Сен-Ипполит, Верхний Рейн
Сен-Ипполит | |
---|---|
Сен-Ипполит с круглой башней Аиста. | |
Расположение Сен-Ипполита | |
Координаты: 48 ° 13'57 "N 7 ° 22'21" E / 48,2325 ° N 7,3725 ° E | |
Страна | Франция |
Область | Великий Восток |
Отделение | Верхний Рейн |
район | Кольмар-Рибовиль |
Кантон | Сент-Мари-о-Мин |
Межобщинность | Регион Рибовиле |
Правительство | |
• Мэр (2020–2026) | Клод Юбер [ 1 ] |
Область 1 | 17,86 км 2 (6,90 квадратных миль) |
Население (2021) [ 2 ] | 962 |
• Плотность | 54/км 2 (140/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+01:00 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+02:00 ( CEST ) |
INSEE /Почтовый индекс | 68296 /68590 |
Высота | 170–731 м (558–2398 футов) |
1 Данные Французского земельного реестра, за исключением озер, прудов и ледников площадью > 1 км. 2 (0,386 квадратных миль или 247 акров) и устья рек. |
Сен-Ипполит (англ. Французское произношение: [sɛ̃.t‿ipɔlit] ; Немецкий : Санкт-Пилт ; Эльзасский : Sàmpìlt ) — коммуна в Верхний Рейн департаменте в регионе Гранд-Эст на северо-востоке Франции .
Часто говорят, что это место рождения святого и настоятеля VIII века Фулрада , который построил здесь монастырь . Сен-Ипполит расположен очень близко к стратегически важному замку Верхний Кенигсбург , и на протяжении многих столетий конфликт, связанный с владением замком, имел большое влияние, в основном разрушительное, на историю города.
География
[ редактировать ]Сен-Ипполит расположен у подножия Вогезов , к юго-западу от Селеста, между Родерном и Оршвиллером , и до него можно напрямую добраться через съезд № 18 с автомагистрали A35 . В городе возвышается замок Верхний Кенигсбург , и он окружен плодородными виноградниками , которые создали ему репутацию.
Старая деревня состоит из трех параллельных улиц, перерезанных переулками и переулками между фахверковыми домами, образующими компактную продолговатую территорию, все еще заключенную внутри стены. В центре деревни находятся церковь, ратуша и здание школы 19 века.
угольные шахты В селе действуют .
История
[ редактировать ]До 8 века
[ редактировать ]Нынешний Сен-Ипполит стоит на месте неолитического поселения, которое все еще использовалось в римский период. При Каролингах поместье здесь было известно как Андальдовильаре или Аудальдовильаре , происходящее от франкского названия «Аудальдо». [ 3 ]
Приорат Святого Ипполита
[ редактировать ]Святой Фульрад (710-784), родственник Пиппинидов , впоследствии 14-й аббат аббатства Сен-Дени , влиятельный политик и дипломат, владел огромными владениями в этой области. Принято считать, что это было его место рождения, хотя прямых доказательств нет. [ 4 ] Ему также приписывают обработку склонов Лангенберга за деревней для посадки виноградников. [ 5 ]
Находясь на службе у Папы Стефана II, Фульрад получил от Папы разрешение построить два монастыря, один в Сен-Ипполите, а другой в Льевре , вокруг которых выросли нынешние поселения. Строительство началось в 760 году. В 764 году Фульрад также получил от папы мощи святого Ипполита , епископа и мученика III века, [ 6 ] кому был посвящен новый монастырь и от кого село впоследствии получило свое название: [ 7 ] Впервые он упоминается как Санкт-Пилт в 835 году.
Монастырь сначала был кельей нового монастыря в Льевре, но позже стал монастырем непосредственно под аббатством Сен-Дени.

Монахи Сен-Дени были вынуждены защищать свой титул на два монастыря в 853 году, когда была предпринята попытка передать их в феодальное владение королевскому родственнику. Однако монахам удалось заблокировать этот шаг и в конце концов получить подтверждение своего титула в виде грамоты Лотаря I, казненной в Вердене 4 августа 854 года.
11-15 вв.
