Зимбабве и Содружество Наций

У Зимбабве и Содружества Наций были противоречивые и бурные дипломатические отношения. Зимбабве является бывшим членом Содружества , вышедшим из него в 2003 году, и вопрос Зимбабве неоднократно занимал центральное место в Содружестве, как с момента обретения Зимбабве независимости, так и в составе Британской империи . [1]
Зимбабве была британской колонией Южная Родезия , получившая ответственное правительство в 1923 году. Южная Родезия стала одной из самых процветающих и густонаселенных африканских колоний Великобритании с системой правления белого меньшинства . Южная Родезия была интегрирована в Федерацию Родезии и Ньясаленда . В ответ на требования большего влияния чернокожих африканцев в правительстве в 1962 году был избран антифедерационный белый националистический Родезийский фронт (РФ), что привело к распаду федерации.
РФ под руководством Яна Смита с 1964 года отвергла принцип NIBMAR , которого требовало Содружество, и правительство Южной Родезии, теперь называющее себя «Родезией», издало Одностороннюю декларацию независимости (UDI) в 1965 году. Соединенное Королевство отказалось признать это, и Содружество было в авангарде отказа от UDI, введения санкций в отношении Родезии, прекращения отделения и обеспечения окончательной независимости Родезии под властью черного большинства как Зимбабве в 1980 году. подход к Родезии выявил структурные и философские слабости, которые угрожали распадом Содружества.
В последующие годы, под президентством Роберта Мугабе , Зимбабве доминировала в делах Содружества, создавая резкий раскол в организации. Зимбабве была дисквалифицирована в 2002 году за нарушение Харарской декларации . В 2003 году, когда Содружество отказалось отменить приостановку, Зимбабве вышла из Содружества. С тех пор Содружество сыграло важную роль в попытках выйти из политического тупика и вернуть Зимбабве к нормальному состоянию.
Ранняя история
[ редактировать ]На пути к ответственному правительству
[ редактировать ]Зимбабве ранее была известна как Южная Родезия с 1901 года, будучи колонизированной Британской южноафриканской компанией (BSAC), возглавляемой Сесилом Родсом . Южная Родезия впервые стала центральной проблемой Содружества в 1910 году, после создания Южно-Африканского Союза . [1] Закон о Южной Африке 1909 года предусматривал присоединение как Южной Родезии, так и Северной Родезии (современная Замбия к союзу ). Это был один из трех популярных вариантов, но его активно не поощрял BSAC, который предпочитал союз с Северной Родезией. [2] Этого активно преследовала администрация BSAC под руководством Леандера Старра Джеймсона и Фрэнсиса Чаплина как средство противодействия африканеры . Южной Африке, в которой доминировали [2]
На выборах в марте 1914 года кандидаты, поддерживаемые BSAC (в отличие от сторонников самоуправления ), получили двенадцать из тринадцати выборных мест в Законодательном совете . [2] Однако, когда в августе того же года возникла необходимость продления хартии, она была предоставлена только при условии расширения дальнейших политических прав: продвижения территории к самоуправлению. [2] Более того, в 1918 году Тайный совет постановил, что BSAC не владеет какой-либо неотчуждаемой землей. Теперь, будучи не в состоянии продать землю, он решил отказаться от дальнейших инвестиций в колонию, но выступил за включение в Южно-Африканский Союз , который сможет выплатить компенсацию своим акционерам. [2]
Это, однако, было непопулярно среди поселенцев, которые на выборах 1920 года избрали десять представителей Ассоциации ответственного правительства . [2] Убежденный в его народной поддержке, министр по делам колоний виконт Милнер сформировал комиссию по расследованию, и эта комиссия, Комиссия Бакстона , постановила, что два варианта — союз с Южной Африкой и ответственное правительство — будут вынесены на референдум. Союз был отвергнут народом Южной Родезии, который проголосовал на референдуме 1922 года за ответственное правительство , которое было предоставлено в 1923 году. [3]
Статус сам по себе
[ редактировать ]
Южной Родезии была предоставлена значительная автономия, включая полномочия по обороне и внесению поправок в конституцию. [4] но не соответствует статусу Доминиона . Однако наблюдателям было бы простительно подумать, что Родезия только что стала восьмым доминионом (как, впрочем, и сообщил журнал Time ). [5] Премьер-министров Южной Родезии регулярно приглашали на имперские конференции премьер-министров доминионов с 1932 года; и когда в 1925 году было создано Управление доминионов , Родезия была единственной страной, не входящей в состав Доминиона, которая подпадала под его компетенцию, в знак признания ее квазинезависимого статуса. [6]
