Акокиса
Общая численность населения | |
---|---|
перестало существовать как племя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты (Юго-Восточный Техас ) | |
Языки | |
Атакапа | |
Религия | |
Христианство , Религия коренных народов | |
Родственные этнические группы | |
другие Атакапа народы |
Акокиса . (также известный как Accokesaws , Arkokisa или Orcoquiza) [1] (англ.) — коренное племя , жившее в заливе Галвестон и в низовьях рек Тринити и Сабина в Техасе современного Большого Хьюстона . , преимущественно в районе [2] Это была группа индейцев Атакапа , тесно связанных с Атакапа из Лейк-Чарльза, штат Луизиана . [3]
История
[ редактировать ]16 век
[ редактировать ]Альвар Нуньес Кабеса де Вака писал об Акокиса в 1528 году, называя их «Хан». [3]
18 век
[ редактировать ]Первое сообщение о встрече с Акокиса европейцем произошло в 1719 году, когда Симарс де Беллисль , французский офицер, был взят в плен Акокиса. [2] до 1721 года. Его отчет о пленении дает некоторую информацию о культуре Аокиса.
Джон Сибли в 1805 году сообщил, что ранее в древние времена они жили недалеко от залива Матагорда на западном берегу техасской реки Колорадо .
Примерно в 1750-х годах Акокиса были разделены на пять деревенских групп. Некоторые люди из Акокиса вошли в миссию Сан-Ильдефонсо в 1748-49 годах, но покинули ее в 1755 году. [2] Эта миссия была заброшена и заменена миссией Нуэстра-Сеньора-де-ла-Лус , построенной в 1756–1757 годах на реке Тринити для обслуживания племен Акокиса и Бидай . [2]
19 век
[ редактировать ]В 1805 году Акокиса сократилась до двух деревень. Одна прибрежная деревня находилась между реками Сабина и Нечес ; другой находился на западном берегу реки Колорадо . [2] Акокиса, возможно, были поглощены другими племенами после Техасской революции 1835–1836 годов. [2]
Имя
[ редактировать ]Имя Акокиса неизвестного происхождения, хотя Джон Р. Свонтон предположил, что это имя может происходить от из Атакапы, слова icāk означающего «человек». Акокиса также известны под следующими именами и вариантами написания: Аркокиса, [2] Каке [2] Он, [2] Оркокиза, [2] Accokesaw, Accockesaw, Accokesaw, Accokesaw, [4] Акосеса, Оркокиса, Окосау, Оркокиса и Оркокизак. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Люди анокиса жили в оседлых деревнях и строили воздушные постройки, чтобы выжить в теплом климате. Их дома имели форму ульев и были покрыты соломой из травы или пальметто листьев . В центре пола располагался очаг с дымовым отверстием в потолке. В летние месяцы акокиса спали на Чики , приподнятой платформе с соломенной крышей и открытыми стенками. Кровати были сделаны из соломы, покрытой шкурами животных. [5]
Для водного транспорта и рыбной ловли Анокисас вырезал из кипарисовых бревен долбленые каноэ . [5]
свое тело и лицо И мужчины, и женщины украшали татуировками .
Акокиса, как и Атакапа , практиковали каннибализм , что, возможно, было связано с их религиозными убеждениями. как поедание плоти врагов после битвы Каннибалистические усилия были описаны Симарсом де Беллилем , который наблюдал за ними воочию. [6] Акокиса были охотниками-собирателями и питались оленями , рыбой, устрицами и бизонами . [7]
Черный напиток использовался для очищения в определенных церемониях.
Сообщается, что они выращивают «сверхтонкую» кукурузу . Клубни шиповника . служили пищей для запекания и приготовления пищи [5] В теплое время года они ели птичьи яйца, рыбу, моллюсков, американского лотоса корневища и семена ; в холодное время года они перемещались дальше вглубь страны и охотились на оленей , медведей и бизонов . Лошадей использовали для охоты на бизонов. Дубленые оленьи шкуры и медвежий жир были их основными товарами экспорта.
Почти ничего не известно об их системе родства , жизненном цикле и брачных обычаях.
