Магнитоплазменная ракета с переменным удельным импульсом
Магнитоплазменная ракета с переменным удельным импульсом ( VASIMR ) представляет собой электротермический двигатель, находящийся в стадии разработки для возможного использования в двигательных установках космических кораблей . Он использует радиоволны для ионизации и нагрева инертного топлива , образуя плазму, а затем магнитное поле для удержания и ускорения расширяющейся плазмы , создавая тягу . Это плазменный маршевый двигатель , один из нескольких типов электрических двигательных установок космических кораблей. [1]
Метод VASIMR для нагрева плазмы был первоначально разработан во время исследований ядерного синтеза . VASIMR призван преодолеть разрыв между с высокой тягой и низким удельным импульсом химическими ракетами и электрическими двигателями с низкой тягой и высоким удельным импульсом, но еще не продемонстрировал высокую тягу. Концепция VASIMR возникла в 1977 году бывшим астронавтом НАСА Франклином Чангом Диасом , который с тех пор занимается разработкой этой технологии. [2]
Конструкция и эксплуатация
[ редактировать ]VASIMR — это тип электротермического плазменного двигателя/электротермического магнитоплазменного двигателя. В этих двигателях нейтральное инертное топливо ионизируется и нагревается с помощью радиоволн. Полученная плазма затем ускоряется магнитными полями для создания тяги. Другими родственными движения космических аппаратов с электрическим приводом концепциями являются безэлектродный плазменный двигатель , микроволновая дуговая реактивная ракета и импульсный индуктивный двигатель .
Пропеллент, нейтральный газ, такой как аргон или ксенон , впрыскивается в полый цилиндр, поверхность которого покрыта электромагнитами. При входе в двигатель газ сначала нагревается до «холодной плазмы» с помощью геликонной радиочастотной антенны/соединителя, которая бомбардирует газ электромагнитной энергией на частоте от 10 до 50 МГц . [3] отрыв электронов от атомов топлива и создание плазмы ионов и свободных электронов. Утверждается, что, изменяя количество энергии радиочастотного нагрева и плазмы, VASIMR способен генерировать либо маломощный импульсный выхлоп с высокой удельной мощностью, либо относительно высокий импульсный выхлоп с низкой тягой. [4] Вторая фаза двигателя представляет собой мощный электромагнит соленоидной конфигурации, который направляет ионизированную плазму, действуя как сужающееся-расширяющееся сопло, подобное физическому соплу в обычных ракетных двигателях.
Второй соединитель, известный как секция ионного циклотронного нагрева (ICH), излучает электромагнитные волны в резонансе с орбитами ионов и электронов, когда они проходят через двигатель. Резонанс достигается за счет уменьшения магнитного поля в этой части двигателя, замедляющего орбитальное движение частиц плазмы. Эта секция дополнительно нагревает плазму до температуры более 1 000 000 К (1 000 000 ° C; 1 800 000 ° F) — примерно в 173 раза выше температуры поверхности Солнца . [5]
Путь ионов и электронов через двигатель приближается к линиям, параллельным стенкам двигателя; однако на самом деле частицы вращаются вокруг этих линий, проходя через двигатель линейно. Последняя, расширяющаяся секция двигателя содержит расширяющееся магнитное поле, которое выбрасывает ионы и электроны из двигателя со скоростью до 50 000 м/с (180 000 км/ч). [4] [6]
Преимущества
[ редактировать ]В отличие от типичных процессов нагрева с помощью циклотронного резонанса , ионы VASIMR немедленно выбрасываются из магнитного сопла до того, как они достигнут термического распределения . На основании новой теоретической работы Алексея Арефьева и Бориса Брейзмана из Техасского университета в Остине , выполненной в 2004 году , практически вся энергия ионной циклотронной волны равномерно передается ионизированной плазме в ходе однопроходного процесса циклотронного поглощения. Это позволяет ионам выходить из магнитного сопла с очень узким распределением энергии, а также существенно упрощает и компактит расположение магнита в двигателе. [4]
В VASIMR не используются электроды; вместо этого он магнитно экранирует плазму от большинства частей оборудования, тем самым устраняя эрозию электродов, основной источник износа ионных двигателей. [7] По сравнению с традиционными ракетными двигателями с очень сложной системой трубопроводов, высокопроизводительными клапанами, приводами и турбонасосами, VASIMR почти не имеет движущихся частей (за исключением второстепенных, таких как газовые клапаны), что обеспечивает максимальную долговечность. [8]
