Jump to content

Первое воздушное кругосветное плавание

Показанный здесь самолет, Чикаго , совершил первый кругосветный перелет в 1924 году.

Первое воздушное кругосветное плавание было совершено в 1924 году четырьмя авиаторами из команды из восьми человек Воздушной службы армии США , предшественника ВВС США . 175-дневное путешествие с апреля по сентябрь составило более 26 345 миль (42 398 км). [ 1 ] Обычно команда путешествовала с востока на запад, вокруг северной части Тихоокеанского региона , через Южную Азию и Европу и обратно в Соединенные Штаты. Летчики Лоуэлл Х. Смит и Лесли П. Арнольд, а также Эрик Х. Нельсон и Джон Хардинг-младший совершили путешествие на двух одномоторных кораблях Douglas World Cruiser (DWC) с открытой кабиной, сконфигурированных как гидросамолеты , большую часть пути. Еще четыре пассажира в двух дополнительных DWC отправились в путь, но их самолет разбился или был вынужден приземлиться. Все летчики выжили. Все они были награждены авиационной наградой «Маккей Трофи» за 1924 год.

Подготовка США к попытке кругосветного плавания

[ редактировать ]

В начале 1920-х годов несколько стран боролись за право первыми совершить кругосветный полет. В 1922 году британцы предприняли одну неудачную попытку кругосветного перелета по воздуху. В следующем году попытку совершила французская команда; Итальянцы, португальцы и британцы также объявили о планах совершить кругосветный полет. [ 2 ] Весной 1923 года Воздушная служба армии США заинтересовалась отправкой эскадрильи военных самолетов для совершения кругосветного перелета. Он назначил группу офицеров в группу планирования военного министерства , сформированную как Всемирный летный комитет. [ 3 ] : 6  работа по поиску подходящего самолета и планированию миссии. [ 4 ] Это армейское предприятие высокого уровня, находящееся под главным командованием генерал-майора Мейсона М. Патрика , начальника воздушной службы, в конечном итоге получит дополнительную поддержку со стороны ВМФ, дипломатического корпуса, Бюро рыболовства и служб береговой охраны. [ 3 ] : 4 

Военное министерство поручило Воздушной службе проверить как Fokker T-2 транспортный , так и Davis-Douglas Cloudster, чтобы определить, подойдет ли какой-либо из них, и приобрести образцы для испытаний. [ № 1 ] Хотя группа планирования сочла это удовлетворительным, группа планирования рассмотрела другие военные самолеты ВВС США, как находящиеся на вооружении, так и производящиеся, с учетом того, что специальная конструкция, которая могла бы быть оснащена сменными шасси, колесами и понтонами для приземления на воду, была бы предпочтительнее. [ 6 ]

Когда главу Davis-Douglas Дональда Дугласа попросили предоставить информацию о Davis-Douglas Cloudster, он вместо этого представил данные по модифицированному DT-2 , [ 7 ] бомбардировщик -торпедоносец , который Дуглас построил для ВМС США в 1921 и 1922 годах. ДТ-2 зарекомендовал себя как прочный самолет, на котором можно было устанавливать сменные колесные и понтонные шасси. Поскольку это была существующая модель, Дуглас заявил, что новый самолет, который он назвал Douglas World Cruiser (DWC), может быть доставлен в течение 45 дней после заключения контракта. Воздушная служба согласилась и отправила лейтенанта Эрика Хеннинга Нельсона (1888–1970), члена группы планирования, в Калифорнию для проработки деталей с Дугласом. [ Н 2 ] [ 2 ]

Дуглас, которому помогает Джек Нортроп , [ 9 ] начал модифицировать ДТ-2 под требования кругосветного плавания. [ 6 ] Основная модификация касалась запаса топлива. [ 10 ] Все внутренние бомбонесущие конструкции были удалены, к крыльям добавлены дополнительные топливные баки, а на самолете увеличены топливные баки фюзеляжа. Общий запас топлива увеличился со 115 галлонов (435 литров) до 644 галлонов (2438 литров). [ 6 ]

