Реджиан Ре.2005 Стрелец
Ре.2005 Стрелец | |
---|---|
![]() | |
Роль | боец |
Производитель | Реджан |
Первый полет | 9 мая 1942 г. |
Введение | Апрель/май 1943 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основные пользователи | Национальные республиканские ВВС Королевские ВВС ВВС |
Произведено | Сентябрь 1942 г. - май 1944 г. |
Количество построенных | 48 [ 1 ] |
Разработано на основе | Реджиан Ре.2001 |
Варианты | Реджиан Ре.2004 |
Reggiane Re.2005 Sagittario (англ. Archer , Sagittarius) — итальянский моноплан истребитель- и истребитель-бомбардировщик, производившийся для Regia Aeronautica в последние годы Второй мировой войны . Наряду с Macchi C.202 / C.205 и Fiat G.55 , Reggiane Re.2005 входил в тройку итальянских истребителей Серии 5. Обводы фюзеляжа были аэродинамически эффективными, а в конструкции использовался знаменитый двигатель Daimler-Benz DB 605 . [ 2 ] Единственным недостатком была определенная слабость конструкции задней части фюзеляжа. [ 2 ] было поставлено всего 48 экземпляров До перемирия , и эти истребители принимали участие в обороне Неаполя , Рима и Сицилии , а оставшиеся в живых сражались над руинами Берлина с немецкими знаками различия. [ 3 ] Британский ас и военный наблюдатель, капитан группы Дункан Смит , DSO DFC, сказал, что «Re.2005 в целом был превосходным и мощным самолетом». [ 4 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Reggiane 2005 был последним самолетом линейки Reggiane, построенным во время Второй мировой войны. Проект, начатый в 1941 году, был реализован командой под руководством Роберто Лонги совместно с дизайнерами Алессио, Мараскини, Тониоло и Поцци. Предварительные работы были завершены до конца года, несмотря на то, что это был новый проект, а не развитие существующей конструкции, такой как Reggiane Re.2002 . Двигатель DB 605 ждал доставки, когда в феврале 1942 года был готов планер. [ 5 ] Новая машина была признана не только одним из лучших самолетов Оси военного времени, но и одним из лучших, если не самым красивым. [ 5 ] Полуэллиптические крылья, длинный нос и большой хвост были отличительными чертами этого маленького и ловкого истребителя.
Прототип MM.494 впервые поднялся в воздух 9 мая 1942 года, но на следующий день тяжелая посадка привела к поломке шасси , что привело к серьезным повреждениям, и самолет был остановлен до июня (MM.494 был поврежден еще дважды во время испытаний). Этот прототип имел четыре Breda 12,7-мм пулемета и одну пушку Mauser и в основном использовался для испытаний, а затем для противовоздушной обороны Неаполя . После ожесточенной конкуренции, в которой от C.205N быстро отказались, а G.55 был признан лучшим с точки зрения производства (он лишь незначительно уступал ему как истребитель, но его гораздо легче производить серийно), Regia Aeronautica заказала производство 750 самолетов Re.2005, оптимистичная цифра для Италии военного времени.
Технический проект
[ редактировать ]Re.2005 представлял собой одномоторный одноместный истребитель- моноплан с низкорасположенным крылом , изготовленный из легких сплавов. Силовая установка осуществлялась двигателем Daimler Benz DB.605A-1 мощностью 1475 л.с. (1100 кВт), либо оригинального немецкого производства, либо построенного Fiat под названием RA.1050 RC.58 Tifone (Тайфун). Самолет имел правосторонний трехлопастной Piaggio P.2001 с постоянной скоростью и механическим управлением изменяемого шага металлический винт . В обтекаемом, но крошечном фюзеляже почти полностью доминировал двигатель DB 605 с небольшим пространством для хранения топлива. Фюзеляжная пушка MG 151/20 имела меньший боекомплект, чем установленная в крыльях (150 снарядов против 170 снарядов в крыльевых орудийных отсеках у второго прототипа). У сопоставимого Fiat G.55 было 250 патронов для фюзеляжной пушки, а также 600 патронов для 12,7-мм пулемета. Меньший по размеру Re.2005 также нес на 100 патронов калибра 20 мм меньше, но на 100 патронов калибра 12,7 мм больше, что представляет собой более легкую систему вооружения.
