Jump to content

Зимбабве и Содружество Наций

С момента присоединения Мозамбика в 1995 году Зимбабве (зеленый цвет) была окружена государствами-членами Содружества (синий цвет).

У Зимбабве и Содружества Наций были противоречивые и бурные дипломатические отношения. Зимбабве является бывшим членом Содружества , вышедшим из него в 2003 году, и вопрос Зимбабве неоднократно занимал центральное место в Содружестве, как с момента обретения Зимбабве независимости, так и в составе Британской империи . [1]

Зимбабве была британской колонией Южная Родезия , получившая ответственное правительство в 1923 году. Южная Родезия стала одной из самых процветающих и густонаселенных африканских колоний Великобритании с системой правления белого меньшинства . Южная Родезия была интегрирована в Федерацию Родезии и Ньясаленда . В ответ на требования большего влияния чернокожих африканцев в правительстве в 1962 году был избран антифедерационный белый националистический Родезийский фронт (РФ), что привело к распаду федерации.

РФ под руководством Яна Смита с 1964 года отвергла принцип NIBMAR , которого требовало Содружество, и правительство Южной Родезии, теперь называющее себя «Родезией», издало Одностороннюю декларацию независимости (UDI) в 1965 году. Соединенное Королевство отказалось признать это, и Содружество было в авангарде отказа от UDI, введения санкций в отношении Родезии, прекращения отделения и обеспечения окончательной независимости Родезии под властью черного большинства как Зимбабве в 1980 году. подход к Родезии выявил структурные и философские слабости, которые угрожали распадом Содружества.

В последующие годы, под президентством Роберта Мугабе , Зимбабве доминировала в делах Содружества, создавая резкий раскол в организации. Зимбабве была дисквалифицирована в 2002 году за нарушение Харарской декларации . В 2003 году, когда Содружество отказалось отменить приостановку, Зимбабве вышла из Содружества. С тех пор Содружество сыграло важную роль в попытках выйти из политического тупика и вернуть Зимбабве к нормальному состоянию.

Ранняя история

[ редактировать ]

На пути к ответственному правительству

[ редактировать ]

Зимбабве ранее была известна как Южная Родезия с 1901 года, будучи колонизированной Британской южноафриканской компанией (BSAC), возглавляемой Сесилом Родсом . Южная Родезия впервые стала центральной проблемой Содружества в 1910 году, после создания Южно-Африканского Союза . [1] Закон о Южной Африке 1909 года предусматривал присоединение как Южной Родезии, так и Северной Родезии (современная Замбия к союзу ). Это был один из трех популярных вариантов, но его активно не поощрял BSAC, который предпочитал союз с Северной Родезией. [2] Этого активно преследовала администрация BSAC под руководством Леандера Старра Джеймсона и Фрэнсиса Чаплина как средство противодействия африканеры . Южной Африке, в которой доминировали [2]

На выборах в марте 1914 года кандидаты, поддерживаемые BSAC (в отличие от сторонников самоуправления ), получили двенадцать из тринадцати выборных мест в Законодательном совете . [2] Однако, когда в августе того же года возникла необходимость продления хартии, она была предоставлена ​​только при условии расширения дальнейших политических прав: продвижения территории к самоуправлению. [2] Более того, в 1918 году Тайный совет постановил, что BSAC не владеет какой-либо неотчуждаемой землей. Теперь, будучи не в состоянии продать землю, он решил отказаться от дальнейших инвестиций в колонию, но выступил за включение в Южно-Африканский Союз , который сможет выплатить компенсацию своим акционерам. [2]

Это, однако, было непопулярно среди поселенцев, которые на выборах 1920 года избрали десять представителей Ассоциации ответственного правительства . [2] Убежденный в его народной поддержке, министр по делам колоний виконт Милнер сформировал комиссию по расследованию, и эта комиссия, Комиссия Бакстона , постановила, что два варианта — союз с Южной Африкой и ответственное правительство — будут вынесены на референдум. Союз был отвергнут народом Южной Родезии, который проголосовал на референдуме 1922 года за ответственное правительство , которое было предоставлено в 1923 году. [3]

Статус сам по себе

[ редактировать ]
Европейский облик столицы Южной Родезии Солсбери (на фото в 1930 году; теперь она называется Хараре ) укрепил веру поселенцев в то, что Южная Родезия заслуживает того, чтобы быть Доминионом наравне с Южно-Африканским Союзом .