Лейтенант Нельсон передал предложение Дугласа в Вашингтон , где генерал Патрик одобрил его 1 августа 1923 года. Военное министерство заключило с Дугласом первоначальный контракт на постройку единственного прототипа. [ 11 ] Прототип оправдал все ожидания, и был заключен контракт еще на четыре серийных самолета и запасные части. [ 12 ] Последний DWC был доставлен 11 марта 1924 года. Запасные части включали 15 дополнительных двигателей Liberty , 14 дополнительных комплектов понтонов и достаточно запасных частей планера для еще двух самолетов. [ 11 ] Эти запасные части были отправлены в места по всему миру, по которому планировал следовать самолет. [ 13 ]

Самолет не был оборудован радиосвязью. [ 3 ] : 253  [ 14 ] ни какой-либо авионики, оставляя экипажу полностью полагаться на свои навыки точного счисления при навигации на протяжении всего предприятия.

Самолет и экипаж Douglas World Cruiser

[ редактировать ]
Пилоты кругосветного перелета 1924 года.
  • Сиэтл (№ 1): майор Фредерик Л. Мартин (1882–1956), пилот и командир звена, и SSgt. Альва Л. Харви (1900–1992), бортмеханик ( не смог совершить кругосветное плавание )
  • Чикаго (№ 2): лейтенант Лоуэлл Х. Смит (1892–1945), пилот, впоследствии командир звена, и 1-й лейтенант Лесли П. Арнольд (1893–1961), второй пилот.
  • Бостон (№ 3) / Бостон II (прототип): первый лейтенант Ли П. Уэйд (1897–1991), пилот, [ 1 ] и ССгт. Генри Х. Огден (1900–1986), бортмеханик ( не смог совершить кругосветное плавание )
  • Новый Орлеан (№ 4): лейтенант Эрик Х. Нельсон (1888–1970), пилот, и лейтенант Джон Хардинг младший (1896–1968), второй пилот. [ 7 ] [ 3 ] : 43 

Пилоты обучались метеорологии и навигации в Лэнгли Филд в Вирджинии, где они также практиковались на прототипе. С февраля по март 1924 года экипажи тренировались на серийных самолетах на заводе Дугласа в Санта-Монике и в Сан-Диего . [ 3 ] : 10–12 

Командное кругосветное плавание

[ редактировать ]

Четыре самолета — Сиэтл , Чикаго , Бостон и Новый Орлеан — вылетели из Клевер-Филд , Санта-Моника , Калифорния, 17 марта 1924 года в Сэнд-Пойнт в Сиэтле, штат Вашингтон , что стало официальным началом путешествия. [ 3 ] : 13  [ 15 ] Отдельные самолеты были официально окрещены водами одноименных городов перед вылетом из Сиэтла, где технические специалисты компании Boeing настроили самолет для длительной части полета над водой, заменив колеса на понтонные поплавки. [ 16 ]

Майор Мартин и сержант Харви в Порт-Моллере после крушения Сиэтла

6 апреля 1924 г. [ 17 ] всего через 13 дней после того, как британцы под командованием Стюарта-Макларена отправились из Англии в противоположном направлении, [ 18 ] они уехали из Сиэтла на Аляску . Вскоре после вылета с острова Принца Руперта 15 апреля головной самолет «Сиэтл», которым пилотировали Мартин и Харви (единственный полностью квалифицированный механик в полете), пробил в картере дыру диаметром 3 дюйма (8 см) и был вынужден приземлиться на Портедже. Залив. [ 3 ] : 72  После того как был предоставлен запасной двигатель, экипаж « Сиэтла» возобновил путешествие 25 апреля. [ 3 ] : 73  в попытке догнать три других самолета, ожидающих в Датч-Харборе [ 3 ] : 78–9  но это закончилось неудачей 30 апреля, когда «Сиэтл» в густом тумане врезался в склон горы недалеко от Порт-Моллера на полуострове Аляска . Он был разрушен в результате крушения. Экипаж пережил шесть мучительных дней в непогоде, прежде чем нашел убежище в незанятой хижине в заливе Моллер и через четыре дня добрался до консервного завода . [ 3 ] : 86–91  [ 19 ]