[ редактировать ]В 11 веке деревня стала анклавом Лотарингии в Эльзасе, когда, несмотря на то, что Фульрад подарил деревню аббатству Сен-Дени, она перешла в руки герцогов Лотарингии (защитниками) аббатства , которые были вогте в отношении свои владения в Эльзасе. Герхард Эльзасский , герцог Нижней Лотарингии с 1048 по 1070 год, потомок семьи Этихоненов , правивших Эльзасом с VII века, обладал значительным политическим влиянием, включая поддержку Бруно, епископа Туля , впоследствии Папы Льва IX . Это помогло ему в конечном итоге одержать победу в борьбе за сохранение герцогского титула, данного ему императором Генрихом III , вопреки притязаниям свергнутого герцога Годфри Бородатого . На фоне этого конфликта Герхард завладел деревнями Сен-Ипполит и Шатенуа .
Монахи аббатства Сен-Дени испробовали все способы вернуть свои владения, вплоть до подделки приписываемого Карлу Великому диплома , якобы подтверждающего все владения аббатства на всей территории его империи, но тщетно. Герцог Герхард остался во владении Св. Ипполита, и в 1052 году аббатство было вынуждено передать Приорат Св. Ипполита под его защиту как Фогт в очевидное подтверждение его притязаний, включая замок Верхний Кенигсбург . [ 8 ]
Акт 1078 г., [ 9 ] предположительно сделанный в Сен-Дье , фиксирует возвращение в аббатство Сен-Дени преемником Герхарда, Теодорихом II, герцогом Лотарингским , владений, узурпированных его отцом, и подписан несколькими высокопоставленными сановниками того времени, как мирянами, так и духовными лицами. в том числе Пибон, епископ Туля , Теодорих, епископ Вердена , и Рембальд, ректор Сен-Дье , а также три графа и несколько других лордов. считают этот акт подделкой Сен-Дени Однако многие историки, в том числе Рише Сенонский , который сам был монахом из Вогезов, .
Однако власть герцогов Лотарингских на Сен-Иплоите все еще не была надежной, и затем им пришлось защищать его от сеньора Рибопьера и ландграфа Эльзаса, которые также преследовали экспансионистские цели в отношении деревни. Герцоги Лотарингии одержали победу. К 1115 году герцогу удалось отменить все оставшиеся претензии аббатства Сен-Дени, которое, поскольку оно располагалось не в Эльзасе или Лотарингии, а в Париже , было иностранным владельцем. Протесты аббатства оказались тщетными.
В 1250 году Матиас II, герцог Лотарингии , подарил замок Верхний Кенигсбург в качестве платы Куно Бергхаймскому, а также Сен-Ипполиту и Анесхайму . [ 10 ] Однако герцог сохранил за собой право реверсии, которым он позже воспользовался, чтобы передать те же самые владения Генриху фон Верду.
В 1287 году Сен-Ипполит был захвачен и сожжен Ансельмом II Рибопьером, и герцог Лотарингии решил укрепить его. В 1290 году Льепвр был передан в качестве гонорара Генриху I, сиру Бламона , герцогом Фридрихом III , но он сохранил за собой Сен-Ипполит, а в 1310 году полностью укрепил его стенами и непреодолимыми рвами. Эти меры предосторожности не помешали Сен-Ипполиту подвергнуться дальнейшим нападениям. В 1316 году Фридрих IV Лотарингский получил дань уважения от Ульриха Верда за эти же владения, а также за Франкенбург и Шатенуа. Однако наследники Ульриха отказались признать сюзеренитет герцога Лотарингского и продали часть этих феодальных владений епископу Страсбурга , что привело к длительным судебным разбирательствам, прежде чем герцоги Лотарингские смогли возместить свои потери.
В 1324 году Леопольд I, герцог Австрии , в конфликте с Людовиком Этингеном захватил Сен-Ипполит и продал его епископу Страсбурга, ландграфу Эльзаса. В 1365 году герцог Иоанн I пожаловал свои земли здесь Буркарту из Фенетранжа и Шенеха. Наследники семьи фон Вердов не хотели отказываться от земель, которыми они владели, и результатом стал длительный спор, урегулированный только в 1369 году.