Недостатки
[ редактировать ]По данным Ad Astra по состоянию на 2015 год, двигателю VX-200 требуется электрическая мощность 200 кВт для создания 5 Н , или 40 кВт/Н. тяги [6] Напротив, обычный ионный двигатель NEXT производит 0,327 Н при мощности всего 7,7 кВт или 24 кВт/Н. [6] С электрической точки зрения NEXT почти в два раза эффективнее и в декабре 2009 года успешно прошел испытание в течение 48 000 часов (5,5 лет). [9] [10]
С VASIMR также возникают новые проблемы, такие как взаимодействие с сильными магнитными полями и управление температурным режимом. Неэффективность работы VASIMR приводит к образованию значительного количества отходящего тепла , которое необходимо отводить, не создавая тепловой перегрузки и термического стресса. необходимые Сверхпроводящие электромагниты, для удержания горячей плазмы, генерируют тесла -диапазона. магнитные поля [11] это может вызвать проблемы с другими бортовыми устройствами и создать нежелательный крутящий момент за счет взаимодействия с магнитосферой . Чтобы противостоять этому последнему эффекту, два двигателя могут быть объединены с магнитными полями, ориентированными в противоположных направлениях, образуя чистый магнитный квадруполь с нулевым крутящим моментом . [12]
Исследования и разработки
[ редактировать ]Первый эксперимент VASIMR был проведен в Массачусетском технологическом институте в 1983 году. В 1990-х годах были введены важные усовершенствования, включая использование источника геликонной плазмы, который заменил первоначально задуманную плазменную пушку и ее электроды, что повысило надежность и долговечность. [13]
По состоянию на 2010 год компания Ad Astra Rocket Company (AARC) отвечала за разработку VASIMR, подписав 23 июня 2005 года первое Соглашение о Космическом законе о приватизации технологии VASIMR. Франклин Чанг Диас является председателем и генеральным директором Ad Astra, и у компании был испытательный центр в Либерии, Коста-Рика, на территории Университета Земли . [14]
От VX-10 до VX-50
[ редактировать ]был проведен первый эксперимент с геликонной плазмой В 1998 году в ASPL . В эксперименте VASIMR 10 (VX-10) в 1998 году был достигнут геликонный высокочастотный плазменный разряд мощностью до 10 кВт, а в эксперименте VX-25 в 2002 году - до 25 кВт. К 2005 году прогресс в ASPL включал полное и эффективное производство плазмы и ускорение ионов плазмы с помощью двигателя VX-50 мощностью 50 кВт и тягой 0,5 ньютона (0,1 фунта-силы). [4] Опубликованные данные по VX-50 мощностью 50 кВт показали, что электрический КПД составляет 59% при 90% эффективности связи и 65% эффективности повышения скорости ионов. [15] [ не удалось пройти проверку ]
ВХ-100
[ редактировать ]Эксперимент VASIMR мощностью 100 киловатт был успешно проведен к 2007 году и продемонстрировал эффективное производство плазмы со стоимостью ионизации ниже 100 эВ. [16] Выход плазмы VX-100 утроил предыдущий рекорд VX-50. [16]
Ожидалось, что VX-100 будет иметь эффективность повышения скорости ионов 80%, но не смог достичь этой эффективности из-за потерь на преобразование постоянного электрического тока в радиочастотную мощность и вспомогательного оборудования для сверхпроводящего магнита. [15] [17] Напротив, новейшие, проверенные конструкции ионных двигателей 2009 года, такие как High Power Electric Propulsion НАСА (HiPEP), работали с 80% общей двигателя и PPU энергоэффективностью . [18]
ВХ-200
[ редактировать ]24 октября 2008 года компания объявила в пресс-релизе, что компонент генерации геликонной плазмы двигателя VX-200 мощностью 200 кВт достиг рабочего состояния. Ключевая технология — полупроводниковая обработка энергии постоянного тока и радиочастот — достигла эффективности 98%. Геликонный разряд использовал радиоволны мощностью 30 кВт для превращения аргона в плазму. Остальные 170 кВт мощности были направлены на разгон плазмы во второй части двигателя за счет ионно-циклотронного резонансного нагрева. [19]