Три оставшихся самолета продолжили полет, а «Чикаго» , которым управляли Смит и Арнольд. лидером стал [ Н 3 ] Следуя над Алеутскими островами , самолет пролетел через северную часть Тихого океана и приземлился в Советском Союзе , несмотря на отсутствие разрешения на въезд. [ 6 ] Алеуты » из Атки своей термин « гром-птица мифологии применили к крейсерам . [ 3 ] : 100 

25 мая, находясь в Токио, команда получила телеграмму с сообщением: « Макларен разбился в Акьябе [Бирма]. Самолет полностью разбился. Продолжение полета сомнительно». В ответ они организовали доставку запасного самолета из Токио в Акьяб ( Ситтве ) на авианосец «Пол Джонс» (DD-230) , который в Гонконге переправили на авианосец «Уильям Б. Престон» , что позволило британцам продолжать попытки быть первыми. , [ 3 ] : 139–41  поскольку португальцы и аргентинцы также напирали. [ 3 ] : 142 

Самолет относительно без происшествий проследовал через Корею и вдоль побережья Китая во Французский Индокитай (ныне Вьетнам ). После выхода из Хайфона в Тонкинском заливе » у двигателя «Чикаго сломался шатун, и он был вынужден приземлиться в лагуне недалеко от Хуэ . Самолет считался новинкой в ​​этом регионе мира, и священники-миссионеры снабжали пилотов едой и вином, а местные жители поднимались на борт его понтонов. Остальные летчики, которые продолжили путь в Туран ( Дананг ), искали « Чикаго» на лодке и рано утром обнаружили команду, сидящую на крыле. Три сампана с гребными двигателями и местными экипажами буксировали самолет в течение 10 часов и 25 миль (40 км) до Хуэ, где двигатель был заменен запасным, срочно доставленным из Сайгона ( Хошимин ): [ 3 ] : 167–74  «[T] он самая быстрая – и, несомненно, первая – замена двигателя, которая когда-либо производилась в Индокитае». [ 20 ]

Полет продолжился через Таиланд и в Бирму , где они оказались в пределах слышимости Макларена во время проливного дождя к востоку от Акьяба, Макларен только что возобновил свою попытку на самолете, доставленном американцами, и в это время укрылся на поверхности. Визуального контакта не было, и американцы не знали о своей близости к Макларену. [ 3 ] : 190 

После проведения в Калькутте крупной операции по замене поплавков «Крейсера» на колесное шасси , несчастье постигло экипаж «Чикаго» вечером 29 июня, когда Смит в темноте после обеда поскользнулся и сломал ребро. Тем не менее он настоял на продолжении миссии, не откладывая ее. [ 21 ] [ 3 ] : 194  Все три самолета были оснащены новыми двигателями в Карачи , поскольку у Нового Орлеана произошел катастрофический отказ двигателя недалеко от этого города, и он хромал от перебоев в работе. [ 3 ] : 207–9 

Затем они направились на Ближний Восток , а затем в Европу . [ 8 ] Рейс прибыл в Париж в День взятия Бастилии , 14 июля. Из Парижа самолет вылетел в Лондон и далее на север Англии , чтобы подготовиться к переходу через Атлантический океан путем переустановки понтонов и замены двигателей. [ 16 ] [ 3 ] : 247 

Президент США Кэлвин Кулидж осмотрел самолеты, когда они приземлились в Вашингтоне, округ Колумбия, ближе к концу тура в сентябре 1924 года.