Язык
[ редактировать ]Акокиса | |
---|---|
Область | Техас |
Вымерший | 19 век |
несекретный | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
096 | |
aqp-ako | |
qm5-ako | |
глоттолог | Никто |
Язык акокиса вымер и неизвестен.
Свонтон утверждал, что Акокиса говорил на языке, родственном Атакапе, основываясь на сходстве словарного запаса из 45 слов, приписываемого Акокиса, собранного капитаном Жаном Беранже в 1721 году на Галвестоне. Однако нет четких доказательств того, что этот документ действительно представляет язык Акокиса (Беранжер дает племенное обозначение словарного запаса).
Сибли также сообщил, что у них был свой собственный язык, «свойственный себе» и они использовали язык жестов для общения с другими индейцами (также сообщалось и о других народах восточного Техаса). Он не связывал их с Атакапой.
В испанских записях были найдены только два слова Акокиса: Йегса, означающее «испанец(и)», и Киселпу , женское имя.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Зампони, Рауль (2024). «Неклассифицированные языки». Языки и лингвистика коренных народов Северной Америки . Де Грютер. стр. 1627–1648. дои : 10.1515/9783110712742-061 . ISBN 978-3-11-071274-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэмпбелл, Томас Н. «Индейцы акокиса» . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Суонтон, Джон Р. Индейские племена Северной Америки. Смитсоновский институт, Бюро этнологии, Бюллетень 145. 1953: 198.
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 11. ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Jump up to: а б с Шталь, Кармин. Джесси Дж. Джонс и природный центр Redbud Hill Homestead. 2002 г.
- ^ Ньюкомб, Уильям Уилмон-младший. Индейцы Техаса: от доисторических времен до наших дней. Остин: Техасский университет Press, 1972:327.
- ^ Мухич, Марк (29 марта 1995 г.). «Коренные островитяне заслуживают уважения» . Галвестон Дейли Ньюс . Проверено 12 октября 2016 г. - через Newspapers.com.
Библиография
[ редактировать ]- Болтон, Герберт Э. (1915). Техас в середине восемнадцатого века: исследования испанской колониальной истории и управления . Публикации Калифорнийского университета по истории (№ 3). Беркли: Калифорнийский университет.
- Фолмер, Анри. (1940). Де Беллисл на побережье Техаса. Юго-западный исторический ежеквартальный журнал , 44 (2), 204–231.
- Гатчет, Альберт С.; И Суонтон, Джон Р. (1932). Словарь языка атакапа, сопровождаемый текстовым материалом . Бюллетень Бюро американской этнологии (№ 108). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- Годдард, Айвз. (2005). Языки коренных народов Юго-Востока. Антропологическая лингвистика , 47 (1), 1-60.
- Маргри, Пьер (Ред.). (1879–1888). Открытия и поселения французов на западе и юге Северной Америки (1614–1754 гг.) (т. 6, стр. 320–347). Париж: Maison-neuve et Cie. (Перепечатано AMS Press в 1974 г.).
- Мартин, Джек. (2004). Языки. В Р. Д. Фогельсоне (ред.), Справочнике индейцев Северной Америки: Юго-восток (том 14, стр. 68–86). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- Ньюкомб, Уильям В. младший (2004). Атакапаны и соседние группы. В Р. Д. Фогельсоне (ред.), Справочник индейцев Северной Америки: Юго-восток (том 14, стр. 659–663). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- Сибли, Джон. (1806 г.). Исторические очерки нескольких индейских племен в Луизиане, к югу от реки Арканзас и между Миссисипи и рекой Гранд [5 апреля 1805 г.]. В Т. Джефферсоне (ред.), Послание президента Соединенных Штатов, в котором сообщается об открытиях, сделанных при исследовании рек Миссури, Ред-Ривер и Уошита (стр. 48–62). Нью-Йорк: Г. Ф. Хопкинс.
- Суонтон, Джон Р. (1911). Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива . Бюллетень Бюро американской этнологии (№ 43). Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.
- Вилье дю Терраж, Марк де; И Ривет, Пол. (1919). Индейцы Техаса и французские экспедиции 1720 и 1721 годов в залив Сен-Бернар. Журнал Парижского общества американистов , 14 , 127–149.