Лапифы

Лапифы греческой ( / ˈl æ . pɪ θ Λαπίθης) — s / ; др.-греч .: Λαπίθαι , Lapithai , поют . группа легендарных людей в мифологии , живших в Фессалии в долине Пинея [ 1 ] и на горе Пелион . Считалось, что они произошли от мифического Лапифа , брата Центавра , причем два героя дали свои имена расам Лапитов и Кентавров соответственно. Лапифы наиболее известны своим участием в Кентавромахии ( греч . Κενταυρομαχία , транслит. Kentauromachía ), мифической битве, которая вспыхнула между ними и кентаврами во время Пирифая и Гипподамии свадьбы .
Мифология
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Лапифы были эоловым племенем, которое, как и мирмидонцы , было уроженцем Фессалии. Генеалогии делают их родственным народом кентаврам : по одной из версий, Лапиф (Λαπίθης) и Кентавр (Κένταυρος) считались сыновьями-близнецами бога Аполлона и нимфы Стилбы , дочери речного бога Пенея . Лапит был доблестным воином, но Центавр был уродливым существом, которое позже спаривалось с кобылами, от которых произошла раса полулюдей-полулошадей-кентавров. Лапит был одноименным предком народа лапифов. [ 2 ] [ 3 ] Среди его потомков — воины и цари Лапифа, такие как Иксион , Пирифой , Кеней и Корон , а также провидцы Ампик и его сын Мопс .
В «Илиаде» лапифы отправляют сорок кораблей с экипажами, чтобы присоединиться к греческому флоту в Троянской войне под командованием Полипоэта (сына Пирифая) и Леонтея (сына Корона, сына Кенея). Матерью Пирифоя, царя лапифов в поколении, предшествовавшем Троянской войне , была Диа , дочь Эионея или Деионея ; Иксион был отцом Пирифоя, но, как и у многих героических личностей, у Пирифоя был как бессмертный, так и смертный отец. [ а ] Зевс был его бессмертным отцом, но богу пришлось принять облик жеребца, чтобы прикрыть Диа, поскольку, как и их двоюродные братья-полулошади, лапифы были всадниками на лугах Фессалии, знаменитых своими лошадьми. [ 5 ] Лапифам приписывают изобретение уздечки . Лапифский царь Пирифой женился на всаднице Гипподамиеи , имя которой означает «укротительница лошадей», на свадебном пиру, прославившем войну Кентавромахию.
Кентавромахия
[ редактировать ]В «Кентавромахии» лапифы сражаются с кентаврами на свадебном пиру Пирифоя. Кентавры были приглашены, но, поскольку они не привыкли к вину, их дикая натура вышла на первый план. Когда невесту Гипподамию представили встречать гостей, кентавр Эвритион вскочил и попытался ее похитить. Все остальные кентавры мгновенно поднялись, оседлав женщин и мальчиков. В завязавшейся битве Тесей на помощь лапифам пришел . Они отрезали Эвритиону уши и нос и выбросили его вон. После битвы побежденные кентавры были изгнаны из Фессалии на северо-запад.
Лапиф Кеней изначально была молодой женщиной по имени Кенис и фавориткой Посейдона , который по ее просьбе превратил ее в мужчину и сделал Кенея неуязвимым воином. Такие женщины-воительницы , неотличимые от мужчин, были известны и среди скифских всадников. В битве с кентаврами Кеней оказался неуязвим, пока кентавры не раздавили его камнями и стволами деревьев. Он исчез в глубинах земли невредимым и был выпущен на свободу в виде песчаноголовой птицы.
В более поздних состязаниях кентавров было не так-то легко победить. Мифические ссылки объясняли присутствие в исторические времена первобытных лапифов в Малее и в разбойнической крепости Фолоя в Элиде как остатков групп, изгнанных туда кентаврами. Некоторые исторические греческие города носили имена, связанные с лапифами, а Кипселиды из Коринфа заявляли о своем происхождении от Кенея, а Филаиды из Аттики утверждали, что они являются прародителем Корона Лапифа.
В искусстве
[ редактировать ]
По мере того как греческий миф становился все более опосредованным через философию, битва между лапифами и кентаврами приобрела аспекты внутренней борьбы между цивилизованным и диким поведением, конкретизированной в понимании лапифами правильного использования данного Богом вина , которое должно быть умерено воды и пить не злоупотребляя. Греческие скульпторы школы Фидия рассматривали битву лапифов и кентавров как борьбу между человечеством и озорными чудовищами и символизировали великий конфликт между цивилизованными греками и « варварами ». Битвы между лапифами и кентаврами были изображены в скульптурных метопах на Парфеноне , напоминая о договоре взаимного восхищения афинского Тесея с Пирифоем Лапифом, лидером магнетов , и на храме Зевса в Олимпии. [ 7 ] Битва лапифов и кентавров была знакомой симпозиумов темой вазописцев .
Сонет французского поэта Хосе Марии де Эредиа (1842–1905), ярко напоминающий о битве, был включен в его том « Les Trophées» . [ б ] В эпоху Возрождения битва стала излюбленной темой художников: поводом для демонстрации близко расположенных тел в жестоком противостоянии. Молодой Микеланджело выполнил мраморный барельеф с изображением этого предмета во Флоренции около 1492 года. [ 9 ] Пьеро ди Козимо Панно «Битва кентавров и лапифов» , сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне . [ 10 ] был написан в течение следующего десятилетия. Если изначально он был частью свадебного сундука, или кассоне , возможно, это был непростой предмет для праздничного свадебного поминок. Фриз с кентавромахией был также написан Лукой Синьорелли в его «Мадонне на троне со святыми» (1491), вдохновленным римским саркофагом, найденным в Кортоне , в Тоскане , в начале 15 века.