Хвостовая часть фюзеляжа была необычно маленькой даже по итальянским меркам и содержала радиооборудование, кислородные баллоны и поддерживала относительно большой киль . Кабина лобовое стекло из бронированного стекла толщиной закрывалась наклоняющимся вправо для доступа фонарем и имела 50 мм . Другая защита включала сиденье со стальным корпусом толщиной 8 мм (0,31 дюйма) и весом 40 кг (88 фунтов). Сиденье обеспечивало слабую защиту от пуль калибра 12,7 мм, которые могли пробить даже 25 мм (0,98 дюйма) на коротких дистанциях, но броня была закалена, что обеспечивало большую защиту, чем гомогенная сталь. Учитывая большой вес толстой стальной пластины, были предприняты все усилия, чтобы сделать используемый стальной сплав более прочным, и к шестой переборке был прикреплен подголовник.
Сложная конструкция крыла, часто описываемая как эллиптическая, была полуэллиптической, с толщиной крыла, суживающейся от 15 процентов у основания до 8 процентов на кончике. Конструкция трех лонжеронов включала Т-образное сечение. Крыло и хвостовое оперение треугольной формы были в основном обтянуты тканью, включали цельнометаллические двухсекционные разъемные закрылки и статически сбалансированные элероны . Топливо перевозилось в четырех самоуплотняющихся крыльевых баках , двух передних и двух сзади, емкостью 525 л (115 имп галлонов; 139 галлонов США). Шасси с широкой гусеницей убиралось наружу в крылья, а хвостовое колесо было полностью убирающимся. Re.2005 был единственным итальянским самолетом войны, имевшим закрылки с гидравлическим приводом. [ нужна ссылка ] Re.2005 был одним из самых совершенных итальянских истребителей, но он также был слишком совершенным, чтобы его производила итальянская промышленность, и одним из самых дорогих, если не самым дорогим в производстве. [ 5 ] Сложность конструкции Re.2005 и небольшие размеры привели к тому , что Fiat G.55 был оценен как лучший выбор для массового производства.
Операционная история
[ редактировать ]Первый пилот, использовавший Re. В 2005 году в бою участвовал Маджоре Витторио Мингуцци, командир 22-й группы . Подразделение базировалось на аэродроме Неаполь-Каподикино для обороны города. Мингуцци получил прототип Re.2005 (MM.494) после летных испытаний в Гуидонии и совершил первый полет на этом самолете 7 марта 1943 года. Он и наиболее опытные пилоты Gruppo летали на этом прототипе до 23 марта. и у всех сложилось о нем весьма благоприятное и восторженное впечатление. Затем он отвез его в Неаполь-Каподикино, где он был включен в состав 362a Squadriglia . Это подразделение, которым командовал капитан Джермано Ла Ферла, было первым, оснащенным Re.2005. [ 6 ]
Мингуцци впервые поднялся в воздух на «Сагиттарио» 24 марта, когда был атакован Неаполь, а 2 апреля он захватил четырехмоторный бомбардировщик B-24 Liberator над островом Искья . Это утверждение не подтверждается соответствующими потерями USAAF. Итальянский ас Витторио Мингуцци был впечатлен этим самолетом после его испытаний и боевого дебюта 2 апреля 1943 года. Он писал:
Самолет находится в идеальных условиях полета на высоте 7000–7500 м (23000–24600 футов) и может наносить многократные атаки на американские тяжелые бомбардировщики во всех положениях и со всех направлений... Поэтому могу сказать, что скорость и управляемость превосходны даже на высоте 7000 м (23000 футов), и по сравнению с Macchi 202 Sagittario совершил две атаки за время, необходимое для Macchi C.202 за один проход. [ 7 ]
Это утверждение обеспечивает реалистичное сравнение двух самолетов: по теоретической скорости Macchi C.202 был всего на 30 км/ч (19 миль в час) медленнее, но Re.2005 с двигателем DB-605 и крылом большего размера обеспечил существенное улучшение. по характеристикам на большой высоте (на средних и малых высотах разница была менее заметной, как показало сравнение с C.205V). В апреле 362a Squadriglia получила еще три Re.2005 из нулевой серии , но количество Re.2005 в 22° Gruppo никогда не превышало восьми.