3 августа 1924 года на пути от Оркнейских островов в Исландию из-за неисправности нефтяного насоса «Бостон» упал в непривлекательное море менее чем на полпути к Фарерским островам . Сопровождающий его «Чикаго» вылетел на Фарерские острова, где сбросил на поддерживающий легкий крейсер ВМС США « Ричмонд» записку о проблемном самолете. [ 20 ] Экипаж был спасен невредимым, а буксирный «Бостон» перевернулся и затонул незадолго до того, как достиг Фарерских островов. [ 3 ] : 255–63  « Чикаго » и «Новый Орлеан» направились к Хорнафьордуру в Исландии, самой северной точке кругосветного плавания (65 градусов северной широты).

После долгого пребывания в Рейкьявике , Исландия, где они случайно встретили итальянца Антонио Локателли и его команду, также во время той же попытки кругосветного плавания, и там в сопровождении пяти военных кораблей и их 2500 моряков, « Чикаго» , а Смит и Арнольд все еще лидировали, а « Новый Орлеан» с Нельсоном и Хардингом продолжил свой путь в Фредриксдал , Гренландия. [ 3 ] : 266  Это должен был быть самый длинный участок всего пути, по которому протянулись пять судов. [ 3 ] : 272  Новые двигатели были установлены по прибытии на вторую остановку в Гренландии Ивигтут . [ 3 ] : 283 

31 августа они достигли Лабрадора , Канада. [ 22 ] [ 3 ] : 287  отказ топливного насоса в Чикаго был преодолен Арнольдом за четыре часа ручной закачки. [ 3 ] : 28  оригинального прототипа, теперь называемого Boston II , После прибытия [ 11 ] в Пикту, Новая Шотландия , первоначальный бостонский экипаж Уэйда и Огдена смог присоединиться к двум другим самолетам и долететь до Бостона (где понтонные поплавки снова были заменены на колеса) [ 3 ] : 300  и Вашингтон, округ Колумбия. [ 3 ] : 293  [ 23 ] После торжественного приема в столице три Douglas World Cruisers вылетели на Западное побережье в праздничном туре по городам, остановившись 22 сентября в Роквелл Филд , Сан-Диего , для проверки новых двигателей. [ 3 ] : 311  а затем прибыл в Санта-Монику к радушной толпе, насчитывающей не менее 100 000 человек. [ 3 ] : 312  Их последняя высадка в Сиэтле состоялась 28 сентября 1924 года. [ 17 ]

Полет занял 363 летных часа 7 минут, более 175 календарных дней и преодолел 26 345 миль (42 398 км). [ 3 ] : 315  [ 2 ] преуспевают там, где британцы , португальцы, [ 24 ] Французы , итальянцы и аргентинцы потерпели неудачу. Компания Douglas Aircraft приняла девиз «Первый во всем мире - Первый во всем мире». [ Н 4 ] Американская команда значительно увеличила свои шансы на успех, используя несколько самолетов и заранее разместив по маршруту большие запасы топлива, запасных частей и другого вспомогательного оборудования. У них часто было несколько эсминцев ВМС США, задействованных в поддержке. [ 3 ] : 149, 154  В заранее оговоренных точках маршрута на самолетах World Flight пять раз меняли двигатели и дважды устанавливали новые крылья. [ 8 ]

Маршрут первого воздушного кругосветного плавания.

Полет следовал с востока на запад, начавшись в Сиэтле , штат Вашингтон, в апреле 1924 года и вернувшись к исходной точке в сентябре. Он летел на северо-запад, к Аляске; через острова северной части Тихого океана в Японию, а затем в Южную Азию; через Европу и Атлантический океан. Самой южной точкой маршрута был Сайгон во Вьетнаме. [ 3 ] : 175  (10° северной широты), а самая северная остановка находилась в Рейкьявике , Исландия, на 64°08' северной широты. Остановки для дозаправки были: [ 3 ] : XXII

Последующая дислокация техники и экипажа

[ редактировать ]

По запросу Смитсоновского института военное министерство США передало право собственности на « Чикаго» музею для экспонирования. Свой последний рейс он совершил из Дейтона, штат Огайо , в Вашингтон, округ Колумбия, 25 сентября 1925 года. Его почти сразу же выставили на обозрение в Здании искусств и промышленности Смитсоновского института . В 1974 году Чикаго был восстановлен под руководством Уолтера Родерика. [ 28 ] и переведен в новое здание Национального музея авиации и космонавтики для показа в их Barron Hilton Pioneers of Flight . выставочной галерее [ 2 ]

Начиная с 1957 года, « Новый Орлеан» выставлялся в Национальном музее ВВС США в Дейтоне. [ 29 ] Самолет был предоставлен в аренду Музею естественной истории округа Лос-Анджелес и был возвращен в 2005 году. [ 30 ] С февраля 2012 года Новый Орлеан является частью экспонатов Музея авиации в Санта-Монике, штат Калифорния . [ 31 ]

Обломки Сиэтла были обнаружены и теперь выставлены в Музее авиационного наследия Аляски. [ 32 ] Оригинальный «Бостон» затонул в Северной Атлантике, и считается, что единственной сохранившейся частью оригинального прототипа « Бостон II » является табличка с техническими данными самолета, которая сейчас находится в частной коллекции, и кусок обшивки фюзеляжа из коллекции Музей старинных крыльев и колес в Поплар Гроув, штат Иллинойс . [ 33 ]

Все шесть летчиков были награждены Медалью за выдающиеся заслуги голосованием Конгресса США, впервые такая награда была вручена за действия не во время войны, и они были освобождены от запрета на получение наград от иностранных государств. [ 3 ] : 325 

Лучший в полете Mackay Trophy 1924 года был вручен Смиту, Арнольду, Уэйду, Нельсону и Огдену. [ 34 ] Позже Мартин командовал подразделениями армейской авиации на Гавайях во время нападения японцев на Перл-Харбор . Его механик Харви был назначен и командовал тяжелыми бомбардировочными группами во время Второй мировой войны . Нельсон дослужился до звания полковника и стал одним из генерала Генри Арнольда главных специалистов по разработке и оперативному внедрению Boeing B-29 Superfortress .

Кругосветное плавание через экватор

[ редактировать ]
Чарльз Кингсфорд Смит
Южный Крест на базе RAAF недалеко от Канберры , 1943 год.

Первое воздушное кругосветное плавание, в ходе которого дважды пересекли экватор, было совершено на одном самолете « Южный крест» Fokker F.VIIb/3m. трехмоторном моноплане [ 35 ] экипаж: Чарльз Кингсфорд Смит (ведущий пилот), Чарльз Ульм (пилот-запасной), Джеймс Уорнер (радист) и Гарри Лайон (штурман и инженер). [ 35 ]

После завершения первого перелета через Тихий океан 9 июня 1928 года, перелетев из Окленда, штат Калифорния , в Брисбен, Австралия , Кингсфорд Смит и Ульм провели несколько месяцев, совершая другие дальние перелеты через Австралию и Новую Зеландию. Они решили использовать свой транстихоокеанский перелет в качестве первого этапа кругосветного полета. [ 36 ] В июне 1929 года они перелетели на Южном Кресте в Англию, затем пересекли Атлантику и Северную Америку и вернулись в 1930 году в Окленд, где в 1928 году начался их транстихоокеанский перелет. [ 37 ]

Перед смертью Кингсфорда Смита в 1935 году он подарил Южный Крест для Австралийскому Содружеству показа в музее. [ 38 ] Самолет хранится в специальном стеклянном мемориале- ангаре на Аэропорт-Драйв, недалеко от международного терминала аэропорта Брисбена в Квинсленде , Австралия.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1922–1923 годах Fokker T-2 использовался армией США для установления серии рекордов на дальние расстояния и выносливости. [ 5 ]
  2. Лейтенант Нельсон в конечном итоге был назначен в World Flight пилотом DWC #4. [ 8 ]
  3. Смит, один из лучших армейских авиаторов, был назначен пилотом « Чикаго» , и ему было разрешено выбрать своего второго пилота Арнольда, который будет выполнять функции бортмеханика. [ 17 ]
  4. ^ Логотип Дугласа превратился в самолет, ракету и глобус и был принят корпорацией McDonnell Douglas Corporation после слияния Douglas и McDonnell Aircraft Corporation в 1967 году, а затем стал основой логотипа компании Boeing после ее приобретение McDonnell Douglas в 1997 году. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
  1. ^ Jump up to: а б «ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЛИ УЭЙД» . аф.мил . Архивировано из оригинала 13 августа 2024 года . Проверено 13 августа 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Коллекции: Douglas World Cruiser Chicago – подробное описание». Национальный музей авиации и космонавтики. Проверено: 7 июля 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Томас, Лоуэлл (1925). Первый мировой полет . Бостон и Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin.
  4. ^ Суонборо и Бауэрс 1963, с. 548.
  5. ^ "Прекрасный американский продолжительный полет". Рейс , 19 октября 1922 г., с. 615.
  6. ^ Jump up to: а б с д Румерман, Джуди. «Мировой крейсер Дугласа – вокруг света за 175 дней». Комиссия по столетию полетов США, 2003 г. Дата обращения: 7 июля 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Первый, кто облетел вокруг света». Знаете ли вы.org. Проверено: 7 июля 2012 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Макворт-Пред 1990, с. 235.
  9. ^ Бойн 1982, с. 80.
  10. ^ Йенн 2003, с. 48.
  11. ^ Jump up to: а б с «Мировой крейсер Дуглас DT-2». Aviation Central.com. Проверено: 7 июля 2012 г.
  12. ^ Франсильон 1979, с. 75.
  13. ^ Брайан 1979, с. 122.
  14. ^ общение с помощью сумки для сообщений и сигналов руками
  15. ^ Ткань 2000, с. 21.
  16. ^ Jump up to: а б «Дуглас Уорлд Круизер Транспорт». Архивировано 25 июня 2012 года в Wayback Machine Boeing. Проверено: 7 июля 2012 г.
  17. ^ Jump up to: а б с «Первый кругосветный полет». Национальный музей ВВС США, 8 июля 2009 г. Дата обращения: 14 июля 2017 г.
  18. ^ «Гонка за первое кругосветное путешествие» . Проверено 26 мая 2019 г.
  19. ^ «Южный ангар: Мировой крейсер Дугласа «Сиэтл»». Архивировано 22 июня 2012 года в Музее авиационного наследия Wayback Machine Alaska. Проверено: 7 июля 2012 г.
  20. ^ Jump up to: а б Робертс, Чак. «Магелланы неба: уроки, извлеченные из эпического кругосветного полета 1924 года, заметны в сегодняшних ВВС, но память о тех, кто сделал это возможным, померкла с годами. (Специальный репортаж о столетии полета)». Летчик (требуется подписка) , 1 июля 2003 г. Дата обращения: 20 июля 2012 г.
  21. ^ Венделл 1999/2000, стр. 339–372, 356–366.
  22. ^ Хабер 1995, стр. 72–73.
  23. ^ «Летчики на рейсе Сиэтл-Энд-Уорлд на 27 000 миль». «Нью-Йорк Таймс», 28 сентября 1924 г., стр. 1. Дата обращения: 29 июля 2012 г.
  24. ^ д'Ассумпсан, HA (17 апреля 2018 г.). «От Португалии до Макао» . Клуб Лузитано . Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 10 августа 2019 г.