Список лапифов
[ редактировать ]Лапифы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Имена | Источники | Кентавромахия | Примечания | |||
Гесиод | Овидий | Другие | Участник | Убит | ||
Актер | ✓ | [ 11 ] | ✓ | Кентавр Кланис | ||
Ампикс | ✓ | ✓ | ||||
Кеней | ✓ | ✓ | ✓ | похоронен заживо кентаврами или покончил с собой | раньше была женщиной по имени Кенис | |
Ты прорастаешь | ✓ | ✓ | Кентавр Гриней | |||
Селадон | ✓ | ✓ | Кентавр Амикус | |||
Харакс | ✓ | ✓ | Ретус | |||
кометы | ✓ | ✓ | Харакс, его друг, случайно | |||
Кориф | ✓ | ✓ | Ретус | |||
Цимел | ✓ | ✓ | Несс | |||
Дриас | ✓ | ✓ | сын Ареса или Япета [ 12 ] | |||
Евагрус | ✓ | ✓ | Ретус | |||
Некоторое время назад | ✓ | ✓ | ✓ | |||
Халесус | ✓ | ✓ | Латреус | |||
Хоплеус | ✓ | ✓ | ||||
Макарей | ✓ | ✓ | ||||
Мопсус | ✓ | ✓ | [ 13 ] | ✓ | сын Ампика и провидец | |
Ориус | ✓ | ✓ | Кентавр Гриней | сын Микале | ||
Пелатес | ✓ | ✓ | лапиф из Пеллы (в Македонии) | |||
Перифазы | ✓ | [ 14 ] | ✓ | |||
Фалерей | ✓ | ✓ | ||||
Форбас | [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] | ✓ | сын Триопы или Лапита, сына Аполлона | |||
Полифем | сын Эйлата. [ 18 ] | |||||
Пирифой | ✓ | ✓ | ||||
Пролох | ✓ | ✓ | ||||
Тектаф | ✓ | ✓ | Фекомы | сын Олена | ||
Другие союзники | ||||||
Крантор | ✓ | ✓ | Кентавр Демолеон | сын Аминтора | ||
Нестор | ✓ | ✓ | ||||
Пелей | ✓ | ✓ | ||||
Тезей | ✓ | ✓ | ✓ |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Для такого супероплодотворения сравните рождение Тесея или Геракла . О предполагаемом Парнасе, основателе Дельф , Павсаний замечает: «Как и у других героев, как их называют, у него было два отца; говорят, что одним из них был бог Посейдон, а отцом человека был Клеопомп». [ 4 ]
- ^ Свадебная толпа на пир ринулась, Кентавры и воины пьяные, смелые и красивые; И богатырская плоть, в отблеске факелов, Смешивается с огненными волосами сынов Облака. Смех, смятение... Крик! ... Оскверненная Жена Прижимается черным сундуком, под изорванным пурпуром Борется, и медь звенит лязгом копыт И стол рушится сквозь улюлюканье. Тогда тот, для кого величайший карлик, Встает. На его черепе Хмурится львиная морда, ощетинившаяся золотыми волосками. Это Геркулес. И из одного конца огромной комнаты в другой конец, Укрощенное грозным глазом, где кипит злоба, Чудовищное стадо, фыркая, отступает. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диодор Сицилийский Историческая библиотека . iv.69.2.
Лапит поселился у реки Пеней.
- ^ Гомер , Илиада xii.128.
- ^ Диодор Сицилийский Историческая библиотека . iv. 69; в. 61.
- ^ Павсаний . Описание Греции . х.6.1.
- ^ Диодор Сицилийский Историческая библиотека . 70
- ^ Тросо, Кристина (июль – сентябрь 2007 г.). «Кентавромахия саркофага некрополя Пианабелла-Остия: соображения по иконографии». Латомус . 66 (3): 645–658. JSTOR 41544612 .
- ^ Павсаний . Описание Греции . версия 10.8.
- ^ Эредиа, Хосе Мария. «Кентавры и лапифы» . Трофеи . Архивировано из оригинала 15 марта 2009 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Микеланджело . Битва лапифов и кентавров . Центр обновления искусства (изображение барельефа) . Проверено 1 декабря 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ ди Козимо, Пьеро. Битва лапифов и кентавров . Национальная галерея, Лондон (изображение картины). НГ4890. Архивировано из оригинала 7 мая 2009 г. Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Гай Валерий Флакк Аргонавтика 1.146
- ^ Гигин Басни 45 и 173
- ^ StraboСтрабон Географический 9.5.22.
- ^ Диодор Сицилийский Историческая библиотека . 4.69.2-3.
- ^ Диодор Сицилийский Историческая библиотека . 4.69.3.
- ^ Овидий . Метаморфозы . 12.322.
- ^ Павсаний . Описание Греции . 5.1.11.
- ^ Внесен в список аргонавтов в Аполлоний Родосский. Путешествие Арго .
Источники
[ редактировать ]- Смит, Уильям, изд. (1870). «онлайн-текст» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. II. п. 721. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г. Проверено 28 января 2007 г.
- Овидий . Метаморфозы . XII проход .
- Гомер . Одиссея . XXI, 330–340.
- Гомер . Илиада . XII, 128, 181.
- Павсаний . Описание Греции . 1.17.2, 5.10.8.
- StraboСтрабон Географический ix.39
- Гораций . Кармина [ Оды ]. я. 18. 5.
- Гай Плиний Секунд Естественная история IV: 8, 15; 36:5, 4
- Диодор Сицилийский Историческая библиотека . iv.69–70; в. 61.
- Гигин Басни 45 и 173
- Гай Валерий Флакк Аргонавтика 1.146
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с кентавромахией, на Викискладе?
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения лапифов и кентавров)