Первые подтвержденные воздушные победы произошли 28 апреля, когда четыре Re.2005 из 22° Gruppo поднялись в воздух (вместе с C.202 и одним Dewoitine D.520) из Каподикино, чтобы перехватить группу из 30 B-24 Liberators в сопровождении 30 истребителей, идущих в направлении для Неаполя. На Re.2005 пилотировали Маджоре Мингуцци, Капитано Ла Ферла, Тененте Джулио Торрези и Сердженте Донати. 22o Gruppo заявила об одном B-24 (Мингуцци) и четырех вероятных (один позже был подтвержден наземным наблюдателем и приписан Донати). Еще десять были заявлены как поврежденные всей группой . [ 8 ]
В 362a Squadriglia прибыло еще больше самолетов, и в последующие недели это подразделение продемонстрировало гораздо большую эффективность, чем подразделения C.202, заявив, что несколько бомбардировщиков потеряли пару Re.2005. [ 5 ] К 25 июня 1943 года пилоты Reggiane Re.2005 заявили, что в общей сложности семь B-24 и многие другие были повреждены, но заявленные потери редко соответствовали истинным потерям. (См., например, отрывок в статье Macchi C.205 , описывающий битву при Капо-Пуле 2 августа, когда ни один из 12 заявленных P-38 Lightning не был потерян ВВС США, тогда как американцы заявили о трех или четырех победах над Истребители Оси без потерь. Более поздние записи показали, что были сбиты только Catalina и C.202.) По крайней мере, один Reggiane, MM.092343 подполковника. Морези был сбит. [ 9 ] [ 10 ]
2 июля 1943 года 362a был отправлен на Сицилию, чтобы встретить неминуемое вторжение, и участвовал в боях со «Спитфайрами» , заявив, что с 11 по 14 июля было сбито пять самолетов (два были подтверждены: разведывательный «Спитфайр» и еще один сбит в результате обстрела Комизо). ). [ 11 ] «Спитфайры» были грозными противниками (даже если многие из них были только Mk V): два Re.2005 были уничтожены 11 июля, а остальные подверглись бомбардировке или обстрелу земли. На Сицилию вернулись только два самолета.
Еще десять истребителей присоединились к 362а, но когда один из них был поврежден в результате крутого пикирования 21 августа 1943 года, возникла некоторая обеспокоенность. 25 августа MM.092356 (лейтенант Дарио Синьорини спасся) был потерян во время очередного погружения, поэтому дальнейшие полеты были прекращены. Было обнаружено, что на скоростях TAS более 660 км/ч (410 миль в час) каждый маневр может отрицательно повлиять на управление полетом в хвостовой части, а затем вызвать повреждение фюзеляжа из- за флаттера . Пилотам Re.2005 было запрещено развивать очень высокие скорости (VNE 800 км/ч (500 миль в час)), но к тому времени операции свернулись, поскольку перемирие вступило в силу. [ 5 ] На июльских испытаниях 1943 г. коммандер. де Прато достиг скорости 980 км/ч (610 миль в час) в пикировании без потери контроля и без флаттера. [ нужна ссылка ]
Серийные двигатели Fiat RA 1050 Tifone , выпускавшиеся по лицензии DB 605 , были ограничены до 2650 об/мин вместо обычных 2800 об/мин с соответствующим падением мощности с 1100 до 1007 кВт (с 1475 до 1350 л.с.). Прототип MM.494, оснащенный DB 605, имел зарегистрированную скорость 678 км/ч (421 миль в час) при полете с полной экипировкой, но эта скорость была достигнута путем выравнивания самолета после пикирования. Официальная максимальная скорость составляла 628,5 км/ч (390,5 миль в час) на высоте 6950 м (22800 футов). Re.2005 имел хорошую управляемость в воздушных боях, и, по словам генерала Мингуззи, который летал как на Re.2005, так и на Spitfire, Re.2005 имел хорошую управляемость в воздушных боях. 2005 год был даже лучше, чем у Spitfire, по крутым поворотам и управляемости. [ нужна ссылка ] .
