Jump to content

Катастрофа Айброкса 1971 года.

Координаты : 55°51′13″N 04°18′25″Wﻀ / 55,85361°N 4,30694°W / 55,85361; -4,30694

Катастрофа Айброкса, 1971 год.
Мемориал погибшим в результате катастрофы, включая статую тогдашнего капитана Джона Грейга , открытый в январе 2001 года.
Дата 2 января 1971 г. ( 02.01.1971 )
Расположение Айброкс Парк , Глазго, Шотландия
Координаты 55°51′13″N 04°18′25″Wﻀ / 55,85361°N 4,30694°W / 55,85361; -4,30694
Летальные исходы 66
Несмертельные травмы > 200

Катастрофа в Айброксе 1971 года , также известная как Вторая катастрофа в Айброксе , представляла собой давку среди толпы на матче Old Firm футбольном ( «Рейнджерс» против «Селтика» ), в результате которой погибло 66 человек и более 200 получили ранения. Это произошло 2 января 1971 года на выходной лестнице в парке Айброкс (ныне стадион Айброкс) в Глазго , Шотландия. Это была самая страшная футбольная катастрофа до пожара на стадионе «Брэдфорд Сити» в Брэдфорде , Англия, в 1985 году. За ней последовала катастрофа в Хиллсборо в Шеффилде , Англия, в 1989 году, в которой погибло 97 человек.

Владелец стадиона, футбольный клуб «Рейнджерс» , позже был признан виновным в решении шерифа по поводу одной из смертей. [1] Рейнджерс не оспорили это решение, и им были предъявлены иски о возмещении ущерба еще в 60 случаях, возбужденных родственниками погибших. [2]

Первая катастрофа на «Айброксе» произошла во время домашнего международного матча 1902 года между Шотландией и Англией . Задняя часть деревянной трибуны West Tribune обрушилась из-за сильного дождя прошлой ночью, в результате чего 25 человек погибли и более 500 получили ранения. [3]

Айброкс-парк в 1910 году, с выездом на Копленд-роуд в дальнем углу стадиона. Аналогичную лестницу можно увидеть, спускающуюся в ближайший угол.

В 1963 году были высказаны опасения по поводу безопасности лестницы, примыкающей к проходу 13, в просторечии известной как Лестница 13, выходу, ближайшему к станции метро Copland Road . [4] Было документально подтверждено, что лестница давала очень мало свободы передвижения из-за давления толпы; многие были сбиты с ног толпой, и у них не было выбора, по какой полосе движения и с какой скоростью ехать. [5]

16 сентября 1961 года в давке на лестнице погибли два человека. [6] В 1967 году восемь зрителей получили ранения при выходе со стадиона. В 1969 году 26 человек получили ранения в результате несчастного случая на лестнице 13 при выходе. [5] Не было принято никаких мер для консультации с профессиональной фирмой для обсуждения потенциальных опасностей, исходящих от толпы на лестнице 13 после этих событий. После аварии 1961 года «Рейнджерс» к тому времени потратили в общей сложности 150 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 3 100 000 фунтов стерлингов в 2023 году) на усовершенствование Айброкса, что для того времени было очень значительной суммой денег. [7]

Катастрофа произошла в субботу, 2 января 1971 года, когда 66 человек погибли в давке, когда болельщики пытались покинуть стадион. Матч представлял собой игру «Старой фирмы» («Рейнджерс» — «Селтик» ), и его посетило более 80 000 болельщиков. [8] [9] [10] На 90-й минуте «Селтик» повел 1–0 благодаря Джимми Джонстону , но в последние моменты матча Колин Стейн сравнял счет в пользу «Рейнджерс». Когда тысячи зрителей покидали площадку по лестнице 13, похоже, что кто-то упал, что вызвало массовую цепную реакцию скопления людей. [11] [6]

Первоначально ходили слухи, что некоторые фанаты покинули площадку немного раньше, когда «Селтик» забил, но затем повернули назад, когда услышали аплодисменты толпы, когда Штайн сравнял счет, столкнувшись с фанатами, покидавшими площадку, когда матч закончился. [12] Однако официальное расследование катастрофы показало, что эта гипотеза не соответствует действительности, поскольку в момент обрушения все зрители направлялись в одном направлении. [12]

Большинство смертей было вызвано компрессионной асфиксией , при этом тела были сложены штабелями на глубине до шести футов (1,8 м). Еще более 200 болельщиков получили ранения.