Действительно, само правительство Южной Родезии пребывало в таком же заблуждении. Его официальная позиция, которой он придерживался до UDI, заключалась в том, что Южная Родезия уже была членом Содружества, хотя и не Доминионом. [7] Когда Роберт Мензис , премьер-министр Австралии , обнаружил в 1963 году, что Джек Хоуман считает, что Южная Родезия «является и всегда была членом Содружества», это вызвало дипломатическую ссору, которая способствовала Односторонней Декларации независимости . [7]
Тем не менее, Южная Родезия признала, что у нее есть ограничения на самоуправление. Например, международные отношения не поддерживались, и правительство не могло изменить южнородезийского фунта по паритет отношению к британскому фунту стерлингов . [4] Самое важное отступление касалось расовых вопросов; законы, касающиеся расовых вопросов, должны были быть лишены королевской санкции . [4] Однако, несмотря на эти ограничения и формальное превосходство британских статутов в соответствии с Законом о действительности колониальных законов 1865 года , возникла договоренность, согласно которой парламент не будет издавать законы для Южной Родезии, а губернатор не будет отказывать в согласии без разрешения Законодательного собрания. [4] Угроза интервенции, возможно, привела к некоторым успехам, например, когда правительство Родезии попыталось запретить коренным африканцам прямо голосовать в 1934 году, но таких успехов было немного, и они были редки. [8] В результате, хотя самоуправление было создано таким образом, чтобы избежать создания системы, которая поработила коренное население, это все равно произошло: прямо вопреки духу времени остальной части Империи того времени. [3]
Комиссия Бледисло
[ редактировать ]Возобновились дискуссии о дальнейшей интеграции Южной Родезии с окружающими колониями. Планы объединения с Северной Родезией были отвергнуты поселенцами в 1916 году на том основании, что слияние с менее развитым соседом задержит самоуправление. [3] Однако, когда в 1929 году Комиссия Хилтона Янга рекомендовала создать еще более широкий союз, охватывающий как центральную, так и восточную Африку, родезийский союз стал меньшим из двух зол, и за него ухватились. [3]
Перед лицом этой оппозиции рекомендациям Комиссии Хилтона Янга в 1935 году виконту Бледисло (недавно скончавшемуся генерал-губернатору Новой Зеландии ) было предложено оценить будущее сотрудничества и объединения колоний Центральной Африки. [9] Правительство потребовало от него учитывать «интересы жителей, независимо от расы». Потратив четыре года на подготовку отчета и получив за это прозвище «Виконт Чертовски медлительный», Бледисло пришел к выводу, что существует единственное препятствие на пути политической интеграции: расистское законодательство Южной Родезии. [9] В соответствии с установленной доктриной невмешательства это считалось непреодолимым, откладывающим любую политическую интеграцию, но допускающим экономическую интеграцию, которую Бледисло рекомендовал как осуществимую. [9]
Южная Родезия во Второй мировой войне
[ редактировать ]Южная Родезия попыталась продемонстрировать свою лояльность и независимость от метрополии, символически став первой колонией, подтвердившей объявление Соединенным Королевством войны нацистской Германии в 1939 году (как и другие колонии, а также Австралия и Новая Зеландия , которые не ратифицировав Вестминстерский статут , он не имел права самому объявлять войну). [4] Часто сообщается, что в войне участвовала большая часть населения Южной Родезии, чем в любой другой части Империи. [4] Несмотря на то, что это стало частью националистического фольклора, сюда следует включать только белое население (из которого служило 15%), а не население в целом (из которого служило 2%). [10] Тем не менее, возникло националистическое представление о том, что Великобритания и ее империя в долгу перед жителями Южной Родезии, и это продолжалось вплоть до конца 1970-х годов. [10]
Во время войны Южная Родезия извлекла выгоду из «прибыли лояльности», разместив несколько баз Плана воздушной подготовки Британского Содружества . Несмотря на то, что до войны не было созданных учебных центров, вскоре после ее начала премьер-министр Годфри Хаггинс предложил сформировать три авиационные эскадрильи , инициировав диалог, который привел к тому, что Соединенное Королевство предложило карт-бланш для обучения такого же количества пилотов и летных экипажей, как и Южные. Родезия могла бы справиться. [11] 10 107 военнослужащих, в том числе 7 730 пилотов . Всего по плану в Южной Родезии было обучено [11] Строительство и эксплуатация баз (оплаченных в основном Великобританией и Канадой), а также размещение тысяч военнослужащих в колонии резко увеличили военную экономику Южной Родезии. [11] Хиггинс подсчитал, что тренировочные лагеря были так же важны для экономики военного времени, как и золотодобывающая промышленность. [11]
Центральноафриканская Федерация
[ редактировать ]Обсуждения
[ редактировать ]
Нажмите здесь, чтобы увеличить карту .