Кажется, противоречит заявлению Мингуцци один из немногих примеров боевых донесений, датированный 11 июля 1943 года, когда вместе с другими итальянскими истребителями Re.2005 Эудженио Сальви воевал против «Спитфайров» над Сицилией. Spitfire Mk V зацепился за хвост Re.2005 Сальви. Сальви испробовал все известные ему трюки: нырки, крутые повороты и подъемы, но «Спитфайр» оставался устойчиво привязанным к его хвосту, следуя за каждым движением, а затем открывал огонь. Re.2005 Сальви был поражен множеством пуль, и Сальви был уверен, что его убьют, когда «Спитфайр» так же внезапно исчез, возможно, из-за нехватки боеприпасов. Решающим фактором в этом инциденте, вероятно, стали уровень топлива и мастерство пилотов.
25 августа де Прато совершил пробные погружения в Гуидонии. Затем он направил самолет обратно в Реджо-Эмилию, где 27, 29 и 31 августа совершил еще три погружения. По словам Де Прато, испытания пришли к выводу, что «тряска» началась при истинной воздушной скорости 660 км/ч (410 миль в час). [ нужна ссылка ] и что они были вызваны недостаточной динамической балансировкой хвостового оперения, баланс, вероятно, был потерян во время маневров руля направления полного отклонения, выполняемых во время пикирования. После исправления балансировки де Прато пикировал самолет до скорости 980 км/ч (610 миль в час) TAS. [ нужна ссылка ] убеждая себя, что конструкция Re.2005 полностью способна выполнять маневры с большой перегрузкой . Де Прато писал: «Наши пилоты привыкли к небольшим поверхностям управления рулями направления, таким как у Macchis и Messerschmitt; на таких самолетах полное перемещение руля направления не было проблемой». [ нужна ссылка ]
После заключения перемирия 8 сентября 1943 года некоторые из немногих уцелевших Re.2005 были уничтожены их пилотами, чтобы не допустить их попадания в руки немцев. Шесть самолетов использовались в качестве учебно-тренировочных в Aeronautica Nazionale Repubblicana ( ANR ) (военно-воздушные силы союзной Германии Итальянской Социальной Республики ). Около тринадцати Re.2005 были захвачены Германией , и по некоторым источникам, эти самолеты использовались в конце 1943 года Люфтваффе для противовоздушной обороны от бомбардировок союзников над Берлином; другие полагают, что Re.2005 использовались немцами в Румынии в качестве перехватчиков над нефтяными месторождениями Плоешти . [ 3 ] [ 12 ] Другие исследования показывают, что самолет, вероятно, никогда не покидал Италию; 18 марта 1944 г. три самолета Luftdienst Kommando Italien (MM096100, 096106, 096110) были серьезно повреждены в Маниаго в результате воздушного налета США, в то время как по крайней мере три других самолета потерпели аварию в Маниаго (096108: 16 марта 1944 г., 096100: 1 июня). 1944) и Айраска (19 апреля 1944 г.) и были возвращены в Реджан для ремонта. По состоянию на 31 июля 1944 года пять Re.2005 находились на вооружении Flieger Ziel Staffel 20 , который эксплуатировал их с июня по декабрь 1944 года. [ 13 ]
Re.2005 набирал высоту почти так же хорошо, как Bf 109G-14 , и разворачивался почти так же хорошо, как Spitfire Mk IX, имея радиус разворота 195 м (639 футов) без закрылков и 148 м (487 футов) с полностью закрылками. Немецкие испытания в испытательном центре Рехлин пришли к выводу, что самолет «хорошо изгибается, кренится, как Bf 109 G-4, с немного меньшим усилием на руле направления».