По данным испытаний VX-100, [11] Ожидалось, что, если когда-либо будут открыты сверхпроводники при комнатной температуре, двигатель VX-200 будет иметь КПД системы 60–65% и потенциальный уровень тяги 5 Н. Оптимальный удельный импульс оказался около 5000 с при использовании дешевого аргона. топливо. Один из оставшихся непроверенных вопросов заключался в том, действительно ли горячая плазма отделилась от ракеты. Еще одной проблемой было управление отходящим теплом. Около 60% входной энергии стало полезной кинетической энергией. Большая часть оставшихся 40% — это вторичная ионизация в результате пересечения плазмой силовых линий магнитного поля и расходимости выхлопных газов. Значительная часть этих 40% приходилась на отходящее тепло (см. эффективность преобразования энергии ). Управление и отказ от отходящего тепла имеет решающее значение. [20]
В период с апреля по сентябрь 2009 года были проведены испытания прототипа VX-200 мощностью 200 кВт с двумя сверхпроводящими магнитами Тесла , которые питаются отдельно и не учитываются ни в каких расчетах «эффективности». [21] В ноябре 2010 года были проведены длительные огневые испытания на полной мощности, в результате которых был достигнут устойчивый режим работы в течение 25 секунд и подтверждены основные проектные характеристики. [22]
Результаты, представленные в январе 2011 года, подтвердили, что расчетной точкой оптимальной эффективности VX-200 является скорость истечения 50 км/с, или I sp, равный 5000 с. К 2013 году VX-200 мощностью 200 кВт выполнил более 10 000 запусков двигателя на аргоновом топливе на полной мощности, продемонстрировав эффективность двигателя более 70% по отношению к входной радиочастотной мощности. [23]
ВХ-200СС
[ редактировать ]В марте 2015 года Ad Astra объявила о награде от НАСА в размере 10 миллионов долларов для повышения технологической готовности следующей версии двигателя VASIMR, VX-200SS, для удовлетворения потребностей миссий в дальний космос. [24] Буква SS в названии означает «стационарное состояние», поскольку цель длительного испытания — продемонстрировать непрерывную работу в устойчивом термическом состоянии. [25]
В августе 2016 года Ad Astra объявила о завершении основных этапов первого года своего трехлетнего контракта с НАСА. Это позволило провести первые мощные плазменные запуски двигателей с заявленной целью достичь к середине 2018 года мощности 100 часов и 100 кВт. [26] В августе 2017 года компания сообщила о завершении второго года разработки электрического плазменного ракетного двигателя VASIMR. НАСА дало разрешение Ad Astra приступить к третьему году после рассмотрения завершения 10-часовых совокупных испытаний двигателя VX-200SS мощностью 100 кВт. Похоже, что запланированная конструкция мощностью 200 кВт работает на мощности 100 кВт по причинам, которые не упомянуты в пресс-релизе. [27]
В августе 2019 года Ad Astra объявила об успешном завершении испытаний радиочастотного ( РЧ ) силового процессора (ППУ) нового поколения для двигателя VASIMR, построенного компанией Aethera Technologies Ltd. канадской [28] Ad Astra заявила о мощности 120 кВт и эффективности преобразования электроэнергии в радиочастоту >97%, а также о том, что при массе 52 кг новый RF PPU примерно в 10 раз легче, чем PPU конкурирующих электродвигателей ( отношение мощности к весу : 2,31 кВт/кг)
В июле 2021 года Ad Astra объявила о завершении рекордных испытаний двигателя, проработавших его в течение 28 часов на уровне мощности 82,5 кВт. [29] В ходе второго испытания, проведенного с 12 по 16 июля, двигатель успешно проработал 88 часов при мощности 80 кВт. [30] Ad Astra планирует провести испытания уровня мощности 100 кВт в 2023 году. [31]
Возможные применения
[ редактировать ]VASIMR имеет сравнительно низкую тяговооруженность и требует окружающего вакуума.
Предлагаемые применения VASIMR, такие как быстрая транспортировка людей на Марс, потребуют очень мощного источника энергии с малой массой, в десять раз более эффективного, чем ядерный реактор (см. Ядерная электрическая ракета ). В 2010 году администратор НАСА Чарльз Болден заявил, что технология VASIMR может стать прорывной технологией, которая сократит время путешествия на Марс с 2,5 лет до 5 месяцев. [32] Однако это утверждение не повторялось за последнее десятилетие.
В августе 2008 года Тим Гловер, директор по развитию Ad Astra, публично заявил, что первым ожидаемым применением двигателя VASIMR является «перевозка вещей [нечеловеческого груза] с низкой околоземной орбиты на низкую лунную орбиту», поддерживая усилия НАСА по возвращению на Луну. . [33]
Марс через 39 дней
[ редактировать ]Чтобы совершить воображаемое путешествие на Марс с экипажем за 39 дней, [34] VASIMR потребует уровень электрической мощности, намного превышающий все возможное в настоящее время.