В 1945 году был сформирован Центральноафриканский совет как консультативный орган для трех британских центральноафриканских территорий: Южной Родезии, Северной Родезии и Ньясаленда (современная Малави ). [12] Это был предел британского стремления к интеграции: страх по тем же причинам, что и Бледисло. Однако переход в июле 1948 года руководства поселенцев Северной Родезии под руководством Роя Веленски к поддержке федерализма (из давней поддержки объединения) побудил Лондон пересмотреть свою позицию. [12]
Когда Веленский провел переговоры с руководством Южной Родезии на водопаде Виктория , он согласился на широкомасштабное соглашение, которое, будучи далеко не свободным федерализмом, казалось скорее заговором с целью объединения под руководством белых родезийцев. [12] Эта тема будет повторяться, сначала в апреле 1950 года, когда был сделан порочный круг явно неприемлемых предложений Родезии, которые категорически отвергались: потенциально отталкивая обещание урегулирования и, следовательно, подталкивая белых поселенцев в Южную Африку. [12]
Официальный визит Гордона Уокера в регион в начале 1951 года стал поворотным моментом для Соединенного Королевства. В докладе Уокера, пораженного силой проюжноафриканской поддержки в Солсбери, стало ясно, что, если ее отвергнуть, Южная Родезия может обратиться к прямому восстанию, поскольку « потенциальные американские колонии – очень лояльные, но очень полные решимости идти своим путем». [12] Высказывались опасения, что это приведет к катастрофической войне между Южной и Восточной Африкой, где доминируют поселенцы, и Западной Африкой, где доминируют коренные жители, что приведет к разрыву зарождающегося Содружества. [12] В сочетании с отчетом Бакстера о конференции официальных лиц в отчете кабинету министров недвусмысленно говорилось: «[федерация] крайне желательна в интересах территорий (включая интересы африканских жителей) и Содружества». [12]
Было высказано предположение, что основным стимулом для британских опасений перед доминированием Южной Африки в Центральной Африке было стремление избежать того, чтобы Южная Африка монополизировала рынок различного сырья: включая золото , хром , [13] и уран . [14]
Формирование федерации
[ редактировать ]Федерация станет «самым противоречивым крупномасштабным имперским проектом по конструктивному государственному строительству, когда-либо предпринятым британским правительством». [12]
На пути к независимости?
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Крах
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Родезия после UDI
[ редактировать ]Односторонняя декларация независимости
[ редактировать ]Если бы не вероятная враждебная реакция со стороны остальной части Содружества и, следовательно, угроза самому его существованию, вполне вероятно, что британское правительство приняло бы независимую Южную Родезию после смерти Федерации в 1963 году. [3] Однако сохранение Содружества было основной заботой британского правительства, и поэтому оно упорно добивалось постепенного введения правления черного большинства в Родезии, чтобы избежать необходимости «выбирать между Южной Родезией и Содружеством» (по Гарольда Макмиллана словам ). ). [3]
1964 года Встреча премьер-министров Содружества была первой, проведенной после распада федерации, и, хотя федеральные премьер-министры присутствовали на ней во время существования федерации, а премьер-министры Южной Родезии - до федерации, это приглашение не было распространено на премьер-министра Яна Смита . [3] Это было воспринято как крайне незначительное, особенно с учетом того, что на мероприятии присутствовала недавно обретшая независимость Малави – бывший федеральный партнер Южной Родезии. До федерации правительство Южной Родезии присутствовало на каждом заседании с 1932 года, и его официальная позиция заключалась в том, что оно уже было членом Содружества и, следовательно, имело право присутствовать на нем по праву. [7]
11 ноября 1965 года Смит издал Одностороннюю декларацию независимости (UDI).
Реакция Содружества
[ редактировать ]В день UDI Соединенное Королевство ввело самые строгие финансовые и экономические ограничения, которые оно налагало на любую страну (включая Египет во время Суэцкого кризиса ) со времен Второй мировой войны . [15] Наложив вето на кредиты Родезии от Международного валютного фонда , Всемирного банка и других учреждений; введение торгового эмбарго на оружие, сахар и табак; что родезийцам будет сложнее получить доступ к финансовым рынкам Лондона, чем Советскому Союзу ; и отменив преференции Содружества , британское правительство, как считалось, сделало все возможное, чтобы наказать Родезию экономически, за исключением введения нефтяного эмбарго. [15] которое само по себе должно было состояться 17 декабря 1965 года. [16]
Этого было недостаточно, чтобы успокоить некоторых членов Содружества, которые требовали военного ответа. Две страны, Гана и Танзания , даже приостановили дипломатические отношения с Соединенным Королевством в ответ на отказ Соединенного Королевства применить военную силу для свержения Смита. [3] Чрезвычайное совещание премьер-министров Содружества было созвано в Лагосе , Нигерия (единственное, проведенное за пределами Лондона ) 10 января 1966 года для решения кризиса. На этой встрече Вильсон пообещал, что санкции, введенные Содружеством, положат конец кризису «в течение нескольких недель, а не месяцев». [3] Однако 14 января Вильсон заявил, что нельзя исключать военное вмешательство. [16] а 25 января также заявил, что не будет никаких переговоров с администрацией Родезии, кроме как о том, как добиться упорядоченного возврата к прямому правлению. [16]