Южной Родезии была предоставлена ​​значительная автономия, включая полномочия по обороне и внесению поправок в конституцию. [4] но не соответствует статусу Доминиона . Однако наблюдателям было бы простительно подумать, что Родезия только что стала восьмым доминионом (как, впрочем, и сообщил журнал Time ). [5] Премьер-министров Южной Родезии регулярно приглашали на имперские конференции премьер-министров доминионов с 1932 года; и когда в 1925 году было создано Управление доминионов , Родезия была единственной страной, не входящей в состав Доминиона, которая подпадала под его компетенцию, в знак признания ее квазинезависимого статуса. [6]

Действительно, само правительство Южной Родезии пребывало в таком же заблуждении. Его официальная позиция, которой он придерживался до UDI, заключалась в том, что Южная Родезия уже была членом Содружества, хотя и не Доминионом. [7] Когда Роберт Мензис , премьер-министр Австралии , обнаружил в 1963 году, что Джек Хоуман считает, что Южная Родезия «является и всегда была членом Содружества», это вызвало дипломатическую ссору, которая способствовала Односторонней Декларации независимости . [7]

Тем не менее, Южная Родезия признала, что у нее есть ограничения на самоуправление. Например, международные отношения не поддерживались, и правительство не могло изменить южнородезийского фунта по паритет отношению к британскому фунту стерлингов . [4] Самое важное отступление касалось расовых вопросов; законы, касающиеся расовых вопросов, должны были быть лишены королевской санкции . [4] Однако, несмотря на эти ограничения и формальное превосходство британских статутов в соответствии с Законом о действительности колониальных законов 1865 года , возникла договоренность, согласно которой парламент не будет издавать законы для Южной Родезии, а губернатор не будет отказывать в согласии без разрешения Законодательного собрания. [4] Угроза интервенции, возможно, привела к некоторым успехам, например, когда правительство Родезии попыталось запретить коренным африканцам прямо голосовать в 1934 году, но таких успехов было немного, и они были редки. [8] В результате, хотя самоуправление было создано таким образом, чтобы избежать создания системы, которая поработила коренное население, это все равно произошло: прямо вопреки духу времени остальной части Империи того времени. [3]

Комиссия Бледисло

[ редактировать ]

Возобновились дискуссии о дальнейшей интеграции Южной Родезии с окружающими колониями. Планы объединения с Северной Родезией были отвергнуты поселенцами в 1916 году на том основании, что слияние с менее развитым соседом задержит самоуправление. [3] Однако, когда в 1929 году Комиссия Хилтона Янга рекомендовала создать еще более широкий союз, охватывающий как центральную, так и восточную Африку, родезийский союз стал меньшим из двух зол, и за него ухватились. [3]

Перед лицом этой оппозиции рекомендациям Комиссии Хилтона Янга в 1935 году виконту Бледисло (недавно скончавшемуся генерал-губернатору Новой Зеландии ) было предложено оценить будущее сотрудничества и объединения колоний Центральной Африки. [9] Правительство потребовало от него учитывать «интересы жителей, независимо от расы». Потратив четыре года на подготовку отчета и получив за это прозвище «Виконт Чертовски медлительный», Бледисло пришел к выводу, что существует единственное препятствие на пути политической интеграции: расистское законодательство Южной Родезии. [9] В соответствии с установленной доктриной невмешательства это считалось непреодолимым, откладывающим любую политическую интеграцию, но допускающим экономическую интеграцию, которую Бледисло рекомендовал как осуществимую. [9]

Южная Родезия во Второй мировой войне

[ редактировать ]

Южная Родезия попыталась продемонстрировать свою лояльность и независимость от метрополии, символически став первой колонией, подтвердившей объявление Соединенным Королевством войны нацистской Германии в 1939 году (как и другие колонии, а также Австралия и Новая Зеландия , которые не ратифицировав Вестминстерский статут , он не имел права самому объявлять войну). [4] Часто сообщается, что в войне участвовала большая часть населения Южной Родезии, чем в любой другой части Империи. [4] Несмотря на то, что это стало частью националистического фольклора, сюда следует включать только белое население (из которого служило 15%), а не население в целом (из которого служило 2%). [10] Тем не менее, возникло националистическое представление о том, что Великобритания и ее империя в долгу перед жителями Южной Родезии, и это продолжалось вплоть до конца 1970-х годов. [10]

Во время войны Южная Родезия извлекла выгоду из «прибыли лояльности», разместив несколько баз Плана воздушной подготовки Британского Содружества . Несмотря на то, что до войны не было созданных учебных центров, вскоре после ее начала премьер-министр Годфри Хаггинс предложил сформировать три авиационные эскадрильи , инициировав диалог, который привел к тому, что Соединенное Королевство предложило карт-бланш для обучения такого же количества пилотов и летных экипажей, как и Южные. Родезия могла бы справиться. [11] 10 107 военнослужащих, в том числе 7 730 пилотов . Всего по плану в Южной Родезии было обучено [11] Строительство и эксплуатация баз (оплаченных в основном Великобританией и Канадой), а также размещение тысяч военнослужащих в колонии резко увеличили военную экономику Южной Родезии. [11] Хиггинс подсчитал, что тренировочные лагеря были так же важны для экономики военного времени, как и золотодобывающая промышленность. [11]

Центральноафриканская Федерация

[ редактировать ]

Обсуждения

[ редактировать ]
Центральноафриканская Федерация, включающая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд, была задумана как буферное государство для Южной Африки, где доминируют африканеры.
Нажмите здесь, чтобы увеличить карту .