В 1370 и 1374 годах Иоанну I, герцогу Лотарингскому , пришлось дважды вновь вступать во владение Сен-Ипполитом, который он затем передал своему тестю Эберхарду II, графу Вюртембергскому , который два года спустя перепродал его, в 1393 году. , епископу Страсбурга. Эберхард III, граф Вюртембергский, затем взял под свой контроль Сен-Ипполит, а затем вернул его Фридриху фон Бланкенхайму, епископу Страсбурга. В 1430 году Антон фон Гаттштат Виллерский получил пожизненный дар от Карла II, герцога Лотарингского , на город Сен-Ипполит и замок Верхний Кенигсбург, в обмен на что Антуан сделал Карла своим наследником. [ 11 ]
Разрушение города арманьяками
[ редактировать ]В 1349 году Эльзас поразила эпидемия чумы , за которой в октябре 1356 года последовало землетрясение, уничтожившее деревню. Но благодаря трудолюбивому населению регион позже обрел определенное процветание. Это богатство привлекло банды бретонцев , лангобардов , гасконцев , испанцев , шотландцев которые (получив название Арманьяк из-за службы королю Франции ) , грабили регион. Эти войска еще называют « Мошенниками », в Эльзасе «Шиндеры» или в Лотарингии « Рутье » взяли с собой толпу гангстеров и авантюристов. Под командованием Людовика, дофина Франции (будущего Людовика XI ), они попытались сначала захватить город Базель , но сопротивление возглавили швейцарцы . Людовик подписал с ними мирный договор в Энсисхайме в октябре 1444 года. В сентябре 1444 года арманьяки заняли деревни Шатенуа , Ла-Вансель и Льепвре . Дважды арманьяки пытались штурмовать город, но потерпели неудачу: один из их лидеров, Пошон де Ривьер , был убит во время штурма. Дофин понял ситуацию и ушел, когда жители отказались принять его людей. Сир Торговля оккупировала город до 1 января 1445 года, опустошая подвалы и чердаки, грабя дома, охотясь на жителей и оставляя только ремесленников. Арманьякам ) , пришлось участвовать в боях в близлежащих муниципалитетах ( Селестат , Бергхайм и Рибовилле где группы соратников Гезеллена замедляли захватчиков. 3 декабря 1444 г. было арестовано более тысячи резистористов. Арманьяки, столкнувшись с таким сопротивлением, решили днем 1445 года отступить в поисках счастья где-нибудь в другом месте. Но во время ухода они подожгли часть города Сен-Ипполит. Населению помогали сподвижники, успевшие покинуть город до прихода арманьяков. Арманьяки устроили засаду и сняли с них шкуру. Они заняли Сен-Ипполит и разграбили город. Они покинули его, будучи вытеснены Эразмом Рибопьером , который начал беспокоиться из-за смелости этих авантюристов. Под предлогом того, что жители Сен-Ипполита открыли двери арманьякам, они подожгли последние еще стоявшие дома. Жители Сен-Ипполита, несмотря на все эти несчастья, реконструировали свои дома и восстановили виноградник. После этого периода опустошения Сен-Ипполит несколько раз переходил из рук в руки новых владельцев, но в конце концов снова возвращался герцогам де Лорейн два года спустя.
Франц фон Зикинген захватывает Святого Ипполита
[ редактировать ]
В 1516 году Франц фон Зикинген (1481–1523), немецкий авантюрист, воевавший за счет Гангольфа Герольдсека (1527–1569) близ Саверна, недалеко от дома Вангена, против него, герцога Лотарингского, врасплох захватил Сен-Ипполита со своими 6000 солдатами, не назначив ущерб городу [ 12 ] в долине Льепвра . Не имея возможности одержать победу собственными силами, он призвал на помощь Зикингена Франца (Франсуа де Зикинген), первоклассного авантюриста. Этот поспешил подбежать с отрядом в 6000 человек. Он пересекает Вогезы и вторгается в Лотарингию . Герцог Лотарингский, купив нейтралитет Зикингена , полностью уничтожил войска Герольдсека в его долине Льепвре . Он снова сделал начальником Сен-Ипполита, не встретив сопротивления, и отрубил голову жителю, который благоприятствовал проникновению врага. Однако этой экспедиции Антуана недостаточно, чтобы полностью восстановить порядок. Под предлогом мести за слабых и угнетенных Франсуа де Зикинген принес опустошение в свой электорат Пфальца и объявил войну имперским городам и религиозным учреждениям. Имя Герольдсека часто появляется в истории Эльзаса. Один из филиалов можно найти под названием Geroldseck-es-Vosges (В Восасо, ам-Везихим) из-за замков, расположенных в Вогезах. Ее погасили в 16 веке. Другая семья получила название от замка Хоэн-Герольдсек, построенного на одной из вершин ее гор. Шварцвальд недалеко от Лара . Чтобы защитить в будущем долину Льепвре и Сен-Ипполит, герцог Лотарингский доверил ее няню с 1516 года эльзасскому лорду, который был весьма предан ему (ей), графу Тирштейну . [ 13 ] Франсуа де Зикинген был убит в 1523 году.