Переговоры
[ редактировать ]На встрече премьер-министров 1966 года , состоявшейся в сентябре, Содружество в целом было близко к краху, поскольку африканские члены подозревали, что Великобритания находится на грани нарушения своих обязательств не вести переговоры по вопросу NIBMAR . [3] Тем не менее, несмотря на то, что Гарольд Уилсон назвал это «по общему согласию, худшим, когда-либо существовавшим на тот момент», [17] Встреча прошла без катаклизма, но привела к перерыву в встречах премьер-министра до 1969 года (по указанию Вильсона и против Арнольда Смита ). [17] Тем временем Великобритания вела предварительные переговоры с правительством Родезии на борту HMS Fearless (в 1966 г.) и HMS Tiger (1968 г.), что привело к тому, что Родезия отказалась от очень выгодных условий. [6] Аналогичные выгодные условия были предложены в 1971 году, но от них отказались, когда британское правительство решило, что они в значительной степени отвергнуты африканским населением. [6]
Однако в последующие два года это движение к переговорам и умиротворению режима Солсбери было перевернуто с ног на голову, во многом благодаря давлению со стороны Содружества. [3] Сингапурская декларация , принятая на первой встрече глав правительств Содружества , сформулировала политические принципы Содружества, включая ликвидацию расовой дискриминации. [18] С включением этого неявного обязательства противостоять Родезии в цели Содружества и растущим неравенством британских экономических интересов в Африке Великобритания предпочла Содружество Родезии. [3]
Начало конца
[ редактировать ]Ужесточение линии Соединенного Королевства стало частью волны плохих новостей для режима Родезии. Революция гвоздик в Португалии привела к прекращению помощи Португалии со стороны Мозамбика и на ее месте образовался независимый Мозамбик с левым правительством, которое стремилось помогать партизанам из Родезии. [3] Премьер-министр Южной Африки Б. Дж. Форстер предпринял попытку разрядки отношений с новыми независимыми правительствами Анголы и Мозамбика. [3] и, полагая, что стабильная страна, управляемая большинством, отвечает интересам Южной Африки, убедил Яна Смита, что правление белого меньшинства не может продолжаться вечно в Родезии. [6]
Все это привело Родезию за стол переговоров с умеренными африканскими лидерами, что привело к Внутреннему урегулированию , в соответствии с которым Родезия стала Зимбабвийской Родезией . [6] Содружество наотрез отказалось признать Родезию-Зимбабве и не сняло санкций. На CHOGM 1979 года главы правительств приняли Лусакскую декларацию , еще раз взяв на себя обязательство положить конец расовой дискриминации. В официальном коммюнике встречи были приглашены новые премьер-министры Родезии-Зимбабве Абель Музорева и Ян Смит на конституционный съезд с ведущими лидерами партизан. [19] что привело к заключению Ланкастерского соглашения в 1979 году.
Прекращение огня и независимость
[ редактировать ]Соглашение требовало прекращения огня , вернуло Родезию обратно в британскую колонию Южную Родезию с полным контролем из Лондона и проложило путь к выборам в 1980 году. Для реализации Соглашения Ланкастер-Хауса по указанию Генерального секретаря Содружества Шридата Рамфала и Кеннет Каунда (и несмотря на противодействие со стороны лорда Кэррингтона ), [20] Содружество создало Силы наблюдения Содружества (CMF). В их число вошли 1097 британцев, а также представители Австралии, Канады, Фиджи, Кении и Новой Зеландии, всего 1548 военнослужащих. [21] Они организовали места сбора по прекращению огня, где партизаны могли разоружиться и реинтегрироваться в свои общины ко времени выборов. Наблюдатели ожидали, что операция провалится, поскольку состав и быстрота развертывания, казалось, противоречили общепринятому мнению. [22] Тем не менее, ей удалось сохранить мир, демилитаризовать ополченцев и партизан и провести мирные выборы, которые наблюдатели сочли свободными и справедливыми. [22]
Громкая победа Роберта Мугабе в ЗАНУ-ПФ марте 1980 года привела позднее в том же году к независимости Южной Родезии как Республики Зимбабве. После обретения независимости Зимбабве присоединилась к Содружеству: спустя пять десятилетий после того, как правительство Южной Родезии ошибочно полагало, что оно это сделало, после приглашения на Экономическую конференцию Британской империи 1932 года . [7] Окончание родезийского кризиса стало победой принципов Содружества и их применения в политике члена: в данном случае самого Соединенного Королевства. [3] Шридат Рамфал сыграл жизненно важную роль в этом деле, в то время как именно встреча глав правительств Содружества в 1979 году стала местом обсуждения и разрешения кризиса, а военные силы Содружества поддерживали мир. [20]
Со своей стороны, Мозамбик был признан «двоюродным государством» Содружества. [23] и был вознагражден за свое противодействие родезийскому режиму вступлением в Содружество в 1995 году: он стал единственным членом, не имеющим прямых конституционных связей с другим. [23]
Зимбабве при Мугабе
[ редактировать ]Зимбабве и Харарская декларация
[ редактировать ]В последнее время Зимбабве доминирует в повестке дня большинства встреч глав правительств Содружества (CHOGM). Правительство президента Роберта Мугабе обвинили в нарушении прав человека, фальсификации выборов и подрыве экономики Зимбабве. [24] Дела, в которых обвиняется его правительство, противоречат основным принципам Содружества, изложенным в Харарской декларации , принятой на CHOGM 1991 года в (достаточно иронично) [24] [25] Столица Зимбабве Хараре .
После того, как народ Зимбабве отверг предложенную Мугабе новую конституцию на референдуме в феврале 2000 года , ситуация быстро ухудшилась, поскольку насилие против оппонентов возросло. [24] Для решения этих проблем в сентябре 2001 года Зимбабве направила делегацию на встречу с Группой действий министров Содружества (CMAG), которая отвечает за поддержку Харарской декларации. Зимбабве обещала положить конец насилию и защитить права человека , как того требовали от них как членов Содружества, но не сделала этого. В результате Соединенное Королевство настаивало на исключении Зимбабве из Содружества. [24] охарактеризовали это Мугабе и президент ЮАР Табо Мбеки как неоколониальную кампанию, но высмеивали ее как необоснованный ревизионизм и сам по себе расизм. [24]
Первоначальное отстранение на 12 месяцев
[ редактировать ]CHOGM 2002 года был отложен из-за террористических атак 11 сентября на Соединенные Штаты , но Зимбабве по-прежнему оставалась на первом месте в повестке дня. [1]
4 марта 2002 года в заявлении CHOGM, опубликованном в Кулуме, Австралия, безоговорочно отверглись призывы Соединенного Королевства, Австралии и Новой Зеландии принять карательные меры против Зимбабве за предполагаемое насилие и запугивание в связи с президентской избирательной кампанией. Вместо этого CHOGM «выразил свою глубокую обеспокоенность» и призвал все стороны работать вместе, «чтобы создать атмосферу, в которой могли бы состояться свободные и справедливые выборы». CHOGM также «отметил, что группа наблюдателей Содружества будет отчитываться перед Генеральным секретарем Содружества сразу после президентских выборов в Зимбабве 9–10 марта 2002 года», и подтвердил свое согласие: [26]
поручить действующему председателю CHOGM, а также бывшему и следующему действующим председателям [т. е. Тройке] в тесной консультации с Генеральным секретарем и с учетом отчета Группы наблюдателей Содружества определить соответствующие действия Содружества в отношении Зимбабве. в случае, если отчет окажется отрицательным... что варьируется от коллективного неодобрения до приостановки работы
Вскоре после завершения президентских выборов отчет Группы наблюдателей Содружества был представлен Тройке. [27] Даже правительство Зимбабве признает, что его выводы были «неблагоприятными». 19 марта 2002 года Тройка, будучи компетентным органом Содружества, приостановила членство Зимбабве на 12-месячный период. Правительство Зимбабве оспаривает наличие законных оснований для его приостановки. Зимбабве считает, что заявление CHOGM позволяло Тройке выйти за рамки выражения коллективного неодобрения только в том случае, если в отчете Группы наблюдателей Содружества сообщалось о чем-то неблагоприятном, относящемся к периоду после опубликования заявления CHOGM и заканчивающемуся в момент голосования на выборах. закончилось (всего 7 дней). Правительство Зимбабве считает, что, хотя в отчете содержались отрицательные выводы, ни один из них не относился к этому периоду, и поэтому «тройка» не имела полномочий приостанавливать ее членство в Содружестве.
Предполагаемое дальнейшее приостановление
[ редактировать ]В отличие от всех других предыдущих стран Содружества, в Зимбабве срок отстранения составлял 12 месяцев. В случае приостановления на определенный период нет необходимости в отмене такого приостановления. Оно автоматически теряет силу, если не будет возобновлено или продлено. Правительство Зимбабве и Сообщество по развитию стран юга Африки утверждают, что, следовательно, это означало, что в отсутствие продления или продления приостановление действия Зимбабве Тройкой автоматически потеряет силу 19 марта 2003 года. В Тройке возник раскол. Австралия выступила за дальнейшее приостановление. Южная Африка и Нигерия (т.е. большая часть «тройки») не вошли в этот список. Действительно, правительство Зимбабве ссылается на письмо президента Нигерии премьер-министру Австралии от 10 февраля 2003 года, в котором он заявил, что «сейчас настало благоприятное время для отмены санкций в отношении Зимбабве в отношении ее отстранения от участия в советах Содружества. » По данным правительства Зимбабве, президент Южной Африки также связался с премьер-министром Австралии, чтобы передать то же самое сообщение.
Несмотря на отсутствие решения Тройки, 12 февраля 2003 г. премьер-министр Австралии и генеральный секретарь Содружества объявили, что Зимбабве будет оставаться отстраненным до следующего CHOGM в декабре 2003 г. Это «предполагаемое» дальнейшее приостановление было оспорено другие члены «тройки» и Зимбабве по причинам, описанным выше. Более того, Сообщество по вопросам развития стран юга Африки официально подтвердило свою позицию о том, что однолетнее отстранение Зимбабве истекло 19 марта 2003 года. Это было подтверждено на заседании тройки Органа САДК по политике, обороне и безопасности, а именно Лесото (председатель), Мозамбик и Южная Африка с приглашением Зимбабве — в Претории в конце ноября 2003 года. [28]
Окончательное отстранение и выход Зимбабве
[ редактировать ]Не сумев добиться встречи Мугабе с оппозиционным ДПМ Морганом Цвангираи , будущий председатель Обасанджо отказался пригласить Мугабе в CHOGM. [24]
Остальные обсуждения CHOGM по Зимбабве были отмечены той же самой африканской разобщенностью, что сорвало неоднократные попытки Мбеки добиться реадмиссии Зимбабве. В конечном итоге он отверг мнение группы меньшинства, возглавляемой Мбеки, и безоговорочно отверг мнение большинства членов «Тройки» о том, что отстранение Зимбабве уже прекращено. [26] Вместо этого в заявлении CHOGM (представленном Канадой и Кенией) Зимбабве рассматривается как страна, действие которой все еще приостановлено, и полна решимости продолжить ее приостановление на неопределенный период, назначив группу из шести человек для консультирования по поводу дальнейших действий. Комитет, в состав которого вошли главы правительств Южной Африки , Мозамбика , Нигерии , Индии , Ямайки , Австралии и Канады , вынес решение шестью к одному (Южная Африка) против отмены дисквалификации Зимбабве. [24]
После CHOGM САДК (при поддержке Уганды) опубликовало заявление, в котором выразило глубокую обеспокоенность по поводу того, что оно назвало «пренебрежительным, нетерпимым и жестким отношением», проявленным некоторыми членами Содружества к Зимбабве. САДК постоянно призывал к большему терпению и пониманию Зимбабве и предостерег от лекций и оскорблений. [28]
Отдельным и не связанным напрямую вопросом на CHOGM была попытка Мбеки сместить генерального секретаря Дона Маккиннона . [29] тот, кто баллотировался на выборы, но кому диктовала конвенция, не должен подвергаться сомнению. [30] Однако только семь (из восемнадцати) глав правительств африканских стран проголосовали за кандидата Мбеки (вместе с четырьмя странами Южной Азии). [24] Шри-Ланки из Лакшман Кадиргамар позволил Маккиннону победить с преимуществом 40 голосов против 11. [29]
Зимбабве уходит и реакция
[ редактировать ]В официальном письме в Секретариат Содружества от 11 декабря 2003 г. Зимбабве официально прекратила с 7 декабря 2003 г. свое членство в Содружестве. Это подтвердило решение президента Мугабе покинуть организацию после заявления CHOGM, опубликованного в Нигерии, которое на неопределенный срок приостановило членство Зимбабве в Содружестве. [28] 19 ноября 2003 года министр иностранных дел Зимбабве сделал подробное заявление по поводу всего этого дела парламенту Зимбабве . [31]
Выход стал лишь третьим случаем (после Южной Африки в 1961 году и Пакистана в 1971 году), когда страна вышла добровольно, хотя Ирландия добровольно объявила себя республикой в 1949 году, тем самым прекратив свое членство, но в случае Ирландии это было до Лондонского соглашения . Декларация была принята. [29]
После ухода Зимбабве
[ редактировать ]Следующий CHOGM, состоявшийся в Абудже , Нигерия , в декабре 2003 года, снова был посвящен зимбабвийскому кризису. [32] Не сумев добиться встречи Мугабе с оппозиционным ДПМ Морганом Цвангираи , будущий председатель Обасанджо отказался пригласить Мугабе в CHOGM. [24] На CHOGM Мбеки попытался свергнуть генерального секретаря Дона Маккиннона . [29] тот, кто баллотировался на выборы, но кому диктовала конвенция, не должен подвергаться сомнению. [30] Однако только семь (из восемнадцати) глав правительств африканских стран проголосовали за кандидата Мбеки (вместе с четырьмя странами Южной Азии). [24] Шри-Ланки из Лакшман Кадиргамар позволил Маккиннону победить с преимуществом 40 голосов против 11. [29]
Остальные обсуждения CHOGM по Зимбабве были отмечены той же самой африканской разобщенностью, что сорвало неоднократные попытки Мбеки добиться реадмиссии Зимбабве. Чтобы выйти из тупика, Канада и Кения предложили создать комитет для решения вопроса о том, стоит ли снимать отстранение Зимбабве. Комитет, в состав которого вошли главы правительств Южной Африки , Мозамбика , Нигерии , Индии , Ямайки , Австралии и Канады , вынес решение шестью к одному (Южная Африка) против отмены дисквалификации Зимбабве. [24] В ответ Роберт Мугабе объявил 7 декабря, что Зимбабве выходит из Содружества: это лишь третий случай (после Южной Африки в 1961 году и Пакистана в 1971 году), когда страна вышла из Содружества добровольно. [29]
Великобритании Министр иностранных дел и по делам Содружества Дэвид Милибэнд и уходящий в отставку Генеральный секретарь Дон Маккиннон выразили одобрение возвращению Зимбабве в Содружество, если страна устранит свои нарушения Харареской декларации , особенно при новом правительстве. [33] Мугабе заявил, что Зимбабве никогда не присоединится к Содружеству, назвав его «злой организацией». [34] Перед парламентскими выборами 2008 года лидер оппозиции Морган Цвангираи, партия которого выиграла голоса, [35] объявил, что под его руководством Зимбабве будет добиваться возвращения в Содружество. [36] Его сравнивают с выводом войск Южной Африки в 1961 году, по случаю которого премьер-министр Канады Джон Дифенбейкер заявил, что до возвращения Южной Африки всегда будет «свеча в окне»: возвращение Зимбабве оправдает моральное обязательство Содружества Народ Зимбабве и его принципы. [37]
Эммерсон Мнангагва , сменивший Роберта Мугабе на посту президента Зимбабве в конце 2017 года, указал, что Зимбабве может вернуться в Содружество к Играм Содружества 2022 года в Бирмингеме , Англия , после возвращения Гамбии в Содружество под руководством Адамы Барроу 8 февраля. 2018 г. и возвращение Гамбии в Федерацию Игр Содружества 31 марта 2018 г.
15 мая 2018 года Мнангагва подал заявку на воссоединение с Содружеством. [38]
В феврале 2019 года Харриетт Болдуин , государственный министр Африки и международного развития, заявила: «На сегодняшний день Великобритания не сможет поддержать это заявление, потому что мы не считаем, что те виды нарушений прав человека, которые мы наблюдаем Со стороны сил безопасности Зимбабве — это поведение, которое можно ожидать увидеть от страны Содружества». В отместку Мнангагва упомянул в интервью французскому новостному каналу France 24 , что: «Содружество никогда не говорило нам, что они не рассматривают наше заявление. Мнение одного члена не является точкой зрения Содружества». [39]
Миссия наблюдателей Содружества присутствовала на всеобщих выборах в Зимбабве в 2018 году .
Миссия наблюдателей Содружества была приглашена на всеобщие выборы в Зимбабве в 2023 году .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Содружество во время и сразу после Coolum CHOGM». Круглый стол . 91 (364): 125–9. Апрель 2002 г. doi : 10.1080/00358530220144139 . S2CID 219624218 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд (2005), с. 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Маквильям, Майкл (январь 2003 г.). «Зимбабве и Содружество». Круглый стол . 92 (368): 89–98. дои : 10.1080/750456746 . S2CID 144538905 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд (2005), с. 9
- ^ «Новый Доминион» . Время . 24 сентября 1923 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 24 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лорд Сент-Брайдс (апрель 1980 г.). «Уроки Зимбабве-Родезии». Международная безопасность . 4 (4). Массачусетский технологический институт Пресс: 177–84. дои : 10.2307/2626673 . JSTOR 2626673 .
- ^ Jump up to: а б с д Уоттс, Карл П. (июль 2007 г.). «Дилеммы представительства внутри Содружества во время родезийской проблемы, 1964–65». Содружество и сравнительная политика . 45 (3): 323–44. дои : 10.1080/14662040701516904 . S2CID 154230912 .
- ^ Луи и др. (1999), с. 552–3
- ^ Jump up to: а б с Луи и др. (1999), с. 270
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, Питер (июль 1978 г.). «Тонкая белая линия: Вооруженные силы Родезии после Второй мировой войны». Журнал Замбезия . 6 (2): 175–88.
- ^ Jump up to: а б с д Маршалл, Питер (апрель 2000 г.). «План воздушной подготовки Британского Содружества». Круглый стол . 89 (354): 267–78. дои : 10.1080/750459434 . S2CID 153944992 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хайам, Рональд (март 1987 г.). «Геополитическое происхождение Центральноафриканской Федерации: Великобритания, Родезия и Южная Африка». Исторический журнал . 30 (1): 145–72. дои : 10.1017/S0018246X00021956 .
- ^ Гупта, Партха Сарати (1975). Империализм и британское рабочее движение, 1914–1964 гг . Лондон: Макмиллан. п. 340 . ISBN 978-0-8419-0191-9 .
- ^ Батлер, LJ (октябрь 2008 г.). «Центральноафриканская федерация и послевоенная ядерная программа Великобритании: пересмотр связей». Журнал истории Империи и Содружества . 36 (3): 509–25. дои : 10.1080/03086530802318573 . S2CID 159891117 .
- ^ Jump up to: а б «Перед лицом родезийского кризиса». Таймс . 12 ноября 1965 г. с. 13.
- ^ Jump up to: а б с «Хронология: Родезия UDI: путь к урегулированию» . Лондонская школа экономики . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Александр, Филипп (сентябрь 2006 г.). «Повесть о двух кузнецах: трансформация политики Содружества, 1964–70». Современная британская история . 20 (3): 303–21. дои : 10.1080/13619460500407004 . S2CID 154277000 .
- ^ «Сингапурская декларация принципов Содружества 1971 года» . Секретариат Содружества . 22 января 1971 года . Проверено 24 декабря 2008 г.
- ^ «Лусакское коммюнике глав правительств Содружества, август 1979 года, о Родезии». Дела Африки . 79 (314): 115. Январь 1980 г. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097167 .
- ^ Jump up to: а б Чан, Стивен; Мудхай, Окот Ф. (ноябрь 2001 г.). «Резидуализм Содружества и махинации власти в неспокойном Зимбабве». Содружество и сравнительная политика . 39 (3): 51–74. дои : 10.1080/713999562 . S2CID 154253142 .
- ^ Верье, Энтони (зима 1994 г.). «Миротворчество или миротворчество? Силы наблюдения Содружества, Южная Родезия-Зимбабве, 1979–1980». Международное миротворчество . 1 (4): 440–61. дои : 10.1080/13533319408413524 .
- ^ Jump up to: а б Гриффин, Стюарт (ноябрь 2001 г.). «Миротворчество, Организация Объединенных Наций и будущая роль Содружества». Содружество и сравнительная политика . 39 (3): 150–64. дои : 10.1080/713999560 . S2CID 145292779 .
- ^ Jump up to: а б Макинтайр, В. Дэвид (апрель 2008 г.). «Расширение Содружества и критерии членства». Круглый стол . 97 (395): 273–85. дои : 10.1080/00358530801962089 . S2CID 219623317 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тейлор, Ян (июль 2005 г.). « Дьявольская вещь»: Содружество и развязка Зимбабве». Круглый стол . 94 (380): 367–80. дои : 10.1080/00358530500174630 . S2CID 145081802 .
- ^ Хэтчард, Джон; Ндуло, Муна; Слинн, Питер (2004). Сравнительный конституционализм и хорошее управление в Содружестве: перспектива Восточной и Южной Африки . Лондон: Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-58464-7 .
- ^ Jump up to: а б Содружество на саммите – Коммюнике глав правительств Содружества, 1997–2005 гг., Секретариат Содружества, 2007 г.
- ^ Отчет Группы наблюдателей Содружества, Секретариат Содружества.
- ^ Jump up to: а б с Барометр САДК, издание за январь 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Редакционная статья: CHOGM 2003, Абуджа, Нигерия». Круглый стол . 93 (373): 3–6. Январь 2004 г. doi : 10.1080/0035853042000188139 . S2CID 219624427 .
- ^ Jump up to: а б Баруа, Амит (7 декабря 2003 г.). «Премьер-министр и Блер скоро представят представительное правительство в Ираке» . Индус . Архивировано из оригинала 30 декабря 2003 года . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ↑ Парламент Зимбабве, 19 ноября 2003 г. (Hansard). Архивировано 10 июня 2015 г., в Wayback Machine.
- ^ Ингрэм, Дерек (январь 2004 г.). «Блокнот Абуджи». Круглый стол . 93 (373): 7–10. дои : 10.1080/0035853042000188157 . S2CID 219625486 .
- ^ «Британия мечтает о возвращении Зимбабве в Содружество» . Агентство Франс-Пресс . 3 апреля 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ «ЕС, Содружество и Зимбабве» . Хараре Трибьюн . 20 сентября 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ «Зану-ПФ Мугабе теряет большинство» . Новости Би-би-си . 3 апреля 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ Чимакуре, Константин (28 февраля 2008 г.). «Зим возвращается в Содружество - MDC» . Зимбабве Индепендент . Проверено 23 декабря 2008 г.
- ^ Ингрэм, Дерек (октябрь 2007 г.). «Двадцать шагов Содружества от Сингапура до Кампалы». Круглый стол . 96 (392): 555–563. дои : 10.1080/00358530701625877 . S2CID 154737836 .
- ^ «Зимбабве подает заявку на повторное вступление в Содружество через 15 лет после выхода» . CNN . 21 мая 2018 г.
- ^ «Мнангагва резко критикует позицию Великобритании по вопросу возвращения в Содружество» . Таймс в прямом эфире . 11 февраля 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Вуд, JRT (2005). Пока и не дальше!: Заявка Родезии на независимость во время отступления от империи 1959-1965 гг . Виктория: Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4120-4952-8 .
- Луи, Уильям Роджер; Браун, Джудит Маргарет; Лоу, Ален М.; Кэнни, Николас П.; Портер, Эндрю; Маршалл, Питер Джеймс; Уинкс, Робин В. (1999). Оксфордская история Британской империи – Том IV: Двадцатый век . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820564-7 .