГСГ (1960–2007). «Саид б. Зайд». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6486 .