Крестьянская война
[ редактировать ]Но на новом витке там должен был появиться Эльзас . поднялись В апреле 1524 года фермеры Базеля на Виссембург . Они взяли имя Хамов . Их врагами были дворяне и особенно духовенство . С февраля 1525 года фермеры севера региона в двенадцати пунктах заявили о своих требованиях большей свободы для фермеров: отмене десятины, праве на персик и охоту , свободе выбирать здравого господина. За короткое время эти требования объездили весь Эльзас , сначала относились спокойно, затем эксцессы вызывали насилие. Именно в ее Нижнем Эльзасе , в направлении Мольсхайма , это движение было самым жестоким. Восстание захватило также долину Вилле и город Лотарингии Сен-Ипполит.
Фермеры зашли в одно аббатство, грабя все на своем пути. Аббатства Онкура , Андлау , Баумгартена и Эберсмюнстера были разрушены и сожжены. Монастырь Льепвра также был частично разрушен. Фермеры готовились отправиться в Лотарингию, чтобы напасть на владения герцога Лотарингского . Они пытались удивить город Сен-Дье . Но с приходом фермеров прозвучал сигнал тревоги, позволивший их разогнать. Это была их большая ошибка. Сен-Дье защищала рота ланскене .
Разыскиваемый эльзасскими лордами и епископом Страсбурга , , герцог Антуан 16 мая 1525 года собрал закаленную и хорошо вооруженную армию, взятую им графом Веем и герцогом Водемоном и отказался от хамства в Лупштайне недалеко от Саверна. Фермеры были вооружены просто вилами и чумы. Всего насчитали более 21 000 смертей. Трупы бросали в общие могилы. Полагая, что с хамами покончено, герцог Лотарингский был предупрежден, что фермеры присоединятся, чтобы напасть на них и затянуть им ловушку. Действительно, в мае 1525 года фермеры Эберсмюнстера , Шатенуа и Барра захотели присоединиться к фермерам Рибовилле и Сен-Ипполиту, чтобы увеличить ряды. Но армия герцога Антуана разгромила их в Шервиллере : с ней уходят 5000 фермеров. Он поджег Шервиллера , которого обвинил в том, что тот открыл им двери, редкие жильцы были безжалостно преследованы и убиты. Волнение охватило и земли Лотарингии : к святому Ипполиту, священнику Вольфгангу Шуху, названному канониками коллегиальной церкви Святого Георгия в Нэнси , отрекшаяся от католицизма, вышла замуж, за ней последовал ряд его прихожан. Фермеры заняли Сен-Ипполит 7 мая 1525 года при поддержке буржуазии, но не продержались там долго. Герцог Антуан послал отряд в Сен-Ипполит с миссией вернуться в обратный путь. Более того, не было ничего плохого в том, чтобы навести порядок в его далеком городе Лотарингии . Герцог был тем более недоволен, что считал своих подданных особенно безответственными, слушавшими речи, разжигаемые хамством. Некоторые даже пошли на реформацию. Священник Вольфанг Шу (1493–1525) был арестован за преступление ереси в мае 1525 года Гаспаром д'Оссонвилем , губернатором Бламона и лидером в Нанси , и приговорен к сожжению в деревянном доме 20 июня 1525 года.