В 1945 году был сформирован Центральноафриканский совет как консультативный орган для трех британских центральноафриканских территорий: Южной Родезии, Северной Родезии и Ньясаленда (современная Малави ). [12] Это был предел британского стремления к интеграции: страх по тем же причинам, что и Бледисло. Однако переход в июле 1948 года руководства поселенцев Северной Родезии под руководством Роя Веленски к поддержке федерализма (из давней поддержки объединения) побудил Лондон пересмотреть свою позицию. [12]

Когда Веленский провел переговоры с руководством Южной Родезии на водопаде Виктория , он согласился на широкомасштабное соглашение, которое, будучи далеко не свободным федерализмом, казалось скорее заговором с целью объединения под руководством белых родезийцев. [12] Эта тема будет повторяться, сначала в апреле 1950 года, когда был сделан порочный круг явно неприемлемых предложений Родезии, которые категорически отвергались: потенциально отталкивая обещание урегулирования и, следовательно, подталкивая белых поселенцев в Южную Африку. [12]

Официальный визит Гордона Уокера в регион в начале 1951 года стал поворотным моментом для Соединенного Королевства. В докладе Уокера, пораженного силой проюжноафриканской поддержки в Солсбери, стало ясно, что, если ее отвергнуть, Южная Родезия может обратиться к прямому восстанию, поскольку « потенциальные американские колонии – очень лояльные, но очень полные решимости идти своим путем». [12] Высказывались опасения, что это приведет к катастрофической войне между Южной и Восточной Африкой, где доминируют поселенцы, и Западной Африкой, где доминируют коренные жители, что приведет к разрыву зарождающегося Содружества. [12] В сочетании с отчетом Бакстера о конференции официальных лиц в отчете кабинету министров недвусмысленно говорилось: «[федерация] крайне желательна в интересах территорий (включая интересы африканских жителей) и Содружества». [12]

Было высказано предположение, что основным стимулом для британских опасений перед доминированием Южной Африки в Центральной Африке было стремление избежать того, чтобы Южная Африка монополизировала рынок различного сырья: включая золото , хром , [13] и уран . [14]

Формирование федерации

[ редактировать ]

Федерация станет «самым противоречивым крупномасштабным имперским проектом по конструктивному государственному строительству, когда-либо предпринятым британским правительством». [12]

На пути к независимости?

[ редактировать ]

Родезия после UDI

[ редактировать ]

Односторонняя декларация независимости

[ редактировать ]

Если бы не вероятная враждебная реакция со стороны остальной части Содружества и, следовательно, угроза самому его существованию, вполне вероятно, что британское правительство приняло бы независимую Южную Родезию после смерти Федерации в 1963 году. [3] Однако сохранение Содружества было основной заботой британского правительства, и поэтому оно упорно добивалось постепенного введения правления черного большинства в Родезии, чтобы избежать необходимости «выбирать между Южной Родезией и Содружеством» (по Гарольда Макмиллана словам ). ). [3]

1964 года Встреча премьер-министров Содружества была первой, проведенной после распада федерации, и, хотя федеральные премьер-министры присутствовали на ней во время существования федерации, а премьер-министры Южной Родезии - до федерации, это приглашение не было распространено на премьер-министра Яна Смита . [3] Это было воспринято как крайне незначительное, особенно с учетом того, что на мероприятии присутствовала недавно обретшая независимость Малави – бывший федеральный партнер Южной Родезии. До федерации правительство Южной Родезии присутствовало на каждом заседании с 1932 года, и его официальная позиция заключалась в том, что оно уже было членом Содружества и, следовательно, имело право присутствовать на нем по праву. [7]

11 ноября 1965 года Смит издал Одностороннюю декларацию независимости (UDI).

Реакция Содружества

[ редактировать ]

В день UDI Соединенное Королевство ввело самые строгие финансовые и экономические ограничения, которые оно налагало на любую страну (включая Египет во время Суэцкого кризиса ) со времен Второй мировой войны . [15] Наложив вето на кредиты Родезии от Международного валютного фонда , Всемирного банка и других учреждений; введение торгового эмбарго на оружие, сахар и табак; что родезийцам будет сложнее получить доступ к финансовым рынкам Лондона, чем Советскому Союзу ; и отменив преференции Содружества , британское правительство, как считалось, сделало все возможное, чтобы наказать Родезию экономически, за исключением введения нефтяного эмбарго. [15] которое само по себе должно было состояться 17 декабря 1965 года. [16]

Этого было недостаточно, чтобы успокоить некоторых членов Содружества, которые требовали военного ответа. Две страны, Гана и Танзания , даже приостановили дипломатические отношения с Соединенным Королевством в ответ на отказ Соединенного Королевства применить военную силу для свержения Смита. [3] Чрезвычайное совещание премьер-министров Содружества было созвано в Лагосе , Нигерия (единственное, проведенное за пределами Лондона ) 10 января 1966 года для решения кризиса. На этой встрече Вильсон пообещал, что санкции, введенные Содружеством, положат конец кризису «в течение нескольких недель, а не месяцев». [3] Однако 14 января Вильсон заявил, что нельзя исключать военное вмешательство. [16] а 25 января также заявил, что не будет никаких переговоров с администрацией Родезии, кроме как о том, как добиться упорядоченного возврата к прямому правлению. [16]