Кроме того, любая технология производства электроэнергии будет производить отходящее тепло. Необходимый реактор мощностью 200 мегаватт «с удельной мощностью 1000 ватт на килограмм » потребует чрезвычайно эффективных радиаторов, чтобы избежать необходимости в «радиаторах размером с футбольное поле». [35]
См. также
[ редактировать ]- Электрическая двигательная установка
- Двухслойный двигатель Helicon
- Магнитоплазмодинамический двигатель
- Двигатель с извлечением поля наночастиц
- Импульсный плазменный двигатель
- Космические реакторы деления
- Проект Прометей
- Безопасный доступный двигатель ядерного деления
- Системы для вспомогательной атомной энергетики
- Ядерный реактор ТОПАЗ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рекламная компания «Ракетная компания Астра». «ВАСИМР» . Рекламная компания «Ракетная компания Астра». Архивировано из оригинала 7 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Рекламная компания «Ракетная компания Астра». «История» . Рекламная компания «Ракетная компания Астра» . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Алессандра Негротти (2008). «Предварительный технико-экономический анализ VASIMR». Передовые двигательные системы и технологии, сегодня – 2020 : 335.
- ^ Jump up to: а б с д Тим В. Гловер; и др. (13–17 февраля 2005 г.). Основные результаты и текущие цели VASIMR (PDF) . Международный форум космических технологий и приложений - Staif 2005. Vol. 746. стр. 976–982. Бибкод : 2005AIPC..746..976G . дои : 10.1063/1.1867222 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2015 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ Бет Дики (март 2004 г.). «Звездная сила» . Воздух и космос, Смитсоновский институт . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Рекламная компания Astra Rocket Company (2009). «Технология» . Рекламная компания «Ракетная компания Астра». Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 10 декабря 2012 г.
- ^ Джаред П. Сквайр; Франклин Р. Чанг Диас; Верлин Т. Джейкобсон; Тим В. Гловер; Ф. Уолли Бейти; Ричард Х. Гулдинг; Роджер Бенгтсон; и др. «ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ VASIMR» (PDF) . 28-я Международная конференция по электродвижению, Тулуза, Франция, 17–21 марта 2003 г. 28-я Международная конференция по электродвижению. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2014 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Кипп Ларсон (май 2016 г.). Двигатель VASIMR (PDF) (Отчет). Университет Колорадо — Боулдер . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Дуэйн Браун; Кэтрин К. Мартин; Гленн Махоуни. «Двигатель НАСА достиг мирового рекорда за 5+ лет работы» . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Нэнси Смит Килкенни. «NEXT обеспечивает длительную тягу и высокие скорости для полетов в дальний космос» . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джаред П. Сквайр; и др. (5–6 сентября 2008 г.). «Измерения производительности VASIMR при мощности более 50 кВт и приложения для лунных роботизированных миссий» (PDF) . Международный междисциплинарный симпозиум по газообразной и жидкой плазме. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2015 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Миссия Международной космической станции» . Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 2011. Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
VX-200 предоставит критически важный набор данных для создания VF-200-1, первого летного аппарата, который будет испытан в космосе на борту Международной космической станции (МКС). Электрическая энергия будет поступать с МКС на малом уровне мощности, храниться в батареях и использоваться для запуска двигателя мощностью 200 кВт.
- ^ «ВАСИМР (Магнитоплазменная ракета с переменным удельным импульсом)» . eoportal.org . 28 июля 2021 г. . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Резюме» (PDF) . Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 24 января 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2010 г. . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Сквайр, Джаред П.; и др. (17–20 сентября 2007 г.). «Эксперименты VASIMR высокой мощности с использованием дейтерия, неона и аргона» (PDF) . Международная конференция по электродвижению, 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2015 г. . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Испытательный стенд Ad Astra VX-100 достиг рекордной производительности плазмы» (PDF) . ПРЕСС-РЕЛИЗ 061207, 12 июня 2007 г. Ад Астра. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2012 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Беринг, Эдгар А; и др. (9–12 января 2006 г.). «Недавние улучшения в затратах на ионизацию и эффективности ионного циклотронного нагрева в двигателе VASIMR» (PDF) . Встреча и выставка AIAA по аэрокосмическим наукам. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2016 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ Эллиотт, Фредерик В.; и др. (14 июля 2004 г.). «Обзор проекта электроэнергетической установки большой мощности (HiPEP)» . Совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам . дои : 10.2514/6.2004-3453 . ISBN 978-1-62410-037-6 . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Первая ступень VASIMR VX-200 достигает полной номинальной мощности» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 24 октября 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2015 г. . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ де Фаоит, Дайти; Браун, Дэвид Дж; Чанг-Диас, Франклин Р.; Стэнтон, Кеннет Т. (17 ноября 2011 г.). «Обзор обработки, состава и температурно-зависимых механических и термических свойств диэлектрической технической керамики». Журнал материаловедения . 47 (10): 4211–4235. Бибкод : 2012JMatS..47.4211F . дои : 10.1007/s10853-011-6140-1 . hdl : 10197/8477 . S2CID 137329155 .