Жители Сен-Ипполита, в том числе дети от семи до двенадцати лет, в знак наказания должны пройти босиком и с поднятой в процессии головой приложить восковую свечу к руке, до святилища Дюзенбаха . Они должны восстановить все украшения, снятые в церкви и монастыре , поститься каждую пятницу и отменять десятину и другие царские деньги в своей церкви . Они также должны каждый год присылать герцогу Лотарингскому двенадцать возов хорошего белого вина по двадцать четыре мерки в каждой. [ 14 ] В середине 16 века Сен-Ипполит снова стал процветающим городом. Она была окружена прочными валами и довольно глубоким рвом. Герцоги Лотарингии летом отправлялись в Сен-Ипполит, чтобы поохотиться там, в близлежащих горах. В остальное время в городе жил один губернатор или баилли , представлявший герцога Лотарингского , которому было поручено заботиться о порядке и по-разному воспринимать гонорары и налоги. В 1564 году эту функцию выполнял Олри Видранжа ( Ульрих фон Виттринген ), сын Жана де Видранжа, лорда Танвиля . Его назвали капитаном и проводником в городе. Жители Сен-Ипполита его не любили и долгое время он оставался непопулярным среди населения. С 1551 года сеньория Ортенберг или Вилле принадлежала могущественному роду Болвиллеров . , барон Болвиллера и унтерфогт Эльзаса Николя , управлял долиной Вилле старшим казначеем Жан-Жаком де Остейном и офицером Арманом Видманом . Именно с этими последними и произошло У Олри Видранжа были серьезные соревнования. [ 15 ] Олри Видранжскому пришлось защищать интересы герцога Лотарингского Сен-Ипполита от компаний сира Рибопьера . Вскоре его бросили в конкуренцию представителям среднего класса самого Сен-Ипполита. Этими последними было не очень легко управлять. В 1504 году они восстали и хотели убить своего капитана Жана Коверского . Жан де Видранж имел ужасную склонность давить на своих соотечественников в различных вопросах налогов , пошлин и налогов . Представители города в конце концов пожаловались герцогу Лотарингскому , который приступил к расследованию на месте, которое присоединилось к утверждениям населения. Кроме того, у него были большие трудности со своим соседом, лордом Вилле. Герцог непременно хотел иметь положительный имидж у жителей своего (ее, ее) далекого эльзасского города Лотарингии. Он был арестован, отправлен обратно в Нанси , освобожден от титула и заключен в тюрьму в 1568 году в Нанси , где и умер в 1589 году. [ 16 ] Его заменил на Сен-Ипполит Жан де Сильер, канцлер Датской Кристины . Скульптурная брусчатка и полихромия, прикрепленные к северному фасаду ратуши, напоминают об Ульрихе Видранжа. На брусчатке изображено оружие Лотарингии , под которым отмечается надпись: «Ульрих фон Виттринген, 1566 год».
Охота на ведьм
[ редактировать ]

Между 1560 и 1600 годами Эльзасу пришлось пожалеть о настоящей охоте на ведьм. Только в Кольмаре , Тюркхайме и Селестате в деревянный дом были отправлены 42 женщины, обвиняемые в колдовстве . Под пытками они признались в самых страшных проступках. Чума коснулась Бергхайма [ 17 ] Чуть позже, когда появился гигантский иск против 35 женщин, обвиняемых в колдовстве, восемь из которых были из Сен-Ипполиты и две из Танненкирха . Кто-то обвинял их в том, что они попросили сатану обрушить град и тем самым были ответственны за опустошение ее виноградника . Другого обвинили в том, что он сгнил . перед сбором винограда Остальных по-прежнему обвиняли в том, что они приготовили вино и сделали его непригодным для употребления, или в том, что кто-то другой заставил умереть одну корову . Под ее пытками один признался этим бедным женщинам в невероятных сценах. Некоторые из них признались, что встречались ночью вместе с дьяволом , принявшим человеческий облик, с которым они ели, пили, пели и танцевали, а также обвинялись в том, что поддерживали с ним дьяволом плотские дела. Некоторые ныне живущие «ведьмы» Бергхайм, Роршвир или Шатенуа признались, что получили немного денег или пожертвований натурой. Рассказывали, что их перевезли на гусе , козле или метле где-то рядом с "Ландграбеном" или мельница, скажем, «Брухмюле» или еще Кляйнфорст в Сен-Ипполите. Из 35 женщин, обвиненных в колдовстве, единственная возглавила обвинителей. Она умерла под пытками. В момент оплаты один воробей проник в помещение и опрометчиво стоит там. Судья после этого события заявил, что дьявол пытался вернуть душу ведьмы . Большую часть времени так называемые ведьмы были простыми женщинами, вероятно, бродягами или цыганами , которым удавалось вымогать деньги и пожертвования натурой у немного доверчивых жителей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальный справочник выборных должностных лиц: мэры» . data.gouv.fr, Открытая платформа для общедоступных данных Франции (на французском языке). 2 декабря 2020 г.
- ^ «Правовое население 2021» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . 28 декабря 2023 г.
- ^ Баколь, 1865: Древний и современный Эльзас или топографический, исторический и статистический словарь Верхнего Рейна и Нижнего Рейна . Соломон
- ↑ Со времен Мабильона многочисленные историки утверждали, что Фульрад родился в Сен-Ипполите, но никаких доказательств так и не было представлено. Немецкие историки, в частности, оспаривают это и на основании анализа Фульрада утверждают обратное. Исследования Йозефа Флекенштейна направлены на то, чтобы показать, что родиной Фульрада является регион между Маасом и Мозелем , который также был колыбелью Пиппинидов. (См. Йозеф Флекенштейн: Fulrad von Saint-Denis und der fränkische Ausgriff in den süddeutschen Raum , 1957, стр. .)