Переговоры

[ редактировать ]

На встрече премьер-министров 1966 года , состоявшейся в сентябре, Содружество в целом было близко к краху, поскольку африканские члены подозревали, что Великобритания находится на грани нарушения своих обязательств не вести переговоры по вопросу NIBMAR . [3] Тем не менее, несмотря на то, что Гарольд Уилсон назвал это «по общему согласию, худшим, когда-либо существовавшим на тот момент», [17] Встреча прошла без катаклизма, но привела к перерыву в встречах премьер-министра до 1969 года (по указанию Вильсона и против Арнольда Смита ). [17] Тем временем Великобритания вела предварительные переговоры с правительством Родезии на борту HMS Fearless (в 1966 г.) и HMS Tiger (1968 г.), что привело к тому, что Родезия отказалась от очень выгодных условий. [6] Аналогичные выгодные условия были предложены в 1971 году, но от них отказались, когда британское правительство решило, что они в значительной степени отвергнуты африканским населением. [6]

Однако в последующие два года это движение к переговорам и умиротворению режима Солсбери было перевернуто с ног на голову, во многом благодаря давлению со стороны Содружества. [3] Сингапурская декларация , принятая на первой встрече глав правительств Содружества , сформулировала политические принципы Содружества, включая ликвидацию расовой дискриминации. [18] С включением этого неявного обязательства противостоять Родезии в цели Содружества и растущим неравенством британских экономических интересов в Африке Великобритания предпочла Содружество Родезии. [3]

Начало конца

[ редактировать ]

Ужесточение линии Соединенного Королевства стало частью волны плохих новостей для режима Родезии. Революция гвоздик в Португалии привела к прекращению помощи Португалии со стороны Мозамбика и на ее месте образовался независимый Мозамбик с левым правительством, которое стремилось помогать партизанам из Родезии. [3] Премьер-министр Южной Африки Б. Дж. Форстер предпринял попытку разрядки отношений с новыми независимыми правительствами Анголы и Мозамбика. [3] и, полагая, что стабильная страна, управляемая большинством, отвечает интересам Южной Африки, убедил Яна Смита, что правление белого меньшинства не может продолжаться вечно в Родезии. [6]

Все это привело Родезию за стол переговоров с умеренными африканскими лидерами, что привело к Внутреннему урегулированию , в соответствии с которым Родезия стала Зимбабвийской Родезией . [6] Содружество наотрез отказалось признать Родезию-Зимбабве и не сняло санкций. На CHOGM 1979 года главы правительств приняли Лусакскую декларацию , еще раз взяв на себя обязательство положить конец расовой дискриминации. В официальном коммюнике встречи были приглашены новые премьер-министры Родезии-Зимбабве Абель Музорева и Ян Смит на конституционный съезд с ведущими лидерами партизан. [19] что привело к заключению Ланкастерского соглашения в 1979 году.

Прекращение огня и независимость

[ редактировать ]

Соглашение требовало прекращения огня , вернуло Родезию обратно в британскую колонию Южную Родезию с полным контролем из Лондона и проложило путь к выборам в 1980 году. Для реализации Соглашения Ланкастер-Хауса по указанию Генерального секретаря Содружества Шридата Рамфала и Кеннет Каунда (и несмотря на противодействие со стороны лорда Кэррингтона ), [20] Содружество создало Силы наблюдения Содружества (CMF). В их число вошли 1097 британцев, а также представители Австралии, Канады, Фиджи, Кении и Новой Зеландии, всего 1548 военнослужащих. [21] Они организовали места сбора по прекращению огня, где партизаны могли разоружиться и реинтегрироваться в свои общины ко времени выборов. Наблюдатели ожидали, что операция провалится, поскольку состав и быстрота развертывания, казалось, противоречили общепринятому мнению. [22] Тем не менее, ей удалось сохранить мир, демилитаризовать ополченцев и партизан и провести мирные выборы, которые наблюдатели сочли свободными и справедливыми. [22]

Громкая победа Роберта Мугабе в ЗАНУ-ПФ марте 1980 года привела позднее в том же году к независимости Южной Родезии как Республики Зимбабве. После обретения независимости Зимбабве присоединилась к Содружеству: спустя пять десятилетий после того, как правительство Южной Родезии ошибочно полагало, что оно это сделало, после приглашения на Экономическую конференцию Британской империи 1932 года . [7] Окончание родезийского кризиса стало победой принципов Содружества и их применения в политике члена: в данном случае самого Соединенного Королевства. [3] Шридат Рамфал сыграл жизненно важную роль в этом деле, в то время как именно встреча глав правительств Содружества в 1979 году стала местом обсуждения и разрешения кризиса, а военные силы Содружества поддерживали мир. [20]

Со своей стороны, Мозамбик был признан «двоюродным государством» Содружества. [23] и был вознагражден за свое противодействие родезийскому режиму вступлением в Содружество в 1995 году: он стал единственным членом, не имеющим прямых конституционных связей с другим. [23]

Зимбабве при Мугабе

[ редактировать ]

Зимбабве и Харарская декларация

[ редактировать ]

В последнее время Зимбабве доминирует в повестке дня большинства встреч глав правительств Содружества (CHOGM). Правительство президента Роберта Мугабе обвинили в нарушении прав человека, фальсификации выборов и подрыве экономики Зимбабве. [24] Дела, в которых обвиняется его правительство, противоречат основным принципам Содружества, изложенным в Харарской декларации , принятой на CHOGM 1991 года в (достаточно иронично) [24] [25] Столица Зимбабве Хараре .