Кенни Далглиш , тогдашний игрок «Селтика», находился на трибунах, когда произошла трагедия. [13] Далглиш также присутствовал при катастрофах в Хейзеле и Хиллсборо в 1985 и 1989 годах соответственно, вместе с ФК «Ливерпуль». [14]

Шестьдесят шесть человек погибли в тот день на стадионе в результате травм, полученных во время катастрофы. Среди погибших все были в возрасте до 50 лет, 61 - до 40, 49 - до 30, 33 - до 20 и 1 - до 10 лет. Среди погибших было много детей, пятеро из которых: Питер Истон, Мартин Пэтон, Мейсон Филлипс. Брайан Тодд и Дуглас Моррисон были одноклассниками из одного города Маркинч в Файфе . В число потерь также вошел 31 подросток, в том числе единственная жертва женского пола Маргарет Фергюсон из Мэддистона в Фолкерке , 18 лет. Самым младшим погибшим ребенком был Найджел Патрик Пикап из Ливерпуля , 9 лет. [6]

Сообщается, что более 200 человек получили ранения. [15]

Возрастной диапазон Мужчины Женщины Общий
0–9 1 0 1
10–19 31 1 32
20–29 16 0 16
30–39 12 0 12
40–49 5 0 5
Итоги 65 1 66

Последствия

[ редактировать ]

Катастрофа побудила правительство Великобритании задуматься о безопасности на спортивных площадках. В феврале 1971 года шотландскому судье лорду Уитли было предложено провести расследование. [16] Его выводы, опубликованные в мае 1972 года, легли в основу « Руководства по безопасности на спортивных площадках» («Зеленого руководства») , впервые опубликованного в 1973 году.

Внешний вид многоместного стадиона Айброкс с углом лестницы 13 на переднем плане (2008 г.)

Катастрофа 1971 года привела к масштабной реконструкции стадиона «Айброкс», которую возглавил тогдашний тренер Уилли Уодделл , который в поисках вдохновения посетил «Боруссии» » дортмундской стадион «Вестфаленштадион . [17] После трех лет реконструкции, в ходе которой три четверти стадиона были заменены современными трибунами для всех мест, к 1981 году Айброкс был преобразован в стадион на 44 000 мест. [18] Дальнейшие работы в 1990-х годах увеличили вместимость стадиона до 50 000, а впоследствии Айброкс получил пятизвездочный статус УЕФА.

Шотландский фолк -певец и автор песен Мэтт Макгинн (1928–1977) написал песню под названием «The Ibrox Disaster» как дань уважения людям, погибшим в результате трагического события.

Расследование

[ редактировать ]

года . В Глазго было проведено расследование несчастного случая со смертельным исходом, которое началось 15 февраля 1971 [19] Оно длилось 7 дней, хотя присяжным в составе четырех мужчин и трех женщин было дано указание не давать рекомендаций относительно мер предосторожности на футбольных полях, поскольку это будет изучаться в ходе расследования, проводимого лордом Уитли. [20]

Судебные разбирательства

[ редактировать ]

Шериф Джеймс Ирвин Смит в своем заявлении после судебного разбирательства по делу о возмещении гражданского ущерба, возбужденного в шерифском суде Глазго в мае 1974 года вдовой одной из жертв Айброкса, постановил: «Указанный несчастный случай произошел по вине и халатности защитников футбольного клуба «Рейнджерс». ". [1] Смит признал «Рейнджерс» виновным по четырем пунктам обвинения в смерти Чарльза Дугана, 31-летнего котельщика из Клайдбанка, который умер, как и еще 56 человек, от травматической асфиксии.

Услышав о серии несчастных случаев на лестнице 13, включая сентябрь 1961 года, когда 70 человек получили ранения и двое погибли, сентябрь 1967 года, когда 11 человек были доставлены в больницу, и январь 1969 года, когда 29 человек получили ранения, шериф Ирвин Смит заявил:

Что касается доказательств, Совет никогда даже не считал, что ему следует обратить внимание на вопрос безопасности на этой конкретной лестнице [...] и, по всей видимости, — я не сказал выше — продолжил мнение о том, что, если проблему игнорировать достаточно долго, она в конечном итоге исчезнет [...] На самом деле это идет дальше, потому что некоторые из их действий можно интерпретировать только как преднамеренную и очевидно успешную попытку обмануть других, что они что-то делали , хотя на самом деле они ничего не делали.

- Шериф Ирвин Смит, заявление о возмещении ущерба. [1]

В деле Чарльза Дугана и еще 60 дел, возбужденных родственниками погибших, футбольный клуб «Рейнджерс» не оспаривал выводы шерифа Ирвина Смита, а вместо этого просто оспорил расчет ущерба, как видно из апелляционного решения главного шерифа. . [2] [6] В своей книге Ирвин Смит утверждает, что спустя почти 40 лет после его решения некоторые друзья, поддерживающие Рейнджерс, отнеслись к нему с неодобрением и обвинили его в «нелояльности». [21] [6]

Наследие

[ редактировать ]

В течение нескольких лет после катастрофы 1971 года на том углу земли, где она произошла, стояла лишь небольшая мемориальная доска. Однако в 1995 году «Рейнджерс» объявили о планах почтить память 66 болельщиков, погибших в результате катастрофы 1971 года. [22] [23] 2 января 2001 года, в 30-ю годовщину трагедии, на углу главной трибуны Билла Струта и трибуны Копленд-роуд был открыт более крупный памятник. На памятнике установлены синие таблички с именами каждого человека, погибшего во всех трех инцидентах. На вершине памятника стоит статуя Джона Грейга , капитана Рейнджерс во время катастрофы 1971 года.