Гр.капитан. Дункан Смит , DSO, DFC, британский летчик-истребитель и лидер истребителей времен Второй мировой войны, очень уважал Re.2005:
Re.2005 «Sagittario» был мощным самолетом. Я убежден, что, подравшись с одним из них, нам было бы трудно справиться с боевыми действиями на наших «Спитфайрах», если бы итальянцы или немцы имели несколько эскадрилий, оснащенных этими самолетами, в начале Сицилийской кампании или в операции с Мальты. Быстрый и обладающий превосходной маневренностью, Re.2005 в целом был превосходным самолетом. Ни Macchi 205, ни Bf 109G не могли сравниться с возможностями серии Re.2005 по маневренности и скороподъемности. Я думаю, что это был лучший самолет, произведенный в Италии. Жаль, что ни один Re.2001/5 не сохранился до наших дней, поскольку они были прекрасными образцами итальянского инженерного мастерства. [ 4 ]
Похоже, что один из двух Reggiane, вернувшихся на Сицилию, был захвачен ВВС США и отправлен в США. Мало что известно об этом самолете, который исчез после войны. Хотя немецкие и некоторые японские самолеты прошли тщательные испытания, о нескольких захваченных итальянских самолетах (еще один сохранившийся пример - трофейный Macchi C.202), как известно, испытания не проводились, поэтому подробная информация о них и их летных характеристиках скудна. Швеция была заинтересована в Re.2005 (уже производя DB-605 по лицензии), но заказ на 50 планеров так и не был оформлен. Общий объем производства включал два прототипа, использовавшихся в качестве предсерийных самолетов, которые позже поступили на боевую службу, 48 серийных самолетов, три прототипа, отправленных в Люфтваффе для оценки, и один оценочный самолет на заводе.
Концепции и перспективные проекты
[ редактировать ]
По запросу Министерства авиации Германии один Re.2005 (MM.495), известный как Reggiane Re.2005 "LW", был модифицирован в соответствии с немецкими стандартами для испытаний в конце июля 1943 года. Сначала он был оценен в Гуидонии. и позже на аэродроме Рехлин. Испытания показали улучшение характеристик: скорость до 628 км/ч (390 миль в час) с двигателем FIAT и более 650 км/ч (400 миль в час) с двигателем DB в горизонтальном полете без использования аварийной мощности военного назначения .
Прототип следующего Re.2006 был почти готов к сентябрю 1943 года, но так и не совершил полет. Он должен был использовать двигатель DB 603 мощностью 1750 л.с. (1300 кВт) и иметь расчетную максимальную скорость 740 км/ч (460 миль в час). С этим двигателем летал только G.56. двухфюзеляжная версия и вариант с реактивным двигателем Рассматривались R.2005R. На R.2005R скорость можно было увеличить до 750 км/ч (470 миль в час), но расход топлива достиг бы почти 1000 л/ч (220 имп галлонов в час; 260 галлонов в час), что почти в четыре раза превышает нормальный расход. Re.2005 на полном газу. Этот проект самолета не рассматривался как серьезная альтернатива Re.2006.
Операторы
[ редактировать ]- Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты.
Технические характеристики
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,73 м (28 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 3,15 м (10 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 20,4 м 2 (220 кв. футов)
- Профиль крыла : Н-38 [ 14 ]
- Вес пустого: 2600 кг (5732 фунта)
- Полная масса: 3610 кг (7959 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Fiat RA.1050 RC58 Tifone V-12 перевернутый поршневой двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1475 л.с. (1455 л.с., 1085 кВт) [ 15 ]
- (лицензионный Daimler-Benz DB 605A-1 )
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 628 км/ч (390 миль в час, 339 узлов) на высоте 6950 м (22 802 фута). [ 16 ]
- Крейсерская скорость: 515 км/ч (320 миль в час, 278 узлов)
- Скорость сваливания: 155 км/ч (96 миль в час, 84 узла)
- Дальность действия: 980 км (610 миль, 530 миль) с внутренним топливом
- 1130 км (702 миль; 610 миль) с откидным баком на 300 л (79 галлонов США; 66 имп галлонов)
- 1270 км (789 миль; 686 морских миль) со сбрасываемым баком на 300 л (79 галлонов США; 66 имп галлонов) + 2 сбрасываемыми баками по 150 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
- Практический потолок: 11 500 м (37 700 футов)
- Скорость набора высоты: 20 м/с (3900 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 177 кг/м 2 (36 фунтов/кв. футов) максимум
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 12,7-мм (0,500 дюйма) пулемета Breda-SAFAT в верхнем капоте (350 выстрелов);
- 1 × 20-мм (0,8 дюйма) пушка MG 151, стреляющая через ступицу винта (150 выстрелов);
- 2 × 20-мм (0,8 дюйма) пушки MG 151 в крыльях (200 выстрелов)
- Бомбы:
- Подфюзеляжная (нестандартная) точка подвески бомбы на 1000 кг (2200 фунтов) или 1 сбрасываемый бак емкостью 300 л (66 имп галлонов; 79 галлонов США)
- Узлы подвески на крыльях: бомбы по 160 кг (350 фунтов) или 2 сбрасываемых бака по 150 литров (33 имп галлона; 40 галлонов США).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Реджиан Ре.2000
- Реджиан Ре.2001
- Реджиан Ре.2002
- Реджиан Ре.2003
- Реджиан Ре.2004
- Реджиан Ре.2006
- Реджиан Ре.2007
- Реджиан Ре.2008
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тейлор 1969, с. 223.