После того, как народ Зимбабве отверг предложенную Мугабе новую конституцию на референдуме в феврале 2000 года , ситуация быстро ухудшилась, поскольку насилие против оппонентов возросло. [24] Для решения этих проблем в сентябре 2001 года Зимбабве направила делегацию на встречу с Группой действий министров Содружества (CMAG), которая отвечает за поддержку Харарской декларации. Зимбабве обещала положить конец насилию и защитить права человека , как того требовали от них как членов Содружества, но не сделала этого. В результате Соединенное Королевство настаивало на исключении Зимбабве из Содружества. [24] охарактеризовали это Мугабе и президент ЮАР Табо Мбеки как неоколониальную кампанию, но высмеивали ее как необоснованный ревизионизм и сам по себе расизм. [24]

Первоначальное отстранение на 12 месяцев

[ редактировать ]

CHOGM 2002 года был отложен из-за террористических атак 11 сентября на Соединенные Штаты , но Зимбабве по-прежнему оставалась на первом месте в повестке дня. [1]

4 марта 2002 года в заявлении CHOGM, опубликованном в Кулуме, Австралия, безоговорочно отверглись призывы Соединенного Королевства, Австралии и Новой Зеландии принять карательные меры против Зимбабве за предполагаемое насилие и запугивание в связи с президентской избирательной кампанией. Вместо этого CHOGM «выразил свою глубокую обеспокоенность» и призвал все стороны работать вместе, «чтобы создать атмосферу, в которой могли бы состояться свободные и справедливые выборы». CHOGM также «отметил, что группа наблюдателей Содружества будет отчитываться перед Генеральным секретарем Содружества сразу после президентских выборов в Зимбабве 9–10 марта 2002 года», и подтвердил свое согласие: [26]

поручить действующему председателю CHOGM, а также бывшему и следующему действующим председателям [т. е. Тройке] в тесной консультации с Генеральным секретарем и с учетом отчета Группы наблюдателей Содружества определить соответствующие действия Содружества в отношении Зимбабве. в случае, если отчет окажется отрицательным... что варьируется от коллективного неодобрения до приостановки работы

Вскоре после завершения президентских выборов отчет Группы наблюдателей Содружества был представлен Тройке. [27] Даже правительство Зимбабве признает, что его выводы были «неблагоприятными». 19 марта 2002 года Тройка, будучи компетентным органом Содружества, приостановила членство Зимбабве на 12-месячный период. Правительство Зимбабве оспаривает наличие законных оснований для его приостановки. Зимбабве считает, что заявление CHOGM позволяло Тройке выйти за рамки выражения коллективного неодобрения только в том случае, если в отчете Группы наблюдателей Содружества сообщалось о чем-то неблагоприятном, относящемся к периоду после опубликования заявления CHOGM и заканчивающемуся в момент голосования на выборах. закончилось (всего 7 дней). Правительство Зимбабве считает, что, хотя в отчете содержались отрицательные выводы, ни один из них не относился к этому периоду, и поэтому «тройка» не имела полномочий приостанавливать ее членство в Содружестве.

Предполагаемое дальнейшее приостановление

[ редактировать ]

В отличие от всех других предыдущих стран Содружества, в Зимбабве срок отстранения составлял 12 месяцев. В случае приостановления на определенный период нет необходимости в отмене такого приостановления. Оно автоматически теряет силу, если не будет возобновлено или продлено. Правительство Зимбабве и Сообщество по развитию стран юга Африки утверждают, что, следовательно, это означало, что в отсутствие продления или продления приостановление действия Зимбабве Тройкой автоматически потеряет силу 19 марта 2003 года. В Тройке возник раскол. Австралия выступила за дальнейшее приостановление. Южная Африка и Нигерия (т.е. большая часть «тройки») не вошли в этот список. Действительно, правительство Зимбабве ссылается на письмо президента Нигерии премьер-министру Австралии от 10 февраля 2003 года, в котором он заявил, что «сейчас настало благоприятное время для отмены санкций в отношении Зимбабве в отношении ее отстранения от участия в советах Содружества. » По данным правительства Зимбабве, президент Южной Африки также связался с премьер-министром Австралии, чтобы передать то же самое сообщение.