- ^ «VASIMR VX-200 достигает рубежа мощности 200 кВт» (PDF) (Пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 30 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2012 г. . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Бенвл (15 декабря 2010 г.). «Видео стрельбы VASIMR VX-200 в течение 25 секунд на полной мощности» . Рекламная компания «Ракетная компания Астра». Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Ильин Андрей Владимирович; Гилман, Дэниел А.; Картер, Марк Д.; Чанг Диас, Франклин Р.; Сквайр, Джаред П.; Фарриас, Джозеф Э. (2013). Миссии VASIMR на солнечной энергии для поиска и отклонения NEA (PDF) . 33-я Международная конференция по электродвижению. 6–10 октября 2013 г. Вашингтон, округ Колумбия IEPC-2013-336. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2014 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ «НАСА объявляет о новом партнерстве с промышленностью США для реализации ключевых возможностей глубокого космоса» (пресс-релиз). НАСА. 30 марта 2015 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Компания Ad Astra Rocket выигрывает крупный контракт НАСА на усовершенствованные двигательные установки» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 31 марта 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2021 г. . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Компания Ad Astra Rocket успешно завершает все этапы контракта NASA NextStep за первый год и получает одобрение НАСА на продолжение второго года» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 3 августа 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Компания Ad Astra Rocket успешно завершает все этапы контракта NASA NextStep на второй год и получает одобрение НАСА на продолжение третьего года» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 9 августа 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ «Новый блок обработки радиочастотной энергии Aethera для двигателя VASIMR успешно завершает испытания на полной мощности в вакууме и магнитном поле на заводе Ad Astra Rocket Company в Техасе» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 20 августа 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Компания Ad Astra Rocket побила рекорд мощности и выносливости в недавних испытаниях плазменной ракеты VASIMR VX-200SS» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 9 июля 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Плазменная ракета VASIMR VX-200SS завершила рекордные 88-часовые испытания на выносливость при высокой мощности» (PDF) (пресс-релиз). Рекламная компания «Ракетная компания Астра». 22 июля 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Франклин Чанг Диас обсуждает водород, VASIMR, Артемиду и космическое агентство Коста-Рики» . 10 февраля 2023 г.
- ^ Морринг, Фрэнк (2010). «Торговый маршрут». Неделя авиации и космических технологий . 172 (6): 20–23.
- ^ Ирен Клотц (7 августа 2008 г.). «Плазменная ракета может быть испытана на космической станции» . Новости Дискавери . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ Видео: « Марс за 39 дней?: Плазменный двигатель VASIMR. Франклин Чанг-Диас, доктор философии »
- ^ Видео: Дебаты VASIMR/Мистификация VASIMR - доктор Роберт Зубрин - 14-й съезд Международного марсианского общества , указатель времени 14:30
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Соглашение о коммерциализации усовершенствованной концепции ракеты НАСА; бывший астронавт Франклин Чанг-Диас возглавит усилия» (пресс-релиз). Космический центр Джонсона. 23 января 2006 г. J06-009 . Проверено 18 января 2008 г.
- Наоне, Эрика (25 сентября 2007 г.). «Ученый-ракетостроитель Франклин Чанг Диас рассказывает об обнаружении мощности и движущей силы, необходимых для колонизации космоса» . Обзор технологий . Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
- Апсон, Сандра (июнь 2009 г.). «Ракеты для Красной планеты» . IEEE-спектр . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Плазменная ракета» (Видео). Бринк . Наука . 18 декабря 2008 г.
- Документы НАСА
- Технический документ: Быстрые транзиты Марса с плазменным двигателем, модулированным выхлопом (PDF)
- Магнитоплазменная ракета с переменным удельным импульсом (техническое описание)
- Лаборатория передовых космических двигателей: VASIMR. Архивировано 2 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- Двигательные системы будущего