- ^ Сен-Ипполит, древний город в Лотарингии , с. 113
- ↑ День Святого Ипполита празднуется 13 августа, в день перенесения его тела в Рим. Его мощи почитались в Сен-Ипполите, но позже были перенесены в аббатство Сен-Дени ; они были возвращены Сен-Ипполиту в 835 году. Они хранились в прекрасном реликварии готического стиля , а позже в одном из 18-го века хранились в музее Унтерлинден в Кольмаре .
- ↑ Завещание Фульрада в 777 году: «Келья под названием Аудалто-Вилларе, где покоится святой Ипполит»
- ^ ранее известный как Стофанберг или Стефанберг , как указано в грамоте, данной Карлом Великим монастырю Льепвр в 774 году; или как Эстюфин , как в Лотарингской хартии 1250 года (Шёпфлин-Равенез, т. III, стр. 312)
- ^ Архивы департамента Мёрт и Мозель, ссылка G 393/1.
- ^ неопознанный; возможно, либо Энцхайм , либо Энсисхайм
- ^ Национальная библиотека, Париж, фонды Лотарингии.
- ↑ Хроника Лотарингии, маршальское издание, 1860, стр.224, 335.
- ^ Архивы Мёрта и Мозеля B.905, № 40.
- ^ Национальная библиотека, рукописи, коллекция Лотарингии.
- ^ Дело иска Болвиллера-Видрейнжа находится в Национальной библиотеке, рукописи, коллекция Лотарингии, т. е. CLXXVI, листы 47–66.
- ^ Архив Сен-Ипполита, BB, I комплект, пролет I, BN.
- ^ Бапст Эдмонд: Ведьмы Бергхайма, Париж, 1929 год.
Библиография
[ редактировать ]- Баколь, Жак: Древний и современный Эльзас или топографический, исторический и статистический словарь Верхнего Рейна и Нижнего Рейна, Саломон, 1865 г. - 3-е издание, переработанное Полем Ристельхубером (переиздание 1976 г.)
- Обе, Жан-Поль: Сен-Ипполит в XVI и XVII веках по архивам, хранящимся в Нанси - Герцоги Лотарингии: территории и владения, с. 155–193, Ревю Эльзаса, 2003 г.
- Бапст, Эдмонд: Ведьмы Бергхайма, Париж, 1929 г.
- Флекенштейн, Йозеф: Фульрад фон Сен-Дени и франконская экспансия в южную Германию Г. Телленбаха, исследования и предварительные исследования по истории франконского и фрибургского дворянства, Фрибур-ан-Брисгау, 1957, с. 9-39
- Грандидье, Филипп Андре: Заяц и Сен-Ипполит - Неопубликованные произведения Грандидье, том 1, Revue d'Alsace, H. Georg, 1865, Кольмар, Печать и литография Камиллы Декер, 585 страниц
- Грандидье, Филипп, Андре: Новые неопубликованные работы Грандидье, том 3 - Alsatia Sacra или церковная и религиозная статистика Эльзаса до революции с неопубликованными работами Шопфлина - Льепвра и Сен-Ипполита - Кольмар, Х.Хуффель, M.DCCC .XCIX , с. 201-202
- Грандидье, Филипп, Андре: Льевр и Сен-Ипполит: История церкви и епископов-принцев Страсбурга от основания епископства до наших дней - Imprimerie François Levrault, Страсбург, 1776 г.
- Грандидье, Филипп, Андре: Церковная, военная, гражданская и литературная история провинции Эльзас, Страсбург, 1787 г., Лоренци и Шульрерри (Т.1) и Левро (Т.2)
- Ник, Жан-Мари: Сен-Ипполит, город в Лотарингии. Бюллетень Ассоциации укреплённых замков и городов-крепостей Эльзаса, с. 84-87, 2000 г.
- Пететен, Франциск: Святой Ипполит: основные средневековые руины. Ассоциация укрепленных замков и городов-крепостей Эльзаса, с. 88-89, 2000 г.
- Трендель, Ги и Кармона, Кристоф: Верхний Кенигсбург и его регион, Editions Pierron, Sarreguemines, 1998.