Несмотря на отсутствие решения Тройки, 12 февраля 2003 г. премьер-министр Австралии и генеральный секретарь Содружества объявили, что Зимбабве будет оставаться отстраненным до следующего CHOGM в декабре 2003 г. Это «предполагаемое» дальнейшее приостановление было оспорено другие члены «тройки» и Зимбабве по причинам, описанным выше. Более того, Сообщество по вопросам развития стран юга Африки официально подтвердило свою позицию о том, что однолетнее отстранение Зимбабве истекло 19 марта 2003 года. Это было подтверждено на заседании тройки Органа САДК по политике, обороне и безопасности, а именно Лесото (председатель), Мозамбик и Южная Африка с приглашением Зимбабве — в Претории в конце ноября 2003 года. [28]

Окончательное отстранение и выход Зимбабве

[ редактировать ]

Не сумев добиться встречи Мугабе с оппозиционным ДПМ Морганом Цвангираи , будущий председатель Обасанджо отказался пригласить Мугабе в CHOGM. [24]

Остальные обсуждения CHOGM по Зимбабве были отмечены той же самой африканской разобщенностью, что сорвало неоднократные попытки Мбеки добиться реадмиссии Зимбабве. В конечном итоге он отверг мнение группы меньшинства, возглавляемой Мбеки, и безоговорочно отверг мнение большинства членов «Тройки» о том, что отстранение Зимбабве уже прекращено. [26] Вместо этого в заявлении CHOGM (представленном Канадой и Кенией) Зимбабве рассматривается как страна, действие которой все еще приостановлено, и полна решимости продолжить ее приостановление на неопределенный период, назначив группу из шести человек для консультирования по поводу дальнейших действий. Комитет, в состав которого вошли главы правительств Южной Африки , Мозамбика , Нигерии , Индии , Ямайки , Австралии и Канады , вынес решение шестью к одному (Южная Африка) против отмены дисквалификации Зимбабве. [24]

После CHOGM САДК (при поддержке Уганды) опубликовало заявление, в котором выразило глубокую обеспокоенность по поводу того, что оно назвало «пренебрежительным, нетерпимым и жестким отношением», проявленным некоторыми членами Содружества к Зимбабве. САДК постоянно призывал к большему терпению и пониманию Зимбабве и предостерег от лекций и оскорблений. [28]

Отдельным и не связанным напрямую вопросом на CHOGM была попытка Мбеки сместить генерального секретаря Дона Маккиннона . [29] тот, кто баллотировался на выборы, но кому диктовала конвенция, не должен подвергаться сомнению. [30] Однако только семь (из восемнадцати) глав правительств африканских стран проголосовали за кандидата Мбеки (вместе с четырьмя странами Южной Азии). [24] Шри-Ланки из Лакшман Кадиргамар позволил Маккиннону победить с преимуществом 40 голосов против 11. [29]

Зимбабве уходит и реакция

[ редактировать ]

В официальном письме в Секретариат Содружества от 11 декабря 2003 г. Зимбабве официально прекратила с 7 декабря 2003 г. свое членство в Содружестве. Это подтвердило решение президента Мугабе покинуть организацию после заявления CHOGM, опубликованного в Нигерии, которое на неопределенный срок приостановило членство Зимбабве в Содружестве. [28] 19 ноября 2003 года министр иностранных дел Зимбабве сделал подробное заявление по поводу всего этого дела парламенту Зимбабве . [31]

Выход стал лишь третьим случаем (после Южной Африки в 1961 году и Пакистана в 1971 году), когда страна вышла добровольно, хотя Ирландия добровольно объявила себя республикой в ​​1949 году, тем самым прекратив свое членство, но в случае Ирландии это было до Лондонского соглашения . Декларация была принята. [29]

После ухода Зимбабве

[ редактировать ]

Следующий CHOGM, состоявшийся в Абудже , Нигерия , в декабре 2003 года, снова был посвящен зимбабвийскому кризису. [32] Не сумев добиться встречи Мугабе с оппозиционным ДПМ Морганом Цвангираи , будущий председатель Обасанджо отказался пригласить Мугабе в CHOGM. [24] На CHOGM Мбеки попытался свергнуть генерального секретаря Дона Маккиннона . [29] тот, кто баллотировался на выборы, но кому диктовала конвенция, не должен подвергаться сомнению. [30] Однако только семь (из восемнадцати) глав правительств африканских стран проголосовали за кандидата Мбеки (вместе с четырьмя странами Южной Азии). [24] Шри-Ланки из Лакшман Кадиргамар позволил Маккиннону победить с преимуществом 40 голосов против 11. [29]

Остальные обсуждения CHOGM по Зимбабве были отмечены той же самой африканской разобщенностью, что сорвало неоднократные попытки Мбеки добиться реадмиссии Зимбабве. Чтобы выйти из тупика, Канада и Кения предложили создать комитет для решения вопроса о том, стоит ли снимать отстранение Зимбабве. Комитет, в состав которого вошли главы правительств Южной Африки , Мозамбика , Нигерии , Индии , Ямайки , Австралии и Канады , вынес решение шестью к одному (Южная Африка) против отмены дисквалификации Зимбабве. [24] В ответ Роберт Мугабе объявил 7 декабря, что Зимбабве выходит из Содружества: это лишь третий случай (после Южной Африки в 1961 году и Пакистана в 1971 году), когда страна вышла из Содружества добровольно. [29]