- ^ Jump up to: а б Анджелуччи и Матрикарди 1978, с. 236.
- ^ Jump up to: а б Понедельник 1996 г., с. 234.
- ^ Jump up to: а б Смит 1981 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Скарлатто 2005
- ^ Арена 1994, с. 18.
- ^ RE2005 в действии
- ^ Густавссон, Хокан. «Генерал СА Витторио Мингуцци». Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны , 10 июля 2005 г. Дата обращения: 23 сентября 2009 г.
- ^ «RE2005 в действии». Реджиана в Aces High . Проверено: 23 сентября 2009 г.
- ^ Сгарлато, Нико. «Б-24 лейтенанта Морези». Самолеты в журнале History , западные издания, Парма, стр. 22–24. ISSN 1591-1071 .
- ^ «RE2005 в действии» .
- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978, с. 237.
- ^ Выберите 2001 год.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Бускалья, М. «RE2005 в действии». Реджиана в Aces High . Дата обращения: 1 июля 2010 г.
- ^ Грегори Алеги, Reggiane RE 2005. Крылья Италии. 2001. Турин.
Библиография
[ редактировать ]- Алеги, Грегори. Али д'Италия 16: Reggiane Re 2005 (на итальянском/английском языках). Турин, Италия: La Bancarella Aeronautica, 2001. ISBN неизвестен.
- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том I (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978.
- Бриндли, Джон Ф. «Caproni Reggiane Re 2001 Falco II, Re 2002 Ariete и Re 2005 Sagittario». Самолет в профиль, Том 13 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1973, стр. 217–241. ISBN 0-85383-022-3 .
- Ди Терлицци, Маурицио. Reggiane Re 2005 Стрелец, Авиолибри 4 (на итальянском языке). Рим, Италия: IBN Editore, 2001. ISBN 88-86815-38-7 .
- Гови, С. От Re.2002 до Re.2005 (на итальянском языке). Милан, Италия: Джорджио Апостоло Эдиторе (GAE), 1984.
- Лонги, Роберто (nd). «Реджана и я... вспоминает конструктор истребителей». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 214–224. ISSN 0143-5450 .
- Матрикарди, Паоло. Военные самолеты: истребители и разведка, том 1 (на итальянском языке). Милан Мондадори Электа, 2006 г.
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 0-7537-1460-4 .
- Пунка, Джордж. Истребители Reggiane в действии, Самолет номер 177 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 2001. ISBN 0-89747-430-9 .
- Грубо, Нико. «Реджан: самые красивые итальянские бойцы («Реджан: самые красивые итальянские бойцы) (на итальянском языке)». I Grandi Aerei Storici , № 17, июль 2005 г. Дельта Эдитрис. ISSN 1720-0636 . Примечание. В этот источник включены все истребители Reggiane, включая проектируемые версии.
- Смит, генеральный директор Дункан, WGG, DSO DFC RAF (в отставке). Спитфайр в бой . Фелтэм, Миддлсекс, Великобритания: Хэмлин в мягкой обложке, 1981. ISBN 0-7195-3831-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Реджиан Re.2005 Стрелец (Лучник)». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .