Jump to content

Электрическая двигательная установка космического корабля

мощностью 6 кВт Двигатель Холла работает в НАСА. Лаборатории реактивного движения

Электрическая двигательная установка космического корабля (или просто электрическая двигательная установка ) — это тип метода движения космического корабля , который использует электростатические или электромагнитные поля для ускорения массы до высокой скорости и, таким образом, создания тяги для изменения скорости космического корабля на орбите. [1] Двигательная установка управляется силовой электроникой .

Электрические двигатели обычно используют гораздо меньше топлива, чем химические ракеты, поскольку они имеют более высокую скорость выхлопа (работают с более высоким удельным импульсом ), чем химические ракеты. [1] Из-за ограниченной электрической мощности тяга намного слабее по сравнению с химическими ракетами, но электрическая двигательная установка может обеспечивать тягу в течение более длительного времени. [2]

Электрическая двигательная установка была впервые продемонстрирована в 1960-х годах и в настоящее время является развитой и широко используемой технологией на космических кораблях. Американские и российские спутники десятилетиями использовали электрическую тягу. [3] По состоянию на 2019 год эксплуатируемых Более 500 космических кораблей, по всей Солнечной системе, используют электрическую двигательную установку для удержания станции , подъема на орбиту или основного движения. [4] В будущем самые совершенные электрические двигатели смогут развивать дельта-v 100 км/с (62 мили/с), что достаточно, чтобы доставить космический корабль к внешним планетам Солнечной системы (с ядерной энергией ). , но недостаточно для межзвездных путешествий . [1] [5] Электрическая ракета с внешним источником энергии (передаваемой через лазер на фотоэлектрических панелях ) имеет теоретическую возможность межзвездного полета . [6] [7] Однако электрическая двигательная установка не подходит для запусков с поверхности Земли, поскольку обеспечивает слишком малую тягу.

На пути к Марсу корабль с электрическим приводом сможет доставить к месту назначения 70% своей первоначальной массы, тогда как химическая ракета сможет нести лишь несколько процентов. [8]

Идея электродвижения космических кораблей была выдвинута в 1911 году Константином Циолковским . [9] [10] Ранее Роберт Годдард отметил такую ​​возможность в своем личном блокноте. [11]

15 мая 1929 года советская научно-исследовательская лаборатория « Лаборатория газовой динамики» (ГДЛ) приступила к разработке электроракетных двигателей. Возглавляет Валентин Глушко . [12] в начале 1930-х годов он создал первый в мире образец электротермического ракетного двигателя. [13] [14] Эта ранняя работа ГДЛ неуклонно продолжалась, и в 1960-х годах на борту космического корабля «Восход-1» и «Зонд-2» использовались электрические ракетные двигатели. марсианского зонда [15]

Первым испытанием электродвижения стал экспериментальный ионный двигатель, установленный на борту советского космического корабля «Зонд-1» в апреле 1964 года. [16] однако они работали с перебоями, возможно, из-за проблем с зондом. [17] Космический корабль «Зонд-2» также нес шесть импульсных плазменных двигателей (ИПТ), которые служили приводами системы ориентации. Двигательная установка PPT была испытана в течение 70 минут 14 декабря 1964 года, когда космический корабль находился на высоте 4,2 миллиона километров от Земли. [18]

Первой успешной демонстрацией ионного двигателя стал космический корабль NASA SERT-1 (Space Electric Rocket Test). [19] [20] Он был запущен 20 июля 1964 года и проработал 31 минуту. [19] Последующая миссия SERT-2 стартовала 3 февраля 1970 года. На нем было два ионных двигателя, один проработал более пяти месяцев, а другой почти три месяца. [19] [21] [22]

Электрическая двигательная установка с ядерным реактором рассматривалась Тони Мартином для межзвездного проекта «Дедал» в 1973 году, но этот подход был отвергнут из-за профиля тяги , веса оборудования, необходимого для преобразования ядерной энергии в электричество, и, как следствие, небольшого ускорения . для достижения желаемой скорости потребуется столетие. [23]

К началу 2010-х годов многие производители спутников предлагали варианты электрических двигателей для своих спутников — в основном для управления ориентацией на орбите — в то время как некоторые операторы коммерческих спутников связи начали использовать их для вывода на геостационарную орбиту вместо традиционных химических ракетных двигателей . [24]

Ионные и плазменные приводы

[ редактировать ]

Эти типы ракетных реактивных двигателей используют электрическую энергию для получения тяги от топлива . [25]

Электрические маршевые двигатели космических аппаратов можно разделить на три семейства в зависимости от типа силы, используемой для ускорения ионов плазмы:

Электростатический

[ редактировать ]

Если ускорение вызвано главным образом кулоновской силой (т.е. приложением статического электрического поля в направлении ускорения), устройство считается электростатическим. Типы:

Электротермический

[ редактировать ]

В электротермическую категорию входят устройства, которые используют электромагнитные поля для генерации плазмы и повышения температуры объемного топлива. Тепловая энергия, передаваемая пороховому газу, затем преобразуется в кинетическую энергию с помощью сопла из твердого материала или магнитных полей. Газы с низкой молекулярной массой (например, водород, гелий, аммиак) являются предпочтительными пропеллентами для систем такого типа.

Электротермический двигатель использует сопло для преобразования тепла в линейное движение, поэтому это настоящая ракета, хотя энергия, производящая тепло, поступает из внешнего источника.

Производительность электротермических систем с точки зрения удельного импульса (Isp) составляет от 500 до ~ 1000 секунд, но превосходит характеристики двигателей на холодном газе , монотопливных ракет и даже большинства двухкомпонентных ракет . В СССР электротермические двигатели вошли в употребление в 1971 году; советские », « Метеор спутники серии « Метеор-3 -Природа», «Ресурс-О» и российский спутник «Электро». Ими оснащены [26] Электротермические системы Aerojet (MR-510) в настоящее время используются на Lockheed Martin спутниках гидразин A2100, использующих в качестве топлива .

Электромагнитный

[ редактировать ]

Электромагнитные двигатели ускоряют ионы либо силой Лоренца , либо действием электромагнитных полей, когда электрическое поле направлено не в направлении ускорения. Типы:

Неионные приводы

[ редактировать ]

фотонный

[ редактировать ]

Фотонный привод взаимодействует только с фотонами.

Электродинамический трос

[ редактировать ]

Электродинамические тросы — это длинные проводящие провода, например, те, что развёрнуты с тросового спутника , которые могут работать на электромагнитных принципах как генераторы , преобразуя свою кинетическую энергию в электрическую , или как двигатели , преобразующие электрическую энергию в кинетическую энергию. [27] Электрический потенциал генерируется на проводящем тросе при его движении через магнитное поле Земли. Выбор металлического проводника для использования в электродинамическом тросе определяется такими факторами, как электропроводность и плотность . Вторичные факторы, в зависимости от применения, включают стоимость, прочность и температуру плавления.

Некоторые предлагаемые методы движения, очевидно, нарушают понимаемые в настоящее время законы физики, в том числе: [28]

Устойчивый и неустойчивый

[ редактировать ]

Электрические двигательные установки можно охарактеризовать как устойчивые (непрерывное срабатывание в течение заданной продолжительности) или нестационарные (импульсное срабатывание, накапливающееся до желаемого импульса ). Эти классификации применимы ко всем типам маршевых двигателей.

Динамические свойства

[ редактировать ]

Ракетные двигатели с электрическим приводом обеспечивают меньшую тягу по сравнению с химическими ракетами на несколько порядков из-за ограниченной электрической мощности, доступной в космическом корабле. [2] Химическая ракета передает энергию непосредственно продуктам сгорания, тогда как электрическая система требует нескольких этапов. Однако высокая скорость и меньшая реактивная масса , затрачиваемая на ту же тягу, позволяют электрическим ракетам работать на меньшем количестве топлива. Это отличается от типичного космического корабля с химическим двигателем, двигатели которого требуют больше топлива, что требует, чтобы космический корабль в основном следовал по инерционной траектории . Находясь рядом с планетой, движение с малой тягой может не компенсировать силу гравитации. Электрический ракетный двигатель не может обеспечить достаточную тягу, чтобы поднять аппарат с поверхности планеты, но низкая тяга, приложенная в течение длительного периода времени, может позволить космическому кораблю маневрировать вблизи планеты.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Шуейри, Эдгар Ю. (2009) Новый рассвет электрической ракеты Scientific American 300, 58–65 дои : 10.1038/scientificamerican0209-58
  2. ^ Перейти обратно: а б «Электрический и химический двигатель» . Электрическая двигательная установка космического корабля . ЕКА . Проверено 17 февраля 2007 г.
  3. ^ «Исследования электродвижения в Институте фундаментальных технологических исследований» . 16 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2011 г.
  4. ^ Лев, Дэн; Майерс, Роджер М.; Леммер, Кристина М.; Колбек, Джонатан; Коидзуми, Хироюки; Ползин, Курт (июнь 2019 г.). «Технологическое и коммерческое расширение электродвижения». Акта Астронавтика . 159 : 213–227. Бибкод : 2019AcAau.159..213L . doi : 10.1016/j.actaastro.2019.03.058 . S2CID   115682651 .
  5. ^ «Чуэйри, Эдгар Ю. (2009). Новый рассвет электрической ракеты» .
  6. ^ «Гугл Академика» . ученый.google.com .
  7. ^ Джеффри А. Лэндис. Межзвездный зонд с лазерным двигателем. Архивировано 22 июля 2012 года в Wayback Machine на корабле Джеффри А. Лэндиса: Наука. документы доступны в сети
  8. ^ Бойл, Алан (29 июня 2017 г.). «Плазменный двигатель MSNW может разжечь Конгресс на слушаниях по космическому движению» . GeekWire . Проверено 15 августа 2021 г.
  9. ^ Палашевски, Брайан. «Электрическая двигательная установка для будущих космических миссий (PowerPoint)» . Электрическая двигательная установка для будущих космических миссий . Исследовательский центр Гленна НАСА. Архивировано из оригинала (PPT) 23 ноября 2021 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
  10. ^ Шуейри, Эдгар (26 июня 2004 г.). «Критическая история электродвижения: первые пятьдесят лет (1906–1956)» . 40-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам . Рестон, Вириджина: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.2004-3334 .
  11. ^ Шуейри, Эдгар Ю. (2004). «Критическая история электродвижения: первые 50 лет (1906–1956)» . Журнал движения и мощности . 20 (2): 193–203. CiteSeerX   10.1.1.573.8519 . дои : 10.2514/1.9245 .
  12. ^ Сиддики, Асиф (2000). Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Отдел истории НАСА. п. 6 . Проверено 11 июня 2022 г.
  13. ^ «Газодинамическая лаборатория» . История российской советской космонавтики . Проверено 10 июня 2022 г.
  14. ^ Черток, Борис (31 января 2005 г.). Ракеты и люди (Том 1 изд.). Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. стр. 164–165 . Проверено 29 мая 2022 г.
  15. ^ Глушко, Валентин (1 января 1973 г.). Развитие ракетной и космической техники в СССР . Новости Пресс-паб. Дом. стр. 12–13.
  16. ^ «Зонд 1» . Координированный архив данных НАСА по космическим наукам . НАСА . Проверено 28 февраля 2024 г.
  17. ^ ЛеПейдж, Эндрю (28 апреля 2014 г.). «…Попробуй, попробуй еще раз» . Космический обзор . Проверено 28 февраля 2024 г.
  18. ^ Щепетилов В.А. (декабрь 2018 г.). «Разработка электрореактивных двигателей в Курчатовском институте атомной энергии» . Физика атомных ядер . 81 (7): 988–999 . Проверено 28 февраля 2024 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Администратор контента НАСА (14 апреля 2015 г.). «Вклад Гленна в Deep Space 1» . НАСА .
  20. ^ Цибульски, Рональд Дж.; Шеллхаммер, Дэниел М.; Ловелл, Роберт Р.; Домино, Эдвард Дж.; Котник, Джозеф Т. (1965). «Результаты летных испытаний ионной ракеты SERT I» (PDF) . НАСА . НАСА-TN-D-2718.
  21. НАСА Гленн, «ИСПЫТАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ II (SERT II)». Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine (по состоянию на 1 июля 2010 г.).
  22. ^ SERT. Архивировано 25 октября 2010 г. на странице Wayback Machine на сайте Astronautix (по состоянию на 1 июля 2010 г.).
  23. ^ «ПРОЕКТ ДЕДАЛ: ДВИЖИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Часть 1. Теоретические соображения и расчеты. 2. ОБЗОР СОВЕРШЕННЫХ ДВИЖИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ» . Архивировано из оригинала 28 июня 2013 года.
  24. ^ де Сельдинг, Питер Б. (20 июня 2013 г.). «Спутники с электрическими двигателями в моде» . Космические новости . Проверено 6 февраля 2015 г.
  25. ^ ДеФеличе, Дэвид (18 августа 2015 г.). «Ионное движение» . НАСА . Проверено 31 января 2023 г.
  26. ^ «Отечественные электроэнергетические двигатели сегодня» . Новости Космонавтики. 1999. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года.
  27. ^ НАСА, Справочник по привязям в космосе , под редакцией М. Л. Космо и Э. К. Лоренцини, третье издание, декабрь 1997 г. (по состоянию на 20 октября 2010 г.); см. также версию в NASA MSFC ;доступно на scribd
  28. ^ «Почему «электромагнитная теория относительности» Шойера — мошенничество» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 августа 2014 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a36b0afd0fa28c7d4551bd0276b9cf1d__1720942800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/1d/a36b0afd0fa28c7d4551bd0276b9cf1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spacecraft electric propulsion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)