Великобритании Министр иностранных дел и по делам Содружества Дэвид Милибэнд и уходящий в отставку Генеральный секретарь Дон Маккиннон выразили одобрение возвращению Зимбабве в Содружество, если страна устранит свои нарушения Харареской декларации , особенно при новом правительстве. [33] Мугабе заявил, что Зимбабве никогда не присоединится к Содружеству, назвав его «злой организацией». [34] Перед парламентскими выборами 2008 года лидер оппозиции Морган Цвангираи, партия которого выиграла голоса, [35] объявил, что под его руководством Зимбабве будет добиваться возвращения в Содружество. [36] Его сравнивают с выводом войск Южной Африки в 1961 году, по случаю которого премьер-министр Канады Джон Дифенбейкер заявил, что до возвращения Южной Африки всегда будет «свеча в окне»: возвращение Зимбабве оправдает моральное обязательство Содружества Народ Зимбабве и его принципы. [37]

Эммерсон Мнангагва , сменивший Роберта Мугабе на посту президента Зимбабве в конце 2017 года, указал, что Зимбабве может вернуться в Содружество к Играм Содружества 2022 года в Бирмингеме , Англия , после возвращения Гамбии в Содружество под руководством Адамы Барроу 8 февраля. 2018 г. и возвращение Гамбии в Федерацию Игр Содружества 31 марта 2018 г.

15 мая 2018 года Мнангагва подал заявку на воссоединение с Содружеством. [38]

В феврале 2019 года Харриетт Болдуин , государственный министр Африки и международного развития, заявила: «На сегодняшний день Великобритания не сможет поддержать это заявление, потому что мы не считаем, что те виды нарушений прав человека, которые мы наблюдаем Со стороны сил безопасности Зимбабве — это поведение, которое можно ожидать увидеть от страны Содружества». В отместку Мнангагва упомянул в интервью французскому новостному каналу France 24 , что: «Содружество никогда не говорило нам, что они не рассматривают наше заявление. Мнение одного члена не является точкой зрения Содружества». [39]

Миссия наблюдателей Содружества присутствовала на всеобщих выборах в Зимбабве в 2018 году .

Миссия наблюдателей Содружества была приглашена на всеобщие выборы в Зимбабве в 2023 году .