  25. ^ «Товарные знаки и авторские права: логотип Boeing» , Boeing Trademark Management Group , Boeing, заархивировано из оригинала 21 июня 2012 г. , получено 5 июля 2012 г.
  26. ^ Боинг. «От носового крыла до Боинга» . Ютуб . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 31 января 2021 г.
  27. ^ История логотипа McDonnell Douglas , McDonnell Douglas, заархивировано из оригинала 5 июня 1997 г. , получено 29 ноября 2020 г.
  28. ^ Бойн 1982, с. 18.
  29. ^ Огден 1986, с. 168.
  30. ^ «Экспонаты». Музей естественной истории округа Лос-Анджелес. Проверено: 5 июля 2012 г.
  31. ^ «Экспонаты и особенности». Архивировано 11 июля 2012 года в Wayback Machine Музее полетов , аэропорт Санта-Моники, 2012 год. Дата обращения: 7 июля 2012 года.
  32. ^ «Южный ангар: Мировой крейсер Дугласа «Сиэтл»». Архивировано 22 июня 2012 года в Музее авиационного наследия Wayback Machine Alaska. Проверено: 5 июля 2012 г.
  33. ^ «Рекомендуемый артефакт: ткань с мирового крейсера Boston II Douglas». Архивировано 1 августа 2012 года в Wayback Machine Музее винтажных крыльев и колес . Проверено: 5 июля 2012 г.
  34. ^ «Получатели Маккея 1920–1929 годов - NAA: Национальная аэронавтическая ассоциация» . наа.аэро .
  35. ^ Jump up to: а б Шерман, Стивен. «Чарльз Кингсфорд Смит: первым перелетел Тихий океан». acepilots.com, 16 апреля 2012 г. Дата обращения: 7 июля 2012 г.
  36. ^ Кросс 1972, с. 71.
  37. ^ Кросс 1972, с. 74.
  38. ^ "RAAF Fokker F.VIIB Южный Крест VH-USU." Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine ADF Aircraft Serials. Проверено: 7 июля 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойн, Уолтер Дж. Сокровища самолетов Силвер-Хилла: закулисная мастерская Национального музея авиации и космонавтики. Нью-Йорк: Rawson Associates, 1982. ISBN   0-89256-216-1 .
  • Брайан, Кортланд Диксон Барнс. Национальный музей авиации и космонавтики. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, Inc., 1979. ISBN   978-0-810-98126-3 .
  • Кросс, Рой. Великие самолеты и их пилоты. Нью-Йорк: Нью-Йоркское графическое общество, 1972. ISBN   978-0-82120-465-8 .
  • Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия мировой авиации . Этобико, Онтарио: Prospero Books, 1997. ISBN   1-85605-375-X .
  • Франсильон, Рене Дж. Макдоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года: Том I. Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-87021-428-4 .
  • Хабер, Барбара Энгл. Национальный музей авиации и космонавтики. Лондон: Bison Group, 1995. ISBN   1-85841-088-6 .
  • Макворт-Пред, Бен. Авиация: пионерские годы . Лондон: Studio Editions, 1990. ISBN   1-85170-349-7 .
  • Огден, Боб. Великие коллекции самолетов мира . Нью-Йорк: Галерея книг, 1986. ISBN   1-85627-012-2 .
  • Стофф, Джошуа. Трансатлантический перелет: история в картинках, 1873–1939. Минеолоа, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 2000. ISBN   0-486-40727-6 .
  • Суонборо, Ф. Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
  • Венделл, Дэвид В. «Получая крылья: Чикаго как колыбель авиации в Америке». Журнал Исторического общества штата Иллинойс , том 92, № 4, зима 1999/2000 г., стр. 339–372.
  • Уилл, Гэвин. Большой прыжок: воздушная гонка в Северной Атлантике. Португалия-Коув-Сент-Филлипс, Ньюфаундленд: Boulder Publications, 2008. ISBN   978-0-9730271-8-1 .
  • Йенн, Билл. Гидросамолеты и летающие лодки: вневременная коллекция золотого века авиации. Нью-Йорк: BCL Press, 2003. ISBN   1-932302-03-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cd6106093b3dc21f1ae9c1a817f74b8__1717676940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/b8/9cd6106093b3dc21f1ae9c1a817f74b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
First aerial circumnavigation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)