В 2011 году 40-летие катастрофы отмечалось перед игрой «Старая фирма» 2 января 2011 года, когда перед игрой была соблюдена минута молчания. Обе команды носили черные повязки на рукавах в знак уважения, и их возглавляли Джон Грейг и Билли Макнил — капитаны соответствующих клубов на момент катастрофы (хотя Билли Макнил не играл из-за травмы).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Источник: Национальный архив Шотландии, ссылка: SC36/1972/1/3 Собеседники (просмотр только по предварительной записи).
  2. ^ Перейти обратно: а б Источник: Национальные архивы Шотландии, ссылка: SC36/1972/1/3. Собеседники (просмотр только по предварительной записи).
  3. ^ Шейлс, Роберт (ноябрь 1998 г.). «Погибшие во время катастрофы на Айброксе в 1902 году» (PDF) . Историк спорта . 18 (2). Британское общество истории спорта: 148–155. дои : 10.1080/17460269809445801 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года . Проверено 17 мая 2007 г.
  4. ^ «ОС 1:1250, 1944–1967» . Исследуйте карты с географической привязкой . Национальная библиотека Шотландии . Проверено 18 июля 2018 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дики, Дж. Ф. (1995). «Крупнейшие массовые катастрофы». Наука безопасности . 18 (4): 315. дои : 10.1016/0925-7535(94)00048-8 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Ходжман, Джон (3 декабря 2020 г.). « Поющие и танцующие насмерть»: забытая трагедия футбола» . Хранитель . стр. 6–8.
  7. ^ Мерфи, Джеймс (23 февраля 1971 г.). «Свидетельства директоров о безопасности на лестницах» . Глазго Геральд . п. 5 . Проверено 2 января 2018 г.
  8. ^ Харрис, Дэниел (4 сентября 2014 г.). «Забытая история… победы Рейнджерс в Кубке обладателей кубков 1972 года» . Хранитель . Проверено 19 января 2018 г.
  9. ^ «Рейнджерс 1 — 1 Селтик, Шотландская лига (01.02.1971) [команда Рейнджерс]» . Фитбастаты . Проверено 18 июля 2018 г.
  10. ^ «Рейнджерс 1 — 1 Селтик, Шотландская лига (01.02.1971) [команда «Селтик»]» . Фитбастаты . Проверено 18 июля 2018 г.
  11. ^ «В этот день — 2 января — 1971 года: Катастрофа в Айброксе» . Би-би-си . 2 января 1971 года . Проверено 22 сентября 2012 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «1971: Шестьдесят шесть человек погибли в результате футбольной катастрофы в Шотландии» . Би-би-си . 2 января 1971 года . Проверено 22 сентября 2012 г.
  13. ^ «Кенни Далглиш: Семьи Хиллсборо великолепны» . Ливерпульское Эхо .
  14. ^ «Кенни Далглиш о Ливерпуле – клубе, болельщиках, городе и Хиллсборо» . Би-би-си .
  15. ^ Уильямс, Крейг (2 января 2020 г.). «Имена 66 погибших в катастрофе Айброкса 1971 года» . Глазго Лайв . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  16. ^ «Уитли возглавляет расследование по вопросам безопасности» . Глазго Геральд . Глазго. 5 февраля 1971 г. с. 1.
  17. ^ Крампси, Боб (22 декабря 1999 г.). «Властный Айброкс — это повод для праздника» . Вестник Шотландии . Проверено 18 ноября 2011 г.
  18. ^ Инглис, Саймон (1996). Футбольные поля Британии . Коллинз Уиллоу. п. 468. ИСБН  0-00-218426-5 .
  19. ^ «Сегодня начинается расследование катастрофы в Айброксе» . Глазго Геральд . 15 февраля 1971 г. с. 1 . Проверено 2 января 2019 г.
  20. ^ Мерфи, Джеймс (24 февраля 1971 г.). «Рейнджеры призывают обратиться за советом по лестнице» . Глазго Геральд . п. 5 . Проверено 2 января 2019 г.
  21. ^ Смит, Ирвин (2011). Закон, жизнь и смех; Личный вердикт . Издательство «Черное и белое». ISBN  978-1-84502-356-0 .
  22. ^ «Планируется мемориал катастрофе Айброкса» . Вестник . 21 декабря 1995 года . Проверено 2 февраля 2017 г.
  23. ^ Райан, Пол (29 ноября 2000 г.). «Рейнджеры планируют мемориал жертвам катастрофы в Айброксе» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 4 мая 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a93736abbcb789d09d420b3c25756068__1713792540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/68/a93736abbcb789d09d420b3c25756068.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1971 Ibrox disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)