  1. ^ Jump up to: а б с «Содружество во время и сразу после Coolum CHOGM». Круглый стол . 91 (364): 125–9. Апрель 2002 г. doi : 10.1080/00358530220144139 . S2CID   219624218 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд (2005), с. 8
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Маквильям, Майкл (январь 2003 г.). «Зимбабве и Содружество». Круглый стол . 92 (368): 89–98. дои : 10.1080/750456746 . S2CID   144538905 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд (2005), с. 9
  5. ^ «Новый Доминион» . Время . 24 сентября 1923 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 24 декабря 2008 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Лорд Сент-Брайдс (апрель 1980 г.). «Уроки Зимбабве-Родезии». Международная безопасность . 4 (4). Массачусетский технологический институт Пресс: 177–84. дои : 10.2307/2626673 . JSTOR   2626673 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Уоттс, Карл П. (июль 2007 г.). «Дилеммы представительства внутри Содружества во время родезийской проблемы, 1964–65». Содружество и сравнительная политика . 45 (3): 323–44. дои : 10.1080/14662040701516904 . S2CID   154230912 .
  8. ^ Луи и др. (1999), с. 552–3
  9. ^ Jump up to: а б с Луи и др. (1999), с. 270
  10. ^ Jump up to: а б Маклафлин, Питер (июль 1978 г.). «Тонкая белая линия: Вооруженные силы Родезии после Второй мировой войны». Журнал Замбезия . 6 (2): 175–88.
  11. ^ Jump up to: а б с д Маршалл, Питер (апрель 2000 г.). «План воздушной подготовки Британского Содружества». Круглый стол . 89 (354): 267–78. дои : 10.1080/750459434 . S2CID   153944992 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хайам, Рональд (март 1987 г.). «Геополитическое происхождение Центральноафриканской Федерации: Великобритания, Родезия и Южная Африка». Исторический журнал . 30 (1): 145–72. дои : 10.1017/S0018246X00021956 .
  13. ^ Гупта, Партха Сарати (1975). Империализм и британское рабочее движение, 1914–1964 гг . Лондон: Макмиллан. п. 340 . ISBN  978-0-8419-0191-9 .
  14. ^ Батлер, LJ (октябрь 2008 г.). «Центральноафриканская федерация и послевоенная ядерная программа Великобритании: пересмотр связей». Журнал истории Империи и Содружества . 36 (3): 509–25. дои : 10.1080/03086530802318573 . S2CID   159891117 .
  15. ^ Jump up to: а б «Перед лицом родезийского кризиса». Таймс . 12 ноября 1965 г. с. 13.
  16. ^ Jump up to: а б с «Хронология: Родезия UDI: путь к урегулированию» . Лондонская школа экономики . Проверено 23 декабря 2008 г.
  17. ^ Jump up to: а б Александр, Филипп (сентябрь 2006 г.). «Повесть о двух кузнецах: трансформация политики Содружества, 1964–70». Современная британская история . 20 (3): 303–21. дои : 10.1080/13619460500407004 . S2CID   154277000 .
  18. ^ «Сингапурская декларация принципов Содружества 1971 года» . Секретариат Содружества . 22 января 1971 года . Проверено 24 декабря 2008 г.
  19. ^ «Лусакское коммюнике глав правительств Содружества, август 1979 года, о Родезии». Дела Африки . 79 (314): 115. Январь 1980 г. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097167 .
  20. ^ Jump up to: а б Чан, Стивен; Мудхай, Окот Ф. (ноябрь 2001 г.). «Резидуализм Содружества и махинации власти в неспокойном Зимбабве». Содружество и сравнительная политика . 39 (3): 51–74. дои : 10.1080/713999562 . S2CID   154253142 .
  21. ^ Верье, Энтони (зима 1994 г.). «Миротворчество или миротворчество? Силы наблюдения Содружества, Южная Родезия-Зимбабве, 1979–1980». Международное миротворчество . 1 (4): 440–61. дои : 10.1080/13533319408413524 .
  22. ^ Jump up to: а б Гриффин, Стюарт (ноябрь 2001 г.). «Миротворчество, Организация Объединенных Наций и будущая роль Содружества». Содружество и сравнительная политика . 39 (3): 150–64. дои : 10.1080/713999560 . S2CID   145292779 .
  23. ^ Jump up to: а б Макинтайр, В. Дэвид (апрель 2008 г.). «Расширение Содружества и критерии членства». Круглый стол . 97 (395): 273–85. дои : 10.1080/00358530801962089 . S2CID   219623317 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тейлор, Ян (июль 2005 г.). « Дьявольская вещь»: Содружество и развязка Зимбабве». Круглый стол . 94 (380): 367–80. дои : 10.1080/00358530500174630 . S2CID   145081802 .
  25. ^ Хэтчард, Джон; Ндуло, Муна; Слинн, Питер (2004). Сравнительный конституционализм и хорошее управление в Содружестве: перспектива Восточной и Южной Африки . Лондон: Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN  978-0-521-58464-7 .
  26. ^ Jump up to: а б Содружество на саммите – Коммюнике глав правительств Содружества, 1997–2005 гг., Секретариат Содружества, 2007 г.
  27. ^ Отчет Группы наблюдателей Содружества, Секретариат Содружества.
  28. ^ Jump up to: а б с Барометр САДК, издание за январь 2004 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж «Редакционная статья: CHOGM 2003, Абуджа, Нигерия». Круглый стол . 93 (373): 3–6. Январь 2004 г. doi : 10.1080/0035853042000188139 . S2CID   219624427 .
  30. ^ Jump up to: а б Баруа, Амит (7 декабря 2003 г.). «Премьер-министр и Блер скоро представят представительное правительство в Ираке» . Индус . Архивировано из оригинала 30 декабря 2003 года . Проверено 20 декабря 2008 г.
  31. Парламент Зимбабве, 19 ноября 2003 г. (Hansard). Архивировано 10 июня 2015 г., в Wayback Machine.
  32. ^ Ингрэм, Дерек (январь 2004 г.). «Блокнот Абуджи». Круглый стол . 93 (373): 7–10. дои : 10.1080/0035853042000188157 . S2CID   219625486 .
  33. ^ «Британия мечтает о возвращении Зимбабве в Содружество» . Агентство Франс-Пресс . 3 апреля 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
  34. ^ «ЕС, Содружество и Зимбабве» . Хараре Трибьюн . 20 сентября 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
  35. ^ «Зану-ПФ Мугабе теряет большинство» . Новости Би-би-си . 3 апреля 2008 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
  36. ^ Чимакуре, Константин (28 февраля 2008 г.). «Зим возвращается в Содружество - MDC» . Зимбабве Индепендент . Проверено 23 декабря 2008 г.
  37. ^ Ингрэм, Дерек (октябрь 2007 г.). «Двадцать шагов Содружества от Сингапура до Кампалы». Круглый стол . 96 (392): 555–563. дои : 10.1080/00358530701625877 . S2CID   154737836 .
  38. ^ «Зимбабве подает заявку на повторное вступление в Содружество через 15 лет после выхода» . CNN . 21 мая 2018 г.
  39. ^ «Мнангагва резко критикует позицию Великобритании по вопросу возвращения в Содружество» . Таймс в прямом эфире . 11 февраля 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: accd5c61888de006f7ac00228da046d6__1702320000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/d6/accd5c61888de006f7ac00228da046d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zimbabwe and the Commonwealth of Nations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)